Природа потребности в регламентации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Природа потребности в регламентации



Рассматривая природу потребности в регламентации, об­ратимся к категориям трансактного анализа.

Родительско-Детские основания. В этом аспекте транс-актный анализ, как и психоанализ, рассматривает ранние родительские воздействия на ребенка, обозначаемые терми­ном "родительское программирование". Родительские предписания и директивы (например, в интересующей нас области "Не" — общий запрет, "Будь осторожен" и т.п.) влекут за собой решение ребенка, на котором он впредь будет основывать свою активность (например: "Я всегда буду действовать так, как того хотят другие люди").

Дошкольный возраст — это как раз тот период, когда под влиянием родительских программирующих сообщений принимаются и закрепляются решения ребенка. Поэтому

--- 102 ---

воспитателю важно уметь диагностировать эти факторы и при необходимости их корректировать.

Для работы с внутренними регламентациями ребенка мо­жет быть предложена техника совместное сочинение сказки. Ребенок совместно с воспитывающим взрослым сочиняет сказку, используя какой-либо известный сюжет, в который взрослый вносит диагностирующие и корректирующие эле­менты. Ими могут быть, например, незаконченные предложения. Так, если герой оказывается на развилке пе­ред камнем, указывающим пути с различной регламентацией, взрослый говорит что-то типа: "Тут он вспомнил, что родители всегда ему говорили..."

Для такой работы также можно использовать другие про­ективные задания, например проективные рисунки.

Выявив запрограммированность ребенка, воспитатель мо­жет в случае необходимости начать хорошо продуманную коррекцию. Смысл такой коррекции состоит в предоставле­нии ребенку разрешения на выход за пределы регламентации. Такую работу также можно начинать в ус­ловиях совместного сочинения сказки, выходя в последующем на собственно психотерапевтическую работу с ребенком, направленную на перерешение. Необходимо заме­тить, что при сильной запрограммированности ребенка, приближающейся к патологическому уровню, коррекцию должен проводить психолог.

Взрослые основания. Выше уже говорилось о рациональ­ных основаниях потребности в регламентации. Действительно, "в сфере познания человека побуждает гра­ница между известным и неизвестным, в творчестве — граница между тем, что человек может создать, и тем, чего он не может; при риске — граница между благополучием и угрозой существованию; в общении — граница между от­крытостью другим людям и защищенностью от них; в игре — граница между воображаемым и реальным и т.п."1.

Здесь нужно отметить, во-первых, наличие границ и, во-вторых, видение их, осознание их существования, что является функцией Взрослого. Можно воспользоваться изве­стной метафорой, представив пространство развертывания активности как комнату, двери из которой могут быть за­крыты и быть различной степени крепости (доступности), а могут быть открыты, но не видимы, а посему, с одной сто­роны, быть недоступными, а с другой — не выполнять

--- 103 ---

ограничивающую функцию. Великолепной иллюстрацией сказанного является фильм Луиса Бунюэля "Ангел-истреби­тель" (1962). Компания людей, общение которых предельно ритуализировано, оказывается замкнутой в пределах салона дома, где устроен прием. Они получают возможность выхода только после отказа от сковывающих их условностей.

Мы можем, таким образом, говорить о нецелесообразно­сти и даже опасности Родительско-Детской регламентации без Взрослого осознания и, соответственно, о целесообраз­ности Взрослой регламентации. Так, Взрослая регламентация общения — ритуализированная прелюдия — является, видимо, необходимой предпосылкой глубокого лич­ностного контакта. Можно говорить о живой, плодотворной границе между людьми, несущей им подлинную близость. И опять же мы констатируем существование оптимума ре­гламентации для развития устремления к личностному контакту (рис. 13).

 

Рис. 13. Зависимость устремления к личностному общению от степени регла­ментации

 

В работе с ребенком регламентация общения может осу­ществляться, например, посредством изменения формы обращения. Гибко регулируя обращение к ребенку (Мишенька/Петров) и обращения ребенка к себе ("товарищ воспитатель"/тетя Аня), воспитывающий взрослый побужда­ет ребенка к личностному общению, формирует у него ценность личностного контакта.

