Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 3. 1. Танцевальные жанры XX века и современностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|||
Познакомить учащихся с генезисом эстрадных танцевальных жанров ХХ века и современности. Дать представление о синтезе музыки и танца, взаимовлиянии в формировании различных жанрово-стилевых направлений танцевальной/музыкальной эстрадной культуры ХХ века и современности. Сформулировать основные понятия, терминологию по теме «Танцевальные жанры ХХ века и современности». Выработать умения характеризовать творческие портреты, специфику исполнительской стилистики, особенности музыки, танцевальных жанров этих направлений на примере творчества ведущих танцоров, музыкантов, коллективов по технологии. Познакомить с аутентичным исполнительством и реконструкцией, обработками музыки, танцев этих жанрово-стилевых направлений профессиональными музыкантами, танцорами ХХ века и современности. Познакомить с передовыми взглядами искусствоведов о тенденциях развития современного эстрадного танцевального искусства. Научить творчески применять полученные знания на практике. | История возникновения жанров. Музыкально-стилистические особенности. Роль в современной культуре. Влияние на формирование джаза, рок-музыки, других стилевых направлений ММК, а также взаимодействие с жанрами «серьёзной» (академической) музыки. Регтайм (США), фокстрот (США, Европа), тустеп (Европа), тэп – данс (США), чечётка (Россия), мэдисон (США, Европа), хали – гали (США), чарльстон (США, Европа), вальс – бостон (США, Европа), канкан (Европа), шейк (США, Европа). Мамбо (Латиноамериканский), румба (Афрокубинский), самба (Бразилия), ламбада, пасадобль (Испания), ча – ча – ча (Куба), калипсо (Афроамериканский; Ямайка), танго (Аргентина, Уругвай), канте – фламенко (Испания) / Танцевальные жанры XX века и современности. XX столетие отмечено поразительным разнообразием культурных и художественных явлений, многие из которых прямо противоположны друг другу по идейной направленности, формам художественного выражения и резко отличаются своими историческими связями и удельным весом в жизни широких кругов. Степень их воздействия на музыкальное и хореографическое искусство зачастую неодинакова (например, импрессионизм в музыке и в хореографии). Но по-разному проявляясь, художественные явления XX века в той или иной мере оказывают влияние на развитие всех форм и жанров данных видов искусств, в том числе и на эволюцию танцевальных жанров. Необходимо отметить, что в конце XIX — начале XX века под воздействием множества социальных факторов в европейском сознании происходят принципиальные сдвиги в отношении к культуре различных внеевропейских народов. Практически неизвестная ранее, теперь она вызывает неподдельный интерес. В музыке эта тенденция становится заметна еще во 2-й половине XIX века в произведениях Балакирева, Римского-Корсакова, Бородина, Кюи, Сен-Санса, импрессионистов Дебюсси и Равеля и др. композиторов. В их творчестве та замкнутая художественная система, которая существовала ранее и долгое время не поддавалась внешним контактам, испытывает воздействия фольклора народов Востока, ранних форм негритянского джаза. Похожие процессы наблюдаются и в хореографии. Но если классический балет еще остается закрытым для внеевропейских влияний, то бытовая хореография моментально впитывает все новое. В результате уже в конце XIX века европейцам становятся широко известны кубинская хабанера и североамериканский кейк-уок. Эти танцевальные жанры, столь непохожие по манере исполнения на те, которые были распространены в быту ранее, оказывают огромное воздействие на танцевальное искусство, на всю сферу его выразительных средств. Кроме того, прихотливая ритмика, новая образность данных танцев привлекают и композиторов, причем творящих как в легком, развлекательном жанре, так и композиторов академического направления. Таким образом, к началу XX века развитие культуры приводит к тому, что психология европейского общества становится восприимчивой, более «открытой» к влияниям внеевропейского фольклора, в том числе и танцевального. Из всего многообразия художественных стилей, захлестнувших танцевальную музыку Европы в конце XIX — начале XX века, прежде всего, стоит