Наука как социальный институт 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наука как социальный институт



Долгое время научные исследования проводили отдельные энтузиасты из числа любознательных и обеспеченных людей. К тому же занятия наукой в течение длительного времени не требовали ни больших средств, ни сложного оборудования. Однако, | 47 | начиная уже с XVIII в., наука постепенно превращается в особый социальный институт: появляются первые научные журналы, создаются научные общества, учреждаются академии, пользующиеся поддержкой государства. С дальнейшим развитием науки происходит неизбежный процесс дифференциации научного знания, который к середине XIX в. привел к дисциплинарному построению науки.

На каждом историческом этапе развития науки менялись формы ее институционализации.

Понимание науки как социального института. Социальные институты — это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности и отношений людей, выполняющих общественно значимые функции. Считается, что впервые употребил термин «институт» в социальных науках итальянский философ и историк Д. Вико (1668— 1744). Свою родословную институциональный подход ведет от основоположников социологии О. Конта и Г. Спенсера. Так, О. Конт в качестве важнейших органов общества как социального организма называет семью, кооперацию, церковь, право, государство.

Понятие «социальный институт» предполагает:

— наличие в обществе потребности и ее удовлетворение с помощью механизма воспроизводства социальных практик и отношений;

— эти механизмы выступают в виде ценностно-нормативных комплексов, регулирующих общественную жизнь в целом либо отдельную ее сферу.

Процесс институционализации, т.е. образования социального института, состоит из нескольких последовательных этапов:

— возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;

— формирование общих целей;

— появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия;

— появление процедур, связанных с нормами и правилами;

— институционализация норм и правил, процедур, т.е. их принятие, практическое применение;

— установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;

— создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.

  Важную роль в осмыслении сущности социальных институтов сыграли идеи Г. Спенсера (1820—1903) об их роли как механизмов самоорганизации совместной жизни людей, которые обеспечивают превращение асоциального по природе человека в социальное существо, способное к совместным действиям.

В соответствии с таким пониманием социальный институт науки — это социальный способ организации совместной деятельности ученых, которые являются особой социальнопрофессиональной группой, определенным сообществом. Цель и назначение науки как социального института — производство и распространение знания, разработка средств и методов исследования, воспроизводство ученых и обеспечение выполнения ими своих социальных функций.

Одной из наиболее развитых концепций науки как социального института является концепция американского социолога Р. Мертона (1910—2003). Она базируется на методологии структурно-функционального анализа, с позиций которого любой социальный институт — это прежде всего специфическая система отношений, ценностей и норм поведения.

Наука как социальный институт — это сообщество профессионалов-исследователей, имеющее:

— представление об общности цели;

— устойчивые традиции;

— авторитет;

— самоорганизацию.

В этом институте отсутствуют:

— механизмы власти;

— прямое принуждение;

— фиксированное членство.

С точки зрения Р. Мертона, цель науки как социального института — постоянный рост массива удостоверенного научного знания.

Для стимулирования деятельности каждого члена научного сообщества исторически вырабатывается система поощрений и вознаграждений. Высшей формой поощрения является при-| 49 |знание научным сообществом приоритета вклада в науку. Этот вклад удостоверяется научным сообществом в различных формах (статья в журнале, доклад на конференции и т.д.).

Р. Мертон сформулировал также четыре императива, которые регулируют деятельность научного сообщества: универсализм, коллективизм, организованный скептицизм и бескорыстие.

Универсализм. Научные высказывания должны быть универсальны, т.е. справедливы везде, где имеются аналогичные условия, а истинность утверждения не зависит от того, кем она высказана.

Коллективизм предписывает ученому передавать результаты своих исследований в пользование сообществу, научные результаты являются продуктом сотрудничества, образуют общее достояние.

Бескорыстие требует от ученого строить свою деятельность так, как будто кроме постижения истины у него нет никаких интересов.

Организованный скептицизм предполагает критическое отношение к результатам научных исследований. Ученый должен быть готов к критическому восприятию результатов своего исследования.

Для того чтобы научное сообщество как сообщество ученыхпрофессионалов могло эффективно действовать, в нем должна быть развита эффективная информационная и коммуникативная инфраструктура, благодаря которой обеспечивается координация работы над умножением одного и того же корпуса научного знания.

Основной формой организации научного сообщества в классической науке является научная дисциплина как базовая форма организации профессиональной науки, объединяющая на предметно-содержательном основании области научного знания как сообщество, занятое его производством, обработкой и трансляцией, так и механизмы развития и воспроизводства соответствующей отрасли науки как профессии.

