Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Та модель и концепция отраженной субъектности во взаимоотношениях воспитывающих взрослых и детей
Перекидывая мостик между двумя концепциями — эго-состояний и отраженной субъектности, — остановимся на двух важнейших для нас понятиях ТА. Первое — это понятие интроекция, исходным для развития которого явилось психоаналитическое толкование, заключающееся в "стремлении поглотить любовный объект и идентифицироваться с ним" (Wolman В.В.,1973); само "поглощение" выступает как способ защиты от любовного объекта, к которому индивид испытывает амбивалентное (двойственное) отношение. Теоретики ТА, начиная с Берна, понимают этот термин шире: интроекция как механизм психологического поглощения другого человека включается тогда, когда имеется недостаток контакта с ним или когда отсутствует возможность разрешить актуальный конфликт (Erskine R. е.а., 1988). Кроме того, они считают, что далеко не всегда такой механизм является патологическим и что это — механизм формирования эго-состояния Родитель. Р. Эрскин определяет эго-состояние Родитель как "интро-екцию личности, совокупность мыслей, чувств, поведенческих проявлений, даже физиологии и телесных ощущений значимых других людей"1. Рассматривая категорию Родитель, как она трактуется в современных разработках по трансактному анализу, можно видеть определенную противоречивость и недостаточность в определениях ключевых терминов. Рассмотрим, к примеру, только что приведенное определение Эрскина, Согласно этому определению любые проявления значимого другого --- 57 --- должны быть автоматически отнесены к инстанции Родитель. Из этого следует, в частности, противоречащий здравому смыслу вывод, что младенец, который, безусловно, является "значимым другим" для своих родителей, будет "записан" в них как Родитель. Точно так же остается недостаточно проясненным понятие "интроекция". С другой стороны, в рамках концепции отраженной субъектности, охарактеризованной в гл.1 в преломлении к задачам диагностики, остается недостаточно выявленным смысл основных понятий этой концепции в контексте психологии общения (в частности, в рамках ТА модели) и понятий, значимых в плане построения развивающих взаимодействий воспитывающих взрослых с детьми. Нетрудно заметить взаимообогащающий характер сопоставления двух концепций.
Намечая синтез двух концепций, сформулируем здесь ряд основных положений. 1. Каждое из эго-состояний может опосредовать процесс межиндивидуального отражения — выступить своего рода переводящим устройством, конвертором (от лат. Conversion — обращение, превращение), переносящим другого человека из пространства реального бытия в пространство его идеального бытия в личности отражающего. 2. Отражается личность в целом, со всеми тремя эго-состояниями, независимо от того, какое эго-состояние актуализировано у отражаемого в момент осуществления отражения. 3. Одним из основных факторов, определяющим характер конверсии, является качество контакта между отражаемым и отражающим, что может быть, впрочем, не более, чем субъективный феномен — эффект восприятия ситуации от ражающим. 4. Отражение выступает в качестве источника динамики (достройки, соотнесения, обогащения) эго-состояний отражающего. Рассмотрим процессы конверсии с позиций Ребенка, Взрослого, Родителя. I. Когда конвертором выступает Ребенок, в результате рождается ассоциированный Родитель. Другой человек при этом переживается как источник влияния, которому подвержен отражающий. Здесь еще сохраняется возможность различения между Я и не Я, но другой человек переживается в своей неотделимости от меня, что, на наш взгляд, соответствует категории "интроекция". Переживание другого --- 58 --- человека как силы, подчиняющей меня, свидетельствует об актуализированности другого в качестве Родителя. Вместе с тем переживание неотделимости от другого, переживание другого как силы, действующей внутри меня, — симптом ассоциированности с моим Родителем. Идет, таким образом, достройка Родительской инстанции. Описанный механизм отражения — конверсия со стороны Ребенка — имеет место в случае недостатка контакта у отражающего с отражаемым. В этом случае Ребенок преодолевает дистанцию с другим, "поглощая" другого и превращая его в идеального Родителя. При этом надо учитывать, что недостаток контакта может существовать лишь в субъективной картине ситуации взаимодействия в глазах отражающего. Объективно же это может быть нормальной ситуацией заботы и позитивного воспитания.
