Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эмпатия как эмоциональное устремление
Если мы вернемся к двум стержневым слагаемым понятия устремления — "хочу" и "могу", то эмоциональному устремлению на уровне "хочу" будут соответствать в сфере "Я — Другие" — эмпатия; в сфере "Я — Сам" — самоприятие, самочувствие; в сфере "Я — Природа" — " вчувствование ", в сфере "Я — Рукотворный мир" — эстетические переживания; на уровне "могу" — владение языком эмоций, его "алфавитом" и эмпатийным языком (более высокий уровень) (рис. 14). При этом оговоримся, что хотя эмпатийный язык и выделен нами особо, как имеющий свою специфику, однако он состоит из простейших элементов языка эмоций. Рис. 14. Схематическое изображение эмоционального устремления
--- 123 --- В плане усвоения общечеловеческих идеалов, нравственных мотивов феномен эмоциональной эмпатии как устремления чрезвычайно важен. Эмоциональная эмпатия является психической основой гуманных отношений в системах "ребенок — взрослый" и "ребенок — ребенок". Такие отношения складываются при условии переживания ребенком полноценных, социально адекватных эмпатийных процессов, когда и семья, и воспитатель не только декларируют нормы поведения, но и руководствуются ими в собственном поведении. Восприятие сказки дошкольниками показано с точки зрения экспериментального анализа эмпатийного процесса, выявления отдельных его этапов и причин их незавершенности, так как этот процесс развертывается во всей своей полноте и возможной временной протяженности. Отметим наиболее важные положения: а) Эмпатию как феномен, включенный в контекст жизненных отношений людей, удобно рассматривать как своеобразный эмоциональный процесс, который в генетическом аспекте представляет собой трехзвенную цепочку (сопереживание — сочувствие — импульс к содействию), где каждое звено занимает свое определенное место; функционирование звена обеспечивается соответствующим психологическим механизмом. б) Эмпатийный процесс основывается на фундаментальной человеческой потребности — потребности в другом человеке. Началом этого процесса можно считать эмпато-генную ситуацию (эмоциональное состояние другого); эмоциональное заражение "запускает" эмоциональную идентификацию (отождествление) с другим (объект эмпатии), которое представлено субъекту эмпатии в качестве сопереживания, т. е. переживания аналогичных эмоций другого.
Познавательные компоненты, включенные в процесс в связи с желанием разобраться в ситуации, вызывают ослабление идентификации, способствуют переводу субъекта на собственную позицию, а также обусловливают переход ко второму этапу эмпатийного процесса — сочувствию.Адек-ватное сочувствие требует от субъекта эмпатии определенного уровня интеллектуального развития и наличия способности в социальном ориентировании, порой очень сложном. Сочувствие и анализ ситуации вызывают импульс к содействию, а результатом эмпатийного процесса, по которому можно судить о характеристиках отдельных его звеньев, является акт реального содействия. --- 124 --- в) В онтогенетическом плане пропуск любого звена эмпатийного процесса приводит к искажениям эмоционально-мотивационной сферы личности. Наблюдаемые в жизни "оборванные" эмпатийные цепочки, особенно в звене сопереживания, привели к ошибочному заключению о существовании двух форм эмпатии: сопереживания и сочувствия, с подчеркиванием негативной роли устойчивого сопереживания для личностного развития. Для формирования эмпатийных процессов, а также для коррекции псевдоэмпатии трудно переоценить роль сопереживания как энергетического заряда, запускающего весь процесс. г) Развитие эмпатийных процессов в личностном плане идет не только от элементарных форм к высшим, но и от более полных — к "свернутым" процессам, как бы содержащим в точечной форме эмоциональный потенциал целостного процесса, способный обеспечить в соответствующих условиях его полное или частичное развертывание. В зависимости от условий и особенностей личности чаще всего оказывается "свернутым" сопереживание, а иногда и проявления сочувствия и на поверхности выступает "чистое" содействие (у взрослого это связано с закономерной экономией эмоциональных проявлений и с требованиями наличной ситуации). Однако эмпатийный стиль взаимодействия с другими закладывается на основе когда-то пережитых эмпатийных процессов, что особенно важно для выявления психологических основ нравственного развития личности дошкольников.
