Виа /творческие портреты групп по выбору/. Авторская песня 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виа /творческие портреты групп по выбору/. Авторская песня



Познакомить учащихся с генезисом рок-музыки, ВИА, авторской песни ХХ века и современности в СССР, России и Беларуси, жанрово-стилевыми направлениями. Дать представление о ведущих музыкантах, коллективах – представителях этих жанрово-стилевых направлений. Сформулировать основные понятия, терминологию музыкального языка рок-музыки, ВИА, авторской песни этого периода. Выработать умения характеризовать жизнь и творчество, специфику исполнительской стилистики, особенности музыки этих направлений на примере творчества ведущих музыкантов, коллективов по технологии. Познакомить с аутентичным исполнительством и реконструкцией, обработками музыки этих направлений профессиональными музыкантами ХХ века и современности. Познакомить с передовыми взглядами искусствоведов о тенденциях развития современного рока, ВИА, авторской песни в России, Беларуси. Научить творчески применять полученные знания на практике. Рок – музыка в России, Беларуси - этапы развития. ВИА /творческие портреты групп по выбору/ -  - «Скоморохи», «Пламя», «Цветы», «Группа Стаса Намина», «Весёлые ребята», «Самоцветы», «Песняры», «Ариэль», «Поющие сердца»-1960х г.. -  «Високосное лето», «Машина времени», «Мифы», «Воскресение», «Аквариум»-1970х г.. -  «Зоопарк», «Кино», «Странные игры», «Алиса», «Пикник», «Урфин Джюс», «Браво», «Звуки му», «Наутилус Помпилиус», «Крематорий», «ДДТ», «Бригада С» -1980х г.. - «Чиж и Ко», «Сплин», «ЧайФ», «Агата Кристи», «Ленинград», «Би-2», Земфира, Юлия Чичерина-1990-2000х г../ Авторская песня. Творческие портреты музыкантов /В. Высоцкий, А. Галич, Ю. Визбор, Б. Окуджава, Ю. Кукин, А. Городницкий, А. Розенбаум/. Русский рок — рок-музыка с текстами на русском языке, зародившаяся в СССР в 1960-е годы под влиянием мировой, прежде всего западноевропейской и американской рок-музыки, также испытавшая влияние бардовской песни. Своего расцвета и массовой популярности русский рок достиг в 1980-е, благодаря ослаблению цензуры в СССР; в этот период появились и приобрели известность такие группы, как «Кино», «Ария», «Алиса», «ДДТ», «Браво», «Наутилус Помпилиус» и другие, а уже известные (как например «Аквариум» и «Машина времени») начали издавать альбомы официально. Русский рок XX века часто рассматривают как единое культурное движение, имеющее некоторые общие музыкальные, эстетические и идейные черты. Важнейшей характерной особенностью является акцент на поэзии и смысле песен, а не на музыкальном жанре непосредственно как таковом. В этом смысле русский рок «подхватил знамя» авторской песни, стал выразителем чаяний, надежд и ценностей поколения 1980-х. В XXI веке в России существуют практически все жанры рок-музыки, распространённые в других странах, из-за чего «русский рок» стал более размытым понятием.  История 1960-е годы Рок в СССР появился в 1960-е годы. К середине 1960-х в Москве и Ленинграде сформировались бит-группы, на первых порах исполнявшие кавер-версии зарубежных хитов. Среди этих групп были такие звёзды московского рока 1960-х как «Сокол», «Скифы», «Скоморохи» и англоязычные «Славяне» (группы Александра Градского). Уже в 1965 году группа «Сокол» сочинила первую песню на русском языке. В 1962 году школьники Бари Алибасов и Михаил Арапов создали джаз-квинтет, который в 1965 году трансформировался в бит-квартет «Интеграл», где исполнялась джазовая музыка и композиции в стиле The Shadows и The Swinging Blue Jeans, сочинялись собственные твисты и рок-н-роллы. С широким распространением битломании практически в каждой школе создавалась своя рок-группа. Многие из этих коллективов потом стали главными лицами сцены 1970-х («Рубиновая атака», «Удачное приобретение», «Машина времени»). Развитие бит-сцены привело к созданию первого рок-клуба «КМ» (по названию кафе-мороженого, в здании которого он находился). Однако музыканты независимых бит-групп сталкивались с двумя проблемами, ограничивавшими их деятельность. Первая состояла в недоступности студий звукозаписи, поэтому до настоящего времени дошло очень мало записей групп 1960-х. Среди них можно выделить записи группы «Скифы», использовавшей разнообразные звуковые эффекты (по мнению основателя американской фирмы «Electro-Harmonics», производящей подобные эффекты, изобретения группы «Скифы» по своим возможностям опережали западный рынок на несколько лет, в чём и состоит уникальность звучания этой группы). Вторая проблема состояла в том, что после