Тема 3. 2. Другие жанрово-стилевые направления ммк XX века и современности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. 2. Другие жанрово-стилевые направления ммк XX века и современности



Познакомить учащихся с генезисом других жанрово-стилевых направлений ММК ХХ века и современности на примере жанрово-стилевых направлений. Дать представление о ведущих музыкантах, коллективах – представителях этих жанрово-стилевых направлений. Сформулировать основные понятия, терминологию музыкального языка этих направлений. Выработать умения характеризовать жизнь и творчество, специфику исполнительской стилистики, особенности музыки других стилевых направлений ММК ХХ века и современности на примере творчества ведущих музыкантов, коллективов по технологии. Познакомить с аутентичным исполнительством и реконструкцией, обработками музыки этих направлений профессиональными музыкантами современности. Познакомить с передовыми взглядами искусствоведов о тенденциях развития современной мировой музыкальной эстрады. Научить творчески применять полученные знания на практике.   Соул, фанк, реггей, диско, «Новая волна» (1950 -1970х г.). Этническая музыка. Поп – музыка (1950-2000е г.г.). Рэп, рэйв (с кон. 1970х г.). Альтернативная музыка (1985-95е г.г.) Соул (матоун–стиль, мемфис–саунд) – (англ. soul - душа) – 1. Название всей афроамериканской фольклорной музыки, связанной с блюзовой традицией. 2. Стиль вокальной афроамериканской музыки, возникший после Второй мировой войны (50-е г.г.) на базе ритм-энд-блюза и традиций госпел-сонга. Соул в исполнении как чёрных, так и белых артистов стал очень влиятельным стилем в мировой поп-музыке, его элементы используются практически всеми исполнителями, за исключением наиболее альтернативных. Наиболее известные исполнители – Арета Франклин, Рей Чарльз, Роберт Флак, Джо Кокер, Уитни Хьюстон, Стиви Уандер, Мэрайа Кэрри, Селин Дион, Майкл Болтон. Матоун-стиль ( англ. motown ) – соул-стиль конца 50-х и 60-х г.г. ХХ века в США, характеризующийся танцевальностью, некоторой гармонической изощрённостью, ориентацией на публику больших городов, на стандарты белой поп-музыки, и более того, в значительной степени – на белую аудиторию, оставаясь в то же время в рамках соул. М.-с. нередко характеризуют как поп-соул или поп- госпел. История развития этого стиля связана с деятельностью звукозаписывающей фирмы «Motown» в Детройте. Наиболее популярные исполнители: певец и автор песен Смоуки Робинсон (из группы «Miracles»), группа «Supremes» (с солисткой Дайяной Росс), «Temptations», «Commodors», «Four Pops». Среди «звёзд» - вокалистов, постоянно записывавшихся на «Motown», - Глэдис Найт, Марвин Гей, Стиви Уандер, Лайонел Ричи, Майкл Джексон. Мемфис-саунд – (англ. Memphis sound) – разновидность т.н. мемфисского соул-стиля конца 50-х и 60-х г.г. ХХ в. в США, отличающегося особым подходом к аранжировке и технике записи, который характеризуется активным присутствием секции духовых в оркестровке, сочетанием типичных для кантри-вестерн линий баса с манерой фортепианного аккомпанемента в стиле госпел. История развития и популяризация этого соул-стиля связана с деятельностью фирмы «Stax» в Мемфисе. Наиболее яркие представители фирмы «Stax» - певцы Оттис Реддинг, Айзек Хейз, Уилсон Пикет, Руфас Томас, Альберт Кинг, дуэт «Sam and Dave».   Фанк, фанк(и)-рок -  (с кон. 1950- 60х г.г., англ. Fank(y)-rock) – афроамериканская танцевальная музыка (танцевальная разновидность соула) с выделенными ударными, для которой характерны минимальная мелодичность и активное синкопирование. Традиции Ф.-р. восходят к несложным композициям Джеймса Брауна начала 1960-х г.г., прослеживаются в музыке таких групп, как «Booker T/ And MG`s», «Sly And The Family Stone», «Ohio Players», «Parliament Funkadelic» и др.. Ф.-р. с более простым ритмом стал основой ритмической структуры стиля диско. В конце 70-х г.г. Ф.-р. превратился в своего рода пренебрежительный термин – в среде профессиональных музыкантов мелодическая убогость компенсируется ритмическими выкрутасами. Эпитет «фанки», т.е. «посредственный», «незатейливый», сейчас часто используют английские и американские критики при рецензировании пластинок. Таким образом, в своём первоначальном значении термин «фанк» практически исчез из обихода, хотя использование элементов этого стиля в композициях последних лет говорит о том, что музыкальное долголетие Ф.-р. обеспечено: в середине 70-х фанком заинтересовались белые музыканты,  а в начале 80-х он, вытеснив с танцполов диско, практически господствовал в мировой поп-музыке; фанк-бум утих к началу 90-х, однако элементы стиля к этому времени проникли практически во все области поп- и рок-музыки. Фанк – важнейшая составляющая современной музыкальной моды. Представители: Джордж Майкл, «Level 42», «Shakatak», «Earth», «Wind and Fire», «Kool and The Gang», «The Temptations», Майкл Джексон.   