Экономическая политика М.С. Горбачева 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономическая политика М.С. Горбачева



Перестройка (1985-1991)

Экономическая политика М.С. Горбачева

10 марта 1985 г. скончался генеральный секретарь ЦК КПСС К.У. Черненко. В тот же день состоялась встреча старейшего члена Политбюро министра иностранных дел А.А. Громыко и секре􏰀таря ЦК КПСС М.С. Горбачева — самого молодого из членов Политбюро (условились взаимодействовать).

11 марта на заседание Политбюро Громыко и предложил на пост генерального секретаря кандидатуру Горбачева, которую все поддержали. Пленум ЦК КПСС единогласно избрал М.С. Горбачева руководителем партии.

Горбачев унаследовал страну с огромным комплексом внутриполитических и внешнеполитических проблем. Экономика СССР уже несколько лет держалась только за счет широкой продажи сырья. Ключевым звеном Горбачеву представлялась проблема темпов экономического роста.

В первое послевоенное десятилетие экономический рост Советского Союза составлял примерно 10% в год. Во второе десятилетие он сократился до 7%, но все же это был внушительный среди индустриальных стран рост. К 1980􏰀м гг. экономический рост составлял всего 2,8% в год.

Горбачев положил в основу политики идею ускорения развития, т. е. повы􏰀шение темпов экономического роста (за 15 лет национальный доход –увеличить в 2 раза при удвоении производственного потенциала, произ􏰀водительность труда в 2,3—2,5 раза). Решение продовльственной (к 1990 г.) и жилищных (к концу 20 в.) проблем.

Курс на ускорение

Новый генеральный секретарь отверг кон􏰀цепцию развитого социализма. Была пересмотрена программа КПСС и разработана ее новая редакция, утвержденная XXVII съездом КПСС (25 февраля—6 марта 1986 г.). Новая редакция не предусматривала конкретных социально􏰀экономических обязательств пар􏰀тии перед народом, окончательно сняла задачу непосредственного строительства коммунизма.

Основной упор делался на планомерное и все􏰀 стороннее совершенствование социализма на основе ус􏰀корения социально􏰀экономического развития страны. Новое руководство СССР разработа􏰀ло план Двенадцатой пятилетки (1986—1990) по анало􏰀гии с довоенными пятилетками.

Роль ключевого звена реконструкции народного хозяйства отводилась машиностроению. Пе􏰀рейти от производства отдельных станков к произво􏰀дственным комплексам и промышленным роботам.

Правительство 12 мая 1986 г. ввело государственную приемку по примеру существовавшей на оборонных предприятиях приемки готовой продук􏰀 ции представителями военного ведомства.

Ключевым для судеб ускорения оказалось падение цен на нефть осенью 1985 г. Валютная выручка СССР сократилась сразу на две трети. Уже одно это неминуемо вызывало экономический кризис. Но на па􏰀 дение цен на нефть накладывались затраты на ликви􏰀 дацию последствий чернобыльской аварии, позже — землетрясения в Армении, увеличение капиталовложе􏰀 ний в машиностроение, потери бюджета из􏰀за снижения торговли алкоголем.

Уже в 1987 г. возникла угроза сры􏰀ва курса на ускорение, было решено перейти к перестройке экономической системы.

Перестройка в 1987—
1988 гг. была частичным возвратом к принципам эконо􏰀мической реформы 1965 г., усилению роли прибыли в условиях планового хозяйства. 
 Единственным путем исправления ситуации в экономике был путь рыночных отношений.

Экономические изменения осуществлялись в трех направлениях:

1. Повышение экономической самостоятельности го􏰀 сударственных предприятий.

2. Развитие частной инициативы и предприниматель􏰀 ства в тех сферах, где оно было «социально оправдан􏰀 ным».

3. Привлечение иностранных инвестиций путем соз􏰀 дания совместных предприятий.

Осенью 1986 г. Верховный Совет СССР принял Закон об индивидуальной трудовой деятельности.

Второй шаг экономической реформы — Закон о госу􏰀 дарственном предприятии (объединении) 1987 г., предо􏰀ставивший значительные права предприятиям и их тру􏰀 довым коллективам.

