Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 3. 2. Другие жанрово-стилевые направления ммк XX века и современности
|
||
Познакомить учащихся с генезисом других жанрово-стилевых направлений ММК ХХ века и современности на примере жанрово-стилевых направлений. Дать представление о ведущих музыкантах, коллективах – представителях этих жанрово-стилевых направлений. Сформулировать основные понятия, терминологию музыкального языка этих направлений. Выработать умения характеризовать жизнь и творчество, специфику исполнительской стилистики, особенности музыки других стилевых направлений ММК ХХ века и современности на примере творчества ведущих музыкантов, коллективов по технологии. Познакомить с аутентичным исполнительством и реконструкцией, обработками музыки этих направлений профессиональными музыкантами современности. Познакомить с передовыми взглядами искусствоведов о тенденциях развития современной мировой музыкальной эстрады. Научить творчески применять полученные знания на практике. | Соул, фанк, реггей, диско, «Новая волна» (1950 -1970х г.). Этническая музыка. Поп – музыка (1950-2000е г.г.). Рэп, рэйв (с кон. 1970х г.). Альтернативная музыка (1985-95е г.г.)
Соул (матоун–стиль, мемфис–саунд) – (англ. soul - душа) – 1. Название всей афроамериканской фольклорной музыки, связанной с блюзовой традицией. 2. Стиль вокальной афроамериканской музыки, возникший после Второй мировой войны (50-е г.г.) на базе ритм-энд-блюза и традиций госпел-сонга. Соул в исполнении как чёрных, так и белых артистов стал очень влиятельным стилем в мировой поп-музыке, его элементы используются практически всеми исполнителями, за исключением наиболее альтернативных. Наиболее известные исполнители – Арета Франклин, Рей Чарльз, Роберт Флак, Джо Кокер, Уитни Хьюстон, Стиви Уандер, Мэрайа Кэрри, Селин Дион, Майкл Болтон.
Матоун-стиль ( англ. motown ) – соул-стиль конца 50-х и 60-х г.г. ХХ века в США, характеризующийся танцевальностью, некоторой гармонической изощрённостью, ориентацией на публику больших городов, на стандарты белой поп-музыки, и более того, в значительной степени – на белую аудиторию, оставаясь в то же время в рамках соул. М.-с. нередко характеризуют как поп-соул или поп- госпел. История развития этого стиля связана с деятельностью звукозаписывающей фирмы «Motown» в Детройте. Наиболее популярные исполнители: певец и автор песен Смоуки Робинсон (из группы «Miracles»), группа «Supremes» (с солисткой Дайяной Росс), «Temptations», «Commodors», «Four Pops». Среди «звёзд» - вокалистов, постоянно записывавшихся на «Motown», - Глэдис Найт, Марвин Гей, Стиви Уандер, Лайонел Ричи, Майкл Джексон.
Мемфис-саунд – (англ. Memphis sound) – разновидность т.н. мемфисского соул-стиля конца 50-х и 60-х г.г. ХХ в. в США, отличающегося особым подходом к аранжировке и технике записи, который характеризуется активным присутствием секции духовых в оркестровке, сочетанием типичных для кантри-вестерн линий баса с манерой фортепианного аккомпанемента в стиле госпел. История развития и популяризация этого соул-стиля связана с деятельностью фирмы «Stax» в Мемфисе. Наиболее яркие представители фирмы «Stax» - певцы Оттис Реддинг, Айзек Хейз, Уилсон Пикет, Руфас Томас, Альберт Кинг, дуэт «Sam and Dave».
Фанк, фанк(и)-рок - (с кон. 1950- 60х г.г., англ. Fank(y)-rock) – афроамериканская танцевальная музыка (танцевальная разновидность соула) с выделенными ударными, для которой характерны минимальная мелодичность и активное синкопирование. Традиции Ф.-р. восходят к несложным композициям Джеймса Брауна начала 1960-х г.г., прослеживаются в музыке таких групп, как «Booker T/ And MG`s», «Sly And The Family Stone», «Ohio Players», «Parliament Funkadelic» и др.. Ф.-р. с более простым ритмом стал основой ритмической структуры стиля диско. В конце 70-х г.г. Ф.-р. превратился в своего рода пренебрежительный термин – в среде профессиональных музыкантов мелодическая убогость компенсируется ритмическими выкрутасами. Эпитет «фанки», т.е. «посредственный», «незатейливый», сейчас часто используют английские и американские критики при рецензировании пластинок. Таким образом, в своём первоначальном значении термин «фанк» практически исчез из обихода, хотя использование элементов этого стиля в композициях последних лет говорит о том, что музыкальное долголетие Ф.-р. обеспечено: в середине 70-х фанком заинтересовались белые музыканты, а в начале 80-х он, вытеснив с танцполов диско, практически господствовал в мировой поп-музыке; фанк-бум утих к началу 90-х, однако элементы стиля к этому времени проникли практически во все области поп- и рок-музыки. Фанк – важнейшая составляющая современной музыкальной моды. Представители: Джордж Майкл, «Level 42», «Shakatak», «Earth», «Wind and Fire», «Kool and The Gang», «The Temptations», Майкл Джексон.
