Тесты для рубежного контроля и самоконтроля 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тесты для рубежного контроля и самоконтроля



1. Основополагающим объектом познания философии эмпириокритицизма является:

а) язык;       

б) экзистенция; 

в)элементы мира;

г) феномены.

2. Объект познания в философии критического рационализма:

а) статичен; 

б) динамичен;

в) нейтрален;

г) инерциален.

3. Представители какой философской школы первыми предложили осуществлять классификацию наук не по предмету, а по методу его исследования?

а) Фрейбургской; 

б) Марбургской;

в) Франкфуртской;

г) Львовско-Варшавской.

4. Принцип верификации, по мнению основоположников аналитической философии, позволяет:

а) выяснить, имеет ли высказывание научный смысл;

б) установить истинность или ложность предложения;

в) отличать философские суждения и научные;

г) определить степень объективности суждения.

5. Принцип фальсификации в качестве критерия научности впервые был предложен представителями школы:

а) прагматизма;

б) феноменологии;

в) критического рационализма;

г) экзистенциализма.

6. Какой методологический принцип более эффективен для исследования процесса становления и развития научного знания:

а) экономии мышления;

б) фальсификации;

в) верификации;

г) универсальной взаимосвязи.

7. "Истина есть то, что делает наши действия успешными". Какому философскому направлению соответствует такое высказывание?

а) марксизму;

б) структурализму;

в) прагматизму;

г) герменевтике.

8. Основной задачей метода феноменологической редукции является:

а) изменение установки познающего субъекта с внешнего мира на мир чистого сознания субъекта;

б) раскрытие неисчерпаемого содержания объекта познания;

в) достижения полного слияния субъекта познания с содержанием объекта познания;

г) обретения познающим субъектом способности синтетического суждения.

9. В сферу философского анализа термин "парадигма" впервые ввел:

а) Э. Кассирер; 

б) Т. Кун;

в) Д. Дьюи;

г) П. Тейяр де Шарден.

10. Синергетические процессы происходят только в системах:

а) закрытых;

б) открытых;

в) равновесных;

г) изолированных.

ЗОНДИРУЮЩИЕ ЗАДАЧИ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ЧЕТВЕРТОГО МОДУЛЯ

Вариант 1.

1. Почему философия XX века стала философией человека? По каким причинам классические философские проблемы как бы замещаются, поглощаются одной, главной проблемой человека?

2. Какие ценности гражданского общества сохранили в XX веке своё абсолютное значение и почему?

3. Сравните отношение философов второго модуля к науке и научной деятельности с позициями философов четвёртого модуля. Каковы причины столь радикального различия между ними?

4. Философы четвёртого модуля бьют тревогу по поводу нарастания реальных угроз самому существованию языка, предупреждают о возможности его смерти. Что это за угрозы и какие факты свидетельствуют об обосновании такой озабоченности?

5. В ряде философских течений четвёртого модуля классическое понятие практики как целесообразной материальной деятельности заменяется понятием "опыт". Назовите эти философские течения и мотивы этой понятийной модернизации.

Вариант 2.

1. Каким образом в философских теориях четвёртого модуля формулируется специфика мировоззренческого отношения человека к миру ичем оно отличается от классического в философии второго модуля?

2. Какие ценности гражданского общества, имевшие в философии первого и второго модулей абсолютное значение, утратили этот статус в философии четвёртого модуля?

3. Феноменология претендует на создание второго типа интеллектуальной деятельности? В чём его новизна по сравнению с классическим?

4. С точки зрения философов четвёртого модуля истины науки и истины философии не имеют ничего общего, они как бы принадлежат разным мирам. Какие аргументы в обоснование своей точки зрения они приводят и каково ваше отношение к ним?

5. Чем отличается принцип верификации от принципа фальсификации и каковаобласть их применения с точки зрения представителей философии науки?

Вариант 3.

1. Какие новые сущностные определения человека вводят философы IV модуля по сравнению о предшествующими периодами и чем вызвана необходимость этих новых определений?