завершения высшего образования музыканты бывших независимых групп были вынуждены делать выбор: уйти работать по специальности или вступить в профессиональный коллектив, которым на тот момент являлся ВИА (вокально-инструментальный ансамбль). Но и после распада большинства самых известных команд 1960-х или выезда за рубеж многих их членов, рок-музыка продолжала развиваться за счёт более молодого поколения. В 1972 году московская группа «Оловянные солдатики» записала магнитоальбом «Рассуждения». Позднее «Оловянные солдатики» стали известны тем, что записали песню для мультфильма «Ну, погоди!» — «У попа была собака», хотя ещё в 1968 году группа «Сокол» сделала единственную сохранившуюся запись своего творчества — саундтрек к мультфильму Ф. Хитрука «Фильм, фильм, фильм». Бит-движение также развивалось и в провинции. 1 января 1966 года в Харькове местными рок-группами был проведён первый сейшн в Доме культуры железнодорожников. В том же году Сергей Коротков выпустил самиздатовский журнал «Бит-Эхо», который стал первым отечественным рок-н-ролльным журналом. 18 декабря 1966 года в Каменске-Уральском Свердловской области прошёл первый в стране рок-фестиваль, организованный лидером местной бит-группы «Месяцевики» Владимиром Прокиным. В фестивале приняло участие четыре каменских группы. 9 мая 1969 года в Ростове-на-Дону, на Левбердоне, был проведён рок-фестиваль, впоследствии известный как «Вудсток-на-Дону». В фестивале приняли участие четыре ростовские рок-группы: «Утренняя Роса», «Малыш и братья», «Корда» и «Неудачники». Для московского рока ключевым фестивальным событием являлся Ереванский фестиваль, ежегодно проходивший в 1968—1972 годах и собиравший самые крупные московские коллективы. Родоначальником ленинградской магнитоальбомной истории считается Юрий Морозов (1973), о чём сказано в книге Александра Кушнира «100 магнитоальбомов советского рока», где работы Морозова ошибочно названы также и первыми альбомами советского рока в принципе (это не так, поскольку на год раньше это сделали «Оловянные солдатики», а ещё в 1969 году это пытались сделать «Скифы»). Среди записей ленинградских групп первенство принадлежит сохранившимся в хорошем качестве записям бит-группы «Садко», включавшим кавер-версии и собственные песни на русском языке, сделанным ранее опытов Морозова, — в конце 1960-х годов. 1970-е годы Параллельно независимой рок-сцене существовала официальная (и от того более известная) сцена советских вокально-инструментальных ансамблей, ставших символом 1970-х в советском роке также, как прогрессив и арт-рок. Бывшие веянием времени, многие ВИА исполняли музыку, близкую к року (например, «Песняры», «Ариэль», «Цветы», «Поющие гитары»), что не удивительно, ведь в то время в них играли иногда полными составами бывшие звёзды рока 1960-х. Некоторые советские композиторы — Д. Тухманов, Ю. Антонов, — старались совместить традиции эстрадной песни с современными музыкальными идеями, идущими в том числе из западной рок-музыки. Несмотря на то, что репертуар ВИА проходил утверждение на худсоветах, состоящих из консервативных пожилых политработников, в начале 1970-х на пластинках-миньонах выходили кавер-версии «Битлз», а на концертах все группы обязательно исполняли сегмент, также состоявший из забойных кавер-версий. Петь свои песни не разрешалось, потому что каждая песня заносилась в программу-рапортичку, за каждый факт исполнения которой автору текста и музыки, обязательно бывшему и членом Союза композиторов, перечислялся гонорар. В случае с иностранными авторами и исполнителями этого было делать не нужно. Группы, которые это не устраивало, предпочитали считаться самодеятельными, однако это лишало возможности выпускать официальные пластинки. Возможности для концертов это не всегда ограничивало — если группа была прикреплённой к отдельному вузу или факультету, это давало возможность выступать на сцене. Самым известным местом выступления рок-групп 1970-х в Москве стал Дом культуры «Энергетик» МЭИ, в котором на одном из концертов вынесли чугунные ворота и вызывали конную милицию для наведения порядка, в то время как хиппи подкармливали лошадей сахаром, «случайно завалявшимся в карманах». В этот период в основном распространялись не альбомные, а концертные записи, которые переписывались как самиздат от одного владельца магнитофона — к другому. Для московской рок-музыки 1970-х годов было абсолютно нетипичным такое явление ленинградского рока, как квартирник, широко распространившийся в 1980-е годы. В Москве, помимо уже упомянутых групп «Рубиновая атака», «Удачное