Реггей /регги/ (к сер. 1970х г.) – (англ. reggae) – стиль сформировался на Ямайке (Вест-Индские острова) на базе ритм-энд-блюза, соула и калипсо. Первоначельно представлял собой гимны последователей растафарианства, однако начиная с 1973 г. регги заинтересовал многих белых рок- и поп-музыкантов: уже в этом году композиции в ритмах регги написали «The Rolling Stones» и «Led Zeppelin». Лишившийся религиозной подоплёки регги стал очень популярен по всему миру к концу 70-х, удерживая свои позиции в поп-музыке до сих пор.
Происхождение термина «Р.» объясняют по-разному: 1) связывают его с английскими словами «рэггид-ритм» (англ. regged rhythm – рваный, истрёпанный ритм); 2) связывают с жаргонным названием уличной женщины в Кингстоке (столице Ямайки) – «стреггей» (streggae); 3) «регга» (regga) – негритянское племя в Таганьике, говорящее на языке банту. В музыкальном обиходе слово «Р.» впервые появилось в 1968 г. в связи с группой «Mytals», диск которой так и назывался: «Do the Reggae». Признанным королём Р. является певец и автор песен Боб Марли (настоящее имя – Роберт Неста Марли). Используемый состав – электрогитара, бас-гитара, ударные, электроорган, иногда – группа духовых инструментов. Основные особенности Р. – умеренный темп, размер 4/4, акценты в аккомпанементе на 2-й и 4-й доле, синкопированный рисунок баса (сильные доли такта игнорируются или сдвигаются), брейки на высоких тонах или тимбалес. Известнве исполнители – Боб Марли (лидер группы «Bob Marley and the Wailers»), Джимми Клифф, Ли Пери, Питер Тош, группы с Ямайки «Toots and the Maytals», «Burning Spear», «Big Youth» и др..
Диско (начало 1970-х г.г.) – (англ. - Disco) – танцевальная ритмическая музыка, развившаяся из соул и фанки в середине 1970-х г.г. в США. Приобрела широкое распространение на молодёжных дискотеках. Пик распространения и популярности Д.м. приходился на 70-е г.г.. Европейский вариант дискомузыки – «Евродиско» (Eurodisco), значительно повлиявший на дальнейшее развитие поп-культуры. Д.м., несмотря на свою ритмичность, громкость и кажущуюся энергичность, стала музыкой для психически более вялой аудитории, не способной по-настоящему отвечать на энергетический напор хард-рока или фанки. Д.м. исчезли какие-либо намёки на социальные, расовые и любые другие проблемы в текстах, и она превратилась, образно выражаясь, в чисто прикладное явление, аналогичное красивым обоям или кафелю в ванной. Роль гитары в Д.м. сведена к нулю. На основе монотонного аккомпанемента с ровными ударами «бочки» (большого барабана) на каждую четверть, безо всяких синкоп и т.н. «сбивок», звучат струнные, духовые и вокальные группы. Одним из важных факторов перерастания массовой танцевальной музыки в диско было появление синтезаторов, секвенсеров, поначалу создавших в звучании Д.м. особую ритмическую структуру, а затем и подменивших все натуральные инструменты, включая ритм-секцию (бас-гитару и барабаны). Д.м. была впитана практически всеми известными направлениями, в результате чего появился ряд суррогатов, являющихся, по сути дела, сильно разбавленными растворами своих оригиналов – диско-джаза, диско-рока, диско-фанки, диско-классики, техно-диско и т.д.. Среди наиболее популярных оригинальных исполнителей Д.м. – группы «Boney M», «Silver Conventions» (ФРГ), «ABBA» (Швеция), «Soul City Orchestra», «Taste of Honey», певицы Глория Гейнор, Дайяна Росс, Донна Саммер (США) и др..
Дискотека (англ. discotheque) – 1. Форма организации досуга молодёжи. Прослушивание музыки с комментариями т.н. диск-жокея (ди-джея). Музыка в Д. обычно сопровождается световыми эффектами, демонстрацией слайдов и т.д.. Программы Д. могут иметь тематический характер, но чаще – развлекательный, с танцами и пением. 2. Собрание граммофонных пластинок, компакт-кассет, лазерных дисков. Одной из функций первых дискотек была проверка на публике новых записей. В дальнейшем такие места стали называться дискотеками или сокращённо – диско. В настоящее время в смысле Д. чаще используется термин «фонотека».
