Концепция «четырех ошибочных целей детского поведения» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Концепция «четырех ошибочных целей детского поведения»



Значительную помощь в определении вектора работы с ребенком может оказать знаменитая концепция «четырех ошибочных целей детского поведения» австро-американского педагога и психолога Рудольфа Дрейкурса.

Согласно ей о неосознаваемых целях ребенка свидетельствуют чувства, которые возникают у взрослого в ответ на детские поступки. Так, раздражение родителя — сигнал о потребности ребенка во внимании к нему, его нежелании чувствовать себя пустым местом. Гнев — показатель проверки на прочность, результата поединка, борьбы за власть по типу «ты мне ничего не сделаешь». Обида взрослого — следствие детской мести, ответа на прежде нанесенную рану. Жалость и беспомощность родителя по отношению к детской проблеме — показатель скрытой мотивации ребенка на избежание неудач.

7. Разработать рекомендации.

Рекомендации, адресованные взрослым, должны быть последовательными, понятными и выполнимыми. Направляются не только на симптом — провокационное поведение, но и на его причину — отношения между провокатором и адресатом, значимые отношения вообще, неудовлетворенные потребности.

Как составить рекомендации для воспитателей и родителей

Рекомендации воспитателю по работе с детскими провокациями напишите по схеме:

  • перечислите типичные варианты провокаций, которые устраивает ребенок (выкрикивает; нарушает правила; не достает нужные принадлежности);
  • опишите функции провокации (изучает вас, привлекает внимание, проверяет на устойчивость, выражает свой интерес, хочет получить помощь, протестует против того, что не учитывают его мнение, повышает статус в референтной группе);
  • перечислите выгоды, которые ребенок получает от типичного поведения воспитателя (оказывается в центре внимания; ощущает собственную значимость; изливает накопившуюся обиду на взрослых и раздражение; получает помощь; приобретает право не делать задания);
  • предложите альтернативные варианты поведения взрослого.

Альтернативные варианты поведения воспитателя в ситуации провокации

1. Реагировать только на первую шалость (провокацию).

2. Использовать правило «сначала сделай то, что нужно мне, потом получишь то, чего хочешь».

3. Коротко, немногословно, однозначно высказаться о своих реальных чувствах («сержусь», «раздражаюсь», «смешно, но надо работать») и перейти к делу. Не давать сценарию развиваться привычным образом, не вступать в переругивание.

4. Не задавать риторических вопросов («Ты что, самый умный?») — они делают диалог бессмысленным.

5. Поощрять здоровое поведение: улыбкой, похвалой, вниманием, мягким тоном; присвоением жетона (значка, плюсика) как символа достижения, возможностью заняться тем, от чего ребенок получает удовольствие.

6. Повысить темп занятия, дать персональное задание.

7. Обратить внимание на поведение остальных детей, переключить внимание группы на другую работу или другой диалог (лучше с популярным в группе ребенком).

Рекомендации родителям формулируйте аналогично:

  • укажите, что ребенок провоцирует значимого для себя человека, от которого хочет что-то получить;
  • опишите специфику взаимодействия с ребенком, в ходе которого он начинает провоцировать (устал, скучает, не справляется, чувствует себя одиноко, хочет отвлечь родителя от чего-то);

Понимание функций и выгоды провокационных действий — эффективное средство коррекции поведения участников взаимоотношений.

  • перечислите функции провокации (добивается внимания от NN; переключает внимание с события, А на событие Б; проверяет, может ли провоцируемый изменить то или иное правило; ищет помощи или сочувствия; формирует собственную цель в бессмысленной для него ситуации);
  • опишите происходящие в семье события с точки зрения ребенка и покажите те из них, в которых он вынужден действовать, не имея никакой собственной цели (находится в условиях более или менее выраженного насилия);
  • предложите варианты модификации бытового взаимодействия родителей и ребенка (чем бы он мог заняться, в то время как… если бы не…; что можно сделать, чтобы ребенок почувствовал важность для родителей своих переживаний и отношения к ситуации; дать ему право и возможность исследовать ситуацию и прямо выразить свое отношение к ней);
  • предложите альтернативные варианты реагирования (соблюдать режим; не накладывать запрет на провокационное поведение, а задать соответствующие ему вопросы — «Ты устал (злишься)?», «Тебе не хочется это делать?», «У тебя не получается?», «Тебе хочется поиграть с сестрой?», «Ты волнуешься?»; понятно и коротко сообщить о своих чувствах — «мне обидно», «я злюсь», «я устала»).

