Тесты для рубежного контроля и самоконтроля 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тесты для рубежного контроля и самоконтроля



1. Понятие " языковой игры" в философию ввел:

а) Л.Витгенштейн; 

б) А.Бергсон; 

в) Т.Кун;

г) Ж.Деррида.

2. Герменевтика обрела статус философии благодаря трудам:

а) Д.Юма;

б) Х.Г.Гадамера;

в) П.Фейерабенда;

г) Дж.Дьюи.

3. Понятие деконструкции в философию ввел:

а) Ж.Деррида;

б) К.Ясперс; 

в) И.Лакатос;

г) Ж.Лакан.

4. Кто из перечисленных философов считал, что бинарный принцип систематизации опыта выражает бессознательную, от природы данную структуру человеческого разума:

а) М.Фуко;

б) К.Леви-Строс;

в) Л.Леви- Брюль;

г) Г.Мид.

5. В основе процедуры понимания лежит отношение:

а)субъект – объектное;

б) субъект – субъектное;

в) объект – объектное;

г) отчуждения.

6. К теоретикам «общей семантики» относится:

а) А.Кожибский;

б) У.Джемс;

в) Г.Марсель;

г) Т.Адорно.

7. Наиболее древним способом мировидения является:

а) миф; 

б) религия;

в) искусство;

г) философия.

8. М. Хайдеггер считал, что голос «подлинного бытия» способен услышать язык:

а) поэтов-символистов;

б) священников; 

в) ученых;

г) политиков.

 9. Основное дело человека, по мнению философов постмодерна, состоит в:

а) понимании и переживании;

б) познании и размышлении;

в) адаптации и объяснении; 

г) смирении и молитве.

10. Какой из перечисленных не относится к числу мировых языков?

а) русский;

б) немецкий;

в) английский;

г) японский.

 4.9.0.0. ЗАДАНИЕ 6. ПРОБЛЕМА МЕТОДОВ ПОЗНАНИЯ И                           САМОПОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ ПОСТМОДЕРНА

1. Единство и различие логических и исторических, естественно­научных и социокультурных методов познания и действия как философская проблема.

2. Метод как содержательная основа понятий. Проблема технологизации знания и действия.

3. Плюрализм как методологический принцип современной философии, философских построений.

 

Примерные темы докладов или рефератов и                     информационные источники к ним

1. Проблема методов в философии неокантианства (Г. Коген, П. Наторп, Э. Кассирер, В. Виндельбанд, Г. Риккерт) [4; 18; 37; 38; 59; 60; 61; 62; 63; 64; 65; 66; 67; 68; 86; 87; 88].

2. Основные положения методологии эмпириокритицизма (Р. Авенариус, Э. Мах, А. Пуанкаре) [1; 23; 27; 35; 59; 60; 61; 62; 63; 64; 65; 66; 67; 68; 86; 87; 88].

3. Методология философии жизни (В. Дильтей, О. Шпенглер, А. Бергсон) [2; 56; 59; 60; 61; 62; 63; 64; 65; 66; 67; 68; 86; 87; 88].

4. Проблема методов познания и деятельности в философии прагматизма (Ч. Пирс, У. Джемс, Дж. Дьюи, Г. Мид) [13; 14; 59; 60; 61; 62; 63; 64; 65; 66; 67; 68; 86; 87; 88].

5. Разработка методологической проблематики в философии неопозитивизма (М. Шлик, Р. Карнап, Б. Рассел, Л. Витгенштейн) [5; 17; 36; 59; 60; 61; 62; 63; 64; 65; 66; 67; 68; 76; 86; 87; 88].

6. Анализ и разработка методов познания и деятельности в философии критического рационализма (К. Поппер, И. Лакатос, Т. Кун, П. Фейерабенд) [19; 20; 21; 31; 35; 44; 60; 61; 62; 63; 64; 65; 66; 67; 68; 86; 87; 88].

7. Операциональное истолкование метода в работах У.П. Бриджмена [59; 60; 61; 62; 63; 64; 65; 66; 67; 68; 69; 86; 87; 88].

8. Методологические принципы общей семантики (Ж. Делез, Ж. Деррида, А. Кожибский, Ст. Чейз) [11; 12; 60; 61; 62; 63; 64; 65; 66; 67; 68; 87; 88].

9. Методологическая проблематика феноменологии Э. Гуссерля [10; 59; 60; 61; 62; 63; 64; 65; 66; 67; 68; 86; 87; 88].

10. Проблема метода в философии экзистенциализма (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж-.П. Сартр, Г. Марсель, А. Камю) [15; 16; 26; 28; 39; 40; 53; 54; 58; 59; 60; 61; 62; 63; 64; 65; 66; 67; 68; 81; 87; 88].

