Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие научного знания и мировоззрениеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
И парадигма Т. Куна, и научно-исследовательская программа И. Лакатоша представляют собой целостные методологические системы, в рамках которых важную роль играют мировоззренческие принципы, направляющие исследовательскую деятельность ученого, оказывающие существенное влияние на процесс выбора парадигмы (научно-исследовательской программы). В связи с этим дальнейший анализ динамики научного знания связан с необходимостью выявления взаимосвязи науки и мировоззрения. Такая взаимосвязь оказалась в центре внимания философов-позитивистов, начиная с О. Конта (середина XIX в.), который говорил о научном мировоззрении и его ядре — особой позитивной философии, которая с помощью универсальных категорий бытия и познания влияет на концептуализацию знания конкретных наук. Признание влияния мировоззренческих, в частности ценностных установок на выводы ученого или экспертного сообщества, выразилось в выдвижении так называемого антропного принципа 1 в современной постнеклассической науке. ___________________________ 1 Часто выделяют сильный и слабый антропные принципы. Слабый антропныи принцип: во Вселенной встречаются разные значения мировых констант, но наблюдение некоторых их значений более вероятно, поскольку в регионах, где величины принимают эти значения, выше вероятность возникновения наблюдателя. Сильный антропныи принцип: Вселенная должна иметь свойства, позволяющие развиться разумной жизни. Применительно к научным исследованиям антропныи принцип означает влияние ценностей познающего субъекта на результаты исследований. Взаимосвязь науки и мировоззрения реализуется по нескольким направлениям: — господствующий тип мировоззрения оказывает определяющее влияние на формировании конкретного типа культуры, а следовательно — на формирование культурных детерминант научного развития; — общеметодологические основания науки и та картина мира, которая служит основанием научных исследований, | 73 | в существенной мере формируются конкретным типом мировоззрения; — само отношение к науке в конкретном обществе определяется господствующим типом мировоззрения; так, теологическое мировоззрение эпохи Средневековья закрепило приоритет веры над научным разумом; — наука, рассматриваемая в качестве системы знаний, сама формирует основы конкретного типа мировоззрения — научного, или сциентистского, в основе которого лежит научная картина мира. Мировоззрение, как и всякое культурное явление, имеет исторический характер, поэтому можно говорить об особой мировоззренческой эволюции человечества, о сменяющих друг друга мировоззренческих этапах. При этом появляющееся новое мировоззрение не означало автоматического исчезновения старого. Многотысячелетняя история показала, что различные взгляды на мир и место человека в нем сосуществуют в культурной среде и взаимодействуют в самом широком спектре — от конфликта до конвергенции. Основания для классификации этапов мировоззренческой эволюции предлагали многие философы. Так, достаточно популярны инварианты, выведенные из схемы О. Конта о теологическом, метафизическом и научном этапах развития человеческого духа, В этом случае речь может идти о мифологическом, религиозном, научном и других типах мировоззрения. Другой пример — классификация на основе представлений о первоисточнике мира: пантеистическое, монотеистическое, атеистическое и другие типы мировоззрения. Есть философское направление, где мировоззрение имеет привязку к культурному или цивилизационному типу (шумерское, античное, конфуцианское, исламское, западноевропейское и другие мировоззрения). Такой цивилизационный подход, например, демонстрирует в работе «Закат Европы» О. Шпенглер, когда говорит об уникальности (а не об универсальности) западноевропейского мировоззрения, а следовательно, и западноевропейской науки. Мировоззренческий контекст той или иной эпохи и соответствующей ей культуры соответствующим образом структурировал научную проблематику. Появление и укрепление нового мировоззрения в общественном сознании давало огромный | 74 | стимул для развития научного знания, так как позволяло ученым выйти за рамки традиционной картины мира и посмотреть на нерешаемые в этих рамках проблемы со стороны. Подобные переходы границ приводили к объяснению большего количества явлений и формулированию более глубоких вопросов в отношении изучаемого сегмента реальности. В свою очередь, неудовлетворенность в отношении традиционного способа объяснения научных фактов провоцировала ученого на ревизию старых мировоззренческих оснований, подготавливало их изменение. Хрестоматийным примером такого рода взаимосвязи между наукой и мировоззрением может стать «коперниканский» переворот, радикальная смена геоцентрической теории на гелиоцентрическую, которая произошла в астрономии на рубеже XV— XVI вв. Напомним, что геоцентрическая теория К. Птолемея (ок. 87 — ок. 165) долгое время господствовала в античной и средневековой науке. Ее суть заключалась в том, что в центре мира находится Земля, ежесуточное вращение вокруг которой осуществляют Солнце, Луна, планеты и, наконец, звезды. Из этой теории вытекали разнообразные практические выводы, в первую очередь связанные с календарем. При этом геоцентрическая теория давала результаты, вполне удовлетворявшие потребностям людей тех эпох, в частности, давала надежные ориентиры мореплавателям и путешественникам. Непоколебимость геоцентрической системы базировалась на глубоких мировоззренческих основаниях. Существовала уверенность в ограниченности и малости мира, а его возможная бесконечность отвергалась как абсурдная. Основанная на таких взглядах античная философская картина принимала этот мир в совершенной форме шара с небольшим радиусом, т.