Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Принцип отраженной субъектности в психолого-педагогическом анализе личности педагогаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
По сравнению с представителями других профессий воспитатели находятся в особом положении. Личность воспитывающего взрослого — мощный фактор развития личности ребенка. Социальная функция педагога — приобщение к культурному наследию, общественному опыту поколений. В реальной деятельности педагог наглядно демонстрирует усвоенные им модели поведения, социальные нормы, ценности. Если бы мы располагали надежным способом достоверно определять характер смысловых преобразований поведения --- 23 --- и деятельности ребенка, то, без сомнения, смогли бы расшифровать индивидуально-психологические характеристики педагога, обусловившие эти преобразования у рождающейся личности. Определенные перспективы открывает в этой связи метод отраженной субъектности. Педагоги, реализуя себя, наполняют содержанием мир ценностей ребенка в наиболее важный период развития и становления его личности. Многообразие приемов исследования личности настолько велико, что отношение психолога и педагога-практика к современным методам определяется, главным образом, предпочтением: каким методом (методикой) лучше (эффективнее, полезнее, достовернее и т.п.) изучать личность. В лучшем случае ставится вопрос о тактике, скажем, о последовательности использования методик. Между тем вполне закономерен вопрос: "Что же на самом деле выявляется или измеряется той или иной методикой?" Возможно, что дело не столько в том, какой метод предпочесть для исследования личности, сколько в том, какое представление о личности принимается в качестве исходного. Первоначально можно выделить три подхода к пониманию личности в психологии. В первом случае личность трактуется как "эзотерическое Я" субъекта, как связанный с мотивами и побуждениями глубинный аспект субъективности, задающий содержание внутреннего мира индивида, уникальную систему личностных смыслов, как присущий только данному индивиду способ упорядочивания и концептуализации впечатлений, исходящих из организма и внешней среды. При таком понимании личности предпочтительным способом ее исследования становятся проективные и психосемантические методики. Во втором случае личность рассматривается как "экзотерическое Я" субъекта, как совокупность черт. При таком понимании в центре внимания исследователей оказываются относительно устойчивые, внешне проявляемые характеристики индивида, которые могут быть зафиксированы как в суждениях самого субъекта, так и в суждениях других людей о нем. Этим определяется и основной методический принцип исследования — заполнение опросников, бланков, "полярных профилей" и т.п. В отличие от интерпретационных методов исследования в первом случае, во втором случае методы по сути своей описательные. В третьем случае личность раскрывается исследователю как "деятельное Я" субъекта, как интеграция "эзотерического" и "экзотерического" аспектов субъективности. Методология --- 24 --- исследования данного аспекта личности предполагает некоторые новые средства анализа установочной регуляции поведения (диспозиций, отношений, направленности, смысловых образований личности) и активности как момента движения личности за пределы исходных установок. В рассмотренных подходах к исследованию личности (и их комбинациях) никак не разводятся "индивидуальность" и "личность". Принципиально иное понимание дает концепция персонализации, в которой личность выступает как субъект идеальной представленности в жизнедеятельности других людей. При таком подходе личность рассматривается как системное социальное качество индивида, а именно как его способность обусловливать изменения значимых аспектов индивидуальности других людей, быть субъектом преобразования поведения и сознания окружающих через свою представленность в них. Данная линия исследования указывает на еще один — четвертый — вариант понимания личности. Ключевым для этой линии исследований является понятие отраженная субъектность. В этом понятии воплощается наше представление о личностном аспекте бытия человека в мире, об объективной представленности человека в жизни других людей, о "продолженности человека в человеке". Понятие отраженной субъектности в самом общем плане может быть определено как "бытие кого-либо в другом и для другого". Такие понятия, как "межиндивидуальное влияние", "межличностное восприятие", "интроекция", "идентификация", указывают на отдельные аспекты феномена отраженной субъектности, образующего особое качество представленности одного человека в другом. Смысл выражения "другой человек представлен во мне как субъект" означает, что "я более или менее осознанно переживаю его присутствие в значимой для меня ситуации, готовность другого преобразовать эту ситуацию, внести в нее что-то свое, личное и тем самым произвести изменения в системе моего отношения к миру". Отраженная субъектность есть, таким образом, форма идеальной представленности одного человека в жизненной ситуации другого, выступающая как источник преобразования этой ситуации в значимом для этого другого направлении. Отражаясь в индивиде, другой человек выступает как деятельное начало, меняющее взгляд этого индивида на вещи, формирующее у него новые побуждения, ставящее перед --- 25 --- ним новые цели; основания и последствия активности другого не оставляют индивида равнодушным или, лучше сказать, имеют для него тот или иной личностный смысл. Всем сказанным определяется общий принцип экспериментального исследования личности в аспекте отраженной субъектности (принцип отраженной субъектности). Исследование должно охватывать, как минимум, двух участников: назовем одного из них Исследуемым, другого — Испытуемым (Испытуемыми). Исследуемый выступает в качестве объекта психологического анализа; именно его личность интересует экспериментатора в первую очередь, речь идет о его отраженной субъектности. Испытуемый — это носитель отраженной субъектности Исследуемого, именно его непосредственно изучает экспериментатор, собирая эмпирический материал. Идея