В психодиагностическом заключении указывается: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В психодиагностическом заключении указывается:



  • какие симптомы доминируют;
  • какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается «истощение»;
  • объяснимо ли «истощение» (если оно выявлено) факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику выгорания, или субъективными факторами; какой симптом (какие симптомы) более всего отягощает эмоциональное состояние личности;
  • в каких направлениях надо влиять на обстановку в профессиональном коллективе, чтобы снизить нервное напряжение;
  • какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы эмоциональное выгорание не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и коллегам.

С помощью данной методики можно дать объемную характеристику личности и наметить индивидуальные меры профилактики и психокоррекции.

Справка: обособленное структурное подразделение «Раменки»

Структура ОСП «Раменки» представлена отделениями: дошкольное; начальная школа (0-4-й класс); диагностики и коррекции.

В ОСП сегодня получают постоянную медико-психолого-педагогическую помощь около 100 детей с ОДА и их семьи. Из них 31 ребенок посещает дошкольное отделение, 10 детей зачислены в группу «Особый ребенок», 31 — школьное (трое детей на индивидуальном обучении). Из них 93,5% детей-инвалидов, дети с ОВЗ психоневрологической нозологии — 6,5%.

Комплексное сопровождение ребенка с ДЦП и его семьи ведется от стадии наиболее раннего выявления нарушения до стадии его устойчивой адаптации к нормальной среде.

Специалисты ОСП учитывают широкий диапазон причин возникновения отклонений в психофизическом развитии детей с ДЦП с целью подбора адекватных средств коррекции и адаптации.

Действует круглогодичный консилиум (ПМПк), который призван не только комплектовать ОСП «Раменки», но и позволяет оперативно контролировать эффективность работы педагогов, определять динамику достижений каждого ребенка, находящегося в учреждении.

Результаты диагностического исследования

Признаки профессионального выгорания: Признаки профессионального выгорания:

1. Чувство безразличия, эмоционального истощения, изнеможения (человек не может отдаваться работе так, как это было прежде).

2. Дегуманизация (развитие негативного отношения к своим коллегам и клиентам).

3. Негативное профессиональное самовосприятие — ощущение собственной некомпетентности, недостатка профессионального мастерства.

Всего в исследовании приняли участие 16 педагогов в возрасте от 27 до 56 лет. Девять педагогов перешли на работу в структурное подразделение «Раменки» из общеобразовательных школ. Два педагога прошли переподготовку по специальностям учитель-дефектолог и педагог-психолог.

Результаты теста показали, что у молодых педагогов, проработавших менее 3 лет, отмечается сложившаяся стадия профессионального выгорания.

Профессиональное выгорание — совокупность негативных переживаний, связанных с работой, коллективом и всей организацией в целом. Один из видов профессиональной деформации личности. Нередко проявляется у специалистов, вынужденных во время выполнения своих обязанностей тесно общаться с людьми.

Результаты анкетирования показали следующее.

Педагоги высказали противоречивые оценки степени своей готовности к работе с детьми с двигательными нарушениями в новых условиях и представили вариативные сведения о своих потребностях в повышении квалификации по проблемам обучения и воспитания детей данной категории.

Многие молодые педагоги, не работавшие с детьми-инвалидами, указали, что не нуждаются в повышении квалификации, т. к. «воспитание и обучение таких детей существенно не отличается от обучения детей без двигательных ограничений».

Педагоги с дефектологическим образованием указали на трудности работы с данным контингентом, особенно на начальных этапах обучения, и на необходимость самообразования и повышения квалификации в области технологии обучения таких детей письму и чтению.

Педагоги, которые ранее имели опыт работы с детьми-инвалидами в условиях интеграции или специальных учреждений, указали на разноаспектность и сложность проблемы (особенности работы с родителями, отсутствие специальных пособий, низкая мотивация детей и т. д.).

Потребность повысить квалификацию в области организации коррекционно-педагогической работы с детьми с двигательной патологией продемонстрировали в первую очередь те педагоги, которые уже имели опыт работы с ними.

Итак, анализ результатов анкетирования показал: многие педагоги, пришедшие из массовых образовательных организаций, не в полной мере представляют сложность работы с детьми данной категории, не знают их особенностей и технологий образовательной деятельности. Отсутствие специального образования препятствует разработке адекватных психологическому развитию детей с ДЦП индивидуальных коррекционно-развивающих программ, консультированию родителей и способствует возникновению завышенных ожиданий к возможностям и потенциалу детей с ОВЗ и инвалидностью. В большей степени трудности испытывает младший обслуживающий персонал (помощники воспитателей), т. к. именно на их плечи ложится огромная доля физической нагрузки по уходу за детьми с двигательной патологией.