приобретение», «Машина Времени», также хорошо были известны «Високосное лето» (записавшие один из редких для 1970-х магнитоальбомов), «Автограф», «Воскресение». Рок-группы Ленинграда 1970-х, такие как «Мифы», «Россияне», «Санкт-Петербург», тоже выступали на сцене исключительно в электрическом варианте. Для рок-музыки того времени, требовавшей драйва, выступление в акустическом варианте было бессмысленно. В соответствии с велением времени и доминированием стилей арт-рок, хард-рок и прогрессив-рок группы 1970-х имели соответствующее звучание: это и были уже упомянутые «Мифы», «Россияне», «Рубиновая атака», «Удачное приобретение», «Високосное лето» (в чём можно убедиться в отношение последних двух по сохранившимся записям — «Удачное приобретение Live’74» и альбом группы «Високосное лето» «Лавка чудес» (1978)). Скорее исключением являлся звук групп «Машина Времени», «Оловянные Солдатики», «Воскресенье», черпавших вдохновение непосредственно в стилях 1960-х годов, а потому игравших в более мягком и философском звучании. Это же относится и к ленинградской группе «Аквариум», вдохновлявшейся 1960-и годами. К 1980-м годам в мировой музыке проявились менее тяжёлые стили панк, new wave, что по свидетельству первого нью-вейв музыканта Василия Шумова (лидера группы Центр, возникшей в 1980 году) приводило к размолвкам со стороны молодого поколения и представителей более старшей хард-роковой генерации. 1980-е годы К концу 1970-х — началу 1980-х в СССР сформировалось полноценное рок-движение, которое начало самоорганизовываться (хотя и не без помощи властей). Чтобы упорядочить стихийное движение, в 1981 году был открыт Ленинградский рок-клуб, первый рок-клуб в СССР. Благодаря рок-клубам, у рок-групп впервые появилась возможность легально записываться и давать концерты, а у властей — держать рокеров под наблюдением. В 1980 году был проведён первый рок-фестиваль «Тбилиси-80», лауреатами которого стали группы «Машина времени», «Магнетик бэнд», «Автограф» и «Интеграл». Некоторые группы получили доступ к радио- и телеэфиру благодаря программе «Музыкальный ринг» и радиопередаче «Хит-парад Александра Градского» радиостанции «Юность». В конце 1970-х — начале 1980-х на большую сцену профессиональной советской эстрады смогло пробиться немало вчерашних самодеятельных рок-групп заключивших трудовые соглашения и контракты с различными филармониями СССР, таких как «Земляне» (Кемеровская филармония, позднее Ленконцерт и Москонцерт), «Диалог» (Кемеровская филармония), «Автограф» (Москонцерт), «Круиз» (Тамбовская филармония), «Машина времени» (Москонцерт) и других. Однако, русский рок пережил очередной трудный период в 1983—1985 годах, когда по инициативе К. У. Черненко на самодеятельные группы начались гонения, а организация концертов без участия государственного монополиста была приравнена к незаконному частному предпринимательству (нетрудовым доходам) и грозила тюрьмой. Приказом Министерства культуры от 28 сентября 1984 года были запрещены «Альянс», «Гулливер», «Браво», «Примус», «Центр», «Зигзаг», «ДК», «Альфа», «Кросс», «Теннис», «Зона отдыха», «Аквариум», «Мануфактура», «Мифы», «Пикник», «Кино», «Карнавал», «Дилижанс», «Акцент», «Хрустальный шар», «Автоматические удовлетворители», «Люцифер», «ДДТ», «Метро», «Урфин Джюс» и другие группы. В этот период от подобных мер особенно пострадали московские группы: «Воскресение», «Браво», «Коррозия Металла»; их концерты прекращала милиция, а отдельные их участники даже побывали под арестом (в частности, Жанна Агузарова («Браво») и Алексей Романов («Воскресение»). В 1984—1985 годах известными постановлениями ЦК КПСС и Минкульта о рок-группах, рок-жанр был вновь удалён из реестра Министерства Культуры. Были расформированы некоторые профессиональные ВИА экспериментировавшие в рок-жанре, репертуар многих других исполнителей подвергся проверке, литовке и цензуре. Только в 1985 году была открыта Московская рок-лаборатория, позволившая столичным группам легализовать свою деятельность. А с началом перестройки и гласности в 1985 году у музыкантов появилась возможность выступать с концертами, не опасаясь уголовного преследования за предпринимательство и тунеядство. Эта «оттепель» дала толчок второй волне русского рока, особенно ленинградским группам в стиле «нью-вэйв» — «Кино», «Алиса», «АукцЫон», «Оберманекен», «Странные игры» и др. Популярными становятся Наутилус Помпилиус, Аквариум, Зоопарк и Бригада С. В городах СССР были созданы рок-клубы, сформировались известные рок-группы, появились люди, последовательно пишущие о рок-музыке (Артемий Троицкий, Александр