«Новая волна» 1970х г. – (англ. new weve) – общий термин для обозначения новых стилей, возникших в США и Европе в 1977-1984 г.г., определяющим фактором которого стал научно-технический прогресс в производстве электромузыкальных инструментов и музыкальных компьютеров, возникшее с процессом становления новой, постпанковской культуры, с профессионализацией множества полусамодеятельных рок-групп. На 70 процентов «волна» - прямое последствие панка, на 30 – глэм-рока и британского авангарда начала 70-х («The Police»). Под понятие «новая волна» в принципе подпадает что угодно, от Боба Марли до постпанк-рокабилли «The Stray Cats», но в более традиционном понимании – это наиболее известные английские группы начала 80-х, работавшие в стилях синти-поп, неоромантизм, соул-фанк: «Duran Duran», «Adam and The Ants», «Depeche Mode», «Spandau Ballet», «Eurythmics», «The Human League», «The Culture Club», «Omd», «Level 42», «Ultravox». Европейскую «волну» достойно представляли «A-ha», американскую – «Blondie» и «The Cars». После 1987 г. большинство групп «волны» впало в затяжной кризис, часть из них распалась, и лишь самые выдающиеся представители стиля успешно вошли в 90-е.
Этническая музыка /на примере творчества «Deep Forest», «Ravi Shankar», «Enigma», «Dead Can Dance», Enya, «Тро i ца», «Latino» и др. / Этни́ческая му́зыка (этника, этно) — ближайший аналог английского термина «World music» (музыка народов мира, музыка мира). Это в первую очередь азиатская и африканская музыка, адаптированная под североамериканские и европейские стандарты коммерческой звукозаписи, а также современная «западная» музыка с широким использованием заимствованных из традиционной народной музыки (различных культур мира) и классической музыки неевропейских традиций звукорядов, инструментов, манер исполнения и т. п. В произведениях этнической музыки применяются звуки «хоомей», джембе, дудука, ситара, волынки, диджериду. Распространено семплирование народных инструментов и пения. Стилистика музыкального направления в современности «Неофольклоризм»/ «Этнофьюжн». Терминология. История. Инструменты. Музыкальные этно-коллективы.
Терминология. Английский термин «world music» (музыка мира) относится ко всей музыке, не являющейся частью современной западной музыки и берущей начало вне сферы культурных влияний Западной Европы и англоязычных стран. World music можно определить как «местная музыка извне» или «чья-то ещё местная музыка». Термин получил распространение в 1980-х годах как название раздела классификации таких явлений в музыкальной индустрии. В эту категорию попадает: традиционная народная музыка; фолк-музыка — современная популярная музыка с выраженными элементами этнической музыки (например, кельтская музыка, афро-кубинская музыка, регги). Принятый в русском языке термин «этническая музыка» является компромиссным: термин «world music» звучит в переводе непонятно. Поэтому был взят термин «ethnic music», в английском языке исторически описывающий линейку музыкальной продукции, выпускаемую специально для восточных рынков и для эмигрантов из стран Востока (в первую очередь из Индии).
История. Классическая музыка. Обращение западной цивилизации к экзотическим для неё традициям народной музыки и музыки других цивилизаций уверенно прослеживается начиная с музыки барокко. Существует множество музыкальных произведений на стыке этнической и классической музыки. При этом следует отметить композитора Антонина Дворжака, написавшего «Славянские танцы» под влиянием народной музыки народов Центральной Европы и «Симфонию № 9» («Из нового света») под влиянием народной музыки негров и аборигенов Северной Америки. На классической, а позднее джазовой сцене XX века музыкальная архаика утверждается как самостоятельное направление в виде неофольклоризма. «Танец семи покрывал» из оперы Р. Штрауса «Саломея» называют одним из первых и самых ярких образцов авторской эстетизации фольклора. В 1913 году Игорь Стравинский поэтизировал язычество в балете «Весна священная», который явился своеобразным манифестом неофольклоризма. Его влияние заметно сказалось на произведениях Сергея Прокофьева, Родиона Щедрина и других в России, а за рубежом — Бартока и Кодая в Венгрии, Мартину в Чехии, де Фалья в Испании, Вила-Лобоса в Бразилии, Чавеса в Мексике и многих других. XX век. Большое влияние этническая музыка (особенно музыка Востока) оказала на таких американских композиторов XX века, как Генри Коуэлла, Джона Кейджа, Лу Харрисонa и Аланa Хованессa. В 1960-х годах многие рок-музыканты прибегали к средствам традиционной музыки Востока. Например, в музыке The Beatles появились индийские элементы, а участников группы учил играть на ситаре известнейший индийский музыкант Рави Шанкар. В ту же эпоху широкую популярность приобрел относимый в англоязычной культуре к «мировой музыке» стиль регги, берущий начало в духовной музыке Ямайки, и его крупнейший исполнитель Боб Марли. В 1980-х годах на Западе произошёл очередной всплеск интереса к этнике. С одной стороны — западные музыканты искали новых влияний и открывали для себя народную музыку, с другой стороны — этническая музыка была перспективной с точки зрения маркетинга и музыкальной индустрии. Тогда появились радиопередачи («World of Music» на радиостанции «Voice of America», «D.N.A: DestiNation Africa» на «BBC Radio 1Xtra», шоу