Композиция пейзажа в живописи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Композиция пейзажа в живописи



КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Композиция»

на тему:

КОМПОЗИЦИЯ ПЕЙЗАЖА В ЖИВОПИСИ

 

Направление подготовки: 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)»

Профили подготовки: Изобразительное искусство и Технология

Форма обучения: заочная


Выполнила студентка

3 курса ЗБ-ИЗО-31 группы

Лобанова Анна Сергеевна

 

Научный руководитель:

к.п.н., доцент кафедры ХЭВ

Бреусова Татьяна Александровна

_________________________   

 оценка                  подпись

«___» ____________ 2021 г

 

Оренбург, 2021 г.


 

 

Оглавление

Введение …………………………………………..……………….……………….. 3

1. Пейзажный жанр в живописи. История становления и развития……….…5

2. Закономерности построения композиции живописного пейзажа………..18

3. Идея и замысел серии пейзажных этюдов «Оренбуржье живописное»…25

 Заключение …………………………...………………….………………………. 30

 Список литературы …..……………………………….………………………… 32

 Приложение ………...………………………………….………………………….35

 - иллюстративный материал…………….…………..……...…………….……….35

- композиционные схемы…………………………………………………….………38


Введение

Актуальность. Пейзаж – это жанр изобразительного искусства (а также отдельные произведения этого жанра), в котором главным предметом изображения является первозданная, в той или иной степени изменённая человеком природа. Современные представления о пейзаже формировались на протяжении нескольких веков. В пейзаже особое значение придаётся построению перспективы и композиции вида, передаче атмосферного состояния, световой и воздушной среды, их изменчивости.

Для того чтобы передать естественное или воображаемое настроение природы, необходимо не только в совершенстве владеть перспективой, композицией, рисунком, тонко чувствовать цвет, но также отлично знать материалы живописи, их отрицательные и положительные свойства, уметь разумно пользоваться ими. Искусство свободно владеть материалами рисунка и живописи, с помощью которых художник создает пейзаж, приходит не сразу. Оно зарождается в результате усердного труда, изучения их особенностей и свойств, систематического накопления опыта и знаний. Не обладая всем этим, невозможно создать произведение, увлекающее зрителя красотой, живой передачей в ней световых и цветовых особенностей натуры, звучностью штрихов и красок.

Творческое видение будущей картины должно устояться, отчётливо сформироваться в сознании художника, что требует активной работы ума в течении длительного времени, определённой последовательности в работе. Размышляя над эскизом, художник имеет возможность проверки эмоционального, эстетического воздействия картины на зрителей, продумывается пластическое решение содержания и формы элементов, составляющих картину.

В пейзаже, как и в других жанрах изобразительного искусства, должна быть отражена действительность, мысли и чувства людей, любовь к природе.

Вышесказанное определило выбор темы нашей курсовой работы: «Композиция пейзажа в живописи».

Объектом исследования является пейзаж как жанр живописи.

Предметом исследования являются закономерности построения композиции живописного пейзажа.

Цель исследования: изучить закономерности построения композиции живописного пейзажа и выполнить серию пейзажных этюдов.

Задачи исследования:

- проанализировать литературу по теме исследования;

- обобщить теоретические основы организации композиции живописного пейзажа;

- выполнить серию пейзажных этюдов;

- оформить результаты исследования в виде планшета.

Методы исследования: анализ и систематизация специальной методической литературы, обобщение теоретического материала, сравнение; сбор методического материала, разработка поискового материала с целью определения собственного творческого решения.

Содержание: курсовая работа включает в себя введение, три параграфа, заключение, список литературы (35 источников), приложения (21 рисунок).

 


 

Заключение

Любовь к своему родному краю художники отражают на своих картинах, построенных по основным законам и правилам композиции. Художники пейзажисты передают настроение, показывают красоту и выражают чувства, передавая любимые места как городского пейзажа, так и его окрестностей. Через живопись отражают колорит состояния изображаемой среды, а через графику, линиями, точками и штрихами передают динамику городской жизни.

В ходе выполнения курсовой работы мы проанализировали историческую и искусствоведческую литературу по теме исследования и выявили, что пейзаж – это жанр изобразительного искусства (а также отдельные произведения этого жанра), в котором главным предметом изображения является первозданная, в той или иной степени изменённая человеком природа.

Современные представления о пейзаже формировались на протяжении нескольких веков. В пейзаже особое значение придаётся построению перспективы и композиции вида, передаче атмосферного состояния, световой и воздушной среды, их изменчивости.