предлагаемого метода состоит в следующем. Экспериментатор с помощью соответствующих методик оценивает или измеряет психологические особенности какого-либо индивида, выступающего в роли Испытуемого. Устойчивые характеристики этого индивида принимаются в качестве точки отсчета. Затем к эксперименту подключается Исследуемый. Изменения в устойчивых характеристиках Испытуемого выступают в качестве исходной характеристики личности Исследуемого. Предполагается, что мерой его лич-ностности служит фиксируемая экспериментатором степень значимого изменения поведения и сознания других людей. Таким образом, явления отраженное™, запечатленное™ Исследуемого в системе обусловливаемых им изменений жизненных проявлений Испытуемого позволяют выявить личностный модус индивидуальности Исследуемого как источника новых смыслов для Испытуемого. Метод отраженной субъектности был реализован при изучении воспитывающих взрослых в многочисленных экспериментах (см. Петровский В.А., 1986; Петровский А.В. (ред.), 1987 и др.). Разрабатываемая концепция содержит в себе предпосылки для изменения существующих представлений о воспитывающем взрослом, ситуации педагогического общения (в частности, акцент здесь падает на косвенные и неосознаваемые аспекты взаимных влияний) и, кроме того, дает инструмент диагностики позиции воспитателя. Перспективой практической реализации метода отраженной субъектности является создание приемов самодиагностики воспитывающих взрослых. --- 26 --- 4. "ПОРОЖДАЮЩИЙ" ХАРАКТЕР ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА — ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА Центральным для инновационной деятельности в системе дошкольного воспитания является вопрос: как превратить миллионную армию воспитателей дошкольных учреждений России в демилитаризованное сообщество воспитывающих взрослых, сотрудничающих с ребенком, а не подавляющих его? Иначе говоря, речь идет о способе практического, а не только теоретического перехода к новой модели образования — личностно-ориентированной педагогике. Видя свою цель в том, чтобы содействовать порождению авторских программ в дошкольных учреждениях России, в качестве исходного условия запуска инновационной волны мы видим подготовку методистов-инноваторов, способных выступить посредниками между Наукой и Воспитательской Практикой в стенах конкретных дошкольных учреждений. В соответствии с этим, предметом деятельности методиста является коллектив воспитателей в качестве субъекта порождения авторских программ, методов образовательной работы с детьми, планирования и организации уклада жизни детей и взрослых в детском саду. Эта инновационная работа имеет характер организации совместной деятельности воспитателей согласно моделям, разрабатываемым в рамках специальных психолого-педагогических исследований (модели содержания образования, форм общения между взрослыми и детьми, "развивающих сред", распределения времени между различными сферами активности детей и т.п.). Воспитатели в контакте с методистом-инноватором сами формируют банк идей, которые могут быть использованы ими в их собственной педагогической практике. --- 27 --- II. ТРАНСАКТНЫЙ ПОДХОД К ПОСТРОЕНИЮ НОВЫХ ФОРМ ОБЩЕНИЯ В СИСТЕМЕ "ВОСПИТЫВАЮЩИЙ ВЗРОСЛЫЙ — РЕБЕНОК" Внедрение личностно-ориентированной дидактики в практику подготовки педагогического персонала может быть реализовано: — в плане перестройки обучения в педагогических учебных заведениях соответствующего профиля; — в плане переориентации работы дошкольных учреждений. Условия, создавшиеся в России после разрушения тоталитарной системы, требуют не только разработки основных принципов новой дидактики (что реализовано в Концепции дошкольного воспитания), но и немедленного запуска механизма, обеспечивающего новую жизнедеятельность дошкольных учреждений. Поэтому, не упуская из виду первую задачу, мы сосредоточиваем наши усилия на втором направлении — переориентации работы дошкольных учреждений. Ключевой фигурой, обеспечивающей реализацию новых подходов в дошкольной педагогике, должен, по нашему мнению, стать методист-инноватор. Беря на себя функцию посредника между исследователями и практиками дошкольного воспитания, методист-инноватор "выращивает" коллектив педагогов-новаторов, включающихся в разработку и внедрение в практику личностно-ориентированной дидактики. Непосредственное вовлечение методиста-инноватора в работу по психолого-педагогической подготовке воспитывающих взрослых, ставит перед ним особую личностную задачу: проведя определенную работу над самим собой, стать профессионалом в области межличностного взаимодействия. В основу психологической подготовки методистов-инно-ваторов положена теоретическая модель трансактного анализа и методика социально-психологического тренинга. --- 28 --- Трансактный анализ (ТА) выбран нами по следующим причинам: 1. Это направление предлагает стройную и легко усваиваемую модель межличностного взаимодействия, основанную на простой (но не упрощенческой) модели личностной структуры. 2. ТА реализует принцип "дозированной сложности": модель работает уже при самом элементарном знакомстве с теорией; практическое использование ТА сопровождается углубленным освоением теории, открывающим новые возможности ее применения. 3. Особенностями ТА являются его широкоохватность и гибкость, возможность приложения к таким различным областям работы с людьми, как пастырская деятельность и менеджмент. В отличие от многих других теоретических моделей, ТА дает возможность любому практикующему специалисту выработать индивидуальную систему, подходящую под специфические требования его области. Такое приложение к области дошкольного воспитания предлагается в нашей программе. 4. Наконец, немаловажен тот факт, что блестящие тексты Э.Берна (а также некоторых его последователей) уже получили широкое распространение в нашей стране1, что облегчает задачу усвоения этой теории и внедрения ее в практику воспитания. Что касается социально-психологического тренинга (СПТ), то его эффективность при подготовке педагогических кадров общепризнанна.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.91.170 (0.008 с.) |