Andy Kershaw на «BBC Radio 3», и прочие); фестивали (WOMAD), лейблы («Real World» Питера Гэбриела, основанный в 1988, «Piranha Music», World Music Network, «Luaka Bop» Дэвида Бирна), специализирующиеся на этнической музыке. В России также есть немало лейблов, специализирующихся на World Music и этнике: Sketis Music, Dom Records, Dolina Bortanga и другие (в связи с общим упадком индустрии физических носителей из реально действующих российских world music лейблов можно выделить только Sketis Music). Произошло её пересечение с такими стилями, как: рок-музыка (некоторые работы Питера Гэбриела и Роберта Планта, «Рада и Терновник», Ят-ха), поп-музыка (например: т. н. latin pop, Шакира), электронная музыка (этно-электроника: «Волга», Theodor Bastard, Токэ-Ча, Deep Forest, Yarga Sound System, «Иван Купала»), Ят-ха, State of Bengal). Несколько обособленно на этом фоне стоит московская лаборатория звука — «Руда Нави», хотя её творчество в большей степени относится к экспериментальному эмбиенту (Trip Ambient); многие треки проекта являются примерами этно эмбиента с северными и индейскими корнями. Особо стоит отметить армянского дудукиста Дживана Гаспаряна, который записал саундтреки к нескольким голливудским кинофильмам. Нельзя также не упомянуть шамана Западная Тывы Николая Ооржака, исполняющего традиционную музыку своего народа, в том числе горловое пение.
В России за последние годы жанр этнической и world музыки становится все более и более популярным. Яркими образами российской world music сцены стали такие группы и музыканты как «Рада и Терновник», «Мельница», Инна Желанная, Заман, Theodor Bastard, ТЛ «Руда Нави», «Ва-Та-Га», Намгар, «Волга», Вороново Крыло, «ВеданЪ КолодЪ», «Волков Трио», Сергей Старостин, Булат Гафаров, Виктор Савенко, Иван Смирнов, Степанида Борисова (Якутия), Yarga Sound System, Нино Катамадзе, Пелагея, Барабаны АШЕ, Godlav, Fudjin-HAO.
Народные ансамбли. Проникновением этнических мотивов в жанровую музыку (классику, рок, джаз) присутствие музыкального фольклора на профессиональной сцене не ограничилось. По сей день важную роль здесь играют академические народные коллективы, хоры и оркестры, а также индивидуальные исполнители народной музыки и песен. Старейший, исполняющий славянский фольклор, коллектив — Кубанский казачий хор образован ещё в 1811 году. Во второй половине XIX века появился «Первый Великорусский оркестр балалаечников В. В. Андреева», который представлял Россию на Всемирной выставке 1900 года в Париже, где выступил в Елисейском дворце. Благодаря изобретению звукозаписи, на рубеже столетий в концертной жизни Москвы заметным событием становится деятельность Музыкально-этнографической комиссии. С ней связаны выступления олонецких сказителей Ивана Трофимовича Рябинина из знаменитой династии Рябининых и Ирины Андреевны Федосовой.
Среди музыкантов двадцатого столетия наиболее видное место занимают хор Пятницкого (образован в 1911 году) и его прославленная воспитанница Людмила Георгиевна Зыкина. В 1977 году Людмила Зыкина создаёт ансамбль «Россия». Широкое признание у знатоков в России и за её пределами получают Оркестр народных инструментов России им. Н. П. Осипова (образован в 1919 году) и Оркестр русских народных инструментов Всесоюзного радиокомитета, созданный в 1945 году Петром Алексеевым. Из недавно созданных можно выделить ансамбль театра танца «Казаки России», который выступал уже дважды перед английской королевой Елизаветой II.
Инструменты. Инструменты этнической музыки: ситар, диджериду, калимба, варган, тар, кеманча, саз, зурна, доол, бубен, кото, перкуссия и др..
Этнический вокал: горловое пение, русское народное пение, йодль, мугам, мейхана и др.
В русской этнической музыке (фольклоре) традиционные русские (славянские) инструменты: гусли, гудок, жалейка, свирель, рожок и др.
Поп – музыка (1950-2000е г.г.) – (англ. pop music, сокращ. от popular music – общедоступная, популярная музыка) – 1. Понятие, охватывающее разнообразные стили, жанры и направления массового музицирования, установившееся к 1960-м г.г.. П.-м. стала возможной с наступлением эпохи массовых коммуникаций – звукозаписи, радио, телевидения, кино. 2. Современная П.-м. имеет характерные субкультурные и контркультурные тенденции, обращённость в основном к молодёжной аудитории, оппозиционно настроенной по отношению к официальной культуре. В значительной части она проникнута духом нонконформизма, нарочито декларирует противостояние хорошо налаженной коммерческой музыкальной индустрии (хотя сама отнюдь не чужда коммерциализации); в своём бытовании опирается в немалой мере на полупрофессиональные и непрофессиональные («андеграунд») формы музицирования; отличается пристрастием к использованию средств прямого и максимально интенсивного воздействия на сенсомоторную сферу психики; к гипертрофированному культу брутальной ритмической энергии, к сплаву песенно-танцевального начала с элитарно-авангардистскими амбициями и стремлением к освоению новейших достижений звуковой инженерии (электроинструменты, электронный синтез звука) и др.. Вместе с тем современная П.-м. в конечном счёте неизбежно интегрируется в «истэблишмент» мировой «массовой культуры». П.-м. поставлена на поток индустрии развлечений; в связи с этим возникла поп-индустрия – пропагандистская, рекламная, с выпуском плакатов, маек, значков и т.п..
