Принцип отраженной субъектности в психолого-педагогическом анализе личности педагога 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принцип отраженной субъектности в психолого-педагогическом анализе личности педагога



По сравнению с представителями других профессий вос­питатели находятся в особом положении. Личность воспитывающего взрослого — мощный фактор развития лич­ности ребенка. Социальная функция педагога — приобщение к культурному наследию, общественному опыту поколений. В реальной деятельности педагог наглядно демонстрирует усвоенные им модели поведения, социальные нормы, ценно­сти.

Если бы мы располагали надежным способом достоверно определять характер смысловых преобразований поведения

--- 23 ---

и деятельности ребенка, то, без сомнения, смогли бы рас­шифровать индивидуально-психологические характеристики педагога, обусловившие эти преобразования у рождающейся личности. Определенные перспективы открывает в этой свя­зи метод отраженной субъектности. Педагоги, реализуя себя, наполняют содержанием мир ценностей ребенка в наиболее важный период развития и становления его личности.

Многообразие приемов исследования личности настолько велико, что отношение психолога и педагога-практика к со­временным методам определяется, главным образом, предпочтением: каким методом (методикой) лучше (эффек­тивнее, полезнее, достовернее и т.п.) изучать личность. В лучшем случае ставится вопрос о тактике, скажем, о после­довательности использования методик. Между тем вполне закономерен вопрос: "Что же на самом деле выявляется или измеряется той или иной методикой?" Возможно, что дело не столько в том, какой метод предпочесть для исследования личности, сколько в том, какое представление о личности принимается в качестве исходного.

Первоначально можно выделить три подхода к понима­нию личности в психологии. В первом случае личность трактуется как "эзотерическое Я" субъекта, как связанный с мотивами и побуждениями глубинный аспект субъективности, задающий содержание внутреннего мира индивида, уникаль­ную систему личностных смыслов, как присущий только данному индивиду способ упорядочивания и концептуализа­ции впечатлений, исходящих из организма и внешней среды. При таком понимании личности предпочтительным способом ее исследования становятся проективные и психосемантиче­ские методики. Во втором случае личность рассматривается как "экзотерическое Я" субъекта, как совокупность черт. При таком понимании в центре внимания исследователей оказы­ваются относительно устойчивые, внешне проявляемые характеристики индивида, которые могут быть зафиксиро­ваны как в суждениях самого субъекта, так и в суждениях других людей о нем. Этим определяется и основной методи­ческий принцип исследования — заполнение опросников, бланков, "полярных профилей" и т.п. В отличие от интер­претационных методов исследования в первом случае, во втором случае методы по сути своей описательные. В треть­ем случае личность раскрывается исследователю как "деятельное Я" субъекта, как интеграция "эзотерического" и "экзотерического" аспектов   субъективности. Методология

--- 24 ---

исследования данного аспекта личности предполагает неко­торые новые средства анализа установочной регуляции поведения (диспозиций, отношений, направленности, смысло­вых образований личности) и активности как момента движения личности за пределы исходных установок.

В рассмотренных подходах к исследованию личности (и их комбинациях) никак не разводятся "индивидуальность" и "личность". Принципиально иное понимание дает концепция персонализации, в которой личность выступает как субъект идеальной представленности в жизнедеятельности других людей. При таком подходе личность рассматривается как системное социальное качество индивида, а именно как его способность обусловливать изменения значимых аспектов ин­дивидуальности других людей, быть субъектом преобразования поведения и сознания окружающих через свою представленность в них.

Данная линия исследования указывает на еще один — четвертый — вариант понимания личности. Ключевым для этой линии исследований является понятие отраженная субъектность. В этом понятии воплощается наше представ­ление о личностном аспекте бытия человека в мире, об объективной представленности человека в жизни других лю­дей, о "продолженности человека в человеке".

Понятие отраженной субъектности в самом общем плане может быть определено как "бытие кого-либо в другом и для другого". Такие понятия, как "межиндивидуальное вли­яние", "межличностное восприятие", "интроекция", "идентификация", указывают на отдельные аспекты феноме­на отраженной субъектности, образующего особое качество представленности одного человека в другом.

Смысл выражения "другой человек представлен во мне как субъект" означает, что "я более или менее осознанно переживаю его присутствие в значимой для меня ситуации, готовность другого преобразовать эту ситуацию, внести в нее что-то свое, личное и тем самым произвести изменения в системе моего отношения к миру". Отраженная субъектность есть, таким образом, форма идеальной представленности одного человека в жизненной ситуации другого, выступа­ющая как источник преобразования этой ситуации в значимом для этого другого направлении. Отражаясь в индивиде, другой человек выступает как деятельное нача­ло, меняющее взгляд этого индивида на вещи, формирующее у него новые побуждения, ставящее перед

--- 25 ---

ним новые цели; основания и последствия активности дру­гого не оставляют индивида равнодушным или, лучше сказать, имеют для него тот или иной личностный смысл.

Всем сказанным определяется общий принцип экспери­ментального исследования личности в аспекте отраженной субъектности (принцип отраженной субъектности). Исследо­вание должно охватывать, как минимум, двух участников: назовем одного из них Исследуемым, другого — Испытуе­мым (Испытуемыми). Исследуемый выступает в качестве объекта психологического анализа; именно его личность ин­тересует экспериментатора в первую очередь, речь идет о его отраженной субъектности. Испытуемый — это носитель отраженной субъектности Исследуемого, именно его непо­средственно изучает экспериментатор, собирая эмпирический материал.

