Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2.2. Этапы развития стилевых направлений и исполнительства рок-музыки
|
||
Познакомить учащихся с генезисом рок-музыки ХХ века и современности на примере жанрово-стилевых направлений. Дать представление о ведущих музыкантах, коллективах – представителях этих жанрово-стилевых направлений. Сформулировать основные понятия, терминологию музыкального языка рока этого периода. Выработать умения характеризовать жизнь и творчество, специфику исполнительской стилистики, особенности рок-музыки этих направлений на примере творчества ведущих музыкантов, коллективов по технологии. Познакомить с аутентичным исполнительством и реконструкцией, обработками рок-музыки этих направлений профессиональными музыкантами современности. Познакомить с передовыми взглядами искусствоведов о тенденциях развития современного мирового рока. Научить творчески применять полученные знания на практике. | Ритм-энд-блюз (1930-40х годов)- (англ. rhythm and blues) – блюзовый стиль вокально-инструментальных (электрифицированных) ансамблей, возникший под влиянием свинга на рубеже 1930-40х годов в США. Получил распространение в американских гетто крупных промышленных центров Севера США (Нью-Йорке, Чикаго). Стиль впитал в себя многие элементы кантри-блюза, госпел-сонга, гарлемского джампа и бытовой танцевальной афроамериканской музыки. Главную роль в Р.-э.-б. играет фактор группы исполнителей, состоящей из саксофона, электрогитары, электрооргана, контрабаса (или бас-гитары), ударных инструментов и вокала. Именно группа определяет свой стиль и саунд, где солист-вокалист (вокальную партию часто исполняет гитарист) составляет лишь её часть. Исполнение Р.-э.-б. характеризуется неослабевающей эмоциональной экспрессией, громким звучанием, употреблением разного рода приёмов звукоизвлечения (н-р, honking – фальцеты у саксофона), введением различных рифовых перекличек между певцом и саксофонистом. Полностью сохраняется блюзовый лад. Гармоническая структура большинства пьес соответствует обычному 12-тактовому блюзу, но без особых замен и усложнений, характерных для джазового блюза. В ритмической основе Р.-э.-б. ударения приходятся на слабые доли (2-ю и 4-ю) 4/4 размера такта. Позднее это стало ритмической основой рок-н-ролльных танцев и всех видов рок-музыки, базирующихся на Р.-э.-б.. В ритмической трактовке Р.-э.0б. встречаются образцы, исполняемые в триольном, свинговом ритме (две восьмые ноты исполняются «с оттяжкой»). С другой стороны, можно встретить пьесы, где восьмые исполняются ровно и музыка приобретает более моторный, механистический характер. Именно такая опора на ровные «восемь восьмых» легла в основу танца твист, потеснившего в 1959 г. рок-н-ролл. Из буги-вуги Р.-э.-б. заимствованы остинатные мелодические рисунки в партии левой руки ф-п., которые впоследствии употреблялись при создании аккомпанемента в партии бас-гитары. Позднее всё это перешло в рок-н-ролл. До начала 50-х г.г. Р.-э.-б. оставался наиболее изолированным от белой аудитории видом афроамериканской музыки. Спустя несколько лет возникает интерес к этой музыке и среди белых. Сам термин появился лишь только в июне 1949 г. в журнале «Billboard», когда назрела явная необходимость обозначения давно сформировавшегося нового явления. Выдающимися исполнителями Р.-э.-б. являются Мадди Уотерс, Артур Крадап, Луис Джорден, Рей Чарльз, Би Би Кинг, Джон Ли Хукер, Хаулин Вулф. Среди белых исполнителей блюза особо выделяются Джимми Пейдж, Эрик Клэптон, Джон Мэйолл и Алексис Корнер. Рок-н-ролл (1950х годов) – (англ. rock’n’roll – произв. от rock and roll – раскачиваться и вращаться) – песенно-танцевальная форма, возникшая в США в начале 50-х г.г. ХХ в. на основе кантри-буги, ритм-энд-блюза, хиллбилли и др.. Впервые название «Р.-э.-р.» появилось в 1934 г. на пластинке певицы Басуэлл с записью блюзов, выдержанных в танцевальных ритмах. С 1951 г. его активно популяризовал в своих музыкальных радиопрограммах американский диск-жокей (из города Кливленда) Элан Фрид (псевдоним «Moon Dog»), который придумал название для своей передачи: «Voon Dog Rock and Roll Party». Широкую популярность в США, а позже и в других странах Р.-н-р. Приобрёл благодаря шлягерам «Crazy Man Crazy» (1953) и «Rock Around The Clock» (1955) в исполнении Билла Хейли и его ансамбля «The Comets», вводит в традицию этого стиля клоунаду – манеру игры на инструментах лёжа на полу, стоя на колене, на голове и другие шоу-элементы. Однако самым популярным интерпретатаром Р.