выделить рэгтайм и джаз. Они вели свое происхождение от национально-американского менестрельного шоу — ранней формы музыкального передвижного театра, возникшей в США в 1-й половине XIX века под влиянием афро-американского фольклора и оказавшей значительное влияние на развитие современного эстрадного танца в целом. Классически законченным видом менестрельного шоу был танец кейк-уок (кекуок). Рэгтайм первоначально мало чем отличался от него. Так же, как кейк-уок и другие танцевальные номера менестрельного представления, он имел гротесково-фарсовую направленность, тяготел к упрощенности и непосредственности выражения, отличаясь при этом высочайшей виртуозностью. Но рэгтайм — это не только и не столько бытовой танец. Рэгтайм — это целый стиль афро-американской городской танцевально-бытовой музыки, порывающий с основами европейского композиторского творчества и открывающий новый путь в искусстве. Ударность, механистичность, а эмоциональность рэгтайма как нельзя лучше отвечали настроениям предвоенного и особенно послевоенного поколения буржуазной Европы и Америки. В этом он был очень схож с другим видом художественного творчества начала XX века — с джазом, который возник как выражение духовной опустошенности после 1-й мировой войны. Ранние формы джаза, представляющие собой своеобразный сплав африканского, англо-кельтского, андалусийского и креольского фольклора, оказали огромное воздействие на танцевальные жанры начала XX столетия. Особую роль сыграли оригинальные песни-танцы, так называемые «danza», отличительными особенностями которых были полиритмия, развертывающаяся на фоне 2-дольности, широчайшее использование ударных свойств инструментов, а также манера исполнения движений — с раскачиванием всего корпуса, бедер, плеч, продолжающая традиции испано-цыганских танцев. Под влиянием кейк-уока, рэгтайма и джаза в европейский быт начала XX столетия проникают новые танцевальные жанры североамериканского и латиноамериканского происхождения. Таким образом, если в XIX веке европейские бытовые танцы завоевали Америку, то в XX веке движение идет преимущественно в обратном направлении. Конечно же, эти танцы, будучи перенесенными в бар, ресторан и дансинги, теряют какие бы то ни было экзотические черты, представляя собой порождение буржуазии конструктивистского, индустриализированного города, пытающейся найти новые, свойственные ей характер и форму движения. В наибольшей степени новые танцевальные жанры определяют стиль бытовой танцевальной музыки, но многие из них проникают и в музыку композиторов академической традиции (танго, фокстрот, вальс-бостон). Законодателем танцевальных мод перед 1-й мировой войной становится Нью-Йорк (в частности, салон супругов Вернон и Айрин Касл). Именно отсюда распространяются самые популярные танцы того времени. Одним из первых американских танцев, вошедших в моду в Европе, стал вальс-бостон; позднее за ним последовали танго и синкопированные танцы типа рэгтайма (тустеп, уанстеп). Новые танцы отвергали выворотное положение стоп и классические балетные позиции, отстаивали естественную походку; в них возрастала роль импровизационного начала. Немалую роль в их популярности сыграла новизна музыки с ее резкими акцентами, синкопами, ударной манерой исполнения. Первая мировая война несколько притормозила развитие танца, но вскоре после ее окончания под влиянием рэгтайма и джаза Европу захлестнула новая волна североамериканских танцев, таких как чарльстон, фокстрот, шимми и др. Переосмысление жизненных идеалов, происходящее в обществе в послевоенные годы, разбудило в людях страсть к танцам. Открывается множество танцевальных школ и залов; особенный расцвет танцевального искусства в этот период наблюдается в Лондоне. 