Во взаимодействии воспитывающего взрослого и ребенка эффект интроекции — одностороннего запечатления значимого другого в эго-состояний Родитель — проявляется в таких феноменах, как эффект "ореола роли", т.е. переоценки негативных проявлений воспитывающего взрослого ребенком, и смешение существенного и малозначимого в проявлениях активности воспитателя (согласно экспериментальным данным А.Б.Николаевой). II. Когда конвертором выступает Родитель, порождаются формы эго-состояния Ребенок. Одна из форм означает растворенность другого во мне, в моем Ребенке. Отражая другого, я не замечаю границы, отделяющей его от меня, его Ребенка от моего Ребенка. Он дан мне в ощущениях моего собственного Я. Здесь мы имеем дело с тем, что обозначают термином фиксация. Другой вариант конверсии со стороны Родителя — отстранение другого как значимого существа: я упраздняю его как субъекта. "Упразднение" подразумевает ряд противопоставлений, осуществляемых Родителем: другому человеку отказывают в праве на собственное мнение или принятие ответственности, в понимании ситуации и т. д.; он воспринимается как неуправляемая, не имеющая никакой внутренней логики и порядка в себе сила и пр., т. е. низводится до эго-состояния Ребенок; но это — отчужденный Ребенок, "не Я". Родитель-конвертор оттесняет, таким образом, другого человека на самые архаичные, бессознательные уровни своего ребенка. Мы имеем дело еще с одним механизмом психологической защиты — вытеснение. Обе формы отраженности другого человека с позиции Родителя роднит то, что такое отражение имеет --- 59 --- место в случае, если отражающий переживает избыточность контакта с отражаемым. Понимая "контакт" как соприкосновение эго-состояний вступающих во взаимодействие людей, избыточность контакта мы определяем как невозможность дать адекватный ответ на прикосновение другого — невозможность осмыслить его воздействия, проявить участие, дать необходимый другому эмоциональный отклик. Рассмотренные выше формы отражения ведут по существу к устранению воспитывающего взрослого как значимого другого (или значимого другого как воспитывающего взрослого). Таковы, в частности, последствия симбиотических отношений между воспитывающим взрослым и ребенком1. Другим случаем является устойчивое восприятие ребенком воспитывающего взрослого исключительно в качестве игрового партнера (в случае если воспитатель ранее неоднократно принимал на себя роль Ребенка — наблюдение Н.А.Коротковой). III. Когда конверсию осуществляет Взрослый, мы получаем такую форму отражения, которая может быть названа "идеальный значимый другой" (Петровский В.А., 1992). Перед нами — диалогическая форма представленности. Взрослый отражающего наделяет значимого другого также чертами Взрослого; это происходит независимо от того, какие эго-со-стояния актуализированы в данный момент у другого. Происходит подтверждение или авансирование другого человека такими чертами, как ответственность, свобода, независимость и т.д. Конверсия "во Взрослого" обусловлена не только тем, что отражающий, реализуя черты Взрослого, способен взглянуть на мир с позиции другого, т.е. отбрасывая предрассудки, иллюзии и пр., но и тем, что отражающий полагается на силы роста другого, свои собственные "вклады", возможности развивающих взаимодействий и т.п. Механизм такого рода конверсии включается в случае оптимального для отражающего уровня контакта со значимым другим.
