Коррекционная и развивающая работа. От редакции -Поздравление с Днем психолога 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коррекционная и развивающая работа. От редакции -Поздравление с Днем психолога



От редакции

  • -Поздравление с Днем психолога

Регламент работы

  • -Как организовать и провести родительское собрание
  • -Как сделать презентацию эффективной

Психологическая диагностика

  • -Выявляем готовность педагогов к работе с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Консультирование

  • -Детские провокации: что делать
  • -Как приучить ребенка к горшку

Коррекционная и развивающая работа

  • -Развивайте коммуникативные навыки старших дошкольников

Психопрофилактика

  • -Балинтовские группы: как организовать

Психологическая коммуникация

  • -Семинар-практикум «Развивающая предметно-пространственная среда: потребности ребенка и педагога»

Литературная страничка

  • -Сказка про самого обыкновенного Психолога

Важный день календаря

  • -17 ноября – Международный день отказа от курения
  • -22 ноября – День психолога

От редакции

Поздравление с Днем психолога

 

Регламент работы

Как организовать и провести родительское собрание

С.Ю. Прохорова
канд. пед. наук, доцент, зам. директора по научно-исследовательской и инновационной работе ОГБУ Центр образования и системных инноваций Ульяновской области

Е.Б. Хижова
педагог-психолог МДОУ детский сад № 173, г. Ульяновск

Родительское собрание — основной способ взаимодействия педагога-психолога с родителями дошкольников. Для молодых специалистов очень важно уметь правильно спланировать подобное мероприятие и эффективно провести его. Как подготовиться к родительскому собранию? Какие формы целесообразней выбрать? Как вывести родителей из пассивной позиции и активизировать их? Дадим рекомендации.

Родительское собрание — основная форма работы c родителями. На собрании педагог-психолог может обсудить наиболее важные вопросы жизнедеятельности детского сообщества и принять необходимые решения; повысить педагогическую культуру родителей, ответственность за воспитание своих детей, активизировать их роль в жизни детского коллектива и т. п.

Функции, которые выполняет педагог-психолог, когда работает с группой родителей:

  • руководящая — обеспечивает методическим материалом, предлагает программу работы;
  • экспертная — помогает участникам проанализировать работу;
  • аналитическая — обобщает и комментирует происходящее;
  • посредническая — организует общение родителей друг с другом. Это особенно важно, когда кто-либо из них негативно относится к тому или иному человеку в группе. Также помогает родителям в защите прав ребенка или отстаивает его права сам, если родители не в состоянии это сделать;
  • мобилизующая — привлекает родителей к решению проблем, создает в группе условия для эффективного взаимодействия;
  • консультирующая — обеспечивает родителей необходимой информацией и отвечает на возникающие вопросы.

На качество взаимодействия (в любых формах) педагога-психолога и родителей могут влиять как положительные, так и отрицательные факторы (таблица).

Факторы, влияющие на эффективность взаимодействия педагога-психолога и родителей

Факторы

позитивные негативные
Высокий уровень развития коммуникативных навыков педагога-психолога: • он владеет вербальной коммуникацией (интонация, грамотность, богатство языка); • владеет невербальной коммуникацией (жесты, мимика, одежда, манера держать себя) Низкий уровень развития коммуникативных навыков педагога-психолога
Открытость для общения с родителями; создание атмосферы доверия; демонстрация доброжелательности, понимания и принятия Неравноправное соотношение в общении; позиция «прокурора»
Авторитет семьи в воспитании детей Недооценка роли семьи в воспитании детей
Уверенность родителей в необходимости совместных усилий и действий Низкая мотивация к сотрудничеству родителей и педагога-психолога
Воспитательные ошибки родителей (возможность для дальнейшего совершенствования и развития) Отсутствие у педагога-психолога знаний характеристик современной семьи, представлений об особенностях взаимодействия в семьях воспитанников
Учет интересов и запросов родителей Отрыв деятельности педагога-психолога от проблем и запросов родителей
Ясность для родителей целей ДОО Неясность для родителей целей и установок в воспитании детей в ДОО
Единство в подходе к воспитанию детей и работе с семьями воспитанников у педагогов, родителей, педагога-психолога и администрации ДОО Несистематичность, однообразность форм организации работы с родителями

Структура родительского собрания

Информацию о времени и месте проведения собрания донесите до родителей заранее: вывесите красочное объявление, позвоните тем папам и мамам, чье присутствие в связи с обсуждаемой проблемой очень важно. Таким образом вы дадите родителям возможность скорректировать свои планы на вечер и найти время, чтобы посетить родительское собрание. Используйте объявление следующего образца.