-н-р. признан певец и гитарист из Мемфиса Элвис Пресли, дебютировавший в 1955 г. по американскому телевидению и записавший в 1956 г. песню «Heartbreak Hotel», которая стала хитом года. Пресли возглавил многие американские хит-парады, приобрёл международную известность и остался в истории музыки «королём рок-н-ролла». Р.-н-р. характеризуется простой мелодией с несложной гармонией, построенной на остинатно повторяющихся рифах и с метрическими акцентами на слабых 2-й и 4-й долях такта. Гармония Р.-н-р. основана на схеме простого 12-тактного блюза. Музыкальный размер – 4/4, темп – от умеренно-быстрого до быстрого. Исполняется певцом в сопровождении малого (комбо) ансамбля (саксофон, электрогитара, контрабас или бас-гитара, ф-п. или орган, ударные инструменты). В проигрышах солируют саксофон и электрогитара. Другой разновидностью Р.-н.р. является слоу-рок (slow rock) – пьеса в медленном темпе в стиле баллады. Р.-н-р. оказал большое влияние на появление многих вокально-танцевальных форм (твист, хали-гали, мэдисон и др.), песенное творчество композиторов многих стран, а также на возникновение современного рока. Известные исполнители – Чак Берри, Фэтс Доминго, Джерри Ли Льюис, Литтл Ричард, Бади Холли, Чабби Чекер, Карл Перкинс, Джонни Холидей и др.. Британский бит (1960х г.) – «Мерси-бит» (англ. Mersey – название реки, протекающей в Ливерпуле, Merseyside – портовый район города) – название стиля английских ливерпульских групп 1960-х годов, произошедшего от названия городской газеты «Merseybeat», которая освещала жизнь бит-групп, формируя общественное мнение по поводу этого рода музыки. Группа «Beatles» - типичный представитель ливерпульского «мерси-бита». Известные ливерпульские группы – «Searchers», «Swinging Blue Jeans», «Merseybeats», «Gerry and the Pacemakers», «Billy J. Kramer and Dakotas», «Fourmost». «The Beatles», «The Rolling Stones» - творческие портреты). Кантри; кантри-рок (поп–рок) – (англ. country – сельский, деревенский) – народная музыка США,истокикоторой восходят к первым белым поселениям колонистов из Европы (преимущественно англокельтов – англичан, шотландцев, ирландцев), обосновавшихся в Новом Свете ещё в XVII –XVIII в.в.. Сложилась к началу ХХ века в результате длительного процесса смешения архаических форм музыкального фольклора различных европейских народов. Музыка К. подразделяется на сельскую (кантри) и ковбойскую песенно-балладную (вестерн). Сельская (песни и танцы), исполнявшаяся в сопровождении банджо, гитары, мандолины или небольшого струнного ансамбля, в 20-е годы ХХ века стала называться «хиллбилли» (hillbilly – букв. «парень с холмов») – по имени одного из наиболее популярных её исполнителей, скрипача и певца Билла Хилла (1899-1940). Тематика – приключенческая, дорожная, романтико-бытовая. Позже, за счёт смешения с афроамериканским фольклором, в частности с блюзом, развился другой исполнительский стиль, получивший название «блюграсс» (bluegrass). Сочетаясь с ковбойскими песнями-балладами т. н. Дикого Запада – вестернами, К. приобрела популярность в городской среде (благодаря грамзаписи и радио) под названием кантри-энд-вестерн (country and western, сокр. C&W). К 1940-м годам музыка К. коммерциализировалась, превратившись в т. н. «вторичный фольклор» (создаваемый профессиональными авторами). В настоящее время почти целиком относится к сфере коммерческой развлекательной музыки, нередко популяризируется в форме театрализованных эстрадных программ – кантри-шоу. Фолк – рок (с 1960х г., англ. folk rock) – музыкальное направление, оформившееся в конце50-х – начале 60-х г.г. ХХ века, когда ритмические приёмы, получившие распространение в поп-музыке, стали использовать в аранжировках народных мелодий. Одним из первых известных исполнителей Ф.-р. стал американский певец и композитор Боб Дилан. Наивысшая популярность Ф.-р. пришлась на середину 60-х. г.г., когда на эстраде появились такие авторы и исполнители, как Ричи Хейвенс, Йони Митчелл, Мелани, а также самые разные группы, использовавшие в своих композициях элементы народной музыки. Известный американский музыковед Алан Ломакс определяет этот стиль так: «… если в «очищенной» от аранжировки рок-композиции слушатель способен хотя бы фрагментарно уловить народные мотивы, значит, мы, безусловно, имеем дело с фольклором». Классическим примером Ф.-р. может служить песня Пола Саймонда и Артура Гарфанкела «El Condor Pasa». Психоделия(1960 х г.) – (англ. psychedelic rock)- нонконформистские формы музыки - фолк-рок, блюз-рок-группы, опирающиеся на психологическую основу воздействия на слушателя и полностью отвечающие устремлениям субкультуры хиппи (панк-рок), являясь мощным объединяющим фактором его движения, возникшего в США в середине 1960-х годов; христианские, буддистские и индуистские идеи, имевшие огромное влияние в среде молодых хиппи. Практически одновременно, в 1965-1966 г.