/творческие портреты музыкантов по выбору/
Рэп (с кон. 1970х г.): характеристика стилевого направления на примере творчества ведущих музыкантов/смотри приложение к программе/.
Рэп (англ. rap, rapping "стук, удар; выкрик") — мелодизированный речитатив, обычно на фоне однообразного остинато. Исполнитель рэпа называется рэ́пером.
Рэп — один из основных элементов стиля хип-хоп, поэтому термин (особенно в бытовом разговоре) часто используется как синоним понятия «хип-хоп». Однако рэп как речитатив присутствует не только в хип-хоп-музыке, но и в других жанрах: многие исполнители драм-н-бэйс используют рэп; достаточно часто, особенно в связи с высокой популярностью, рэп используется в поп-музыке, образуя поп-рэп; в рок-музыке он встречается в таких жанрах, как рэпкор, ню-метал, альтернативный рок, альтернативный рэп и некоторые другие, например, новые направления хардкор-музыки. Поп-музыканты и исполнители современного R-n-B также нередко используют рэп в своих композициях. Рэп отличается от устной поэзии тем, что рэп обычно исполняется с музыкальным сопровождением и подчинён музыкальному ритму, а не стихотворному размеру. Рэп обычно исполняется в битами, обычно с диджеем, тёрнтейблистом, битбоксером или исполняется а капелла без сопровождения.
Этимология: слово «рэп» произошло от английского «rap» — стук, удар (намёк на ритмичность рэпа). «To rap» также означает «говорить», «разговаривать». Позднее возникли ошибочные теории-бэкронимы, по которым слово рэп — якобы аббревиатура. Назывались расшифровки типа «Rhythm and Poetry» (Ритм и поэзия), «Rhythmic African Poetry» (Ритмическая африканская поэзия), или «Radical American Poetry» (Радикальная американская поэзия) и т. п. Однако «rap» в английском не пишется заглавными буквами и имеет однокоренные слова — «rapping», «rapper», и тому подобные. В основном, такие ошибочные теории бытуют в не-англоязычных странах.
История. The Sugarhill Gang мы обязаны прижившимся словом «рэп»
Самым ранним предшественником современного рэпа является западноафриканская гриотская традиция, в которой «устные историки» или «певцы восхвалений» распространяли устные традиции и родословные или использовали свои риторические приёмы для сплетен или для того, чтобы «хвалить или критиковать людей».
Рэп в его современном виде появился в 1970-х годах среди афроамериканцев района Бронкс, куда его «экспортировали» приезжие ямайские диджеи. В частности, родоначальником рэпа называют диджея Kool Herc. Человек, которому приписывают создание стиля «рифмы поверх обширной музыки», который стал известен как рэп, был Энтони Холлоуэй (DJ Hollywood) из Гарлема (Нью-Йорк, США). Читали рэп изначально не в коммерческих целях, а ради удовольствия и делали это поначалу, в основном, диджеи. Это были незамысловатые рифмованные куплеты, обращённые к аудитории. Распространению рэпа сильно поспособствовало негритянское любительское радио, которое крутило музыку, модную среди чернокожих, и быстро подхватило новый стиль. Слова «рэп» и «рэперы» прочно закрепились за стилем благодаря треку The Sugarhill Gang «Rapper’s Delight» (1979). Одним из первых людей, которого начали называть «рэпером», был радиоведущий Джек Гибсон по прозвищу «Джек-Рэпер». Он организовал один из первых конвентов, посвящённых рэпу.
Исполнение рифмованных речёвок прямо на улицах по сей день остается традицией чёрных кварталов. Кроме того, устраивались так называемые «баттлы» — словесные поединки, в которых два рэпера «переругивались», сохраняя рифму и ритм. Баттлы могут быть и не только руганью, это может быть подача зарифмованного текста на определённую тему.
Термин «хип-хоп» для описания жанра появился в 1980-е. Его введение приписывают то Африке Бамбате, то Грэндмастеру Флэшу. Жанр и культура хип-хоп достигли пика популярности в 1990-х годах. Также «хип-хоп» оказал серьёзное влияние на R’n’B-музыку.
