Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Роль ценностей в социально-гуманитарном познанииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Применительно к познавательному процессу в социально-гуманитарном знании понятие «ценность» имеет различное аксиологическое содержание. Во-первых, это — сформировавшееся у исследователя под воздействием различных социокультурных факторов (социально-экономических, нравственных, эстетических, религиозных и пр.) эмоционально окрашенное отношение к познанию, включающее в себя интересы, предпочтения, установки и т.п. Во-вторых, это ценностные ориентации внутри самого познания, на основе которых оцениваются и выбираются формы и способы получения научного знания, например, критерии научности, идеалы и нормы исследования. В-третьих, ценности в познании — это объективно истинное предметное знание (факт, закон, гипотеза, теория) и эффективное операциональное знание (научные методы, регулятивные принципы), которые именно благодаря истинности, правильности, информативности обретают значимость и ценность для науки и общества. В-четвертых, поскольку социально-гуманитарное познание своим объектом имеет социальные отношения и функционирование социума в целом, а система социальных отношений, в свою очередь, детерминируется существующей в социуме системой ценностей, то для данного познания ценности являются существенной частью, стороной, характеристикой объекта исследования. В осмыслении специфики социально-гуманитарного знания важную роль сыграли аксиологические идеи Г. Риккерта. В предыдущих главах рассмотрены основания различия естественных | 175 | и социально-гуманитарных наук, предложенные В. Дильтеем, Г. Риккертом и В. Виндельбандом, которые противопоставляли исторически-индивидуализирующий метод социально-гуманитарного знания (наук о культуре) генерализирующему (обобщающему) методу естествознания (наук о природе). С учетом идей Г. Риккерта о ценностях можно уточнить такое противопоставление. Индивидуализирующий метод может быть назван методом отнесения к ценности в противоположность генерализирующему методу, который помогает выявлять закономерные связи, но игнорирует культурные ценности и отнесение к ним своих объектов. Выявляя специфику наук о культуре, Г. Риккерт показывает, что историческая наука — и в особенности философия истории — имеет дело прежде всего с ценностями, и дает представление о системе ценностей в этой области знания: во-первых, это ценности, на которых зиждутся формы и нормы эмпирического исторического познания; во-вторых, это ценности, которые в качестве принципов исторически существенного материала конституируют саму историю; в-третьих, это ценности, которые постепенно реализуются в процессе истории. Метод отнесения к ценности выражает сущность истории. Однако при таком понимании возникает проблема «научной строгости» исторического знания. Г. Риккерт утверждает, что история может быть так же научна, как и естествознание. Однако для достижения такого идеала необходимо соблюдение ряда условий, в описании которых Г. Риккерт фактически использует методологию Ф. Бэкона, показавшего негативную роль идолов, или призраков познания. Своего рода «идолами», характеризующимися Г. Риккертом, становятся «пожирающий индивидуальность генерализирующий метод» и «ненаучные оценки». Другое направление влияния аксиологических факторов на развитие научного познания связано с тем, что система идеалов, методологических и коммуникативных норм и правил научно-познавательной деятельности определяет характер и результаты научной деятельности исследователя. Особую роль играет нравственный фактор как средство эффективного воздействия на добросовестность и порядочность ученого. Правомерность такого понимания роли нравственных ценно-| 176 |стей обоснована И. Кантом в его постановке проблемы взаимосвязи теоретического и практического (нравственного) разума. И. Кант подчеркивает, что теоретический (научный) разум направлен на познание «мира сущего», а практический разум (нравственное сознание) обращен к «миру должного» — к социальным нормам, правилам, ценностям. Принципиальная новизна подхода И. Канта состояла в том, что практическому разуму была отведена ведущая роль в человеческой деятельности. По-новому философом определены место и роль теоретического разума, выяснены и обоснованы его пределы и сфера действия. И. Кант специально указывает на «нежелательные, или опасные, возможности» теоретического разума, которые проявляются, в частности, в том, что теоретический разум необоснованно претендует на решение всех человеческих проблем во всех сферах бытия. Однако на самом деле вне претензий теоретического разума остается сфера должного — чувства долга и самопожертвования, любви, прекрасного. Теоретический разум может создавать иллюзорные миры и выдавать их за реально существующие, поэтому роль практического сознания заключается в установлении моральных запретов на определенные формы и направления интеллектуальной активности. В частности, устанавливаются моральные запреты на использование ученым теоретического разума как «инструмента» в некоторых