Предприятия получили право внешнеэкономических связей, в том числе создания совместных предприятий и свободной продажи части своей продукции на внеш􏰀 нем рынке. Государство, таким образом, ослабило моно􏰀полию на внешнюю торговлю, введенную в нашей стра􏰀 не в 1918 г.

Изменения коснулись всей системы управления. В сво􏰀ей борьбе за либерализацию управления Горбачев высту􏰀пил против гигантских союзных министерств. Делу придали большую общественную значимость. В пределах одного года численность служащих центральных министерств была сокращена с 1,7 до 0,7 млн человек.

Закон о кооперации был принят Верховным Советом СССР в мае 1988 г. по докладу Н.И. Рыжкова. Закон о кооперации стал самым серь􏰀езным шагом к восстановлению частной собственности. Кооперативы платили государству налоги, в то время как государственные предприятия, кроме налогов, автоматически перечисляли часть прибыли государству.

Кооперативы стали главным каналом перевода безналичных денег в наличные, что заставило правительство страны на порядок увеличить производительность печатного станка, т. е. денежную эмиссию. Теперь огромная денежная масса раз􏰀 давила товарную. Менее чем за год опустели полки в магазинах и на складах. Социально􏰀экономическая ситуация в стране резко обострилась.

В 1989 г. начались социально􏰀экономические преобразования аграрного сектора. Было решено отказаться от сверх􏰀 централизованного управления агропромышленным комп􏰀 лексом, распустить созданный в 1985 г. Госагропром СССР, а также свернуть борьбу с личным подсобным хозяйством, развернутую в 1986—1987 гг.

На рубеже 1989—1990 гг. стало очевидным, что не􏰀 обходим переход к рынку во всех отраслях народного хозяйства (кроме оборонной и тяжелой промышленнос􏰀 ти). Однако государство не торопилось отказываться от монополии на управление экономикой. В связи с этим была сделана попытка найти золотую середину — про􏰀возглашен переход к модели «регулируемого рынка», т. е. план и рынок должны были сочетаться («О концепции перехода к регу􏰀 лируемой рыночной экономике в СССР» в июне 1990 г.). В основе концепции «регулируемого рынка» лежала программа «арендизации экономики» (главный разра􏰀ботчик — академик Л. Абалкин), которую предстояло начать реализовывать с 1991 до 1995 г.

Разработчики этой программы не понимали, что внедрение любых экономических реформ должно идти гораздо быстрее, а не растягиваться на годы.

Новая цель экономической реформы потребовала но􏰀 вых законов. Они довольно быстро принимались Верхов􏰀ным Советом СССР. К лету 1991 г. было принято более 100 зако􏰀нов, постановлений, указов по экономическим вопросам, но большинство из них не работало из􏰀за противодей􏰀ствия со стороны республиканских органов власти.

Если в 1986—1988 гг. национальный доход медлен􏰀 но, но рос, то с 1989 г. началось его падение. Реальные доходы населения стали сокращаться. В стране усилил􏰀ся дефицит всех товаров. Цены на них росли.

В декабре 1990 г., констатируя обвал экономики и «срыв перестройки», глава правительства Н.И. Рыжков подал в отставку. Она совпала с реформой прави􏰀тельства.

В 1988 г. Горбачев пересмотрел свою позицию, согласился с Рыжковым, признал необ􏰀ходимость одновременного повышения цен и на продо􏰀вольственные, и на промышленные товары, обещая соп􏰀роводить реформу повышением зарплаты и социальных дотаций. Но до весны 1991 г. союзное руководство так и не решилось на реформу, опасаясь социальных потря􏰀 сений, которые тем не менее начались и были вызваны растущим товарным дефицитом.

«Павловское» повышение цен сопровождалось 40􏰀проце􏰀 нтной компенсацией вкладов, которой можно было вос􏰀пользоваться лишь с конца 1991 г.

Год спустя именно замораживание приведет к тому, что в условиях гиперинфляции граждане будут не в силах спасти свои сбережения.