В России рэп появился в 1980-е годы с развитием в СССР дискотек и деятельности дискжокеев. Первый магнитоальбом «Рэп» был записан в 1984 году в Куйбышеве дискжокеем Александром Астровым и группой «Час пик». В том же 1984 году диджей и певец Сергей Минаев сочинил и исполнял на дискотеках песню «Карнавал» с элементами рэпа.
Хип-хоп-музыка. Музыка хип-хоп достаточно разнообразна. Она может быть проста, но в то же время интересна и мелодична. Её основу составляет бит — ритм песни. Обычно на каждом втором такте ставится акцент (англ. backbeat): клэп (англ. clap) — однократный звук, похожий на хлопок; снэр, снейр (англ. snare) — звук ведущего барабана, чёткий и короткий. Также для бэкбита могут использоваться перкуссии (типа свистков и цепей). Также важным элементом является бас-барабан (не путать с басом) — англ. kick drum. Партия музыкальных инструментов в хип-хоп-музыке довольно разнообразна. Она может состоять и из мелодий клавишных, духовых и из многочисленных компьютерных звуков (бас, эффекты).
Интересные факты. Задолго до появления современного рэпа, песня в аналогичном стиле появилась в репертуаре известного итальянского певца и актёра Адриано Челентано. Ещё в начале 1970-х годов Адриано придумал и создал музыкальный номер под названием «Prisencolinensinainciusol», в котором он исполнял речитативом фразы, написанные на вымышленном языке, по звучанию напоминавшем смесь английского с итальянским. И только через десять лет этот новый музыкальный стиль перекочевал в США. Сам Челентано на концерте в СССР 1987 года заявлял, что этим номером он хотел сказать о некоммуникабельности некоторых людей.
Хип-хоп (музыкальный жанр). Направление: популярная музыка. Истоки: фанк, диско, соул, регги, spoken word, блюз. Место и время возникновения: 1974 год, Нью-Йорк; Годы расцвета: 1990-е — настоящее время. Производные: ритм-н-блюз, нью-джек-свинг, рэпкор, рэп-метал, ню-метал, кранккор, реггетон, евродэнс, трип-хоп, абстрактный хип-хоп. Примеры хип - хопа: Grandmaster Flash & The Furious Five - The Message, The Sugarhill Gang - Rapper's Delight, Eminem – Stan..
Хип-хоп (англ. Hip-hop) — музыкальный жанр, сочетающий рэп (ритмичный речитатив) с электронным битом, сэмплами и прочим музыкальным сопровождением в исполнении ди-джея. Хип-хоп имеет большое количество направлений: от достаточно «лёгких» стилей, таких как поп-рэп, до агрессивных — хардкор-рэп, хорроркор. Тематика текстов бывает различной, от лёгкой и непринуждённой (например, в клауд-рэпе) и даже комедийной (комедийный хип-хоп) до рассказа о социальных проблемах (осознанный хип-хоп) или жизни преступного мира (гангста-рэп). Существует также фристайл, в котором исполнитель импровизирует текст на ходу, и инструментальный хип-хоп без текстов совсем.
Жанр зародился в конце 1970-х в США среди афроамериканцев и считается важной частью их культуры, однако с тех пор широко распространился и стал популярен в большинстве стран мира. Истоки хип-хопа лежат в фанке — главном «прародителе» этого направления. Также влияние на становление хип-хопа оказали ритм-н-блюз, соул, джаз и регги. Хип-хоп стал основой одноимённой субкультуры, включающей также определённый стиль одежды, танец, хобби и другие элементы. Обозначение. Очень часто термины «хип-хоп» и «рэп» используются как синонимы, что не является правильным. Рэп — это речитативное исполнение стихов под ритмическую музыку, которое может использоваться не только хип-хоп-исполнителями, но и представителями других жанров — современного ритм-н-блюза, поп-музыки, рэпкора, ню-метала, раггамаффина. В то же время существуют исполнители альтернативного хип-хопа, не использующие в своих записях вокал. Возникнув как разновидность стиля spoken word, рэп превратился в самостоятельное искусство, имеющее множество граней. Так, рэперы Twista и Busta Rhymes исполняют сверхскоростной речитатив, а Ghostface Killah превращает свои рифмы в настоящие загадки, непонятные неподготовленному слушателю. Термин «хип-хоп» образован как сочетание двух слов — «hip» (ура) и «hop» (прыжок).
