Идея и замысел серии пейзажных этюдов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Идея и замысел серии пейзажных этюдов



Тема нашей курсовой работы связана с идеей грамотного построения композиционного пространства пейзажа. Основой выбора темы послужило изучение особенностей построения композиции для дальнейшего изображения авторских серии этюдов «Оренбуржье живописное» в жанре пейзаж.

Прежде чем разрабатывать авторскую серию этюдов, необходимо было подобрать художников, на которых необходимо опираться при построении своей композиции.

За основу авторских серии этюдов «Оренбуржье живописное» в жанре пейзажа мы взяли таких художников, как:

1. Щукин Федор Михайлович. Родился 8 ноября 1951 года в селе Рыбкино Оренбургской области. В 1974 году окончил Нижнетагильский государственный педагогический институт художественно-графический факультет. Преподавал нᡃа кафедрᡃе скульптурᡃы в Сверᡃдловском арᡃхитектурᡃнᡃом инᡃституте. В нᡃастоящее врᡃемя Фёдорᡃ Михайлович рᡃаботает в Орᡃенᡃбурᡃгском Государᡃственᡃнᡃом Унᡃиверᡃситете. Членᡃ Союза художнᡃиков Рᡃоссии с 1991 года. Фёдорᡃ Михайлович- постоянᡃнᡃый участнᡃик горᡃодских, областнᡃых, рᡃегионᡃальнᡃых (зонᡃальнᡃых), рᡃеспубликанᡃских и междунᡃарᡃоднᡃых выставок; его рᡃаботы выставлялись нᡃа художественᡃнᡃых аукционᡃах в горᡃодах Парᡃиж и Бланᡃьяк (Фрᡃанᡃция), Баденᡃ (Австрᡃия). Рᡃаботы Ф.М. Щукинᡃа нᡃаходятся в Орᡃенᡃбурᡃгском областнᡃом музее изобрᡃазительнᡃых искусств, галерᡃеях Орᡃенᡃбурᡃга, частнᡃых коллекциях Италии, Герᡃманᡃии, Фрᡃанᡃции, США, Изрᡃаиля, Китая, Финᡃлянᡃдии, Болгарᡃии, Кипрᡃа [27, с. 80].

2. Владимирᡃ Серᡃгеевич Сиднᡃяев. Большое количество своих прᡃоизведенᡃий Владимирᡃ Серᡃгеевич нᡃаписал в Орᡃенᡃбурᡃгском крᡃае. Из серᡃии рᡃабот, посвящёнᡃнᡃых орᡃенᡃбурᡃгской прᡃирᡃоде можнᡃо увидеть прᡃоизведенᡃия с прᡃостыми и нᡃезатейливыми мотивами: «Рᡃозовое облако», «Рᡃека Борᡃовка», «Степь». В творᡃчестве Владимирᡃа Синᡃдяева очевиднᡃы постоянᡃнᡃые поиск и движенᡃие. Поэтому, вместе с трᡃадиционᡃнᡃыми для художнᡃика прᡃоизведенᡃиями, в экспозицию вошли и его эксперᡃименᡃтальнᡃые рᡃаботы. С 2001 года и по нᡃастоящее врᡃемя Владимирᡃ Серᡃгеевич Сиднᡃяев занᡃимает должнᡃость дирᡃекторᡃа ГБПОУ "Орᡃенᡃбурᡃгский областнᡃой художественᡃнᡃый колледж". Владимирᡃ Серᡃгеевич Сиднᡃяев с 2006 года является членᡃом Союза художнᡃиков Рᡃоссии. Его творᡃческие рᡃаботы хрᡃанᡃятся в Орᡃенᡃбурᡃгском областнᡃом музее изобрᡃазительнᡃых искусств, а также в частнᡃых коллекциях - Орᡃенᡃбурᡃга, Самарᡃы, Москвы. Однᡃако Владимирᡃ Сергеевич отдаёт предпочтение традициям реализма. Уже 35 лет он преподаёт в художественном колледже, где учит своих студентов следовать этим традициям. В 2016г удостоен звания преподаватель года в номинации "За верность профессии". Его произведения хранятся в Оренбургском музее и в частных коллекциях [28, с. 23].

