Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. 3. Роль пианистов в развитии джаза

Поиск
Познакомить учащихся с генезисом фортепианного джаза. Дать представление о ведущих музыкантах, коллективах – представителях разножанрово/стилевых направлений фортепианного джаза. Сформулировать основные понятия, терминологию музыкального языка фортепианного джаза. Выработать умения характеризовать творческие портреты ведущих музыкантов фортепианного джаза, особенности их музыки (композиторского направления), исполнительскую специфику фортепианных импровизаций по технологии. Познакомить с аутентичным исполнительством и реконструкцией, обработками фортепианного джаза профессиональными музыкантами ХХ века и современности. Познакомить с передовыми взглядами искусствоведов о тенденциях развития современного фортепианного джаза. Научить творчески применять полученные знания на практике. Стиль stride piano.  «Фэтс» Уоллер, Дж. Ролл Мортон, Дж. Джонсон. Зарождение и развитие стиля буги-вуги. Э. Хайнз, Т. Уилсон, А. Тэйтум, Б. Пауэлл. Создание современного фортепианного стиля в джазе. Новаторство в трактовке фортепиано как оркестрового и ансамблевого инструмента. Э. Гарнер, О. Питерсон, Д. Брубек, Т. Монк, Д. Ширинг, Д. Льюис, Б. Эванс, Б. Тиммонс, Х. Силвер /ознакомление с исполнительским стилем/ Фортепианный джаз 1-ой половины ХХ века. Развитие джазового исполнительства и разделение джаза на различные стили обусловлено тем, что джазовые исполнители и композиторы непрерывно продолжали усложнять свою музыку, искать новое звучание, осваивать новые гармонии и ритмы. Основоположниками джазового исполнительства стали представители новоорлеанского джаза, заложившие основы сольному, ансамблевому и оркестровому исполнительству. Пианистом, положившим начало фортепианному джазовому исполнительству, стал «Джелли Ролл» Мортон. «Джелли Ролл» Мортон, американский джазовый пианист, певец, руководитель оркестра, выдающийся аранжировщик и композитор – один из наиболее значимых представителей традиционного (классического) джаза. Игре на фортепиано «Джелли Ролл» Мортон начал обучаться в 14 лет, а в 19 лет уже начал выступать (с 1904 года) с сольными концертами. На раннем этапе развития стиль его игры основывался на использовании специфических приемов исполнения регтайма и блюза. Позднее, став руководителем джаз ансамбля «Red Hot Peppers», он обогатил тембральную палитру фортепиано красками инструментов джаз-ансамбля, а также усложнил фортепианную фактуру оркестровыми приемами (левая рука выполняла функцию ритм группы), что в целом моделировало игру джаз-оркестра. Блестящий импровизатор, он был первым, кто в своих импровизациях использовал испанский и креольский музыкальный фольклор, при этом его исполнение всегда отличалось очень высоким уровнем. В 1922 г. он впервые записал свою игру на ролики для механического фортепиано, а с 1923 г. начал регулярно записываться на грампластинки. Половина созданных им произведений вошла в состав джазовых стандартов («Jelly Roll Blues», «Kansas City Stomp», «King Porter Stomp» и др.), и сегодня исполняется джазовыми музыкантами. Творчество «Джелли Ролл» Мортона значительно повлияло на дальнейшее развитие фортепианное джазового исполнительства, которое нашло свое продолжение в исполнительском творчестве пианистов Гарлема (негритянский район Нью-Йорка) в 1920-е годы. Именно в их творчестве сформировался стиль исполнения, который получил название «Harlem Stride Piano», а позже в Гарлеме сформировалась фортепианная школа исполнителей stride. Stride  – стиль, в котором левая рука выполняет функцию ритм-секции, а правая – функцию мелодической секции, исполняя, украшая и дополняя разнообразными приемами мелодию. Представители – Джеймс П. Джонсон, Уилли «Лайон» Смит, Томас "Фэтс" Уоллер. В 1930-е годы - Эрл Хайнс  – американский джазовый пианист, бэндлидер, повлиявший на развитие техники джазового фортепианного исполнительства в переходный период от стиля stride к стилю swing, а также: «Тедди» Уилсон, «Дюк» Эллингтон, Уильям "Каунт" Бэйси – выдающиеся пианисты, руководители ансамблей, оркестров, в значительной мере способствовавшие формированию и развитию стиля swing. В 1930-1940 годы стал Арт Тейтум – американский джазовый пианист, бэнд-лидер, композитор (слепой вундеркинд с абсолютным слухом), который оказал огромное влияние на развитие не только джазового пианизма, но и джаза в целом. Принято считать, что его эксперименты в области гармонии предвосхитили гармонический язык будущих исполнителей бибопа. В январе 1944 г. Арт Тейтум вместе с пианистом Тедди Уилсоном участвовал в знаменитом концерте в роскошном зале Метрополитен опера, куда джазовых музыкантов до этого не приглашали. Телониус Монк – авангардист и примитивист, один из основателей бибопа, композитор и пианист. Один из тех музыкантов, без которых современный джаз мог бы и не состояться /его композиции - «Round Midnight», «Ruby My Dear», «52nd Street Theme» и многие другие стали классикой джаза/. В 1971 году он принял участие во всемирном турне «Гиганты джаза». Билл Эванс – американский джазовый пианист, аранжировщик и композитор, один из наиболее значимых музыкантов XX века, который внес огромный вклад в развитие джаза (он внесен в пантеон славы). Тридцать один раз Билл Эванс был номинирован на премию Грэмми и семь раз награжден (в том числе за лучшую джазовую импровизацию). Его исполнительским мастерством в одинаковой мере восхищались как джазовые музыканты, так и исполнители академической музыки, а также просто любители джаза. Билл Эванс получил академическое музыкальное образование, исполнял концерты для фортепиано с оркестром С.В. Рахманинова и Л. Бетховена, любимыми его композиторами были М. Равель, К. Дебюсси и Ф.Шопен. Увлекшись джазом, он играл вместе с такими титанами джазовой музыки, как Майлз Дэвис, Джон Колтрейн, Кэннонболм Эдерли и др. Его творческое новаторство – в создании новых концепций гармонии и ритма, в умении органично использовать элементы джаза и классики наряду с мультикультурными этно-музыкальными интонациями, в умении соединять несколько разных стилей воедино, в умении импровизировать в любом темпе и размере, а также свинговать, как никто другой. Он прославился своими тонкими интерпретациями баллад. Среди выдающихся пианистов второй половины ХХ-начала ХХІ века, внесших значительный вклад в развитие джаза, следует назвать Херби Хенкока, который сегодня по праву считается самым влиятельным джазовым пианистом современности. Обладает 14 премиями Гремми, записал более 45 студийных альбомов, один из первых стал использовать синтезатор и китар (keytar или "расческа", синтезатор в виде гитары) время исполнения соло. Кейт Джаррет – один из лучших джазовых пианистов и импровизаторов современности, знаменит не только как джазовый исполнитель, но и как исполнитель классического фортепианного репертуара. Является выдающимися импровизатором, умеющим импровизировать без предварительной подготовки. Боб Джеймс – композитор, аранжировщик, музыкальный продюсер, один из самых популярных джазовых пианистов современности, участник группы Fourplay, обладатель 2 премий Гремми. «Чик» Кориа – клавишник, композитор, один из лучших пианистов современности, который в равной мере знаменит как исполнитель джаза, так и произведений академической музыки. Обладатель многих международных наград, в том числе Гремми. Созданные им композиции сложны технически, нередко насыщены латиноамериканскими ритмами. Джазовый пианизм в XXI веке - особое