Образец объявления

Уважаемые родители!

Если вы хотите:

• узнать о роли полноценного общения в развитии личности ребенка;

• овладеть приемами и методами развития коммуникативных способностей;

• выработать стиль поведения с застенчивыми детьми,

приходите на родительское собрание по теме «Развитие коммуникативных способностей, или Учим детей общению» «___» _____________ 20 ______ года в _____ часов

Педагог-психолог ________________________________

Скачать образец в pdf

Продолжительность собрания не должна превышать 1 ч 20 мин. Предусмотрите занятость детей в данное время: это могут быть занятия со специалистами или вторым воспитателем, прогулки.

Родительское собрание традиционно состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной.

Этапы подготовки к родительскому собранию:

1. Выберите тему.

2. Определите цели.

3. Изучите научно-методическую литературу по рассматриваемой проблеме.

4. Проведите микроисследования среди детей и родителей по теме собрания. Для этого можно использовать анкетирование, тестирование, беседы.

5. Определите вид, форму, этапы собрания, а также способы и приемы совместной работы его участников.

6. Пригласите родителей и других участников собрания.

7. Разработайте решения, рекомендации, памятки родителям.

8. Оформите место проведения собрания.

1. Вводная часть. Организуйте родителей, создайте атмосферу доброжелательности и доверия, сконцентрируйте их внимание, мотивируйте к совместному решению проблем. Сообщите тему собрания, расскажите о результатах анкетирования, которое вы проводили до собрания. Используйте музыкальный фон, мультимедийную презентацию.1

2. Основная часть. Разделите ее на 2–3 этапа. Представьте теоретические сведения об обсуждаемой проблеме. Учтите: сообщение должно быть коротким и понятным для родителей, поскольку к концу рабочего дня устойчивость внимания снижается. Задайте родителям вопросы, приведите примеры из практики воспитания детей в ДОО и семье, проанализируйте педагогические ситуации, предложите посмотреть видеофрагменты занятий с детьми, игр, прогулок и т. д.

Устный журнал

Используйте данную форму для педагогического просвещения родителей по определенной теме. Часть журнала, посвященную одному из вопросов темы, принято условно называть страницей журнала. Каждая страница — устное сообщение, которое вы можете проиллюстрировать дидактическими пособиями, выставками рисунков, поделок и т. д.

Преимущества:

В качестве примера приведем собрание — устный журнал «Мир детей — мир взрослых».

Цель: способствовать осознанию разницы между миром ребенка и взрослого — особенностей восприятия, эмоциональных переживаний, мотивации; приобрести навыки анализа причин поведения ребенка, исходя из его позиции.

Предварительная работа: подготовьте рисунки на тему «Моя семья», выполненные детьми и родителями; бланки с ответами детей и родителей на вопросы анкеты «Мой мир».

План «журнала» может быть таким:

1-я страница — информативная часть «Детское восприятие окружающего мира». В качестве иллюстраций используйте детские рисунки.

2-я страница» — «Причины плохого поведения ребенка». Приведите ответы детей более старшего возраста на вопросы: случалось ли тебе плохо себя вести? что ты делал? зачем? почему?

3-я страница — «Ситуации из жизни ребенка». Проанализируйте конкретные ситуации, выработайте решения по ним.

Деловая игра

Этот вид деятельности предполагает решение задач в искусственно созданных условиях, создающих эмоционально позитивный настрой участников. В процессе деловых игр моделируются:

Родительский клуб

Используйте эту форму групповой работы с теми родителями, которые заинтересованы не только в решении проблем своего ребенка, но и в теплом неформальном общении с другими родителями и педагогами (примерный план работы родительского клуба см. в приложении 2).