е. мир имел центр и периферию. Такой мир возникает, например в трудах Аристотеля, который в концепции «естественного места» утверждает, что движение тел обусловлено их природой. Подброшенный камень падает вниз, потому что тяжелые предметы естественным образом стремятся к центру мира. Легкие же, наоборот, естественным образом стремятся вверх, к мировой периферии. Вверх поднимаются, например дым или языки пламени. Отсюда расположенные над землей облака, а за ними огненные небесные тела. Такой мир представляет собой гармоничное целое, недаром он в античности получает говорящее название — космос, т.е. «прекрасный порядок». Геоцентрическая теория в астрономии, как | 75 | можно увидеть, вполне органична в таком мировоззренческом контексте. И Аристотель, и Птолемей активно используют метод наблюдения, который, однако, только подтверждает господствовавшую в астрономии теорию: и разные движения тел, имеющих различную природу, и малые размеры наблюдаемых светил, и, наконец, вращение последних вокруг Земли. Вместе с тем с повышением точности наблюдений появлялись и претензии к теории. Несмотря на то что некоторые претензии снимались введением все новых и новых элементов (например, эпициклов), неудовлетворенность теорией оставалась. На рубеже эпохи Древнего мира и эпохи Средневековья происходит постепенная смена мировоззрения. Если для древних ограниченность мира физически нормальна и эстетически позитивна, а безграничность абсурдна и эстетически негативна (безобразна), то для средневековых ученых постепенно такое положение становится проблематичным. Причина проблематичности — во всемогущем Боге, для которого бесконечность является атрибутивной. Абсолютная бесконечность Бога как основы сущего рано или поздно ставит вопрос о допущении бесконечности мира. Однако возникающий в результате такого допущения мир не имеет границ, а следовательно, теряет и свой центр, и свою периферию. Исчезает представление о верхе и низе, малость небесных тел оказывалась обманом зрения, связанного с гигантскими расстояниями до них и т.д. В таком случае, конечно, абсурдным покажется вращение всего необъятного мироздания вокруг Земли, зато вполне логичным становится собственное вращение Земли. Такое мировоззренческое допущение открывало возможность для появления альтернативной теории в астрономии — гелиоцентрической. Подготовка к ней заняла не одно столетие, различным образом проявляясь в трудах схоластов и ученых раннего Возрождения. Четко гелиоцентрическая теории была разработана Н. Коперником (1473 – 1543). Однако теория Н. Коперника показывала гораздо худшие практические результаты, чем теория Птолемея. В первую очередь это касалось календаря. Причина заключалась в том, что теория Н. Коперника декларировала планетарные орбиты вокруг Солнца в виде круга, а не эллипса (ошибка была исправлена только в XVII в). Тем не менее данная теория была выдвинута в центр внимания ученых и принята многими из них к рассмотрению (среди первых — Г. Галилеем, написавшем по этому поводу «Диалог | 76 | о двух наиглавнейших системах мира — птолемеевой и коперниковой»), в том числе и потому, что была органичным продуктом для устоявшегося мировоззрения и связанной с ним научной картиной мира, в то время как геоцентрическая теория-соперница являлась реликтом иного мировоззрения и иной эпохи. Примеры взаимосвязи науки и мировоззрения можно продолжить и далее. Так, в механистической картине мира XVII— XVIII вв. присутствует инерция развитого монотеистического мировоззрения. Изъятие у природы ряда божественных функций (начиная с положения о создании мира из ничего), произошедшее в религиозном мировоззрении Средних веков, позволило позже ученым увидеть в природе всего лишь механизм, созданный трансцендентным Богом. Такой безжизненный механизм после своего создания получает некий энергетический импульс и начинает работу, не требуя более вмешательства извне. Исходя из такой картины мира, получившей название механистической, с XVII в. выстраивали свои теоретические конструкции представители естественных наук, прежде всего, И. Ньютон. / Таким образом, фундаментальная роль мировоззрения всегда должна учитываться при анализе вектора, динамики и перспектив развития научного знания. Промежуточное положение между собственно научным знанием и мировоззрением занимает научная картина мира.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.145.37 (0.009 с.) |