явление джазовой культуры. Пианисты выдвигаются на первый план, занимают лидерские позиции в джазовом музицировании. Они соответственно традиции играют в ансамблях разного рода, больших оркестрах, но самое характерное явление - сольное исполнительство. Наряду с концертирующими корифеями фортепианного джаза - Ч. Кориа, М. Тайнером, Х. Хэнкоком, У. Кейном, заявляет о себе молодое поколение талантливых музыкантов - Эльдар Джангиров, Хироми Уехара, Бека Гочиашвили, Тигран Амасян, Виджай Айер, Арольд Лопес Нусса, Роберт Гласпер. Музыкальная жизнь джазовых пианистов сегодня насыщена событиями - сольные концерты, сольные номинации в фестивалях по всему миру, записи сольных дисков, участие в кино и видео проектах, новых по формату концертных шоу. На протяжении всей истории джаза фортепиано играло существенную роль в эволюции направлений, а пианисты становились инициаторами новых стилей, открывателями новых путей. Вопросы джазового пианизма, индивидуального стиля музыкантов в диссертационных исследованиях отечественных авторов.  Взаимодействие джазового пианизма с академической музыкальной традицией, стремление к новому типу авторской композиции, индивидуальному авторскому стилю, новые подходы к виртуозности. Если джазовое исполнительство в период своего зарождения и формирования являлось непрофессиональным искусством, то сегодня ведущие фигуры джаза - выпускники авторитетных музыкальных ВУЗов мира. Лишь немногие талантливые от природы пианисты джаза являются самоучками (Р. Гласпер, В. Айер). Характерная тенденция современности, имеющая корни в истории фортепианного джаза XX в. - взаимодействие с музыкой академической традиции. Она выражается в цитировании произведений классического репертуара, их обработке средствами джаза, в использовании средств языка академической музыки. Причем реализовываться эта тенденция может как в создании джазовых пьес, так и в импровизации, спонтанном исполнении - корни ее лежат в традициях романтического фортепиано, когда в моду вошли всевозможные парафразы и обработки известных произведений. Музыканты.  Д. Брубек - стоял у истоков джазового направления, поддерживающего тенденцию слияния джаза с академической музыкой, которое получило название «барокко-джаз». Сегодня парафразы на классические произведения интересны джазовым пианистам разных поколений: П. Бетсу, Эльдару (Джангирову), Ч. Кориа. Один из основных заимствованных академических принципов в джазе - полифоническая техника. Д. Льюис, лидер легендарного коллектива «Modern Jazz Quartet», один из первых афроамериканцев, поддержавших тенденцию универсализма - слияния джаза с академической традицией. Полифонические приемы новатора джазового фортепиано Л. Тристано. Джазовых пианисты – композиторы: имеют солидные академические знания, владея способами работы с музыкальным материалом, они тяготеют к созданию собственных, неповторимых композиций, умышленно отходят от исполнения только лишь стандартов и импровизаций на их основе. Важнейший аспект современной джазовой фортепианной сферы - индивидуальный стиль. История развития джазовой музыки в течение всего столетия формировала фигуры пианистов-лидеров в джаз-бэндах, различных комбо. Пианисты ранних фортепианных стилей конца XIX-начала XX вв. не стремились к обретению индивидуального языка и музицировали в рамках клише, присущих этим стилям. Всех представителей фортепианной сцены можно было классифицировать, как пианистов буги-вуги, страйда, стомп-пиано, баррел-хауз-пиано, Гарлем-пиано, хонки-тонки-пиано. Дж. Ширинг -  избирает для себя путь привлечения в исполнительство фактурных приемов ранних стилей фортепианного джаза XX века - он использует прием связанных рук («locked hands»), преобразует его согласно эволюции гармонического