Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 1. Цели, задачи курса.↑ Стр 1 из 12Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Методическое пособие по дисциплине «Православная культура» Курс лекций
Разработчики: Преподаватель ОГАПОУ «Белгородский индустриальный колледж» Конобиевская М.И.
Белгород 2020 г. ВВЕДЕНИЕ Современная жизнь возвращает нас к историческим и культурным истокам. Изучение национального культурного и духовного наследия обрело актуальность в наши дни, изучение истории православной культуры, которая явилась источником национальной культуры русского народа, также не исключение. На протяжении столетий православие формировало эстетические и нравственные идеалы, являясь источником вдохновения, разнообразия тем и сюжетов в творчестве. Православная культура всегда была в центре внимания, отражая стремление человека к самосовершенствованию, к духовно и эстетически осмысленной организации окружающего предметного мира и человеческого общества. На протяжении истории православная культура – ориентир духовных поисков художественного творчества русского народа. Именно она способствовала формированию человека нового типа, стремящегося не к преобразованию внешнего мира, а к его одухотворению. Православные учения активно влияли на ход истории и взаимоотношения между людьми, народами и государствами. Именно поэтому изучение истории православной культуры как одной из представительниц мировой цивилизации сегодня весьма актуально. Обращение к истории православной культуры сегодня важно и потому, что мы живём в одном государстве и одном городе с представителями разных национальностей и разных вероисповеданий, учимся и работаем с ними в одних и тех же учреждениях, встречаемся в общественных местах, творческих коллективах. Следовательно, изучение религиозных традиций в целом и православных в частности необходимо из уважения к своему и другим народам, во избежание разного рода недоразумений и конфликтов, которые возникают, когда люди не знают духовных ориентиров друг друга, убеждений и связанных с ними традиций. Для того чтобы понять, почему люди в конкретном случае поступили так, а не иначе, нужно знать нравственные законы и принципы, которыми они руководствуются в жизни. В последние годы это стало особенно важно, потому что каждый человек сегодня находится в духовном поиске и часто очень болезненно реагирует на непонимание, неуважительные высказывания, попытки ограничить его права на свободу религиозных убеждений. Культура и мировоззрение всегда были самыми важными факторами в жизни каждого человека и целых народов, определяющими весь образ жизни, человеческую судьбу, отношения в семье, государстве, быту. Данный курс лекций поможет «вжиться» в культуру православия, его быт и традиции, расставит приоритеты, позволит лучше раскрыть смыслы изучаемых объектов православной культуры. Издание предназначено для студентов гуманитарных специальностей вузов, может быть интересно учащимся школ, а также для широкого круга читателей, интересующихся историей православия Вопросы для самоконтроля 1. Как вы понимаете термин «православная культура»? 2. Какие основные задачи ставит перед собой данный курс? 3. В чем актуальность данной дисциплины? 4. Какое значение для современного человека имеют знания, полученные при изучении данного курса? 5. В чем вы видите связь истории с православной культурой? 6. Как православная культура влияла на эволюционные процессы? Лекция 2. Тема: Понятие культура
Культура - понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Культура является предметом изучения философии,культурологи, истории,искусствознания, лингвистики ( этнолингвистики), политологии,этнологии,психологии, экономики,педагогики и др. Культура — специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. Духовная культура включает в себя знания, верования, убеждения, духовные ценности, идеологию, мораль, язык, законы, традиции, обычаи, достигаемые и усваиваемые людьми. Духовная культура характеризует внутреннее богатство сознания, степень развитости самого человека. Однако не всякие материальные или духовные продукты, созданные людьми, становятся частью культуры, а только те, которые приняты членами общества или его частью и закреплены, укоренены в их сознании посредством записи на бумаге, других носителях информации, в виде навыков, знаний, обычаев, обрядов и т.д. Закрепленный таким образом продукт может быть передан другим людям, последующим поколениям как культурное наследие. Культура воплощается в практической деятельности людей — производственной, бытовой, политической, художественной, научной, учебной и т.