Все перечисленные особенности вызывают у педагогов чувство неудовлетворенности, неуверенность в своих знаниях, страх, что могут «что-то недодать детям». В дальнейшем это и приводит к профессиональному выгоранию.

Приложение 1

Методика диагностики уровня эмоционального выгорания
В.В. Бойко

Инструкция. Если вы являетесь профессионалом в какой-либо сфере взаимодействия с людьми, вам будет интересно увидеть, в какой степени у вас сформировалась психологическая защита в форме эмоционального выгорания. Прочитайте утверждения по одному. Если вы согласны с утверждением — поставьте «+». Если не согласны — поставьте «-».

Обратите внимание: если в формулировках опросника идет речь о партнерах, то имеются в виду субъекты вашей профессиональной деятельности, с которыми вы ежедневно работаете.

Вопросы

1. Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.

2. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.

3. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).

4. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее).

5. Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения — хорошего или плохого.

6. От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров.

7. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2–3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался.

8. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).

9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.

10. Моя работа притупляет эмоции.

11. Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.

12. Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.

13. Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.

14. Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения.

15. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.

16. Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.

17. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.

18. Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером.

19. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.

20. Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено.

21. Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.

22. Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.

23. Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.

24. При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.

25. Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.

26. Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами.

27. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.

28. У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т. п.

29. Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.

30. В общении на работе я придерживаюсь принципа «не делай людям добра, не получишь зла».

31. Я охотно рассказываю домашним о своей работе.

32. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).

33. Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.

34. Я очень переживаю за свою работу.

35. Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.

36. При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.

37. У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем.

38. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.

39. Последнее время (или, как всегда) меня преследуют неудачи в работе.

40. Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.

41. Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.

42. Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) хуже, чем обычно.

43. Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.

44. Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела.

45. Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.

46. Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами автоматически, без души.

47. По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.

48. После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия.

49. На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки.

50. Успехи в работе вдохновляют меня.

51. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной (почти безысходной).

52. Я потерял покой из-за работы.

53. На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера (-ов).

54. Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу.

55. Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции.

56. Я часто работаю через силу.

57. Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.

58. В работе с людьми руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье.

59. Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.

60. После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.

61. Контингент партнеров, с которым я работаю, очень трудный.

62. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.

63. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.

64. Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы.

65. Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной.

66. Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.

67. Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами.

68. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.

69. Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.

70. Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.

71. Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня.

72. Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.

73. Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.

74. Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.

75. Моя карьера сложилась удачно.

76. Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.

77. Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.

78. Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах.

79. Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями.

80. Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.

81. Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.

82. Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе, я утратил интерес, живое чувство.

83. Работа с людьми плохо повлияла на меня как профессионала — обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.

84. Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.

Обработка данных

В соответствии с ключом осуществляются следующие подсчеты:

1. Определяется сумма баллов отдельно для каждого из 12 симптомов эмоционального выгорания с учетом коэффициента, указанного в скобках. Так, например, по первому симптому положительный ответ на вопрос № 13 оценивается в 3 балла, а отрицательный ответ на вопрос № 73 оценивается в 5 баллов и т. д. Количество баллов суммируется и определяется количественный показатель выраженности симптома.

2. Подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из 3 фаз формирования выгорания.

Скачать ключ в pdf

Ключ

Симптом

Вариант ответа / балл

Напряжение

Переживание психотравмирующих обстоятельств +1 (2) +13 (3) 25 (2) -37 (3) +49 (10) +61 (5) -73 (5)
Неудовлетворенность собой -2 (3) +14 (2) 26 (2) -38 (10) -50 (5) +62 (5) +74 (3)
«Загнанность в клетку» +3 (10) +15 (5) +27 (2) +39 (2) +51 (5) +63 (1) -75 (5)
Тревога и депрессия +4 (2) +16 (3) 28 (5) +40 (5) +52 (10) +64 (2) +76 (3)

Резистенция

Неадекватное эмоциональное избирательное реагирование +5 (5) -17 (3) +29 (10) +41 (2) +53 (2) +65 (3) 77 (5)
Эмоционально-нравственная дезориентация +6 (10) -18 (3) +30 (3) +42 (5) +54 (2) +66 (2) -78 (5)
Расширение сферы экономии эмоций +7 (2) +19 (10) -31 (20) +43 (5) +55 (3) +67 (3) -79 (5)
Редукция профессиональных обязанностей +8 (5) +20 (5) +32 (2) -44 (2) +56 (3) +68 (3) +80 (10)