Житинский), прошли крупные рок-фестивали («Рок-панорама» — 1986—1987, «Литуаника» — 1985—1989, «Подольск» — 1987, «СыРок» — 1988—1992, «Московский международный фестиваль мира» — 1989, «Монстры Рока СССР» — 1989—1991, «Монстры Рока» — 1991) и др. Прототипом русской рок-музыки 1980-х стала англо-американская рок-музыка, а именно, такие её направления как хард-рок, хеви-метал, «новая волна», а также панк-рок и частично постпанк. Музыкальный критик Артемий Троицкий писал по поводу первых хард-роковых филармонических рок-групп СССР начала 1980-х годов: Практикующим металлическим группам — «Круиз», «Группа Гуннара Грапса» и «Земляне» — удалось замечательно сплавить каноны хеви-метал и массовой эстрадной песни, что обеспечило им стабильное положение. Остальные существовали на грани (а иногда и за гранью) запрета… — (Из книги «Рок-музыка в СССР. Опыт популярной энциклопедии», 1990) Многие песни классических русских рок-групп писались и иногда исполнялись под акустическую гитару как авторская песня. Это происходило в первую очередь на неофициальных концертах и «квартирниках». Таким образом, многие коллективы 1980-х были, в некотором смысле, группой сопровождения поэта-песенника. Часто группы формировались вокруг такого автора текстов (а иногда и музыки), который обычно считался «лидером» и, так же как и группа, становился широко известен. Региональные сцены Несмотря на то, что увлечение рок-музыкой в СССР было повсеместным, к концу 1980-х оформился ряд центров советского рок-движения, заметно отличавшихся друг от друга как по стилю, так и по организационным особенностям. Прежде всего выделяются три крупнейших центра русского рока — Ленинград (Санкт-Петербург), Москва и Свердловск (Екатеринбург). Ленинград (Санкт-Петербург) В 1981 году в Ленинграде был образован Ленинградский рок-клуб. В разные годы членами рок-клуба являлись такие группы, как «Пикник» (Эдмунд Шклярский), «Зоопарк» (Майк Науменко), «Секрет» (Максим Леонидов, Николай Фоменко), «Мифы» (Геннадий Барихновский), «Санкт-Петербург» (Владимир Рекшан), «НОМ» (Андрей и Сергей Кагадеевы), «Автоматические удовлетворители» (Андрей «Свин» Панов), «Объект насмешек» (Александр «Рикошет» Аксёнов), «Бригадный подряд» (Николай Михайлов). Широкой известности добились группы «Аквариум» (Борис Гребенщиков), «Кино» (Виктор Цой), «Алиса» (Константин Кинчев), «АукцЫон» (Леонид Фёдоров) и «ДДТ» (Юрий Шевчук). Среди прочих значительных коллективов были «Телевизор» (Михаил Борзыкин), «Оберманекен» (Анжей Захарищев фон Брауш), «Ноль» (Фёдор Чистяков), а также рок-бард Александр Башлачёв. Ленинградский рок представлял собой хорошо организованное сообщество, центром которого был рок-клуб, большинство активных членов которого хорошо знали друг друга. Особую роль в клубе играли Андрей Тропилло, создавший фактически первую в СССР частную студию звукозаписи, и Борис Гребенщиков, являвшийся центральной фигурой питерской рок-тусовки. Музыка большинства групп, как правило, представляла собой аранжировки песен в акустическом исполнении, что позволяло без особых проблем исполнять их на «квартирниках» и приближало питерские группы к «традиционному» року 1960-х. В то же время для ленинградской рок-тусовки был характерен большой интерес к другим видам искусства — литературе, театру и кинематографу. Встречались и металлические группы: «Август», «Фронт», «Союз», «Скорая Помощь». Москва В 1985 году в Москве была создана «рок-лаборатория» при Доме Культуры им. Горбунова. Наиболее известные московские группы того периода: «Машина времени» (Андрей Макаревич), «Воскресение» (Алексей Романов), «Карнавал» (Александр Барыкин), «Мозаика» (Вячеслав Малежик), «Звуки Му» (Пётр Мамонов), «Вежливый отказ» (Роман Суслов), «Бригада С» (Гарик Сукачёв), «Ва-БанкЪ» (Александр Ф. Скляр), «Небо и земля» (Владимир Сигачёв), «Крематорий» (Армен Григорян), «Браво» (Евгений Хавтан). В Московской рок-лаборатории также стали появляться первые электронные рок-группы, такие как «Центр» (Василий Шумов), «Ночной проспект», «Биоконструктор» и другие. Для столичной рок-музыки, особенно её первой волны, была характерна ранняя коммерциализация, что отчасти объясняло то, что «Горбушка» являлась скорее центром неформальной рок-культуры, нежели некой стержневой организацией для музыкантов. В большинстве своём московские рок-группы существовали сами по себе и формировали свой собственный, ни на что не похожий стиль, как правило, отличавшейся подчёркнутой несерьёзностью и снисходительным отношением к реальности. Эти качества достигли расцвета в 1990-е годы и