Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политическая реформа М.С. Горбачева
Не завершив экономические преобразования, руководство страны перешло к политической реформе. Конституционная реформа стала центральным звеном политических преобразований. Положение о необходимости внесения изменений и дополнений в Конституцию СССР было включено в две резолюции: «О демократизации советского общест ва и реформе политической системы» и «О неотложных мерах по практическому осуществлению реформы поли тической системы страны». Также Горбачев предложил резолюцию «О демократизации» положение о совмещении должностей председателей Советов и первых секретарей соответствующих партийных комитетов снизу доверху. Лично ему оно позволило, совместив должности генерального секретаря и председателя Вер ховного Совета СССР, контролировать всю вертикаль партийногосударственной власти. В октябре 1988 г. М.С. Горбачев совместил должности генерального секретаря ЦК КПСС и председателя Президиума ВС СССР. 29 ноября 1988 г. по его докладу внеочередная XII сессия ВС СССР 11го созыва приняла два закона: «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР» и «О выборах народных депутатов СССР». Высшим органом государственной власти становился Съезд народных депутатов (СНД) в составе 2250 человек. Съезд из своего состава избирал Верховный Совет в сос таве 544 человек как постоянно действующий законодательный, распорядительный и контрольный орган государственной власти (он состоял из двух равных по численности и правам палат: Совета Союза и Совета Национальностей). Должность председателя Президиума Верховного Совета СССР упразднялась. Сам же Президиум ВС сохранялся. Его главной задачей было обеспечение работы СНД и ВС. Новый Президиум не наделялся правом вносить изменения в законодательство, издавать нормативные указы, заменять в межсессионный период Верховный Совет. Изменения в избирательной системе предусматрива ли не только избрание депутатов от территориальных и национальнотерриториальных округов, но и прямое представительство от официально зарегистрированных общественных организаций.
В нововведениях содержался крупный порок — от ступление от демократических принципов избиратель ной системы (закрепленных в Конституциях СССР 1936 и 1977 гг.): прямые выборы Верховного Совета СССР заменялись двухступенчатыми с обязательным ежегодным обновлением его состава на 1/5. Получалось, что, как только его депутаты наберутся опыта, их нужно заменять новыми. Члены руководящих органов общест венных организаций (главным образом номенклатурные работники) обладали большим количеством голосов, чем простые избиратели. Политическая практика на основе принятых законов начала осуществляться в марте—июне 1989 г., когда были избраны народные депутаты СССР и состоялся их I Съезд (25 мая—9 июня 1989 г.). Съезд избрал председателя Верховного Совета СССР (М.С. Горбачев), его первого заместителя (А.И. Лукьянов), утвердил предсе дателя Совета министров СССР (Н.И. Рыжков). Горбачев заявил о необходимости закрепить в новой Конституции «революционные преобразования». Задачи съезда: дополнить действующую Конституцию, и безотлагательно начать работу по подготовке новой Конституции (Конституции «демократического социализма»). Съезд образовал Конституционную комиссию в составе 107 человек. Ее председателем стал М.С. Горбачев, заместителем — А.И. Лукьянов. 55% членов комиссии были представителями высшего партийного руковод ства — секретари ЦК КПСС, республиканских ЦК, обкомов, крайкомов, члены ЦК КПСС и его аппарата. Около 40% представляли научную и творческую интеллигенцию. Среди остальных — один митрополит и двое рабочих. В состав комиссии вошли четыре лидера оппо зиции, образовавшей на съезде межрегиональную депу татскую группу (МДГ), — Б.Н. Ельцин, Г.Х. Попов, А.Д. Сахаров, А.А. Собчак. I Съезд народных депутатов СССР обсудил вопросы, уточнения, изменения и дополнения к действующей Конституции СССР и принял три конституционных закона: 1. Об уточнении некоторых положений Конституции (Основного Закона) СССР по вопросам порядка деятельности Съезда народных депутатов СССР, Верхов ного Совета СССР и их органов. 2. Об изменениях и до полнениях Конституции СССР по вопросам избиратель ной системы. 3. Об изменениях и дополнениях ст. 125 Конституции СССР. Кроме указанных законов, Съезд принял постановление «О поручениях Верховному Сове ту СССР и Конституционной комиссии по некоторым конституционным вопросам».
