Кризис двоевластия 1992-1993 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кризис двоевластия 1992-1993



Преамбула: в стране формируются прокоммунистические партии, забастовки, все недовольны политикой Ельцина и шоковой терапией.

 

Причина конфликта Верховного совета и Президента. Они не могли поделить власть над правительством. Президент мог назначать Правительство. Верховный Совет мог простым большиснтвом его распустить.

 

6 апреля 1992 - 6 съезд народных депутатов

 

● Все недовольны докладом Ельцина

● Доклад Гайдара о помощи со стороны запада вызвал возмущение.

● Никто не захотел одобрять его программу реформ. Но потом добились компромиссного варианта

● По реформе конституции так и не договорились

 декабрь 1992 года - 7 съезд народных депутатов

 

Ельцина никто не слушает

Выдвинутого им на пост Премьер-Министра Гайдара отклонили (правда, он потом выдвинул Черномырдина, его одобрили)

Предеседателя верховного совета Хасбулатова все слушают.

Зорькин такой: “Ребята, давйте жить дружно” и заключили компромис по конституции из 9 пунктов”

 

март 1993 - 8 (внеочредной) съезд Народных депутатов

Аннулировал компромис 9 пунктов и следовательно отменил референдум по Конституции.

20 марта- обращение Ельцина к народу указ “ Об особом порялке управления для преодоления кризиса”

Конституционный суд признает действия президента незконными

26 марта 1993 - 9 съезд (попытка импичмента, если бы это произошло, Ельцин потравил бы всех газом)

 

25 апеля - референдум

● Доверяете ли вы Президенту?

● Одобряете ли социально-экономическую политику Президента и Правителтсва, осуществляемую с 1992 года?

● Считаете ли вы необходимым проведение досрочных выборов Президента?

● Считаете ли вы необходимым досрочное проведение выборов народных депутатов?

Как бы все за. По первым двум - большинство от явившихся, по вторым двум - от общего числа избирателей.

 

1 мая - столкновения, кровавый май

Ельцин и его сторонники решают провести конституционную реформу:

● расширение полномочий президента

● рыночный и демократический путь развития

 

21 сентября - Ельцин распускает верховный совет - конституционный суд признает это решение незаконным

В здании Верховного совета собераются депутаты - вице-президент А. Руцкой принес президенскую присягу 21 сентября 1993

Вокруг белого дома - милиция

 

4 октября - всю эту красоту штурмует спецподразделение Альфа (штурм Белого Дома) - Ельцин Победил

 

Формирование олигархического капитализма в России

Итоги шоковой терапии:

● За 90-е ВВП сократился на 55%

● Лишившись после приватизации государственной поддержки, предприятия стали сокращать свои производства

● Из-за отсутствия денег начались массовые невыплаты зарплат

● Постоянные кризисы (“черный вторник” 1994, когда доллара подскочил на 27% за день)

● Рост инфляции

● Внешний долг России постоянно увеличивался: 1992- 108 млрд долларов, 1998 - 123,2.

● Долг по ГКО тоже постоянно рос: 195 - 1 трлн рублей, 1988 - 10,3.

Что делает государство?

● 1 июля 1994 года - отмена квотирования и лицензирования товаров и услуг, поставляемых на рынок. Т.е предприятия лишились государственной поддержки и должны были выдерживать конкуренцию на мировом рынке. Эту конкуренцию выдерживал только сырьевой сектор.

● Снижение налога на прибыль и добавочную стоимость

● Поддержка новой экономической и политической силы - олигархии: ОНЭКСИМ&банк (В. Потанин), ЛогоВАЗ (Б. Березовский), Мост (В. Гусинский), МЕНАТЕП (М. Ходорковский), СБС&Агро (А. Смоленский), Альфа&групп (М. Фридман), Газпром (Р. Вяхирев) и Лукойл (В. Алекперов).

