Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема истинности и научные картины мираСодержание книги
Поиск на нашем сайте
С развитием науки и культуры изменяются и развиваются не только представления о сущности истины, но и взгляды на способы и условия ее постижения. В неклассической и постнеклассической картинах мира происходит изменение подходов по отношению к истине. Для классической (ньютоновской) картины мира аксиомой было положение «истина — одна, заблуждений — много». В современной | 122 | картине мира утверждается другое положение: «истин много», которое проявляется, в частности, во взаимодополнительности рассмотренных выше концепций истины. Так, прагматическая концепция фиксирует социальную значимость познаваемого объекта, степень его признания обществом, его место в коммуникациях, когерентная концепция характеризует непротиворечивость научного знания. Особое место при обсуждении проблемы истины в исторически сменяющихся картинах мира занимает выяснение роли познающего субъекта в процессе постижения истины. Еще Ф. Бэкон пытался очистить знание от любых компонентов, привносимых познающим человеком, боролся с соответствующими «призраками», или «идолами», познания. Для постнеклассической науки такой подход считается бесперспективным, поскольку обосновывается факт влияния опыта, предрассудков, эмоций, интересов познающего субъекта (как индивидуального, так и коллективного) на характер знания. Значимость такого влияния на процесс познания истины особенно остро подчеркивается в философии экзистенциализма. В частности, М. Хайдеггер (1889—1976) обсуждает вопрос о том, почему субъект может понять и выразить общий тип действительных явлений, не совпадающий с эмпирическим предметом, но выражающий его сущность. В его работах утверждается неочевидный тезис о том, что «сущность истины есть свобода»1. Делается вывод: на пути «человеческих блужданий» будет, наконец, осознано, что «сущность истины — это не пустая генерализация» абстрактной всеобщности, а скрытая единичность прошлой истории, раскрытие смысла того, что мы называем бытием и о чем с давних пор привыкли думать только как о сущем в целом»2. Для М. Хайдеггера «истинное бытие» и истина означают как совпадение вещи с пред-мнением о ней и как согласование «мыслимого в суждениях с вещью». При этом пред-мнение, пред-положение формируются объективными условиями бытия познающего субъекта, его практической деятельностью. Форма существования пред-мнения — стереотипы, способы видения, ценностно-мировоззренческие предпосылки и парадигмы. По М. Хайдеггеру, свобода — это не только возможность выбора того или иного варианта, она выступает как «основа внутренней возможности правильности», как «допуск в рас-| 123 |крытие сущего как такового». В таком случае личность, обладающая свободой как атрибутом, является основанием истины знания. Понимаемый таким образом субъект познания не сводится к гносеологическому и рационалистическому субъекту. Он выступает как целостность, предполагающая свободу. М. Хайдеггер предложил также новое прочтение учения об истине Платона, анализируя его миф о пещере. При этом он приходит к выводу, что «греки понимают истину как добычу, которая должна быть вырвана у потаенности; истина — это глубочайшее противоборство человеческого существа с самим сущим, а не просто доказательство тех или иных положений за письменным столом, и в качестве открытия она требует вовлечения всего человека. Таким образом, вне человека и независимо от него не может быть получена истина, причастная к сущему». Развитие духовного мира можно представить, с одной стороны, как стремление к истине, с другой — как духовное и душевное неприятие «бездушности» открываемых истин. Это противоречие проявляется в различном семантическом смысле таких понятий, как истина и правда. В отличие от истины, «правильной» в гносеологическом смысле, правда понимается и как то, что представляется правильным с точки зрения морали, то, чем человек должен руководствоваться в своих поступках. Фактически, правда = истина + добро. В классической (ньютоновской) картине мира истина лишена отношения к субъекту (фактически выступающему лишь в роли познающей машины), и превратилась в «правильность», в характеристику предметного знания, но при этом исчезла связь с жизнью человека, ее смыслами и ценностями. Однако вне подобной связи неосуществимо социально-гуманитарное познание. Отечественный мыслитель M. M. Бахтин (1895—1975) еще в 1920-е гг., критикуя «классическую гносеологию», представил ее как «теоретизированный мир», в котором субъект и истина живут раздельной жизнью: истина независима от познающего человека, ее