3. Фёдор Иванович Козелков (1922-1991гг.),- имя хорошо известное истинным любителям живописи. Талант художника проявился очень рано. В 1937 году на выставке детского творчества в Оренбурге школьник Федя Козелков занял первое место и получил право на поездку в Москву для знакомства с экспозицией Третьяковской галереи. Поездка определила выбор им профессии художника, любовь и уважение к русским художникам ХIХ века. В 1940 году он поступает в Пензенское художественное училище. К сожалению, начавшаяся война и тяжелая болезнь помешали учению, но страсть к занятиям живописью оставалась неизменной. После войны он занимался в художественной студии в Оренбурге, прислушивался к советам таких замечательных художников как А.Степанов, Н.Ледяев, С.Александров. Очень многое, как художнику, дали ему поездки на творческие дачи, работа рядом с талантливыми художниками пейзажистами. С самого начала он отдал своё сердце и талант пейзажному жанру. Любовь к русской природе соединялась с любовью к русской литературе. Книги А.Пушкина, Н.Некрасова, Л.Толстого постоянно лежали у него на столе, читались и перечитывались. Потому и привлек его внимание пейзаж, связанный с именами русских писателей. Серии талантливых работ появлялись после посещения Карабихи Некрасова, пушкинских, тургеневских, аксаковских мест. Эмоциональное восприятие художника позволяет ощутить незримое присутствие писателя, поэта в его доме, окружающей природе. А как хороши, трогательны его пейзажные этюды, акварели! Глубокое чувство русской природы, приверженность лучшим традициям реалистической русской живописи, любовь к родному краю определили непреходящую художественную ценность работ живописца Фёдора Ивановича Козелкова [29, с. 46].

Первым делом мы провели поиск интересных пейзажных мотивов –поля, реки, деревни на фоне природы Оренбурга и его окрестностей (см. Прил. 2, рис.1).

После того, как в общих чертах наш замысел был сформулирован, возникла необходимость выполнении композиционных этюдов. Этюд в живописи ассоциируется с передачей характерно линейных пластических черт натуры. В авторских сериях этюдах в жанре пейзажа перед нами стояла задача показать формат изображения, композиционный центр, пропорции, характер пространственных планов, выбор точку зрения, а также перспективное сокращение графическими средствами.

В процессе над работой мы выполнили этюд с натуры реки Урала. За основу данного этюда мы взяли работу художника  Козелкова Ф.И. «На реке Каргалке», поскольку в работе нас заинтересовало, что Козелков с помощью цветовых контрастов и композиции — река тянется от нижнего левого края картины, зрителя будто бы заманивают, приглашают отдохнуть в тихом, спокойном месте — от работы веет спокойствием и умиротворением. В ней чувствуется любовь автора к родной земле, к близким сердцу местам, которые он так часто писал в своих пейзажах. Композиционных центром, как и в работе Козелкова Ф.И. у нас будет являться река. Композиционный центр самый яркий, самый светлый в нашей композиции, он выделен размером и цветом.

За основу следующего этюда мы выбрали лесной массив с крутым спуском вниз. При изображении мы опирались на композиционное решение картины знаменитого мастера пейзажа Щукина Ф.М. «Скоро осень». Изображение неба и земли у Щукина занимает разное количество. Воспроизвели также и уровень линии горизонта, ритм деревьев, движение спуска по склону. Композиционным центром в данном этюде будет являться массивное дерево.

При работе с третьей композицией, мы повторно рассмотрели художника Козелкова Ф.И., его работу «Бузулукский бор». Данный пейзаж заинтересовала нас тем, что сюжет довольно прост и понятен. Но вместе с тем, художник так живо, так выразительно нарисовал величественные сосны, молодые сосенки, что глядя на эту картину, возникает желание оказаться на природе, в этом тихом уголке бора.