Активно выступали против обнищания народа, допущенного ру􏰀ководством СССР, руководители России во главе с
Б.Н. Ельциным.

«Реформа Павлова» была использована руководством РСФСР для обвинения союзного Центра в антинародной экономической политике.

Послание Федеральному собранию 2020

·  Президент заявил, что Россия вступила в напряженный демографический период. По его словам, коэффициент рождаемости должен в 2024 году достичь 1,7 вместо нынешних 1,5. В качестве мер поддержки семей глава государства предлагает обеспечить детей яслями, сделать горячее питание в начальной школе бесплатным, а также предусмотреть ежемесячные выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет с 1 января 2020 года. По словам президента, данные выплаты будут получать семьи, чьи доходы не превышают одного прожиточного минимума на человека. Также Путин назвал важнейшей задачей правительства и Центробанка повышение уровня доходов граждан.

·  Программа материнского капитала будет продлена как минимум до конца 2026 года, выдавать его будут уже при рождении первого ребенка, заявил Путин. Размер выплаты для семей с двумя детьми увеличат до 616 617 рублей. Президент подчеркнул, что в дальнейшем размер материнского капитала будет ежегодно индексироваться. Путин призвал банки активнее включаться в реализацию программы льготной ипотеки молодым семьям.Глава государства поставил правительству задачу сохранить бюджетную устойчивость, несмотря на новые дорогостоящие меры поддержки населения.

 

·  Президент потребовал от правительства определить необходимое количество дополнительных мест в школах для комфортного образования и на этом основании внести изменения в нацпроект "Образование". По его словам, "здесь нужно искать гибкие решения, не только строить школы, но и эффективно использовать всю образовательную, да и другую инфраструктуру для этих целей", а также привлекать современные технологии. Путин предложил с 1 сентября 2020 года ввести специальную доплату классным руководителям в размере не менее 5 тыс. рублей. Количество бюджетных мест в вузах необходимо увеличивать ежегодно, причем приоритетными должны стать региональные учебные заведения, заявил президент.

·  Ожидаемая продолжительность жизни в России впервые превысила 73 года, что на восемь лет больше по сравнению с 2000 годом, заявил Путин. По его словам, это "результат социальных, экономических изменений в стране, развития массового спорта, продвижения ценностей здорового образа жизни, и, конечно, значимый вклад принадлежит здесь всей системе здравоохранения". Глава государства сообщил, что региональные программы модернизации первичного звена здравоохранения будут запущены с 1 июля. На их реализацию выделили 550 млрд рублей. Президент анонсировал переход в этом году на новую систему оплаты труда для сотрудников сферы здравоохранения. По его словам, новая система будет основана на едином для всей страны перечне надбавок и компенсаций. Президент потребовал сконцентрировать усилия на первичном звене здравоохранения, так как именно за первичной медико-санитарной помощью люди обращаются чаще всего. Путин потребовал от правительства в кратчайшие сроки отладить работу по доставке больным специализированных иностранных препаратов, которые пока не имеют официального разрешения. По его словам, ситуации с перебоями в поставках жизненно важных лекарств в российские регионы не должны повторяться в будущем.

 

·  Об изменениях в Конституцию. Путин предлагает провести голосование граждан по всему пакету конституционных поправок. При этом он не видит необходимости в принятии новой Конституции России. Президент предложил доверить Государственной думе право утверждения кандидатуры председателя правительства РФ, вице-премьеров и федеральных министров. Президент будет обязан назначить предложенных кандидатов. Путин также выступил с инициативой о закреплении приоритета Конституции страны в российском правовом пространстве. Глава государства считает, что решение проблемы разрыва между государственным и муниципальным уровнями управления требует закрепления в Конституции РФ принципов единой системы публичной власти. Президент также заявил, что в Конституции должны быть закреплены положения об индексации пенсий и о том, что минимальный размер оплаты труда не может быть ниже прожиточного минимума.

 

·  Ограничения для чиновников. Президент предложил внести поправки в Конституцию, закрепляющие запрет на иностранное гражданство или вид на жительство для высших должностных лиц. Путин также заявил, что кандидат в президенты России должен проживать в стране не менее 25 лет вместо нынешних десяти.