языка и получает блокаккордовую технику. Музыка Ширинга гораздо доступней и проще, чем у боперов - она элегантна и изящна при блестящей виртуозности, музыкальности и безупречном туше в лучших традициях академического пианизма. Его подход к звучанию фортепиано и использование принципов мэйнстрима образовали приятную для прослушивания концепцию, позже ставшую основой для популярного стиля «smooth jazz». Экспрессивный, мощный, виртуозный, яркий и неординарный пианист, музыкант из квартета великого Колтрейна - А. (МакКой) Тайнер. Компоненты его стиля - активное звукоизвлечение, активное использование в партиях обеих рук крупной техники, охват всех регистров фортепиано, насыщенная гармония с заменами и дополнительными оборотами, использование нескольких мелодических линий одновременно, «обрушивающиеся» пассажи. Его отношение к качеству извлекаемого звука далеко от академических представлений, за счет форсированного звукоизвлечения акцент в исполнительстве смещается на ценность элементов, которые он использует в игре, а не способ исполнительства. Исполнительский стиль Тайнера с годами меняется - более поздние записи изобилуют многообразием фактур, штрихов, динамических оттенков, гораздо красочнее и музыкальнее в целом. Вслед за музыкантами, выросшими на музыке би-бопа, на сцену выходит плеяда молодых пианистов, начало карьеры которых приходится на 1960-1970 гг. XX в. Имена этих пианистов и сейчас на слуху, а многие из них находятся в ротации мировой индустрии джаза. Среди них - Ч. Кориа, Х. Хэнкок, К. Джарретт, Б. Грин, У.Кейн, М. Камило, Г. Рубалькаба, Ч. Валдес, Д. Грузин, Д. Дюк, Б. Мелдо, А. Фарао, Д. Сэмпл, К. Дрю, С. Честнат, Ф. Херш, Д. Перез, П. Бетс, Д. Террассон, Ж. Люсьер и многие другие. Самые значимые исполнители этого поколения, корифеи джазового пианизма - Ч. Кориа (1941) и Х. Хэнкок (1940). Именно их творчество на протяжении десятилетий задает тон развитию фортепианного джаза. Они сотрудничают с молодым поколением музыкантов, не перестают искать, экспериментировать и обогащать джазовую стихию. Выводы. Сегодня имеет важное значение целый ряд факторов: облик современного исполнителя, его качества, развитие индивидуального исполнительского стиля, взаимодействие пианизма в джазе с другими формами музыкального выражения, формы творческой реализации музыкантов, алгоритмы обретения широкого признания у публики, маркетинговые принципы, применяемые к продвижению музыкантов, перспективные направления для развития пианизма в будущем. Процессы глобализации в мире привели джазовый пианизм к ситуации, которую мы можем наблюдать в наши дни. Фортепианный джаз развивается за счет совершенствования музыкального языка джаза в целом, обогащается элементами других музыкальных культур, преобразовывается согласно концепциям мировой музыкальной индустрии. Фортепиано в джазе ищет новые пути развития, не отрицая векторов, заданных музыкантами в XX в.. Прослушивание/видеопросмотр, анализ музыкальных произведений Учащийся: описывает генезис фортепианного джаза; формулирует основные понятия, терминологию музыкального языка фортепианного джаза; называет ведущих музыкантов, коллективы – представителей разножанрово/стилевых направлений фортепианного джаза; владеет навыками характеристики творческих портретов ведущих музыкантов фортепианного джаза, особенностей их музыки (композиторского направления), исполнительской специфики фортепианной импровизации по технологии;  называет джазовые фортепианные произведения и классифицирует аутентичное исполнительство и реконструкцию, обработки профессиональными музыкантами ХХ века и современности; высказывает общее суждение о тенденциях развития современного фортепианного джаза; творчески применяет полученные знания на практике.  