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы

 

Консультирование

Как приучить ребенка к горшку

А.А. Сладкова
клинический психолог

Вопрос о том, как научить ребенка ходить на горшок, когда это следует делать, актуален. Каждый родитель задает его рано или поздно. Расскажите, когда надо начинать приучать ребенка к горшку, почему следует делать это в определенное время, почему бывают неудачи и как на них реагировать.

С какого возраста начинать

Самый подходящий возраст для приучения ребенка к горшку — с 1,5 лет. Чтобы лучше понимать, почему приучение должно начинаться именно в это время, обратимся к анатомии и физиологии.

Нервные волокна, формирующие сплетения вокруг мочевого пузыря и прямой кишки, подают импульс о наполнении органа сначала в спинной мозг, а затем сигнал передается в головной мозг — это является побуждением к походу в туалет. Таким образом, осознанное хождение на горшок возможно лишь при формировании нервно-мышечных связей между органами малого таза и мозгом. Правильный навык может сформироваться только при наличии этих связей. А формируются они после 1,5 лет никак не связаны с тем, как скоро родители начнут знакомить ребенка с горшком.

Только после года ребенок начинает чувствовать наполнение прямой кишки, а ближе к двум годам — мочевого пузыря. К этому времени у него созревает сознательный, полноценный контроль над выделительными процессами. К 2–3 годам дефекация становится осознанной, волевой, управляемой.

СЛОВАРЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

Иннервация (от лат. in — в, внутри и нервы) — снабжение органов и тканей нервами, что обеспечивает их связь с центральной нервной системой.

Раннее приучение ребенка к горшку (в течение первого года жизни) уже давно признано нефизиологичным и неправильным, потому что не учитывает ни психологической готовности, ни физического созревания малыша. Оно основано на формировании условных рефлексов и не вырабатывает осознанный навык. Таким образом, создается неправильная цепочка действий: родители побуждают ребенка опорожнить мочевой пузырь, для этого они используют звуки журчащей воды или определенные слова, после чего происходит ожидаемое действие.

Приобретенный таким способом навык нестойкий и легко может утратиться в результате любого стресса (смена места жительства, ссоры родителей, поступление в детский сад), а также при достижении ребенком возраста, когда созрела иннервация органом малого таза — время, в которое только надо начинать процесс приучения к горшку. Кроме того, раннее приучение основывается на давлении взрослых, что в дальнейшем может вызвать у ребенка стресс, психосоматические и невротические заболевания, например, логоневроз, нервный тик, энурез, энкопрез, гиперактивный мочевой пузырь.

Приучение к горшку после 1,5 лет учитывает степень зрелости нервной системы ребенка, не требует давления со стороны родителей, потому что он готов к освоению нового навыка:

  • физически — укрепляются мышцы сфинктеров (мышечные кольцевые волокна вокруг какого-либо отверстия) прямой кишки
  • и мочеиспускательного канала, развивается иннервация прямой кишки и мочевого пузыря;
  • психологически — готов следовать инструкциям, понимает, зачем и что от него требуют;
  • эмоционально — позитивно относится к изучению новых навыков.

Как определить, что ребенок готов к приучению

Существуют признаки, указывающие на то, что ребенок готов к освоению нового навыка психологически и физически:

  • наличие режима дефекации — она происходит примерно в одно и то же время суток;
  • мочеиспускание не чаще чем 1 раз в 2 ч — т. е. подгузник должен оставаться сухим не менее 2 ч;
  • ребенок знает и показывает части тела и различные предметы одежды, знает и понимает значение слов, связанных с туалетом, испытывает дискомфорт и проявляет негативные эмоции, когда находится в грязном подгузнике;
  • у ребенка есть стремление подражать взрослым;
  • он пытается сам одеваться;
  • проявляет интерес к туалету;
  • возраст старше 1,5 лет.

Если все эти критерии имеются, то можно говорить о том, что приучение к горшку пройдет максимально просто и легко как для мамы, так и для малыша.

С чего начать приучать

С покупки горшка. Следует заранее его приобрести — чтобы он стал знакомым предметом в доме. Выбрать горшок в магазине можно вместе с ребенком.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.252.37 (0.007 с.)