Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
VI. Создание авторских программ
(стратегия работы с методистами-инноваторами) ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ МЕТОД ИСТОВ-ИННОВАТОРОВ Подготовка методистов к новым условиям педагогической деятельности ведется в два этапа. На первом этапе (мы назовем его этапом "погружения") методисты осваивают новое содержание и формы работы педагога в соответствии с принципами личностно-ориенти-рованной дидактики. Обучение ведут психологи. Цель работы — усвоение ценностей и формирование профессиональных установок, составляющих альтернативу ценностям и установкам учебно-дисциплинарной модели педагогической деятельности. Условием этого является личностная переориентация педагогов через "проживание" ситуаций, порождающих новый опыт общения — опыт фрустрации предшествующих педагогических установок, самоанализа и самостоятельного действования в неординарных условиях, управления ходом общения, видения себя в "зеркале" детей и т.п. Все это образует "Мастерскую педагогического общения". Важный раздел работы — "Мастерская педагогического творчества": методисты, опираясь на предложенные модели развивающих заданий, создают собственные. Возможность "проживания" и рефлексии таких ситуаций педагогического общения и творчества предоставляет групповая работа. На втором этапе (этапе реализации) методисты из участников группы превращаются в ведущих аналогичной группы воспитателей своего детского сада. При этом группа методистов встречается в прежнем составе, а психологи становятся кураторами самостоятельной психолого-педагогической работы методистов-инноваторов. --- 131 --- МАСТЕРСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ Опыт работы с воспитателями и методистами позволяет утверждать, что оптимальный способ подготовки сочетает в себе различные формы групповой работы: короткие л,екции-дискуссии, семинары-симпозиумы, практикумы-тренинги. Формально структура занятия включает в себя следующие элементы: рефлексия, получение новой информации, новых категорий анализа, "языков" и т.п.; демонстрация моделей поведения, ролевые игры; самостоятельное творчество и отработка упражнений в малых группах. Занятие состоит из следующих этапов: 1. Вводная проблематизация или рефлексия пройденного (включая обсуждение результатов выполнения домашнего задания).
2. Информирование и демонстрация. 3. Работа в малых группах и обсуждение ее итогов в группе. 4. Заключительная рефлексия и проблематизация (домашнее задание). В ряде случаев проводятся ролевые игры и упражнения для всей группы в целом. Каждое занятие начинается с разминки, имеющей тематическое отношение к содержанию последующей работы. Используется характерное для тренингов размещение участников по кругу. При отработке определенных тем желательно использовать учебные видеоматериалы и видеозаписи ролевых игр участников группы. Проиллюстрируем сказанное. Пример 1. Занятие посвящено структурному анализу (анализу структуры личности с позиций эго-состояний). В ходе лекции-дискуссии ведущий знакомит с теорией эго-состояний. А. Эго-состояния Родитель, Взрослый, Ребенок и признаки их актуализации. Используется раздаточный материал "Признаки актуализации различных эго-состояний". Признаки актуализации различных эго-состояний Эго-состояние родитель Вербальные признаки — слова и выражения типа: а) должен, нельзя, никогда, обязан, потому что я так сказал, --- 132 --- не задавай вопросов, что люди подумают (скажут); б) оценочные суждения: упрямый, глупый, ничтожный, бедняга, умница, превосходный, способный. Обращение Ты — Вы (со мной обращаются на Вы, я обращаюсь на Ты). Поведенческие (невербальные) признаки: указующий жест (обвинение, угроза), поднятый вверх палец, похлопывание по спине, щеке; авторитарные позы (руки на бедрах, скрещены на груди), взгляд сверху вниз (голова откинута), стук по столу и т.д.; тон голоса насмешливый, надменный, обвиняющий, покровительственный, сочувствующий. Эго-состояние взрослый Вербальные признаки: в утверждении высказывается мнение, а не безапелляционное суждение, используются выражения типа: таким образом, вероятно, относительно, сравнительно, целесообразно, альтернатива, по моему мнению, насколько возможно, давай рассмотрим причины и т.д. Обращение Вы — Вы и Ты — Ты. Поведенческие (невербальные) признаки: поза прямая (но не застывшая); лицо обращено к собеседнику, открыто, заинтересовано; естественная жестикуляция в разговоре; контакт глаз на одном с партнером уровне; голос внятный, четкий, спокойный, ровный, без чрезмерных эмоций.