Согласно указанным законам союзные республики получили право самостоятельно решить вопрос об учреждении Съезда народных депутатов; Верховный Совет СССР получил право выражать недоверие правительству СССР; коллективы средних специальных и высших учебных заведений получили право выдвижения канди датов в народные депутаты; общественные организации лишились права непосредственного избрания народных депутатов; конституционный надзор распространялся не только на проекты, но и на законы и иные акты, при нятые СНД. Решения II Съезда народных депутатов завершили первый этап конституционной реформы в СССР, в ходе которого шел постепенный переход власти от партии к Советам, от ЦК КПСС к Верховному Совету СССР. Экономическая политика правительства, определенная в 1988 г., дала свои первые результаты в 1989 г. — произошел обвал экономики. Между республиками, края ми, областями, городами началась «экономическая война» по поводу товарных запасов. За первые семь месяцев 1989 г. забастовки прошли более чем в 500 трудовых коллективах. Внеочередной III Съезд народных депутатов СССР внес радикальные изменения в политическую и экономическую системы общества. 12 марта 1990 г. с докла дом «О внесении изменений и дополнений в Конституцию СССР и учреждении поста Президента» на съезде выступил А.И. Лукьянов. Он предложил изменить форму государственного строя, сложившегося в стране после 1917 г., резко ограничить власть Советов, передав ее вновь учрежденному институту Президента. Горбачев и его единомышленники выступили на съезде радикальнее радикалдемократов, которые протестовали против введения поста Президента. Съезд народных депутатов СССР 14 марта 1990 г. принял Закон «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию СССР». В политической сфере основные положения Закона сводились к следующему: учреждался институт сильного президентства; устранялась норма статьи 6 Конституции о руководящей роли КПСС как ядра политической системы; вводилось положение о многопартийности. Верховный Совет СССР лишился распорядительных функций, сохранив за собой законодательные и контрольные. Президент наделялся правом законодательной инициативы, утверждения за конов и множеством других прав (сравнимых с правами американского президента). Президент должен был избираться всеобщим голосованием. Высшие органы советской власти (СНД и ВС СССР) могли контролировать его работу лишь в форме заслушивания ежегодных док ладов о положении страны. Делегаты съезда избрали первого Президента СССР. Им стал М.С. Горбачев. Закон от 14 марта 1990 г. подготовил преодоление монополии государства в системе отношений собственности. В перечне форм собственности на первое место была поставлена собственность граждан. Закон закрепил новые формы коллективной собственности — арендную, акционерную. Это упрощало процесс сращивания «теневой экономики» с официальной.
24 сентября 1990 г. Верховный Совет СССР принял Закон «О дополнитель ных мерах по стабилизации экономической и обществен нополитической жизни страны». Он наделил Президента правом законотворчества по вопросам, относящимся к компетенции ВС СССР на срок до 31 марта 1992 г. В конце 1990 г., ссылаясь на паралич исполнительной власти и разрастающийся конституционный кризис, IV Съезд народных депутатов СССР вновь усилил власть Президента СССР — упразднил Совет министров СССР и должность его председателя, учредил Кабинет минист ров в качестве исполнительного и распорядительного органа. Кабинет формировался Президентом и подчинялся непосредственно ему. ● Съезд продолжил курс на формирование структур президентской формы правления: был учрежден пост вицепрезидента СССР, созданы Высшая государственная инспекция, подчиненная Президенту, Совет безопасности при Президенте, Совет Федерации. Последний из совещательного при Президенте становился самостоятельным под руководством Президента. Он должен был контролировать деятельность высших органов государственного управления Союза и республик, а также обеспечивать «соблюдение Союзного договора», который предстояло разработать. ● В 1991 г. речь уже шла не о судьбе Основного Закона союзного государства, а о судьбе самого государства. М.С. Горбачев объяснял необходимость перехода от одной радикальной реконструкции (учреждение поста Президента) к другой (заключению Союзного договора) начавшимся «парадом суверенитетов».