способствовали популярности таких групп, как «Тайм-Аут», «Несчастный случай», «Манго-Манго», «Ногу свело!», «Бахыт-Компот» и др. Помимо групп, исполнявших «классический» рок, в 1980-е годы в Москве появился ряд коллективов, играющих «хеви-метал»: «Ария», «Мастер», «Чёрный кофе» (Дмитрий Варшавский), «Круиз» (Валерий Гаина), «Чёрный обелиск» (Анатолий Крупнов) и «Коррозия Металла» (Сергей «Паук» Троицкий). Также заметную роль в истории русского рока играет группа «Умка и Броневик», ставшая фольклором среди советских хиппи. Урал и Свердловск (Екатеринбург) В 1986 году был основан Свердловский рок-клуб. Известные группы из региона: «Урфин Джюс» (Александр Пантыкин), «Отражение» (Сергей Кондаков), «Ассоциация» (полное название — «Ассоциация содействия возвращению заблудшей молодёжи на стезю добродетели», Алексей Могилевский), «Наутилус Помпилиус» (Вячеслав Бутусов), «Чайф» (Владимир Шахрин), «Настя» (Анастасия «Настя» Полева), «Агата Кристи» (Вадим и Глеб Самойловы), «Апрельский марш», «Группа Максима Ильина» (Максим Ильин). Свердловская рок-тусовка была относительно узкой, и особую роль в ней играли поэты-песенники Илья и Евгений Кормильцевы. Уральский рок испытал сильное влияние зарубежных групп 1970-х годов (в том числе психоделического рока), большую роль играли клавишные, музыка не была предназначена для акустического исполнения, отличалась сложностью аранжировок. Сибирь и Новосибирск «Иван Кайф», «Диалог», «Гражданская оборона» (Егор Летов), «Инструкция по выживанию» (Роман Неумоев), «Калинов мост» (Дмитрий Ревякин), «Коридор» (Алексей Костюшкин), «Тёплая трасса», «9-й район», Янка Дягилева, «Чолбон», «Пик Клаксон» (Евгений Лищенко, Олег Лищенко), Евгений Махно Пьянов. Периферийное и не имевшее единого центра сибирское рок-сообщество в 1980-е годы было представлено в основном направлением, которое его участники называли панк-роком. Советский сибирский панк-рок опирался не только на англо-американский панк-рок, но и на постпанк, гаражный рок, психоделию и даже частично на фолк-рок и представлял собой отдельное культурное явление, продолжавшее существование в андеграунде и в 1990-е годы и оказавшее большое влияние на молодёжную субкультуру. Воронеж Здесь была образована рок-группа «Сектор Газа», первая в СССР рок-группа, игравшая хоррор с элементами славянской мистики, русского фолка и деревенской лирики с элементами западного панк-рока, хард-рока, рэп-рока и метала. Неформально стиль часто называют «колхозным роком» или «колхозным панком». Киев Наиболее известными рок-группами Киева во времена СССР были: «Вопли Видоплясова», «Коллежский асессор», «Раббота Хо», «Годзадва», «Иванов Даун». Самиздатовские журналы: «Гучномовець». Харьков Здесь с конца 1980-х проводятся рок-фестивали. Наиболее известная рок-группа из Харькова — «Разные люди» (Александр Чернецкий), в 1989—1994 годах вторым солистом и автором песен в которой был также Сергей Чиграков (Чиж). Определённой популярность в Харькове и сопредельных землях пользовались группы «Шок», «Утро», «Противовес», «Фабрика», «К.П.П.» (первоначально сокращённо — «КровьПролитПросвет», основана в 1988 году известным в украинских рок-н-ролльных кругах Сергеем «Сэром» Щелкановцевым). Некоторые харьковские рок-группы исполняли свои песни на украинском или английском (как рок-группа «Дождь») языках. Наиболее известным музыкальным критиком в харьковской рок-среде был Сергей Коротков. Развитию рок-среды города также способствовало «Радио-50» — возможно, первая частная радиостанция в СССР. Самиздатовские журналы: «Рок-Курьер», «Рок-н-рольная Харьковщина». Ростов-на-Дону В 1969 году на ростовском Левбердоне при большом скоплении молодёжи был проведён первый в СССР независимый open air рок-фестиваль. Участвовали ростовские группы «Утренняя Роса», «Неудачники», «Малыш и братья», «Корда». Затем, наиболее заметные местные фестивали проводились с середины 1980-х, самым известным был «Закрытая зона» (ДК РИИЖТ, 1989). Наиболее известные группы: «Пекин Роу Роу», «Театр Менестрелей», «Там! Нет Ничего», «Геликоптер Блюз Бенд», «Площадь согласия» (Таганрог), «Чистая вода» (Аксай), «ЭЛЕН», «Зазеркалье», «Оникс» (Новочеркасск). Наиболее известными музыкальными критиками в ростовской рок-среде были Галина Пилипенко и Игорь Ваганов. Самиздатовские журналы: «Донской Бит», «ПНЧУ» («Приложение неизвестно к чему»), «Ура Бум-Бум!», «Рок-ОПО», «КРИК», «Палата». Иваново 70-е годы История ивановской рок-музыки берет начало в 70-х годах прошлого века. Одной из первых коллективов этого жанра стала «Рубиновая атака» (не путать с одноимённым