Последней работой серии этюдов в жанре пейзажа становится изображение Уральских гор, в котором композиционным центром будет являться река и мощные горы. Перед началом изображения данной работы мы также решили повторить композиционное решение Щукина Ф.М. В нашей работе мы сделали акцент на асимметричность, так как асимметрия придает изображению живость и динамику. В нашей работе хорошо и просматривается закон контрастов – большие горы, маленькие деревья.

Подводя итоги, еще раз убедимся, что данная серия этюдов в жанре  пейзажа «Оренбуржье живописное» композиционно построена: серия этюдов воспринимается как единое целое и не распадается на отдельные элементы, существует сочетание противоположностей, есть взгляд на изображаемое под новым углом, вся серия этюдов состоит из одной идеи и выполнена в одном жанре – пейзаж, был передан образ природы Оренбурга и его окрестностей, а также присутствует ощущение глубины в этюдах. В каждой работе были использованы приемы композиции – ритм, симметрия, сюжетно-композиционный центр в изображении людей, деревьев, дорог и т.п. Концепция данной серии этюдов в жанре пейзажа была разработана и композиционно правильно выполнена.

 

Заключение

Любовь к своему родному краю художники отражают на своих картинах, построенных по основным законам и правилам композиции. Художники пейзажисты передают настроение, показывают красоту и выражают чувства, передавая любимые места как городского пейзажа, так и его окрестностей. Через живопись отражают колорит состояния изображаемой среды, а через графику, линиями, точками и штрихами передают динамику городской жизни.

В ходе выполнения курсовой работы мы проанализировали историческую и искусствоведческую литературу по теме исследования и выявили, что пейзаж – это жанр изобразительного искусства (а также отдельные произведения этого жанра), в котором главным предметом изображения является первозданная, в той или иной степени изменённая человеком природа.

Современные представления о пейзаже формировались на протяжении нескольких веков. В пейзаже особое значение придаётся построению перспективы и композиции вида, передаче атмосферного состояния, световой и воздушной среды, их изменчивости.

Выделили основные периоды развития пейзажа как вида искусства, начиная с эпохи Средневековья и заканчивая современным этапом развития искусства. Мы изучили особенности развития витражного искусства в Венеции, Нидерландах, Италии, Испании, Франции, России и других странах.

 Проделанное исследование позволило нам обобщить теоретические основы построения пейзажа и выявить, что при построении пейзажа необходимо учитывать такие законы, как: целостности, контрастов, новизны, подчиненности всех средств композиции идейному замыслу, жизненности, воздействия «рамы» на композицию. Также, мы проанализировали методические рекомендации по основам композиции и выявили, что при построении композиции  пейзажа важно выбрать интересный мотив, выполнить композиционные поиски и построить линейную композицию с учетом композиционных правил (воздушная перспектива, композиционный центр, ритм и симметрия). Также, мы опирались на таких художников пейзажистов, как: Козелков Ф.И., Щукин Ф.М. и Сидняев В.С. На основании работ художников, разработали серию эскизов городского пейзажа «Оренбуржье живописное» и оформили результаты исследования в виде планшета.

Результаты нашей работы были оформлены в виде планшета, который включает репродукции аналогов, выполненные нами композиционные схемы и эскизы пейзажных композиций.

Таким образом, поставленные в работе задачи были решены, цель достигнута.

В дальнейшем мы планируем продолжить работу по данной теме и совершенствовать навыки выполнения пейзажа.

 

 

Список литературы

1. Аксенова А. История искусств / А. Аксенова. – М.: Эксмо, 2018. С. 176.

2. Барбер Б. Перспектива и композиция / Б. Барбер. – М.: Москва, 2018. С. 50.

3. Барышников А.П. Основы композиции / А. П. Барышников, И. В. Лямин. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. С. 196.

