Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Наука как социальный институтСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Долгое время научные исследования проводили отдельные энтузиасты из числа любознательных и обеспеченных людей. К тому же занятия наукой в течение длительного времени не требовали ни больших средств, ни сложного оборудования. Однако, | 47 | начиная уже с XVIII в., наука постепенно превращается в особый социальный институт: появляются первые научные журналы, создаются научные общества, учреждаются академии, пользующиеся поддержкой государства. С дальнейшим развитием науки происходит неизбежный процесс дифференциации научного знания, который к середине XIX в. привел к дисциплинарному построению науки. На каждом историческом этапе развития науки менялись формы ее институционализации. Понимание науки как социального института. Социальные институты — это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности и отношений людей, выполняющих общественно значимые функции. Считается, что впервые употребил термин «институт» в социальных науках итальянский философ и историк Д. Вико (1668— 1744). Свою родословную институциональный подход ведет от основоположников социологии О. Конта и Г. Спенсера. Так, О. Конт в качестве важнейших органов общества как социального организма называет семью, кооперацию, церковь, право, государство. Понятие «социальный институт» предполагает: — наличие в обществе потребности и ее удовлетворение с помощью механизма воспроизводства социальных практик и отношений; — эти механизмы выступают в виде ценностно-нормативных комплексов, регулирующих общественную жизнь в целом либо отдельную ее сферу. Процесс институционализации, т.е. образования социального института, состоит из нескольких последовательных этапов: — возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий; — формирование общих целей; — появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия; — появление процедур, связанных с нормами и правилами; — институционализация норм и правил, процедур, т.е. их принятие, практическое применение; — установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях; — создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института. Важную роль в осмыслении сущности социальных институтов сыграли идеи Г. Спенсера (1820—1903) об их роли как механизмов самоорганизации совместной жизни людей, которые обеспечивают превращение асоциального по природе человека в социальное существо, способное к совместным действиям. В соответствии с таким пониманием социальный институт науки — это социальный способ организации совместной деятельности ученых, которые являются особой социальнопрофессиональной группой, определенным сообществом. Цель и назначение науки как социального института — производство и распространение знания, разработка средств и методов исследования, воспроизводство ученых и обеспечение выполнения ими своих социальных функций. Одной из наиболее развитых концепций науки как социального института является концепция американского социолога Р. Мертона (1910—2003). Она базируется на методологии структурно-функционального анализа, с позиций которого любой социальный институт — это прежде всего специфическая система отношений, ценностей и норм поведения. Наука как социальный институт — это сообщество профессионалов-исследователей, имеющее: — представление об общности цели; — устойчивые традиции; — авторитет; — самоорганизацию. В этом институте отсутствуют: — механизмы власти; — прямое принуждение; — фиксированное членство. С точки зрения Р. Мертона, цель науки как социального института — постоянный рост массива удостоверенного научного знания. Для стимулирования деятельности каждого члена научного сообщества исторически вырабатывается система поощрений и вознаграждений. Высшей формой поощрения является при-| 49 |знание научным сообществом приоритета вклада в науку. Этот вклад удостоверяется научным сообществом в различных формах (статья в журнале, доклад на конференции и т.д.). Р. Мертон сформулировал также четыре императива, которые регулируют деятельность научного сообщества: универсализм, коллективизм, организованный скептицизм и бескорыстие. Универсализм. Научные высказывания должны быть универсальны, т.е. справедливы везде, где имеются аналогичные условия, а истинность утверждения не зависит от того, кем она высказана. Коллективизм предписывает ученому передавать результаты своих исследований в пользование сообществу, научные результаты являются продуктом сотрудничества, образуют общее достояние. Бескорыстие требует от ученого строить свою деятельность так, как будто кроме постижения истины у него нет никаких интересов. Организованный скептицизм предполагает критическое отношение к результатам научных исследований. Ученый должен быть готов к критическому восприятию результатов своего исследования. Для того чтобы научное сообщество как сообщество ученыхпрофессионалов могло эффективно действовать, в нем должна быть развита эффективная информационная и коммуникативная инфраструктура, благодаря которой обеспечивается координация работы над