Реггей /регги/ (к сер. 1970х г.) – (англ. reggae) – стиль сформировался на Ямайке (Вест-Индские острова) на базе ритм-энд-блюза, соула и калипсо. Первоначельно представлял собой гимны последователей растафарианства, однако начиная с 1973 г. регги заинтересовал многих белых рок- и поп-музыкантов: уже в этом году композиции в ритмах регги написали «The Rolling Stones» и «Led Zeppelin». Лишившийся религиозной подоплёки регги стал очень популярен по всему миру к концу 70-х, удерживая свои позиции в поп-музыке до сих пор. Происхождение термина «Р.» объясняют по-разному: 1) связывают его с английскими словами «рэггид-ритм» (англ. regged rhythm – рваный, истрёпанный ритм); 2) связывают с жаргонным названием уличной женщины в Кингстоке (столице Ямайки) – «стреггей» (streggae); 3) «регга» (regga) – негритянское племя в Таганьике, говорящее на языке банту. В музыкальном обиходе слово «Р.» впервые появилось в 1968 г. в связи с группой «Mytals», диск которой так и назывался: «Do the Reggae». Признанным королём Р. является певец и автор песен Боб Марли (настоящее имя – Роберт Неста Марли). Используемый состав – электрогитара, бас-гитара, ударные, электроорган, иногда – группа духовых инструментов. Основные особенности Р. – умеренный темп, размер 4/4, акценты в аккомпанементе на 2-й и 4-й доле, синкопированный рисунок баса (сильные доли такта игнорируются или сдвигаются), брейки на высоких тонах или тимбалес. Известнве исполнители – Боб Марли (лидер группы «Bob Marley and the Wailers»), Джимми Клифф, Ли Пери, Питер Тош, группы с Ямайки «Toots and the Maytals», «Burning Spear», «Big Youth» и др..  Диско (начало 1970-х г.г.) – (англ. - Disco) –  танцевальная ритмическая музыка, развившаяся из соул и фанки в середине 1970-х г.г. в США. Приобрела широкое распространение на молодёжных дискотеках. Пик распространения и популярности Д.м. приходился на 70-е г.г.. Европейский вариант дискомузыки – «Евродиско» (Eurodisco), значительно повлиявший на дальнейшее развитие поп-культуры. Д.м., несмотря на свою ритмичность, громкость и кажущуюся энергичность, стала музыкой для психически более вялой аудитории, не способной по-настоящему отвечать на энергетический напор хард-рока или фанки. Д.м. исчезли какие-либо намёки на социальные, расовые и любые другие проблемы в текстах, и она превратилась, образно выражаясь, в чисто прикладное явление, аналогичное красивым обоям или кафелю в ванной. Роль гитары в Д.м. сведена к нулю. На основе монотонного аккомпанемента с ровными ударами «бочки» (большого барабана) на каждую четверть, безо всяких синкоп и т.н. «сбивок», звучат струнные, духовые и вокальные группы. Одним из важных факторов перерастания массовой танцевальной музыки в диско было появление синтезаторов, секвенсеров, поначалу создавших в звучании Д.м. особую ритмическую структуру, а затем и подменивших все натуральные инструменты, включая ритм-секцию (бас-гитару и барабаны). Д.м. была впитана практически всеми известными направлениями, в результате чего появился ряд суррогатов, являющихся, по сути дела, сильно разбавленными растворами своих оригиналов – диско-джаза, диско-рока, диско-фанки, диско-классики, техно-диско и т.д.. Среди наиболее популярных оригинальных исполнителей Д.м. – группы «Boney M», «Silver Conventions» (ФРГ), «ABBA» (Швеция), «Soul City Orchestra», «Taste of Honey», певицы Глория Гейнор, Дайяна Росс, Донна Саммер (США) и др..  Дискотека (англ. discotheque) – 1. Форма организации досуга молодёжи. Прослушивание музыки с комментариями т.н. диск-жокея (ди-джея). Музыка в Д. обычно сопровождается световыми эффектами, демонстрацией слайдов и т.д.. Программы Д. могут иметь тематический характер, но чаще – развлекательный, с танцами и пением. 2. Собрание граммофонных пластинок, компакт-кассет, лазерных дисков. Одной из функций первых дискотек была проверка на публике новых записей. В дальнейшем такие места стали называться дискотеками или сокращённо – диско. В настоящее время в смысле Д. чаще используется термин «фонотека». «Новая волна» 1970х г. – (англ. new weve) – общий термин для обозначения новых стилей, возникших в США и Европе в 1977-1984 г.