Как государство поощряло олигархов:

1) Залоговые аукционы 1995 - олигархи дают кредит правительству, получая в залог пакеты акций крупных государственных компаний. Государство это кредит возвращать не собиралось и вот, предприятие становится собственностью олигарха. Придумал Потанин, Чубайс с восторгом поддержал. Таким образом были приватизированы Сургутнефтегаз, НК “Сибнефть”, ЛУКОЙЛ, Челябинский металлургический завод, Норникель, банк МЕНАТЕП, Мурманское морское пароходство.

Все участники налоговых аукционов активно финансировали предвыборную кампанию Ельцина. Это явление получило название”семибоярщина”

2) приватизационные сделки 196-1997 - продавали фирмы тем, кто поддержал Бориса

Приватизация Восточной Нефтяной компании, “Агропромбанка”, Тюменская нефтяная компания, Коми ТЭК, “Связьинвест” (Гусинский и Березовский использовали свою монополию на телевидение, чтобы получить пакет акций)

 

Тем временем внешний долг и долг по ГКО растет. Положение усугубляется Азиатским экономическим кризисом 1997 года, отказом бывших стран соцлагеря возвращать займы висящими на России долгами СССР.

 

“Гениальный” выход из ситуации:

 

17 августа 1998 г. правительство РФ и Центральный банк РФ выступили с совместным заявлением. Была проведена девальвация и объявлен дефолт (отказ платить долги). Кроме того, был введен мораторий на выплату долгов коммерческих банков иностранным инвесторам. Это решение не имело отношения к государственным интересам: государство этим актом защищало интересы ничтожно малой группы частных лиц — владельцев этих банков. Разразился невиданный прежде скандал. 23 августа Ельцин отправил правительство С.В. Кириенко в отставку. Финансовый кризис перерос в политический. В сентябре 1998 г. главой правительства стал Е.М. Примаков.

 

Кризис 1998-1999

Естественно дефолт привел к обесцениванию вкладов, росту инфляции и падению уровня жизни населения. Но, главой правительства был назначен Примаков и он за счет девальвации плюс-минус все выровнял к третьему кварталу 1999 года. Ельцин его снял, т.к. боялся конкуренции на предстоящих выборах. А против Ельцина существовал оппозиционный блок “Отечество- Вся Россия”.

 

Экономический кризис опять спровоцировал рост сопротивления на Кавказе

август 1999- чеченские боевики вторглись в Дагестан строить шариатское государство от моря до моря

Ряд террористических актов:

4 сентября 1999 г. был взорван жилой дом в Буйнакске. 9 сентября в Москве произошел взрыв жилого дома на улице Гурьянова, а 13 сентября взорван дом на Каширском шоссе. 16 сентября 1999 г. террористы взорвали жилой дом в Волгодонске.

 

23 сентября - указ Ельцина о начале боевых действий в Чечне

В это время главой Правительства уже был ВВП. В это время он завоевал популярность в народе, во-первых, потому что выплатил задолженности по пенсиям несмотря на инфляцию и недавний дефолт) и сумел завершить конфликт в Чечне.

7 февраля 2000 - взятие Грозного

12 июня 2000- Ахмат Кадыров - глава Чечни

 

23 ОКТЯБРЯ - "Основные тенденции развития российской экономики в 2009 - 2020 гг." (Часть 2).

Ю. В. Симачев: Россия в меняющихся условиях мировой торговли: структурный взгляд на новое позиционирование

Статья про сдвиги в структуре мировой торговли и особенности интеграции российской экономики в глобальный обмен товарами и услугами; усиление конкуренции за рынки товаров (услуг), требующих труда высокой квалификации. В структуре российского экспорта за последние два десятилетия не произошло позитивных сдвигов с точки зрения его диверсификации и расширения экспорта продукции с высокой степенью обработки (высокотехнологичных услуг). Проблемы торговой политики РФ: переоценка экспортного потенциала традиционных секторов, недостаточное внимание к интеграции в глобальные цепочки добавленной стоимости и промышленной кооперации. В качестве будущей повестки предлагается перейти к широкой трактовке торговой политики, ориентированной на долгосрочные структурные сдвиги в экономике и разнообразие подходов к позиционированию секторов в мировой торговле, в сочетании с мерами по развитию человеческого капитала и институтов, определяющих формирование сектора услуг.