Что делает государство?

● 1 июля 1994 года - отмена квотирования и лицензирования товаров и услуг, поставляемых на рынок. Т.е предприятия лишились государственной поддержки и должны были выдерживать конкуренцию на мировом рынке. Эту конкуренцию выдерживал только сырьевой сектор.

● Снижение налога на прибыль и добавочную стоимость

● Поддержка новой экономической и политической силы - олигархии: ОНЭКСИМ&банк (В. Потанин), ЛогоВАЗ (Б. Березовский), Мост (В. Гусинский), МЕНАТЕП (М. Ходорковский), СБС&Агро (А. Смоленский), Альфа&групп (М. Фридман), Газпром (Р. Вяхирев) и Лукойл (В. Алекперов).

Как государство поощряло олигархов:

1) Залоговые аукционы 1995 - олигархи дают кредит правительству, получая в залог пакеты акций крупных государственных компаний. Государство это кредит возвращать не собиралось и вот, предприятие становится собственностью олигарха. Придумал Потанин, Чубайс с восторгом поддержал. Таким образом были приватизированы Сургутнефтегаз, НК “Сибнефть”, ЛУКОЙЛ, Челябинский металлургический завод, Норникель, банк МЕНАТЕП, Мурманское морское пароходство.

Все участники налоговых аукционов активно финансировали предвыборную кампанию Ельцина. Это явление получило название”семибоярщина”

2) приватизационные сделки 196-1997 - продавали фирмы тем, кто поддержал Бориса

Приватизация Восточной Нефтяной компании, “Агропромбанка”, Тюменская нефтяная компания, Коми ТЭК, “Связьинвест” (Гусинский и Березовский использовали свою монополию на телевидение, чтобы получить пакет акций)

 

Тем временем внешний долг и долг по ГКО растет. Положение усугубляется Азиатским экономическим кризисом 1997 года, отказом бывших стран соцлагеря возвращать займы висящими на России долгами СССР.

 

“Гениальный” выход из ситуации:

 

17 августа 1998 г. правительство РФ и Центральный банк РФ выступили с совместным заявлением. Была проведена девальвация и объявлен дефолт (отказ платить долги). Кроме того, был введен мораторий на выплату долгов коммерческих банков иностранным инвесторам. Это решение не имело отношения к государственным интересам: государство этим актом защищало интересы ничтожно малой группы частных лиц — владельцев этих банков. Разразился невиданный прежде скандал. 23 августа Ельцин отправил правительство С.В. Кириенко в отставку. Финансовый кризис перерос в политический. В сентябре 1998 г. главой правительства стал Е.М. Примаков.

 

Кризис 1998-1999

Естественно дефолт привел к обесцениванию вкладов, росту инфляции и падению уровня жизни населения. Но, главой правительства был назначен Примаков и он за счет девальвации плюс-минус все выровнял к третьему кварталу 1999 года. Ельцин его снял, т.к. боялся конкуренции на предстоящих выборах. А против Ельцина существовал оппозиционный блок “Отечество- Вся Россия”.

 

Экономический кризис опять спровоцировал рост сопротивления на Кавказе

август 1999- чеченские боевики вторглись в Дагестан строить шариатское государство от моря до моря

Ряд террористических актов:

4 сентября 1999 г. был взорван жилой дом в Буйнакске. 9 сентября в Москве произошел взрыв жилого дома на улице Гурьянова, а 13 сентября взорван дом на Каширском шоссе. 16 сентября 1999 г. террористы взорвали жилой дом в Волгодонске.

 

23 сентября - указ Ельцина о начале боевых действий в Чечне

В это время главой Правительства уже был ВВП. В это время он завоевал популярность в народе, во-первых, потому что выплатил задолженности по пенсиям несмотря на инфляцию и недавний дефолт) и сумел завершить конфликт в Чечне.

7 февраля 2000 - взятие Грозного

12 июня 2000- Ахмат Кадыров - глава Чечни

 

23 ОКТЯБРЯ - "Основные тенденции развития российской экономики в 2009 - 2020 гг." (Часть 2).