г., стиль зародился в США и Англии. «Неземной» саунд, парящие гитары, абсолютно безумные стихи и инструментальные соло длиной в 20 минут – такая музыка очень хорошо воспринималась под наркотическим кайфом, ввиду чего основными слушателями (да и творцами тоже) психоделии являлись наркоманы. Американский вариант был долее блюзовым, английский – с уклоном в классику. В 1967 г. появилась более приятная поп-психоделия, где нормальная хитовая мелодия разбавлялась потусторонними барабанами или «плывущим» вокалом. Через увлечение этой новинкой прошли все – от битлов и роллингов до рядовых подростковых групп. Несмотря на кажущуюся бездонность, психоделия оказалась очень ограниченным стилем и уже в 1970-е г. выглядела наивным анахронизмом. Образцы: ранние альбомы «Pink Floud», «Sgt. Pepper» «The Beatles», «Their Satanic Majesties Request», «The Rolling Stones». творческие портреты музыкантов /по выбору/ - Дж. Хендрикс, Дж. Джоплин, Дж. Моррисон. Хард – рок(с 1970х г.) – характеристика стиля на примере творчества групп: /- «Лед Зеппелин», «Дип Пёпл», «Блэк Сэббет», «Юрайя Хип», «Назарет», «Куин», «Аэросмит», «Бэкмен-Тёрнер Овердрайв», «Скорпионз», «Харт», «Эй-Си/Ди-Си». Арт – рок (с кон. 1960х г.) – (англ. art – искусство, творчество, мастерство) – один из стилей современного художественного рока (в 60-70 г.г. ХХ в. назывался прогрессивным роком). Попытки совместить рок-музыку с формами и приёмами классики предпринимались английскими рок-музыкантами начиная с середины 60-х годов. Отдельные элементы раннего арт-рока можно встретить практически у всех великих групп 60-х., но всё же родоначальниками стиля следует считать «The Moody Blues», чей «прогрессив» стоял к требованиям арт-рока наиболее близко. На рубеже 70-х уже вовсю действовали великие арт-роковые группы – «Yes», «Genesis» и «King Crimson», а к середине десятилетия в Англии существовало не менее 16 «звёздных» арт-роковых коллективов. В конце 70-х арт-рок переживает тяжелейший кризис и либо вырождается в помпезную заумную музыку, либо эволюционирует в «новую волну», арт-поп-рок, рок-диско, хард-н-хэви. Современный арт-рок существует на периферии музыкальной жизни – число его поклонников очень невелико, а немногочисленные группы продолжают прилежно развивать традиции гигантов начала 70-х, что приводит к неизбежному самоограничению. В отличие от «ортодоксального рока», восходящего к эстетике блюза, А.-р. опирается в аранжировках не на вокальные жанры и соответственно не на аккомпанирующую гитару в ансамбле, а на клавишные синтезаторы (группы: «Genesis», «Yes», «Jethro Tull», «Emerson, Lake and Palmer» и др.). К А.-р. относится и более перспективное направление – электронный рок, в котором главенствует западногерманская школа, синтезирующая американский минимализм с опытами кёльнской школы (группы: «Tangerine Dream», «Kraftwerk», «Can» и др.). А.-р. имеет внутреннее сходство с поставангардистскими направлениями в академической музыке (наподобие джазового «третьего течения», джаз-рока). творческие портреты групп /по выбору/- «Прокол Харум», «Ван Дер Граф Дженерейтор», «Кинг Кримсон», «Дженезис», «Йес», «Джетро Талл», «Канзас», «Алан Парсонз Проджект», «Эмерсон, Лейк Энд Палмер», «Пинк Флойд»,Майк Олдфилд) Рок – опера («Ху», Эндрю Ллойд Уэббер и Тим Райс) – черты стиля на примере рок оперы «Иисус Христос - суперзвезда» и др. /по выбору/. Глэм – рок (1970х г.): краткий обзор исполнительства /по выбору/ - Гэри Глиттер, Дейвид Боуи, Элтон Джон, Марк Боулан, Род Стюарт, «Слейд», «Суит», «Кисс») Панк – рок, хардкор (с 1970хг.): творческие портреты групп /по выбору/ - «Нью-Йорк Доллз», «Реймоунз», «Секс Пистолз», «Дэд Кеннедиз», «Бэд Брейнз», «Блэк Флэг», «Майнор Трет») Хэви – метал (с кон. 1970хг.) и современные тенденции развития рок-музыки на примере творчества рок-групп - «Айрон Мейден», «Сэксн», «Деф Леппард», «Эксепт», «Юроп», «Металлика», «Мегадет», «Дрим Тиатер», «Хеллоуин», «Кэндлмасс», «Дэт», «Морбит Эйнджел», «Лакримоза», «Веном»). Прослушивание/видеопросмотр, анализ музыкальных произведений | Учащийся: описывает генезис рок-музыки ХХ века и современности на примере жанрово-стилевых направлений, характеризует эти направления; формулирует основные понятия, терминологию музыкального языка рока этого периода; имеет представление о жизни и творчестве ведущих музыкантов, коллективов - представителей жанрово-стилевых направлений этого времени; владеет умениями характеризовать особенности рок-музыки, исполнительской стилистики ведущих музыкантов этих направлений по технологии; называет произведения рок-музыки и классифицирует аутентичное исполнительство и реконструкцию, обработки рока профессиональными музыкантами современности; высказывает суждение о тенденциях развития современного мирового рока; творчески применяет полученные знания на практике. | |