Российская экономика однобоко встроена в глобальную систему торговли: экспорт больше связан с традиционными сырьевыми секторами, а импорт в недостаточной степени становится фактором расширения экспорта продукции с высокой степенью обработки и сложных услуг.

Сосредоточение на оценке долгосрочных трендов в изменении структуры российского экспорта/ импорта с 2000 г. Рассматриваемые вопросы:

— каковы тренды в развитии мировой торговли; как меняется роль различных стран; как различные экономики интегрируются в глобальные цепочки добавленной стоимости (ЦДС);

— как в сопоставлении с мировыми трендами структурно изменился российский экспорт; как меняются его позиции в глобальных ЦДС; каковы роль крупных компаний в российском экспорте и специфика вклада в него относительно небольших, быстрорастущих фирм;

— каковы особенности современной торговой политики в мире; как можно оценить российскую торговую политику, в чем состоят ее ограничения в новых условиях;

— в каких направлениях следовало бы развивать российскую торговую политику, каковы ее возможные акценты; какой может быть российская стратегическая торговая политика?

Повышение роли развивающихся стран в мировой торговле из-за смещения акцентов от торговли в направлении «Север— Север» к торговле в направлении «Север—Юг» и «Юг—Юг». Принято считать, что определяющими факторами географических структурных сдвигов стали увеличение вклада стран БРИКС и развитие глобальных ЦДС, но, во-первых, повышение роли развивающихся стран в мировой торговле произошло благодаря нескольким экономикам — прежде всего новым индустриальным странам первого этапа — Гонконгу, Ю. Корее, Сингапуру, Тайваню с конца 1970-х годов, второго этапа — Индонезии, Малайзии, Филиппинам, Таиланду с 1980-х, а также в значительной степени Китаю с 1990-х годов. Во-вторых, развивающиеся страны неодинаково включены в глобальные ЦДС. Для группы новых индустриальных стран (Сингапур, Тайвань, Индонезия, Малайзия, Таиланд), а также примкнувшего к ней позднее Китая, за последние 20 лет характерны, с одной стороны, относительно более низкий уровень вклада внутренней добавленной стоимости в валовой экспорт, а с другой — наращивание ее вклада в обрабатывающих отраслях и в секторе услуг.

Если развивающиеся страны расширили свое присутствие в секторах как высокотехнологичных, так и особенно трудоемких товаров благодаря наличию дешевых трудовых ресурсов, то развитые страны существенно уступили свои позиции на рынке готовой продукции в обоих секторах в пользу развивающихся стран в период 1995—2013 гг. Потом они вышли на “плато” из-за технологического превосходства, которое позволяло сохранять присутствие на рынках высококачественной и технически сложной продукции. Этому способствовал также сдвиг предпочтений потребителей в пользу высококачественной престижной и брендированной продукции и возможностей ускоренно обновлять технически сложную продукцию и использовать ее новейшие модификации. Кроме того, расширение экспорта готовой продукции из развивающихся стран представляет собой экспорт дочерних компаний из развитых стран либо завершающую фазу технологических цепочек, в основе которых находятся технологические разработки или компоненты, произведенные в развитых странах.

Страны с переходной экономикой (страны Юго-Восточной Европы и СНГ), для которых значимое расширение участия в мировом экспорте было связано в основном с сырьевым экспортом, вытеснялись с рынков обработанной продукции. В существенной мере это может быть обусловлено тем, что, с одной стороны, они испытывают трудности в ценовой конкуренции с догоняющими странами в области серийной продукции с высоким уровнем обработки из-за большей стоимости труда, а с другой — сталкиваются с барьерами перехода к производству продукции с высокой добавленной стоимостью из-за недостаточной инновационной активности и дефицита передовых технологий, то есть оказываются в «ловушке среднего дохода» и вынуждены расширять сырьевой экспорт, несмотря на ограниченные возможности такого развития в долгосрочной перспективе.