История. 1970-е. Хип-хоп-музыка является частью субкультуры хип-хопа, состоящей из двух элементов — MCинга и DJинга. Она зародилась в начале 1970-х в Нью-Йорке, в афроамериканских и латиноамериканских кварталах Бронкса. На вечеринках ямайские диджеи сочетали местную музыку с фанком или дабом, накладывая на них речитатив. 11 августа 1973 года диджей Kool Herc впервые использовал на вечеринке музыку, жанр которой тогда определяли как «new school funk», а сейчас называют «олд скул рэп». Место, где это произошло — Sedgwick Avenue в Бронксе — называют местом рождения хип-хопа, хотя жанр зародился в нескольких местах одновременно. Изначально диджеи использовали для создания хип-хоп музыки фанк и даб, но позже начали использовать соул и диско, чему положил начало тот же Kool Herc. Битмейкеры стали использовать элементы тёрнтейблизма — скретчинг и микширование, которые были заимствованы из Ямайки. Также использовались синтезаторы и драм-машины; на бит накладывалась «а капелла». Постепенно количество MC возрастало, но самыми известными из них были Kool Herc и Coke La Rock. Создавались и группировки типа The Furious Five и Zulu Nation, они назывались «crew». С 1979 года диджеи начали создавать микстейпы. В том же году была выпущена первая полноценная хип-хоп запись группой The Sugarhill Gang — «Rapper's Delight». Этот год считается временем появления музыкального жанра «рэп/хип-хоп».
Начало 80-х. Жанр, в котором был выполнен трек «Rapper’s Delight», в то время называли «новой школой фанка». Термин «старая школа» применили к этому жанру музыки гораздо позже. Основу этого направления хип-хопа составил речитатив, наложенный на фанк или диско. В таком стиле работали Kool Herc, Grandmaster Flash, Afrika Bambaataa и другие исполнители. В 1983 году команда Run-D.M.C. впервые использовала в своей музыке элементы жанра Hardcore Urban, а на втором альбоме (1984) — семплы с хеви-метала. Использование семплирования стало поворотным пунктом в развитии хип-хопа. Появился новый жанр — «нью-скул», который стал особенно популярным в середине 1980-х, во многом благодаря творчеству LL Cool J.
Золотая эра хип-хопа. Период с 1986 по 1993 называют «золотой эрой хип-хопа». Это время расцвета хип-хопа как музыкального направления и появления новых жанров внутри него. В творчестве артистов прослеживаются темы афроцентризма, политической активности, музыка преимущественно создаётся с помощью семплирования уже существующих записей, отличается некой эклектичностью звучания.
Время «золотой эры хип-хопа» отмечается новшествами в этом музыкальном жанре. Помимо возникновения новых жанров можно отметить и другую черту этого периода, связанную с первой — в основе всех возникших направлений лежит электронное семплирование. Теперь музыканты чаще используют семплы с джаза или рока. Жанр благодаря сочетанию агрессивности текстов и коммерческой направленности треков занимает своё место в мире мейнстрима. В субкультуре хип-хопа появляется такое явление как «биф». Противостояния рэперов становятся обычным делом; один из самых известных бифов этого времени — «мостовые войны» между командами Juice Crew и Boogie Down Productions. Окончание золотой эры большинство изданий относят к 1992—1993 годам. Это время развития музыки Западного побережья, которая сумела одержать верх в негласной конкуренции рэперов Нью-Йорка и Лос-Анджелеса, которая началась в 1991 году с выпуском трека рэпера Tim Dog «Fuck Compton».
1990-е (Война побережий). Музыкальный критик Тони Грин в книге Classic Material ссылается на двухлетний период 1993—1994 как на «второй Золотой Век», в котором представлены влиятельные и высококачественные альбомы, использующие классические элементы недалёкого прошлого — драм-машина E-mu SP-1200, скретчинг и отсылки к хитам хип-хопа старой школы. В этот период времени возникло несколько новых поджанров хип-хопа, из которых самыми значимыми являются джи-фанк (возникший в экспериментах западных рэперов с фанком и игрой на синтезаторе), а также хорроркор, первопроходцами которого стали нью-йоркский рэпер Necro и хьюстонский коллектив Geto Boys. В период «второго золотого века» было выпущено несколько альбомов, которые в наши дни единодушно признаются «классикой жанра». К ним можно отнести Enter the Wu-Tang (36 Chambers) (Wu-Tang Clan), Illmatic (Nas), Buhloone Mindstate (De La Soul), Doggystyle (Snoop Dogg), Me Against the World (2Pac), Midnight Marauders (A Tribe Called Quest) и Southernplayalisticadillacmuzik (OutKast).
Это время также характеризуется полным доминированием западной хип-хоп-сцены над восточной, что вызвало глубокие противоречия между артистами обоих побережий и привело к конфликту крупнейших лейблов — Death Row Records и Bad Boy Records, итогом которого стало убийство двух ведущих артистов обоих побережий — Тупака и Бигги.
2000-е. После окончания войны побережий разрыв между мейнстримом и андеграундом стал проявляться гораздо сильнее, чем раньше. Первым толчком к этому стала возросшая популярность гангста-рэпа, ворвавшегося на MTV после выхода альбома Coolio Gangsta’s Paradise, что привело к коммерциализации жанра, его отходу от истоков. В конце 90-х известный продюсер Dr. Dre и вовсе объявил, что «гангста-рэп мёртв».