Эго-состояние ребенок Вербальные признаки: а) восклицания: вот те на!, фу ты!, Боже!, черт возьми!; б) слова эгоцентрического круга: хочу, не могу, а мне какое дело, не знаю и знать не желаю и т.д.; в) обращение к другим: помоги мне, ты меня не любишь, ты будешь жалеть; г) самоуничижительные выражения: я дурак, у меня ничего не выходит и т.д. Обращение Вы — Ты и Ты — Ты. Поведенческие (невербальные) признаки: непроизвольные поеживания, ерзание, пожимание плечами, дрожание рук, покраснение, закатывание глаз, потупленный взор, взгляд снизу вверх; интонация просящая, ноющая, быстрый и громкий голос, сердитое и упрямое молчание, поддразнивание, злорадность, взволнованность и т.д. В ходе усвоения основных понятий структурного анализа проводятся короткие общегрупповые упражнения на актуализацию конкретных эго-состояний. --- 133 --- Б. Переключение, доминирующие эго-состояния, функциональные типы эго-состояний (Контролирующий и Заботящийся Родитель, Адаптированный и Естественный Ребенок, Маленький Профессор). В. Структура личности; эгограммы. Вводятся понятие "эгограмма" и принципы ее анализа: 1) анализ соотношения функциональных состояний, эгограммы как целого, неадекватность анализа изолированного состояния; 2) типы эгограмм по ведущим шкалам; 3) безоценочный подход. Далее участникам предлагается раздаточный материал с примерами эгограмм из книги D.Dusay (1977): приводятся 12 эгограмм с кратким описанием личности. В качестве примера приведем эгограмму 4 (тип Заботящегося Родителя) (рис. 15).
Рис. 15. Пример эгограммы по Д.Дьюси. Тип Заботящегося Родителя. Условные обозначения: КР — Контролирующий Родитель; ЗР — Заботящийся Родитель; В — Взрослый; СД — Свободный (Естественный) Ребенок; АД — Адаптированный Ребенок
Характеристика личности по представленной эгограмме: Старшая медсестра. Нетерпима к любым безрассудствам (высокий Контролирующий Родитель), хотя первоначально предназначала себя для помощи другим (доминирующий Заботящийся Родитель). Она без промедления принимает на себя ответственность и берет дело в свои руки (низкий Адаптированный Ребенок), принуждает или воспитывает в других согласие. Она может быть исполнительна --- 134 --- и корректна в отношениях с врачами, но не потому, что идет на компромисс, а так как считает это лучшим путем реализации своих целей (умеренно высокий Взрослый). После знакомства со всеми примерами участникам дается тестовое упражнение Джонгвард: 5 эгограмм и 5 описаний личности, предлагается определить, какая эгограмма соответствует каждому описанию. Затем участники строят собственные эгограммы по результатам выполненного ранее опросника Джонгвард (приводится ниже). Модифицированный опросник Джонгвард Инструкция. Вам предлагается несколько утверждений, касающихся Вашего поведения в повседневной жизни. Ответьте, как часто Вы так поступаете или чувствуете (от "никогда" до "всегда"), поставив в бланке ответов крестик против подходящего варианта.
Здесь не может быть "плохих" и "хороших" ответов: это Ваш собственный взгляд на то, каким Вы являетесь на сегодняшний день.
