Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тесты для рубежного контроля и самоконтроля.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Первой формой существования философии в России была: а) проповедь; б) былина; в) агиография; г) школа. 2 Разделение религиозного и философского образования положило начало: а) эпохе российского Просвещения; б) Великорусскому государству; в) отделению церкви от государства; г) внутрицерковному расколу. В истории развития отечественной философии полностью отсутствовал этап: а) раннехристианский; б) схоластики; в) просвещения; г) классический. 4. Впервые в России мессианство стало частью государственной идеологии в период: а) советской власти; б) царствования Ивана III; в) петровских реформ; г) Великой Отечественной войны. Основная отличительная особенность развития отечественной философии до середины Х1Х заключалась в том, что: а) она развивалась в недрах других форм общественного сознания; б) заимствовала достижения философии Запада; в) находилась под политическим контролем государства; г) стремилась включить в себя всю мировую культуру. Кто из указанных ниже философов не принимал участия в разработке религиозной антропоцентрической модели мировоззрения? а) С.Л.Франк; б) П.А.Флоренский; в) Г.В.Плеханов; г) В.В.Розанов. Кто из перечисленных ниже философов не принимал участие в разработке светской, нерелигиозной антропоцентрической модели мировоззрения? а) Н.Г.Чернышевский; б) Н.А.Бердяев; в) А.И.Герцен; г) П.А.Кропоткин. Какое течение отечественной философии определяет ее как диалектику, науку о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления? а) всеединство; б) космизм;. в) ленинизм; г) символизм. Кому принадлежит понимание философии как стремления сорганизовать воедино опыт, раздробленный силой специализации? а) А.А.Богданову; б) В.И.Ленину; в) Л.Н.Гумилеву; г) В.С.Соловьеву. Какие основные качества отечественной культуры являются основанием для отнесения ее к европейскому типу? а) открытость и личностная ориентированность; б) замкнутость и национальная обособленность; в) нравственно-практическая ориентированность; г) православная религиозность.
3.12.0.0.Зондирующие задания заключительного контроля освоения программы третьего модуля. Вариант 1. 1. Какую роль в жизни человека и общества играют идеалы, и в чем состоит специфика постановки проблемы идеала в отечественной философии? 2. Чем объяснить тот факт, что религиозная философская мысль в России XIX - XX веков получила столь значительное развитие по сравнению с другими странами и заняла в этой области ведущие позиции? 3.Какие новые определения человека вводятся и обосновываются отечественной философией в сравнении с классической? 4. В чем заключается своеобразие постановки проблемы свободы в отечественной философии по сравнению с философией программы первого и второго модулей? 5. Каково содержание понятий "антроподицея" и "теодицея" в русской философии? Вариант 2. 1. Какие течения отечественной философии и кто из их представителей отстаивает в своих работах идеи опоры на разум, просвещение, науку и научно-технический прогресс в социально-экономическом и духовном развитии России? 2. В чем состоит принципиальное различие понимания места и роли труда в жизни человека и общества в религиозных и светских философских течениях программы третьего модуля? 3. Какие методы преобразования общественной жизни в России предлагали отечественные философы? В чем состоит коренное отличие либерально-демократических и революционно-демократических позиций по этому вопросу? 4. Что обозначает термин "русская философия"? 5. Каково содержание понятия "нигилизм"? Вариант 3. 1. Как в отечественной философии относились к диалектическому методу. Какие аргументы в обоснование своей позиции приводили различные ее последователи? 2. Назовите основные отличия демократических идеалов от либеральных. Кто из философов третьего модуля был последовательным их сторонником и защитником? 3. Кто из отечественных философов и естествоиспытателей XVIII – XX веков внес существенный вклад в развитие научного, рационалистического понимания бытия? 4. Коренные изменения во взглядах на отношение Бога и человека в странах Западной Европы произошли в итоге религиозной Реформации христианского вероучения. В ее проведении и обосновании активно участвовали философы программы второго модуля. Как обстояло с этим в истории нашей страны, и какую позицию в этом вопросе занимали отечественные философы? 5. Каково содержание понятия "солидарность" в философии третьего модуля? Вариант 4. 1. В философии программы второго модуля прогресс свободы органически и однозначно связывается с успехами в научном познании, технологическом использовании его результатов. Как обстояло дело в истории русской философии? 