Высокая эффективность дисциплинарной организации напрямую связана с постоянной интенсивной работой по поддержанию и развитию организационной структуры научной дисциплины во всех ее аспектах (организация знания, поддержание и воспроизводство отношений в сообществе, подготовка научной смены, взаимоотношения с другими институтами и пр.).

Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Превращение науки в один из социальных | 50 | институтов общества совершается в историческом процессе ее институционализации—длительном процессе упорядочивания, стандартизации и формализации отношений по поводу производства научного знания.

Становление дисциплинарной структуры науки привело к тому, что задачи, которые ранее осуществлял отдельный мыслитель, теперь решаются усилиями коллективного субъекта познания — научного сообщества, объединенного посредством определенных типов организации, отражающих специфику научной профессии. В рамках такого типа организаций осуществляется научная коммуникация — профессиональное общение, т.е. научный обмен информацией и экспертиза полученных результатов.

В науке до XVII в. главной формой закрепления и трансляции знаний была книга (манускрипт, фолиант), в которой ученый излагал конечные результаты своих исследований, соотнося эти результаты с существующей картиной мира. Для обсуждения промежуточных результатов существовала переписка между учеными. Письма ученых друг другу нередко носили форму научных сообщений, излагающих результаты отдельных исследований, их обсуждение, аргументацию и контраргументацию. Систематическая переписка велась на латыни — языке общения, доступном ученым разных стран Европы.

Так, человеком-академией Европы XVII в., который координировал и согласовывал деятельность ученых с помощью переписки, являлся французский монах Марен Мерсенн (1588— 1648), среди корреспондентов которого были Р. Декарт, Г. Галилей, Б. Паскаль и др. Его научная корреспонденция, изданная во Франции, занимает 17 томов. М. Мерсенн организовал переписку Р. Декарта, И. Бекмана и Г. Галилея по поводу задачи о свободном падении тел, в переписке с лучшими учеными Европы обсуждал проблемы природы звука, измерения его скорости, линии наискорейшего спуска и др. По словам известного английского исследователя Д. Бернала, М. Мерсенн был «главным почтамтом для всех ученых Европы, начиная с Галилея и кончая Гоббсом». Сообщить что-либо новое ему — значило сообщить всему миру.

В XVII в. начинают формироваться организационно оформленные объединения ученых. Речь идет прежде всего о национальных дисциплинарно ориентированных объединениях | 51 | исследователей. Этими объединениями формируются и общие средства научной информации — научные журналы, благодаря которым основную роль в научной коммуникации начинает играть статья. Научная статья характеризуется следующим:

— она существенно меньше книги по объему и излагает взгляды на частную проблему вместо целостной общей картины мира, как это делает книга;

— требует значительно меньшего времени на публикацию и ускоряет обмен научной информацией;

— будучи адресованной анонимному читателю, требует более ясной и четкой аргументации, чем письмо;

— является важнейшим средством трансляции научного знания.

Научные журналы становились своеобразными центрами кристаллизации новых типов научных сообществ, возникающих рядом с традиционными объединениями ученых.

Со второй половины XVII в. образуются национальные академии наук, предтечей которых стала Флорентийская академия опытов (1657—1667), провозглашавшая принципы коллективных исследований (описание проведенных в ней экспериментов было обезличено). В 1662 г. основано Лондонское Королевское общество (фактически — национальная академия наук), в 1666 г. — Парижская академия наук, в 1700 г. — Берлинская, в 1724 г. — Петербургская, в 1739 г. — Стокгольмская.

В связи с увеличением объема научной и технической информации в конце XVIII — первой половине XIX в. наряду с академиями начинают складываться новые ассоциации ученых: Французская консерватория (хранилище) технических искусств и ремесел (1795), Собрание немецких естествоиспытателей (1822), Британская ассоциация содействия прогрессу (1831) и др. Формируются дисциплинарные научные сообщества — физические, химические, биологические и т.п.

В этот же период все более широкое распространение приобретает целенаправленная подготовка научных кадров, в том числе через университеты, первые из которых возникли еще в XII—XIII вв. (Парижский — 1160 г., Оксфордский — 1167 г., Кембриджский —1209 г. и т.д.) на базе духовных школ и создавались как центры по подготовке духовенства. Однако в конце XVIII — начале XIX в. большинство существующих и возникающих университетов включают в число преподаваемых курсов естественно-научные и технические дисциплины. Формируются и новые центры подготовки специалистов в области техниче-| 52 | ских наук, такие как Политехническая школа в Париже (1795), в которой преподавали Ж. Лагранж, П. Лаплас, Л. Карно и др.