д., поэтому культурное содержание можно выделить в сфере любой целенаправленной социальной деятельности человека. Это многообразие проявлений культуры обусловливает многозначность ее определений. Понятие культуры употребляется в значении исторических эпох (например, античная или средневековая культура), разных этнических общностей (культура древних греков, русская культура), специфических сфер жизни или деятельности (культура труда, политическая культура). Благодаря языку человек структурирует и воспринимает окружающий мир. Язык обеспечивает взаимопонимание людей и служит важнейшим средством общения, хранения и передачи информации из поколения в поколение. Тем самым общий язык поддерживает сплоченность общества. Ценности — одобряемые и разделяемые большинством общества убеждения относительно поставленных перед человеком целей и основных средств их достижения. Ценности определяют смысл деятельности человека и общества в целом. В процессе взаимодействия между собой люди оценивают предметы и явления с точки зрения их соответствия своим потребностям, с точки зрения их полезности и допустимости. Совокупность принимаемых личностью ценностей называется ценностной ориентацией. Различают ценности всего общества в целом и ценности отдельных социальных общностей, классов, групп. Система ценностей может складываться стихийно, а может представлять собой теоретически сформулированную систему взглядов. В последнем случае говорят об идеологии. Культура играет большую роль в жизни общества. Она выступает средством сосредоточения, хранения и передачи человеческого опыта. В связи с этим выделяют несколько функций культуры. Прежде всего — это регулятивная функция. Формируя систему ценностей, культура регулирует характер поведения людей. Например, человек, разделяя ту или иную ценность, будет стремиться к реализации ценностных установок и установлению связи с теми, кто разделяет его ценностную ориентацию. Таким образом, ценностное содержание культуры выступает в качестве регулятора человеческого поведения. Развиваясь в рамках общества, индивид усваивает общепринятые правила и культурные ценности, включаясь в комплекс межчеловеческого общения, — тем самым формируется его личность. Таким образом, культура способствует становлению личности, выполняя образовательную и воспитательную функции. Культурные нормы не являются достоянием только одного человека. Они разделяются многими людьми, а иногда и всем обществом в целом. В этом случае культура выполняет объединяющую (интегративную) функцию, обеспечивая единство общества. В культуре сосредоточен богатый исторический опыт общества (группы, класса, народа). В связи с этим она выполняет ретранслирующую функцию — передачу этого опыта последующим поколениям. Культура общества — многоплановое явление, состоящее из множества ее разновидностей. Общество — неоднородно, входящие в него группы имеют свой набор ценностей и норм. Поэтому выделяют несколько разновидностей культуры. Культура не есть нечто застывшее, неизменное. Она динамична, постоянно развивается, пополняясь новыми элементами. В то же время сохраняется преемственность между историческими этапами развития культуры, что позволяет говорить об особенностях национальных культур. В некоторых случаях изменения могут касаться художественного стиля, производственных технологий, правил поведения и т.д., но при этом сущность культуры в целом остается неизменной. Изменения в культуре могут происходить как в процессе целенаправленной деятельности людей (в литературе, науке, искусстве), так и в результате стихийного заимствования культурных ценностей.
Контрольные вопросы и задания Дайте характеристику понятию «культура». Какие виды культуры вы знаете? В чем состоит их отличие друг от друга? Охарактеризуйте основные элементы культуры. Какие функции выполняет культура? Лекция Лекция Функции искусства Утешительно-компенсаторная – восстановление в сфере духа гармонии, утраченной человеком в реальной действительности. Своей гармонией искусство способствует сохранению и восстановлению психического равновесия личности Общественно-преобразующая - оказывая идейно-эстетическое воздействие на людей, включает их в направленную деятельность по преобразованию общества Внушающая - воздействие на подсознание людей, на человеческую психику Воспитательная – формирование личности, чувств и мыслей людей Художественно-концептуальная – способность анализировать состояние окружающего мира Предвосхищения – способность предвосхищать будущее Эстетическая – способность формировать эстетические вкусы и потребности человека Гедонистическая – особый, духовный характер искусства, оно призвано доставлять людям удовольствие Познавательная – выражается в его способности к отражению и освоению тех сторон жизни, которые труднодоступны науке. Искусство: -украшает мир; -воспроизводит в художественных образах все, что интересно человеку в жизни; -раскрывает ценности человека и человечества, формирует чувства прекрасного, доброту, достоинства личности; -осмысливает и преобразовывает жизнь, познает ее; -восстанавливает в сфере духа гармонию, утраченную человеком в реальной действительности, способствует сохранению и восстановлению психического равновесия. На Руси, как и в Византии, знали два способа украшения храмов священными изображениями – мозаики и фрески. Они легли в основу живописи русского Средневековья, которая неизменно вызывала и продолжает вызывать огромный интерес у любителей искусства и учёных всего мира. Софийский собор в Киеве – древнейший памятник, который сохранил монументальную живопись домонгольской