Во взаимодействии с ребенком задача воспитывающего взрослого — сформировать и "запустить" механизм "Взрослой конверсии": преодолеть представления детей о --- 60 --- непогрешимости и могуществе старшего и тотальную зависимость от него (в частности, "выученную беспомощность); кроме того — исключить такие отношения, когда воспитывающий взрослый обречен на растворение в эго-состоянии Ребенок воспитанника, что, с другой стороны, означает низведение воспитанником взрослого до уровня Ребенка. Строя взаимоотношения психологического равенства с ребенком, воспитатель содействует развитию самоценных форм активности, реализуя тем самым принципы личностно-ориентированной дидактики. --- 61 --- III. ПУТИ ПОСТРОЕНИЯ НОВОГО СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕНИЯ МЕЖДУ ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ВЗРОСЛЫМИ И ДЕТЬМИ Суть образовательного процесса согласно личностно-ориентированному подходу заключается в порождении человека как субъекта активности в единстве четырех составляющих (ипостасей): вхождение в мир природы, в рукотворный мир (мир предметов человеческой культуры), приобщение к миру значимых других, возникновение самосознания. Иначе говоря, возникает специфическое качество субъектности в сфере проявлений витальных, предметных, коммуникативных отношений человека к миру и самоотношений субъекта (рефлексия, самополагание). Воспитывать для нас — значит приобщать к ценностям постижения, действования и переживания (ценности Истины, Творчества и Любви). В свою очередь, эти ценности обретают специфичность в соприкосновении с мирами "Природы", "Культуры", "Значимых других", "Я сам". Обучать — значит порождать средства (в широком смысле слова — способности) освоения универсума в четырех его ипостасях. И наконец, поскольку речь идет об общечеловеческих ценностях и адекватных им средствах, исходным и центральным пунктом всего образовательного процесса в рамках лично-стно-ориентированной дидактики становится для нас исследование и построение общения ребенка и взрослого. Общение понимается здесь в самом широком смысле — как производство общего во взаимодействии между взрослыми и детьми. К процессу выработки общего, общечеловеческого, причастен и сам ребенок, "человек среди человеков". В общении, таким образом, раскрывается то, что уже изначально свойственно человеческой природе ребенка (например, пробуждение априорных форм познания).
Единство воспитания и обучения выражается в становлении устремлений — самоценных и ненасыщаемых форм --- 62 --- активности человека в его многоплановых взаимодействиях с действительностью — с ее четырьмя сферами: "Природой", "Культурой", "Миром значимых других", миром "Я сам". Именно в устремлениях ценностный и инструментальный аспекты образования переплетаются и проникают друг в друга, позволяя ощутить их единство. В познании это построение категориального образа мира, творческое воображение, поиск неизвестного и парадоксального, децен-трация и т.д. При организации произвольного поведения это — целеполагание, поиск средств, контроль над исполнением, оценка результатов. При осуществлении эмоциональных контактов с миром это вчувствование, выявление значимости событий, самовыражение и т.п. Рассматривая теоретическую модель построения инновационного процесса (см. гл.1), мы говорили о неограниченности развития устремлений. Смысл этой безграничности мог бы быть прояснен при анализе любого из видов активности в сфере познания, действия и эмоционального освоения мира. Так, развитие категориального видения (в категориях бытия, становления, ничто, начала, явления, сущности, движения и т.п.) не может быть исчерпано наглядными образами. Всегда есть как бы зазор между их абстрактностью и возможным конкретным наполнением. Поэтому категориальное видение мира заключает в себе импульс к постоянному выходу за пределы данного. Точно так же неостановимо воображение. Оно заключается в "способности видеть целое раньше его частей" (Давыдов В.В., 1986); но, поскольку целое всегда больше суммы своих частей, сколь бы дифференцировано оно ни было в дальнейшем, оно предопределяет импульсы к бесконечному познавательному творчеству. Что же касается безграничности поиска неизвестного и парадоксального, то она вытекает из идеи Яна Амоса Коменского, который рассматривал познание как движение от мнения, т. е. мнимого знания, к истинному, т. е. ученому, незнанию, или предельно достижимому знанию о своем и общечеловеческом незнании (Бим-Бад Б.М., 1990). Аналогично могут быть рассмотрены устремления в сфере действия (неограниченность целеполагания, совершенствование средств, углубление форм контроля, расширение спектра оценок). Поясняя смысл безграничности эмоционального освоения мира, нельзя не обратить внимание на то, что сфера возможных эмпатических переживаний безгранична, что источники переживаний собственного Я и возможности его отражения в других динамичны и многообразны.