○ 24. Национальные движения и межнациональные конфликты.
○ 25. Парад суверенитетов и распад СССР
Основные тенденции развития гражданского общества в России в 90-е годы XX-XXI вв. Послание Федеральному собранию 2020 · Президент заявил, что Россия вступила в напряженный демографический период. По его словам, коэффициент рождаемости должен в 2024 году достичь 1,7 вместо нынешних 1,5. В качестве мер поддержки семей глава государства предлагает обеспечить детей яслями, сделать горячее питание в начальной школе бесплатным, а также предусмотреть ежемесячные выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет с 1 января 2020 года. По словам президента, данные выплаты будут получать семьи, чьи доходы не превышают одного прожиточного минимума на человека. Также Путин назвал важнейшей задачей правительства и Центробанка повышение уровня доходов граждан. · Программа материнского капитала будет продлена как минимум до конца 2026 года, выдавать его будут уже при рождении первого ребенка, заявил Путин. Размер выплаты для семей с двумя детьми увеличат до 616 617 рублей. Президент подчеркнул, что в дальнейшем размер материнского капитала будет ежегодно индексироваться. Путин призвал банки активнее включаться в реализацию программы льготной ипотеки молодым семьям.Глава государства поставил правительству задачу сохранить бюджетную устойчивость, несмотря на новые дорогостоящие меры поддержки населения.
· Президент потребовал от правительства определить необходимое количество дополнительных мест в школах для комфортного образования и на этом основании внести изменения в нацпроект "Образование". По его словам, "здесь нужно искать гибкие решения, не только строить школы, но и эффективно использовать всю образовательную, да и другую инфраструктуру для этих целей", а также привлекать современные технологии. Путин предложил с 1 сентября 2020 года ввести специальную доплату классным руководителям в размере не менее 5 тыс. рублей. Количество бюджетных мест в вузах необходимо увеличивать ежегодно, причем приоритетными должны стать региональные учебные заведения, заявил президент. · Ожидаемая продолжительность жизни в России впервые превысила 73 года, что на восемь лет больше по сравнению с 2000 годом, заявил Путин. По его словам, это "результат социальных, экономических изменений в стране, развития массового спорта, продвижения ценностей здорового образа жизни, и, конечно, значимый вклад принадлежит здесь всей системе здравоохранения". Глава государства сообщил, что региональные программы модернизации первичного звена здравоохранения будут запущены с 1 июля. На их реализацию выделили 550 млрд рублей. Президент анонсировал переход в этом году на новую систему оплаты труда для сотрудников сферы здравоохранения. По его словам, новая система будет основана на едином для всей страны перечне надбавок и компенсаций. Президент потребовал сконцентрировать усилия на первичном звене здравоохранения, так как именно за первичной медико-санитарной помощью люди обращаются чаще всего. Путин потребовал от правительства в кратчайшие сроки отладить работу по доставке больным специализированных иностранных препаратов, которые пока не имеют официального разрешения. По его словам, ситуации с перебоями в поставках жизненно важных лекарств в российские регионы не должны повторяться в будущем.
· Об изменениях в Конституцию. Путин предлагает провести голосование граждан по всему пакету конституционных поправок. При этом он не видит необходимости в принятии новой Конституции России. Президент предложил доверить Государственной думе право утверждения кандидатуры председателя правительства РФ, вице-премьеров и федеральных министров. Президент будет обязан назначить предложенных кандидатов. Путин также выступил с инициативой о закреплении приоритета Конституции страны в российском правовом пространстве. Глава государства считает, что решение проблемы разрыва между государственным и муниципальным уровнями управления требует закрепления в Конституции РФ принципов единой системы публичной власти. Президент также заявил, что в Конституции должны быть закреплены положения об индексации пенсий и о том, что минимальный размер оплаты труда не может быть ниже прожиточного минимума.
· Ограничения для чиновников. Президент предложил внести поправки в Конституцию, закрепляющие запрет на иностранное гражданство или вид на жительство для высших должностных лиц. Путин также заявил, что кандидат в президенты России должен проживать в стране не менее 25 лет вместо нынешних десяти.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.161.77 (0.021 с.) |