московским коллективом). Группа играла кавер-версии классических рок-композиций, но имела и собственный репертуар, который был популярен среди ивановцев. Одним из участников коллектива был известный саксофонист Александр Сакуров. Ещё один ивановский музыкант, вокалист и соло-гитарист Сергей Кривчиков начал играть в 70-х годах в ВИА «Эврика», существующей при клубе завода Ивторфмаш. По воспоминаниям музыканта его первым коллективом было именно ВИА, а словосочетание «рок-группа» тогда находилось под запретом. В 87-е годы в составе группы Игоря Сандлера Сергей Кривчиков занял 3-е место на всероссийском рок-фестивале «Мир-Музыка-Молодёжь» в Новороссийске. С 1989 по 1992 годы ивановский музыкант как бас-гитарист и бэк-вокалист аккомпанирует певцу Александру Серову. 80-е годы Наиболее известная группа «Сейф» (Николай Ковалёв), образовавшаяся в Палехе в среде художников в 1987 году, записавшая более трёх десятков альбомов и породившая направление «Палехская волна» («Отравленный сад», «Корабль снов», «Жерминаль»). В 1988 году появляется ивановский рок-клуб первым председателем которого становится журналист и радиоведущий Александр Краснов. Осенью 1988 проходит первый рок-концерт, включавший ивановские коллективы «Барометр», «Гротеск» и «Движение» из города Шуя. Творчество этих группы можно назвать переходным звеном между музыкой советских ВИА и тем, что стало впоследствии носить название «русский рок». Коллектив «Барометр» играл мелодичный хард-рок с романтическими песнями на русском и вскоре был переформирован в популярную «Площадь Пушкина» названную в честь главной площади Иванова. Лидер «ПЛП» Алексей Грачёв в будущем стал почётным участником различных музыкальных мероприятий, например, первого российского фестиваля гитарной музыки, организованного студией Moscow City Records в 2013 году в городе Плёс. Коллектив «Гротеск» имея «металлическую» направленность, сохранял в качестве основы для творчества стихи и музыку советских авторов. Например, на одном из концертов исполнил сюиту Раймонда Паулса в собственной гитарной обработке. За свои музыкальные достижения группа была отмечена премией ленинского комсомола, что действительно говорило о высоком профессиональном мастерстве музыкантов. Например, лидер коллектива Юрий Гребенюк имел в своём репертуаре пятиминутную гитарную импровизацию в ходе которой инструмент лежал на усилителе, а музыкант играл на ней как на пианино. Шуйская группа «Движение», играла жёсткий хард-рок с философскими текстами на русском языке. Это единственная из ивановских рок-групп, которая представляла русский рок за рубежом в конце 80-х, начале 90-х годов. Группа выступила на фестивале в Пиексямяки, Финляндия в 1991 году. В 1989 году в Иванове под руководством Евгения Розенсона образовалась «Ассоциация ивановских музыкантов». «Ассоциация» просуществовала недолго. В том же году прошёл первый фестиваль ивановских рок-групп. Наиболее известные группы: «Сейф», «Танцы на воле», «Дети Петра», «Палата № 6». Также в концерте играли уже перечисленные группы «Барометр», «Гротеск», «Движение», а также «Русская рулетка» с лидером Михаилом Малыгиным, играющая акустический рок. Хотя уже в 1991 году «Рулетка» резко сменит стиль и начнёт играть хард-рок. Таким образом уже в 80-е годы в ивановском роке выделились основные популярные направления: технически сложная тяжёлая музыка («Барометр», «Гротеск», «Движение»), нью-вейв («Сейф», «Танцы на воле»), эксцентричные музыкальные номера близкие к панку («Палата № 6», «Общество равных», «Дети Петра»). 90-е годы В 90-х в Иванове проводится всё больше рок-концертов. Причём всё большую популярность приобретают группы экстремальных направлений. Экстремальную тяжёлую музыку играют «Navarra», «Septicopyemia», «Кобра», Murk Exorbitance. Появляется в городе невест представители рокабилли и сайкобилли: «Biker Holy» и «Hellstompers». Много представителей хард-рока и тяжёлого блюза: «Русская рулетка», «Ветряная мельница», «South hat», «Криминальное чтиво». Но есть и команды, которые играют то, что принято называть русским роком: ритмичная гитарная музыка с акцентом на поэтические тексты. Среди них команд: панк-группа «Отец Фёдор» (Гаврилов Посад) и близкие к фолк-року «Лука и ветры» (Юрьевец). В 1999 году даёт первый концерт «Холм с кулями», сочетающий в своём творчестве традиции рока и русской духовной музыки. Все перечисленные коллективы были участниками фестивале «Рок-Февраль», впервые состоявшегося в 1994 году и ежегодно проходящего уже в течение 25 лет. Появляется в Иванове и независимая рок-сцена. Именно с городом