Политическая реформа М.С. Горбачева 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политическая реформа М.С. Горбачева



Не завершив экономические преобразования, руководство страны перешло к политической реформе.  Конституционная реформа стала централь􏰀ным звеном политических преобразований. Положение о необходимости внесения измене􏰀ний и дополнений в Конституцию СССР было включено в две резолюции: «О демократизации советского общест􏰀 ва и реформе политической системы» и «О неотложных мерах по практическому осуществлению реформы поли􏰀 тической системы страны». Также Горбачев предложил резолюцию «О де􏰀мократизации» положение о совмещении должностей председателей Советов и первых секретарей соответ􏰀ствующих партийных комитетов снизу доверху. Лично ему оно позволило, совместив должности генерального секретаря и председателя Вер􏰀 ховного Совета СССР, контролировать всю вертикаль партийно􏰀государственной власти.

В октябре 1988 г. М.С. Горбачев совместил должнос􏰀ти генерального секретаря ЦК КПСС и председателя Президиума ВС СССР. 29 ноября 1988 г. по его докладу внеочередная XII сессия ВС СССР 11􏰀го созыва при􏰀няла два закона: «Об изменениях и дополнениях Конс􏰀титуции (Основного Закона) СССР» и «О выборах народ􏰀ных депутатов СССР».

Высшим органом государственной власти становился Съезд народных депутатов (СНД) в составе 2250 человек. Съезд из своего состава избирал Верховный Совет в сос􏰀 таве 544 человек как постоянно действующий законо􏰀дательный, распорядительный и контрольный орган государственной власти (он состоял из двух равных по численности и правам палат: Совета Союза и Совета Национальностей). Должность председателя Президиума Верховного Совета СССР упразднялась. Сам же Президиум ВС сохранялся. Его главной задачей было обеспе􏰀чение работы СНД и ВС.

Новый Прези􏰀диум не наделялся правом вносить изменения в законодательство, издавать нормативные указы, заме􏰀нять в межсессионный период Верховный Совет. 

Изменения в избирательной системе предусматрива􏰀 ли не только избрание депутатов от территориальных и национально􏰀территориальных округов, но и прямое представительство от официально зарегистрированных общественных организаций.

В нововведениях содержался крупный порок — от􏰀 ступление от демократических принципов избиратель􏰀 ной системы (закрепленных в Конституциях СССР 1936 и 1977 гг.): прямые выборы Верховного Совета СССР за􏰀менялись двухступенчатыми с обязательным ежегодным обновлением его состава на 1/5. Получалось, что, как только его депутаты наберутся опыта, их нужно заме􏰀нять новыми. Члены руководящих органов общест􏰀 венных организаций (главным образом номенклатурные работники) обладали бо􏰁льшим количеством голосов, чем простые избиратели.

Политическая практика на основе принятых законов начала осуществляться в марте—июне 1989 г., когда были избраны народные депутаты СССР и состоялся их I Съезд (25 мая—9 июня 1989 г.). Съезд избрал председателя Верховного Совета СССР (М.С. Горбачев), его первого заместителя (А.И. Лукьянов), утвердил предсе􏰀 дателя Совета министров СССР (Н.И. Рыжков).

Горбачев заявил о необходимости закрепить в новой Конституции «революционные преобразования».

Задачи съезда: дополнить действующую Конституцию, и безотлага􏰀тельно начать работу по подготовке новой Конституции (Конституции «демократического социализма»).

Съезд образовал Конституционную комиссию в составе 107 человек. Ее председателем стал М.С. Горбачев, заместителем — А.И. Лукьянов. 55% членов комиссии
были представителями высшего партийного руковод􏰀
ства — секретари ЦК КПСС, республиканских ЦК, обкомов, крайкомов, члены ЦК КПСС и его аппарата. Около 40% представляли научную и творческую интеллигенцию. Среди остальных — один митрополит и двое рабочих. В состав комиссии вошли четыре лидера оппо􏰀 зиции, образовавшей на съезде межрегиональную депу􏰀 татскую группу (МДГ), — Б.Н. Ельцин, Г.Х. Попов,
А.Д. Сахаров, А.А. Собчак.