Руси. Он воздвигнут в середине XI в. в честь победы князя Ярослава Мудрого над пришлыми кочевниками-печенегами. Великолепное внутреннее убранство собора выполнили, соединив мозаику и фреску, греческие мастера, поэтому оно в наибольшей степени соответствует византийской системе росписи. Музыка благодаря своей гармоничности, целостности и возвышенной духовности всегда оказывала сильнейшее воздействие на человека, который в храме получал эмоциональное успокоение, очищение, внутреннюю «благостность» не только под ее воздействием, но скорее от целого комплекса храмового искусства. «Процесс богослужения представлял собой некое мистериально-символическое действо, осуществлявшееся по законам зрелищных искусств, строго подчинившееся определенному каноническому сценарию, включавшему в себя хореографию священнослужителей, чередование музыки и речитации, последовательность участия в действии тех или иных чинов священнослужителей, хора, масс верующих». Речь идет о синкретичности храмового искусства, одним из компонентов которого являлась музыка. Православие как культурообразующий компонент русской культуры тесно связан со всеми элементами культуры. В любом произведении русского искусства, созданном после Крещения Руси, прослеживается духовная, религиозная и библейская тематика. История русского народа полна героических и ярких общественных событий. Русская душа отличалась особой чувствительностью, восприимчивостью, фантазией. Поэтому в российской живописи наблюдает многообразие тем, сюжетов, образов. Русские художники были прогрессивными людьми, и в их произведениях можно найти отражение всех перемен, происходящих в обществе. Русские живописцы достигли выдающихся результатов в изображении человека и его внутреннего состояния. На полотнах очень часто встречаются сюжеты из жизни простых людей, их страдания, надежды и чаяния. Русская природа во всем ее великолепии также являлась темой вдохновения русских художников. Сложно перечислить всех выдающихся русских художников, но самые известные имена это И. Шишкин, В. Саврасов, И. Репин, В. Суриков, К. Брюллов и многие другие. Они являются гордостью русской живописи, их произведения получили мировое признание. В.И.Суриков мог заглянуть в сакральные глубины исторического прошлого России и предвидеть её приближение к бездне. Он мало писал писем, не вёл дневниковых записей, где мог бы излагать свои мысли, своё понимание, давать оценку происходящему вокруг. Все свои раздумья и переживания он поверял своим полотнам. Там – вся его философия, боль, пророчество и вера. Он вслед за Бальзаком мог сказать: «Главные события моей жизни – это мои произведения».Главная и отличительная особенность профессионального русского искусства – заявившее о себе сразу, с самых первых шагов, его духовное начало. Вместе с тем, избирая для себя тот или иной сюжет, который, может быть, действительно имел место в истории, Суриков, точно так же как и его предшественники, никогда не погружался в его событийные недра. Он использовал его только как повод для того, чтобы поднять те проблемы, которыми жило, которыми «болело» современное художнику общество. И здесь также сказалась его приверженность к традиции, зародившейся в исторической живописи еще с академических времён, утверждаясь и в последующем веке также. Не о гибели приморского городка говорил в своей знаменитой картине «Последний день Помпеи» Карл Брюллов, а о гибели старого, языческого мира нового, христианского. Именно Брюллову принадлежит первенство в создании именно в этой картине собирательного образа Церкви Христовой. Сам духовный разворот замысла картины, создававшейся в Италии, оказался необычно актуален для России рубежа 1820-х – 1830-х годов. Подавленный событиями 1 марта 1881 г. - убийством царя Александра II, потрясшем всю Россию до основания, пишет свою Через кровавую сцену, разыгравшуюся в семье Ивана Грозного, картину И.Е.Репин «Иван Грозный и сын его Иван». раскрывается страшное предвидение художника трагического завершения династии Романовых. А в картине В.М.Васнецова «Царь Иван Васильевич Грозный» из отдельных подголосков, сливающихся воедино, вдруг зазвучала апокалиптическая нота, вобравшая в себя ощущение автором своего времени как конечного. Такова особенность русской исторической живописи. Суриков не составлял исключение, откликаясь не на событие, как таковое, а на боль своего времени. Свой путь в искусстве он нашёл довольно быстро. «Приехавший в Москву, - вспоминал он впоследствии,- попал в центр русской народной жизни, сразу стал на свой путь». Уже в его знаменитой исторической трилогии очень чётко и достаточно определённо раскрыла себя сама природа искусства мастера, сформулировано его художественное кредо. Именно трилогия и будет в центре нашего внимания. В первой картине трилогии «Утро стрелецкой казни» Суриков обращается к событиям, которые действительно имели место в истории России. Это – 1698г. когда Пётр I жесточайшим образом подавил второе стрелецкое восстание. Уже в этой картине художник задаёт сразу очень высокий уровень размышлений не только об историческом прошлом страны и народа.