Такой клуб реализует несколько функций:

Создание родительского клуба проходит несколько этапов: предварительная стадия, формирование, конфликт, консолидация, эффективная работа.

На предварительном этапе оформите заказ на совместную работу родителей — сформулируйте задачу, которая будет поставлена перед ними, создайте необходимые условия для функционирования группы.

На этапе формирования стимулируйте процессы группообразования (сплочения), создайте обстановку доверия, задайте первичные нормы общения и способы взаимодействия.

При вступлении группы в фазу конфликта активизируйте процессы осмысления происходящего, сориентируйте участников на понимание, развитие своих позиций и умение услышать мнение другого.

На этапе консолидации каждый член группы начинает понимать значение совместной работы и своего места в этом пространстве.

Приложение 1

Анкета для родителей «Мое отношение к тренингу»

Инструкция. Поставьте оценку каждому утверждению, где 1 — слабо, нет, не согласен; 2 — и да и нет, не уверен; 3 — очень, да, полностью согласен.

Скачать бланк анкеты в pdf

Вернуться в текст

Приложение 2

План работы «Клуба заботливых и любящих родителей»

НА САЙТЕ

e.psihologsad.ru

Читайте в электронном журнале статью Н.Ю. Филимоновой «Использование техник активного слушания при взаимодействии воспитателей с родителями»

Цель: повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах семейного воспитания детей.

Задачи:

1. Способствовать сплочению семьи и коллектива ДО, совместное решение проблемных ситуаций воспитания.

2. Знакомить родителей с закономерностями развития детей дошкольного возраста, методами и приемами, способствующими формированию гармоничных взаимоотношений в семье.

3. Развивать у родителей психологическую и духовную близость со своими детьми.

4. Формировать активную позицию родителей в процессе воспитания и развития ребенка в единстве с требованиями ДОО с учетом индивидуальных особенностей дошкольников.

Скачать План в pdf

План работы

Тема, форма проведения Месяц Ответственный
1. «Давайте познакомимся» Октябрь Педагог-психолог, воспитатели 2-й младшей группы
2. Вечер вопросов и ответов «Наши дети — какие они?» Ноябрь Педагог-психолог, воспитатели 2-й младшей группы
3. Тренинг «Активное слушание» — учимся слушать наших детей Декабрь Педагог-психолог, воспитатели 2-й младшей группы
4. Тренинг «Обратная связь — учимся оценивать деятельность и поведение детей» Январь Педагог-психолог, воспитатели 2-й младшей группы
5. Семейное спортивное развлечение «Дружная семейка» Февраль Педагог-психолог, воспитатели 2-й младшей группы
6. Ток-шоу «Прекрасные женщины — любимые мамы!» Март Педагог-психолог, воспитатели 2-й младшей группы
7. Собрание-консилиум «Давайте жить дружно!» Апрель Педагог-психолог, воспитатели 2-й младшей группы
8. Тренинг «Поиграй со мной!» Май Педагог-психолог, воспитатели 2-й младшей группы

Вернуться в текст

1 См.: Д.Л. Харичева «Как сделать презентацию эффективной» >>Вернуться в текст

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы

 

Регламент работы

Как сделать презентацию эффективной

Д.Л. Харичева
д-р техн. наук, зам. директора Института ­физики, технологии и информационных систем ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»

Презентация — это возможность наглядно рассказать о своей деятельности: проектах, исследованиях, разработках. Правильно сделанная презентация — «убийственный» инструмент, который превратит слушателей в ваших единомышленников, или, наоборот, настроит их против вас и вашего материала.

Педагогу-психологу часто приходится выступать перед аудиторией с докладом или кратким сообщением. Любое выступление можно сопроводить презентацией — чтобы четко выразить его ключевые идеи.

СЛОВАРЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

Презентация — мультимедийный инструмент. Используется в ходе докладов или сообщений, чтобы повысить выразительность выступления, проиллюстрировать описываемые факты и явления более убедительно и наглядно.