г., определяющим фактором которого стал научно-технический прогресс в производстве электромузыкальных инструментов и музыкальных компьютеров, возникшее с процессом становления новой, постпанковской культуры, с профессионализацией множества полусамодеятельных рок-групп. На 70 процентов «волна» - прямое последствие панка, на 30 – глэм-рока и британского авангарда начала 70-х («The Police»). Под понятие «новая волна» в принципе подпадает что угодно, от Боба Марли до постпанк-рокабилли «The Stray Cats», но в более традиционном понимании – это наиболее известные английские группы начала 80-х, работавшие в стилях синти-поп, неоромантизм, соул-фанк: «Duran Duran», «Adam and The Ants», «Depeche Mode», «Spandau Ballet», «Eurythmics», «The Human League», «The Culture Club», «Omd», «Level 42», «Ultravox». Европейскую «волну» достойно представляли «A-ha», американскую – «Blondie» и «The Cars». После 1987 г. большинство групп «волны» впало в затяжной кризис, часть из них распалась, и лишь самые выдающиеся представители стиля успешно вошли в 90-е. Этническая музыка /на примере творчества  «Deep Forest», «Ravi Shankar», «Enigma», «Dead Can Dance», Enya, «Тро i ца», «Latino» и др. / Этни́ческая му́зыка (этника, этно) — ближайший аналог английского термина «World music» (музыка народов мира, музыка мира). Это в первую очередь азиатская и африканская музыка, адаптированная под североамериканские и европейские стандарты коммерческой звукозаписи, а также современная «западная» музыка с широким использованием заимствованных из традиционной народной музыки (различных культур мира) и классической музыки неевропейских традиций звукорядов, инструментов, манер исполнения и т. п. В произведениях этнической музыки применяются звуки «хоомей», джембе, дудука, ситара, волынки, диджериду. Распространено семплирование народных инструментов и пения. Стилистика музыкального направления в современности «Неофольклоризм»/ «Этнофьюжн». Терминология. История. Инструменты. Музыкальные этно-коллективы. Терминология. Английский термин «world music» (музыка мира) относится ко всей музыке, не являющейся частью современной западной музыки и берущей начало вне сферы культурных влияний Западной Европы и англоязычных стран. World music можно определить как «местная музыка извне» или «чья-то ещё местная музыка». Термин получил распространение в 1980-х годах как название раздела классификации таких явлений в музыкальной индустрии. В эту категорию попадает: традиционная народная музыка; фолк-музыка — современная популярная музыка с выраженными элементами этнической музыки (например, кельтская музыка, афро-кубинская музыка, регги). Принятый в русском языке термин «этническая музыка» является компромиссным: термин «world music» звучит в переводе непонятно. Поэтому был взят термин «ethnic music», в английском языке исторически описывающий линейку музыкальной продукции, выпускаемую специально для восточных рынков и для эмигрантов из стран Востока (в первую очередь из Индии). История. Классическая музыка. Обращение западной цивилизации к экзотическим для неё традициям народной музыки и музыки других цивилизаций уверенно прослеживается начиная с музыки барокко. Существует множество музыкальных произведений на стыке этнической и классической музыки. При этом следует отметить композитора Антонина Дворжака, написавшего «Славянские танцы» под влиянием народной музыки народов Центральной Европы и «Симфонию № 9» («Из нового света») под влиянием народной музыки негров и аборигенов Северной Америки. На классической, а позднее джазовой сцене XX века музыкальная архаика утверждается как самостоятельное направление в виде неофольклоризма. «Танец семи покрывал» из оперы Р. Штрауса «Саломея» называют одним из первых и самых ярких образцов авторской эстетизации фольклора. В 1913 году Игорь Стравинский поэтизировал язычество в балете «Весна священная», который явился своеобразным манифестом неофольклоризма. Его влияние заметно сказалось на произведениях Сергея Прокофьева, Родиона Щедрина и других в России, а за рубежом — Бартока и Кодая в Венгрии, Мартину в Чехии, де Фалья в Испании, Вила-Лобоса в Бразилии, Чавеса в Мексике и многих других. XX век. Большое влияние этническая музыка (особенно музыка Востока) оказала на таких американских композиторов XX века, как Генри Коуэлла, Джона Кейджа, Лу Харрисонa и Аланa Хованессa. В 1960-х годах многие рок-музыканты прибегали к средствам традиционной музыки Востока. Например, в музыке The Beatles появились индийские элементы, а участников группы учил играть на ситаре известнейший индийский музыкант Рави Шанкар. В ту же эпоху широкую популярность приобрел относимый в англоязычной культуре к «мировой музыке» стиль регги, берущий начало в духовной музыке Ямайки, и его крупнейший исполнитель Боб Марли. В 1980-х годах на Западе произошёл очередной всплеск интереса к этнике. С одной стороны — западные музыканты искали новых влияний и открывали для себя народную музыку, с другой стороны — этническая музыка была перспективной с точки зрения маркетинга и музыкальной индустрии. Тогда появились радиопередачи («World