Рок-музыка
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
РОК: Направление - популярная музыка. Истоки: блюз, рок-н-ролл, джаз, электрик-блюз, народная музыка, кантри, соул. Место и время возникновения: 1950-е, США и Великобритания. Годы расцвета: 1960-е — настоящее время. Поджанры: альтернативный рок, арт-рок, бит, гаражный рок, глэм-рок, готик-рок, гранж, инди-рок, инструментальный рок, математический рок, нойз-рок, паб-рок, панк-рок, пост-панк, прото-панк, психоделический рок, сатерн-рок, сёрф-рок, софт-рок, спейс-рок, стоунер-рок, фолк-рок, хард-рок, хартленд-рок, экспериментальный рок, христианский рок. Родственные: альтернативный метал, аборигенский рок, анатолийский рок, афро-рок, блюз-рок, бугалу, бхангра-рок, глэм-панк, дэнс-рок, индастриал-рок, кантри-рок, мэдчестер, пауэр-поп, поп-рок, пунта-рок, рага-рок, раи-рок, регги-рок, рокабилли, рэп-рок, самба-рок, суфи-рок, фанк-рок, фламенко-рок. Производные: джаз-фьюжн, прогрессивный рок, пост-рок, метал, синти-поп, евродиско, альтернативный дэнс, электроник-рок.
Рок-му́зыка (англ. Rock music) — обобщающее название ряда направлений популярной музыки. Слово rock (в переводе с английского «качать», «укачивать», «качаться») в данном случае указывает на характерные для этих направлений ритмические ощущения, связанные с определённой формой движения, по аналогии с roll, twist, swing, shake… Такие признаки рок-музыки, как использование электромузыкальных инструментов, творческая самодостаточность (для рок-музыкантов характерно исполнение композиций собственного сочинения), являются вторичными и часто вводят в заблуждение. По этой причине принадлежность некоторых стилей музыки к року оспаривается.
Такие субкультуры как тедди-бои, моды, хиппи, панки, металлисты, готы, эмо, индирокеры, гранжеры, ска, неразрывно связаны с определёнными жанрами рок-музыки.
Рок-музыка имеет большое количество направлений: от достаточно «лёгких» жанров, таких как танцевальный рок-н-ролл, от которого в своё время это направление и произошло (в некотором смысле можно считать, что рок — направление рок-н-ролла), поп-рок, брит-поп, до брутальных и агрессивных жанров — дэт-метала и грайндкора. Содержание песен варьируется от лёгкого и непринуждённого до мрачного, глубокого и философского. Часто рок-музыка противопоставляется поп-музыке и т. н. «попсе». Несколько более определённо можно сказать о так называемой «музыкальной экспрессии», которая в силу повышенной — в сравнении с иными жанрами музыки — динамики исполнения (по разным источникам от 110 до 155 дБ) является особой для многих рок-стилей (направлений), поскольку даже звучание большого симфонического оркестра находится в пределах 85 дБ и редко доходит до 115 дБ («Конкуренцию» в плане громкости могут составить лишь направления музыки, использующие электроакустическое звучание).
Истоки рок-музыки лежат в блюзе, из которого и вышли первые рок-жанры — рок-н-ролл и рокабилли. Первые поджанры рок-музыки возникали в тесной связи с народной и эстрадной музыкой того времени — в первую очередь это фолк, кантри, скиффл, мюзик-холл. За время существования рок-музыки её пытались соединить практически со всеми возможными жанрами музыки — с академической музыкой (арт-рок, появился в конце 60-х, и более поздний симфо-метал), джазом (джаз-рок, появился в конце 60-х — начале 70-х), латинской музыкой (латино-рок, появился в конце 60-х), индийской музыкой (рага-рок, появился в середине 60-х). В 60—70-х появились практически все крупнейшие поджанры рок-музыки, более важные из них, кроме перечисленных — хард-рок, панк-рок, рок-авангард. В конце 70-х — начале 80-х появились такие жанры рок-музыки, как постпанк, новая волна, альтернативный рок (но в конце 60-х появились ранние представители этого направления), хардкор (крупный поджанр панк-рока), а позже и экстремальные поджанры метала — дэт-метал, блэк-метал. В 90-х получили широкое развитие жанры гранж (появился в середине 80-х), брит-поп (появился в середине 60-х), альтернативный метал (появился в конце 80-х).