д) Изменение интенсивности эмоциональной идентификации позволяет довести эмпатийный процесс до результативного момента — содействия (помогающего поведения, разделения радости другого). Подобное управление базируется на сочетании знания и выявления основных психологических закономерностей эмпатии, с педагогическим искусством воспитывающих (родителей, родных, воспитателей, учителей), их творчеством, находчивостью, способностью к самым неожиданным экспромтам при наличии индивидуального подхода взрослого к детям. Обучение моральным нормам и правилам и следованию им является необходимым, но недостаточным условием для такого формирования, поскольку оно затрагивает самые поверхностные слои структуры субъективного опыта, которые весьма изменчивы, подвижны и в целом зависимы от требований наличной ситуации. Только проникновение в эмоционально-мотивационную сферу, в частности в эмпатийную, которая регулируется нравственным мотивом, даст --- 125 --- возможность добраться до глубинных ядерных слоев структуры личностного опыта, в котором компонуются жизненные смыслы и значения, из которого транслируются основные побуждения субъекта, стоящие за конкретными действиями и часто не обнаруживаемые в экспериментальных ситуациях и наблюдениях. Однако именно эти побуждения могут неожиданно разрушить поверхностный слой, благополучный с точки зрения сформированных моральных правил, особенно когда дело касается жизненных ценностей личности. Ребенок-дошкольник, почти во всем зависимый от взрослых, как бы "подпираемый" ими, проявляется в основном (за исключением особых ситуаций) в этом поверхностном слое, на который и направлены все воспитательные воздействия взрослых — "следует или не следует нормам поведения" и "как заставить им следовать". А в это же время стихийно закладываются ядерные слои субъективного опыта ребенка, которые обнаружат себя в старшем возрасте. Таким образом, условно продленные эмпатийные процессы, сливаясь, переплетаясь, образуют то эмпатийное поле, которое побуждает ребенка, а впоследствии и взрослого, захотеть и стремиться к эмпатийному поведению, уже независимо ни от каких ситуаций (эмпатийный уровень). Особый случай — оборванные жизнью эмпатийные процессы, когда этап сопереживания и сочувствия без возможности эффективного содействия (например, при утрате любимого человека) вызывает невыносимые страдания. В "поле" этих переживаний попадают дети. Развивающие задания Методика I. Изображение Мимический язык Развивающая ситуация. Набор из семи черно-белых фотографических карточек, изображающих мимические образцы (приблизительный размер открытки), по одной карточке на каждый образец ("смех", "плач", "злость", "страх", "презрение", "обида", "отвращение")1. --- 126 --- Ход задания. Введение в диагностическое обследование ребенка: "Сейчас мы с тобой поиграем, посмотрим картинки, послушаем разные голоса. Хорошо? Сначала посмотрим картинки. Только смотри внимательно на личики".
Ребенку фоторяд предъявляется по одной фотокарточке вопросом: "Кто тут?" Уточняющий вопрос: "Мальчик, девочка, дядя, тетя?" И — далее: "Что с ним (с ней)? Какое у него (нее) лицо?" Если ребенок затрудняется ответить, то ему дается опорное описание соответствующей ситуации, которое зафиксировано на оборотной стороне карточки. Ответ заносится в протокол во втором случае с пометкой ПС ("после ситуации"). Описанию ситуации предшествуют слова экспериментатора: "Хочешь я тебе расскажу, что случилось с этим мальчиком (девочкой и т. д.)?" Дети, как правило, хотят послушать. Если после описания соответствующей ситуации ребенок затрудняется с ответом, в протоколе ставится прочерк. Образные картинки Развивающая ситуация. Набор из семи карточек с теми же мимическими образцами: "смех, "плач", "злость", "страх", "презрение", "обида", "отвращение". Карточки нарисованы художником по инструкции психолога. Ход задания. Тот же, что и для фоторяда, за исключением наличия описания опорных ситуаций. Мимический язык (невербальный вариант) "Кто здесь смеется?" Развивающая ситуация. Любая серия карточек фото- или изоряда. Ход задания. Перед ребенком выкладывается либо фоторяд (7 единиц), либо изоряд (7 единиц). Ребенку: "Посмотри, кто здесь плачет, кто сердится (злится), кто смеется и т. д. (В произвольном порядке.) Покажи пальчиком". --- 127 --- Методика II. Вокализация Развивающая ситуация. Кассета с аудиозаписью: сначала записано звучание плача, смеха, рыка и т. д.; после паузы — те же вокализации с опорными (помогающими) высказываниями типа: "Ой, ой, умора, мальчик, а завязал бантик!!!" — на фоне смеха. И далее после паузы все эмоциональные образцы передаются соответствующей интонацией при произнесении одной и той же фразы: "Иди сюда скорей!" (смешливым голосом, плачущим и т. д.). Ход задания. Ребенку говорится: "А сейчас мы послушаем, как мальчик или девочка будет сердиться, обижаться, смеяться... и т. п. Ты скажи, что с ним, хорошо?" Если ребенок отвечает правильно по поводу каждого из звуковых образцов, то экспериментатор пропускает на пленке следующую серию (вокализации со словами). Однако пока этого не случилось ни разу. Следующая серия — с опорными высказываниями — сопровождается той же инструкцией, только внимание ребенка обращается на то, что мальчик (девочка) будет еще и говорить. Когда даются интонационные образцы, экспериментатор говорит ребенку: "Сейчас мальчик (девочка) будет говорить фразу "Иди сюда скорей", но разными голосами. Он будет говорить это, когда ему весело, когда он плачет и т. д. Ты послушай и скажи, что с ним (ней). Только тебе идти никуда не надо и повторять это тоже не надо".