of Music» на радиостанции «Voice of America», «D.N.A: DestiNation Africa» на «BBC Radio 1Xtra», шоу Andy Kershaw на «BBC Radio 3», и прочие); фестивали (WOMAD), лейблы («Real World» Питера Гэбриела, основанный в 1988, «Piranha Music», World Music Network, «Luaka Bop» Дэвида Бирна), специализирующиеся на этнической музыке. В России также есть немало лейблов, специализирующихся на World Music и этнике: Sketis Music, Dom Records, Dolina Bortanga и другие (в связи с общим упадком индустрии физических носителей из реально действующих российских world music лейблов можно выделить только Sketis Music). Произошло её пересечение с такими стилями, как:  рок-музыка (некоторые работы Питера Гэбриела и Роберта Планта, «Рада и Терновник», Ят-ха), поп-музыка (например: т. н. latin pop, Шакира), электронная музыка (этно-электроника: «Волга», Theodor Bastard, Токэ-Ча, Deep Forest, Yarga Sound System, «Иван Купала»), Ят-ха, State of Bengal). Несколько обособленно на этом фоне стоит московская лаборатория звука — «Руда Нави», хотя её творчество в большей степени относится к экспериментальному эмбиенту (Trip Ambient); многие треки проекта являются примерами этно эмбиента с северными и индейскими корнями. Особо стоит отметить армянского дудукиста Дживана Гаспаряна, который записал саундтреки к нескольким голливудским кинофильмам. Нельзя также не упомянуть шамана Западная Тывы Николая Ооржака, исполняющего традиционную музыку своего народа, в том числе горловое пение. В России за последние годы жанр этнической и world музыки становится все более и более популярным. Яркими образами российской world music сцены стали такие группы и музыканты как «Рада и Терновник», «Мельница», Инна Желанная, Заман, Theodor Bastard, ТЛ «Руда Нави», «Ва-Та-Га», Намгар, «Волга», Вороново Крыло, «ВеданЪ КолодЪ», «Волков Трио», Сергей Старостин, Булат Гафаров, Виктор Савенко, Иван Смирнов, Степанида Борисова (Якутия), Yarga Sound System, Нино Катамадзе, Пелагея, Барабаны АШЕ, Godlav, Fudjin-HAO.   Народные ансамбли. Проникновением этнических мотивов в жанровую музыку (классику, рок, джаз) присутствие музыкального фольклора на профессиональной сцене не ограничилось. По сей день важную роль здесь играют академические народные коллективы, хоры и оркестры, а также индивидуальные исполнители народной музыки и песен. Старейший, исполняющий славянский фольклор, коллектив — Кубанский казачий хор образован ещё в 1811 году. Во второй половине XIX века появился «Первый Великорусский оркестр балалаечников В. В. Андреева», который представлял Россию на Всемирной выставке 1900 года в Париже, где выступил в Елисейском дворце. Благодаря изобретению звукозаписи, на рубеже столетий в концертной жизни Москвы заметным событием становится деятельность Музыкально-этнографической комиссии. С ней связаны выступления олонецких сказителей Ивана Трофимовича Рябинина из знаменитой династии Рябининых и Ирины Андреевны Федосовой. Среди музыкантов двадцатого столетия наиболее видное место занимают хор Пятницкого (образован в 1911 году) и его прославленная воспитанница Людмила Георгиевна Зыкина. В 1977 году Людмила Зыкина создаёт ансамбль «Россия». Широкое признание у знатоков в России и за её пределами получают Оркестр народных инструментов России им. Н. П. Осипова (образован в 1919 году) и Оркестр русских народных инструментов Всесоюзного радиокомитета, созданный в 1945 году Петром Алексеевым. Из недавно созданных можно выделить ансамбль театра танца «Казаки России», который выступал уже дважды перед английской королевой Елизаветой II. Инструменты. Инструменты этнической музыки: ситар, диджериду, калимба, варган, тар, кеманча, саз, зурна, доол, бубен, кото, перкуссия и др.. Этнический вокал: горловое пение, русское народное пение, йодль, мугам, мейхана и др. В русской этнической музыке (фольклоре) традиционные русские (славянские) инструменты: гусли, гудок, жалейка, свирель, рожок и др. Поп – музыка (1950-2000е г.г.) – (англ. pop music, сокращ. от popular music – общедоступная, популярная музыка) – 1. Понятие, охватывающее разнообразные стили, жанры и направления массового музицирования, установившееся к 1960-м г.г.. П.-м. стала возможной с наступлением эпохи массовых коммуникаций – звукозаписи, радио, телевидения, кино. 2. Современная П.