содержательность постоянна; она оценивается как объективная. Безусловно, теоретизированный мир культуры в известном смысле существует, однако, по M. M. Бахтину, это не тот мир, в котором живет познающий человек, ответственно соверша-| 124 |ющий свои поступки. Именно поэтому в социальных и гуманитарных науках наряду с истиной оказывается необходимым понятие правды. Индивидуальная правда, по M. M. Бахтину, есть позиция заинтересованная, это установка сознания, нравственно значимая и ответственно активная, выражающая оценку объекта в его соотнесении с познающим субъектом. Такой подход фактически развивает определение Вл. Даля, который в Толковом словаре живого великорусского языка замечает: «Правда — это истина на деле, истина во благе, честность, неподкупность, справедливость; поступать по правде значит поступать по истине, по справедливости; правдивость как качество человека или как принадлежность понятия, рассказа, описания; полное согласие слова и дела, истина». Действительно, истина — это результат научного познавательного процесса, стремящегося к получению общезначимого знания. В свою очередь, правда раскрывается в сфере социальной реальности, в области человеческого общения и выступает как продукт моральных ценностей. Недаром антонимом истины является заблуждение как неумышленное отождествление неверных знаний с верными знаниями, а антонимом правды является ложь, как сознательное введение в заблуждение партнера по социальному общению. Заблуждение — ошибочное знание, но принимаемое за истину тем, кто разделяет его. Причины заблуждения связаны со сложностью и противоречивостью движения познавательной деятельности. Так, источником заблуждения могут быть неадекватно воспринятые факты, ошибочная их интерпретация; расширение границ истинности и распространение истинной концепции за те границы, где она утрачивает истинность, иными словами — непонимание природы относительности и конкретности истины; заблуждение может быть следствием неверной исходной информации и др. Таким образом, заблуждение — естественный момент познавательного процесса и диалектически связано с истиной. Именно поэтому необходимо считаться с возможностью заблуждений, не преувеличивая и не абсолютизируя их. Преувеличение места заблуждений в познании может привести к скептицизму и релятивизму. Выдающийся отечественный физик, лауреат Нобелевской премии П. Л. Капица (1894—1984) | 125 | замечал, что ошибки — это еще не лженаука: «Лженаука — это непризнание ошибок. Можно сказать, что ошибки — диалектический способ поиска истины. Никогда не надо преувеличивать их вред и уменьшать их пользу». Вместе с тем по мере формирования новой научной картины мира в ней усиливаются релятивистские тенденции, связанные с утверждением относительности, условности, ситуативноcти научного знания. Предполагается, что содержание научного знания определяется в первую очередь ситуацией, в которой это знание добывается, а особенности научного знания могут быть объяснены исходя из культурно-исторических условий развития науки. Логическим продолжением релятивизма является фаллибилизм (от лат. fallibilis, англ. fallible — погрешимый) — концепция, утверждающая: нельзя ошибиться лишь в том, что все теории ошибочны. Сторонники этой концепции не просто полагают, что все теории являются ошибочными, при этом они ошибочны изначально, в зародыше: теории выдвигаются их создателями с надеждой на истинность, но реальность всегда ускользает от познания, поэтому созданные концепции оказываются в конечном счете ложными. В качестве одной из разновидностей фаллибилизма может быть рассмотрена концепция фалъсификационизма К. Поппера, разработавшего один из вариантов критической методологии науки применительно к эмпирическому знанию. С его точки зрения, критерий научности знания — не доказанность, а, наоборот, его фальсифицируемость, опровержимость2. Теория является научной, с точки зрения К. Поппера, только в том случае, если существует методологическая возможность ее опровержения путем постановки того или иного эксперимента, даже если такой эксперимент еще не был поставлен. Задача ученого, по сути дела, состоит не в поиске истины, а в том, чтобы стремиться к опровержению существующих теорий. Таким образом, концепции истины носят взаимодополняющий характер, выражая различные аспекты истинного знания. Очевидно, что знание должно быть соотнесено с реальностью, коррелировать с другим знанием, поскольку оно системно и взаимосвязано, а также в нем должна фиксироваться социальная значимость истины, ее признание обществом. | 126 |
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.242.149 (0.008 с.) |