Ю. В. Симачев: Россия в меняющихся условиях мировой торговли: структурный взгляд на новое позиционирование

Статья про сдвиги в структуре мировой торговли и особенности интеграции российской экономики в глобальный обмен товарами и услугами; усиление конкуренции за рынки товаров (услуг), требующих труда высокой квалификации. В структуре российского экспорта за последние два десятилетия не произошло позитивных сдвигов с точки зрения его диверсификации и расширения экспорта продукции с высокой степенью обработки (высокотехнологичных услуг). Проблемы торговой политики РФ: переоценка экспортного потенциала традиционных секторов, недостаточное внимание к интеграции в глобальные цепочки добавленной стоимости и промышленной кооперации. В качестве будущей повестки предлагается перейти к широкой трактовке торговой политики, ориентированной на долгосрочные структурные сдвиги в экономике и разнообразие подходов к позиционированию секторов в мировой торговле, в сочетании с мерами по развитию человеческого капитала и институтов, определяющих формирование сектора услуг.

Российская экономика однобоко встроена в глобальную систему торговли: экспорт больше связан с традиционными сырьевыми секторами, а импорт в недостаточной степени становится фактором расширения экспорта продукции с высокой степенью обработки и сложных услуг.

Сосредоточение на оценке долгосрочных трендов в изменении структуры российского экспорта/ импорта с 2000 г. Рассматриваемые вопросы:

— каковы тренды в развитии мировой торговли; как меняется роль различных стран; как различные экономики интегрируются в глобальные цепочки добавленной стоимости (ЦДС);

— как в сопоставлении с мировыми трендами структурно изменился российский экспорт; как меняются его позиции в глобальных ЦДС; каковы роль крупных компаний в российском экспорте и специфика вклада в него относительно небольших, быстрорастущих фирм;

— каковы особенности современной торговой политики в мире; как можно оценить российскую торговую политику, в чем состоят ее ограничения в новых условиях;

— в каких направлениях следовало бы развивать российскую торговую политику, каковы ее возможные акценты; какой может быть российская стратегическая торговая политика?

Повышение роли развивающихся стран в мировой торговле из-за смещения акцентов от торговли в направлении «Север— Север» к торговле в направлении «Север—Юг» и «Юг—Юг». Принято считать, что определяющими факторами географических структурных сдвигов стали увеличение вклада стран БРИКС и развитие глобальных ЦДС, но, во-первых, повышение роли развивающихся стран в мировой торговле произошло благодаря нескольким экономикам — прежде всего новым индустриальным странам первого этапа — Гонконгу, Ю. Корее, Сингапуру, Тайваню с конца 1970-х годов, второго этапа — Индонезии, Малайзии, Филиппинам, Таиланду с 1980-х, а также в значительной степени Китаю с 1990-х годов. Во-вторых, развивающиеся страны неодинаково включены в глобальные ЦДС. Для группы новых индустриальных стран (Сингапур, Тайвань, Индонезия, Малайзия, Таиланд), а также примкнувшего к ней позднее Китая, за последние 20 лет характерны, с одной стороны, относительно более низкий уровень вклада внутренней добавленной стоимости в валовой экспорт, а с другой — наращивание ее вклада в обрабатывающих отраслях и в секторе услуг.

Если развивающиеся страны расширили свое присутствие в секторах как высокотехнологичных, так и особенно трудоемких товаров благодаря наличию дешевых трудовых ресурсов, то развитые страны существенно уступили свои позиции на рынке готовой продукции в обоих секторах в пользу развивающихся стран в период 1995—2013 гг. Потом они вышли на “плато” из-за технологического превосходства, которое позволяло сохранять присутствие на рынках высококачественной и технически сложной продукции. Этому способствовал также сдвиг предпочтений потребителей в пользу высококачественной престижной и брендированной продукции и возможностей ускоренно обновлять технически сложную продукцию и использовать ее новейшие модификации. Кроме того, расширение экспорта готовой продукции из развивающихся стран представляет собой экспорт дочерних компаний из развитых стран либо завершающую фазу технологических цепочек, в основе которых находятся технологические разработки или компоненты, произведенные в развитых странах.