Структурные особенности российского экспорта

В структуре российского экспорта с точки зрения его диверсификации за последние 20 лет не произошло существенных позитивных изменений. В нем по-прежнему доминирует сырье: вклад экспорта нефти и нефтепродуктов в валовой экспорт возрос с 31% в 1995 г. до 51% в 2017 г. Некоторое увеличение доли обработанной продукции в российском экспорте было связано с продукцией невысокого передела (промышленные полуфабрикаты), а рост доли машин и оборудования был неустойчивым.

Снижается индекс сложности российского экспорта: в мировом рейтинге стран по индексу сложности экспорта (ECI) Россия в период 1996—2016 гг. потеряла 10 позиций, заняв в 2016 г. 48-е место. Негативная динамика числа товаров со сравнительным преимуществом в российском экспорте сопровождалась вымыванием отечественных товаров из центра мирового продуктового пространства.

Рассматривая масштабы и темпы роста мировой торговли, можно выделить следующие группы отраслей:

В соответствии с группами товаров с основными экспортными российскими секторами можно отметить следующее: наиболее значимые по объему товарные группы в российском экспорте относятся к группе 1 с невысокими темпами роста мирового экспорта и относительно низким удельным весом в мировой торговле и к группе 4 со средними темпами роста и большими объемами торговли. Внутри перечисленных товарных групп российский экспорт представлен традиционными видами продукции: металлы в группе промышленного неэнергетического сырья, зерновые в группе продовольствия, массовые химические продукты. Эти товары, как правило, находятся в начальных звеньях технологической цепочки и служат сырьем для производства продукции с более высоким уровнем добавленной стоимости, они подвержены и наибольшей волатильности.

В целом структура российского экспорта существенно отличается от большинства крупных экономик, включая как развитые, так и среднего уровня развития с высоким удельным весом сырьевого сектора. С точки зрения доли в экспорте обработанной продукции и ее расширения в 2000—2017 гг. российская экономика в определенной мере сходна с экономиками таких стран, как Норвегия, Чили, Австралия и Аргентина. Однако при разработке торговой политики в контексте структурных изменений важно учитывать особенности России: масштабные социальные обязательства, исходную диверсифицированность экономики, высокий уровень развития человеческого потенциала.

Если крупнейший бизнес специализируется преимущественно на продукции нижних переделов (в совокупности — 41,7% валового экспорта), то малые и средние предприятия (МСП) больше тяготеют к верхним переделам — порядка 40% в их экспорте. Вклад субъектов МСП в формирование российского несырьевого неэнергетического экспорта нарастает вместе с увеличением глубины передела. Отмечается взрывной рост числа субъектов МСП-экспортеров за последние годы. Например, количество малых предприятий-экспортеров в 2017 г. фактически удвоилось по сравнению с 2016 г., а средних предприятий-экспортеров выросло на 28%. Одно из преимуществ малых и средних предприятий с точки зрения участия в глобальных ЦДС — гибкость, способность индивидуализировать и дифференцировать продукты для покупателя.

В развитии экспорта особую роль могут сыграть быстрорастущие малые и средние компании. Они вносят существенный вклад в экономическое развитие в целом и расширение экспорта в частности и нередко выступают драйверами развития традиционных и новых секторов. В ряде эмпирических исследований показана не только положительная связь быстрого роста фирм с их экспортной активностью, но и роль экспорта как важнейшего драйвера такого роста. В России фирмы-«газели» чаще других компаний ведут экспортную деятельность. В силу относительно скромных объемов многих внутренних рынков, которые быстро становятся тесными для быстрорастущих фирм, особенно крупных и зрелых, экспортная экспансия оказывается необходимой для продолжения их роста.