1930-е годы были отмечены повышенным интересом к латиноамериканским танцевальным ансамблям, в состав которых входили разнообразные ударные инструменты (маракас, клавес, кубинские барабаны и др.), и к таким танцам, как румба, самба и танго. Они сформировались на народной песенной и танцевальной основе, в которой слились традиции трех культур: индейской, испанской и негритянской. Яркое своеобразие этих танцев способствовало созданию целого направления в танцевальной музыке и в значительной степени повлияло на формирование и развитие нового стиля исполнения. Наступившая в 1930-х гг. эпоха свинга породила новые, более свободные танцевальные стили (джиттербаг и др.). В 1940—50-х годах, когда джаз, по существу, перестал быть танцевальным жанром и превратился в музыку для концертного исполнения, возросла популярность буги-вуги и танцев стран Карибского бассейна и Латинской Америки типа босса-новы и ча-ча-ча. Также в 1950—60-х годах были распространены афро-американские танцы стиля ритм-энд-блюз и рок-н-ролл. Некоторые танцы стиля рок-н-ролл, например твист, ведут свое происхождение от рэгтайма, однако при их исполнении взаимодействие партнеров играет менее существенную роль, чем самовыражение личности как части коллектива. Совсем другая культура в музыке меняет стиль одежды, причесок, поведения и, безусловно, танца. Стиль исполнения их все более тяготеет к произвольности, импровизационности движений. В 1970-е годы были популярны танцы стиля диско, которые распространились из США по всему миру. В основном их танцевали на дискотеках и в других танцевальных залах. В 1970—90-х годах активные, возбуждающие ритмы рока, рэпа и родственных стилей, исполняемые на электрических гитарах, медных духовых и ударных, подавили мелодическое начало в танцевальной музыке. Сформировалось новое представление о танце как о бесконечном процессе, протекающем под аккомпанемент ритмизованного потока звуков; в таком танце возможны любые движения в любой последовательности. Рэп-музыка обусловила появление разновидностей танца, требующих чрезвычайного владения телом и отличающихся преувеличенным значением ритма в музыкальном сопровождении. Возродился интерес к африканской культуре, благодаря которому становится популярным американский танец брейк-данс. Его отличали несвязные движения отдельных частей тела, которые напоминали потоки электрических импульсов в теле. Большую роль играли гимнастические и акробатические элементы и сложные вращения на спине, голове и т. п. Вообще, не многие танцы, рожденные этим бурным временем, утверждались в быту надолго. Даже такие модные в свое время танцевальные жанры, как тустеп, шимми, буги-вуги, твист, чарльстон и др., существовали довольно короткий срок. Развитие техники бытовых танцев в XX столетии шло по пути отрицания канонов классического танца. На протяжении века в манере их исполнения утверждался импровизационный стиль, движения становились все более произвольными, отчасти механистичными. Стоит отметить, что в современную эпоху сохраняется устойчивый интерес и к некоторым танцам более раннего происхождения — вальсу, польке, мазурке. ***Все вышеперечисленные стили и жанры бытового танцевального искусства мало проявляются в танце и танцевальной музыке академической традиции, развитие которых идет в совершенно другом направлении. Если в творчестве «легкого» жанра, неразрывно связанном с бытом, с эстрадной традицией, все большее значение приобретает развлекательность, комедийность, а также коммерческая целесообразность, то высокохудожественные танцевальные произведения (их музыка и хореография) еще более усложняются, эмоционально и идейно насыщаются. Композиторы и балетмейстеры, используя танцевальные жанры, стремятся наполнить их глубоким философским содержанием, придать им предельно сложные для восприятия внешние формы выражения. В соответствии с этим стилевые направления бытового танца (свинг, босса-нова, рок-н-ролл и др.) практически не используются в академическом искусстве в силу того, что само предназначение их — развлечение, веселье — мало отвечает тому высокохудожественному содержанию, которое характеризует большинство произведений классического стиля. Таким образом, в XX веке между искусством легкого жанра и «высокого» происходит окончательное размежевание. Отныне их развитие идет в разных направлениях. Хотя столь сильное разграничение отнюдь не предполагает изолированности друг от друга. Наоборот, в той или иной степени путь развития данных видов художественного творчества отмечен взаимовлияниями и взаимопроникновениями. *** Количество танцевальных жанров, получивших распространение в XX веке, довольно велико. Поэтому мы даем описание лишь наиболее значительных из них. ВАЛЬС-БОСТОН — американский салонный танец лирического, часто сентиментального