Выделили основные периоды развития пейзажа как вида искусства, начиная с эпохи Средневековья и заканчивая современным этапом развития искусства. Мы изучили особенности развития витражного искусства в Венеции, Нидерландах, Италии, Испании, Франции, России и других странах.

 Проделанное исследование позволило нам обобщить теоретические основы построения пейзажа и выявить, что при построении пейзажа необходимо учитывать такие законы, как: целостности, контрастов, новизны, подчиненности всех средств композиции идейному замыслу, жизненности, воздействия «рамы» на композицию. Также, мы проанализировали методические рекомендации по основам композиции и выявили, что при построении композиции  пейзажа важно выбрать интересный мотив, выполнить композиционные поиски и построить линейную композицию с учетом композиционных правил (воздушная перспектива, композиционный центр, ритм и симметрия). Также, мы опирались на таких художников пейзажистов, как: Козелков Ф.И., Щукин Ф.М. и Сидняев В.С. На основании работ художников, разработали серию эскизов городского пейзажа «Оренбуржье живописное» и оформили результаты исследования в виде планшета.

Результаты нашей работы были оформлены в виде планшета, который включает репродукции аналогов, выполненные нами композиционные схемы и эскизы пейзажных композиций.

Таким образом, поставленные в работе задачи были решены, цель достигнута.

В дальнейшем мы планируем продолжить работу по данной теме и совершенствовать навыки выполнения пейзажа.

 

 

Список литературы

1. Аксенова А. История искусств / А. Аксенова. – М.: Эксмо, 2018. С. 176.

2. Барбер Б. Перспектива и композиция / Б. Барбер. – М.: Москва, 2018. С. 50.

3. Барышников А.П. Основы композиции / А. П. Барышников, И. В. Лямин. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. С. 196.

4. Беляева, О. А. Композиция: практическое пособие для вузов / О. А. Беляева. — 2-е изд. Москва: Издательство Юрайт, 2020. С. 59.

5. Бенуа А. История живописи всех времен и народов. История пейзажной живописи. Высокое Возрождение / А. Бенуа. – М.: Издательство Академический проект, 2016. С. 576.

6. Бесчастнов Н. Графика пейзажа. Учебное пособие для студентов вузов / Н. Бесчастнов. – М.: Владос, 2017. С. 332.

7. Вермеер Я. Композиция и перспектива / Я. Вермеер, В. Павлов. – Санкт-Петербург: Полиграфическое предприятие № 3, 2018. С. 139.

8. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств / Г. Вельфлин. – М.: Юрайт, 2018. С. 296.

9. Вибер Ж. Живопись и ее средства / Ж. Вибер – М.: Сварог и К., 2010. С. 356

10. Визер В. Живописная грамота. Основы пейзажа. Санкт-Петербург: Питер, 2017. С. 296.

11.Волков Н.Н. Композиция в живописи / Н. Волков -М.: Искусство, 2017. С. 263

12. Голубева О.Л. Основы композиции. Учебное пособие / О.Л. Голубева. – Москва: издательство Молодой ученый, 2015. С. 135.

13. Гордон Ю. О языке композиции / Ю. Гордон. – М.: Студия Артемия Лебедева, 2018. С. 204.

14. Кандинский В. Точка и линия на плоскости / В. Кандинский. – М.: Азбука, 2018. С. 232.

15. Кеннет К. Пейзаж в искусстве / К, Кеннет. – М.: Азбука, 2020. С. 288.

16. Киплик Д. И. Техника живописи / Д. И. Киплик - М.: Сварог и К, 2002. С. 256.

17. Кривонденченков С. В. Пейзаж в русской живописи XVIII - XX веков: комплексное исследование: С.В. Кривонденченков - Санкт-Петербург, 2018. С. 54.

18. Кузмичева, М. В. Пейзаж. От зарисовки и этюда к композиции пейзажа: учебно-методическое пособие / М. В. Кузмичева. - Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2018. С. 105.

19. Лымарь С. В. Пленэрная живопись: учебное пособие / С. В. Лымарь. - Краснодар: Кубанский государственный университет, 2018. С. 95.

20. Манин В. С. Русская пейзажная живопись / B. C. Манин. - М.: Белый город, 2015. С. 154.

21. Паранюшкин Р. В. Композиция: теория и практика изобразительного искусства: учебное пособие / Р. В. Паранюшкин. - 4-е изд., стер. – Санкт-Петербург, 2018. С. 99.

22. Романовский А. Пейзаж в русской живописи/ А. Романовский - Изд-во.: Белый город, 2008. С. 198.

23. Саяпина Е. И. Живопись пейзажа: учебное пособие /  Е. И. Саяпина - Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2012. С. 178.

