Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Антинатуралистические исследовательские программы↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 20 из 20 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Становление теоретической оппозиции натуралистической исследовательской программе происходит в процессе осознания особой онтологической реальности человеческого бытия, которая не сводится к природной сущности человека. Первые шаги по развитию новой программы делают неокантианцы, поскольку именно И. Кант в своем философском учении постулировал онтологическую автономию личности, ее трансцендентность по отношению к миру природы и, более того, первичность бытия личности по отношению к природе, назвав это «коперниканским переворотом» в философии. Для того чтобы антинатуралистическая исследовательская программа сформировалась и получила развитие, требовались условия, при которых была бы найдена иная онтологическая реальность, отличная от природы. Такая новая реальность была найдена в культуре, которая была теперь понята как самоосуществление человека, как продукт истории и сама история. В связи с этим антинатуралистическая программа может быть названа кулътурцентристской. Главная идея новой программы: культура как отличная от природы самостоятельная реальность не позволяет уподобить явления социального мира вещам. Один из основателей баденской школы неокантианства В. Виндельбанд считал, что науки о природе, иначе — номотетические, имеют своей целью открытие общих, универсальных научных законов, поэтому их методы — генерализующие или обобщающие. Науки о духе, культуре, или идиографические, имеют целью исследование единичных явлений в их уникальности, а их методы — индивидуализирующие. Неокантианец Г. Риккерт показал, что в отличие от естественно-научного познания, нейтрального по отношению к ценностям, социально-гуманитарное познание, знание о культуре несет ценностную нагрузку. Представление о ценностном ради-| 193 кально меняет подход к получению знания, поскольку исследователь становится активным участником исследуемых процессов. По мнению Г. Риккерта, предмет социально-гуманитарного исследования есть культура, а его результат — описание отдельных событий с учетом их ценностного смысла. Важнейший принцип социально-гуманитарного познания — принцип отнесения к ценностям. Антинатуралистическая стратегия вводит принцип понимания в качестве ведущего методологического средства. Так, по мнению немецкого мыслителя В. Дильтея, методологический принцип естественно-научного познания — описание явлений и обнаружение в них неких повторяющихся моментов, позволяющих провести их классификацию. Для социально-гуманитарного познания важен принцип понимания, позволяющий осуществить индивидуализацию, а также исторический подход, исходящий из уникальности каждого события. В методологическом поиске В. Дильтея большую роль играет герменевтика, особенно когда речь идет о его литературоведческих работах, где значительное место занимает анализ биографий великих писателей и поэтов (Ф. Новалис, Ф. Гельдерлин, Ч. Диккенс и др.), позволяющий интерпретировать их творчество. В связи с этим антинатуралистическую программу В. Дильтея и его последователей можно назвать герменевтической. Оригинальным проявлением антинатурализма стал перенос акцента на единичного человека при анализе явлений социальной, экономической и иных общественных сфер. Так, представители австрийской (или венской) экономической школы: К. Менгер (1840—1921), О. Бём-Баверк (1851—1914) и Л. фон Мизес (1881—1973) — исходили из так называемого методологического индивидуализма — анализа экономической деятельности с точки зрения отдельного человека. Осмысленная экономическая теория, по их мнению, невозможна без обращения к специфике человеческого бытия. Так, К. Менгер считал, что ценность — не объективное свойство вещи, а суждение индивида о благе, поэтому одно и то же благо может обладать разной ценностью для разных индивидов. С критики натурализма начиналась и феноменологическая исследовательская программа (Ф. Брентано, 1838—1917, К. Штумпф, 1848—1936, Э. Гуссерль, 1859—1938 и др.), в рамках которой сознание субъекта представляется сложным конгломератом переживаний, воспоминаний и воображений всех возможных времен. Так, призыв Э. Гуссерля «Назад, к вещам!» | 194 | парадоксальным образом означал возвращение не к материальным вещам (как могло бы показаться при естественно-научной установке), но к онтологически первым феноменам сознания. Даже мир природы воспринимается человеком в силу того, что его элементы имеют для человека смысл. По Э. Гуссерлю, любой объект — это то, что мы полагаем в акте своего сознания. Первичность сознания, человеческого бытия по отношению к другим уровням бытия обусловливает высокий статус социально-гуманитарного знания. Феноменологические методы активно использовали экзистенциально ориентированные мыслители: М. Хайдеггер (1889— 1976), М. Мерло-Понти (1908—1961), Ж.-П. Сартр (1905—1980) и др. Важнейший вклад экзистенциальной разновидности исследовательской программы — сомнение в возможности адекватного научного прогноза в социально-гуманитарном познании. Прогностическая функция наличествует в естествознании, так как подтверждает правильность понимания природы исследуемого объекта. Однако, по мнению экзистенциалистов, природа человека вторична по отношению к его свободе. Так, у Ж.-П. Сартра «человек осужден быть свободным» (т.е. свобода становится мучительной необходимостью!), свобода абсолютна, соответственно, существование предшествует сущности, поэтому человеческие поступки принципиально непредсказуемы. В XX в. по мере роста числа наук, перешедших из классической фазы развития в неклассическую, а затем и постнеклассическую, антинатуралистическая исследовательская программа постепенно приобрела общенаучное значение. Так, лауреат Нобелевской премии по экономике 1974 г. Ф. А. фон Хайек (1899—1992) — последователь упомянутой выше австрийской экономической школы. В социологии с середины XX в. активно развивается феноменологический подход: М. Натансон (1924— 1996) — концепция анонимности; Т. Лукман (р. 1927), П. Бергер (р. 1929) — концепция социального конструирования реальности; Г. Гарфинкель (1917 — 2011) — этнометодология и др. Немецкие философы К. О. Апель (р. 1922) и Ю. Хабермас (р. 1929) сформулировали коммуникативную исследовательскую программу, в которой неограниченное и критическое коммуникативное сообщество предстает как трансцендентальная предпосылка социально-гуманитарных наук. | 195 | Ю. Хабермас вместе с рядом других философов выделяют проект модерна, который они считают незавершенным и подчеркивают его нормативную значимость. Такому проекту противостоит проект постмодерна (Ф. Лиотар, 1924—1998, Ж. Деррида, 1930—2004, Ж. Делез, 1925—1995, Ф. Гваттари 1930—1992 и др.) с присущими ему плюрализмом, рассмотрением мира как текста, концепцией «смерти Автора» и др. Антинатуралистическая исследовательская программа, как и любая другая, допускает понятийное и методологическое упрощение, а значит — ограничение глубины теоретического анализа действительности: реальность упрощается и редуцируется до ее культурных элементов, до ценностей индивида, коллектива или социальных групп. Длительное сосуществование и развитие натуралистической и антинатуралистической исследовательских программ обусловлено востребованностью научным сообществом как одной, так и другой. Очевидно, что объективная сторона предмета исследования раскрывается в натуралистической программе, а субъективная сторона — в антинатуралистической с использованием соответствующих понятийно-методологических инструментариев. Методологические подходы двух типов программ могут быть рассмотрены как взаимодополняющие.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.108.200 (0.01 с.) |