I Съезд народных депутатов СССР обсудил вопросы, уточнения, изменения и дополнения к действующей Конституции СССР и принял три конституционных закона: 1. Об уточнении некоторых положений Консти􏰀туции (Основного Закона) СССР по вопросам порядка деятельности Съезда народных депутатов СССР, Верхов􏰀 ного Совета СССР и их органов. 2. Об изменениях и до􏰀 полнениях Конституции СССР по вопросам избиратель􏰀 ной системы. 3. Об изменениях и дополнениях ст. 125 Конституции СССР. Кроме указанных законов, Съезд принял постановление «О поручениях Верховному Сове􏰀 ту СССР и Конституционной комиссии по некоторым конституционным вопросам».

Согласно указанным законам союзные республики получили право самостоятельно решить вопрос об уч􏰀реждении Съезда народных депутатов; Верховный Совет СССР получил право выражать недоверие правительству СССР; коллективы средних специальных и высших учебных заведений получили право выдвижения канди􏰀 датов в народные депутаты; общественные организации лишились права непосредственного избрания народных депутатов; конституционный надзор распространялся не только на проекты, но и на законы и иные акты, при􏰀 нятые СНД.

Решения II Съезда народных депутатов завершили первый этап конституционной реформы в СССР, в ходе которого шел постепенный переход власти от партии к Советам, от ЦК КПСС к Верховному Совету СССР.

Экономическая политика правительства, определенная в 1988 г., дала свои первые результаты в 1989 г. — произошел обвал экономи􏰀ки. Между республиками, края􏰀 ми, областями, городами началась «экономическая вой􏰀на» по поводу товарных запасов.  За первые семь месяцев 1989 г. забастовки прошли
более чем в 500 трудовых коллективах.


Внеочередной III Съезд народных депутатов СССР внес радикальные изменения в политическую и эконо􏰀мическую системы общества. 12 марта 1990 г. с докла􏰀 дом «О внесении изменений и дополнений в Конституцию СССР и учреждении поста Президента» на съезде выступил А.И. Лукьянов. Он предложил изменить фор􏰀му государственного строя, сложившегося в стране после 1917 г., резко ограничить власть Советов, передав ее вновь учрежденному институту Президента. Горбачев и его единомышленники выступили на съезде радикальнее радикал􏰀демократов, которые протестовали против введения поста Президента.

Съезд народных депутатов СССР 14 марта 1990 г. принял Закон «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию СССР». В политической сфере основные положения За􏰀кона сводились к следующему: учреждался институт сильного президентства; устранялась норма статьи 6 Конституции о руководящей роли КПСС как ядра поли􏰀тической системы; вводилось положение о многопартий􏰀ности.

Верховный Совет СССР лишился распорядительных функций, сохранив за собой законодательные и конт􏰀рольные.

Президент наделялся правом законодательной инициативы, утверждения за􏰀 конов и множеством других прав (сравнимых с правами американского президента). Президент должен был из􏰀бираться всеобщим голосованием. Высшие органы сове􏰀тской власти (СНД и ВС СССР) могли контролировать его работу лишь в форме заслушивания ежегодных док􏰀 ладов о положении страны.

Делегаты съезда избрали первого Президента СССР. Им стал М.С. Горбачев.

Закон от 14 марта 1990 г. подготовил преодоление монополии государства в системе отношений собствен􏰀ности. В перечне форм собственности на первое место
была поставлена собственность граждан. Закон закрепил новые формы коллективной собственности — арендную, акционерную. Это упрощало процесс сращивания «тене􏰀вой экономики» с официальной.

24 сентября 1990 г. Верховный Совет СССР принял Закон «О дополнитель􏰀 ных мерах по стабилизации экономической и обществен􏰀 но􏰀политической жизни страны». Он наделил Президента правом законотворчества по вопросам, относящимся к компетенции ВС СССР на срок до 31 марта 1992 г.

В конце 1990 г., ссылаясь на паралич исполнитель􏰀ной власти и разрастающийся конституционный кризис, IV Съезд народных депутатов СССР вновь усилил власть Президента СССР — упразднил Совет министров СССР и должность его председателя, учредил Кабинет минист􏰀 ров в качестве исполнительного и распорядительного ор􏰀гана. Кабинет формировался Президентом и подчинялся непосредственно ему.

● Съезд продолжил курс на формирование структур президентской формы правления: был учрежден пост ви􏰀це􏰀президента СССР, созданы Высшая государственная инспекция, подчиненная Президенту, Совет безопас􏰀ности при Президенте, Совет Федерации. Последний из совещательного при Президенте становился самостоя􏰀тельным под руководством Президента. Он должен был контролировать деятельность высших органов государ􏰀ственного управления Союза и республик, а также обес􏰀печивать «соблюдение Союзного договора», который предстояло разработать.