1. Я разъясняю людям причины, по которым моя работа не сделана. 2. Я переживаю по поводу чего-либо (из-за того, что кто-то сделал или сказал мне, или из-за того, что я сам сделал или сказал). 3. Я опаздываю на работу или на встречу с кем-либо. 4. Я требую, чтобы люди делали то, что я говорю. 5. Я заполняю предложенные мне анкеты и не отказываюсь отвечать на вопросы, если нужно дать информацию (например, в социологическом опросе). 6. Я делаю то, что говорит начальник, даже если это трудно сделать. 7. Я передаю слухи. 8. Я чувствую вину по поводу чего-либо (невыполнения работы в срок, опоздания, слишком жестких требований, предъявляемых мной в работе, и т.п.). 9. Я пользуюсь тем, что подсказывает мне интуиция, не задерживаясь на сборе фактов. 10. Я радуюсь новому и необычному (непривычной еде, одежде, смене устоявшегося порядка, места и т.д.). 11. Я советую больному человеку обратиться к врачу или отдохнуть день-другой. 12. Я настаиваю, чтобы делалось по-моему, как я хочу. 13. Я чувствую, что мой долг — использовать свои знания и силу для защиты других, менее сильных людей. 14. Я говорю о вещах, в которых совсем не разбираюсь. 15. Зная о неготовности того, чего я жду, я многократно переспрашиваю, не готово ли это досрочно. 16. Я нахожу пути, чтобы сделать скучную работу интересной. --- 135 --- 17. Я сдерживаю обещания, даже если мне это невыгодно. 18. Я четко и ясно передаю другим людям суть того, что хочу сообщить. 19. Я чувствую, что что-то необычное должно произойти до того, как это случается. 20. Я внимательно анализирую имеющиеся факты перед тем как принять решение. 21. Я говорю или думаю что-либо типа: "Что бы ты делал без меня". 22. Я открыто и непосредственно выражаю свои чувства и живо реагирую на происходящее. 23. Я говорю только правду. 24. Я поправляю подчиненных, когда они не соблюдают установленные правила. 25. Я ясно соображаю, как добиться своего, направляя поведение других в нужное мне русло. 26. Я сохраняю спокойствие, когда накаляется атмосфера. 27. Я прихожу на помощь коллегам, подчиненным или начальнику, оказавшимся в затруднительном положении. 28. Я чувствую себя обиженным и ухожу, чтобы побыть наедине с собой. 29. Я вступаю в спор, отстаивая свои убеждения и принципы. 30. У меня бывают мысли, которыми я не хотел бы делиться с другими.
31. Я прерываю работу для физической разминки и чувствую истинное наслаждение, разминая мышцы и расслабляясь. 32. Я говорю "пожалуйста" и "спасибо". 33. Я говорю или думаю что-либо типа: "Я сделаю это за них, нельзя рассчитывать, что они справятся с этим сами". 34. Я апеллирую к фактам, обрисовываю фактическое положение дел, когда человек нуждается в поддержке и утешении. 35. Я беру последнее оставшееся пирожное или другую вкусную вещь из того, что принесли к чаю. 36. Я собираю необходимую информацию и затем подключаю "шестое чувство", интуицию, чтобы дать точную интерпретацию. 37. Я помогаю коллегам в случае необходимости, даже если они меня об этом не просят. 38. Я настаиваю, чтобы люди заботились о себе, например, чтобы тепло одевались в холодную погоду или брали зонт, если ожидается дождь. 39. Я чувствую, что должен добиться совершенства в том, что делаю. 40. Я по выражению лица или другим особенностям поведения человека заранее знаю, что он скажет или сделает. 41. Разозлившись, я раздражаюсь и выхожу из себя. 42. Я прямо высказываю людям, когда они не выполняют работу должным образом. 43. Я устанавливаю нормативы для надлежащего выполнения работы. 44. Я завершаю за день все, что сегодня предполагалось сделать.
Теперь, имея на руках собственную эгограмму, участники разбиваются на пары и обсуждают свои профили, сопоставляют самооценку и оценку со стороны (имеется в виду содержательный, а не оценочный аспект). Ведущий, подключаясь последовательно к каждой малой группе, помогает корректно проводить анализ. --- 136 --- По окончании работы в малых группах на обсуждении результатов ведущие подводят к идее невозможности выделения "идеальной" эгограммы — оптимальной личностной структуры. Обсуждаются ситуационные изменения эгограмм, пути использования этого диагностического и коррекционно-го метода. Пример 2. Два занятия посвящены теме "Родительское программирование". На предыдущих занятиях участники имели возможность "побывать" в различных эго-состояниях (Родитель, Взрослый, Ребенок) и в ходе выполнения домашних заданий увидеть, как проявляются эти эго-состояния в поведении детей и воспитывающих взрослых. Теперь речь идет о программирующих воздействиях, которые взрослый прямо или косвенно, сознавая это или нет, оказывает на ребенка. Участники уже подготовлены к восприятию этой информации, так как перед этим они выполнили упражнение с незаконченными предложениями типа: "Голос мамы звучит во мне, когда я говорю себе...", "Папа никогда...", "Одна из вещей, за которую я чувствую вину..." и т.п. В ходе разминки проводится работа в тройках: двое беседуют, третий человек должен перебивать. Актуализируется обороняющийся Ребенок и атакующий Родитель. Каждый в тройке успевает исполнить обе роли. Разминка очень живая, вызывает подъем сил и вместе с тем вводит в контекст задания. В ходе последующей лекции-дискуссии ведущий знакомит участников с элементами сценарного анализа (предписания, директивы, детские решения). Содержание лекции представлено в гл.II настоящей работы.
