Russia and the usa: cool war ahead. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Russia and the usa: cool war ahead.



К.К. Худолей

После распада СССР, США и РФ переживали периоды как улучшения, так и ухудшения взаимоотношений. У нас было как сотрудничество, так и соперничество, однако в последние годы негативные тенденции усиливаются. Отражением разрушающихся отношений стали конфликты в Сирии и на Украине. Конфронтация в некоторых аспектах стала даже сильнее, чем во времена ХВ, хотя сотрудничество в других сферах сохраняется. К.К. предлагает описывать текущий порядок вещей термином «Прохладная война» (“Cool War”). Тем не менее, США и РФ пересекли определенную черту, за которой начался распад существовавших договоров, и процесс этот уже не остановить.

Говоря о новом этапе отношений РФ-США, необходимо выделить ряд определяющих факторов:

1. Социально-политические системы на данный момент разные, но, в отличие от времен ХВ, не антагонистические. Обе системы признают легитимность рыночной экономики и частной собственности. В высших эшелонах власти РФ бытует мнение о том, что авторитарная капиталистическая модель наиболее подходит РФ, с чем не согласны мириться в США. Американцы считают свою модель лучшей из когда-либо известных, однако в соответствие со Стратегией нацбезопасности 2017 г., США не собираются навязывать свои ценности другим.

2.  У США и РФ существует взаимное подозрение в сфере госбезопасности, в то время, как для бизнес-сферы характерно наличие сотрудничества и прочных связей. РФ стали относиться к США с недоверием после Украинского кризиса 2014 г. Вес военных существенно вырос в РФ, и многие политики трактуют те или иные события во внутренней и внешней политике РФ, как происки США. Американцы же убеждены во вмешательстве РФ в выборы 2016 года. В то же время, с приходом Трампа к власти в США также выросло влияние военных и ВПК. Взаимные подозрения увеличивают градус нервозности в политических кругах обеих стран.

3. Оба государства идут на уступки реже, чем во времена ХВ, что осложняет поиск компромисса.

4. Эффективность американских санкций. В США убеждены, что РФ находится в состоянии упадка и деградации, потому санкции должны ускорить этот процесс. Тем не менее, существует точка зрения, что РФ адаптировалась к санкциям и, в отличие от СССР, который пострадал от санкций, введенных после ввода войск в Афганистан, сможет долгое время существовать в таких условиях. Все благодаря рыночной экономике, дающей пространство для маневра.

5. Отсутствие адекватно функционирующего механизма двусторонних переговоров, как на уровне первых лиц, так и на уровне дипломатическом, военном и спецслужб. Ухудшают ситуацию персональные санкции против гос. деятелей РФ (Лавров).

6. Наконец, непредсказуемость взаимных действий обеих сторон. Высока вероятность неожиданных шагов как с одной, так и с другой стороны. Кто-то в РФ считает это достоинством, но с такой точкой зрения едва ли можно согласиться. Непредсказуемость действий, наряду с взаимной подозрительностью не позволяет адекватно оценить и рассчитать шаги и намерения противоположной стороны.

В целом, хотя современные взаимоотношения США и РФ не являются центральными в мире, многое от них зависит. Они характеризуются серьезными противоречиями, но не антагонистичностью. Конфронтации уровня ХВ не будет, будет Прохладная война, и надо будет решать глобальные и региональные проблемы.

Далее идет раздел про глобальные проблемы – фактически пересказ предыдущей статьи.

Региональные проблемы. США и РФ совместно разрешили целый ряд региональных проблем, что свидетельствовало об окончании ХВ. Однако, поворотным моментом стал 2008 г., когда РФ и США впервые за 20 лет выступили на разных сторонах грузино-осетинского конфликта. С тех пор, плоть до 2014-2015 годов, разрыв становился все больше, а затем конфронтация возобновилась с новой силой. Она отчетливо проявляется на постсоветском пространстве и на БВ.

РФ считает постсоветское пространство сферой своих интересов, к чему американцы относятся весьма критически. Наиболее серьезным стал конфликт вокруг Украины. Стороны принципиально разошлись во мнениях, как следует его урегулировать. Запад предлагает «Косовский» вариант, когда ВС ООН контролируют границу Донбасса с РФ, РФ же – «Кипрский» с ВС ООН вдоль линии разграничения (прекращения огня) и включении в группировку ВС РФ.

На Кавказе существуют противоречия вокруг Абхазии и ЮО. РФ признала эти республики и оказывает им серьезную финансовую поддержку, а правоохранительные и военные структуры республик фактически включились в систему РФ. США же поддерживают Грузию.

В Приднестровье ситуация более благоприятная – прочные экономические и политические связи. Стоит только вопрос о выводе миротворцев РФ, чего добиваются США и Молдова, но РФ сопротивляется.