Специальная подготовка научных кадров (воспроизводство субъекта науки) оформляла особую профессию научного работника. Занятие наукой постепенно утверждалось в своих правах как прочно установленная профессия, требующая специфического образования, имеющая свою структуру и организацию.

В XX в. можно говорить о стадии институционализации науки как академической системы.

«Невидимый колледж». В науке функционируют также организационно неоформленные научные сообщества, наиболее распространенными формами которых являются «невидимый колледж» и «научная школа». Понятие «невидимый колледж» введено Д. Берналом (1901— 1971) и детально разработано Д. Прайсом (1922—1983). Это форма существования дисциплинарного сообщества, объединяющая группу исследователей на основе коммуникационных связей, имеющих достаточно устойчивую структуру, функции и объем. Как правило, такие объединения возникают на основе развитых коммуникационных связей ученых, работающих над единой проблематикой.

«Научная школа» — это форма научного сообщества, формирующаяся на основе приверженности идеям, методам, теориям авторитетного лидера в той или иной научной дисциплине.

Выделяется два пути формирования «научной школы»:

1) лидер «научной школы» разрабатывает научную теорию, получающую признание среди учеников; участники «научной школы» ориентируются на дальнейшее развитие этой теории, на ее применение к другим областям, на ее корректировку и освобождение от ошибок;

2) теоретическая программа, объединяющая ученых, формируется в ходе деятельности «научной школы»; хотя принципиальная идея выдвинута лидером «научной школы», каждый ученый принимает собственное участие в формулировке теоретической позиции «научной школы», которая обогащается и корректируется благодаря совместным усилиям ученых.

«Научные школы» выполняют важную научно-образовательную функцию, поскольку глава «научной школы» выступает не только в качестве генератора новых идей, но и воспитателя молодых исследователей. При этом «научная школа» — это еще и тесное, порой длительное взаимодействие друг с другом уче-| 53 |ников усваивающих образцы не только мышления, но и поведения. В связи с этим в рамках научной школы реализуется «эстафета» знаний и конкретных подходов к исследовательской деятельности.

«Большая наука». В середине XX в. начался этап институционализации науки, получивший название «большой науки». По мнению ряда ученых, наступление этой эры можно приурочить к созданию Манхэттенского проекта как принципиально новой формы организации научных исследований. Этот проект, в реализации которого было задействовано около 150 тыс. человек, представлял собой долговременную государственную программу научных исследований и разработок, завершившихся созданием и испытанием атомной бомбы.

Феномен большой науки детально описан Д. Прайсом в книге «Малая наука, большая наука» (1963). Наиболее характерной чертой «большой науки» является ее огосударствление, превращение в орган и инструмент государственной политики. Экономическим стержнем государственной научной политики является финансирование научных исследований. Так, в США сложилась гибкая и разветвленная сеть финансирования науки, включающая правительственные контракты, гранты, налоговую политику, патентное законодательство, бюджетные меры.

Одна из сторон взаимосвязи науки и экономики проявляется в том, что глубокая интегрированность науки в систему современного общественного производства все настойчивее превращает научную продукцию в товар, а ученого — в наемного работника. Остро встает вопрос о защите социального статуса ученого. Наряду с официально признанными государственными институтами науки (академии наук, научно-исследовательские институты и лаборатории) возникают неформальные организации ученых, объединяющиеся на дисциплинарной и междисциплинарной основе.

В США, например, помимо действующей с давних пор Национальной академии наук организуются Американское физическое общество, Американское химическое общество, Американская ассоциация содействия прогрессу науки, которые представляют профессиональные интересы своих членов. В России действует Российское философское общество, Русское географическое общество, Российское общество социологов, Русское техническое общество и др. Аналогичные объединения ученых возникают почти во всех развитых странах. | 54 |

Наряду с национальными неправительственными организациями ученых возникают и международные, такие как Международная социологическая ассоциация. Среди подобных организаций крупнейшей является Всемирная федерация научных работников, основанная в 1946 г. Ее идейными вдохновителями и организаторами были Ф. Жолио-Кюри и Дж. Бернал. Данная федерация объединяет крупнейшие национальные организации ученых.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.39.74 (0.023 с.)