По результатам опроса в 2019 г. руководителей российских быстрорастущих малых и средних компаний эти фирмы выделяются на общем фоне более высокой экспортной активностью, при этом они реже остальных представлены на пространстве бывшего СССР и чаще — на рынках дальнего зарубежья. Еще одной особенностью быстрорастущих компаний выступает их существенно большая импортозависимость: критическая зависимость от импортных поставок отмечена для 36% обследованных компаний, при этом более сильная импортозависимость характерна для фирм — экспортеров в дальнее зарубежье.

Главным препятствием для экспортной деятельности быстрорастущих фирм выступает сложность сертификации продукции за рубежом: данная проблема наиболее значима более чем для 1/3 компаний. Для старта экспортной деятельности наиболее существенное ограничение — недостаточный объем финансовых средств. Действительно, эта проблема упоминается едва ли не в большинстве эмпирических исследований, посвященных разным аспектам и направлениям деятельности российских компаний.

Когда компания уже преодолела «барьеры старта» и ведет экспортную деятельность, на первый план выходят такие барьеры, как недостаточная известность бренда, дефицит информации о внешних рынках и потенциальных партнерах на них, дискриминация российских компаний за рубежом и сложность создания экспортерами зарубежных подразделений для сбыта и/или обслуживания продукции. Существенным ограничением и для старта, и для развития экспортной деятельности выступает недостаточное число специалистов по внешнеэкономической деятельности.

Существенное влияние на функционирование быстрорастущих компаний в целом и осуществление экспортно-импортных операций оказывает режим санкций и контрсанкций. Примерно половина обследованных компаний столкнулась с негативными проявлениями санкционных ограничений: в первую очередь экспортеры в страны дальнего зарубежья, фирмы с критической зависимостью от импорта. Главными отрицательными эффектами режима санкций и контрсанкций стали общее снижение доверия к российскому бизнесу за рубежом, рост стоимости иностранных товаров и услуг, трудности с импортом сырья, материалов и комплектующих, при этом первая проблема наиболее актуальна для компаний, экспортирующих продукцию в страны дальнего зарубежья, прежде всего в ЕС, США или Канаду.

Что касается позитивных последствий санкций и контрсанкций, то какую-либо пользу удалось извлечь также примерно половине обследованных компаний. Наиболее распространенным положительным результатом стало увеличение доли компаний на российском рынке за счет ограничения импорта. Часто отмечалось повышение конкурентоспособности продукции предприятия из-за роста стоимости продукции зарубежных конкурентов. В дополнение к этому отметим, что санкции стали значимым стимулом для инновационной активности: примерно 1/3 компаний в условиях внешних ограничений начали разрабатывать новые продукты и технологии.

Особенности современной торговой политики в мире

Важным элементом стратегической торговой политики стали нетарифные инструменты, поскольку, с одной стороны, установление частных стандартов помогает использовать крупные отраслевые экстерналии, а с другой — такие инструменты необходимы для корректировки «провалов рынка», критичных для глобальных производственных цепочек (например, контроль качества и безопасности), но в то же время они могут служить для ТНК инструментами «эксплуатации». Подтверждением «стратегической природы» нетарифных инструментов может быть тот факт, что США внедрили наибольшее количество нетарифных инструментов.

В настоящее время исследователи придерживаются мнения, что успешная политика догоняющего развития должна быть: 1) более открытой; 2) ориентированной на масштабную интеграцию в глобальные ЦДС для аккумуляции знаний, а не на защиту отраслей и/или агрессивный экспорт конечной продукции; 3) интегрирующей глобальные компании, региональные фирмы и национальную рабочую силу для нивелирования негативных трендов в развитии глобальных ЦДС.

Главная дилемма концепции «сравнительных преимуществ» в настоящее время — «следовать или определять». Несмотря на то что прийти к консенсусу в данной дискуссии так и не удалось, промежуточным ответом (для развивающихся и переходных экономик) можно считать следующий: сравнительное преимущество нужно определять, но при гибком государственном вмешательстве — с возможностью отказаться от неуспешных инструментов там, где необходимо.

