Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сюжет, фабула, композиция в литературном произведении.

Поиск

СЮЖЕТ – последовательность событий в лит.произв. События разворачиваются во времени и пространстве, объединяются временнЫми и причинно-следственными связями. Событие – основа любого сюжета.

Не всякое событие, упомянутое в произведении, имеет отношение к сюжету. Сюжетными являются те события, которые непосредственно показаны, а не те, о которых только сообщается.

КОМПОЗИЦИЯ – совокупность отношений между элементами худож. формы. Она включает в себя расстановку персонажей, их систему, сюжет, смену приёмов повествования, соотношение глав, частей и т.д.

Композиция сюжета состоит из ряда сложных элементов.

Сюжет - цепь событий, воссозданная в литературном произведении, т.е. жизнь персонажей в ее пространственно-временных изменениях, в сменяющих друг друга положениях и обстоятельствах. Изображаемые писателями события составляют (наряду с персонажами) основу предметного мира произведения. Сюжет является организующим началом жанров драматических, эпических и лиро-эпических. Он может быть значимым и в лирическом роде литературы (хотя, как правило, здесь он скупо детализирован, предельно компактен): «Я помню чудное мгновенье...» Пушкина, «Размышления у парадного подъезда» Некрасова, стихотворение В. Ходасевича «2-го ноября». В свою очередь сюжет является содержанием художественного сообщения (повествования, драматического действия), которое выступает в качестве его формы.

События, составляющие сюжет, соотносятся между собой по-разному.

1. В одних случаях на первый план выдвигается какая-то одна жизненная ситуация, произведение строится на одной событийной линии. Таковы в своем большинстве малые эпические, а главное – драматические жанры, для которых характерно единство действия. Это сюжеты одного действия (их правомерно назвать концентрическими, или центростремительными). Изображенные поступки персонажей и события скреплены причинно-следственной связью. Таким сюжета отдавалось предпочтение и в античности, и в эстетике классицизма. Таков сюжет «Евгения Онегина».

2. Сюжеты, где события рассредоточены и на «равных правах» развертываются независимые один от другого событийные комплексы, имеющие свои «начала» и «концы», называются хроникальными. Здесь события не имеют между собой причинно-следственных связей и соотнесены друг с другом лишь во времени, как это имеет место, к примеру, в «Одиссее» Гомера, «Дон Кихоте» Сервантеса, «Дон Жуане» Байрона.

3. От сюжетов единого действия принципиально отличны также многолинейные сюжеты, в которых одновременно, параллельно одна другой развертываются несколько событийных линий, связанных с судьбой разных лиц и соприкасающихся лишь эпизодически и внешне. Такова сюжетная организация «Анны Карениной» Л.Н. Толстого и «Трех сестер» А.П. Чехова. Хроникальные и многолинейные сюжеты рисуют событийные панорамы, тогда как сюжеты единого действия воссоздают отдельные событийные узлы. Панорамные сюжеты можно определить как центробежные, или кумулятивные (от лат. cumulatio–увеличение, скопление).

Три функции сюжета:

1. Событийные ряды скрепляют воедино, как бы цементируют изображаемое.

2. Во-вторых, сюжет необходим для воспроизведения персонажей, для обнаружения их характеров. Многие произведения с богатым событийным рядом посвящены личностям героическим (вспомним гомеровскую «Илиаду» или гоголевского «Тараса Бульбу»). Остросюжетными, как правило, являются произведения, в центре которых герой, склонный к авантюрам (многие возрожденческие новеллы в духе «Декамерона» Дж. Боккаччо, плутовские романы, комедии П. Бомарше, где блистательно действует Фигаро).

3. Сюжеты обнаруживают и впрямую воссоздают жизненные противоречия. Сюжет не безмятежен, так или иначе причастен к тому, что называют драматизмом. Даже в произведениях идиллического «звучания» равновесие в жизни героев нарушается (роман Лонга «Дафнис и Хлоя»).

Фабула.