на Уводи связана немалая часть творческого пути русского поэта и барда Александра Непомнящего. В 1991 году в Приволжске, Ивановская область появляется группа «Сельское население» (СеНа) в составе которой два харизматичных лидера: Дмитрий «Паскаль» Кочетов и Роман «В. П. Р» Семёнов. Коллектив, игравший в различных стилях — от пост-панка до регги, в общей сложности выпустил четыре альбома. Характерная черта группы — философские тексты-раздумия на русском языке, часто посвящённые взрослению и становлению личности в условиях русской провинции. Всё это позволяет отнести «Сельское население» к русской рок-музыке. Наибольшее распространение получил альбом СеНы — «Заполночь в снег», вышедший в 1995 году. Музыку близкую к сибирскому панку играют коллективы «Чужие» и «Друзья Будорагина». В 90-х годах выпустил около десятка альбомов проект «Троица», который напрямую можно отнести к русскому року благодаря ироническими текстам на русском языке, написанным Александром «Моррисом» Васильевым. Необычной страницей в истории ивановской рок-музыки стал «deГенераторс», образовавшийся в 1992 году. Начав с нечасто встречающегося в русском роке гаражного звучания, группа смело экспериментировала с жанрами в диапазоне от психоделического рока до музыкального кабаре. Тем не менее, её тоже вписать в представители именно русского рока благодаря тому, что коллектив делал ставку в первую очередь на русскоязычные тексты. В 2003 «deГенераторс» выпустил альбом «Будь ты не Laden» на студии АнТроп на которой записаны лучшие альбомы русского рока. А в 2004 выпустила пластинку «Могила-live» совместно с известным российским поэтом и автором песен Алексеем Хвостенко, не раз сотрудничавшим с представителями русской рок-сцены. В классический состав образовавшегося 1999 году AZE входило три инструмента — соло, бас, ударные. В репертуаре был только собственный материал, написанный на английском и русском языках. Многие песни на русском посвящены описанию быта ивановской рок-тусовки того времени, что даёт возможность причислить этот коллектив именно к русскому року. Всего у музыкантов с 1999 по 2008 вышло пять альбомов. Песни AZE неоднократно выпускались на сборниках ивановской музыки и входили в репертуар местных радиостанций. Стилистика AZE чрезвычайно разнообразна — от классического харда до инди. Поэтому его можно назвать переходным звеном от ивановских хард-рок команд 80-х годов к группам двухтысячных, предпочитающим направление инди-рок. AZE дал необычайно много концертов и, возможно, является самым концертирующим составом в истории ивановского рока. В начале «нулевых» группа в течение двух лет еженедельно выступала сольно на одной из открытых городских площадок. Причём все концерты были сыграны вживую. Большую помощь в продвижении рок-музыки в Иванове в 90-е годы сыграли журналисты различных изданий. Так, Андрей Удалов был не только музыкантом коллективов «Русская рулетка», «Зелёная миля» и «Шаровая молния», но и автором большого числа статей о роке в России, напечатанных в городских СМИ. Нередко ивановские музыканты принимали участие в передачах Александра Краснова «Живой звук», выходивших в эфире Ивтелерадио (телерадиокомпания) в 90-е годы. Нередко концерты проходят в доме МХ, принадлежавшего Майклу Морозову. Например, здесь проходил квартирник уроженки Иванова Рады Анчевской из Рада и Терновник. «Нулевые» и сегодняшний день В 2000 году в Иванове имелся интересный пример кардинального переосмысления наследия местного рок-коллектива. Группа Р. Е. М. О. Н. Т. представила репертуар «Детей Петра» близкий к русской народной музыке в традиционной панк обработке. Интересно, что выступления коллектива Р. Е. М. О. Н. Т. вдохновили «Детей Петра» вновь вернуться на сцену в 2004, после четырнадцатилетнего перерыва в концертной деятельности. Группа «Аттракцион», 2002 год В начале нулевых в Иванове наблюдается подъём интереса к музыке ска. Одна из первых в этом направлении стала группа «Аттракцион». Традиционное ска-звучание подчёркивалось присутствием в музыке духовых, которые до этого в ивановской рок-музыке не использовались. Не смотря на новое звучание, группа сохраняла в своём творчестве традиции отечественной музыки. Например, она исполняла кавер-версию песни «Он обещал ей» группы «Родные просторы» Шуя причём проигрыш включал отсылку к мелодии «Миллион алых роз». А одна из композиций «Аттракциона» даже была посвящена Юрию Гагарину. В 2002 году в Иванове появляется группа «Ска’n’Ворд» также играющая музыку в стиле ска-панк, но отдельные их песни могут быть отнесены к русскому