Оценка российской политики по стимулированию экспорта и импортозамещению

В российской экспортно-импортной политике в 2010—2018 гг. можно выделить три этапа.

Первый этап связан с посткризисным восстановлением, повышением внимания к инновациям и расширению экспорта высокотехнологичной продукции. Увеличение доли России в мировом высокотехнологичном экспорте фигурировало в качестве одного из целевых индикаторов принятой в 2011 г. Стратегии инновационного развития Российской Федерации. Важной новацией в государственной экспортно-импортной политике рассматриваемого периода стало создание специализированного института развития для страховой поддержки экспорта отечественной продукции и российских инвестиций за рубежом — Российского агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР). Кроме того, в 2013 г. в рамках формирования системы государственных программ Российской Федерации была утверждена госпрограмма «Развитие внешнеэкономической деятельности», ориентированная на усиление позиций России в мировой экономике за счет увеличения как товарного экспорта в целом, так и его неэнергетической составляющей, прежде всего машин, оборудования и транспортных средств.

На этом этапе важно выделить два события, существенно повлиявших на условия и инструменты российской экспортно-импортной политики:

— создание с 2010 г. Таможенного союза Российской Федерации, Республики Беларусь и Казахстана, передачу ряда элементов торгово-политического регулирования (применения таможенно-тарифных инструментов) на наднациональнй уровень и образование единой таможенной территории;

— присоединение России к ВТО в 2012 г. В последующие шесть лет продолжался переходный период, в рамках которого выполнялись обязательства, принятые в момент присоединения, в частности по доступу на внутренний рынок, что вызывало опасения из-за возможного усиления иностранной конкуренции на нем. Однако резких изменений в торговых потоках не произошло при определенной стабилизации торгово-политического положения России в рамках правовой системы регулирования торговли.

Второй этап связан с ужесточением внешних условий доступа российских компаний к финансовым ресурсам и передовым технологиям, применением санкций и контрсанкций в 2014—2015 гг. В условиях ухудшения взаимоотношений с рядом зарубежных стран, включая многие ведущие индустриальные державы, на фоне объективно усилившейся в постсоветские годы зависимости отечественной экономики от импорта одним из приоритетов российской политики стало импортозамещение.

Важнейшим финансовым механизмом по поддержке проектов импортозамещения выступил Фонд развития промышленности. В числе финансовых мер упомянем программу поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на основе проектного финансирования, субсидии участникам промышленных кластеров на реализацию проектов в целях импортозамещения, а также субсидирование части затрат на производство и реализацию пилотных партий средств производства. Главной регулятивной мерой стал запрет на импорт существенной части продукции сельского хозяйства и пищевой промышленности из ЕС, США, Канады и некоторых других стран, принятый в ответ на их санкции в отношении отдельных российских секторов, компаний и физических лиц. Кроме того, отметим правило «третий лишний», введенное в 2015 г. в отношении ряда медицинских изделий и оборудования, а также жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а в 2016 г. — в отношении широкой номенклатуры изделий электротехнической и радиоэлектронной промышленности. Наконец, еще одним важным инструментом, связанным с импортозамещением, стали специальные инвестиционные контракты (СПИК), заключение которых гарантирует инвесторам проектов, направленных на внедрение лучших доступных технологий или освоение производства продукции, не имеющей российских аналогов, неухудшение налоговых условий на период их реализации. Предприятиям, осуществляющим такие проекты, СПИКи предоставляют возможность поставлять продукцию для государственных нужд в статусе единственного поставщика.