сферах деятельности. Таким образом, И. Кант обосновал методологическую роль нравственного сознания в познании, сделав «моральный закон в нас» условием сохранения интеллектуальной честности. Введя понятия предпосылочного знания, регулятивных функций, максимы чистого разума, априорных основоположений, выражающих идею активности субъекта, философ вплотную подходит к проблеме ценностных, мировоззренческих предпосылок, оснований, идеалов и норм, к выявлению их фундаментального методологического значения наряду с эмпирическим знанием в становлении теории. Методологически плодотворным является подход немецкого историка, социолога и экономиста М. Вебера к обоснованию роли ценностей в процессе научного познания. По М. Веберу, | 177 | отношение к соотнесенному с ценностью объекту не обязательно должно быть положительным. В этом случае смысл интерпретации любых объектов действительности будет состоять в том, чтобы открыть исследователям возможные точки зрения и направленность оценок. М. Вебер говорит о различии ценностной и причинной интерпретаций, требующем помнить, что объект идеальной ценности исторически обусловлен, что множество нюансов и выражений мысли окажутся непонятными, если нам не известны общие условия: общественная среда, исторический период, состояние проблемы — все то, что имеет причинное значение для текстов или научного труда. Если в качестве объектов интерпретации выступят, например, «Капитал» К. Маркса, «Фауст» И. Гете, Сикстинская капелла Рафаэля, «Исповедь» Ж.-Ж. Руссо, то общий формальный элемент такой интерпретации — смысл — будет состоять в том, чтобы открыть нам возможные точки зрения и направленность оценок. Если интерпретация следует нормам мышления, принятым в какой-либо доктрине, то это вынуждает принимать определенную оценку в качестве единственной «научно» допустимой в подобной интерпретации, как, например, в «Капитале» К. Маркса. В отличие от Г. Риккерта с его самостоятельным «царством ценностей» М. Вебер считал, что «отнесение к ценностям» является «не чем иным, как философским истолкованием того специфического научного интереса, который господствует при отборе и формировании объекта эмпирического исследования... Даже чисто эмпирическому научному исследованию направление указывают культурные, следовательно, ценностные, интересы». Таким образом, по М. Веберу, отнесение к ценностям — это методологический прием, который выполняет регулятивные и предпосылочные функции. М. Вебер не предполагал полное исключение ценностных высказываний из познания, однако настаивал, что социальные науки и науки о культуре, так же, как и естественные, имеют свои устойчивые объективные характеристики. | 178 | При этом в науках о культуре разнообразные, неповторяющиеся явления «подводятся» не под закон, а под «идеальный тип», позволяющий иным способом зафиксировать общее и необходимое в этих науках. Поставленная М. Вебером проблема соотнесения научного знания и ценности, свободы научного знания от ценностей, особенно в области естественного и технического цикла, активно обсуждалась на всем протяжении XX столетия. Спектр существующих точек зрения находится между двумя основными подходами: 1) наука должна быть ценностно нейтральной; это необходимое условие получения объективной истины; 2) ценности являются необходимым условием для становления и роста научного знания, но необходимо найти такие рациональные формы, в которых фиксируется их присутствие и влияние на знание и деятельность, а также в целом понимается их роль и особенности в каждой из наук. Второй подход основан на признании социокультурной обусловленности науки, которая выражается посредством ценностей. Именно этот подход становится определяющим в философии и методологии науки, особенно при исследовании природы социально-гуманитарного знания. В конце XX — начале XXI в. выявлен целый спектр ценностных детерминант развития социально-гуманитарного познания: — методологические функции «предпосылочного» знания; — ценностные предпосылки и ценностные суждения в науке; — научная картина мира и стиль научного познания; — философские категории и принципы; — парадигма и научно-исследовательская программа; — представления о здравом смысле и вненаучных критериях (принципах красоты и простоты) в социально-гуманитарном познании; — нормы и идеалы исследования, посредством которых реализуется ценностный потенциал науки. Рассмотрим некоторые из этих аспектов. Важное место в развитии социально-гуманитарного знания занимают ценности-регулятивы. К ним можно отнести следу-| 179 | ющие принципы: соответствия, ограничений, запретов, инвариантности, наблюдаемости, эмпирической проверяемости, дополнительности, фальсифицируемости, простоты, красоты и т.