Основные центры возникновения и развития рок-музыки — США и Западная Европа (особенно Великобритания). Большинство текстов песен — на английском языке, но, с некоторым запозданием, национальная рок-музыка появилась практически во всех странах. Русскоязычная рок-музыка (т. н. русский рок) появилась в СССР в 60—70-х и достигла пика развития в 80-х, продолжив развиваться в 90-х.
Рок-музыка с музыкально-теоретической точки зрения. Рок-музыка является музыкой, одним из её жанров (другие жанры — народная музыка, академическая музыка, джаз и др.). Из этого следует, что справедливым будет исследование рок-музыки, как одного из жанров музыки, на предмет его сугубо музыкальных отличительных качеств и свойств.
Рок-музыка обычно исполняется рок-группой, состоящей из вокалиста, гитариста (как правило, играющего на электрогитаре), бас-гитариста и барабанщика, иногда клавишника. Бас-гитара, ударные и ритм-гитара (не во всех коллективах) составляют ритм-секцию. Однако существуют примеры использования в рок-композициях практически всех известных музыкальных инструментов. Такое можно встретить, например, в инструментальных композициях, сочинённых в этом стиле.
Отличительная черта рок-музыки — неизменный ритм, поддерживаемый ритм-секцией. Однако, начиная уже с 60-х годов, ряд направлений рока использует композиции с усложнёнными структурами и ритмами. Солирующим инструментом является электрогитара, но так же могут использоваться и клавишные. Также в большинстве рок-групп присутствует вокалист. Если в начале своего развития рок-музыка лежала в основном в рамках блюзовой гармонии, то теперь отдельные её направления имеют мало общего в музыкальном отношении.
Рок-музыка с социофилософской и психологической точек зрения. Существует точка зрения, разделяемая большим числом экспертов, что рок-музыка — это не просто один из жанров музыки, но и особый социокультурный феномен второй половины XX столетия, породивший свою субкультуру.
Рок — это, с одной стороны, рупор молодёжи, музыкальное воплощение раздирающих её противоречивых настроений, конфликта с общепринятыми нормами. С другой стороны, рок — один из инструментов шоу-бизнеса, направленный на коммерческую прибыль в индустрии развлечений. Эта двойственная природа и обусловливает противоречия, «пилообразность» развития жанра. По сути дела, вся история рока состоит из схожих циклов, в начале каждого из которых — бунт, протест, рождение новых стилей и новых ценностей, возникновение групп и исполнителей-основоположников стиля (1955, 1967, 1977, …), а затем — постепенный процесс «приручения», коммерциализации, порой — упрощения, возникновения вторичных рок-групп.
Рок-музыка как культурный феномен породила так называемый «рок-н-ролльный образ жизни», определённый стиль поведения и систему жизненных ценностей, своего рода философию. Тем не менее, возникшие на основе различных течений рок-музыки субкультуры порой имеют мало схожего. Рок-музыка обладает относительно большой захватывающей энергией (драйвом). Она может дать личности свободу от устоявшихся общественных принципов и стереотипов, от окружающей действительности.
Стили и направления рок-музыки. Первые шаги. Началом рок-музыки является появление жанра рок-н-ролла, вобравшего в себя черты блюза, ритм-энд-блюза, буги-вуги, кантри, музыки госпел.
Значительное влияние на рок-н-ролл оказали блюзовые исполнители Роберт Джонсон, Лидбелли, Мадди Уотерс. Название «рок-н-ролл» происходит из песен госпел-исполнителей 40-х годов и, являясь по сути призывом к танцу, представляет собой сексуальный эвфемизм. Впервые выражение появилось в песне «Good Rockin’ Tonight» Роя Брауна в 1947 году. В 1949 году выходит песня «Rock And Roll» Уайлда Билла Мура.
Развитие раннего рок-н-ролла связано в основном с американскими исполнителями, однако установить, какая песня или пластинка может считаться первой в жанре, практически невозможно. Среди возможных вариантов — сингл «Fat Man» Фэтса Домино, вышедший в 1950 году. Согласно другим версиям, первой рок-н-ролльной записью является «Rocket 88», записанная в 1951 году Jackie Brenston and his Delta Cats.
Рок-н-ролл в конце 50-х. Среди тех, кто заложил основы рок-н-ролла как полноценного жанра, важнейшими исполнителями являются Фэтс Домино, Бо Диддли и Чак Берри. Чак Берри начал всерьёз заниматься музыкой в 1953 году, а в 1955 уже записал первый сингл. Чак Берри положил начало рок-стилю в текстах песен, имидже, игре на гитаре. Среди других влиятельных афроамериканских музыкантов в жанре рок-н-ролла следует выделить Литтл Ричарда, который повлиял на последующее формирование гаражного рока и протопанка, поскольку его манера пения и игры на пианино была значительно более агрессивной и напористой, чем у конкурентов.