Затем участники разбиваются на малые группы по три-четыре человека в каждой. Каждой малой группе предлагается поработать с определенными предписаниями и директивами по классификации Гоулдинга (их общий список представлен на доске). Задача: вспомнить ситуации общения между взрослыми и детьми, когда были налицо признаки "родительского программирования" (по заданным предписаниям и директивам). Ведущий группы попеременно включается в работу каждой малой группы, контролируя ход выполнения задания, побуждая к более точному выполнению задания и, в случае необходимости, уточняя его смысл. В качестве домашнего задания предлагается зафиксировать свой опыт работы по малым группам с тем, чтобы --- 137 --- обсудить его в ходе общегрупповой дискуссии в последующем. Приведем некоторые результаты обсуждения элементов родительского программирования в малых группах — фрагменты протокола обсуждения с методистами детских садов ситуаций родительского программирования. — В 14 лет дочь приняла решение: никогда не буду жить так, как живут мои родители. Для нее это был "другой" мир, из которого она чувствовала себя исключенной. Родители все время решали проблемы своих отношений. Это пример предписания Не Будь Близкой. Ребенок оказался в "ножницах" между тем, как живут родители, и собственными представлениями о семейной жизни. Решение ребенка: не быть как они. Всю дальнейшую жизнь, строя собственную семью, она следовала этому решению. — В детстве отец часто рассказывал о своих проблемах, мать выслушивала, но при этом они исключали свою дочь из общения. Во взрослой жизни дочь старается избегать такого поведения по отношению к своим детям, но получается плохо — в детстве не заложили модель включения детей в жизнь семьи. Это тоже пример предписания Не Будь Близкой. Психотерапевтический прием в таких случаях — освоить процедуру "зеркало". Взрослый "отражает" ребенку его состояние, дает позитивное подтверждение: "Ты, наверное, сейчас печалишься о..." и т.п. — 14-летний сын поссорился с отцом. Три дня не был дома. Мать встречается с ним. Сын: "Я не хочу жить с отцом. Если не разведетесь — уйду из дома". Что это? Это своеобразный рэкет, поиск решения своих проблем путем перекладывания ответственности на других. Это способ ухода от разрешения проблем собственными силами, " игра " " Если бы не ты ".. Это не решение "самому не существовать", а решение "убрать того, кто мешает близости". — Родитель: "Как ты мне надоел!" Ребенок: "Хорошо! Тогда я не приду домой". Предписание Не Существуй. Решение ребенка: может отказаться от семьи и уйти из дома. Как вести себя родителям в таких случаях? Вместо слов: "Уйди, ты мне надоел" — произнести слова: "Сейчас мне бы хотелось побыть одной". Первое — одиночество; альтернатива — второе — уединение. Ребенок в такой ситуации говорит: "Посиди — отдохни, я пойду поиграю в другой комнате". Здесь важно сохранить с ребенком психологический контакт. До- --- 138 --- статочно сказать: "Ты там чем-нибудь займись, а потом мне расскажешь". Не путать с ситуацией "чтения нотаций": "Иди и подумай, как надо себя вести". — Девочка, обидевшись на папу после очередного скандала дома, пришла в детский сад и сказала: "Вырасту большой — возьму молоток, убью папу". Это решение может отразиться на отношениях с будущим мужем. Внутрисемейное общение в детстве отражается на отношениях выросшего ребенка в собственной семье. — Примеры предписания Не Будь Ребенком. Занятия физкультурой. Воспитатель говорит ребенку: "Такой большой, а ничего не умеешь. Сейчас отведу в младшую группу — посмотришь, как малыши занимаются" (в зависимости от оценки ситуации ребенком может быть принято и предписание Не Будь Значим). Ребенок хочет мороженое. Мать не покупает: "Ты уже большой". Решение ребенка: я найду человека, для которого я буду ребенком. — Воспитатель побуждает девочку 6 лет выпить молоко. Воспитатель: "Пей молоко, а то не вырастешь". Девочка: "Не буду, не хочу расти. Быстрее вырасту — быстрее умру". Здесь может быть двоякая трактовка: 1) здесь проблема смерти, а не проблема молока: девочка не хочет расти, потому что впереди смерть; 2) молоко — это напоминание о детстве, а детство — это