Третий этап начался примерно с середины 2016 г. — к этому времени в целом завершилась макроэкономическая адаптация российской экономики к внешним ограничениям и санкциям. Кроме того, были осуществлены определенные организационные изменения в системе поддержки экспорта: в 2015 г. по инициативе Правительства РФ был создан новый институт — Российский экспортный центр (РЭЦ), объединивший под своей эгидой Росэксимбанк и ЭКСАР. Основной акцент российской экспортно-импортной политики стал смещаться от стимулирования импортозамещения на развитие экспорта: был утвержден ряд соответствующих приоритетных проектов в промышленности, АПК, сфере образования; в четырех отраслях машиностроительного комплекса были приняты стратегии развития экспорта.

Майский (2018 г.) Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» определил в качестве одной из приоритетных задач расширение экспорта несырьевых неэнергетических товаров, прежде всего продукции машиностроения и АПК, а также услуг. Разработанный во исполнение его соответствующих положений национальный проект «Международная кооперация и экспорт» в дополнение к названным в указе отраслям установил целевые ориентиры по росту экспорта продукции химической промышленности, металлургии, лесного комплекса, фармацевтики и легкой промышленности, а также отдельных категорий услуг (в частности, телекоммуникационные, компьютерные и информационные, строительство, техническое обслуживание и ремонт, финансовые услуги, страхование, транспортные услуги). При этом в национальном проекте сделан акцент на формировании новых мер стимулирования экспорта в приоритетных отраслях, развитии соответствующего отраслевого регулирования, устранении логистических ограничений и совершенствовании товаропроводящей инфраструктуры.

Хронические проблемы в российской экспортно-импортной политике:

— избыточная увлеченность государства финансовыми мерами и инструментами поддержки;

— переоценка экспортного потенциала традиционных отраслей и секторов при недостаточном внимании к инновационным продуктам и услугам, новым областям деятельности и рынкам;

— неприоритетность проблем интеграции российских компаний в глобальные ЦДС и рационального позиционирования в них, формирования и реализации соответствующих мер содействия;

— недостаточный учет специфики промышленной организации, структуры отраслей, наличия в них разных игроков с существенно различающимися возможностями, динамикой развития и интересами;

— отсутствие независимой оценки реализуемых мер, слабые эффекты обучения, ограниченная практика прекращения действия неэффективных инструментов и инициатив и масштабирования наиболее успешных.

Возможные следствия для российской политики

Среди первоочередных вопросов торговой политики — возможные модели, подходы к расширению экспорта и повышению его качества. Это непосредственно связано с вопросом о страновой модели экономического роста.

1. Диверсификация в сторону товаров, экспортируемых развитыми странами. Подход основан на наблюдении о том, что развивающиеся страны, которые экспортируют те же товары, что и развитые, растут быстрее.

2. Таргетирование динамичных отраслей в странах cо схожими ресурсами, но на 100% богаче. Подход обоснован историями успеха ряда стран, которые в качестве образца с точки зрения структуры экономики выбирали страны в два раза богаче их.

3. Освоение выпуска соседних товаров в продуктовом пространст­ве. Подход предусматривает постепенное перемещение по продуктовому пространству. Эмпирически показано, что развивающиеся страны могут выйти на путь устойчивого развития, если смогут «перепрыгнуть» относительно разреженные (однако близлежащие) участки продуктового пространства.

4. Умная специализация на технологиях с коротким циклом. Согласно результатам ряда работ, фирмы из развивающихся стран достигли конкурентоспособных на мировом уровне компетенций в отраслях, где специфические знания и необходимые компетенции относительно часто сменяются.

Отношения России и США: проблемы и перспективы (1991-2002)

1. Шаклеина Дискуссии по проблемам отношений России и США

к 1991 году сложилось две концепции внешней политики США по отношению к СССР: 1) отход от равноправного партнерства, утверждение лидерства США 2)признание большого вклада СССР в окончание «холодной войны», формирование нового мирового порядка и одновре-менно заявление о том, что СССР «холодную войну» проиграл. В последующем эти две линии сохранились и после 1991 г.