характера. Название танца происходит от названия американского г. Бостон. Возник в конце XIX века (примерно в 1870-х гг.), большое распространение получил в США и Европе в 20-х гг. XX века. Представляет собой разновидность медленного вальса. Музыкальный размер — 3/4. Характерной чертой его является пауза в аккомпанементе на 3-й доле такта (иногда на 2-й). Известен также как английский вальс. Примеры: Хиндемит Фп. сюита «1922»; Канчели Вальс-бостон для фп. и струнного оркестра; Глиэр Балет «Красный мак». РЭГТАЙМ (также регтайм, с англ. — букв. «разорванное время») — стиль афро-американской городской танцевально-бытовой музыки (преимущественно для фортепиано). Сформировавшись в США во 70-е годы XIX века, он становится популярным с середины 1890-х годов до 1918. Изначально бытовали и другие его названия — rag, rag music, rag piano playing, ragging и др.. Три момента в их неразрывном сочетании определили новизну выразительности рэгтайма — ритм, манера фортепианной игры, приемы формообразования. Рэгтайм культивировал принципы композиции и свою особую виртуозность, не свойственные романтическому и импрессионистскому стилям, и основывался на необычных для рояля жестких «стучащих» звучаниях и столь же необычных акцентированных ритмах. Метроритмическая сфера занимала первое место среди средств выразительности, определяющих новизну рэгтайма. Характерным признаком жанра было подчеркнутое ритмическое несовпадение мелодии и аккомпанемента: левая рука равномерно чередует бас и аккорд в ритме 2-дольного или 4-дольного танца (польки, тустепа, экосеза) или марша, а правая исполняет свободно синкопированную («рваную») мелодию. Такое последовательное синкопирование, постоянное нарушение регулярной периодичности опровергали многовековую слуховую инерцию меломана западной культуры. Композиция «классических» рэгтаймов восходит к бытовой музыке США конца XIX века. Рэгтайм, не являющийся импровизационной формой, часто имел сложную 3-частную или рондообразную структуру со вступлением. Каждая часть представляла собой период объемом в 16 тактов, состоящий из повторяющихся и варьируемых 4-тактовых фраз. Исполнялся он в умеренном или быстром темпе, в ударной манере игры (подражая игре на банджо). В своих истоках рэгтайм восходил к архаическим разновидностям афро-американской инструментальной музыки и песням и танцам североамериканского менестрельного театра XIX века. От последних рэгтайм перенял блестящую эстрадность, юмористический характер, виртуозность исполнения. Ясно проглядываются заимствования также из иных музыкальных сфер — из марша для духового оркестра, польки, кадрили и сходных бальных танцев, популярных в викторианскую эпоху, из фортепианной музыки, звучащей в ночных барах и притонах. Музыка рэгтайма, пронизанная чувством танца (или марша), вместе с тем была отмечена нарочитой аэмоциональностью, была как бы отстранена от происходящего. От драматического пафоса, психологической рефлексии, живописной картинности романтиков, от созерцательного настроения и тончайшей звукописи импрессионистов в рэгтайме не было и следа. Он нес совсем другие ассоциации. Одновременно и танец, и пародия на него; красота свободного движения человеческого тела и искажающая ее утрированная точность почти механического характера; оголенная простота форм и вплетающиеся в нее сложноприхотливые, очень странные на слух, воспитанный XIX веком, ритмические узоры — все это создавало впечатление, будто наивное веселье неотделимо здесь от иронического взгляда со стороны. «Ни следа печали, буйных страстей… Перед нами замаскированная под невозмутимость ирония, которая исключает субъективные переживания. Музыка яркая, жесткая, упрямо бодрая, неисправимо веселая. В ее механическом облике есть даже нечто элегантное, заставляющее вспомнить негра-денди в кокетливом, сдвинутом набок канотье» (Mellers W. Music in a New Found Land. Lnd., 1964). С приходом рэгтайма открылся новый путь в искусстве, ясно порывающий с основами европейского композиторского творчества и окончательно реализовавшийся в джазовой культуре современности. «Эпоха рэгтайма» длилась всего два десятилетия — с середины 90-х годов XIX века до периода 1-й мировой войны, но, тем не менее, этот краткий отрезок времени имеет значение для