-м. имеет характерные субкультурные и контркультурные тенденции, обращённость в основном к молодёжной аудитории, оппозиционно настроенной по отношению к официальной культуре. В значительной части она проникнута духом нонконформизма, нарочито декларирует противостояние хорошо налаженной коммерческой музыкальной индустрии (хотя сама отнюдь не чужда коммерциализации); в своём бытовании опирается в немалой мере на полупрофессиональные и непрофессиональные («андеграунд») формы музицирования; отличается пристрастием к использованию средств прямого и максимально интенсивного воздействия на сенсомоторную сферу психики; к гипертрофированному культу брутальной ритмической энергии, к сплаву песенно-танцевального начала с элитарно-авангардистскими амбициями и стремлением к освоению новейших достижений звуковой инженерии (электроинструменты, электронный синтез звука) и др.. Вместе с тем современная П.-м. в конечном счёте неизбежно интегрируется в «истэблишмент» мировой «массовой культуры». П.-м. поставлена на поток индустрии развлечений; в связи с этим возникла поп-индустрия – пропагандистская, рекламная, с выпуском плакатов, маек, значков и т.п.. /творческие портреты музыкантов по выбору/ Рэп (с кон. 1970х г.): характеристика стилевого направления на примере творчества ведущих музыкантов/смотри приложение к программе/. Рэп (англ. rap, rapping "стук, удар; выкрик") — мелодизированный речитатив, обычно на фоне однообразного остинато. Исполнитель рэпа называется рэ́пером. Рэп — один из основных элементов стиля хип-хоп, поэтому термин (особенно в бытовом разговоре) часто используется как синоним понятия «хип-хоп». Однако рэп как речитатив присутствует не только в хип-хоп-музыке, но и в других жанрах: многие исполнители драм-н-бэйс используют рэп; достаточно часто, особенно в связи с высокой популярностью, рэп используется в поп-музыке, образуя поп-рэп; в рок-музыке он встречается в таких жанрах, как рэпкор, ню-метал, альтернативный рок, альтернативный рэп и некоторые другие, например, новые направления хардкор-музыки. Поп-музыканты и исполнители современного R-n-B также нередко используют рэп в своих композициях. Рэп отличается от устной поэзии тем, что рэп обычно исполняется с музыкальным сопровождением и подчинён музыкальному ритму, а не стихотворному размеру. Рэп обычно исполняется в битами, обычно с диджеем, тёрнтейблистом, битбоксером или исполняется а капелла без сопровождения. Этимология: слово «рэп» произошло от английского «rap» — стук, удар (намёк на ритмичность рэпа). «To rap» также означает «говорить», «разговаривать». Позднее возникли ошибочные теории-бэкронимы, по которым слово рэп — якобы аббревиатура. Назывались расшифровки типа «Rhythm and Poetry» (Ритм и поэзия), «Rhythmic African Poetry» (Ритмическая африканская поэзия), или «Radical American Poetry» (Радикальная американская поэзия) и т. п. Однако «rap» в английском не пишется заглавными буквами и имеет однокоренные слова — «rapping», «rapper», и тому подобные. В основном, такие ошибочные теории бытуют в не-англоязычных странах. История. The Sugarhill Gang мы обязаны прижившимся словом «рэп» Самым ранним предшественником современного рэпа является западноафриканская гриотская традиция, в которой «устные историки» или «певцы восхвалений» распространяли устные традиции и родословные или использовали свои риторические приёмы для сплетен или для того, чтобы «хвалить или критиковать людей». Рэп в его современном виде появился в 1970-х годах среди афроамериканцев района Бронкс, куда его «экспортировали» приезжие ямайские диджеи. В частности, родоначальником рэпа называют диджея Kool Herc. Человек, которому приписывают создание стиля «рифмы поверх обширной музыки», который стал известен как рэп, был Энтони Холлоуэй (DJ Hollywood) из Гарлема (Нью-Йорк, США). Читали рэп изначально не в коммерческих целях, а ради удовольствия и делали это поначалу, в основном, диджеи. Это были незамысловатые рифмованные куплеты, обращённые к аудитории. Распространению рэпа сильно поспособствовало негритянское любительское радио, которое крутило музыку, модную среди чернокожих, и быстро подхватило новый стиль. Слова «рэп» и «рэперы» прочно закрепились за стилем благодаря треку The Sugarhill Gang «Rapper’s Delight» (1979). Одним из первых людей, которого начали называть «рэпером», был радиоведущий Джек Гибсон по прозвищу «Джек-Рэпер». Он организовал один из первых конвентов, посвящённых рэпу. Исполнение рифмованных речёвок прямо на улицах по сей день остается традицией чёрных кварталов. Кроме того, устраивались так называемые «баттлы» — словесные поединки, в которых два рэпера «переругивались», сохраняя рифму и ритм. Баттлы могут быть и не только руганью, это может быть подача зарифмованного текста на определённую тему. Термин «хип-хоп» для описания жанра появился в 1980-е. Его введение приписывают то Африке Бамбате, то Грэндмастеру Флэшу. Жанр и культура хип-хоп достигли пика популярности в 1990-х годах. Также «хип-хоп» оказал серьёзное влияние на R’n’B-музыку. В России рэп появился в 1980-е годы с развитием в СССР дискотек и деятельности дискжокеев. Первый магнитоальбом «Рэп» был