умножением одного и того же корпуса научного знания. Основной формой организации научного сообщества в классической науке является научная дисциплина как базовая форма организации профессиональной науки, объединяющая на предметно-содержательном основании области научного знания как сообщество, занятое его производством, обработкой и трансляцией, так и механизмы развития и воспроизводства соответствующей отрасли науки как профессии. Высокая эффективность дисциплинарной организации напрямую связана с постоянной интенсивной работой по поддержанию и развитию организационной структуры научной дисциплины во всех ее аспектах (организация знания, поддержание и воспроизводство отношений в сообществе, подготовка научной смены, взаимоотношения с другими институтами и пр.). Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Превращение науки в один из социальных | 50 | институтов общества совершается в историческом процессе ее институционализации—длительном процессе упорядочивания, стандартизации и формализации отношений по поводу производства научного знания. Становление дисциплинарной структуры науки привело к тому, что задачи, которые ранее осуществлял отдельный мыслитель, теперь решаются усилиями коллективного субъекта познания — научного сообщества, объединенного посредством определенных типов организации, отражающих специфику научной профессии. В рамках такого типа организаций осуществляется научная коммуникация — профессиональное общение, т.е. научный обмен информацией и экспертиза полученных результатов. В науке до XVII в. главной формой закрепления и трансляции знаний была книга (манускрипт, фолиант), в которой ученый излагал конечные результаты своих исследований, соотнося эти результаты с существующей картиной мира. Для обсуждения промежуточных результатов существовала переписка между учеными. Письма ученых друг другу нередко носили форму научных сообщений, излагающих результаты отдельных исследований, их обсуждение, аргументацию и контраргументацию. Систематическая переписка велась на латыни — языке общения, доступном ученым разных стран Европы. Так, человеком-академией Европы XVII в., который координировал и согласовывал деятельность ученых с помощью переписки, являлся французский монах Марен Мерсенн (1588— 1648), среди корреспондентов которого были Р. Декарт, Г. Галилей, Б. Паскаль и др. Его научная корреспонденция, изданная во Франции, занимает 17 томов. М. Мерсенн организовал переписку Р. Декарта, И. Бекмана и Г. Галилея по поводу задачи о свободном падении тел, в переписке с лучшими учеными Европы обсуждал проблемы природы звука, измерения его скорости, линии наискорейшего спуска и др. По словам известного английского исследователя Д. Бернала, М. Мерсенн был «главным почтамтом для всех ученых Европы, начиная с Галилея и кончая Гоббсом». Сообщить что-либо новое ему — значило сообщить всему миру. В XVII в. начинают формироваться организационно оформленные объединения ученых. Речь идет прежде всего о национальных дисциплинарно ориентированных объединениях | 51 | исследователей. Этими объединениями формируются и общие средства научной информации — научные журналы, благодаря которым основную роль в научной коммуникации начинает играть статья. Научная статья характеризуется следующим: — она существенно меньше книги по объему и излагает взгляды на частную проблему вместо целостной общей картины мира, как это делает книга; — требует значительно меньшего времени на публикацию и ускоряет обмен научной информацией; — будучи адресованной анонимному читателю, требует более ясной и четкой аргументации, чем письмо; — является важнейшим средством трансляции научного знания. Научные журналы становились своеобразными центрами кристаллизации новых типов научных сообществ, возникающих рядом с традиционными объединениями ученых. Со второй половины XVII в. образуются национальные академии наук, предтечей которых стала Флорентийская академия опытов (1657—1667), провозглашавшая принципы коллективных исследований (описание проведенных в ней экспериментов было обезличено). В 1662 г. основано Лондонское Королевское общество (фактически — национальная академия наук), в 1666 г. — Парижская академия наук, в 1700 г. — Берлинская, в 1724 г. — Петербургская, в 1739 г. — Стокгольмская. В связи с увеличением объема научной и технической информации в конце XVIII — первой половине XIX в. наряду с академиями начинают складываться новые ассоциации ученых: Французская консерватория (хранилище) технических искусств и ремесел (1795), Собрание немецких естествоиспытателей (1822), Британская ассоциация содействия прогрессу (1831) и др. Формируются дисциплинарные научные сообщества — физические, химические, биологические и т.п. В этот же период все более широкое распространение приобретает целенаправленная подготовка научных кадров, в том числе через университеты, первые из которых возникли еще в XII—XIII вв. (Парижский — 1160 г., Оксфордский — 1167 г., Кембриджский —1209 г. и т.