4. Беляева, О. А. Композиция: практическое пособие для вузов / О. А. Беляева. — 2-е изд. Москва: Издательство Юрайт, 2020. С. 59.

5. Бенуа А. История живописи всех времен и народов. История пейзажной живописи. Высокое Возрождение / А. Бенуа. – М.: Издательство Академический проект, 2016. С. 576.

6. Бесчастнов Н. Графика пейзажа. Учебное пособие для студентов вузов / Н. Бесчастнов. – М.: Владос, 2017. С. 332.

7. Вермеер Я. Композиция и перспектива / Я. Вермеер, В. Павлов. – Санкт-Петербург: Полиграфическое предприятие № 3, 2018. С. 139.

8. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств / Г. Вельфлин. – М.: Юрайт, 2018. С. 296.

9. Вибер Ж. Живопись и ее средства / Ж. Вибер – М.: Сварог и К., 2010. С. 356

10. Визер В. Живописная грамота. Основы пейзажа. Санкт-Петербург: Питер, 2017. С. 296.

11.Волков Н.Н. Композиция в живописи / Н. Волков -М.: Искусство, 2017. С. 263

12. Голубева О.Л. Основы композиции. Учебное пособие / О.Л. Голубева. – Москва: издательство Молодой ученый, 2015. С. 135.

13. Гордон Ю. О языке композиции / Ю. Гордон. – М.: Студия Артемия Лебедева, 2018. С. 204.

14. Кандинский В. Точка и линия на плоскости / В. Кандинский. – М.: Азбука, 2018. С. 232.

15. Кеннет К. Пейзаж в искусстве / К, Кеннет. – М.: Азбука, 2020. С. 288.

16. Киплик Д. И. Техника живописи / Д. И. Киплик - М.: Сварог и К, 2002. С. 256.

17. Кривонденченков С. В. Пейзаж в русской живописи XVIII - XX веков: комплексное исследование: С.В. Кривонденченков - Санкт-Петербург, 2018. С. 54.

18. Кузмичева, М. В. Пейзаж. От зарисовки и этюда к композиции пейзажа: учебно-методическое пособие / М. В. Кузмичева. - Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2018. С. 105.

19. Лымарь С. В. Пленэрная живопись: учебное пособие / С. В. Лымарь. - Краснодар: Кубанский государственный университет, 2018. С. 95.

20. Манин В. С. Русская пейзажная живопись / B. C. Манин. - М.: Белый город, 2015. С. 154.

21. Паранюшкин Р. В. Композиция: теория и практика изобразительного искусства: учебное пособие / Р. В. Паранюшкин. - 4-е изд., стер. – Санкт-Петербург, 2018. С. 99.

22. Романовский А. Пейзаж в русской живописи/ А. Романовский - Изд-во.: Белый город, 2008. С. 198.

23. Саяпина Е. И. Живопись пейзажа: учебное пособие /  Е. И. Саяпина - Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2012. С. 178.

24. Смирнов Г. Б. Рисунок и живопись пейзажа / Г. Смирнов, А. Унковский – Санкт –Петербург: Просвещение, 2005. С. 65.

25. Стародуб К. И. Рисунок и живопись: от реалистического изображения к условно-стилизованному: учеб. пос. - Ростов н/Д.: Феникс, 2009. С. 170.

26. Федоров-Давыдов А. А. Русский пейзаж XVIII начала XX в / А. А. Федоров - Давыдов - М.: Центрополиграф, 2015. С. 190.

27. Хворостов А. С. Живопись. Пейзаж: учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. С. Хворостов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. С. 169.

28. Чешир Л. Ключевые моменты в искусстве / Л. Чешир. – М.: Ад Маргинем Пресс, 2018. С. 176.

29. Чиварди Д. Рисунок. Пейзаж: методы, техника композиция / Д. Чиварди. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2016. С. 64

30. Чудова А. Композиция и перспектива / А. Чудова. – М.: издательство АСТ, 2016. С. 128.

 

 


Приложение 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 443; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.136 (0.03 с.)