2. Каково отношение философов IV модуля к основным принципам диалектического метода классической философии и почему каждое течение предпочитало разрабатывать свою собственную методологию?

3. Почему именно миф, как одна из наиболее древних формязыкового выражения отношения человека к миру, становится объектом пристального анализа ряда философских течений IV модуля? На какие вопросы жизни современного человека они пытаются найти ответы с помощью этого изучения?

4. В чём состоят существенные отличия научного знания от других его видов: религиозного, нравственного, эстетического, философского, и какое отношение к ним у философов IV модуля?

5. Как отличаются по содержанию понятия "истина" в философии прагматизма и экзистенциализма?

Вариант 4.

1. В чем заключается специфика ценностного отношения человека к миру и почему этот аспект мировоззренческого отношения получил столь важное значение в философии IV модуля?

2. В классической философии творчество трактуется как процесс открытия новых знаний о бытии человека и методов его изменения. Какие новые стороны творческой деятельности человека открывают и анализируют философы IV модуля?

3. К чему, на ваш взгляд, может привести возрождение дологического (синкретического) языка в философии и науке? Есть ли смысл в возвращении современного человека к этим способам мышления, характерным для ранних этапов духовного развития народов мира?

4. Основатель феноменологической школы Э.Гуссерль основной задачей считал построение философии как строгой науки, научной теории научного познания, но в качестве её основного метода предложил не рационалистические методы классической философии, а иррациональный метод интеллектуальной интуиции, "усмотрения" сущности, истины, идеи. К каким итогам приводит Э.Гуссерля такая подмена и какие выводы из этого последовали?

5. Чем отличается содержание понятий "рациональное" и "иррациональное" классической философии от их содержания в философии IV модуля?

Вариант 5.

1. В каких философских течениях тема тотального одиночества человека XX века является доминирующей и каковы его основные причины?

2. Как меняется статус религии и церкви в мировоззрении человека, если на них смотреть только сквозь призму принципа ценностей и какие философские течения XX века обосновывают именно такой подход к ним?

3. Один из основателей философии жизни А. Бергсон в начале XX века призывал деятелей культуры "преодолеть точку зрения разума". Чем мотивировал он свою позицию и что предлагал для практической ее реализации?

4. Чем отличается постановка проблемы языка в философских течениях четвертого модуля от постановки ее классической философией?

5. Назовите основные отличия номотетического метода от идиографического и укажите области их применении?

 

Вариант 6.

1. Чем отличается постановка проблемы метода в философии четвертого модуля от постановки ее классической философией?

2. Проблема наделения общественных отношений конкретным личностным смыслом для ряда философских учений четвертого модуля является ключевой. Почему для ее решения они обращаются к анализу языка?

3. «Во всей жизни нового времени нет идеи, которая была бымогущественнее, неудержимее, победоноснее идеи науки. Ее победоносного шествия никто не остановит». Это высказывание принадлежит Э. Гуссерлю и по содержанию идентично известному положению Ф. Бэкона "Знание есть сила". Почему же Гуссерля считают родоначальником антисциентизма XX века?

4. В каких философских течениях четвертого модуля деятельность человека трактуется как процесс отчуждения и самоотчуждения и какие проблемы бытия человека поднимаются в этой связи?

5. В чем состоит отличиеоткрытого общества от закрытого для сторонников философии науки и философии жизни?

 

Вариант 7.

1. Практически все философы четвертого модуля открывают все новые и новые угрозы человеку и цивилизации XXI века. В чем суть этих предостережений, каковы истоки этих угроз и пути их преодоления?

2. Каким образом принцип ценности используется философами четвертого модуля для ревизии классического понимания сущности познавательной деятельности человека и в каких философских течениях этим вопросам уделяется главное внимание?

3. Почему из многочисленных и разнообразных видов деятельности в XX веке на передний план выходит наука в качестве специального объекта философского анализа?