д.) на базе духовных школ и создавались как центры по подготовке духовенства. Однако в конце XVIII — начале XIX в. большинство существующих и возникающих университетов включают в число преподаваемых курсов естественно-научные и технические дисциплины. Формируются и новые центры подготовки специалистов в области техниче-| 52 | ских наук, такие как Политехническая школа в Париже (1795), в которой преподавали Ж. Лагранж, П. Лаплас, Л. Карно и др. Специальная подготовка научных кадров (воспроизводство субъекта науки) оформляла особую профессию научного работника. Занятие наукой постепенно утверждалось в своих правах как прочно установленная профессия, требующая специфического образования, имеющая свою структуру и организацию. В XX в. можно говорить о стадии институционализации науки как академической системы. «Невидимый колледж». В науке функционируют также организационно неоформленные научные сообщества, наиболее распространенными формами которых являются «невидимый колледж» и «научная школа». Понятие «невидимый колледж» введено Д. Берналом (1901— 1971) и детально разработано Д. Прайсом (1922—1983). Это форма существования дисциплинарного сообщества, объединяющая группу исследователей на основе коммуникационных связей, имеющих достаточно устойчивую структуру, функции и объем. Как правило, такие объединения возникают на основе развитых коммуникационных связей ученых, работающих над единой проблематикой. «Научная школа» — это форма научного сообщества, формирующаяся на основе приверженности идеям, методам, теориям авторитетного лидера в той или иной научной дисциплине. Выделяется два пути формирования «научной школы»: 1) лидер «научной школы» разрабатывает научную теорию, получающую признание среди учеников; участники «научной школы» ориентируются на дальнейшее развитие этой теории, на ее применение к другим областям, на ее корректировку и освобождение от ошибок; 2) теоретическая программа, объединяющая ученых, формируется в ходе деятельности «научной школы»; хотя принципиальная идея выдвинута лидером «научной школы», каждый ученый принимает собственное участие в формулировке теоретической позиции «научной школы», которая обогащается и корректируется благодаря совместным усилиям ученых. «Научные школы» выполняют важную научно-образовательную функцию, поскольку глава «научной школы» выступает не только в качестве генератора новых идей, но и воспитателя молодых исследователей. При этом «научная школа» — это еще и тесное, порой длительное взаимодействие друг с другом уче-| 53 |ников усваивающих образцы не только мышления, но и поведения. В связи с этим в рамках научной школы реализуется «эстафета» знаний и конкретных подходов к исследовательской деятельности. «Большая наука». В середине XX в. начался этап институционализации науки, получивший название «большой науки». По мнению ряда ученых, наступление этой эры можно приурочить к созданию Манхэттенского проекта как принципиально новой формы организации научных исследований. Этот проект, в реализации которого было задействовано около 150 тыс. человек, представлял собой долговременную государственную программу научных исследований и разработок, завершившихся созданием и испытанием атомной бомбы. Феномен большой науки детально описан Д. Прайсом в книге «Малая наука, большая наука» (1963). Наиболее характерной чертой «большой науки» является ее огосударствление, превращение в орган и инструмент государственной политики. Экономическим стержнем государственной научной политики является финансирование научных исследований. Так, в США сложилась гибкая и разветвленная сеть финансирования науки, включающая правительственные контракты, гранты, налоговую политику, патентное законодательство, бюджетные меры. Одна из сторон взаимосвязи науки и экономики проявляется в том, что глубокая интегрированность науки в систему современного общественного производства все настойчивее превращает научную продукцию в товар, а ученого — в наемного работника. Остро встает вопрос о защите социального статуса ученого. Наряду с официально признанными государственными институтами науки (академии наук, научно-исследовательские институты и лаборатории) возникают неформальные организации ученых, объединяющиеся на дисциплинарной и междисциплинарной основе. В США, например, помимо действующей с давних пор Национальной академии наук организуются Американское физическое общество, Американское химическое общество, Американская ассоциация содействия прогрессу науки, которые представляют профессиональные интересы своих членов. В России действует Российское философское общество, Русское географическое общество, Российское общество социологов, Русское техническое общество и др. Аналогичные объединения ученых возникают почти во всех развитых странах. | 54 | Наряду с национальными неправительственными организациями ученых возникают и международные, такие как Международная социологическая ассоциация. Среди подобных организаций крупнейшей является Всемирная федерация научных работников, основанная в 1946 г. Ее идейными вдохновителями и организаторами были Ф. Жолио-Кюри и Дж. Бернал. Данная федерация объединяет крупнейшие национальные организации ученых.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.157.241 (0.008 с.) |