Вопросы и задания: Провести работу над высказываниями, раскройте смысл. «Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учится» (Демокрит) «Идите к свету, разуму, правде и красоте» (А.М.Горький) Лекция Тема: Православие и русская литература
Идеями христианства пронизано творчество многих выдающихся писателей. Как сказал Ф.М. Достоевский:»Библия принадлежит всем, атеистам и верующим. Эта книга человечества. Недаром её называют Книгой Книг. Библейская проблема является общечеловеческой, потому что в Библии речь идёт о добре и зле, правде и лжи, о том, как жить и умирать». В течение многих веков Православие оказывало решающее влияние на формирование русского самосознания и русской культуры. В допетровский период светская культура на Руси практически не существовала: вся культурная жизнь русского народа была сосредоточена вокруг Церкви. В послепетровскую эпоху в России сформировалась светская литература, поэзия, живопись и музыка, достигшие своего апогея в XIX веке. Отпочковавшись от Церкви, русская культура, однако, не утратила тот мощный духовно-нравственный заряд, который давало ей Православие, и вплоть до революции 1917 года сохраняла живую связь с церковной традицией. В послереволюционные годы, когда доступ к сокровищнице православной духовности был закрыт, русские люди узнавали о вере, о Боге, о Христе и Евангелии, о молитве, о богословии и богослужении Православной Церкви через произведения Пушкина, Гоголя, Достоевского, Чайковского, других великих писателей, поэтов и композиторов. В течение всего семидесятилетнего периода государственного атеизма русская культура дореволюционной эпохи оставалась носительницей христианского благовестия для миллионов людей, искусственно отторгнутых от своих корней, продолжая свидетельствовать о тех духовно-нравственных ценностях, которые атеистическая власть ставила под сомнение или стремилась уничтожить. Когда один из знакомых Лермонтова, зайдя в церковь, неожиданно обнаружил там молящегося поэта, последний смутился и стал оправдываться тем, что будто бы пришел в церковь по какому-то поручению бабушки. А когда некто, зайдя в кабинет Лескова, застал его молящимся на коленях, тот стал делать вид, что ищет на полу упавшую монету. Традиционная церковность еще сохранялась в простом народе, однако была все менее характерна для городской интеллигенции. Отход интеллигенции от Православия увеличивал разрыв между ней и народом. Тем более удивительным представляется тот факт, что русская литература, вопреки веяниям времени, сохраняла глубинную связь с православной традицией. Русская литература XIX века справедливо считается одной из высочайших вершин мировой литературы. Но ее главной особенностью, отличающей ее от литературы Запада того же периода, является религиозная направленность, глубокая связь с православной традицией. «Вся наша литература XIX века ранена христианской темой, вся она ищет спасения, вся она ищет избавления от зла, страдания, ужаса жизни для человеческой личности, народа, человечества, мира. В самых значительных своих творениях она проникнута религиозной мыслью», — пишет Н.А. Бердяев.
В романе Тургенева «Отцы и дети», на первый взгляд, отсутствует религиозная тема. И действительно, произведение повествует об очень «земных» проблемах – о конфликте двух поколений, о столкновении кардинально противоположных мировоззрений. Но именно в раскрытии этого конфликта важную роль играет религиозная тема, и, в том числе, религиозная символика.