Другим регионом, где сталкиваются интересы США и РФ является БВ. РФ поддержала Асада под предлогом борьбы с цветными революциями, а с 2015 года серьезно расширила военное присутствие и начала борьбу с ИГИЛ (запрещена в РФ). РФ основала ряд военных баз в Сирии (ранее была только ремонтная для нужд ВМС, после СССР осталась), вела переговоры с Египтом об использовании их аэродромов, с Суданом – об использовании военной базы в Красном море, сотрудничает с Ливийским маршалом Хафтаром в восточной Ливии. Все свидетельствует о долгосрочном расширении присутствия на БВ.

Как США, так и РФ борются против ИГИЛ (запрещена в РФ), но между ними произошло ряд стычек в Сирии. Кроме того, РФ нсеколько улучшило взаимодействие с Ираном, хотя отношения все ещё ограничены. США против Ирана категорически.

События на БВ могут отразиться и на Афганистане, дестабилизации обстановки в котором опасается РФ, так как это может оказать влияние на Центральную Азию.

Другой регион – Балканы. Для РФ важны как рынок сбыта энергоресурсов, кроме того страны региона не поддержали санкции Запада и вообще нам важно, чтобы в ту сторону не было расширения НАТО, чтобы ракеты там не воткули.

Наконец, Арктика. Интерес обоих сторон к региону растет, потому будет соперничество.

Что же с этим все будет?

К.К. описывает 3 сценария – 1 оптимистичный и 2 пессимистичных.

1. Наименее вероятно улучшение отношений, как при Горбачеве и Рейгане.

2. США будут проводить политику сдерживания в отношении РФ.

3. Продолжение Прохладной войны

 

11 декабря. Россия на Ближнем Востоке и в Северной Африке

1. Лекции:

Ближний Восток обладает важным стратегическим потенциалом благодаря залежам углеводородов и геополитическому положению. Однако одновременно это регион регулярных конфликтов, которые продолжаются со времен Второй Мировой войны.

Сейчас Россия восстанавливает свои позиции на Ближнем Востоке. Некоторые американские исследователи считают, что нынешнее влияние России на БВ даже больше, чем в лучшие для СССР годы. Россия смогла частично восстановить военное присутствие в регионе: военные базы в Сирии, подписание соглашения о создании базы в Судане, создание военных объектов на территории ряда стран, поставки оружия. Нынешняя тактика РФ более гибкая, чем советская - больше нет резко негативного отношения к Израилю. С Сирией сохранился советский договор о дружбе и сотрудничестве, развиваются отношения с Египтом, Россия стремится активизировать связи с Алжиром, Суданом, Ираком и другими странами. Раньше СССР был настроен враждебно Саудовской Аравии, а сейчас России удается договариваться с ней по ряду важных вопросов, то же касается и ОАЭ

Однако сейчас ситуации в БВ более неоднозначная, чем в годы Холодной войны. Здесь разворачиваются противоречия России, США, ЕС и все в большей степени КНР. В виду большой заинтересованности в поступлении нефти интерес проявляет Индия, хотя пока она действует осторожно в регионе. Первый спектр противоречий - заключается в глобальной политике этих великих держав. Второй спектр - противоречия региональных держав.

В первую очередь, Израиль ведет активную политику в регионе, имеет значительную военную и экономическую силу, успехи в области науки и техники, а жизненный уровень здесь выше, чем в соседних арабских государствах. Во внешней политике Израиль значительно ориентирован на США, чуть меньше на ЕС, но отношения с Россией тоже неплохие. Израиль согласился подписать с Россией договор о безвизовом режиме и не примкнул к антироссийским санкциям. По многим ближневосточным вопросам между сторонами проводятся интенсивные и регулярные консультации, позиции часто не совпадают, но фактора неожиданности нет. С точки зрения Израиля главным региональным противником является Иран.

Иран открыто заявляет, что его главной целью является уничтожение Израиля, что уже не особо актуально в арабском мире. Иран стремится расширить свое влияние, опираясь на шиитское меньшинство - особое внимание уделяется Ираку и Сирии. Речь идет о том, чтобы проложить коридор от Ирана через Ирак и Сирию в Средиземное море. Также Иран использует шиитское меньшинство в Йемене, на Аравийском полуострове, религиозный фактор в политике Ирана играет большую роль. Он стремится стать лидирующим игроком в регионе. В текущих условиях большинство сирийской армии составляют шииты, в том числе из Ирана - стражи исламской революции. Иран опирается также на движение Хезболла (Ливан) и Хамас (контролирует Сектор Газа).