11. Методологические установки неотомизма в отношении истории и естествознания (Г. Веттер, Э. Жильсон, Ж. Маритэн, И. Бохенский) [24; 60; 61; 62; 63; 64; 65; 66; 67; 68; 84].

12. Модернизация методологии неотомизма в философии П. Тейяра де Шардена [41; 59; 60; 61; 62; 63; 64; 65; 66; 67; 68; 84].

13. Методологические установки персонализма (Ж. Лякруа, Э. Мунье, П. Рикёр) [28; 59; 60; 61; 62; 63; 64; 65; 66; 67; 68; 69].

14. Разработка методологии познания и деятельности представителями Франкфуртской школы (Т. Адорно, М.Хоркхаймер, Г. Маркузе, Э. Фромм) [25; 47; 48; 49; 50; 51; 60; 61; 62; 63; 64; 65; 66; 67; 68; 86; 87; 88].

15. Методологические принципы структурализма (Ж. Деррида, К.Леви-Строс, М.Фуко) [12; 22; 52; 60; 61; 62; 63; 64; 65; 66; 67; 68; 86; 87; 88].

16. Методологические установки философии психоанализа (З. Фрейд, К. Юнг) [46; 57; 59; 60; 61; 62; 63; 64; 65; 66; 67; 68; 86; 87; 88].

17. Проблема метода в философии герменевтики (Х.Г. Гадамер, Ж. Делез, Ж.-Ф. Льотар) [6; 11; 23; 59; 60; 61; 62; 63; 64; 65; 66; 67; 68; 74; 79; 86; 78; 88].

18. Методология философской антропологии (М. Шелер, Э. Фромм) [47; 49; 50; 55; 60; 61; 62; 63; 64; 65; 66; 67; 68; 83; 84, 88].

19. Разработка методологической проблематики в работах зарубежных марксистов (Л. Альтюссер, Л. Сэв, Г. Парсонс, Г. Селзам) [9; 64; 66; 85; 87; 88].

20. Синергетика и диалектика [33; 34; 54; 60; 61; 62; 63; 64; 65; 66; 67; 68; 86; 87; 88; 89].

 

Глоссарий

Аналогия бытия (от лат. analogia entis). Понятие и принцип, отражающие особый способ установления отношения между богом и его творениями, суть которого состоит в признании изначального сходства различий и различия в сходстве. Понятие бытия слишком широкое, чтобы его можно однозначно определить и высказать, поэтому мы и высказываем о нем многообразные суждения в форме аналогии, которая возможна только в случае гармонического сочетания в самом предмете понятий соответствия и различия. Это позволяет использовать понятие "аналогия бытия" для особого определения его основных атрибутов: субстанции, акциденции, формы, материи, конечного, бесконечного, божественного, сотворенного и создать на его основе теологическую картину мира. Признание аналогичного бытия исключает понимание его как изначально однозначного или же многозначного, поскольку однозначность ведет к отождествлению Бога с  природой (пантеизм), а многозначность – к их разрыву (дуализм). Методологическая суть принципа аналогии бытия (аналектики) заключена в законе сходства различий, в соответствии с которым бесконечный Бог и сотворенные им конечные предметы сосуществуют с момента акта творения и позволяют бесконечному представляться конечным, а конечному – бесконечным. В отличие от диалектического тождества противоположностей, ставящего взаимоотрицание, борьбу, взаимопроникновение противоположностей в центр их отношения, аналектика практикует тождество противоположностей в духе позитивной гармонии, сходства; исключая тем самым разрушительное стирание границ между творцом и сотворенными, нарушение строгой иерархической структуры бытия, сомнение в первичности Бога как первоисточника, связующего мир в целостность.

Верификация. Понятие, служащее для обозначения процедуры установления истинности научных утверждений в процессе эмпирической проверки. Согласно принципу верификации, любое научно осмысленное утверждение может быть сведено к совокупности протокольных предложений, фиксирующих данные "чистого опыта" и выступающих в качестве функций истинности элементарных утверждений исчисления высказываний. Различают непосредственную верификацию, связанную с проверкой утверждений, формирующих данные наблюдений и экспериментов или их зависимостей, и косвенную – как установление теоретических и логических отношений между косвенно и непосредственно верифицируемыми утверждениями, а также условием самой верификации. Последние являются предметом логико-методологических исследований неопозитивизма (логического эмпиризма).