Идея предлагаемого метода состоит в следующем. Экс­периментатор с помощью соответствующих методик оценивает или измеряет психологические особенности како­го-либо индивида, выступающего в роли Испытуемого. Устойчивые характеристики этого индивида принимаются в качестве точки отсчета. Затем к эксперименту подключается Исследуемый. Изменения в устойчивых характеристиках Ис­пытуемого выступают в качестве исходной характеристики личности Исследуемого. Предполагается, что мерой его лич-ностности служит фиксируемая экспериментатором степень значимого изменения поведения и сознания других людей. Таким образом, явления отраженное™, запечатленное™ Ис­следуемого в системе обусловливаемых им изменений жизненных проявлений Испытуемого позволяют выявить личностный модус индивидуальности Исследуемого как ис­точника новых смыслов для Испытуемого.

Метод отраженной субъектности был реализован при изу­чении воспитывающих взрослых в многочисленных экспериментах (см. Петровский В.А., 1986; Петровский А.В. (ред.), 1987 и др.). Разрабатываемая концепция содержит в себе предпосылки для изменения существующих представ­лений о воспитывающем взрослом, ситуации педагогического общения (в частности, акцент здесь падает на косвенные и неосознаваемые аспекты взаимных влияний) и, кроме того, дает инструмент диагностики позиции воспитателя. Перспек­тивой практической реализации метода отраженной субъектности является создание приемов самодиагностики воспитывающих взрослых.

--- 26 ---

4. "ПОРОЖДАЮЩИЙ" ХАРАКТЕР ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА — ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Центральным для инновационной деятельности в системе дошкольного воспитания является вопрос: как превратить миллионную армию воспитателей дошкольных учреждений России в демилитаризованное сообщество воспитывающих взрослых, сотрудничающих с ребенком, а не подавляющих его? Иначе говоря, речь идет о способе практического, а не только теоретического перехода к новой модели образова­ния — личностно-ориентированной педагогике.

Видя свою цель в том, чтобы содействовать порождению авторских программ в дошкольных учреждениях России, в качестве исходного условия запуска инновационной волны мы видим подготовку методистов-инноваторов, способных выступить посредниками между Наукой и Воспитательской Практикой в стенах конкретных дошкольных учреждений. В соответствии с этим, предметом деятельности методиста яв­ляется коллектив воспитателей в качестве субъекта порождения авторских программ, методов образовательной работы с детьми, планирования и организации уклада жиз­ни детей и взрослых в детском саду. Эта инновационная работа имеет характер организации совместной деятельности воспитателей согласно моделям, разрабатываемым в рамках специальных психолого-педагогических исследований (модели содержания образования, форм общения между взрослыми и детьми, "развивающих сред", распределения времени меж­ду различными сферами активности детей и т.п.). Воспитатели в контакте с методистом-инноватором сами формируют банк идей, которые могут быть использованы ими в их собственной педагогической практике.

--- 27 ---

II. ТРАНСАКТНЫЙ ПОДХОД К ПОСТРОЕНИЮ НОВЫХ ФОРМ ОБЩЕНИЯ В СИСТЕМЕ "ВОСПИТЫВАЮЩИЙ ВЗРОСЛЫЙ — РЕБЕНОК"

Внедрение личностно-ориентированной дидактики в прак­тику подготовки педагогического персонала может быть реализовано:

— в плане перестройки обучения в педагогических учеб­ных заведениях соответствующего профиля;

— в плане переориентации работы дошкольных учреждений.

Условия, создавшиеся в России после разрушения тота­литарной системы, требуют не только разработки основных принципов новой дидактики (что реализовано в Концепции дошкольного воспитания), но и немедленного запуска меха­низма, обеспечивающего новую жизнедеятельность дошкольных учреждений. Поэтому, не упуская из виду пер­вую задачу, мы сосредоточиваем наши усилия на втором направлении — переориентации работы дошкольных учреж­дений.

Ключевой фигурой, обеспечивающей реализацию новых подходов в дошкольной педагогике, должен, по нашему мне­нию, стать методист-инноватор. Беря на себя функцию посредника между исследователями и практиками дошколь­ного воспитания, методист-инноватор "выращивает" коллектив педагогов-новаторов, включающихся в разработку и внедрение в практику личностно-ориентированной дидак­тики. Непосредственное вовлечение методиста-инноватора в работу по психолого-педагогической подготовке воспитываю­щих взрослых, ставит перед ним особую личностную задачу: проведя определенную работу над самим собой, стать про­фессионалом в области межличностного взаимодействия.

В основу психологической подготовки методистов-инно-ваторов положена теоретическая модель трансактного анализа и методика социально-психологического тренинга.

--- 28 ---

Трансактный анализ (ТА) выбран нами по следующим причинам:

1. Это направление предлагает стройную и легко усваи­ваемую модель межличностного взаимодействия, основанную на простой (но не упрощенческой) модели личностной структуры.

2. ТА реализует принцип "дозированной сложности": мо­дель работает уже при самом элементарном знакомстве с теорией; практическое использование ТА сопровождается уг­лубленным освоением теории, открывающим новые возможности ее применения.

3. Особенностями ТА являются его широкоохватность и гибкость, возможность приложения к таким различным об­ластям работы с людьми, как пастырская деятельность и менеджмент. В отличие от многих других теоретических мо­делей, ТА   дает возможность любому практикующему специалисту выработать индивидуальную систему, подходя­щую под специфические требования его области. Такое приложение к области дошкольного воспитания предлагается в нашей программе.

4. Наконец, немаловажен тот факт, что блестящие тексты Э.Берна (а также некоторых его последователей) уже пол­учили широкое распространение в нашей стране1, что облегчает задачу усвоения этой теории и внедрения ее в практику воспитания.

Что касается социально-психологического тренинга (СПТ), то его эффективность при подготовке педагогических кадров общепризнанна.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.60 (0.015 с.)