2. Почему именно в религиозной философии программы третьего модуля проблемы интуиции, интуитивного знания, альтернативных рациональным способов познания были в центре гносеологических учений? 3. Является ли отечественная культура и философия самодостаточными, и как аргументировали ответ на этот вопрос философы программы третьего модуля? 4. В чем состоит специфика постановки проблемы методов и путей становления "нового человека" отечественными философами и в чем различие подходов в религиозных и светских, либеральных и демократических ее течениях? 5. Каково содержание понятия "истина" в философии программы третьего модуля? Вариант 5. 1. К какому философскому направлению отечественной философии можно отнести автора следующих высказываний: "Русским надо отделиться от Европы Западной... Подражание Западу гибельно для нас... верная порука тишины и спокойствия есть наша народность. Отделиться от Запада, Европы - вот все чего нам надо..."? Как вы относитесь к этой точке зрения? 2. Перечислите известных вам персонажей из истории русской культуры, воплощавших в себе основные черты народного идеала, героя. 3. Почему в России демократически ориентированные философы тяготели к естественнонаучному материализму в своем мировоззрении, а либералы к идеалистическим философским течениям? 4. Какие черты характера русского человека, его поведения, как национального типа, выделяются философами программы третьего модуля, и какие выводы из этого следуют? 5. Каково содержание понятия "добро" в философии программы третьего модуля? Вариант 6. 1. Почему проблема свободы органически связана с проблемой творчества? Кто из представителей философии программы третьего модуля вносит наиболее заметный вклад в ее разработку, и по каким аспектам в частности? 2. В работе "Борьба за логос" русский философ В.Ф.Эрн пишет: "Тот, кто дейсвительно проникается рационализмом, тот уже не способен не только участвовать творчески в великом культурном делании человека, но даже понимать то, что уже сделано, что делается и что будет делаться в будущем". На чем основана подобная гносеологическая позиция и как вы относитесь к этим аргументам? 3. Какие основные источники мировой культуры были и остаются важными факторами становления и развития самобытной отечественной философии и культуры? 4. Творцы концепции "русской идеи" предложили оригинальный метод преодоления дуализма человеческого бытия и естественной природы человека. В чем суть метода и ваше отношение к нему? 5. Каково содержание понятия "красота" в философии программы третьего модуля? Вариант 7. 1. В традиции отечественной философии было обоснование и осознание особого, центрального места России в мировой истории и культуре, особой ее ответственности перед Богом и историей. Каким образом эти идеи повлияли на историю развития России в самых различных областях ее жизни: экономике, политике, искусстве, науке, религии, философии? 2. В чем состоит главное отличие революционных методов преобразования общественного бытия и эволюционных? Назовите представителей отстаивающих эти методы и определите свое отношение к ним. 3. Почему в религиозных философских течениях России гуманистическая компонента деятельности человека является определяющей, в то время как в светских, научно-ориентированных течениях определяющей, как правило, является предметносодержательная? Приведите конкретные примеры. 4. В чем состоит опасность сциентизма, как способа мировоззренческой ориентации и кто из отечественных философов предупреждал о его негативных последствиях для духовного развития России? 5. Каково содержание понятия "София" в философии программы третьего модуля? Вариант 8. 1. В чем философы программы третьего модуля видят основания, причины и источники воинствующего деспотизма в России? 2. Какие новые аспекты в определении человека вводятся и обосновываются представителями отечественной философии по сравнению с европейской классической философией и чем обусловлены эти нововведения? 3. В чем, по вашему мнению, заключается истинный патриотизм россиянина и есть ли необходимость его культивирования и воспитания в нашей стране? 4. Кто из представителей философии третьего модуля обосновывает необходимость строгого разграничения научного содержания философских категорий от собственного философского и чем аргументировал свою позицию? 5. Каково содержание понятия "любовь" в философии программы третьего модуля? Вариант 9. 1. Каким вам представляется будущее России в сообществе народов мира, что на ваш взгляд, необходимо сохранить и умножить и с чем бы вы расстались без сожаления? 2. Какие открытия в области науки конца XIX - начала XX века привели к кризису ее философских оснований, и какую роль в выходе из него сыграли представители отечественной философии? 