записан в 1984 году в Куйбышеве дискжокеем Александром Астровым и группой «Час пик». В том же 1984 году диджей и певец Сергей Минаев сочинил и исполнял на дискотеках песню «Карнавал» с элементами рэпа. Хип-хоп-музыка. Музыка хип-хоп достаточно разнообразна. Она может быть проста, но в то же время интересна и мелодична. Её основу составляет бит — ритм песни. Обычно на каждом втором такте ставится акцент (англ. backbeat): клэп (англ. clap) — однократный звук, похожий на хлопок; снэр, снейр (англ. snare) — звук ведущего барабана, чёткий и короткий. Также для бэкбита могут использоваться перкуссии (типа свистков и цепей). Также важным элементом является бас-барабан (не путать с басом) — англ. kick drum. Партия музыкальных инструментов в хип-хоп-музыке довольно разнообразна. Она может состоять и из мелодий клавишных, духовых и из многочисленных компьютерных звуков (бас, эффекты). Интересные факты. Задолго до появления современного рэпа, песня в аналогичном стиле появилась в репертуаре известного итальянского певца и актёра Адриано Челентано. Ещё в начале 1970-х годов Адриано придумал и создал музыкальный номер под названием «Prisencolinensinainciusol», в котором он исполнял речитативом фразы, написанные на вымышленном языке, по звучанию напоминавшем смесь английского с итальянским. И только через десять лет этот новый музыкальный стиль перекочевал в США. Сам Челентано на концерте в СССР 1987 года заявлял, что этим номером он хотел сказать о некоммуникабельности некоторых людей. Хип-хоп (музыкальный жанр). Направление: популярная музыка. Истоки: фанк, диско, соул, регги, spoken word, блюз. Место и время возникновения: 1974 год, Нью-Йорк; Годы расцвета: 1990-е — настоящее время. Производные: ритм-н-блюз, нью-джек-свинг, рэпкор, рэп-метал, ню-метал, кранккор, реггетон, евродэнс, трип-хоп, абстрактный хип-хоп. Примеры хип - хопа: Grandmaster Flash & The Furious Five - The Message, The Sugarhill Gang - Rapper's Delight, Eminem – Stan.. Хип-хоп (англ. Hip-hop) — музыкальный жанр, сочетающий рэп (ритмичный речитатив) с электронным битом, сэмплами и прочим музыкальным сопровождением в исполнении ди-джея. Хип-хоп имеет большое количество направлений: от достаточно «лёгких» стилей, таких как поп-рэп, до агрессивных — хардкор-рэп, хорроркор. Тематика текстов бывает различной, от лёгкой и непринуждённой (например, в клауд-рэпе) и даже комедийной (комедийный хип-хоп) до рассказа о социальных проблемах (осознанный хип-хоп) или жизни преступного мира (гангста-рэп). Существует также фристайл, в котором исполнитель импровизирует текст на ходу, и инструментальный хип-хоп без текстов совсем. Жанр зародился в конце 1970-х в США среди афроамериканцев и считается важной частью их культуры, однако с тех пор широко распространился и стал популярен в большинстве стран мира. Истоки хип-хопа лежат в фанке — главном «прародителе» этого направления. Также влияние на становление хип-хопа оказали ритм-н-блюз, соул, джаз и регги. Хип-хоп стал основой одноимённой субкультуры, включающей также определённый стиль одежды, танец, хобби и другие элементы. Обозначение. Очень часто термины «хип-хоп» и «рэп» используются как синонимы, что не является правильным. Рэп — это речитативное исполнение стихов под ритмическую музыку, которое может использоваться не только хип-хоп-исполнителями, но и представителями других жанров — современного ритм-н-блюза, поп-музыки, рэпкора, ню-метала, раггамаффина. В то же время существуют исполнители альтернативного хип-хопа, не использующие в своих записях вокал. Возникнув как разновидность стиля spoken word, рэп превратился в самостоятельное искусство, имеющее множество граней. Так, рэперы Twista и Busta Rhymes исполняют сверхскоростной речитатив, а Ghostface Killah превращает свои рифмы в настоящие загадки, непонятные неподготовленному слушателю. Термин «хип-хоп» образован как сочетание двух слов — «hip» (ура) и «hop» (прыжок). История. 1970-е. Хип-хоп-музыка является частью субкультуры хип-хопа, состоящей из двух элементов — MCинга и DJинга. Она зародилась в начале 1970-х в Нью-Йорке, в афроамериканских и латиноамериканских кварталах Бронкса. На вечеринках ямайские диджеи сочетали местную музыку с фанком или дабом, накладывая на них речитатив. 