Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мастерская педагогического творчества⇐ ПредыдущаяСтр 14 из 14
— Ребенок вступает в мир — что это значит? Жизненный мир личности как единство четырех миров: "Природа", "Рукотворный мир", "Значимые другие", "Я — сам". (Воспитатели сами открывают содержание этих миров, их общность и своеобразие; оценивают представленность каждого из них в современных образовательных программах.) — Построение заданий, направленных на осознание детьми различий между мирами "Природы", "Рукотворным", "Значимых других" и "Я — сам", своеобразия пространства, времени, особенностей строения и состава этих миров, их познаваемости. Организация работы с группой воспитателей: методист предлагает модели развивающих заданий; воспитатели, используя данные модели, предлагают свои собственные решения. Работа строится по схеме: большая группа — малые группы — большая группа. Некоторые придуманные или отобранные задания "проигрываются" воспитателями в ролевых играх. — Оказывается, все главное о мире ребенок уже знает. Ему нужно только помочь это осознать! — идея актуализации категорий мировосприятия ребенка. Ребенок располагает "знанием": "есть", "нет", "возникновение/исчезновение", "движение", "пространство — время", "качество" и т.п. Но пока это "знание" — в кавычках, оно еще должно быть как-то осознано ребенком. Но как? И к чему это осознание приведет (в плане развития устремлений ребенка)? Каждая открываемая ребенком категория — источник бесконечного движения познания вперед. — Построение заданий для детей по развитию категориального видения мира. Цель: открытие детьми представлений: "есть", "нет", "есть ^ нет", "начало", "конец", "между"; "качество", "количество", "мера"; "материя", "форма", "содержание"; "часть", "целое", "силы"; "внешнее", "внутреннее", "проявление"; "возможность", "необходимость", "случайность"; "причина", "следствие", "взаимодействие". Задача воспитателя при работе в малых группах: придумать проблемные ситуации, в которых знакомство с категориями происходит на материале "Природа", "Значимые другие", "Рукотворный мир", "Я — сам".
— Если не ЗУНы (знания, умения, навыки), то что? — Идея "выращивания" устремлений ребенка в сферах позна- --- 147 --- ния, действования, переживания. Устремления как самоценные формы активности, предрасположения к действию ("могу" как основа "хочу"). — Познавательные устремления детей: как их измерить? как их развить? — Конструирование диагностических и развивающих ситуаций. — Устремления к правилотворчеству и правилосообраз-ному поведению: как их измерить? как их развить? — Устремления к эмоциональному освоению мира: как их измерить? как их развить? — Конструирование заданий по выявлению и развитию таких устремлений, как вчувст-вование (отношение Я — Природа), эмпатия (Я — Другие существа), эстетические переживания (Я — Рукотворный мир), самоприятие (самосознание личности). — Педагогический консилиум: формирование набора развивающих заданий для детей (рождение новой образовательной программы); создание системы диагностических методик для детей и воспитывающих взрослых; проектирование нового уклада жизни детей и взрослых в детском саду (преобразование существующей организации педагогической работы с детьми). --- 148 --- ЛИТЕРАТУРА Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! — М., 1988. Бим-Бад Б.М. В поисках ретроспективы //Открытый университет. — 1990. — № 3. — С. 6. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. — М., 1986. Джайнотт X.Дж. Родители и дети. М., 1986. Дидактика средней школы /Под ред. М.Н.Скаткина. — М., 1982. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. — М., 1986. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. — М., 1991. Кондаков Н.И. Логический словарь. -— М., 1971. Концепция дошкольного воспитания /Под ред. В.В.Давыдова, В.А.Петровского. — М., 1988. Непомнящая Н.И. Опыт системного исследования психики ребенка. — М., 1983. Пейперт С. Переворот в сознании: Дети, компьютер и плодотворные идеи. — М., 1989. Петровский В.А. Принцип отраженной субъективности в психологическом исследовании //Вопросы психологии. — 1985. — № 1. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. — М., 1992. Петровский В.А., Виноградова A.M., Клари-на Л.М.,Стрелкова Л.П. Воспитателю о личностном общении. — М., 1992.
Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — М., 1969. Пономарев Я.А. Психика и интуиция. — М., 1967. Правила светской жизни и этикета. Хороший тон /Сост. Юрьев и Владимирский. — СПб., 1889. Психология развивающейся личности /Под ред. А.В.Петровского. — М., 1987. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. — М., 1973. --- 149 --- Стрелкова Л.П. Условия развития эмпатии под влиянием художественного произведения //Развитие социаль ных эмоций у детей дошкольного возраста. — М., 1986. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. — М., 1990. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. — М., 1986. Berne E. Principles of group treatment. — N. Y., 1964. Brehm J.W. Theory of Psychological Reactance. — N. Y., 1966. Brehm J. W. Responses to Loss of Freedom. — N. Y., 1972. D u s а у J. M. Egograms. How I See You and You See Me. — N. Y., 1977. Erskine R.G., Clarkson P., Goulding R.L., Groder M.G., Moiso C. Ego state theory: definitions, descriptions, and points of view //Transactional Analysis Journal. — 1988. — V. 18. — № 1. — P. 6— 14. Goulding M., Goulding R.L. Changing lives through Redecision therapy. — N. Y., 1979. Horney K. Neurosis and human growth. The struggle toward self-realization. — N. Y., 1950. Karpman S. Fairy tales and script drama analysis //Transactional Analysis Bulletin. — 1968. — V. 7. — № 26. — P. 39 — 43. Wo 1 man B.B. (ed.). Dictionary of behavioral science. — B. Y., 1973. --- 150 --- СОДЕРЖАНИЕ I. Воспитатель и его подготовка: союз науки и практики.................................................... 5
1. Развитие личности............................................................................................................... 5 2. Воспитательская позиция....................................................................................................13 3. Воспитатель в "зеркале" воспитанника. Принцип отраженной субъектности в психолого-педагогическом анализе личности педагога...................................................23 4. "Порождающий" характер взаимодействия: педагогическая наука — педагогическая практика ……………………………………………………………..……………………. 27
II. Трансактный подход к построению новых форм общения в системе "воспитывающий взрослый — ребенок"............................................................................28
1. Краткий обзор теории трансактного анализа...................................................................29 2. Использование ТА модели в личностно-ориентиро-ванной дидактике................................................................................................................................................48 3. Техники педагогического общения....................................................................................49 4. ТА модель и концепция отраженной субъектности во взаимоотношениях воспитывающих взрослых и детей....................................................................................57
III. Пути построения нового содержания общения между воспитывающими взрослыми и детьми.....................................................................................................................................62
IV. Личностно-ориентированная дидактика............................................................................66
V. Развитие самоценных форм активности детей..................................................................76
1. Развитие познавательных устремлений детей..................................................................76 --- 151 --- 2. Развитие волевых устремлений детей............................................................................... 85 3. Развитие эмоциональных устремлений детей.................................................................113
VI. Создание авторских программ (стратегия работы с методистами-инноваторами).........................................................................................................................131
1. Основы подготовки методистов-инноваторов................................................................131 2. Мастерская педагогического общения.............................................................................132 3. Мастерская педагогического творчества........................................................................146
Литература......................................................................................................................................149 Учебное издание Алла Дмитриевна Грибанова
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.156.250 (0.013 с.) |