3. Каковы, по вашему мнению, истоки поляризации характера русского человека, причудливого сочетания любви к свободе и склонности к рабству; долготерпения и покорности с разрушительным бунтом; искание Бога с воинствующим атеизмом, безбожием; жалости с жестокостью; обостренного самосознания личности с безличностным коллективизмом и конформизмом? 4. Кто из философов третьего модуля ставит в качестве центральной проблему России, ее судьбы? 5. Каково содержание понятия "всеединство " в философии программы третьего модуля? Вариант 10. 1. "Человек своим трудом - и своим сознательным отношением к жизни - перерабатывает земную оболочку - геологическую область жизни, биосферу. Он переводит ее в новое геологическое состояние: его трудом и сознанием биосфера переходит в "ноосферу". Кому из отечественных философов может принадлежать это высказывание: Н.Ф.Федорову, Д. И.Менделееву, В.И.Вернадскому? 2. Чем объяснить тот факт, что в общественной, в том числе и философской, мысли России вопрос "Что делать?" первенствовал над вопросом "Как делать?". Каковы практические последствия имела эта мировоззренческая установка в жизни нашей страны? 3. Одной из особенностей ряда течений русской философии является утопизм. В каких философских учениях программы третьего модуля он проявляется особенно ярко? 4. В советский период отечественная наука и культура добились в ряде областей признанных достижений мирового уровня. Какой из факторов, на ваш взгляд, сыграл в этом решающую роль? а) государственная поддержка; б) природный талант народа; в) мировоззренческая ориентация на науку и технический прогресс; г) все вместе. 5.Каково содержание понятия "русская идея" в философии программы третьего модуля? Вариант 11. 1. Ф.М.Достоевский писал: "Даже те, кто отвергает христианство и делает против него выпады, в своих сокровенных мыслях хранят христианские идеалы. Их пылкий энтузиазм, проницательность их сердец не способны вообразить идеалы выше, чем идеал Христа. При всех попытках сделать это, результаты были смешными" Каково ваше отношение к этому высказыванию русского писателя? Есть ли объективное обоснование для такого заключения или это всего лишь субъективная точка зрения? 2. К идеям какого философа античности наиболее близка концепция "всеединства" В.С. Соловьева? 3. Какие и кем предлагались в качестве наиболее подходящих для развития России исторические формы общности людей, и какие аргументы при этом выдвигались? 4. Одной из особенностей русской философии является идеологизированность ее содержания, отождествление себя с мировоззрением, как системой ответов на трудные вопросы жизни, решением проблем, поучением. В чем, на ваш взгляд, опасность такой формы бытия философского знания? а) опасность самоизоляции от мировой культуры, мирового информационного поля, истории философии; б) возможность формирования эсхатологического сознания, ожидания "чуда", "спасения", "конца света" и т.д.; в) необоснованная надежда и вера в появление умных, справедливых вождей, воплощающих в себе черты богочеловека, мессии; г) все перечисленные выше. 5. Каково содержание понятия "космизм" в философии программы третьего модуля? Вариант 12. 1. Чем вы можете объяснить многообразие интерпретаций религиозного и советских идеалов и как понимать, в этой связи, одну из основных заповедей христианства: "Не сотвори себе кумира..."? 2. К началу 80-х годов XX века в стране стал отчетливо проявляться кризис общественной системы. В чем причина этого кризиса? а) в неумелом руководстве делами общества; б) в ложной философско-мировоззренческой ориентации; в) в отсутствии свободы для развития инициативы и творчества человека; г) во всех перечисленных выше. 3. Какая из приведенных ниже тенденций доминировала в социально-политической истории России? а) укрепление зависимости человека и его личности от государства и общества; б) развитие автономии человека по отношению к государству и обществу. 4. Какое отношение имеет проблема свободы к концепции неотчуждаемых прав человека и гражданина? Кем и как эта проблема ставилась в отечественной философии? 5. Каково содержание понятия "символ" в философии программы третьего модуля? Вариант 13. 1. Кого из представителей философии программы третьего модуля и чем не удовлетворяло рационалистическое понимание истины в классической философии, и какие альтернативные ей определения предлагались? 2. Кто являлся главным субъектом культурно-исторического процесса в науке, политике, искусстве, религии и т.д.с позиций философии марксизма? 3. Проблема становления новой России всегда была центральной в истории отечественной философии. Какие методы и пути ее преобразования предлагались в философских теориях программы третьего модуля и ваше отношение к ним? 4. Понимание философии как особой науки относится только к отечественной философии советского периода или характерно и для других исторических этапов развития философского знания? 