ФАБУЛА – цепь событий, составляющих сюжет, в их причинно-временной последовательности, хронологическая последовательность изображаемых событий. Фабула может совпадать с сюжетом, а может и расходится с ним. Фабульная последовательность глав в «Герое нашего времени»: «Тамань», «Княжна Мери», «Бэла», «Фаталист», «Максим Максимыч». В целях углубления психологического анализа хар-ра Печорина, Л. выстроил сюжет в иной последовательности: «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист». Сюжет при этом рассматривается как художественно обработанная фабула. Подобное понимание фабулы и сюжета было предложено В. Б. Шкловским. Оно получило широкое распространение в литературоведении 20-х годов.

Однако иногда это понятие определяют как порядок, в котором повествуется, а сюжет как хронологическую последовательность событий.

Композиция.

Композиция литературного произведения, составляющая венец его формы, – это взаимная соотнесенность и расположение единиц изображаемого и художественно-речевых средств, «система соединения знаков, элементов произведения».

1. Композиционные приемы служат расстановке нужных автору акцентов и определенным образом, направленно «подают» читателю воссозданную предметность и словесную «плоть».

2. Композиция осуществляет единство и целостность художественных творений.

3. Совокупность композиционных приемов и средств стимулирует и организует восприятие литературного произведения.

Есть внешняя композиция. Например, повествовательные произведения делятся на главы.

Но фундаментом композиции является организованность (упорядоченность) вымышленной и изображенной писателем реальности, т.е. структурные аспекты самого мира произведения. Главное и специфическое начало художественного построения – это способы «подачи» изображенного, а также речевых единиц.

Элементы композиции:

В классических произведениях к таким элементам обычно относятся экспозиция (введение в обстановку изображаемого действия, знакомство с персонажами), завязка (начало конфликта), развитие действия, кульминация (наивысшая точка напряжения в развитии действия) и развязка (разрешение изображаемого конфликта). Это уже не внешняя композиция, а компоненты сюжета.

Есть внесюжетные компоненты: эпиграф, посвящение, вступление, пролог, разного рода отступления – лирические, публицистические, философские и прочие, эпилог, примечания автора. (Прологом произведение обычно открывается. Это своеобразное вступление к основному сюжетному развитию. К эпилогу автор прибегает только тогда, когда понимает, что развязка не ярко выражена в произведении. Эпилог - это изображение окончательных следствий, вытекающих из показанных в произведении событий).

По-разному строится художественная речь (композиция синтаксическая, метрическая, ритмическая, строфическая, в отдельных случаях звуковая)

К композиционным элементам также относятся:

  1. Повторы и вариации
  2. Мотивы – повторяющиеся элементы повествования, описания, лирического излияния, речей персонажей. (Едва ли не центральный мотив «Мастера и Маргариты» М.А. Булгакова – свет, исходящий от полной луны, тревожащий, будоражащий, мучительный). Ведущий мотив в одном или во многих произведениях называется лейтмотивом.
  3. Детали, портретные описания, пейзажные и прочие описания.
  4. Обрамление сюжета с мотивировкой рассказа (Максим Максимыч, вспоминающий историю Печорина и Бэлы).
  5. Художественное предварение (сон Гринева, который он считает пророческим, о бородатом мужике с топором, желающем благословить его в качестве посаженого отца).
  6. Точка зрения – ракурс, в котором подаются читателю те или иные элементы образного мира. Разные исследователи выделяют пространственную, временную, прямо – косвенно оценочную, фразеологическую, психологическую. Чаще всего читатель произведения видит мир вместе с главным, преимущественно положительным героем.
  7. Детализированное и суммирующее изображение. Художественно воссоздаваемая предметность может подаваться обстоятельно, детализированно, в подробностях или, напротив, обозначаться суммирующе, итогово. Распределение и соотнесенность крупных и общих планов составляют весьма существенное звено построения литературных произведений. (Тургенев и Гончаров детализированное живописание живописанию интерьеров, пейзажей, наружности героев, их разговоров и душевных состояний, а Чеховская проза немногословна, компактна, отмечена динамизмом и стремительностью переходов от одних предметов к другим).
  8. Умолчание, узнавание, аналогии и противопоставления. На сопоставлениях сходного основано многое и в «Войне и мире», и в «Братьях Карамазовых», и в «Мастере и Маргарите».


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 1294; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.42.140 (0.007 с.)