року. Например, записанная на альбоме 2015 года «#новоевремя» песня «Это про вас», которая отличается острым текстом социальной направленности. Можно отнести группу к русскому року и благодаря тому, что они хорошо знают и исполняют песни из репертуара российских музыкантов. Так, в 2011 «Ска’n’Ворд» выпустил сингл «Гагарина дети» в который вошли три песни ивановской группы «Аттракцион». А на альбоме 2015 года присутствует кавер-версия на «Сердце» нижегородцев F.P.G. С назначением губернатором Ивановской области Михаила Меня, увлекающегося рок-музыкой (бывший бас гитарист группы «Мост», организатор группы «Made in Moscow» совместно с Гленом Хьюзом и Джо Линн Тёрнером), рок музыка в регионе получила значительную поддержку — открылась студия «Иван Рекордс», появились новые концертные площадки, стал проходить межрегиональный фестиваль «Антифабрика», последний раз проводившийся в 2012 году. Группа «Тихие парни», 2017 год Группа «Тихие парни» из города Фурманов, Ивановской области — один из примеров удачной адаптации русской рок-музыки к новому веку. Группа создана в 2014 году и в своём творчестве всегда ориентировалась как на западный, так и на русский рок. Коллектив большое внимание уделяет созданию поэтических текстов, в которых они занимаются осмыслением жизни в провинциальной России двухтысячных годов, а также месту русской рок-музыки в этой жизни. Именно таким размышлениям посвящена песня «Музыка слушает нас» с альбома «… уже не гранж» 2018 года. Стоит отметить: музыканты хорошо знакомы с традицией ивановской рок-музыки. Например, с творчеством группы «Сельское население». А на песню «Стикс» Александра Непомнящего музыканты сделали кавер-версию, вошедшую в их альбом 2017 года «Внутри настоящего». Активно выступают коллективы «-30» и «Холодов не будет», которые также можно отнести к жанру русской рок-музыки. «Красная волна» В 1986 году в США вышел двойной альбом «Red Wave» («Красная волна») с записями ленинградских групп «Аквариум», «Странные игры», «Алиса» и «Кино», способствовавший развитию русского рока и интересу к советской рок-культуре за пределами СССР. Выпуск альбома стал возможен во многом благодаря Джоанне Стингрей — американке, много бывавшей в СССР и активно интересовавшейся советским роком (была замужем за гитаристом группы «Кино» Юрием Каспаряном). После выхода этого альбома советские рок-группы получили возможность давать концерты, записывать и выпускать альбомы в других странах, сотрудничать с зарубежными музыкантами. Группа «Кино» совершила в 1988—89 годах турне по Франции, Италии и Дании, «Звуки Му» выпустили в Великобритании альбом «Zvuki mu» (продюсер: Брайан Ино) и ездили в турне по Англии и США. Лидер «Аквариума» Борис Гребенщиков записал в США англоязычный альбом «Radio Silence» совместно с Дэйвом Стюартом (Eurythmics) при участии Энни Леннокс (Eurythmics) и Крисси Хайнд (The Pretenders). Конец 1980-х — начало 1990-х Конец 1980-х ознаменовался окончательным выходом русского рока из подполья. Были сняты несколько фильмов, ставших неотъемлемой частью русской рок-культуры: «Взломщик» (1986) с Константином Кинчевым, «Игла» (1988) с Виктором Цоем, «Асса» (1987) с «Аквариумом» и другими, «Такси-блюз» (1989) с Петром Мамоновым, а также короткометражка «Йя-хха» с участием вышеперечисленных рок-музыкантов. Константин Кинчев из группы «Алиса». С 1990-х многие его песни посвящены темам христианства и пан-славизма С этого периода стали появляться многочисленные новые группы, дорога которых к зрительской аудитории была теперь открыта. В России услышали о группе «Агата Кристи», игравшей психоделический постпанк с элементами готик-рока. Появились такие проекты, как «Смысловые галлюцинации», «Ва-БанкЪ», «Ноль», «Ногу свело!» и другие. Также в конце 1980-х годов начал развиваться русскоязычный христианский рок. Вначале это были группы, состоящие только из протестантов. Наиболее яркие представители — «Трубный зов», «Новый Завет» и другие. Понятие «православный рок» впервые использовал Анатолий Вишняков («Галактическая Федерация»). Как протестная субкультура русский рок потерял своё значение с конца 1980-х, когда после легализации рок-музыки она начала становиться частью нарождающегося российского шоу-бизнеса. Это привело к выделению из рок-среды ограниченного числа «звёздных» коллективов, способных собирать большие площадки. Интерес массового слушателя к остальным русским рок-исполнителям пошёл на спад, многие из них прекратили свою деятельность в связи со смертью своих основател


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.193.232 (0.004 с.)