музыки в мировом масштабе. Школа «классического» рэгтайма, главными представителями которой были С. Джоплин, Дж. Скотт, Дж. Р. Мортон, Дж. Лэм, достигла расцвета в 1-м десятилетии XX столетия. В начале XX века исполнительская манера рэгтайма прививается в оркестровой игре; возникают так называемые рэгтайм-оркестры. Рэгтайм оставил свой след и на композиторском творчестве европейской традиции, не соприкасающемся с легкожанровой сферой. Тенденция к воплощению эстетики и выразительных средств рэгтайма ясно ощутима у композиторов Европы, начиная с кейк-уока Дебюсси. Разочарование и скепсис, широко охватившие послевоенное поколение, резонировали в тон настроению выраженному в рэгтайме. В конце 1-го десятилетия XX века рэгтайм входит в моду в США и Европе как салонный и бальный танец, родственный кейк-уоку. От этого танца, для которого была характерна последовательность очень медленных и очень быстрых шагов в синкопированном ритме, в дальнейшем произошли тустеп, уанстеп, фокстрот. Кульминационная точка популярности рэгтайма приходится на самое начало 1910-х годов. После 1-й мировой войны рэгтайм уступает место джазу; в 20-х годах эти два вида существуют параллельно, но новый мощно наступает на своего предшественника и все больше и больше оттесняет его на задний план. К середине 20-х годов рэгтайм теряет свою популярность. Примеры: Джоплин Рэгтаймы для фп.; Стравинский Балет «Сказка о беглом солдате и черте»; «Рэгтайм для 11 инструментов»; Мийо Балет «Бык на крыше» и др. произведения; Сати Балет «Парад»; Дворжак Симфония «Из Нового Света»; струнный квартет («Американский»); Равель сцены в мюзик-холльном духе и рэгтайм в опере «Дитя и волшебство». ТАНГО (слово, вероятно, африканского происхождения, хотя музыка и хореография танца, распространившегося в начале XX века по всему миру под названием «аргентинское танго», — креольские) — испанский и латиноамериканский танцевальный и песенный жанр. Музыкальный размер — 4/8, 4/4, 2/4, темп — умеренный или умеренно подвижный, ритм — активный, акцентированный, насыщенный синкопами и пунктиром. Первые упоминания о танго в Латинской Америке относятся к концу XVIII — началу XIX вв., когда этим словом обозначали негритянский праздник с танцами и пением, а также место, где он проходил. В Испании в 1-й половине XIX века у андалусийских цыган танго называли любой праздник с танцами. В то же время в Андалусии было известно (не позднее середины XIX века) «цыганское» танго — сольный женский танец, принадлежавший к группе танцев фламенко и, следовательно, не имевший никакой генетической связи с позднейшим аргентинским танго. Прежде всего, танго известно как парный бальный танец, в истории развития которого различаются три последовательных этапа: 1) андалусийское танго, 2) креольское танго, 3) аргентинское танго. Параллельно с танго-танцем возникла самостоятельная форма танго-песня. Андалусийское танго, очевидно, имеет общий источник с кубинской хабанерой, распространившейся в Испании около середины XIX века под названием американского танго. Мелодии его представляют собой 16-тактовый период, состоящий из двух 8-тактовых предложений (соответственно куплету и рефрену), в 2-дольном размере и умеренно подвижном темпе. Отличительная черта андалусийского танго — остинатная фактура гитарного аккомпанемента с постоянным ритмом. В конце 1870 — начале 1880-х гг. андалусийское танго распространилось в Аргентине, где к тому времени были очень популярны две мелодически и особенно ритмически схожие между собой (хотя и разного происхождения) и одновременно близкие андалусийскому танго песенно-хореографические формы: кубинская хабанера и аргентинская милонга. Смешение мелодических и ритмических элементов этих танцев оказало значительное влияние на формирование характерных черт креольского танго, возникшего в 1880-х годах. Креольское танго вначале представляло собой песню, а с конца 1880-х и в начале 1890-х гг. уже являлось танцем. От андалусийского танго и хабанеры оно взяло остинатную ритмоформулу аккомпанемента и 2-частную структуру периода, а от милонги — более острый ритм с синкопами на сильных долях. Исполнялось в сопровождении аккордеона, мандолины или маленьких уличных оркестров, состоявших из гитары, скрипки, арфы и флейты. Хореография