хорошо, поэтому лучше не расти. В последнем случае может работать предписание Не Взрослей. Еще примеры этого предписания. Предписание Не Взрослей дает взрослый своим "любимчикам". Этот ребенок более значим для взрослого, всегда оказывается правым. Ему говорят: "Иди сюда, мой маленький". Вероятное решение ребенка: хорошо быть маленьким, это удобно. Психотерапевтический прием в таких ситуациях: возвратить ребенку его формулы, например: "Ты решил быть маленьким?" — В детстве девочка росла застенчивой, тихой, робкой. Так и воспринимали ее окружающие. Жила она вдвоем с мамой. Мама часто брала ее с собой на работу. Однажды на работе мама со своей подругой стали горячо спорить. Девочка, до этого рисовавшая себе в уголке, вдруг тихо сказала: "Не ругайте мою маму". В комнате наступила тишина... Девочка подумала "про себя": "Как это я так сказала?!" С тех пор в ней произошел перелом — ребенок --- 139 --- принял решение: я буду сильной, смелой. Откуда взялось это решение? Оказалось, мама с детства воспитывала дочку по принципу "будь смелой, будь сильной", водила в кружки, на плавание, стараясь "растормошить" ребенка. Она сообщала девочке директиву Будь Сильной. Но при этом, видимо, было сильное программирование и от Ребенка матери, сформировавшее робость у девочки. Таким образом, в этом случае было противоречивое программирование, порождавшее внутренний конфликт у ребенка (рис. 16).
Рис. 16. Пример родительского программирования
— В конце дня родители и дети собираются дома. Ребенок хочет рассказать о школе, о своих впечатлениях. Мать его останавливает — ей не до этого. Ребенок замолкает. — Дети очень любят смотреть детективы, боевики. Мать (недоумевая) — сыну: "Ты радуешься?! Как тебе это может нравиться?!" "О вкусах не спорят", но по отношению к детям взрослые не считают нужным это замечать, вставать на точку зрения ребенка. Так сообщается смешанное предписание Не Чувствуй, что Ты Чувствуешь — Чувствуй, что Я Чувствую. — У ребенка не получился рисунок. Другой ребенок увидел и засмеялся. Воспитатель: "Что ты смеешься? Посмотри на свой!" Здесь может быть воспринято смешанное предписание Не Чувствуй. Решение ребенка: не высказываться, сдерживаться — я могу иметь свое мнение, но другим я этого не открою. Рекомендуемая в таких случаях схема общения с ребенком: 1) я подтверждаю чувства ребенка (пристройка); 2) я говорю, что чувствую сам. --- 140 --- — Сынишка любит надевать платьица, завязывать бантики. Откуда такое поведение? Мать вспомнила, что до рождения ребенка хотела иметь девочку. Вероятно, в раннем детстве это желание тем или иным способом проявлялось: в упоминании о желании иметь дочку, в завязывании ленточек и бантиков и т.д. Это пример предписания Не Будь Самим Собой. Решение ребенка: вести себя как девочка, чтобы не огорчать маму, чтобы доставить ей удовольствие. Сейчас, видя, что происходит, мама пытается запретить сыну "девчоночьи" манеры. Может возникнуть конфликт между ранним родительским программированием и сегодняшними требованиями родителей. — В семье два сына: старший и младший. Дети хотят играть друг с другом и при этом выигрывать. Но когда проигрывает младший, на его крик и слезы родители реагируют, обвиняя старшего: "Ты играешь неправильно, раз он плачет. Ты не умеешь играть. Больше не смей с ним играть". Это ситуация сообщения предписания Не Имей Успеха с оттенком Не Будь Значим. Возможное решение старшего сына: чтобы с тобой играли, нужно проигрывать или чтобы к тебе не было претензий, не высовывайся. Подобное происходит с неординарным ребенком в группе детского сада. — В семье два мальчика. Один из них с рождения слабенький, часто болеет, но задиристый. "Слабенький" задирает брата. Брат защищается. Мама: "Юра, не лезь к Алеше! Ты же знаешь,: что он болеет". Это яркий пример предписания Не Будь Здоровым. "Слабенький" уже принял решение: лучше казаться больным, тогда все позволено, останешься безнаказанным. Его брат может принять решение: здоровым быть плохо; когда ты болен, меньше ругают, все можно. Приведем примерную программу работы с педагогами по обучению новым формам общения.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.204.208 (0.054 с.) |