Страны с переходной экономикой (страны Юго-Восточной Европы и СНГ), для которых значимое расширение участия в мировом экспорте было связано в основном с сырьевым экспортом, вытеснялись с рынков обработанной продукции. В существенной мере это может быть обусловлено тем, что, с одной стороны, они испытывают трудности в ценовой конкуренции с догоняющими странами в области серийной продукции с высоким уровнем обработки из-за большей стоимости труда, а с другой — сталкиваются с барьерами перехода к производству продукции с высокой добавленной стоимостью из-за недостаточной инновационной активности и дефицита передовых технологий, то есть оказываются в «ловушке среднего дохода» и вынуждены расширять сырьевой экспорт, несмотря на ограниченные возможности такого развития в долгосрочной перспективе.

Структурные особенности российского экспорта

В структуре российского экспорта с точки зрения его диверсификации за последние 20 лет не произошло существенных позитивных изменений. В нем по-прежнему доминирует сырье: вклад экспорта нефти и нефтепродуктов в валовой экспорт возрос с 31% в 1995 г. до 51% в 2017 г. Некоторое увеличение доли обработанной продукции в российском экспорте было связано с продукцией невысокого передела (промышленные полуфабрикаты), а рост доли машин и оборудования был неустойчивым.

Снижается индекс сложности российского экспорта: в мировом рейтинге стран по индексу сложности экспорта (ECI) Россия в период 1996—2016 гг. потеряла 10 позиций, заняв в 2016 г. 48-е место. Негативная динамика числа товаров со сравнительным преимуществом в российском экспорте сопровождалась вымыванием отечественных товаров из центра мирового продуктового пространства.

Рассматривая масштабы и темпы роста мировой торговли, можно выделить следующие группы отраслей:

В соответствии с группами товаров с основными экспортными российскими секторами можно отметить следующее: наиболее значимые по объему товарные группы в российском экспорте относятся к группе 1 с невысокими темпами роста мирового экспорта и относительно низким удельным весом в мировой торговле и к группе 4 со средними темпами роста и большими объемами торговли. Внутри перечисленных товарных групп российский экспорт представлен традиционными видами продукции: металлы в группе промышленного неэнергетического сырья, зерновые в группе продовольствия, массовые химические продукты. Эти товары, как правило, находятся в начальных звеньях технологической цепочки и служат сырьем для производства продукции с более высоким уровнем добавленной стоимости, они подвержены и наибольшей волатильности.

В целом структура российского экспорта существенно отличается от большинства крупных экономик, включая как развитые, так и среднего уровня развития с высоким удельным весом сырьевого сектора. С точки зрения доли в экспорте обработанной продукции и ее расширения в 2000—2017 гг. российская экономика в определенной мере сходна с экономиками таких стран, как Норвегия, Чили, Австралия и Аргентина. Однако при разработке торговой политики в контексте структурных изменений важно учитывать особенности России: масштабные социальные обязательства, исходную диверсифицированность экономики, высокий уровень развития человеческого потенциала.

Если крупнейший бизнес специализируется преимущественно на продукции нижних переделов (в совокупности — 41,7% валового экспорта), то малые и средние предприятия (МСП) больше тяготеют к верхним переделам — порядка 40% в их экспорте. Вклад субъектов МСП в формирование российского несырьевого неэнергетического экспорта нарастает вместе с увеличением глубины передела. Отмечается взрывной рост числа субъектов МСП-экспортеров за последние годы. Например, количество малых предприятий-экспортеров в 2017 г. фактически удвоилось по сравнению с 2016 г., а средних предприятий-экспортеров выросло на 28%. Одно из преимуществ малых и средних предприятий с точки зрения участия в глобальных ЦДС — гибкость, способность индивидуализировать и дифференцировать продукты для покупателя.