А.П. Чехов - Родился 17 января 1860, Таганрог, Екатеринославская губерния — Умер 2 июля 1904, Баденвайлер — русский писатель, прозаик, драматург. Общепризнанный классик мировой литературы. По профессии врач. Почётный академик Императорской академии наук по разряду изящной словесности. Один из самых известных драматургов мира. Его произведения переведены более чем на 100 языков. Его пьесы, в особенности «Чайка», «Три сестры» и «Вишнёвый сад», на протяжении более 100 лет ставятся во многих театрах мира. "Вишневый сад" Невозможно найти человека, который не знал бы этой пьесы Антона Павловича Чехова. Есть что-то удивительно трогательное в самом звучании этих слов - "вишневый сад". Это лебединая песня писателя, последнее "прости" миру, который мог бы быть человечнее, милосерднее, красивее. В Пушкине 1830-х годов религиозная умудренность и просветленность сочеталась с разгулом страстей, что, по мнению С.Л. Франка, является отличительной чертой русской «широкой натуры». Умирая от ранения, полученного на дуэли, Пушкин исповедовался и причастился. Перед смертью он получил записку от императора Николая I, которого знал лично с молодых лет: «Любезный друг, Александр Сергеевич, если не суждено нам видеться на этом свете, прими мой последний совет: старайся умереть христианином». Для Ф.М. Достоевского использование библейских мифов и образов – не самоцель. Они служили иллюстрациями для его размышлений о трагических судьбах мира иРоссиикак части мировой цивилизации. Видел ли писатель пути, ведущие к оздаровлению общества, к смягчению нравов, к терпимости и милосердию? Безусловно. Залогом возрождения России он считал обращение к идеи Христа. Тема духовного воскрешения личности, которую Достоевский считал главной в литературе, пронизывает все его произведения.Духовное возрождение через сострадательную любовь и деятельность – такова философская концепция Достоевского.И для раскрытия её автор использует мифы и образы, заимствованные из Библии. После 1909 г. наступил новый этап. Символизм окрасился в славянофильские тона, демонстрируя презрение к «лишенному души» Западу. Символисты попытались проникнуть в глубины души народа и в русской народной жизни увидели возможность обновления, второго рождения России. Эти мотивы особенно ярко звучали в творчестве Блока (поэтические циклы «На поле Куликовом», «Родина») и А. Белого («Серебряный голубь», «Петербург»). Акмеисты (от греч. акме – высшая степень чего-либо, цветущая сила), напротив, отстаивали самоценность реальной жизни. Н. С. Гумилева, А. А. Ахматову, О. Э. Мандельштама отличали безупречный вкус, красота и отточенность художественного слова, которые они считали главными в поэзии. Вопросы для самоконтроля 1. Кого по праву можно считать родоначальником русской книжности? 2. Вспомните название самой ранней дошедшей до наших дней книги - памятника русской письменности. 3. Назовите три основных национальных идеала человеческого поведения, прописанных в житиях святых. 4. Кто явился основателем первой библиотеки на Руси? Задания для самостоятельной работы: 1. Подумайте и объясните, как православное мировоззрение повлияло на формирование русской литературы? 2. Какие качества личности формировала русская литература 19 века? 3. Какие проблемы отражены в русской литературе? Лекция Ильин, Иван Александрович Родился 28 марта (9 апреля) 1883,Москва — 21 декабря 1954, Цолликон) — русский философ, писатель и публицист, сторонник Белого движения и последовательный критик коммунистической власти в России, идеолог Русского общевоинского союза (РОВС). В эмиграции стал сторонником так называемыхмонархистов-«непредрешенцев», тяготел к интеллектуальной традиции славянофилов и до самой смерти оставался противником коммунизма и большевизма. Взгляды Ильина сильно повлияли на мировоззрение других русских интеллектуалов консервативного направления XX века, в числе которых Александр Солженицын. Вопросы и задания 1. Как православная идеология повлияла на формирование русской философской мысли? 2. Какие основные проблемы раскрывает русская философия? Лекция Лекция Святые воины Руси Прошло более тысячи лет, как Русь приняла христианство. С особой любовью сохраняются в памяти народной героические примеры исповедания святой веры и мученической кончины воинов. Великое множество воинов своим мужеством, готовностью пожертвовать собой ради Веры и Отечества, ради родных и близких не раз спасали свой народ тогда, когда гибель казалась неизбежной. Очень часто в память о погибших воинах благодарные потомки воздвигали храмы. 