Деконструкция. Понятие, характеризующее зависимость субъекта культуры, исследователя от текста как объекта изучения. Используется для характеристики текстов западноевропейских философов, написанных под влиянием понимания ими бытия как присутствия. Анализ их философского языка опровергает претензию на логическую строгость и смысловую однозначность. Это относится и к исходному понятию бытия, являющемуся основанием всех их философских построений. Благодаря этому понятию все философские тексты подчинены принципу централизации, когда, например, бытие как факт присутствия становится в преимущественное положение по отношению ко всему остальному и последнее вытесняется на смысловую периферию. Для того, чтобы этот принцип не довлел над исследователем текста, надо преодолеть "онто-тео-телео-фалло-фоно-логоцетризм" текстов, которые основаны на понятии бытия как присутствия. Деконструкция и есть выявление в тексте опорных понятий и слоя метафор, расшатывающих их логоцентризм с целью выделения, прояснения подавляющих мотивов, отношений. В результате текст оказывается не гомогенным, равнозаконным и мирным единством, а гетерогенным, разнозаконным, не сводимым к однозначнаму смыслу центрального понятия. В качестве примера можно взять понятие "бытие", которое один из представителей постструктурализма Ж. Деррида берет объектом анализа: несостоятельность понятия бытия как присутствия состоит прежде всего в том, что "живого, настоящего" не существует, поскольку прошлое оставляет в нем след, а будущее — набросок своих очертаний, настоящее не совпадает с самим собой. Возникает движение дополнения и замещения: первое не добавляется извне к самодостойной целостности, а присоединяется к тому, что уже испытало нехватку. Мышление стирает следы отсутствия, которые и создают присутствие как таковое и делается это для устранения ситуации неприсутствия, непереносимое для процедуры мышления, поскольку оно есть всегда переживание чего-либо в настоящем. В этом отношении частный опыт не может опровергнуть философию бытия-присутствия. Только текст позволяет обнаружить гетерогенность, разнозаконность, отсутствие единого направляющего принципа в тексте и, тем самым, услышать голос тех значений, которые вытеснены в тексте на периферию, заглушены, стерты центральным понятием. Цель деконструкции и состоит в активизации внутритекстовых очагов сопротивления диктату логоцентризма.

Деструкция. Понятие, характеризующее метод исследования философских текстов с целью прояснения смысла их логических оснований. Прочтение и понимание предшествующих, например, античных текстов возможно только на основе знания того опыта, который позволил их авторам выработать до сих пор актуальные концепции бытия. Только так можно включить историю в контекст личностного человеческого существования, конкретного времени, сделать его бытие историчным. Современный историзм, по мнению автора этого понятия М. Хайдеггера, игнорирует укорененность человека в своем прошлом, отрывает его от своих корней. Это касается и понимания культурных традиций, и самого историко-философского процесса.

Идиографический метод (греч. idios-особенный и grapho-пишу).Понятие, обозначающее метод, применяемый науками о культуре, сущность которого состоит в описании индивидуальных особенностей, существенных исторических фактов. В отличие от естествознания, которое обобщает и устанавливает законы, историческая наука индивидуализирует, устанавливает отношение к ценности, определяющую степень индивидуальных различий, указывает на существенное, уникальное, неповторимое в многообразии событий. Это позволяет отбирать в объекте то, что выражает в нем индивидуальные особенности.

Инструментализм. Понятие для обозначения методологической установки прагматизма, согласно которой сознание есть средство приспособления к жизни в изменяющей действительности. Всё многообразие знаний представляет собой инструменты, с помощью которых человек решает многообразные проблемы и задачи жизни. Суть этих решений состоит в преобразовании и повышении эффективности действий, опыта, в предвидении последствий. В соответствии с этим истина понимается функционально, как знание, обеспечивающее успех в конкретной ситуации.

Конвенционализм (от лат. сonventio – соглашение). Понятие, согласно которому, в основе научных теорий лежат     соглашения (конвенции) между учеными и их выбор зависит от соображений удобства, простоты, общности интересов и т.д., т.е. от критериев, не связанных с их истинностью. Поскольку целый ряд наук и научных теорий имеет выраженный аксиоматический характер, вопрос об истинности самих аксиом не разрешается в рамках практического опыта. Конвенционализм стал способом снятия этих вопросов, истолковав их как удобные соглашения, к которым, как к метрическим системам, неприменимы понятия "истинный" или "ложный". Основное требование к ним – непротиворечивость, что позволяет рассматривать в качестве средства анализа языка науки аппарат математической логики. Поскольку с формальной точки зрения научная теория может быть представлена как формальная система, в основании которой исходные понятия выбираются произвольно, то согласно установке конвенционализма, каждый волен строить свою логическую систему, лишь бы соблюдались правила синтаксиса, и научные картины мира в полной мере зависят от понятий аппарата, в выборе которого практически нет объективных ограничений, он подчинен только прагматическим критериям: удобства, продуктивности, простоты, очевидности и т.д.

