Организационный момент. Упражнение «Стряхни» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организационный момент. Упражнение «Стряхни»



Цели: настроить на работу, дать возможность участникам снять внутреннее напряжение.

Участники встают в круг.

Инструкция педагога-психолога: Наверняка каждый из вас видел, как отряхивается промокшая собака. Она трясет спиной, головой, лапами так, что вся вода брызгами разлетается в стороны. Вы делаете примерно то же самое спиной, головой, руками, ногами — сначала по очереди, потом все вместе (30–60 с).

Игровая зона в ДОО

Упражнение «Ассоциации»

Цели: получить обратную связь, развить навык размышлять, создать основу для работы по теме семинара-практикума.

Инструкция. Педагог-психолог включает запись песни «Поворот» и предлагает участникам назвать ассоциации, которые у них возникают с сочетанием «развивающая предметно-пространственная среда». Ответы записывает на мольберте, затем предлагает оценить ассоциации — положительные они или отрицательные, каких больше (меньше). На основе этого он делает вывод. По завершении упражнения участники отвечают на вопрос «Почему была включена песня “Поворот”»? (Надо меняться.)

3. Историческая справка

Используются 3-й и 4-й слайды презентации.

Информация для презентации:

  • Впервые в истории отечественного дошкольного воспитания требования к развивающей среде (такие как организация группового оборудования и жизненного пространства детей) были сформулированы в 1932 г. В том же году введены термины «игровые уголки», «игровые зоны».
  • 1960 г. — открытие НИИ дошкольного воспитания, научно разработано предметно-игровое оборудование для детских садов.
  • 70-е гг. ХХ в. — разработаны принципы предметной среды, педагогическая классификация игрушек и система развивающих игрушек для детей раннего возраста.
  • 80-е гг. ХХ в. — разработана система «КИК» (компьютерно-игровой комплекс).
  • 90-е гг. ХХ в. — появляется понятие «предметно-развивающая среда».
  • 1993 г. — разработана «Концепция построения развивающей среды» под ред. В.А. Петровского (до настоящего времени — теоретическая основа построения развивающей среды в ДОО).
  • 1995 г. — определены принципы построения предметно-развивающей среды (стабильность-динамичность, открытость-закрытость, учет половых и возрастных различий детей и др.).
  • 2003 г. — вышло практическое пособие по моделированию развивающей среды ДОО «Материалы и оборудование для детского сада» (Т.Н. Доронова, Н.А. Короткова).
  • 2009 г. — сформулированы требования к материально-техническому обеспечению, в том числе и к предметно-развивающей среде (ФГТ «Требования к условиям реализации ООП ДО»).
  • 2013 г. — новые требования к организации РППС (ФГОС ДО).

Уголок для творчества

Упражнение «Впиши слово»

Цель: вспомнить особенности организации РППС для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Инструкция. Участники делятся на три группы. Задача — вписать на месте пропусков подходящие по смыслу слова и сочетания (в тексте они выделены полужирным). Ответы участники сверяют с 5–7 слайдами презентации.

Материал к упражнению

1) Младший дошкольный возраст

Для детей этого возраста необходимо большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности.

Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.

При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения.

2) Средний дошкольный возраст

Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.

Предметно-развивающая среда группы организуется с учетом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению.

Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.

3) Старший дошкольный возраст

В этом возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности.

Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Большое значение имеют материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.

Упражнение «Стул»

Цели: формировать понимание о просьбе, помощи; совместно найти выход из проблемной ситуации.

Инструкция. Один участник стоит со «стульчиком» (мягкой игрушкой) в руках, руки вытянуты. Задача — не приседая, не сгибая колени, поставить «стул» на пол. Бросать нельзя.

Вывод: сам не можешь, попроси помощи.

Уголок для релаксации

Критерии РППС

Примерные критерии оценивания РППС:

  • содержательная насыщенность;
  • трансформируемость;
  • полифункциональность;
  • вариативность;
  • доступность;
  • безопасность.

Инструкция. Используя презентацию (слайды 9, 10), педагог-психолог показывает участникам фотографии предметно-пространственной среды ДОО до введения ФГОС ДО и после. Задача педагогов — сравнить фотографии, оценить в соответствии с критериями содержание предметно-пространственной среды ДОО, определить плюсы и минусы, привести аргументы.

Упражнение «Расстановка»

Цель: развить внимание при тактильном восприятии рук.

Инструкция. Среди участников выбирают водящего (по очереди в его роли могут побывать все желающие). Задача — расположить участников в шеренгу в соответствии с тем, как ощущаются их руки. Например, от самых горячих до самых холодных (от мягких до жестких и т. п.).

Место для хранения игр и игрушек

Упражнение «Чемодан»

Цели: проанализировать РППС в группе, определить плюсы и минусы, предложить варианты изменения.

Инструкция. Участники получают шаблоны чемоданов (можно сделать из бумаги). Задачи — 1) собрать чемодан в дальнюю дорогу, сложить в него то, что уже сделано по оснащению, обогащению, пополнению РППС согласно ФГОС ДО (педагоги зачитывают свои записи); 2) на обратной стороне чемодана записать то, что надо еще сделать, собрать (зачитывают свои записи); 3) составить контракт с самим собой (что я должен сделать, чтобы…).

Упражнение «Соглашение»

Инструкция. На шаблоне чемодана участники составляют контракт — отвечают на вопросы:

  • Что хочу изменить в группе?
  • Каким образом это можно сделать?
  • Когда будем это делать?

Контракты озвучиваются.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.159.10 (0.01 с.)