При подготовке презентации выделяются два основных этапа:

1. Планирование.

2. Разработка и создание.

Рассмотрим, что необходимо сделать на каждом из этапов, чтобы презентация была эффективной.

Как планировать презентацию

Эффективная презентация невозможна без планирования. На этом этапе необходимо:

Определить цели:

Таблица 1

Как создать слайд и наполнить его содержанием

Рекомендация

делать не делать Организация (зависит от логической последовательности слайдов) Фиксировать цели и результат Просто перелистывать картинки Фон Использовать светлый фон, лучше в желтой или зеленой гамме, полупрозрачный. Концептуально оформлять всю работу в одном стиле (теме) Оформлять пестрые слайды или в разном стиле. Использовать яркие цвета, фиолетовые и коричневые тона Текст Набирать на светлом или белом фоне крупным шрифтом, жирными буквами Создавать сплошной текст без рисунков, использовать мелкие буквы. Оставлять избыточную информацию Выделение Выделять цветом только заголовки и ключевые слова Избыток выделений Количество объектов Включать в слайд не более 4–5 объектов. Менять расположение объектов от слайда к слайду Оставлять много мелких картинок. Создавать длинные презентации — 30 слайдов и более Анимация По необходимости. Чем меньше элементов летает и ползает, тем меньше нагрузки на глаза Прыгающие буквы, вращающиеся фигуры, мерцающие по 5 с и более мелкие движущиеся объекты

Таблица 2

Эмоциональное выгорание, по мнению В.В. Бойко, — это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.

Стимульный материал состоит из 84 утверждений, к которым испытуемый должен выразить свое отношение, ответив однозначно «да» или «нет».

Методика выявляет три фазы развития стресса, для каждой из которых определены ведущие симптомы выгорания:

1) напряжение — переживание психотравмирующих обстоятельств; неудовлетворенность собой; «загнанность в клетку»; тревога и депрессия;

2) резистенция — неадекватное эмоциональное избирательное реагирование; эмоционально-нравственная дезориентация; расширение сферы экономии эмоций; редукция профессиональных обязанностей;

3) истощение — эмоциональный дефицит; эмоциональная отстраненность; личностная отстраненность (деперсонализация); психосоматические и психовегетативные нарушения.

Разработчиком теста применена трехступенчатая система получения показателей: количественный расчет выраженности отдельного симптома, суммирование показателей симптомов по каждой из фаз выгорания, определение итогового показателя синдрома эмоционального выгорания как сумма показателей всех 12 симптомов. Интерпретация основывается на качественно-количественном анализе, который проводится путем сравнения результатов внутри каждой фазы. При этом важно выделить, к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число.

Справка: обособленное структурное подразделение «Раменки»

Структура ОСП «Раменки» представлена отделениями: дошкольное; начальная школа (0-4-й класс); диагностики и коррекции.

В ОСП сегодня получают постоянную медико-психолого-педагогическую помощь около 100 детей с ОДА и их семьи. Из них 31 ребенок посещает дошкольное отделение, 10 детей зачислены в группу «Особый ребенок», 31 — школьное (трое детей на индивидуальном обучении). Из них 93,5% детей-инвалидов, дети с ОВЗ психоневрологической нозологии — 6,5%.

Комплексное сопровождение ребенка с ДЦП и его семьи ведется от стадии наиболее раннего выявления нарушения до стадии его устойчивой адаптации к нормальной среде.

Специалисты ОСП учитывают широкий диапазон причин возникновения отклонений в психофизическом развитии детей с ДЦП с целью подбора адекватных средств коррекции и адаптации.

Действует круглогодичный консилиум (ПМПк), который призван не только комплектовать ОСП «Раменки», но и позволяет оперативно контролировать эффективность работы педагогов, определять динамику достижений каждого ребенка, находящегося в учреждении.

Результаты диагностического исследования

Многие молодые педагоги, не работавшие с детьми-инвалидами, указали, что не нуждаются в повышении квалификации, т. к. «воспитание и обучение таких детей существенно не отличается от обучения детей без двигательных ограничений».