Поначалу рок-н-ролл считался специфической музыкой, характерной только для афроамериканской аудитории. Однако уже появлялись первые белые артисты, исполнявшие рок-н-ролл. Прорывом рок-н-ролла в мейнстрим стала песня Билла Хейли «Rock Around the Clock». Однако титул «короля рок-н-ролла» завоевал другой белокожий артист — Элвис Пресли. Он стал первым, кто записал рок-н-ролл на одном уровне с афроамериканскими артистами (когда диджеи ставили его первые записи в эфир, они специально предупреждали, что это поёт белый артист). Элвис Пресли получил прозвище «король рок-н-ролла».
Другим знаменитым белым исполнителем рок-н-ролла стал Джерри Ли Льюис, получивший прозвище «Killer» за неистовую манеру исполнения и игры на пианино. Чуть позже стала появляться более мягкая форма «белого» рок-н-ролла, связанная прежде всего с именами Бадди Холли и Everly Brothers.
Рокабилли. На основе синтеза рок-н-ролла и кантри (особенно его южного поджанра — хиллбилли) появился особый поджанр рок-музыки — рокабилли. Наиболее известные его представители в 50-х — Эдди Кокрэн, Джин Винсент и Карл Перкинс. Среди первых образцов рокабилли выделяются некоторые ранние записи знаменитого кантри-певца Джонни Кэша. Немалое влияние на жанр оказали первые синглы Элвиса Пресли («That's All Right») и Чака Берри («Maybellene»). Музыка рокабилли вновь стала популярной в 80-х годах. Среди представителей нео-рокабилли — Stray Cats, The Cramps, Heavy Trash, Мистер Твистер.
Рок-н-ролл в Великобритании. Первые британские рок-записи появились в середине 1950-х годов. Если в США рок-н-ролл развивался в тесном соприкосновении с корневыми жанрами — блюзом и кантри, — то на британский рок-н-ролл наибольшее влияние оказал скиффл. В частности, один из популярнейших исполнителей скиффла — Лонни Донеган. Среди множества появившихся в то время скиффл-групп была группа одного из основателей The Beatles Джона Леннона — The Quarrymen. Одними из первых британских рокеров были Томми Стил, Клифф Ричард, Билли Фьюри, Вилли Харрис. Первыми исполнителями, которые составили конкуренцию американским рокерам в английских чартах, стали Клифф Ричард и The Shadows, записавшие первый британский рок-н-ролльный хит — «Move It».
Рок-музыка 60-х годов
На границе десятилетий: сёрф. В 1957 году была записана композиция «Rumble» гитариста Линка Рея, в которой впервые был использован эффект фузза (англ. fuzz) на гитаре; таким образом, от этой песни в какой-то мере происходят все «тяжёлые» жанры рок-музыки, в частности, хэви-метал и панк-рок. Линк Рей вместе с Диком Дейлом и The Surfaris положил начало новому жанру инструментального танцевального рок-н-ролла — сёрфу, основанному на гавайском звучании гитары, обычно с эффектом вибрато (англ. vibrato). Первой сёрф-записью считается «Bulldog» The Fireballs, а ключевыми представителями — The Ventures, The Chantays, в Англии — The Shadows.
Чуть позже инструментальный сёрф уступил место вокальному сёрф-попу, известнейшие представители которого — Jan and Dean и The Beach Boys. Влияние звука сёрф породило сёрф-рок, совмещавший традиционную рок-музыку и сёрф-звучание; сёрф-рок песни встречаются у множества исполнителей.
Первая половина 1960-х. На основе ритм-энд-блюза, рок-н-ролла и соула не без влияния народной британской музыки в Англии стали появляться группы, игравшие новую форму танцевальной музыки — бит-музыку. Среди поджанров бита выделялся мерсибит, типичными примерами которого являются записи Gerry & The Pacemakers, The Searchers, Rory Storm and the Hurricanes и ранние записи The Beatles. Именно The Beatles со своим синглом «I Want To Hold Your Hand» смогли впервые потеснить в американских чартах американских же исполнителей, положив начало так называемому «британскому вторжению» (англ. British Invasion). Параллельно с этой формой музыки в Америке развивались местные стили на основе фолка и кантри — важнейшим из них стал фолк-рок.
Британское вторжение. Термином «британское вторжение» (англ. British Invasion) принято называть проникновение популярной британской музыкальной культуры на территорию США. The Beatles, с успеха синглов которых и начался новый этап рок-истории, закрепили успех «высадкой» на американский берег в феврале 1964 года. The Beatles уже в ранние годы представляли собой принципиально новое явление в мировой музыке, и в рок-музыке в частности — в них соединялись необычайная музыкальная плодотворность и принципиально новый имидж (не просто автор-исполнитель с группой, а четверо ярких личностей, группа, где каждый поёт и каждый способен сочинить хит). Охватившая практически весь мир популярность The Beatles (её началом можно примерно считать выступление на шоу Эда Салливана в 1964 году) положила начало небывалому для того времени явлению — «битломании». Вслед за The Beatles обрёл популярность и ряд других британских групп. Музыкальная жизнь Британии стала развиваться, открывались новые музыкальные клубы, а бит-музыка становилась всё более разнообразной.