Критицизм. Понятие, характеризующее методологическую установку для философского и научного мышления, обеспечивающую их рациональность, предохраняющую от проникновения в них иррационализма и идеологии, тоталитаризма и социально-политической демагогии. Нормой деятельности ученого, соответствующей критицизму, является создание теорий, открытых для любых попыток их опровержения. Только соблюдая принцип фальсификации, научная методология может соответствовать критериям рациональности. Критицизм требует: отказа науки от претензий на абсолютную истину, признания принципиальной гипотетичности, предположительности знания. Методологические установки критицизма в настоящее время становятся нормой не только в научном творчестве, но и в политике, социальной и производственной инженерии, культурологии и т.д.

Метафизика. Философское учение о предельных, сверхопытных принципах и началах бытия, знания, культуры. В течение XX века понимание роли и значения метафизики в неопозитивизме менялось от полного ее отрицания до полного признания и оправдания. Первая позиция была связана с отождествлением научного знания с опытом, задачей очищения опыта от ненаблюдаемых, неконтролируемых компонентов, в том числе теоретических и философских понятий. Метафизика как часть философии устранялась по двум направлениям:

1. Принимая принцип верификации, последователи неопозитивизма делают вывод о бессмысленности утверждений метафизики.

2. Принимая принцип конвенционализма, настаивают на переходе от онтологических утверждений к языковым структурам, выбор между которыми осуществляется в соответствии с прагматическими критериями: целесообразности и эффективности. Основная мотивировка состояла в стремлении защитить науку от идеологических мифов иррационалистических идеологий, псевдонаучных теоретических построений и утвердить автономию научного знания.

Несколько позже К.Поппер, обосновывая критерии научности теорий, вводит третий принцип-фальсификации, призванный провести демаркационную линию между наукой и метафизикой. Практическое применение этого принципа привело к обратному результату: признанию ценности метафизики, невозможности очищения знания от метафизики, поскольку знание научных теорий, ее проблем и экспериментальных фактов находится в прямой зависимости от картин мира, в построении которых метафизика играет решающую роль. И. Лакатос, Т. Кун, М. Вартофский и др. обосновывают необходимость включения метафизики в состав исследовательских программ в качестве картины мира и критериев научной значимости проблем, эвристическую ценность ее для методологии науки и гносеологии. Она является важным звеном связи науки с культурой, миром ценностей, поиском истины, между мировоззрением и научным поиском. Метафизика переделывает ценности культуры и мировоззрения в научное знание, а наука, в свою очередь, формирует определенные метафизические, прежде всего логические основания и активно участвует в их обосновании.

Научный метод. Понятие, обозначающее совокупность методологических процедур, приемов, способов решения конкретных задач, возникающих в различных сферах опыта. К ним относят:

а) определение специфики затруднения в понимании проблемной ситуации;

б) выдвижение гипотезы и плана ее решения;

в) теоретический просчет всех возможных следствий предлагаемого решения;

г) практическую реализацию и экспериментальную проверку с максимальным учетом специфики конкретных условий данной ситуации;

д) творческий подход, постоянную корректировку действий, отрицание канонов, идеалов, раз навсегда принятых способов решений, предопределяющих наше поведение.

Номотетический метод (греч. nomothetike – законодательное искусство). Понятие для обобщенной характеристики методов естествознания, сущность которых состоит в обобщении и установлении законов. Общие законы не способны отразить конкретность во всей ее глубине, они упрощают и искажают реальность, что недопустимо при описании исторических объектов. В основе номотетического метода лежит генерализующее образование понятий, возможное в результате выбора общих, повторяющихся моментов, свойств, признаков. Законы естествознания представляют абстракции, которые оценивают все многообразие реальности и подтверждают тезис об ограниченных возможностях научной рациональности как средства ориентации человека в мире, несостоятельность претензий на универсальность.

Предпонимание. Способ развертывания понимания как онтологического определения человеческого бытия. Это изначальное понимание, образующее пространство созерцания и мышления, как горизонт познания, составляющее основу и источник всех очевидностей сознания и самосознания. Структуру предпонимания образуют "предмнения", "предвидения", "предвосхищения", "предрассудок". Они составляют основу человеческого бытия в мире, предопределяют мышление и поведение человека. Язык есть реальное пространство предпонимания.

Фальсификация (от лaт. falsus – ложный и facio – делаю). Понятие, обозначающее процедуру установления ложности гипотезы или теории в соответствии с правилом тождества классической логики. Если говорить об эмпирических гипотезах, то они фальсифицируются прямым сопоставлением с экспериментальными данными или фундаментальными научными теориями и принципами. Абстрактные гипотезы и теории непосредственно не фальсифицируются. Для их фальсификации необходима альтернативная теория, обеспечивающая прогресс в познании.

 

 

4.9.3.0.Зондирующие вопросы и комментарии к ним

                                                 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.84.29 (0.023 с.)