п. Регулятивные принципы в системе ценностей науки выполняют роль эвристических указателей, благодаря которым формируются и реализуются исследовательские программы. Эти принципы выступают как предписания, касающиеся конструирования и оценки теоретических систем. С помощью этих принципов: — формируются определенные образцы научного знания и требования к исследовательскому процессу, совокупность которых образует конкретно-историческую научную парадигму; — систематизируется опыт научных исследований; — происходит очищение такого опыта от случайностей; — выявляются устойчивые связи между теорией и реальностью, которая отображается с помощью этой теории. В качестве ведущего ценностного регулятива социально-гуманитарного познания выступает научная картина мира, посредством которой фундаментальные идеи, принципы, а также системы ценностей передаются из одной науки в другую. Так, В. Дильтей применял понятие научной картины мира при анализе наук о духе, или наук о культуре. С научной картиной мира оказываются тесно связанными такие базовые ценности, как жизнь, цель, человек-субъект. В. Дильтей анализирует различные подходы к исследованию человека: метафизика греков, воспитание воли у римлян, религиозные жизненные идеалы, «теория жизненного поведения», выявление основных типов антропологии в культуре XVI— XVII вв. По сути дела, он проводит исследование различных форм отношений человека к миру, места человека в мире и способы представленности человека в культурно-исторической картине мира. Таким образом, научная картина мира в ее содержательном аспекте применительно к социально-гуманитарному познанию сориентирована на понимание места человека в мире, на уяснение способов понимания и освоения этого мира челове-| 180 |ком. Социально-гуманитарная картина мира в отличие от естественно-научной картины мира не противопоставляет человека и окружающий мир, но включает самого человека в способ функционирования мира социального. Выступая в качестве ведущей формы предпосылочного знания, научная картина мира концентрирует в себе ценностное содержание социальногуманитарного познания. Нередко противопоставляют научное познание и здравый смысл, как принципиально различные способы освоения мира. Тем не менее Д. Юм (1711—1776) ставил здравый смысл в один ряд с такими качествами человеческого духа, как мужество, честность. К. Гельвеций (1715—1771) отмечал, что человек, обладающий здравым смыслом, обыкновенно не впадет ни в одно из тех заблуждений, в которые нас вовлекают страсти, но зато он лишен и тех просветлений ума, которым мы обязаны лишь сильным страстям. По И. Канту, ум, лишенный здравого рассудка, хотя и может быть даже высокообразованным, способным абстрактно усматривать общее, не в состоянии, однако, различать, подходит ли под это общее данный случай конкретно. Современная философия науки выявляет мировоззренческие и регулятивные функции здравого смысла, ценность которого — выражение социальной потребности в рациональной ориентации индивида и общества в духовно-практической деятельности. Так, американский философ М. Вартофский (р. 1928) отмечает социально-культурное и нормативное значение здравого смысла, представляющего собой то разнообразие принципов действия, правил, убеждений, которые выдержали множество длительных испытаний в практике людей, в развитии их культуры, благодаря чему о них можно говорить, как о «человеческих универсалиях». Л. А. Микешина подчеркивает различную «степень присутствия» ценностной компоненты в конкретных структурных и методологических составляющих социально-гуманитарного познания. — Если идеология непосредственно отражает социальные интересы различных групп, то общефилософские, гносеологические принципы осуществляют это в весьма опосредованном виде. | 181 | — В еще более трансформированной и обобщенной форме эти интересы выражены в научной картине мира, стиле познания и принципах здравого смысла. — Они почти отсутствуют в общенаучных методологических принципах, близких по своей природе к специальному научному знанию. На основе такого рода дифференциации степеней «идеологической окраски» форм мировоззренческого знания оказывается возможным более корректное отражение и фиксация различий в характерах и способах «вхождения» этих форм знания в социально-гуманитарные науки. Социально-гуманитарное познание — это всегда ценностносмысловое освоение и воспроизведение человеческого бытия, это связь с ценностями, с мировоззренческими, смысложизненными компонентами деятельности человека и общества. В полной мере указанное утверждение относится и к познанию сущности социальной работы как части социально-гуманитарного познания. Теория социальной работы как важнейшей сферы социальной деятельности была и остается не просто суммой позитивных знаний о специфической деятельности субъектов социальной работы, владеющих средствами социализации/ресоциализации людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Это, в первую очередь, деятельность исследователей, требующая определенной аксиологической оценки познания явлений социальной сферы, социальной политики и социальной работы. Такая оценка предполагает использование всей совокупности ценностей различного порядка для осмысления явлений социальной действительности, ориентацию и опору на них со стороны исследователя социальной сферы при проведении социально-гуманитарного исследования в целях получения объективно истинного знания.
| 184 | TEMA VIII.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.201.207 (0.008 с.) |