Таким образом, при работе с управляемой регламента­цией перед воспитывающим взрослым встают следующие задачи:

1) задать регламентацию или условия ее проявления;

--- 104 ---

2) задать условия осознания ребенком регламентации;

3) в случае необходимости помочь ребенку в ее преодо­лении и подкрепить ценностный аспект такого преодоления (ценность Я за границей).

Развивающие задания

Ограничиваемый рисунок

Цели: диагностическая — выявление влияния на ак­тивность внешнего запрета;

развивающая — создание условий для проявления и сти­муляции устремления к преодолению регламентации.

Ситуация. Перед ребенком очень большой лист бумаги и карандаши; вариант: задание выполняется мелом на полу, асфальте и т. д.

Ход задания.

Ребенку предлагается сделать какой-либо рисунок (на­пример, рисунок самого себя). Когда ребенок сделал примерно половину рисунка, он обводится чертой, за кото­рой запрещается рисовать. Сравнивается работа ребенка до и после введения рамок. Затем воспитатель сообща­ет ребенку "волшебное слово", позволяющее выйти за черту.

Слова воспитателя: "Нарисуй здесь...", "Ты можешь рисовать дальше только в этих пределах, вы­ходить за эту черту нельзя", "Я тебе скажу волшебное слово, позволяющее рисовать за чертой: "Я могу это сделать".

На что обращать внимание.

Качество рисунка (линии, детали, общее впечатление), спонтанные реплики ребенка.

Диагностически-развивающее задание

"Совместное сочинение сказки"

Цели: диагностическая — выявление внутренней ре­гламентации (родительских предписаний и директив) у ребенка;

развивающие — коррекция родительских предписаний и директив; формирование устремлений (в приведенном ниже примере альтруистических) с помощью варьирования регла­ментации.

--- 105 ---

Ситуация. Примерный сценарий сказки или сю­жетная основа сказки, хорошо знакомой ребенку.

Ход задания.

Взрослый начинает рассказывать сказку и в определен­ных местах (дающих возможность выбрать продолжение с разной степенью регламентации) предлагает продолжить ее ребенку. Здесь используются незаконченные предложения.

Набор незаконченных предложений, например:

— Он (был) человек, который...

— Он виноват...

— Если бы он знал, что никто никогда не узнает...

— Больше всего он (не) любит тех людей...

— Больше всего его злит...

— Он — настоящий друг, потому что...

— Одна из самых плохих вещей, которые он когда-либо делал...

— Мама (папа) был(а) всегда...

— Мама (папа) никогда...

— Родители всегда ему говорили...

— Когда он плохо (хорошо) себя вел...

— Быть (становиться) взрослым плохо, потому что...

— Он понимает, что...

В зависимости от выбора ребенка воспитатель строит дальнейший сюжет. Воспитатель фиксирует ответы ребенка (лучше всего использовать скрытый магнитофон).

Слова воспитателя: "Давай вместе сочиним сказку: я начну, а ты продолжишь".

Запрещенные высказывания: любые оценочные высказы­вания и комментарии и поторапливания ребенка.

На что обращать внимание.

На невербальные признаки (позу ребенка, его мимику и пантомимику), на время, прошедшее от окончания расска­зывания сказки взрослыми до его продолжения ребенком, на интонационные изменения, скорость речи, спонтанные за­мечания ребенка, отвлечения от сюжета.

--- 106 ---

Пример работы со сказкой

Сценарий

Маленькая Баба-Яга

Жила-была маленькая Баба-Яга. Жила она одна в домике посреди леса. Маленькая Баба-Яга всегда мечтала стать из ведьмушки настоящей ведьмой, мечтала, чтобы взрослые ведьмы приняли ее в свое общество и разрешили участвовать в ежегодных праздниках на Лысой Горе.

Как настоящей Бабе-Яге ей надлежало творить плохие дела. Ее мама, Баба-Яга Вторая, всегда ей говорила: "Ты должна нести несчастье и горе всему живому, а особенно — людям".

Но вот незадача: Маленькой Бабе-Яге нравилось делать хорошие дела. Она помогала выпавшим из гнезд птенцам, попавшим в капкан зверям и другим слабым и несчастным. При этом она всегда себе говорила: "Это нехорошо, что я им помогаю, но ладно, все равно меня сейчас никто не видит".