4. Как вы относитесь к идее создания общего для всех народов Земли языка и готово ли человечество в своем культурном развитии к ее практическому решению'

5. Каково содержание понятия "научный метод" в философии прагматизма?

 

Вариант 8.

1. В отличие от классической философии в большинстве философских течений четвертого модуля гносеологическая проблематика замещается или отождествляется с методологической. Как, по вашему мнению, смещаются мировоззренческие ориентации человека в результате такого замещения?

2. Философы четвертого модуля предупреждают о грядущем кризисе европейской культуры. Каковы его главные причины и что предлагается в качестве средства предупреждения и смягчения последствий?

3. В ряде философских течений XX века признается наличие в индивидуальной жизни человека «подлинного» и «неподлинного» способов его бытия. Как называются эти течения, и что является основанием для отличия их друг от друга?

4. Какие качества деятельности современного человека выдвигаются на передний план и каковы, по мнению философов четвертого модуля, перспективы и условия их формирования?

5. Каково содержание понятии "Эго" и "Оно" в философии фрейдизма?

Вариант 9.

1. Что нового в проблеме отношения телесного и духовного в человеке открывает философия IV модуля по сравнению с философией первого и второго модуля и какие выводы следует из этих новых аспектов?

2. Как изменяется статус искусства в жизни человека и общества, если на него смотреть только сквозь призму принципа ценности? Сравните этот подход с классическим пониманием места и роли искусства в жизни человека и общества?

3. В классической философии познавательная деятельность трактуется как активное отражение субъектом познания объективного содержания предмета познания. В ряде философских течений IV модуля познание трактуется как переживание, как экзистенциальное состояние субъекта познания. В чем вы видите достоинство и ограниченность того и другого подходов к пониманию сущности познавательной деятельности?

4. Какое влияние, по мнению философов IV модуля, оказывает наука на сознание людей, на стиль их мышления, на их образ жизни и какие выводы из него следует?

5. Каково содержание понятий "понимание" и "предпонимание" в философии герменевтики?

 

Вариант 10.

1. Понятия в философских течениях IV модуля по своему содержанию - не образы реальных свойств или отношений объектов познания, а всего лишь их знаки или символы. Как, па ваш взгляд, в этой связи изменяется содержание и роль логики и какие выводы из этого следуют?

2. "Теория, которую нельзя опровергнуть никакими способами, которые можно себе представить, ненаучна. Если теория неопровержима, то это есть не ее достоинство, а ее недостаток. Всякая подлинная проверка теории — это попытка ее фальсифицировать или опровергнуть". К какому философскому направлению можно отнести эти высказывания и какой методологический принцип здесь сформулирован?

3. К чему может привести, по вашему мнению, абсолютизация ценностного подхода ко всем сторонам жизни человека, его исторической культуры?

4. Человек — это свобода. Кто из философов IV модуля так определяет сущность человека: А. Бергсон, Ж.П. Сартр, Б. Рассел?

5. Каково содержание понятия "отчуждение" в философии IV модуля?

 

Вариант 11.

1. Почему традиционные мировоззренческие основания морали, выработанные классической философией, в философских течениях IV модуля не только подвергаются критике, но и отвергаются, как неприемлемые для человека новой эпохи?

2. Какую роль, на ваш взгляд, играет в жизни человека и общества процесс переосмысления, переоценки исторических ценностей и чем объясняется его противоречивый характер?

3. В чем заключается специфика постановки проблемы деятельности философией IV модуля по сравнению с постановкой ее в классической философии?

4. Имеет ли прямое, непосредственное отношение наука и научно-технический прогресс к возникновению глобальных проблем современности и в чем их сущность?

5. Чем отличается понятие "явление" от понятия "феномен" в философии экзистенциализма?

 

Вариант 12.

1. Гуманизация науки и философии — одна из основных, центральных проблем философии IV модуля. Какие из предлагаемых здесь вариантов ее решения наиболее приемлемы с вашей точки зрения?

2. В ряде философских течений IV модуля язык рассматривается как фактор социального развития, средство духовной терапии и социальной гигиены. Может ли русский язык в полной мере выполнять эти функции?