В развитии экспорта особую роль могут сыграть быстрорастущие малые и средние компании. Они вносят существенный вклад в экономическое развитие в целом и расширение экспорта в частности и нередко выступают драйверами развития традиционных и новых секторов. В ряде эмпирических исследований показана не только положительная связь быстрого роста фирм с их экспортной активностью, но и роль экспорта как важнейшего драйвера такого роста. В России фирмы-«газели» чаще других компаний ведут экспортную деятельность. В силу относительно скромных объемов многих внутренних рынков, которые быстро становятся тесными для быстрорастущих фирм, особенно крупных и зрелых, экспортная экспансия оказывается необходимой для продолжения их роста.

По результатам опроса в 2019 г. руководителей российских быстрорастущих малых и средних компаний эти фирмы выделяются на общем фоне более высокой экспортной активностью, при этом они реже остальных представлены на пространстве бывшего СССР и чаще — на рынках дальнего зарубежья. Еще одной особенностью быстрорастущих компаний выступает их существенно большая импортозависимость: критическая зависимость от импортных поставок отмечена для 36% обследованных компаний, при этом более сильная импортозависимость характерна для фирм — экспортеров в дальнее зарубежье.

Главным препятствием для экспортной деятельности быстрорастущих фирм выступает сложность сертификации продукции за рубежом: данная проблема наиболее значима более чем для 1/3 компаний. Для старта экспортной деятельности наиболее существенное ограничение — недостаточный объем финансовых средств. Действительно, эта проблема упоминается едва ли не в большинстве эмпирических исследований, посвященных разным аспектам и направлениям деятельности российских компаний.

Когда компания уже преодолела «барьеры старта» и ведет экспортную деятельность, на первый план выходят такие барьеры, как недостаточная известность бренда, дефицит информации о внешних рынках и потенциальных партнерах на них, дискриминация российских компаний за рубежом и сложность создания экспортерами зарубежных подразделений для сбыта и/или обслуживания продукции. Существенным ограничением и для старта, и для развития экспортной деятельности выступает недостаточное число специалистов по внешнеэкономической деятельности.

Существенное влияние на функционирование быстрорастущих компаний в целом и осуществление экспортно-импортных операций оказывает режим санкций и контрсанкций. Примерно половина обследованных компаний столкнулась с негативными проявлениями санкционных ограничений: в первую очередь экспортеры в страны дальнего зарубежья, фирмы с критической зависимостью от импорта. Главными отрицательными эффектами режима санкций и контрсанкций стали общее снижение доверия к российскому бизнесу за рубежом, рост стоимости иностранных товаров и услуг, трудности с импортом сырья, материалов и комплектующих, при этом первая проблема наиболее актуальна для компаний, экспортирующих продукцию в страны дальнего зарубежья, прежде всего в ЕС, США или Канаду.

Что касается позитивных последствий санкций и контрсанкций, то какую-либо пользу удалось извлечь также примерно половине обследованных компаний. Наиболее распространенным положительным результатом стало увеличение доли компаний на российском рынке за счет ограничения импорта. Часто отмечалось повышение конкурентоспособности продукции предприятия из-за роста стоимости продукции зарубежных конкурентов. В дополнение к этому отметим, что санкции стали значимым стимулом для инновационной активности: примерно 1/3 компаний в условиях внешних ограничений начали разрабатывать новые продукты и технологии.

Особенности современной торговой политики в мире

Важным элементом стратегической торговой политики стали нетарифные инструменты, поскольку, с одной стороны, установление частных стандартов помогает использовать крупные отраслевые экстерналии, а с другой — такие инструменты необходимы для корректировки «провалов рынка», критичных для глобальных производственных цепочек (например, контроль качества и безопасности), но в то же время они могут служить для ТНК инструментами «эксплуатации». Подтверждением «стратегической природы» нетарифных инструментов может быть тот факт, что США внедрили наибольшее количество нетарифных инструментов.

В настоящее время исследователи придерживаются мнения, что успешная политика догоняющего развития должна быть: 1) более открытой; 2) ориентированной на масштабную интеграцию в глобальные ЦДС для аккумуляции знаний, а не на защиту отраслей и/или агрессивный экспорт конечной продукции; 3) интегрирующей глобальные компании, региональные фирмы и национальную рабочую силу для нивелирования негативных трендов в развитии глобальных ЦДС.