Педагоги с дефектологическим образованием указали на трудности работы с данным контингентом, особенно на начальных этапах обучения, и на необходимость самообразования и повышения квалификации в области технологии обучения таких детей письму и чтению.

Педагоги, которые ранее имели опыт работы с детьми-инвалидами в условиях интеграции или специальных учреждений, указали на разноаспектность и сложность проблемы (особенности работы с родителями, отсутствие специальных пособий, низкая мотивация детей и т. д.).

Потребность повысить квалификацию в области организации коррекционно-педагогической работы с детьми с двигательной патологией продемонстрировали в первую очередь те педагоги, которые уже имели опыт работы с ними.

Итак, анализ результатов анкетирования показал: многие педагоги, пришедшие из массовых образовательных организаций, не в полной мере представляют сложность работы с детьми данной категории, не знают их особенностей и технологий образовательной деятельности. Отсутствие специального образования препятствует разработке адекватных психологическому развитию детей с ДЦП индивидуальных коррекционно-развивающих программ, консультированию родителей и способствует возникновению завышенных ожиданий к возможностям и потенциалу детей с ОВЗ и инвалидностью. В большей степени трудности испытывает младший обслуживающий персонал (помощники воспитателей), т. к. именно на их плечи ложится огромная доля физической нагрузки по уходу за детьми с двигательной патологией.

Все перечисленные особенности вызывают у педагогов чувство неудовлетворенности, неуверенность в своих знаниях, страх, что могут «что-то недодать детям». В дальнейшем это и приводит к профессиональному выгоранию.

Приложение 1

Методика диагностики уровня эмоционального выгорания
В.В. Бойко

Инструкция. Если вы являетесь профессионалом в какой-либо сфере взаимодействия с людьми, вам будет интересно увидеть, в какой степени у вас сформировалась психологическая защита в форме эмоционального выгорания. Прочитайте утверждения по одному. Если вы согласны с утверждением — поставьте «+». Если не согласны — поставьте «-».

Обратите внимание: если в формулировках опросника идет речь о партнерах, то имеются в виду субъекты вашей профессиональной деятельности, с которыми вы ежедневно работаете.

Вопросы

1. Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.

2. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.

3. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).

4. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее).

5. Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения — хорошего или плохого.

6. От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров.

7. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2–3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался.

8. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).

9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.

10. Моя работа притупляет эмоции.

11. Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.

12. Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.

13. Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.

14. Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения.

15. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.

16. Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.

17. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.

18. Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером.

19. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.

20. Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено.

21. Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.

22. Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.

23. Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.

24. При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.

25. Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.

26. Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами.

27. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.

28. У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т. п.

29. Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.

30. В общении на работе я придерживаюсь принципа «не делай людям добра, не получишь зла».

31. Я охотно рассказываю домашним о своей работе.

32. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).

33. Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.

34. Я очень переживаю за свою работу.

35. Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.

36. При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.

37. У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем.

38. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.

39. Последнее время (или, как всегда) меня преследуют неудачи в работе.

40. Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.

41. Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.

42. Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) хуже, чем обычно.

43. Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.

44. Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела.

45. Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.

46. Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами автоматически, без души.

47. По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.

48. После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия.

49. На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки.

50. Успехи в работе вдохновляют меня.

51. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной (почти безысходной).

52. Я потерял покой из-за работы.

53. На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера (-ов).

54. Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу.

55. Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции.

56. Я часто работаю через силу.

57. Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.

58. В работе с людьми руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье.

59. Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.

60. После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.

61. Контингент партнеров, с которым я работаю, очень трудный.

62. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.

63. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.

64. Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы.

65. Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной.

66. Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.

67. Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами.

68. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.

69. Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.

70. Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.

71. Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня.

72. Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.

73. Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.

74. Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.

75. Моя карьера сложилась удачно.

76. Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.

77. Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.

78. Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах.

79. Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями.

80. Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.

81. Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.

82. Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе, я утратил интерес, живое чувство.

83. Работа с людьми плохо повлияла на меня как профессионала — обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.

84. Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.