Крупным региональным игроком является и Турция. Ее позиция за последние несколько лет существенно изменилась. В течение многих лет главным союзником Турции в БВ был Израиль, однако при Эрдогане позиция изменилась. Турция все больше выступает в качестве силы, претендующей на главную роль на территории бывшей Османской империи - это относится и к Сирии. Турция делает ставки на мусульман-суннитов, поддерживающих ее - отсюда попытки создания зоны влияния в северной Сирии (Идлиб), попытки закрепиться в Ливии, поддержка правительства Ливии. Турция вступает в противоречие и с Израилем, и с Ираном.

Важным игроком остается Саудовская Аравия, во многом, благодаря средствам, получаемым от экспорта нефти. То же самое относится к ОАЭ и некоторым небольшим государствам на берегу Персидского залива. В ряде случаев ОАЭ ведут свою игру, независимую от Саудовской Аравии, Ирана, Турции и Израиля (хотя дипломатические отношения все же установили с ним)

Египет в последнее время стал играть меньшую роль, однако все еще значимую. От Суэцкого канала во многом зависит мировая экономика и процесс судоходства. В Египте огромное население, он обладает значимым влиянием в силу традиций в арабском мире. Все государства региона постоянно находятся в сотрудничестве и конфронтации друг с другом.

За последние 10 лет резко осложнилась внутренняя ситуация в арабском мире из-за произошедших революций (арабская весна) - внутренних потрясениях. Основной причиной волнений стали экономические проблемы, последовавшие за мировым экономическим кризисом. В Тунисе и Египте ситуация более менее разрешилась, в Ливии и Сирии она привела к острому и затяжному конфликту. В Сирии ситуация особенно сложная, поскольку, кроме правительства Асада, позиций России и Турции, есть еще проблема курдов, которые не имеют своей государственности и долгое время стремятся ее заполучить, что активно используется различными политическими кругами. В последнее время на территории арабского Востока резко активизировались террористические организации.

На данный момент в интересах РФ прекращение конфликта в Сирии. Долгое время проблему беженцев сдерживала Турция, а до этого Ливия. Тенденций к урегулированию конфликтов сейчас очень немного. Правительство Асада опирается на алавитов, которые близки к шиитам - отсюда ориентация на Иран. При проведении свободных выборов алавиты, очевидно, не получат большинства, так как их количество невелико, и Асаду потребуется коалиция, но оппозиция сильно раздроблена и ожесточена. Россия стремится помочь наладить диалог (вместе с Ираном и Турцией), но прогресс идет сложно. При этом некоторые аспекты деятельности Асада Россия критикует

Следующей острой проблемой является Ливия. Проблема обеспечения энергоносителями уже стоит не так остро, но все равно конфликты в БВ являются серьезной проблемой безопасности, особенно для ЕС. Главная проблема, которую сейчас видят США на БВ, это ядерная программа Ирана. Иран полностью отрицает создание ядерного оружия. Иранская ядерная программа всегда вызывала опасения Израиля и США. С Ираном была подписана ядерная сделка: Иран отказывается от своих ядерных программ в обмен на снятие санкций, но Трамп пошел на ее разрыв с восстановлением санкций, что привело к волнениям в Иране. Восстановление санкций обострило конфликт, Трамп делал попытки осложнить отношения, чтобы осложнить возможности Байдена восстановить ядерную сделку. Остальные стороны сделки выступили за ее сохранение, того же придерживаются Россия и КНР

У России с Ираном сложные отношения: есть договор о сотрудничестве 2000 года, в то же время реальное сотрудничество развивается не по всем параметрам. Россия продает Ирану оружие, но в Иране были недовольны, когда в начале 2000-х и 2010-х Россия поддерживала резолюции Совбеза ООН о санкциях против него. Есть определенное сотрудничество в нефтяном секторе. Россия помогает Ирану обходить санкции США, введенные без согласия Совбеза ООН. Экономические связи невелики, торговать почти нечем

 

В концепции внешней политики РФ африканское направление занимает последнее место. В Африке происходят существенные изменения. В последние десятилетия происходит рост населения - увеличивается роль молодежи. Одной из причин восстания в Египте было усиление прослойки образованных молодых людей, которые не могли добиться карьерного роста. Потоки от туризма в африканских странах есть, но они не столь велики. Происходит исламизация африканского населения, усиливаются противоречия из-за территориальных, религиозных и культурных проблем. В годы Холодной войны Африка привлекала к себе и ОВД, и НАТО, так как обе стороны хотели обойти друг друга с юга, сейчас такой геополитической заинтересованности уже нет. Там идет борьба в большей степени за экономические интересы. Россия смогла восстановить договоры о сотрудничестве с рядом стран (Ангола, Мозамбик, Эфиопия): поставки российской техники и вооружений, возможность российского капитала участвовать в освоении месторождений в Африке. Позиции России на континенте за несколько лет успел потеснить Китай: он уделяет Африке большое внимание, регулярно проводит саммиты с руководителями африканских стран, Африка входит в инициативу ОПОП. Россия ищет в регионе политических союзников - главное внимание уделено ЮАР. Многие страны (Ангола, Мозамбик, ЮАР) уже существенно ориентированы на Китай. За последние 10 лет состоялись визиты руководителей России в Африку - раньше такого не было

В последние годы вблизи Гвинейского залива и Африканского рога возобновилась проблема пиратства. За современными пиратами никто не стоит.