Тема 1.4. Эра свинга

Познакомить учащихся с джазом «Эры свинга», жанрово-стилевыми направлениями «прогрессив» (возрождения в последующие годы). Дать представление о ведущих музыкантах, коллективах – представителях этих жанрово-стилевых направлений. Сформулировать основные понятия, терминологию музыкального языка «Свинга». Выработать умения характеризовать особенности музыки этих направлений по технологии. Познакомить с аутентичным исполнительством и реконструкцией, обработками музыки джаза «Эры свинга» профессиональными музыкантами ХХ века и современности. Научить творчески применять полученные знания на практике. Эра свинга (1930 – 40 е г. г.): Характеристика периода «свинг». Становление биг – бэнда. Формирование классического свингового стиля и его отличительные признаки. Биг-бэнд. Особенность инструментального состава, группировки инструментов, исполнительской техники. Зарождение больших оркестров.  Оркестр Ф. Хендерсона. Роль аранжировки. Появление в оркестре отдельных секций. Два направления в развитии больших оркестров – аранжировочно-композиторское /Ланфорд, Д. Эллингтон, К. Бэйси, Г. Миллер/ и лидерско-исполнительское /Б. Гудмен, братья Дорси, А. Шоу, Круп/. Отличия стилистики негритянских и белых ансамблей. Оркестр Бенни Гудмена.1935 год – Б. Гудмен объявлен «королём свинга». Исполнительские принципы оркестра, создание классической музыкальной формы танцевальной пьесы. Развитие приёмов аранжировки. Б. Гудмен – основоположник «смешанных» джазовых составов с участием негритянских и белых музыкантов.  Малые ансамбли Б. Гудмена. 1938 год – знаменитый концерт оркестра в Карнеги-холле в Нью-Йорке.   Дюк Эллингтон и его оркестр. Эволюция стиля. Деятельность оркестра на протяжении 50-ти лет (1924 – 1974). Работа оркестра в клубе Коттон Клаб. Прямые радиотрансляции, принесшие мировую славу оркестру. Гастроли в Европе. Роль трубача Б. Майли, пианиста, аранжировщика и композитора Б. Стрейхорна и контрабасиста Дж. Блентона в деятельности оркестра. Конец 40-х годов – творческий кризис коллектива, уход многих музыкантов из оркестра. 1956 год – новый взлёт в творчестве коллектива, после выступления на Ньюпортском фестивале; появление новой звезды тенор-саксофониста Пола Гонзалеса. Возвращение старых звёзд в оркестр. Эволюция стиля: «стиль джунглей», «стиль настроений», элегантный стиль. Празднование 70-ти летия Дюка Эллингтона в Белом доме.   Гарлемский стиль.Оркестр Чика Уэбба. Гарлем – зарождение новосвингового стиля. Появление в оркестре Ч. Уэбба в 1934 году. Элла Фицджералд – первая леди свинга. 1938 год – знаменитое состязание «королей свинга» Ч. Уэбба и Б. Гудмена в танцзале «Савой» в Гарлеме. 1939 год – смерть Ч. Уэбба. Смена названия оркестра – «Элла Фицджералд и её оркестр».   Стиль канзас – сити. Каунт Бейси и его оркестр «Бароны ритма». К. Бэйси и его школа: дальнейшее развитие техники риффов, новые принципы и методы игры, повлиявшие на становление современного джаза. Ведущие оркестровые исполнители: лучшая в истории джаза ритм-секция /К. Бэйси – фортепиано, Э. Грин – гитара, У. Пейдж – контрабас, Д. Джонс – ударные, Л. Янг – саксофонист, Б. Холидэй – певица и др./   Оркестр Гленна Миллера. Значение неповторимого оркестрового звучания и индивидуального мастерства в стиле свинг. Прослушивание/видеопросмотр, анализ музыкальных произведений Учащийся: Характеризует джаз «Эры свинга», его генезис; формулирует основные понятия, терминологию музыкального языка «Свинга»; имеет представление о жизни и творчестве ведущих музыкантов, коллективов этих стилевых направлений; владеет умениями характеризовать особенности музыки этих направлений по технологии;  называет джазовые произведения и классифицирует аутентичное исполнительство и реконструкцию, обработки музыки джаза «Эры свинга» профессиональными музыкантами ХХ века и современности; творчески применяет полученные знания на практике.       


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 363; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.66.242 (0.008 с.)