Биг-бит и мерсибит. Ряд представителей «британского вторжения» продолжали играть музыку в духе ранних работ The Beatles — лёгкий, мягкий, мелодичный бит. Наиболее успешными в данном направлении оказались The Searchers (считавшиеся второй по значимости мерсибит-группой), Herman's Hermits, Manfred Mann, The Hollies. Также значительна игравшая мелодичный бит с элементами фолка группа The Zombies (их самый известный хит — «She’s Not There»).
Ритм-энд-блюз и блюз-рок. Ряд групп «британского вторжения» в большей степени, чем остальные, подверглись влиянию ритм-энд-блюза. В частности, с исполнения ритм-энд-блюза начинали The Yardbirds. В начале существования группы в её составе был гитарист Эрик Клэптон, который быстро покинул группу; на смену ему пришёл Джефф Бек, которого в свою очередь сменил Джимми Пейдж. Всё трое соло-гитаристов, прошедших через Yardbirds, стали первым поколением «гитарных героев» — вышедших на передний план гитаристов, которые привлекали всё большее внимание и имели собственных поклонников.
Сильное влияние ритм-энд-блюза испытали также The Animals, которые использовали в качестве лидирующего инструмента орган. Они записали ставшую «канонической» кавер-версию народной песни «House Of The Rising Sun», ставшей одной из самых часто исполняемых песен в рок-музыке. Однако самой влиятельной группой, возникшей на основе ритм-энд-блюза и на протяжении всей своей карьеры возвращавшейся к блюзовым корням, стали The Rolling Stones. Их имидж был значительно более агрессивным, «грязным», чем у The Beatles и мерсибит-групп; звучание и проблемы, поднимаемые в песнях, также демонстрировали новый подход к музыке.
Появление жёсткой музыки. Мод-движение. «Тяжёлая» музыка традиционно берёт начало с сингла группы The Kinks «You Really Got Me» 1964 года. Здесь впервые в рок-музыке были использованы «тяжёлые» гитарный рифф и соло прифуззованной гитары. Первые альбомы The Kinks отличались, наряду с утяжелённым бит-саундом, также остросоциальными текстами. Идеологически они стали одними из основателей субкультуры модов (наиболее популярна она была в середине 1960-х, придя на смену тедди-боям).
Главными идеологами движения модов стала группа The Who. Первые их два альбома являются одними из самых жёстких записей своего времени, а на сцене они отличались бешеной энергетикой и тем, что впервые стали крушить на сцене гитары. Также The Who считаются одними из первопроходцев использования нойза и фидбэка в роке, а некоторые их тексты были довольно вольными для своего времени. К более поздней музыке The Who впервые был применён термин пауэр-поп. Среди идеологов мод-движения стоит также упомянуть The Pretty Things и The Small Faces. Эти группы играли жёсткий вариант ритм-энд-блюза, нередко с остросоциальными текстами.
Наконец, особняком среди британских первопроходцев жёсткой музыки стоят The Troggs — среди всех групп британского вторжения она была наиболее близка к гаражному року.
Рождение фолк-рока. Хотя во времена пика «британского вторжения» местная музыка в Америке была вытеснена из хит-парадов, здесь продолжала развиваться собственная рок-сцена. На основе звука вокальных фолк-групп и фолк-исполнителей 30-50-х годов (не без влияния блюза) создавали свою музыку фолк-исполнители начала 60-х, влиятельнейшим из которых являлся Боб Дилан. Он наглядно продемонстрировал своему поколению, что в популярной музыке можно говорить не только о любви мужчины и женщины, но затронуть и множество других тем, в том числе философских и социальных.
В 1965 году The Byrds положили начало собственно фолк-року — с вокальными гармониями на основе идей фолковых вокальных групп и уплотнённым по сравнению с акустическими фолк-исполнителями гитарным саундом. Характерным для фолк-рока был также социальный подтекст песен. В 1964 году Боб Дилан также перешёл от акустического к фолк-роковому звучанию, став знаковой фигурой рок-музыки и записав одну из знаменитейших рок-песен «Like a Rolling Stone». Buffalo Springfield стали второй по значимости фолк-рок-группой Америки, положив начало кантри-року. Немалый вклад в развитие жанра внесли Нил Янг, Simon & Garfunkel, Джони Митчелл. В Британии появилась также своя фолк-рок-сцена, представителями которой являются Fairport Convention, Steeleye Span, Lindisfarne, Pentangle. Их стиль также принято называть электрик-фолк; мотивы британской фольклорной музыки здесь постепенно стали преобладать над американскими корнями. Одна из ветвей развития электрик-фолка, основателем которой является Алан Стивелл, положила начало кельтскому фолку.