Обработка данных

В соответствии с ключом осуществляются следующие подсчеты:

1. Определяется сумма баллов отдельно для каждого из 12 симптомов эмоционального выгорания с учетом коэффициента, указанного в скобках. Так, например, по первому симптому положительный ответ на вопрос № 13 оценивается в 3 балла, а отрицательный ответ на вопрос № 73 оценивается в 5 баллов и т. д. Количество баллов суммируется и определяется количественный показатель выраженности симптома.

2. Подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из 3 фаз формирования выгорания.

Скачать ключ в pdf

Ключ

Симптом

Вариант ответа / балл

Напряжение

Переживание психотравмирующих обстоятельств +1 (2) +13 (3) 25 (2) -37 (3) +49 (10) +61 (5) -73 (5) Неудовлетворенность собой -2 (3) +14 (2) 26 (2) -38 (10) -50 (5) +62 (5) +74 (3) «Загнанность в клетку» +3 (10) +15 (5) +27 (2) +39 (2) +51 (5) +63 (1) -75 (5) Тревога и депрессия +4 (2) +16 (3) 28 (5) +40 (5) +52 (10) +64 (2) +76 (3)

Резистенция

Неадекватное эмоциональное избирательное реагирование +5 (5) -17 (3) +29 (10) +41 (2) +53 (2) +65 (3) 77 (5) Эмоционально-нравственная дезориентация +6 (10) -18 (3) +30 (3) +42 (5) +54 (2) +66 (2) -78 (5) Расширение сферы экономии эмоций +7 (2) +19 (10) -31 (20) +43 (5) +55 (3) +67 (3) -79 (5) Редукция профессиональных обязанностей +8 (5) +20 (5) +32 (2) -44 (2) +56 (3) +68 (3) +80 (10)

Истощение

Эмоциональный дефицит +9 (3) +21 (2) 33 (5) -45 (5) +57 (3) -69 (10) +81 (2) Эмоциональная отстраненность +10 (2) +22 (3) -34 (2) +46 (3) +58 (5) +70 (5) +82 (10) Личностная отстраненность (деперсонализация) +11 (5) +23 (3) +35 (3) +47 (5) +59 (5) +72 (2) +83 (10) Психосоматические и психовегетативные нарушения +12 (3) +24 (2) +36 (5) +48 (3) +60 (2) +72 (10) +84 (5)

Интерпретация результатов

НА САЙТЕ НА САЙТЕ

e.psihologsad.ru

Читайте в электронном журнале № 11, 2015 статью М.В. Тимофеевой «Профессиональное выгорание педагогов: диагностика основных и сопутствующих факторов»

Предложенная методика дает подробную картину синдрома эмоционального выгорания.

Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме эмоционального выгорания.

Вернуться в текст

Приложение 2

Анкета для педагогов «Готовность к работе с детьми с нарушениями ОДА»

Скачать Анкету в pdf

Вернуться в текст

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы

 

Консультирование

Детские провокации: что делать

А.В. Фокина
канд. психол. наук, доц. каф. возрастной психологии МГППУ, педагог-психолог ГБОУ СОШ № 1466 им. Надежды Рушевой, Москва

Психологическая работа с детскими провокациями сложная. Она всегда носит индивидуальный характер и каждый раз строится по-разному. Однако есть ряд общих шагов, которые важно предпринять педагогу-психологу в работе с провокационным поведением.

Психологические функции провокации

Провокатор — это человек, который сам первый конфликт не начинает, но своими действиями, интонациями, словами создает конфликтную ситуацию.

Провокация — один из вариантов манипулятивного поведения. Провокационное поведение характерно для детей в период нормативных возрастных кризисов (в год, три года, семь лет), а также для каждого нормально развивающегося подростка.

Дети раннего, дошкольного и младшего школьного возраста, как правило, провоцируют сиблингов и самых близких взрослых тем, что нарушают хорошо известные нормы и запреты. Подростки провоцируют сверстников и взрослых в семье и за ее пределами своим внешним обликом, жаргоном, игнорированием опасностей, своеобразием симпатий и мнений.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.218.230 (0.181 с.)