Истощение

Эмоциональный дефицит +9 (3) +21 (2) 33 (5) -45 (5) +57 (3) -69 (10) +81 (2)
Эмоциональная отстраненность +10 (2) +22 (3) -34 (2) +46 (3) +58 (5) +70 (5) +82 (10)
Личностная отстраненность (деперсонализация) +11 (5) +23 (3) +35 (3) +47 (5) +59 (5) +72 (2) +83 (10)
Психосоматические и психовегетативные нарушения +12 (3) +24 (2) +36 (5) +48 (3) +60 (2) +72 (10) +84 (5)

Интерпретация результатов

НА САЙТЕ НА САЙТЕ

e.psihologsad.ru

Читайте в электронном журнале № 11, 2015 статью М.В. Тимофеевой «Профессиональное выгорание педагогов: диагностика основных и сопутствующих факторов»

Предложенная методика дает подробную картину синдрома эмоционального выгорания.

Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме эмоционального выгорания.

Вернуться в текст

Приложение 2

Анкета для педагогов «Готовность к работе с детьми с нарушениями ОДА»

Скачать Анкету в pdf

Вернуться в текст

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы

 

Консультирование

Детские провокации: что делать

А.В. Фокина
канд. психол. наук, доц. каф. возрастной психологии МГППУ, педагог-психолог ГБОУ СОШ № 1466 им. Надежды Рушевой, Москва

Психологическая работа с детскими провокациями сложная. Она всегда носит индивидуальный характер и каждый раз строится по-разному. Однако есть ряд общих шагов, которые важно предпринять педагогу-психологу в работе с провокационным поведением.

Психологические функции провокации

Провокатор — это человек, который сам первый конфликт не начинает, но своими действиями, интонациями, словами создает конфликтную ситуацию.

Провокация — один из вариантов манипулятивного поведения. Провокационное поведение характерно для детей в период нормативных возрастных кризисов (в год, три года, семь лет), а также для каждого нормально развивающегося подростка.

Дети раннего, дошкольного и младшего школьного возраста, как правило, провоцируют сиблингов и самых близких взрослых тем, что нарушают хорошо известные нормы и запреты. Подростки провоцируют сверстников и взрослых в семье и за ее пределами своим внешним обликом, жаргоном, игнорированием опасностей, своеобразием симпатий и мнений.

Провокационное поведение исполняет сложные психологические функции. Как и другие психологические проблемы, оно сигнализирует онеудовлетворенной потребности провокатора, при этом оказывает влияние на других людей и позволяет получить желаемое.

Провокация — это «щуп» для определения того, кто находится перед вами. Тот, кого провоцируют, вызывает у провокатора интерес, является для него значимым, поэтому последний совершает определенные действия по сбору информации об интересующем его объекте.

Заменяет расспросы. Что за человек перед ним (добрый или злой, жесткий или мягкий), на что он больше реагирует (на форму или содержание) и т. п. Это проверка того, пойдет ли провоцируемый человек в ответ на действия провокатора ожидаемым путем: такой ли он, как и все остальные; можно ли им управлять, уступит ли он; сможет ли сказать «стоп!»; разозлится ли, если провокатор постарается вывести его из себя; можно ли заставить его переменить свое мнение; боится ли он битвы.

Сделка. Вам — провокацию, от вас — внимание. Каждый участник провокационного взаимодействия получает какую-то выгоду. Наличие в группе ребенка, постоянно нарушающего запреты, может стать для воспитателя поводом, чтобы «законно» отказаться от объяснения материала и отвести душу в бесполезной схватке. Истерические крики и капризы ребенка дают матери право сделать то, чего она не разрешает себе при его обычном поведении (не вести его на занятие, не купить что-то, шлепнуть).

Способ воздействия на ситуацию. Ребенок получает желаемый результат с помощью провокации. Например, он демонстрирует скуку для того, чтобы воспитатель изменил те или иные педагогические приемы или содержание занятия. Или совершает определенные действия, чтобы не дать матери заниматься младшим ребенком (с целью обратить внимание на себя).

Способ спасения. Провокация, вызванная желанием избавить себя или значимого близкого от непереносимых чувств. Например, ребенок нарушает тишину в группе ради того, чтобы совладать с тревогой, возникшей в результате наличия у него определенного опыта (тишина в его доме не сулит ему ничего хорошего). Или совершает мелкую домашнюю кражу — чтобы вызвать у матери родительскую тревогу и отвлечь ее таким образом от женского горя.

Как диагностировать провокационное поведение

Провокационное поведение педагог-психолог диагностирует в ходе консультативной беседы и наблюдения.

Валидные методики, которые позволяли бы отнести действие к провокации, отсутствуют.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.159.10 (0.082 с.)