Главная дилемма концепции «сравнительных преимуществ» в настоящее время — «следовать или определять». Несмотря на то что прийти к консенсусу в данной дискуссии так и не удалось, промежуточным ответом (для развивающихся и переходных экономик) можно считать следующий: сравнительное преимущество нужно определять, но при гибком государственном вмешательстве — с возможностью отказаться от неуспешных инструментов там, где необходимо.

Оценка российской политики по стимулированию экспорта и импортозамещению

В российской экспортно-импортной политике в 2010—2018 гг. можно выделить три этапа.

Первый этап связан с посткризисным восстановлением, повышением внимания к инновациям и расширению экспорта высокотехнологичной продукции. Увеличение доли России в мировом высокотехнологичном экспорте фигурировало в качестве одного из целевых индикаторов принятой в 2011 г. Стратегии инновационного развития Российской Федерации. Важной новацией в государственной экспортно-импортной политике рассматриваемого периода стало создание специализированного института развития для страховой поддержки экспорта отечественной продукции и российских инвестиций за рубежом — Российского агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР). Кроме того, в 2013 г. в рамках формирования системы государственных программ Российской Федерации была утверждена госпрограмма «Развитие внешнеэкономической деятельности», ориентированная на усиление позиций России в мировой экономике за счет увеличения как товарного экспорта в целом, так и его неэнергетической составляющей, прежде всего машин, оборудования и транспортных средств.

На этом этапе важно выделить два события, существенно повлиявших на условия и инструменты российской экспортно-импортной политики:

— создание с 2010 г. Таможенного союза Российской Федерации, Республики Беларусь и Казахстана, передачу ряда элементов торгово-политического регулирования (применения таможенно-тарифных инструментов) на наднациональнй уровень и образование единой таможенной территории;

— присоединение России к ВТО в 2012 г. В последующие шесть лет продолжался переходный период, в рамках которого выполнялись обязательства, принятые в момент присоединения, в частности по доступу на внутренний рынок, что вызывало опасения из-за возможного усиления иностранной конкуренции на нем. Однако резких изменений в торговых потоках не произошло при определенной стабилизации торгово-политического положения России в рамках правовой системы регулирования торговли.

Второй этап связан с ужесточением внешних условий доступа российских компаний к финансовым ресурсам и передовым технологиям, применением санкций и контрсанкций в 2014—2015 гг. В условиях ухудшения взаимоотношений с рядом зарубежных стран, включая многие ведущие индустриальные державы, на фоне объективно усилившейся в постсоветские годы зависимости отечественной экономики от импорта одним из приоритетов российской политики стало импортозамещение.

Важнейшим финансовым механизмом по поддержке проектов импортозамещения выступил Фонд развития промышленности. В числе финансовых мер упомянем программу поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на основе проектного финансирования, субсидии участникам промышленных кластеров на реализацию проектов в целях импортозамещения, а также субсидирование части затрат на производство и реализацию пилотных партий средств производства. Главной регулятивной мерой стал запрет на импорт существенной части продукции сельского хозяйства и пищевой промышленности из ЕС, США, Канады и некоторых других стран, принятый в ответ на их санкции в отношении отдельных российских секторов, компаний и физических лиц. Кроме того, отметим правило «третий лишний», введенное в 2015 г. в отношении ряда медицинских изделий и оборудования, а также жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а в 2016 г. — в отношении широкой номенклатуры изделий электротехнической и радиоэлектронной промышленности. Наконец, еще одним важным инструментом, связанным с импортозамещением, стали специальные инвестиционные контракты (СПИК), заключение которых гарантирует инвесторам проектов, направленных на внедрение лучших доступных технологий или освоение производства продукции, не имеющей российских аналогов, неухудшение налоговых условий на период их реализации. Предприятиям, осуществляющим такие проекты, СПИКи предоставляют возможность поставлять продукцию для государственных нужд в статусе единственного поставщика.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.240 (0.08 с.)