12 июля день Первоверховных апостолов Петра и Павла, день, когда в 1943году состоялось Прохоровское танковое сражение. В честь погибших воинов в этой битве было решено построить храм, который получил своё название Первоверховных апостолов Петра и Павла. Георгий Победоносец Георгий был родом из Каппадокии – области в Малой Азии. Вырос в христианской семье. Поступив на службу в римское войско, был замечен императором Диоклетианом и принят в его стражу со званием комита – одного из старших военачальников. Узнав о решении императора-язычника дать полную свободу правителям в расправе над христианами, Георгий раздал нищим свое наследство, отпустил на волю рабов и явился в Сенат, где открыто выступил против императора, чем сильно его рассердил. За веру в Христа Георгий подвергся страшным мучениям: его ноги были закованы в колодки а на грудь положили тяжелый камень. Георгия крутили на колесе под которым были устроены доски с ножами, закапывали на 3 дня в извести, обували в железные раскаленные сапоги, били так, что тело и кровь смешивались с землей, пытались отравить, но Георгий оставался невредимым. Языческие жрецы потребовали смертной казни. Спокойно и мужественно святой преклонил свою голову под меч. Это было 6 мая 303 года. Илья Муромец Достоверных сведений о жизни преподобного Илии Муромца сохранилось немного. Родился он в 1143 г. в крестьянской семье в селе Карачарово под Муромом. Народное предание отождествило его со знаменитым былинным богатырём Ильей Муромцем, о котором складывались былины. До 30 лет Илья был парализован, а потом получил чудесное исцеление от 3 вещих старцев. Илья много лет был в дружине киевского князя Владимира Мономаха. Он прославился многочисленными воинскими подвигами и невиданной силой, которую использовал только для защиты Отечества и русских людей. В одном из боев с половцами получил неизлечимую рану в грудь, и повинуясь зову сердца принял монашеский постриг. Так поступали многие воины, заменяя меч железный, мечем духовным. Скончался Илья Муромец в 1188 году и был похоронен в богатырском приделе Софийского собора. Александр Невский Свой полководческий талант новгородский князь Александр Ярославович проявил, когда ему было 20 лет. В июле на берегах Невы высадилось шведское войско во главе с герцогом Биргером. Шведы хотели захватить северную Русь и обратить местных жителей в Католическую веру. Александр не стал дожидаться шведского войска в Новгороде и выступил ему навстречу. Ранним утром 15 июля он атаковал шведов в том месте, где река Ижора впадает в реку Неву. Шведские войска были разбиты полностью. Лишь немногим удалось спастись бегством. После этого сражения князь получил прозвище – Невский. 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера были наголову разбиты немецкие рыцари. В результате этой победы, была сорвана попытка Тевтонского ордена - навязать Руси католицизм. Перед смертью Александр принял схиму с именем Алексия. Дмитрий Донской Весной 1380 года монгольские войска остановились на берегах реки Воронеж. Когда князь московский Дмитрий Иванович узнал об этом, то сказал так: «Братья! Пойдем против окаянного, безбожного и нечестивого сыроядца Мамая. Станем за Православную веру христианскую и за святые церкви». По всей стране был объявлен сбор войск для сражения с Мамаем. За духовной поддержкой князь обратился к Преподобному Сергию Радонежскому. Преподобный благословил его, дал в помощь двух своих монахов Пересвета и Ослябю и предсказал победу. Сражение состоялось 8 сентября (по старому стилю) в день Рождества Пресвятой Богородицы, на Куликовом поле, в том месте, где река Непрядва впадает в Дон. Сражение начали два богатыря: Пересвет и Челубей. Оба погибли, пронзив друг друга копьями. Сам Дмитрий принимал участие в сражении в одеянии простого ратника и чуть не погиб. После сражения его долго искали и нашли лежащего без сознания, заваленного погибшими воинами. За победу на Куликовом поле князь Дмитрий стал именоваться Донским. Пересвет и Ослябя Исторических сведений об этих святых сохранилось очень мало. Достоверно известно, что до принятия монашества Александр Пересвет был боярином Брянским, а Андрей Ослябя боярином любутским.Оба они прославились, как доблестные и храбрые воины. С радостью иноки приняли повеление своего игумена отправиться вместе с князем Дмитрием Ивановичем на битву. По словам Преподобного Сергия Радонежского схимническое облачение должно было заменить им доспехи. Лекция Лекция Лекция Тема: Православная этика Православная этика – это нравственное учение христианства, определяющее моральные ориентиры человеческого поведения. Она получает свое выражение в определенном стиле жизни, который имеет исторические многообразные формы. Мораль — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений. Мораль проявляется в осмыслении противоположности добра и зла. Добро стремится к гармонии во внутреннем мире человека, в отношениях между людьми в обществе. Добро — это созидание; зло — это разрушение, оно нарушает нормы морали. Практика показывала, что человек, не делающий добра, живет ущербной жизнью. Напротив, добрые поступки уменьшают количество конфликтов, объединяют людей, помогая им избавиться от страдания. Во все века ценилась преданность человека, его стремление к самосовершенствованию. Важную роль в разрешении любого конфликта играет вежливость. Она помогает достичь взаимопонимания между людьми, реализует принцип «поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тоб
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.255.63 (0.015 с.) |