креольского танго близка хабанере и милонге, это — парный танец, в котором партнеры танцевали отдельно друг от друга. Аргентинское танго возникло в результате изменений хореографии креольского танго, благодаря которым он превращается в парный танец, в котором партнеры движутся, обняв друг друга за плечи (как в современном танго). Впервые появилось на театральных подмостках Буэнос-Айреса в 1897 году. На протяжении 1-го десятилетия XX века были сочинены сотни аргентинских танго. Популярными авторами были А. Вильольдо, Р. А. Мендисабаль, Х. Мальо, Д. Санта-Крус Уилсон, позднее — Х. Сандерс, Э. Донато, Х. Матос Родригес («Кумпарсита»). Танго исполняли специальные оркестры в кафе, ресторанах, кинотеатрах и танцзалах, а также на улицах — уличные «дуэты» и «трио» музыкантов (обычно в составе аккордеона, концертины и бандонеона). В начале XX столетия аргентинское танго завозится в Париж. В 1909 году танец приобрел большую популярность во Франции и с 1920-х годов, усовершенствованный парижскими хореографами, он распространился по всему миру. Примеры: Шостакович «Золотой век» № 29; Хачатурян К. «Чиполлино». ТУСТЕП (франц. lancier, букв. — улан) (с англ. — двойной шаг) — салонный североамериканский парный бальный танец с установленной композицией. Темп — умеренный или быстрый, музыкальный размер — 2/4. Имеет сходство с полькой. Является предшественником уанстепа и фокстрота. Возник в США в конце 1880-х гг. и до начала 1910-х гг. был моден в Америке и Европе, когда его вытеснили уанстеп и квикстеп. УАНСТЕП (франц. — «буря») (с англ. — один шаг) — бальный танец, исполняющийся в быстром темпе, музыкальном размере 2/4 или 6/8. Развился из тустепа. Возник в начале XX века в Северной Америке. В 20-е гг. приобрел широкое распространение в Европе. К концу 20-х гг. был вытеснен квикстепом. Являлся один из предшественников фокстрота. КВИКСТЕП (также куикстеп, с англ. — быстрый шаг) — танец, разновидность фокстрота, возникший в середине 20-х гг. XX века. Музыкальный размер — 4/4, первая и третья доли такта акцентируются. Темп быстрый. Иногда словом «квикстеп» обозначается быстрый марш. ФОКСТРОТ (с англ. — лисий шаг) — бальный танец свободной композиции, основанный на скользящих шагах, выполняемый в паре (в положении друг против друга). Музыкальный размер — 4/4. Исполняется в умеренно быстром (slow foxtrot) и быстром (quick foxtrot) темпе. Возник из рэгтайма, тустепа и уанстепа в США около 1910-х гг. После 1 мировой войны (приблизительно в 1914—18 гг.) получил широкое распространение в Европе. Фокстрот в свою очередь породил другие танцы с элементами джазовой музыки, например, чарльстон, шимми. Примеры: Шостакович «Золотой век» № 19. ЧАРЛЬСТОН — танец импровизационного характера афроамериканского происхождения, родственный рэгтайму. Подобно фокстроту исполняется в быстром или умеренно быстром темпе. Характеризуется острым синкопированным ритмом. Музыкальный размер — 2/2 или 4/4. В его хореографии наряду с типично афро-американскими элементами имеется сходство со старинной гальярдой (быстрые повороты стопы одной или обеих ног носками внутрь, сопровождающиеся одновременным коротким или ритмичным приседанием). В духе чарльстона в 1-й четверти XX века нередко танцевали фокстрот. Название танца произошло от одноименного города в штате Южная Каролина (США). Есть сведения, что негры танцевали его как сольный танец для забавы путешественников на паровозах. В 1924—27 гг., а также во 2-й половине 1950-х гг. чарльстон пользовался большой популярностью в Америке и Европе. Его включали в репертуар музыканты традиционного джаза. ШИММИ (с англ. — букв. «рубашка», «ночная сорочка») — бытовой импровизационный парный танец афро-американского происхождения, род рэгтайма. Музыкальный размер — 2/4 или 4/4. Название произошло от характерных движений танцоров, как бы пытающихся стряхнуть с плеч свои рубашки. В 1910—20-е гг. приобрел известность в США и Европе. Название «шимми» носит одна из частей фп. сюиты Хиндемита «1922». БУГИ-ВУГИ (с англ. — звукоподр.) — фортепианный импровизационный стиль джаза, распространенный в 20-х гг. XX века, а также модный эксцентричный танец, получивший в 1920—50-е гг. большую популярность в США и Европе. Характерными чертами буги-вуги являются: блюзовая