11 августа 1973 года диджей Kool Herc впервые использовал на вечеринке музыку, жанр которой тогда определяли как «new school funk», а сейчас называют «олд скул рэп». Место, где это произошло — Sedgwick Avenue в Бронксе — называют местом рождения хип-хопа, хотя жанр зародился в нескольких местах одновременно. Изначально диджеи использовали для создания хип-хоп музыки фанк и даб, но позже начали использовать соул и диско, чему положил начало тот же Kool Herc. Битмейкеры стали использовать элементы тёрнтейблизма — скретчинг и микширование, которые были заимствованы из Ямайки. Также использовались синтезаторы и драм-машины; на бит накладывалась «а капелла». Постепенно количество MC возрастало, но самыми известными из них были Kool Herc и Coke La Rock. Создавались и группировки типа The Furious Five и Zulu Nation, они назывались «crew». С 1979 года диджеи начали создавать микстейпы. В том же году была выпущена первая полноценная хип-хоп запись группой The Sugarhill Gang — «Rapper's Delight». Этот год считается временем появления музыкального жанра «рэп/хип-хоп». Начало 80-х. Жанр, в котором был выполнен трек «Rapper’s Delight», в то время называли «новой школой фанка». Термин «старая школа» применили к этому жанру музыки гораздо позже. Основу этого направления хип-хопа составил речитатив, наложенный на фанк или диско. В таком стиле работали Kool Herc, Grandmaster Flash, Afrika Bambaataa и другие исполнители. В 1983 году команда Run-D.M.C. впервые использовала в своей музыке элементы жанра Hardcore Urban, а на втором альбоме (1984) — семплы с хеви-метала. Использование семплирования стало поворотным пунктом в развитии хип-хопа. Появился новый жанр — «нью-скул», который стал особенно популярным в середине 1980-х, во многом благодаря творчеству LL Cool J. Золотая эра хип-хопа. Период с 1986 по 1993 называют «золотой эрой хип-хопа». Это время расцвета хип-хопа как музыкального направления и появления новых жанров внутри него. В творчестве артистов прослеживаются темы афроцентризма, политической активности, музыка преимущественно создаётся с помощью семплирования уже существующих записей, отличается некой эклектичностью звучания. Время «золотой эры хип-хопа» отмечается новшествами в этом музыкальном жанре. Помимо возникновения новых жанров можно отметить и другую черту этого периода, связанную с первой — в основе всех возникших направлений лежит электронное семплирование. Теперь музыканты чаще используют семплы с джаза или рока. Жанр благодаря сочетанию агрессивности текстов и коммерческой направленности треков занимает своё место в мире мейнстрима. В субкультуре хип-хопа появляется такое явление как «биф». Противостояния рэперов становятся обычным делом; один из самых известных бифов этого времени — «мостовые войны» между командами Juice Crew и Boogie Down Productions. Окончание золотой эры большинство изданий относят к 1992—1993 годам. Это время развития музыки Западного побережья, которая сумела одержать верх в негласной конкуренции рэперов Нью-Йорка и Лос-Анджелеса, которая началась в 1991 году с выпуском трека рэпера Tim Dog «Fuck Compton». 1990-е (Война побережий). Музыкальный критик Тони Грин в книге Classic Material ссылается на двухлетний период 1993—1994 как на «второй Золотой Век», в котором представлены влиятельные и высококачественные альбомы, использующие классические элементы недалёкого прошлого — драм-машина E-mu SP-1200, скретчинг и отсылки к хитам хип-хопа старой школы. В этот период времени возникло несколько новых поджанров хип-хопа, из которых самыми значимыми являются джи-фанк (возникший в экспериментах западных рэперов с фанком и игрой на синтезаторе), а также хорроркор, первопроходцами которого стали нью-йоркский рэпер Necro и хьюстонский коллектив Geto Boys. В период «второго золотого века» было выпущено несколько альбомов, которые в наши дни единодушно признаются «классикой жанра». К ним можно отнести Enter the Wu-Tang (36 Chambers) (Wu-Tang Clan), Illmatic (Nas), Buhloone Mindstate (De La Soul), Doggystyle (Snoop Dogg), Me Against the World (2Pac), Midnight Marauders (A Tribe Called Quest) и Southernplayalisticadillacmuzik (OutKast). Это время также характеризуется полным доминированием западной хип-хоп-сцены над восточной, что вызвало глубокие противоречия между артистами обоих побережий и привело к конфликту крупнейших лейблов — Death Row Records и Bad Boy Records, итогом которого стало убийство двух ведущих артистов обоих побережий — Тупака и Бигги. 