И вот однажды она увидела, как маленький мальчик заблудился в лесу (или тонет в болоте и т. д.). Она стояла за деревом и размышляла: "Мне очень хочется ему помочь, но ведь я должна делать людям только плохое. Как же быть? Давай-ка я все-таки ему помогу, а сделать плохое я всегда успею". Она помогла мальчику найти дорогу в лесу (вылезти из болота), и они пошли по направлению к деревне. Тут маленькая Баба-Яга вспом­нила, что ее папа — колдун строго-настрого запрещал ей помогать детям. Она совсем не хотела огорчать своих родителей, но ей очень понравился мальчик, и она не смогла его огорчить. Они очень подружились. А мальчик был очень добрый, и, общаясь с ним, наша Баба-Яга все реже стала вспо­минать, что должна была бы вредить людям.

Однажды, летя на своей метле (ей еще не положено было, как насто­ящей ведьме, летать в ступе с помелом), маленькая Баба-Яга подсмотрела, как ссорятся два человека, один из которых обманул другого. Она решила наказать одного из них и сбросила цветочный горшок на обманщика.

И вот, наконец, пришел день, когда ее должны были принять в общество взрослых на Лысой Горе. Накануне она очень волновалась. С одной стороны, ей очень хотелось стать, наконец, взрослой, потому что взрослые были спо­собны делать столько всего интересного: устраивали общие праздники,

--- 107 ---

вылазки в деревни и города и т. п. Но в то же время она боялась, что ведьмы не примут ее, потому что она не такая, как они — ей нравится шалить, но она любит добрые дела, а не злые. Она вспоминала своего друга и думала: "Он такой добрый, и, став настоящей ведьмой, я, конечно, не смогу больше с ним дружить". Теперь, когда она становится взрослой, ей уже придется делать более серьезные вещи: не просто шалить, а при­носить настоящее зло людям.

К вечеру она села на метлу и полетела на Лысую Гору. По дороге она решила сделать как можно больше плохих дел. Она разбила окно, вытоптала клумбу цветов, сломала все скамеечки перед домами, выпустила цыплят из загона. Один цыпленок упал в ручей, и маленькая Баба-Яга вытащила его и отправила домой. Тут она увидела, как горюет хозяйка о разбитом стекле, и с помощью колдовства восстановила стекло.

И вот маленькая Баба-Яга прибыла на Лысую Гору. Она поставила свою метлу рядом с большими, красивыми и удобными ступами взрослых ведьм и стала мечтать, как она получит ступу с помелом, как будет летать вместе с ведьмами.

Она много слышала от мамы с папой о веселье на Лысой Горе, как там все замечательно, и теперь своими глазами видела, как здорово про­водят время ведьмы и колдуны. Она встретилась со своими родителями, которые ей сказали: "Что же ты, дочка, нас не слушалась, теперь ты попала в очень сложное положение".

Маленькая Баба-Яга предстала перед советом ведьм, которые стали перечислять и подытоживать дела, которые она совершила. Посыпались вопросы: "Знаешь ли ты, что должна делать Баба-Яга?", "Скажи-ка нам, кто, по-твоему, такая Баба-Яга?", "Как ты относишься к людям?", "Вспомни самую плохую вещь, которую ты когда-либо делала." Маленькая Баба-Яга стала вспоминать свои плохие дела, но всегда оказывалось, что за плохими делами скрывалось добро.

Совет ведьм выносит приговор: ее вычеркивают из Списков Ведьм и запрещают посещать Лысую Гору.

Работа с текстом сказки

В тексте выделяются фразы, дающие возможность выбо­ра различной степени регламентации. Воспитатель начинает фразу и предлагает ребенку закончить ее.

Ниже в тексте сказки после незаконченной фразы следует:

а) возможный ответ ребенка с уменьшением регламентации;

б) возможный ответ ребенка с усилением регламентации; затем — комментарии к тактике взрослого.