5. Каково содержание понятия "ноосфера" в философии программы третьего модуля? Вариант 14. 1. Какова форма собственности, с точки зрения философов программы третьего модуля, в наибольшей степени соответствует историческим традициям и характеру русского человека и почему? 2. Назовите наиболее значительные достижения отечественных естествоиспытателей в разработке наук о человеке и определите их философское содержание? 3. Кто из философов программы третьего модуля понимал свободу человека, как свободу Христа, сошедшего на землю, чтобы дать пример внутренней свободы каждому верующему? 4. В общественном сознании при оценке теории и практики коммунистического строительства в нашей стране существуют мнения, что сама идея коммунизма и ее теоретическое обоснование истинны и гуманны, а методы его строительства не соответствовали историческому замыслу. Может ли быть истинным и гуманным результат деятельности, если метод его достижения ложен и антигуманен? Как на этот вопрос отвечают представители отечественной философии? 5. Каково содержание понятий "западничество" и "евразийство" в философии программы третьего модуля? Вариант 15. 1. К каким философским направлениям можно отнести авторов следующих высказываний и возможно ли их согласование? а) "Даже те, кто отвергает христианство и делает против него выпады, в своих сокровенных мыслях хранят христианские идеалы. Их пылкий энтузиазм, проницательность их сердец не способны вообразить идеалы выше, чем идеал Христа. При всех попытках сделать это, результаты были смешными" б) "... для нас нравственность, взятая вне человеческого общества, не существует; это обман. Для нас нравственность подчинена интересам классовой борьбы пролетариата. А в чем состоит эта классовая борьба? Это - царя свергнуть, капиталистов свергнуть, уничтожить класс капиталистов". 2. В настоящее время отчетливо проявляется возрастание интереса к религиозным и идеалистическим философским течениям. Каковы основные причины этого феномена? а) социальная незащищенность и бедственное положение населения страны; б) привлекательность самих по себе идей; в) влияние пропаганды, средств массовой информации; г) возрастание духовности и гуманизма общественных отношений.
3. В общественном сознании сложился устойчивый стереотип в отношении анархизма, как сторонников безвластия и вседозволенности. Так ли это и почему именно это философское течение подвергают не только идеологической фальсификации, но и преследованиям? 4. Почему в произведениях философов либеральной ориентации проблема свободы замыкается прежде всего на проблеме свободы личности, в то время как демократически ориентированные разрабатывают вопросы общественных свобод? 5. Как отличается по содержанию понятие "свобода" в философии программы третьего модуля от этого же понятия в философии программы второго модуля?
3.13.0.0.Примерные варианты выбора индивидуального задания четвертого модуля. 1.АндреевД. Л…………………………………………………………Д. Сантаяна 2.Бакунин М.А.……………………………………………………… Г.Маркузе 3.Бердяев Н. А.……………………………………………………… М.Хайдеггер 4.Богданов А.А.……………………………………………… Э.Мах,Р.Авенариус 5.Булгаков С.Н.……………………………………………………….Ж. Маритен 6.Вернадский В.И.……………………………………………П.Тейяр де Шарден 7.Герцен А.И.…………………………………………………………….Т.Адорно 8.Гоголь Н.В………………………………………………………………Г.Веттер 9.Гумилев Л.Н.……………………………………… К.Леви – Строс,Ж.Деррида 10.Достоевский Ф.М.………………………………………………….Ж.-П.Сартр 11.ИвановВ.И…………………………………………….. А.Кожибский 12.Кропоткин П.А.……………………………………………………….Э.Фромм 13.Лавров П.Л………………………………………………………………Ч.Пирс 14.Ленин В.И…………………………………………………………А.Грамши 15.Леонтьев К.Н………………………………………………. О.Шпенглер 16.Ломоносов М.В…………………… ………………Л.Витгенштейн,Р.Карнап 17.Лосев А.Ф……………………………………………… Х.Г.Гадамер,Ж.Делез 18.Лосский Н.О……………………………………К.Поппер,Т.Кун, И.Лакатос 19.Михайловский Н.К……………………………………………………Д.Дьюи 20.Пестель П.И.…………………………………………………..В.Виндельбанд 21.Плеханов Г.В.…………………………………………………….В.Холличер 22.Радищев А.Н……………………………………………………. Дж.Г.Мид 23.Рерих Е.И. и Рерих Н.К.……………………………………………….К.Ясперс 24.Розанов В.В……………………………………………………З.Фрейд,К.Юнг 25.Соловьев В.С………………………………………………. Э.Гуссерль 26.Струве П.Б……………………………………………………………П.Рикёр 27.Толстой Л.Н…………………………………………………… А.Камю 28.Федоров Н.Ф………………………………………………… Б.Рассел 29.Флоренский П.А……………………………………………. А.Бергсон 30.Франк С.Л………………………………………………………… Ж.Лякруа 31.Чаадаев П.Я…………………………………………………… Н.Гартман 32.Чернышевский Н.Г…………………………………………….. М.Шелер 33.Юркевич П.Д……………………………………………….. Г.Риккерт
МОДУЛЬ ЧЕТВЕРТЫЙ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.178.81 (0.013 с.) |