24. Смирнов Г. Б. Рисунок и живопись пейзажа / Г. Смирнов, А. Унковский – Санкт –Петербург: Просвещение, 2005. С. 65.

25. Стародуб К. И. Рисунок и живопись: от реалистического изображения к условно-стилизованному: учеб. пос. - Ростов н/Д.: Феникс, 2009. С. 170.

26. Федоров-Давыдов А. А. Русский пейзаж XVIII начала XX в / А. А. Федоров - Давыдов - М.: Центрополиграф, 2015. С. 190.

27. Хворостов А. С. Живопись. Пейзаж: учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. С. Хворостов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. С. 169.

28. Чешир Л. Ключевые моменты в искусстве / Л. Чешир. – М.: Ад Маргинем Пресс, 2018. С. 176.

29. Чиварди Д. Рисунок. Пейзаж: методы, техника композиция / Д. Чиварди. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2016. С. 64

30. Чудова А. Композиция и перспектива / А. Чудова. – М.: издательство АСТ, 2016. С. 128.

 

 


Приложение 1

Приложение 2

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Композиция»

на тему:

КОМПОЗИЦИЯ ПЕЙЗАЖА В ЖИВОПИСИ

 

Направление подготовки: 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)»

Профили подготовки: Изобразительное искусство и Технология

Форма обучения: заочная


Выполнила студентка

3 курса ЗБ-ИЗО-31 группы

Лобанова Анна Сергеевна

 

Научный руководитель:

к.п.н., доцент кафедры ХЭВ

Бреусова Татьяна Александровна

_________________________   

 оценка                  подпись

«___» ____________ 2021 г

 

Оренбург, 2021 г.


 

 

Оглавление

Введение …………………………………………..……………….……………….. 3

1. Пейзажный жанр в живописи. История становления и развития……….…5

2. Закономерности построения композиции живописного пейзажа………..18

3. Идея и замысел серии пейзажных этюдов «Оренбуржье живописное»…25

 Заключение …………………………...………………….………………………. 30

 Список литературы …..……………………………….………………………… 32

 Приложение ………...………………………………….………………………….35

 - иллюстративный материал…………….…………..……...…………….……….35

- композиционные схемы…………………………………………………….………38


Введение

Актуальность. Пейзаж – это жанр изобразительного искусства (а также отдельные произведения этого жанра), в котором главным предметом изображения является первозданная, в той или иной степени изменённая человеком природа. Современные представления о пейзаже формировались на протяжении нескольких веков. В пейзаже особое значение придаётся построению перспективы и композиции вида, передаче атмосферного состояния, световой и воздушной среды, их изменчивости.

Для того чтобы передать естественное или воображаемое настроение природы, необходимо не только в совершенстве владеть перспективой, композицией, рисунком, тонко чувствовать цвет, но также отлично знать материалы живописи, их отрицательные и положительные свойства, уметь разумно пользоваться ими. Искусство свободно владеть материалами рисунка и живописи, с помощью которых художник создает пейзаж, приходит не сразу. Оно зарождается в результате усердного труда, изучения их особенностей и свойств, систематического накопления опыта и знаний. Не обладая всем этим, невозможно создать произведение, увлекающее зрителя красотой, живой передачей в ней световых и цветовых особенностей натуры, звучностью штрихов и красок.

Творческое видение будущей картины должно устояться, отчётливо сформироваться в сознании художника, что требует активной работы ума в течении длительного времени, определённой последовательности в работе. Размышляя над эскизом, художник имеет возможность проверки эмоционального, эстетического воздействия картины на зрителей, продумывается пластическое решение содержания и формы элементов, составляющих картину.

В пейзаже, как и в других жанрах изобразительного искусства, должна быть отражена действительность, мысли и чувства людей, любовь к природе.

Вышесказанное определило выбор темы нашей курсовой работы: «Композиция пейзажа в живописи».

Объектом исследования является пейзаж как жанр живописи.

Предметом исследования являются закономерности построения композиции живописного пейзажа.

Цель исследования: изучить закономерности построения композиции живописного пейзажа и выполнить серию пейзажных этюдов.

Задачи исследования:

- проанализировать литературу по теме исследования;

- обобщить теоретические основы организации композиции живописного пейзажа;

- выполнить серию пейзажных этюдов;

- оформить результаты исследования в виде планшета.

Методы исследования: анализ и систематизация специальной методической литературы, обобщение теоретического материала, сравнение; сбор методического материала, разработка поискового материала с целью определения собственного творческого решения.

Содержание: курсовая работа включает в себя введение, три параграфа, заключение, список литературы (35 источников), приложения (21 рисунок).

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 1654; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.102.239 (0.054 с.)