Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сюжет, фабула, композиция в литературном произведении.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
СЮЖЕТ – последовательность событий в лит.произв. События разворачиваются во времени и пространстве, объединяются временнЫми и причинно-следственными связями. Событие – основа любого сюжета. Не всякое событие, упомянутое в произведении, имеет отношение к сюжету. Сюжетными являются те события, которые непосредственно показаны, а не те, о которых только сообщается. КОМПОЗИЦИЯ – совокупность отношений между элементами худож. формы. Она включает в себя расстановку персонажей, их систему, сюжет, смену приёмов повествования, соотношение глав, частей и т.д. Композиция сюжета состоит из ряда сложных элементов. Сюжет - цепь событий, воссозданная в литературном произведении, т.е. жизнь персонажей в ее пространственно-временных изменениях, в сменяющих друг друга положениях и обстоятельствах. Изображаемые писателями события составляют (наряду с персонажами) основу предметного мира произведения. Сюжет является организующим началом жанров драматических, эпических и лиро-эпических. Он может быть значимым и в лирическом роде литературы (хотя, как правило, здесь он скупо детализирован, предельно компактен): «Я помню чудное мгновенье...» Пушкина, «Размышления у парадного подъезда» Некрасова, стихотворение В. Ходасевича «2-го ноября». В свою очередь сюжет является содержанием художественного сообщения (повествования, драматического действия), которое выступает в качестве его формы. События, составляющие сюжет, соотносятся между собой по-разному. 1. В одних случаях на первый план выдвигается какая-то одна жизненная ситуация, произведение строится на одной событийной линии. Таковы в своем большинстве малые эпические, а главное – драматические жанры, для которых характерно единство действия. Это сюжеты одного действия (их правомерно назвать концентрическими, или центростремительными). Изображенные поступки персонажей и события скреплены причинно-следственной связью. Таким сюжета отдавалось предпочтение и в античности, и в эстетике классицизма. Таков сюжет «Евгения Онегина». 2. Сюжеты, где события рассредоточены и на «равных правах» развертываются независимые один от другого событийные комплексы, имеющие свои «начала» и «концы», называются хроникальными. Здесь события не имеют между собой причинно-следственных связей и соотнесены друг с другом лишь во времени, как это имеет место, к примеру, в «Одиссее» Гомера, «Дон Кихоте» Сервантеса, «Дон Жуане» Байрона. 3. От сюжетов единого действия принципиально отличны также многолинейные сюжеты, в которых одновременно, параллельно одна другой развертываются несколько событийных линий, связанных с судьбой разных лиц и соприкасающихся лишь эпизодически и внешне. Такова сюжетная организация «Анны Карениной» Л.Н. Толстого и «Трех сестер» А.П. Чехова. Хроникальные и многолинейные сюжеты рисуют событийные панорамы, тогда как сюжеты единого действия воссоздают отдельные событийные узлы. Панорамные сюжеты можно определить как центробежные, или кумулятивные (от лат. cumulatio–увеличение, скопление). Три функции сюжета: 1. Событийные ряды скрепляют воедино, как бы цементируют изображаемое. 2. Во-вторых, сюжет необходим для воспроизведения персонажей, для обнаружения их характеров. Многие произведения с богатым событийным рядом посвящены личностям героическим (вспомним гомеровскую «Илиаду» или гоголевского «Тараса Бульбу»). Остросюжетными, как правило, являются произведения, в центре которых герой, склонный к авантюрам (многие возрожденческие новеллы в духе «Декамерона» Дж. Боккаччо, плутовские романы, комедии П. Бомарше, где блистательно действует Фигаро). 3. Сюжеты обнаруживают и впрямую воссоздают жизненные противоречия. Сюжет не безмятежен, так или иначе причастен к тому, что называют драматизмом. Даже в произведениях идиллического «звучания» равновесие в жизни героев нарушается (роман Лонга «Дафнис и Хлоя»). Фабула. ФАБУЛА – цепь событий, составляющих сюжет, в их причинно-временной последовательности, хронологическая последовательность изображаемых событий. Фабула может совпадать с сюжетом, а может и расходится с ним. Фабульная последовательность глав в «Герое нашего времени»: «Тамань», «Княжна Мери», «Бэла», «Фаталист», «Максим Максимыч». В целях углубления психологического анализа хар-ра Печорина, Л. выстроил сюжет в иной последовательности: «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист». Сюжет при этом рассматривается как художественно обработанная фабула. Подобное понимание фабулы и сюжета было предложено В. Б. Шкловским. Оно получило широкое распространение в литературоведении 20-х годов. Однако иногда это понятие определяют как порядок, в котором повествуется, а сюжет как хронологическую последовательность событий. Композиция. Композиция литературного произведения, составляющая венец его формы, – это взаимная соотнесенность и расположение единиц изображаемого и художественно-речевых средств, «система соединения знаков, элементов произведения». 1. Композиционные приемы служат расстановке нужных автору акцентов и определенным образом, направленно «подают» читателю воссозданную предметность и словесную «плоть». 2. Композиция осуществляет единство и целостность художественных творений. 3. Совокупность композиционных приемов и средств стимулирует и организует восприятие литературного произведения. Есть внешняя композиция. Например, повествовательные произведения делятся на главы. Но фундаментом композиции является организованность (упорядоченность) вымышленной и изображенной писателем реальности, т.е. структурные аспекты самого мира произведения. Главное и специфическое начало художественного построения – это способы «подачи» изображенного, а также речевых единиц. Элементы композиции: В классических произведениях к таким элементам обычно относятся экспозиция (введение в обстановку изображаемого действия, знакомство с персонажами), завязка (начало конфликта), развитие действия, кульминация (наивысшая точка напряжения в развитии действия) и развязка (разрешение изображаемого конфликта). Это уже не внешняя композиция, а компоненты сюжета. Есть внесюжетные компоненты: эпиграф, посвящение, вступление, пролог, разного рода отступления – лирические, публицистические, философские и прочие, эпилог, примечания автора. (Прологом произведение обычно открывается. Это своеобразное вступление к основному сюжетному развитию. К эпилогу автор прибегает только тогда, когда понимает, что развязка не ярко выражена в произведении. Эпилог - это изображение окончательных следствий, вытекающих из показанных в произведении событий). По-разному строится художественная речь (композиция синтаксическая, метрическая, ритмическая, строфическая, в отдельных случаях звуковая) К композиционным элементам также относятся:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 1294; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.42.140 (0.007 с.) |