основа, музыкальный размер 4/4, темп умеренный или быстрый, 12-тактовая структура в основе темы, ударная манера звукоизвлечения с использованием тремоло, трелей, кластеров. На фоне аккомпанемента в виде так называемого «блуждающего баса» (преимущественно по секундовым интервалам с использованием аккордовых и проходящих звуков, чаще всего ломаными октавами) идет импровизация в свободном, остро синкопированном и пунктирном ритме. ДЖИТТЕРБАГ (англ. jitter — трястись, bug — неврастеник, паникёр) — эксцентричный, импровизированный быстрый танец с резкими движениями (прыжки, тряска тела, вращение, перебрасывание партнерши и др.), который был популярен в США в 30-е годы XX века. Возник в танцевальных залах нью-йоркского района Гарлем (назывался также линди-хоп). В Европе широкую популярность получил в 1940-х годах. Имел большое сходство с буги-вуги и рок-н-роллом. Одним из синонимов джиттербага являлось название джайв (с англ. — пустая болтовня). Танцы стиля джиттербаг сопровождаются синкопированной музыкой. РУМБА — афро-кубинский (на Кубе глагол «румбаре» означает просто «танцевать») импровизационный парный танец с характерными движениями бедер. Музыкальный размер — 2-дольный (чаще 4/4), ритм — синкопированный (характерно акцентирование последней, 4-й доли такта). Характерные признаки румбы — острые акценты на слабых долях такта, многократное повторение 8-тактовой мелодической фразы, остинатные ритмические фигуры, исполняемые на маракасах и др. ударных инструментах. Темп — умеренный или умеренно быстрый. В США румба стала известна с 1914, однако ее расцвет пришелся на 1930-е гг., когда в нее проникли элементы джаза. В Европе распространилась в 40-х гг. XX века. Румба послужила образцом для ряда латиноамериканских бальных танцев. САМБА — афро-бразильский народный парный танец африканского происхождения (восходит в истоках к танцевальным ритмам чернокожих рабов, завезенных в Бразилию). Исполняется в быстром темпе, в 2-дольном музыкальном размере (2/4 или 4/4). Сопровождается пением и игрой на шумовых инструментах. Характер очень веселый, праздничный. Танец возник в середине 30-х гг. XX века и стал популярен в Европе в середине 1940-х гг. В латиноамериканских странах существует множество разновидностей самбы, которые значительно отличаются от бразильской (например, самакуэки, т. н. «креольская самба» в Аргентине и Перу, ламбада и др.). Для хореографии танца характерны частая смена положений партнеров, подвижность бедер и общий экспрессивный характер. Является одним из основных ритмов в латиноамериканском джазе. МАМБО — парный импровизационный латиноамериканский (кубинский) танец, экспрессивный по характеру, родственный ча-ча-ча и румбе. В отличие от них мамбо не имеет четко выраженных фольклорных корней, т. к. создавалось искусственно. Музыкальный размер — 4/4, четкий остинатный ритм. Темп — от умеренного до быстрого. Разнообразные ритмы мамбо создаются звучанием целого ряда ударных инструментов (клавес, маракасы и др.). Возник в 30-е гг. XX века; в начале 1940—50-х гг. приобрел популярность в Европе. Первоначально танец был осужден католической церковью в ряде латиноамериканских стран или запрещен властями в других. ЧА-ЧА-ЧА — кубинский танец умеренно быстрого темпа. Музыкальный размер — 4/4, последняя четверть такта делится пополам на две восьмых, первая доля акцентирована. Танец появился около 1953 года, впоследствии приобрел известность в Америке и Европе. Первоначально представлял собой упрощенный вариант мамбо и румбы, отличался от них более подвижным темпом. Характер танца — подвижный, яркий, игривый и кипучий – полностью отвечал характеру музыки. КАЛИПСО — афро-американский танец-песня, возникший на основе негритянских фольклорных танцев южных и восточных островов Карибского архипелага (Ямайки, Тринидада и Тобаго). Восходит в своих истоках к традиционным африканским и вест-индским жанрам. Музыкальный размер — 4/4. Темп умеренный. Традиционные формы калипсо характеризуются использованием полиметрии и полиритмии. В середине 50-х гг. XX века приобрел популярность в Америке и Европе. Близок латиноамериканской самбе. Партнерша в танце повернута спиной к партнеру, они держат друг друга правыми руками, которые подняты над головой танцовщицы; левая