Новая эпоха в хип-хопе характеризуется также тем, что в мейнстриме хип-хопа нет доминирующей группы артистов, как в начале 90-х, когда наибольшую популярность имели рэперы Калифорнии. Хип-хоп-мейнстрим представлен артистами Востока (Jay-Z, Lil' Kim), Запада (Game, Snoop Dogg), Мидвеста (Eminem, Kanye West), и Юга (Lil Wayne, T.I.). В это время появляются новые жанры хип-хопа, такие как кранк, снэп, музыка приобретает ярко выраженную коммерческую окраску, появляются смешения с модным R&B, с электронной музыкой (хаус, дабстеп). Однако развивается и андеграундная сцена. Одним из популярнейших хип-хоп-исполнителей андеграунда является лидер лейбла Strange Music Tech N9ne]. Огромное количество поклонников имеют так называемые «супергруппы», к которым можно отнести коллективы La Coka Nostra, Goondox, Army of the Pharaohs и Soul Assassins.
Поджанры. Олдскул. Old School является самой первой разновидностью хип-хоп-музыки; его возникновение датируют 1979 годом — временем выпуска композиции «Rapper’s Delight» группы The Sugarhill Gang. Этот жанр отличается от остальных направлений хип-хопа своим относительно упрощённым речитативом — большинство строк занимают примерно одинаковое время, а речевые ритмы редко изменяют направление по ходу битов композиции. В основе инструментала лежали композиции, заимствованные из фанка или диско, хотя некоторые треки были разбавлены синтезаторным сопровождением. Основной акцент делался не на лирическую сторону музыки, а просто на «старые добрые времена»; единственным исключением из этого правила были Grandmaster Flash и его команда The Furious Five, чьи треки носили остросоциальную направленность. Также одной из основных черт хип-хопа является продолжительность треков — от 10 минут и более. Начавшая в 1983 году музыкальную карьеру группа Run-D.M.C. стала строить свои композиции на основе хардкор-панка и хардкор-урбана. Деятельность группы привела к разложению «старой школы» и заменой её «новой».
Ньюскул. Основой жанра «нью-скул» стало сочетание семплера и драм-машины, начало которому положили всё те же Run-D.M.C. и LL Cool J. Тексты песен носили разнообразный оттенок — от сознания значительности самим рэпером до описания жизни в гетто. Первыми полноценными альбомами этого жанра считают работы Run-D.M.C. (1984) и Radio (1985).
Другой отличительной особенностью «новой школы» стало то, что хип-хоп-треки стали гораздо короче, что помогло им пробиться на радио. Развитие «новой школы», её коммерциализация привели к тому, что хип-хоп занял место в поп-культуре. Многие музыканты начали использовать рэп в своих песнях; в первую очередь это относится к знаменитой группе Beastie Boys.
Гангста-рэп. В конце 80-х некоторые рэперы (Ice-T, Schoolly D) отклонились от тематики композиций «старой» и «новой школы» и стали описывать в своих треках свою хулиганскую молодость. 1982 год считается датой основания нового жанра, а первой композицией этого направления стал трек Ice-T «Cold Wind Madness» (другое название — The Coldest Rap, Pt. 2). Тексты гангста-рэпа посвящены тяжёлой жизни в негритянских гетто, включающей в себя уличное хулиганство, грабёж и торговлю наркотиками. Многие из родоначальников гангста были связаны с экстремистским движением за права чернокожих «Чёрные пантеры» и другими «Black power»-организациями, либо разделяют их взгляды. Датой расцвета гангста-рэпа является рубеж 1980-90-х годов, время творчества группы N.W.A. Её лидер Eazy-E считается «крёстным отцом» жанра. После распада группы в 1992 году жанр продолжал процветать, в особенности в Лос-Анджелесе. Такие рэперы, как Eazy-E, Ice Cube, MC Eiht были необычайно популярны в середине 90-х. На смену этому поколению пришли исполнители, смешивающие гангста-рэп с другими жанрами. К ним можно отнести Тупака, Снуп Догга, Кулио. После знаменитой «войны побережий» популярность гангста-рэпа пошла на убыль, многие исполнители этого жанра стали представителями других направлений хип-хопа.
Политический хип-хоп. Предтечами политического хип-хопа в США стали Джиль Скотт-Херон и группа The Last Poets. Однако подлинными основателями жанра следует считать Chuck D и его группу Public Enemy. Огромное влияние на становление политического хип-хопа оказал трек «The Message» (работа Grandmaster Flash), а также пропагандистская деятельность рэпера KRS-One. Одни исполнители политического рэпа часто призывают к антисоциальной деятельности, другие — к объединению общества перед лицом угроз изнутри и извне. В связи с этим различают несколько разновидностей политического хип-хопа:
• чёрный националистический (Тупак, Public Enemy, Big Daddy Kane);
• расистский (X-Clan);
• марксистский (The Coup, Marxman, Rushya);
• анархистский (Dead Prez, Anarchist Academy);
• осознанный (Lupe Fiasco, The Roots, Immortal Technique, KRS-One).
Из всех этих течений осознанный хип-хоп стоит особняком, так как, в отличие от других н
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.137.243 (0.004 с.) |