● В 1991 г. речь уже шла не о судьбе Основного Закона союзного государства, а о судьбе самого государства. М.С. Горбачев объяснял необ􏰀ходимость перехода от одной радикальной реконструкции (учреждение поста Президента) к другой (заключе􏰀нию Союзного договора) начавшимся «парадом сувере􏰀нитетов».

 

24. Национальные движения и межнациональные конфликты.
февраль 1988 - начало Карабахского конфликта
ноябрь 1988 - суверенитет Эстонии
март 1989 - конфликт в Фергане между узбеками и турками-месхетинцами
апрель 1989 - разгон оппозиционного митинга в Тбилиси
май 1989 - суверенитет Литвы
июль 1989 - суверенитет Латвии
сентябрь 1989 - суверенитет Азербайджана
январь 1990 - массовые демонстрации в Молдавии
март 1990 - независимость Литвы
май 1990 - независимость Латвии и Эстонии

25. Парад суверенитетов и распад СССР
апрель 1990 - закон СССР “Об основах экономических отношений Союза ССР, союзных и автономных республик”. Он выравнивал права союзных и автономных республик в соц-эк, хоз-ной и культ-ой сферах
Горбачев поддерживал движение автономий за суверенизацию, так как полагал, что эти автономии просто станут субъектами нового Союза.
май 1990 - суверенитет Грузии
май-июнь 1990 - I СНД России. Повестка: выборы председателя ВС РСФСР; выборы ВС РСФСР; принятие Декларации о суверенитете. В третьем туре председателем ВС избран Ельцин.
12 июня - Декларация о государственном суверенитете России
октября 1990 - СНД РСФСР принял закон, дававший право приостанавливать действие союзных актов, если они нарушали суверенитет России.
июнь 1990 - с-тет Узбекистана и Молдавии
июль 1990 - с-тет Украины и Беларуси
август 1990 - с-тет Армении
август 1990 - попытка Горбачева создать тандем с Ельциным для реформирования экономики, но Ельцин отклонил план Горбачева и решил использовать “500 дней” в РФ
ноябрь - декабрь 1990 - II СНД РСФСР. Вопрос о правовом статусе России в Союзе; первые противоречия между Ельциным и Хасбулатовым: первый хотел реформировать конституцию РСФСР коренным образом, а второй - нет; принят Закон “Об изменениях и дополнениях к Конституции РСФСР”: верховенство республиканских законов и собственности в РСФСР.
декабрь 1990 - 4 Съезд СНД СССР. Президент СССР получает чрезвычайные полномочия: руководит Кабинетом министров, возглавляет Совет Федерации и Совет безопасности СССР; учреждается пост вице-президента - Янаев; принимается решение о проведении референдума о сохранении СССР
март 1991 - референдум о сохранении СССР. Референдум о введении поста президента РСФСР. В РСФСР на обоих большинство ответов - да.
апрель 1991 - начало новоогаревского процесса (РСФСР, Украина, Беларусь, Узбекистан, Казахстан, Азербайджан, Таджикистан, Киргизия, Туркмения).
май 1991 - 4 СНД РСФСР. Принят закон “О президенте РСФСР”
июнь 1991 - выборы президента РСФСР. Ельцин - 57% голосов.
июль 1991 - 5 СНД РСФСР. Указ о О прекращении деятельности организационных структур политических партий и массовых общественных движений в государственных органах и учреждениях РСФСР» (указ о департизации).
19 августа 1991 - августовский путч (Павлов, Язов, Пуго, Крючков, Янаев, Бакланов, Тизяков, Стародубцев). Горбачев объявил об отставке с поста генсека; Ельцин приостановил деятельность КПСС в РСФСР
сентябрь 1991 - 5 СНД СССР. Законы “Об органах гос власти и управления Союза ССР в переходный период”. Роспуск СНД и ВС СССР; создание Госсовета СССР (президент СССР+главы союзных республик).
октябрь - ноябрь 1991 - второй этап 5 СНД РСФСР. Президенту предоставлены полномочия возглавления правительства и издания указов, имеющих силу закона. Хасбулатов избран председателем ВС РСФСР
ноябрь 1991 - запрет деятельность КПСС в РСФСР
ноябрь 1991 - формирование “кабинета реформ”: Гайдар, Бурбулис, Чубайс
8 декабря 1991 - беловежские соглашения
21 декабря 1991 - алмаатинские соглашения (ликвидация СССР и создание СНГ)
25 декабря 1991 - Горбачев сложил с себя полномочия президента СССР

Основные тенденции развития гражданского общества в России в 90-е годы XX-XXI вв.