рука между тем спокойно лежит на левом боку женщины. БОССА-НОВА (с португ. — новое увлечение) — парный танец южноамериканского происхождения, пришедший в танцевальные залы Европы и Америки около 1960 года. Танец развился из бразильской музыки под влиянием джаза в совсем новом ритме (new beat). Для него характерен скользящий затянутый шаг на месте или в передвижении по залу. Для музыкального сопровождения типичны размеры 2/2, 4/4, ритм с острыми синкопами и разнообразными акцентами. Также означает стиль современного джаза, получивший распространение в начале 60-х годов XX века. Стиль босса-новы основывается на равноправии мелодии, гармонии и ритма и на пении вполголоса. ПАСОДОБЛЬ (также пасодобле; исп. paso doble — двойной шаг) — испанский танец в характере умеренно быстрого марша. Имеет музыкальный размер 2/4, 3/4, 6/8. Был популярен в Европе в 50-е гг. XX века. Происхождение этого танца связано с испанскими народными праздниками — фиестами, во время которых проходили знаменитые бои быков — корриды. На этих праздниках исполнялись массовые народные танцы. И самым популярным среди них был пасодобль. Поэтому очень часто этот яркий, эмоциональный, но сложный танец является как бы иллюстрацией корриды. РОК-Н-РОЛЛ (производное от англ. Rock and roll — раскачиваться и вращаться) — песенно-танцевальная форма и стиль современной массовой музыки, возникшие в США в начале 50-х гг. XX века. Рок-н-ролл характеризуется простой мелодией с несложной гармонией, с метрическими акцентами на слабых 2-й и 4-й долях такта. Музыкальный размер — 4/4, темп — от умеренно быстрого до быстрого. Исполняется певцом в сопровождении малого ансамбля (саксофон, электрогитара, контрабас или бас-гитара, фортепиано или орган, ударные инструменты). ШЕЙК (с англ. — букв. «трястись») — парный бытовой танец импровизационного характера (выражается резкими движениями плеч). Был популярным в США и Европе в 1-й половине 1960-х гг. Музыкальный размер — 4/4. ТВИСТ (с англ. — букв. крутить, вертеть) — американский парный бытовой рок-танец импровизационного характера с характерными движениями бедер. Музыкальный размер — 4/4, темп — умеренно быстрый или быстрый. Характерны однообразные подчеркнутые акценты на сильных долях такта. Музыка твиста представляет собой разновидность рок-н-ролла. Партнеры стоят, не касаясь, друг против друга почти на месте, чередуя движения бедер и всего корпуса при легком переносе веса с ноги на ногу. Первоначально исполнялся под песню певца и композитора Хенка Боланда, записавшего на грампластинку в ноябре 1958 г. танцевальную пьесу «The Twist». Твист впервые стали танцевать в дансингах Нью-Йорка, но мода пришла к танцу спустя три года. В 1961—63 гг. был популярен в Америке и Европе. БРЕЙК-ДАНС — танец, развившийся в 1980-е гг. в Америке и охвативший весь мир. Для него характерны несвязные, «рубленые» движения отдельных частей тела, которые представляют собой механические движения роботов, волны, проходящие по телу как электрический ток, и гимнастико-акробатические элементы. Прослушивание/видеопросмотр, анализ музыкальных произведений | Учащийся: описывает генезис эстрадных танцевальных жанров ХХ века и современности; высказывает суждение о синтезе музыки и танца, взаимовлиянии в формировании различных жанрово-стилевых направлений танцевальной/музыкальной эстрадной культуры ХХ века и современности; формулирует основные понятия, терминологию по теме «Танцевальные жанры ХХ века и современности»; умеет характеризовать творческие портреты ведущих музыкантов, танцоров, коллективов - представителей эстрадных музыкально-танцевальных жанрово-стилевых направлений этого времени; владеет навыками анализа и характеристики особенностей музыки этих направлений, исполнительской стилистики ведущих эстрадных музыкантов, танцоров, коллективов по технологии; называет музыкальные произведения, хореографические композиции этих направлений и классифицирует аутентичное исполнительство и реконструкцию, обработки профессиональными музыкантами, танцорами современности; высказывает суждение о тенденциях развития современного эстрадного танцевального искусства; творчески применяет полученные знания на практике. | ||
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.211.135 (0.013 с.) |