2. Бархударьянц А. Курдский вопрос во внешней политике России и стран запада в контексте противостояния «исламскому государству»

Новая геополитическая ситуация в регионе, может привести к сближению РФ и Запада. Курды Ирака и Сирии тоже против ИГ, они сейчас одни из главных сил в этой борьбе, и их поддерживает Запад и РФ.

в 1946 СССР поддержал создание Мехабадской республики - курдского гос-ва на иранской территории, но их быстро развалили. + СССР часто помогал курдам в 20 веке, и эти хорошие отношения перенеслись и в 21 век (например встреча в Эрбиле в 2008, в негласной столице курдов). Курдское региональное правительство - КРП. Россия добывает там нефть + хочет разрабатывать газовые месторождения. Местные месторождения могут полностью обеспечить потребности Турции, поэтому важно их проконтролировать, иначе “Турецкому потоку” конец.

Также Россия дружит с сирийскими курдами, которые стали важной политической силой в стране с начала гражданской войны.

“Резкое возрастание военно-политической роли сирийских курдов в регионе вновь привлекло к ним внимание Москвы, которая положительно оценивает деятельность Партии демократического союза (чьим крылом являются Отряды народной самообороны). С ней даже были установлены дипломатические отношения. Более того, Высший курдский совет (орган, объединяющий курдские партии Сирии, в том числе и Партию демократического союза) был официально приглашен в Москву 2 июня 2013 г., его представителей встречал М. Богданов, заместитель министра иностранных дел РФ. Такие отношения — часть плана внешней политики России по Сирии, имеющей целью включение в международный переговорный процесс оппозиционных групп, отличных от Сирийского национального совета, который настаивает на отставке Башара аль-Асада и исключении его людей из сирийского правительства как предварительном условии для начала переговоров.

Позиция же Высшего курдского совета совпадает с российским видением «Женевского коммюнике», так как предполагает вхождение в переходное правительство и представителей нынешнего режима. Вот почему Высший курдский совет вообще и Партия демократического союза в частности поддерживаются Кремлем (так, именно Россия настояла на их включении в переговорный процесс «Женевы-2»). Сближение Москвы с позицией сирийских курдов представляет своего рода прагматичную середину между безоговорочной поддержкой Б. Асада, с одной стороны, и вооруженной оппозиции, стремящейся к свержению режима, — с другой.

----

Запад финансирует КРП, а Москва молчит. На первый взгляд, такая позиция кажется парадоксальной: усиление военного потенциала Иракского Курдистана не может приветствоваться Москвой, ведь она традиционно выступает сторонницей территориальной целостности Ирака. Еще более приблизив иракских курдов к осуществлению проекта по созданию независимого Курдистана (до этого ослабление федерального правительства в Багдаде, связанное с атаками ИГ, позволило КРП начать самостоятельно экспортировать нефть), комплексные и продолжительные поставки вооружений автоматически ослабили бы и без того весьма сомнительную жизнеспособность Ирака в его нынешних границах. Кроме того, в долгосрочной перспективе курдский сепаратизм может обернуться против Сирии и Ирана — двух особо ценных для России партнеров. Такой сценарий создал бы нестабильность в непосредственной близости от особо чувствительных для Кремля границ СНГ.

Почему так?

1) РФ понимает, что западные партнеры особо не сместят баланс сил в регионе, вооружая КРП, тк курдов слишком много, 200 тыс

2) Запад поставляет легкое вооружение

---

Финансирование ИГ - от продажи нефти на черном рынке.

После распада СССР отношения с Дамаском были, опять же, непростыми. Обвиняя Россию в прекращении дипломатической и военной поддержки в начале 1990-х годов, Сирия долго и упорно отказывалась признавать Россию как законную преемницу Советского Союза, не желая, следовательно, отдавать свои прежние долги

Выводы:

1) сближение временное

2) Иракский Курдистан становится значимым игроком на БВ, -> схожие интересы РФ и США в полезных ископаемых и территориальной нерушимости Ирака и Сирии. Россия непонятно кого все-таки поддерживает

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.140 (0.033 с.)