Американский поп-рок. На основе фолк-рокового саунда в Америке 1965—1966 гг. стал формироваться ранний поп-рок, важнейшими представителями которого стали The Lovin' Spoonful, The Turtles, The Grass Roots, The Mamas And The Papas (последние считаются одной из влиятельнейших вокальных поп-групп 60-х). Поп-рок был гармонически и музыкально ориентирован на фолк-рок, но не без влияния сёрф-попа (в основном The Beach Boys).
Гаражный рок. Помимо той музыки, которая попадала в чарты и на телевидение, в начале-середине шестидесятых годов начал развиваться и своеобразный андерграунд: группы, репетировавшие чаще всего в гаражах и записывавшие грязные и шумные пластинки. Не все представители гаражного рока ориентировались на жёсткую музыку, однако наиболее бескомпромиссные из них считаются первыми прото-панк-музыкантами. Многие из представителей гаражного рока не выпустили даже одного полноценного альбома, поэтому вышли и продолжают выходить серии сборников, посвящённые гаражу и включающие синглы, живые записи и другие раритеты; самые известные из них — Nuggets, Cover.
Истоки гаражного рока. Мнения по поводу того, что считать первой песней в жанре гаражного рока, расходятся. Среди вариантов — «Rumble» Линка Рея, «Jenny Lee» Jan and Dean, «Dirty Robber» The Fabulous Wailers. Среди предшественников прото-панка следует назвать и Литтл Ричарда, и Джерри Ли Льюиса. В 1962 году записывается главный гаражный стандарт — «Louie Louie» The Kingsmen (кавер-версия забытого рок-н-ролла 1956 года, чуть ранее популяризированного в узких кругах The Fabulous Wailers), ставший одной из самых перепеваемых песен в рок-музыке и особенно в альтернативном роке.
Расцвет гаражного рока. С началом британского вторжения гаражные рокеры Америки получили образец для подражания — британские группы. Расцвет гаражного рока приходится на середину десятилетия. Среди ключевых групп направления — The Sonics, записывавшие безумные рок-н-роллы с предельно утяжелённой гитарой и саксофоном, The Seeds, игравшие более мягкую музыку с использованием органа, а также The Standells, Kenny and the Kasuals, The Music Machine, The Knickerbockers. Изредка отдельные песни гаражных групп становились хитами: так случилось с «Psychotic Reaction» Count Five, «96 Tears» Question Mark & the Mysterians, «Dirty Water» The Standells. Особняком среди гаражного рока находятся Monks — группа, чьё оригинальное звучание (хаотическая гитара, фидбэк, безумные тексты, странные аранжировки) не имеет близких аналогов среди рока 60-х. В целом имидж и музыка значительной части гаражных команд оказали сильное влияние на последующее развитие прото-панка и панк-рока.
Фрикбит. Родственным по отношению к гаражному року было и английское направление фрикбит, представленное группами The Primitives, The Faires, The Misunderstood. Оно стало своего рода андерграундной реакцией на битломанию и британское вторжение, а звучание фрикбита было близким к гаражному року, но с большим влиянием бита и мод-культуры. Среди других региональных гаражных сцен примечательной была японская, получившая название «group sounds».
Середина 60-х: начало инноваций в рок-музыке
Появление психоделического рока. В конце 1965—1966 годах в Америке стал формироваться новый музыкальный жанр — психоделический рок. Основой для него стали, с одной стороны, музыкальные поиски гаражных групп, с другой стороны — развитие фолк-рока. Термин впервые был применён по отношению к фолковой группе Holy Modal Rounders; одними из первых гаражных психоделических групп (и первыми, использовавшими слово «psychedelic» в названии альбома) стали The 13th Floor Elevators и Blues Magoos. Основами роста психоделической культуры стали развитие субкультуры хиппи и наркотики (прежде всего психоделики) — в частности, ЛСД, мескалин и даже марихуана. Характерными для жанра стали «мистические» саунд и тексты песен и, нередко, философия хиппи (в частности, идеалы любви и пацифизм).
Одной из предпосылок формирования психоделической культуры Британии стало распространение элементов индийской (рага) и другой этнической музыки у групп британского вторжения. Впервые индийские мотивы были использованы Yardbirds и чуть позже развиты The Kinks. Впервые использовали индийский инструмент ситар в записи The Beatles[8], песни которых и стали самым известным случаем использования индийских мотивов в психоделическом роке.
В целом ранний британский психоделический рок отличался меньшим, по сравнению с американским, влиянием фолка, он развивался за счёт традиций британской рок-музыки и поп-рока. При равной степени экспериментальности саунда (в чём группы по обе стороны Атлантики устроили негласное соре
|
|||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.179.186 (0.006 с.) |