Послание Федеральному собранию 2020

·  Президент заявил, что Россия вступила в напряженный демографический период. По его словам, коэффициент рождаемости должен в 2024 году достичь 1,7 вместо нынешних 1,5. В качестве мер поддержки семей глава государства предлагает обеспечить детей яслями, сделать горячее питание в начальной школе бесплатным, а также предусмотреть ежемесячные выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет с 1 января 2020 года. По словам президента, данные выплаты будут получать семьи, чьи доходы не превышают одного прожиточного минимума на человека. Также Путин назвал важнейшей задачей правительства и Центробанка повышение уровня доходов граждан.

·  Программа материнского капитала будет продлена как минимум до конца 2026 года, выдавать его будут уже при рождении первого ребенка, заявил Путин. Размер выплаты для семей с двумя детьми увеличат до 616 617 рублей. Президент подчеркнул, что в дальнейшем размер материнского капитала будет ежегодно индексироваться. Путин призвал банки активнее включаться в реализацию программы льготной ипотеки молодым семьям.Глава государства поставил правительству задачу сохранить бюджетную устойчивость, несмотря на новые дорогостоящие меры поддержки населения.

 

·  Президент потребовал от правительства определить необходимое количество дополнительных мест в школах для комфортного образования и на этом основании внести изменения в нацпроект "Образование". По его словам, "здесь нужно искать гибкие решения, не только строить школы, но и эффективно использовать всю образовательную, да и другую инфраструктуру для этих целей", а также привлекать современные технологии. Путин предложил с 1 сентября 2020 года ввести специальную доплату классным руководителям в размере не менее 5 тыс. рублей. Количество бюджетных мест в вузах необходимо увеличивать ежегодно, причем приоритетными должны стать региональные учебные заведения, заявил президент.

·  Ожидаемая продолжительность жизни в России впервые превысила 73 года, что на восемь лет больше по сравнению с 2000 годом, заявил Путин. По его словам, это "результат социальных, экономических изменений в стране, развития массового спорта, продвижения ценностей здорового образа жизни, и, конечно, значимый вклад принадлежит здесь всей системе здравоохранения". Глава государства сообщил, что региональные программы модернизации первичного звена здравоохранения будут запущены с 1 июля. На их реализацию выделили 550 млрд рублей. Президент анонсировал переход в этом году на новую систему оплаты труда для сотрудников сферы здравоохранения. По его словам, новая система будет основана на едином для всей страны перечне надбавок и компенсаций. Президент потребовал сконцентрировать усилия на первичном звене здравоохранения, так как именно за первичной медико-санитарной помощью люди обращаются чаще всего. Путин потребовал от правительства в кратчайшие сроки отладить работу по доставке больным специализированных иностранных препаратов, которые пока не имеют официального разрешения. По его словам, ситуации с перебоями в поставках жизненно важных лекарств в российские регионы не должны повторяться в будущем.

 

·  Об изменениях в Конституцию. Путин предлагает провести голосование граждан по всему пакету конституционных поправок. При этом он не видит необходимости в принятии новой Конституции России. Президент предложил доверить Государственной думе право утверждения кандидатуры председателя правительства РФ, вице-премьеров и федеральных министров. Президент будет обязан назначить предложенных кандидатов. Путин также выступил с инициативой о закреплении приоритета Конституции страны в российском правовом пространстве. Глава государства считает, что решение проблемы разрыва между государственным и муниципальным уровнями управления требует закрепления в Конституции РФ принципов единой системы публичной власти. Президент также заявил, что в Конституции должны быть закреплены положения об индексации пенсий и о том, что минимальный размер оплаты труда не может быть ниже прожиточного минимума.

 

·  Ограничения для чиновников. Президент предложил внести поправки в Конституцию, закрепляющие запрет на иностранное гражданство или вид на жительство для высших должностных лиц. Путин также заявил, что кандидат в президенты России должен проживать в стране не менее 25 лет вместо нынешних десяти.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.161.77 (0.021 с.)