После распада СССР, перед США встала задача обосновать свое лидерство в западном мире, подтвердить свои претензии на мировое лидерство весомыми аргументами, ведь падение СССР не означало автоматическое поднятие США, наоборот, многие эксперты считали, что теперь США вынуждены будут действовать более осторожно. США также пришли к выводу о том, что не могут оказывать поддержку странам или инициативам, не учитывая ограниченности своих ресурсов(приоритет - Европа). Россия не рассматривалась враждебной страной, но отмечалось важность контроля за происходящими в России событиями (возможность возрождения автократического режима и имперских амбиций).

«Рекомендации для оборонного планирования» 1992 г - недопущение выдвижение какой-либо страны в региональные и глобальные лидеры, и стать конкурентом США.

Часть политиков США выступали за “жесткую” линию отношений с Россией (например, Бжезинский) - т.о. — партнерство с Западом, роль России как одного из основных партнеров Америки в решении мировых проблем, при условии, что Россия откажется от имперских амбиций на постсоветском пространстве.

Российские специалисты по внешней политике исходили из возможности сохранения за Россией высокого международного статуса и влияния в мировом процессе, при этом продолжение тесных партнерских отношений с Соединенными Штатами в новых условиях “многополярного” мира.

Внутренние пертурбации в России в 1993-1994 гг. заставили часть политиков США заговорить о возвращении России к имперской политике, о возрождении российской угрозы.

Россия - призыв к прекращению вооруженных конфликтов на территории бывшего СССР, необходимость военного присутствия России на территории бывшего СССР.

Когда как часть политологов США выступали против и настаивали на жесткой линии, другая утверждала, что США должны признать ведущую роль России на постсоветском пространстве как гаранта стабильности. США не должны создавать новых проблем для российского руководства, не препятствовать росту регионального влияния России, не вмешиваться в дела России с новыми независимыми государствами, включая Украину и страны Балтии. Российско-американское партнерство может продолжаться при соблюдении параллельных интересов в регионе, без вступления в серьезные конфликты.

В 1994 г. дебаты в США еще более ужесточились. Республиканцы: критиковали политику администрации Клинтона в отношении России, в частности, «попустительство» США действиям России в Грузии и других пограничных государствах, что привело, по их мнению, к усилению России и росту ее агрессивности. сверхдержавный статус США позволял им проводить политику по укреплению независимости постсоветских государств, по оказанию им помощи в развитии и укреплении демократии и рыночной экономики, не оглядываясь на Россию. В 1994 г. в американских работах по России усилились настроения разочарования в темпах, направленности и результатах политических и экономических преобразований. Те, кто высказывался за продолжение политики партнерства с Россией, оказались в меньшинстве.

В 1995-96 гг. завершилась разработка внешнеполитических концепций России и США, обозначились четко различия в подходах. В США в основном критиковали жесткую линию, которую проводило правительство, выделяли её ошибки и просчеты. Значительная часть политической элиты поддерживала идею сохранения тесных двусторонних отношений с Россией, однако на официальном уровне укреплялась линия на дистанцирование от тесного партнерства с Россией, на многовекторность политики на постсоветском пространстве, закрепление силового подхода в решении международных проблем. Что отметила и российская сторона, в 1995-96 гг. усилилась критика в адрес США. Внутри самой России отмечалось ее слабость как геополитического центра, и соответственно «Чем больше будет слабеть Россия, тем яснее, что США не будут ей помогать сохранять те международные позиции и рычаги влияния, которыми она обладала или/и могла обладать, будучи сильной». В 1996 г. некоторые российские политологи признали необходимость «распрощаться» с надеждами на альянс с Западом, основанных на договоренностях, достигнутых в конце 80-х-начале 90-х годов, не идеализировать намерения США и стран Запада. Указывалось, что России следует отойти от статуса глобальной державы, но не отказываться от самостоятельной, достаточно сильной политической линии; пересмотреть цели и задачи внешней политики и привести их в соответствие с национальными интересами страны в новых международных условиях.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.2.34 (0.067 с.)