Методика III. Пантомимика Развивающая ситуация. Семь карточек с контурными изображениями характерного для определенной эмоции жеста и позы и соответствующий набор карточек с нарисованными лицами с адекватными мимическими выражениями к каждому из пантомимических образцов. Ход задания. Перед ребенком раскладываются карточки с "безголовыми фигурами". Ребенку: "Ты видел(а), что у людей и даже у зверей ручки и ножки могут радоваться, злиться, пугаться. Видел, да? А покажи, как ручки испугались? Вот, правиль- --- 128 --- но, или (если ребенок не показывает) вот так (показывает взрослый). А теперь посмотри, к какой фигурке подойдет это личико: видишь, какое тут выражение. Ручки, ножки тоже могут переживать". И экспериментатор предлагает одну из "головок" для восстановления всего эмоционального образа. В результате правильного соединения карточек получается задуманная фигура. Методика IV. Игра "Лев и собачка" (дополнительная) Развивающая ситуация. Две плоскостные (фанерные) фигурки-куклы: "злой" лев и "грустная" собачка. Ход задания. I этап. "Догонялки" — игра на ловкость. Взрослый партнер (диагност) предлагает ребенку поиграть в догонялки и выбирает себе собачку, ребенку остается лев. Если ребенок тоже хочет взять собачку, то надо мягко предложить ребенку взять собачку в следующей игре, в другой раз. А сейчас: "Вот тебе лев, смотри, какой он ловкий, сильный, как далеко прыгает. Догоняй, лев: собачка убегает". Начинается игра на ловкость, типа "догонялки". Собачка время от времени прячется за край стола и выглядывает оттуда. II этап. "Дай имя". Собачка "осмелела". Собачка выглядывает из-за края стола, спрашивает: "Лев, как тебя зовут?" Пауза — предполагается ответ ребенка. Если нет ответа, то собачка говорит: "Меня зовут Шарик (Бобик, Рич и т. п.). А тебя как?" Пауза. Если ребенок не отвечает, то это расценивается как ОТК (отказ). III этап. "Травма". Лев гоняется за собачкой. Взрослый подстраивает "столкновение". Собачка: "Ой, ой, мне больно, ты, наверное, сломал мне лапку. Не могу встать". Таким образом обозначается перелом в игре: из простых догонялок, через процесс персонализации, вернее "персона-желизации", игра превращается в ролевую и гуманистическую, с эмпатийной направленностью. Наблюдение за поведением льва. Если лев ничего не делает, взрослый добавляет "стонов", "плачей" от имени собачки, ее жалоб. Снова пауза для заполнения ее предполагаемыми эмпатийными действиями со стороны льва. Если ребенок не реагирует, то взрослый обращается с прямым --- 129 --- вопросом (уже от себя, а не от собачки): "А что, лев не пожалеет собачку?" Пауза. Далее игра некоторое время может творчески развиваться по замыслу ребенка. Любое из этих заданий (или несколько) может быть рас-смотренно как опора для выдвижения методистами и воспитателями собственных предложений по конструированию ситуаций развития эмоциональной сферы детей. Задания, не включенные в список, предъявляемый всей группе обучающихся, могут быть использованы как "подсказки" для ведения работы в малых группах. --- 130 ---
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.158 (0.018 с.) |