Маленькая Баба-Яга

(окончательный сценарий)

Жила-была маленькая Баба-Яга. Жила она одна в домике посреди леса. Маленькая Баба-Яга всегда мечтала стать из ведьмушки настоящей

--- 108 ---

ведьмой, мечтала, чтобы взрослые ведьмы приняли ее в свое общество и разрешили участвовать в ежегодных праздниках на Лысой Горе.

Как настоящей Бабе-Яге ей надлежало творить плохие дела. Ее мама, Баба-Яга Вторая, всегда ей говорила:

 

1. а) "Помогай младшим" — такой ответ маловероятен, исходя из контекста, и может быть чисто проек­тивным, когда ребенок говорит о себе и своей маме;

б) "Баба-Яга должна быть злой".

Тактика взрослого. Это предложение лучше использовать только как диагностическое.

 

Но вот незадача: маленькой Бабе-Яге нравилось делать хорошие дела. Она помогала выпавшим из гнезд птенцам, попавшим в капкан зверям...

 

2. Тактика взрослого. Можно предложить ребенку продолжить список "добрых" дел.

 

...и другим слабым и несчастным. При этом она всегда себе говорила...

 

3. а) "Слабым надо помогать";

б) "Что скажут взрослые ведьмы".

Тактика взрослого. В зависимости от выбора ребенка, взрослый может варьировать дальнейший сценарий, например делать ситуации более критическими, если ребенок усиливает регламентацию.

 

И вот однажды она увидела, как маленький мальчик заблудился в лесу (или тонет в болоте и т. д.). Она стояла за деревом и размышляла...

 

4. а) "Надо ему помочь";

б) "Баба-Яга не должна помогать людям".

Тактика взрослого. Если ребенок идет по "плохому" пути, мы вводим мотивы оказания помощи — она может, например, узнать в мальчике знакомого из бли­жайшей деревни, мальчика, который ей помог, угостил земляникой и т. д.

 

Она помогла мальчику найти дорогу в лесу (вылезти из болота), и они пошли по направлению к деревне. Тут маленькая Баба-Яга вспомнила, что ее папа—колдун строго-настрого запрещал ей помогать детям. Она совсем не хотела огорчать своих родителей...

 

5. а) "но она подружилась с мальчиком";

б) "и решила вновь завести мальчика в чащу".

--- 109 ---

Тактика взрослого. Та же, что и в № 4.

 

Они очень подружились. А мальчик был очень добрый, и...

 

6. а) "она стала делать только добрые дела";

б) "и скоро она с ним раздружилась".

Тактика взрослого. Опять же (в случае варианта б) мальчик может продолжать делать ей добро и т. д.

 

Однажды, летя на своей метле (ей еще не положено было, как насто­ящей ведьме, летать в ступе с помелом), маленькая Баба-Яга подсмотрела, как ссорятся два человека, один из которых обманул другого. Она решила наказать одного из них и сбросила цветочный горшок на...

 

7. а) "плохого человека";

б) "хорошего человека".

Тактика взрослого. В случае б) она может узнать в нем отца своего нового друга и т. п.

 

И вот, наконец, пришел день, когда ее должны были принять в общество взрослых на Лысой Горе. Накануне она очень волновалась. С одной стороны, ей очень хотелось стать, наконец, взрослой, потому что...

 

8. а) "ей хотелось весело проводить время";

б) "взрослые ведьмы знают всякие заклинания, да­ющие власть над людьми" — такого рода ответ маловероятен.

Тактика взрослого. Это предложение (как и № 9, 11) скорее диагностическое.

 

Но в то же время она боялась...

 

9. а) "что ее не примут взрослые" — это скорее нейтральное, чем ослабляющее регламентацию высказывание;

б) "что она мало делает злых дел". Тактика взрослого. Это предложение (как и № 8, 11) скорее диагностическое.

 

Она вспоминала своего друга и думала...

 

10. а) "Я все равно буду с ним дружить";

б) "Мне придется с ним раздружиться".

--- 110 ---

в) "Мне придется с ним раздружиться".

Тактика  взрослого. В случае б) мы можем напомнить о добрых делах мальчика.

 

Теперь, когда она становится взрослой, ей уже придется делать более серьезные вещи...