3. Как вы считаете, синергетика это тип мировоззрения, новая методология науки или современная форма диалектического миропонимания?

4. Какой язык более подходящий, с вашей точки зрения, для формирования и развития творческого отношения человека к миру: художественно-поэтический или научно-понятийный? Аргументируйте свою позицию.

5. Чем отличается понятие "архетип" от понятия "бессознательное" в философии фрейдизма?

 

Вариант 13.

1. Человек — это существо символическое, создающее мир символов и живущее в нем. Кому из философов IV модуля принадлежит такое определение человека: М. Шелеру, Э. Фромму, Э. Кассиреру?

2. Существует ли, на ваш взгляд, прямая, непосредственная взаимозависимость между наукой и нравственностью, моралью и политикой, правом и нравственностью?

3. В чем вы видите принципиальное, главное отличие между пониманием содержания и природы научного знания в классической философии от их понимания философами IV модуля?

4. Ряд философских течений IV модуля обращаются к анализу форм познавательной и практической деятельности, характерных для древних, первичных этапов культурного развития человеческого общества. Что конкретно их интересует, на какие вопросы бытия современного человека они ищут ответы в культуре прошлого?

5. Каково содержание понятия "деконструкция" в философии структурализма и понятия "деструкция" в экзистенциализме?

 

Вариант 14.

1. Проблема отчуждения человека присутствует в философских теориях первого, второго и третьего модулей, а в четвертом доминирует. Почему и в чем специфика ее постановки в философии IV модуля?

2. Почему философы IV модуля противопоставляют логические методы познания историческим, социокультурным? Кто положил начало такому противопоставлению: П. Наторп, П. Тейяр де Шарден, О. Шпенглер?

3. Почему поэтический (художественный) язык, с точки зрения ряда философов IV модуля, более совершенен для выражения отношения человека к миру, к его бытию, чем научный? Есть ли основания для противопоставления языка науки языку искусства?

4. Как вы считаете, можно ли практически изменить объект деятельности, не прибегая к насилию над ним? Каково ваше отношение к насильственным методам решения конфликтных ситуаций в обществе?

5. Каково содержание понятий "парадигма" и "научно-исследовательская программа" в философии постпозитивизма?

 

 

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА СЕМЕСТРОВЫХ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ И КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ №2 ДЛЯ ЗАОЧНИКОВ

1. Философия в структуре общественного сознания, ее место и роль в жизни современного общества.

2. Философия и мировоззрение.

3. Роль философии в разработке фундаментальных норм, принципов, идеалов, ценностей культуры.

4. Дискуссии о предмете философии, ее месте в современной духовной культуре.

5. Проблема человека в отечественной и зарубежной философии.

6. Обоснование идеи самоценности человеческой жизни, уникальности человеческой личности.

7. Поиск единых оснований и характеристик человеческого бытия.

8. Проблема отношения сферы ценностей и сферы бытия.

9. Проблема человеческой деятельности в отечественной и зарубежной философии.

10. Опредмечивание, объективация, отчуждение.

11. Деятельность, познание, практика.                               

12. Кризис научного рационализма, его причины и пути выхода. 

13. Наука и культура, наука и философия.

14. Наука, научно-технический прогресс и глобальные проблемы современности.

15. Экология человека, общественных отношений и среды обитания.

16. Проблема языка в современной зарубежной и отечественной философии.

17. Язык и общение, язык и социальное развитие.

18. Проблема метода в отечественной и зарубежной философии.

19. Единство и различие логических и исторических методов познания и действия.                                    

20. Метод как содержательная основа понятий. Проблема технологизации знания и действия.

21. Специфика постановки и решения проблемы свободы в отечественной и зарубежной философии.

22. Свобода и справедливость, проблема их гармонизации.

23. Философия об истоках деспотизма.

24. Гносеологическая проблематика отечественной и зарубежной философии.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.31.77 (0.068 с.)