2000-е. После окончания войны побережий разрыв между мейнстримом и андеграундом стал проявляться гораздо сильнее, чем раньше. Первым толчком к этому стала возросшая популярность гангста-рэпа, ворвавшегося на MTV после выхода альбома Coolio Gangsta’s Paradise, что привело к коммерциализации жанра, его отходу от истоков. В конце 90-х известный продюсер Dr. Dre и вовсе объявил, что «гангста-рэп мёртв». Новая эпоха в хип-хопе характеризуется также тем, что в мейнстриме хип-хопа нет доминирующей группы артистов, как в начале 90-х, когда наибольшую популярность имели рэперы Калифорнии. Хип-хоп-мейнстрим представлен артистами Востока (Jay-Z, Lil' Kim), Запада (Game, Snoop Dogg), Мидвеста (Eminem, Kanye West), и Юга (Lil Wayne, T.I.). В это время появляются новые жанры хип-хопа, такие как кранк, снэп, музыка приобретает ярко выраженную коммерческую окраску, появляются смешения с модным R&B, с электронной музыкой (хаус, дабстеп). Однако развивается и андеграундная сцена. Одним из популярнейших хип-хоп-исполнителей андеграунда является лидер лейбла Strange Music Tech N9ne]. Огромное количество поклонников имеют так называемые «супергруппы», к которым можно отнести коллективы La Coka Nostra, Goondox, Army of the Pharaohs и Soul Assassins. Поджанры. Олдскул. Old School является самой первой разновидностью хип-хоп-музыки; его возникновение датируют 1979 годом — временем выпуска композиции «Rapper’s Delight» группы The Sugarhill Gang. Этот жанр отличается от остальных направлений хип-хопа своим относительно упрощённым речитативом — большинство строк занимают примерно одинаковое время, а речевые ритмы редко изменяют направление по ходу битов композиции. В основе инструментала лежали композиции, заимствованные из фанка или диско, хотя некоторые треки были разбавлены синтезаторным сопровождением. Основной акцент делался не на лирическую сторону музыки, а просто на «старые добрые времена»; единственным исключением из этого правила были Grandmaster Flash и его команда The Furious Five, чьи треки носили остросоциальную направленность. Также одной из основных черт хип-хопа является продолжительность треков — от 10 минут и более. Начавшая в 1983 году музыкальную карьеру группа Run-D.M.C. стала строить свои композиции на основе хардкор-панка и хардкор-урбана. Деятельность группы привела к разложению «старой школы» и заменой её «новой». Ньюскул. Основой жанра «нью-скул» стало сочетание семплера и драм-машины, начало которому положили всё те же Run-D.M.C. и LL Cool J. Тексты песен носили разнообразный оттенок — от сознания значительности самим рэпером до описания жизни в гетто. Первыми полноценными альбомами этого жанра считают работы Run-D.M.C. (1984) и Radio (1985). Другой отличительной особенностью «новой школы» стало то, что хип-хоп-треки стали гораздо короче, что помогло им пробиться на радио. Развитие «новой школы», её коммерциализация привели к тому, что хип-хоп занял место в поп-культуре. Многие музыканты начали использовать рэп в своих песнях; в первую очередь это относится к знаменитой группе Beastie Boys. Гангста-рэп. В конце 80-х некоторые рэперы (Ice-T, Schoolly D) отклонились от тематики композиций «старой» и «новой школы» и стали описывать в своих треках свою хулиганскую молодость. 1982 год считается датой основания нового жанра, а первой композицией этого направления стал трек Ice-T «Cold Wind Madness» (другое название — The Coldest Rap, Pt. 2). Тексты гангста-рэпа посвящены тяжёлой жизни в негритянских гетто, включающей в себя уличное хулиганство, грабёж и торговлю наркотиками. Многие из родоначальников гангста были связаны с экстремистским движением за права чернокожих «Чёрные пантеры» и другими «Black power»-организациями, либо разделяют их взгляды. Датой расцвета гангста-рэпа является рубеж 1980-90-х годов, время творчества группы N.W.A. Её лидер Eazy-E считается «крёстным отцом» жанра. После распада группы в 1992 году жанр продолжал процветать, в особенности в Лос-Анджелесе. Такие рэперы, как Eazy-E, Ice Cube, MC Eiht были необычайно популярны в середине 90-х. На смену этому поколению пришли исполнители, смешивающие гангста-рэп с другими жанрами. К ним можно отнести Тупака, Снуп Догга, Кулио. После знаменитой «войны побережий» популярность гангста-рэпа пошла на убыль, многие исполнители этого жанра стали представителями других направлений хип-хопа. Политический хип-хоп. Предтечами политического хип-хопа в США стали Джиль Скотт-Херон и группа The Last Poets. Однако подлинными основателями жанра следует считать Chuck D и его группу Public Enemy. Огромное влияние на становление политического хип-хопа оказал трек «The Message» (работа Grandmaster Flash), а также пропагандистская деятельность рэпера KRS-One. Одни исполнители политического рэпа часто призывают к антисоциальной деятельности, другие — к объединению общества перед лицом угроз изнутри и извне. В связи с этим различают несколько разновидностей политического хип-хопа: •      чёрный националистический (Тупак, Public Enemy, Big Daddy Kane); •      расистский (X-Clan); •      марксистский (The Coup, Marxman, Rushya); •      анархистский (Dead Prez, Anarchist Academy); •      осознанный (Lupe Fiasco, The Roots, Immortal Technique, KRS-One). Из всех этих течений осознанный хип-хоп стоит особняком, так как, в отличие от других н


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.137.243 (0.004 с.)