--- 63 --- Нам представляется, что уже в дошкольном возрасте может рождаться трансфинитность устремлений. Но для этого, например в познавательной сфере, необходимо развивать естественно присущие ребенку элементы категориального видения мира (мы исходим из того, что ребенку уже в момент рождения присущи первичные "есть", "нет", дифференцировка качеств вещей, переживание пространства и времени и пр.). Мы побуждаем ребенка к открытию того, что есть "что-то еще", что выходит за пределы знаемого. Категории не могут быть исчерпаны ни одним из обозримых эмпирических содержаний. Отсюда и беспредельность выхода за пределы освоенного. Мы начинаем работу с детьми "с самого простого" — с категорий бытия, ничто, становления ("есть", "нет", "и есть и нет"). Для детей это осмысление "есть", "нет", переходов "есть — нет" (подробнее см. гл. V). Постепенно поднимаемся с детьми к более сложным категориям: возможности, необходимости, случайности и т.п. Все это уже есть в опыте ребенка. Однако ребенок наслаждается самим открытием в себе этого, возможностью поделиться своим знанием, осознать, что это именно он открыл. Конечно, никто при этом не ставит задачи превратить мышление ребенка в игру абстракциями. Открываемые им "категории" — это в сущности магнитные поля, притягивающие к себе соответствующие содержания. Ребенку приоткрывается мир в его целостности и вместе с тем в многообразии, как мир четырех миров: "Природы", "Культуры", "Других", "Себя Самого". Может быть предложена система развивающих заданий, содействующих становлению познавательных, волевых, эмоциональных устремлений детей в четырех сферах действительности, о которых шла речь выше. Фонарик (задания, ориентированные на выявление и развитие устремления детей к пониманию как "схватыванию целого"). Альбом с " размытыми " изображениями (задания, выявляющие и стимулирующие устремленность детей к перцептивному поиску и категоризации впечатлений); аналогичные задания: замаскированные человечки, проективный стимульный материал (Роршаха, Хольцмана и др.). Картинки из серии " Невозможное " (задания, вызывающие интерес к парадоксальному). Двойственные картинки (задания, актуализирующие стремление к разнообразию, смене впечатлений, открытости новому опыту). --- 64 --- Оборотная сторона Луны (задания, выявляющие и развивающие устремленность к децентрации). Калейдоскоп (задания, предоставляющие ребенку возможность самостоятельно обогащать круг своих впечатлений). Путешествие в микромир / космос (задания, проявляющие и стимулирующие тенденцию к расширению к уточнению картины мира). Наступить на горизонт (задания, проявляющие и стимулирующие устремленность детей к видению границы и выходу за нее) и др. Перечисленные задания сосредоточены в основном на познавательных устремлениях детей. Также могут быть предложены задания, нацеленные на развитие волевых и эмоциональных устремлений. Однако каждое из заданий затрагивает целый спектр устремлений. В некоторых же случаях предлагаемое задание в равной мере может актуализировать познавательные, волевые и эмоциональные устремления и поэтому — выступить в качестве проективного приема диагностики устремленности ребенка. Например, в задании Танцующий страус используется игрушечный страус на ниточках, с помощью которых можно управлять его движением. Здесь можно наблюдать целое созвездие устремлений: познавательных — как же у страуса получается так двигаться?; эмоциональных — наслаждение от неожиданных положений и "па"; волевых — ребенок может приближаться к "вершинам мастерства" кукловода! --- 65 ---
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.205.223 (0.024 с.) |