 

11. а) "не развлекаться, а работать";

б) "приносить несчастье людям".

Тактика взрослого. Это предложение (как и № 8, 9) скорее диагностическое.

 

К вечеру она села на метлу и полетела на Лысую Гору. По дороге она решила сделать как можно больше плохих дел. Она разбила окно, вытоптала клумбу цветов, сломала все скамеечки перед домами...

 

12. Тактика взрослого. Как ранее (№ 2) для "добрых" дел, здесь тоже можно предложить ребенку продолжить список "плохих" дел.

 

...выпустила цыплят из загона. Один цыпленок упал в ручей... Тут она увидела, как горюет хозяйка о разбитом стекле...

 

13. а) (оказание помощи);

б) "но полетела дальше".

Тактика взрослого. Здесь нам необходимо "набрать" "добрых" дел, поэтому мы в случае б) добавляем ситуации, делая их более критическими.

 

И вот маленькая Баба-Яга прибыла на Лысую Гору. Она поставила свою метлу рядом с большими, красивыми и удобными ступами взрослых ведьм и стала мечтать...

 

14. а) "как здорово будет летать в ступе";

б) "как станет настоящей Бабой-Ягой".

Тактика взрослого. Оба эти варианта, скорее, нейтральны в отношении регламентации, и поэтому их следует рассматривать как диагностические.

 

Она много слышала от мамы с папой о веселье на Лысой Горе, как там все замечательно, и теперь своими глазами видела, как здорово про­водят время ведьмы и колдуны. Она встретилась со своими родителями, которые ей сказали...

 

15. а) "Здравствуй, доченька";

б) "Как ты посмела делать добрые дела?"

--- 111 ---

Тактика взрослого. Воспитатель, в зависимости от ответа ребенка, может поработать с роди­тельским программированием (более тонкая диагностика и элементы коррекции).

 

Маленькая Баба-Яга предстала перед советом ведьм, которые стали перечислять и подытоживать дела, которые она совершила. Посыпались вопросы: "Знаешь ли ты, что должна делать Баба-Яга?", "Скажи-ка нам, кто, по-твоему, такая Баба-Яга?", "Как ты относишься к людям?", "Вспомни самую плохую вещь, которую ты когда-либо делала".

 

16. Тактика взрослого. Здесь можно дать возможность ребенку ответить на вопросы ведьм, и, в зави­симости от того, какую защиту выберет ребенок, маленькая Баба-Яга может вспомнить о своем друге, благодарных жи­вотных, которых она спасала, и т. д.

 

Маленькая Баба-Яга стала вспоминать свои плохие дела, но всегда оказывалось, что за плохими делами скрывалось добро.

Совет ведьм выносит приговор: ее вычеркивают из Списков Ведьм и запрещают посещать Лысую Гору.

 

По окончании основного сценария можно предложить ре­бенку продолжить сказку, спросив: "Как, ты думаешь, будет теперь жить маленькая Баба-Яга?"

В ходе дальнейшей работы полезно обратить внимание ребенка на относительность любой регламентации, и не в последнюю очередь регламентации внутренней как резуль­тата родительского программирования, и дать ребенку разрешение на выход за пределы регламентации.

Развитие альтруистических устремлений ребенка зависит от возможности переключения с эгоцентрической позиции, закованной панцирем жесткой регламентации. Показывая ребенку относительность регламентации, даже святая святых — родительских запретов и директив (маленькая Баба-Яга оказывается плохой для мамы с папой, но хорошей для лю­дей), мы развиваем и укрепляем Взрослого ребенка, ослабляем Родительско-Детский панцирь и позволяем Взрос­лому, в случае необходимости, снимать его и, наоборот, когда это целесообразно, использовать саморегламентацию, но уже не Родительско-Детскую, а Взрослую.

Сказка заканчивается тем, что героиня оказывается ис­ключенной из общества взрослых (у Пройслера она, по существу, самоизолируется, лишая ведьм колдовской силы и празднуя на горе одна со своим вороном). Можно пред-

--- 112 ---

ложить ребенку найти альтернативу — общество добрых волшебниц и волшебников, фей и т. д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.25.32 (0.095 с.)