Тесты для рубежного контроля и самоконтроля 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тесты для рубежного контроля и самоконтроля



1. Мера ответственности возлагается на человека в зависимости от того:

а) в какой мере он воплощает идеал человека;

б) как понимает свой интерес;

в) какое имеет образование;

г) в каких обстоятельствах совершает поступок.

2. Кто из перечисленных философов считал, что нравственным является не стремление человека к добру, а безусловное следование долгу:

а) Н.Гартман;

б) Л. Витгенштейн;

в) И.Кант;

г) Д.Юм.

3. Кому из философов четвертого модуля принадлежит приоритет признания за индивидуальным, однократным подлинной ценности:

а) В. Виндельбанду;

б) М.Хайдеггеру;

в) Э. Гуссерлю; 

г) Т.Куну.

4. В философии постмодерна признание абсолютной ценности личности предполагает признание:

а) разумности мира;

б) абсолютной ценности Бога;

в) абсолютной истины;

г) безусловной ценности науки.

5. Основоположником феноменологии является:

а) Ч. Пирс;

б) Э. Гуссерль;

в) К. Ясперс;

г) Г.Марсель.

6. Какое философское направление признает истинным то, что полезно, что обеспечивает успех деятельности:

а) неотомизм;

б) прагматизм;

в) феноменология;

г) персонализм.

7. Какой модус времени в философии М.Хайдеггера определяет подлинность бытия личности:

а) настоящего;

б) прошлого;

в) будущего;

г) прошлого и настоящего.

8. Кому принадлежит идея замены понятия "картина мира" понятием "мир-ризома":

а) Ж. Делезу;

б) П. Фейерабенду;

в) К.Попперу; 

г) А. Бергсону.

9. В каком философском направлении постмодерна отрицаются различия между познавательной и оценочной деятельностью:

а) прагматизме;

б) неопозитивизме;

в) структурализме; 

г) герменевтике.

10. Какое из качеств не является обязательным для профессионализма личности:

 а) знание технологических факторов деятельности;

 б) верность нравственному долгу;

 в) чувство социальной ответственности; 

 г) принадлежность к правящей партии.

 

ЗАДАНИЕ 3. ПРОБЛЕМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕЕ БУДУЩЕГО В ФИЛОСОФИИ ПОСТМОДЕРНА

 

1. Деятельность как субъект-объектное отношение. Опредмечивание и объективация.

2. Опредмечивание и отчуждение. Проблема творчества.

3. Деятельность, познание, практика.

Примерные темы докладов или рефератов и                                                    информационные источники к ним

 

1. Деятельность как построение понятия о предмете в философии неокантианства (маргбургская и фрейбургская школы) [4; 18; 37; 59; 60; 62; 64; 65; 67; 68; 76].

2. Деятельность как опыт в эмпириокритицизме (Р. Авенариус, Э. Мах, А. Пуанкаре) [1; 23; 27; 33; 34; 35; 59; 60; 62; 64; 65; 66; 67; 68; 76].

3. Деятельность как жизнь (В. Дильтей, Г. Зиммель, О. Шпенглер) [56; 59; 60; 61; 62; 63; 64; 65; 66; 67; 68; 69].

4. Концепция "творческой эволюции "в философии А.Бергсона [2; 59; 60; 61; 62; 63; 64; 65; 66; 67; 68; 69].

5. Деятельность как выработка наиболее благоприятных приспособительских реакций на окружающую среду в философии прагматизма (Д. Дьюи, Ч. Пирс) [13; 59; 60; 61; 62; 63; 64; 65; 66; 67; 68; 69].

6. Деятельность как придание значения и ценности в философии прагматизма (У. Джемс, Г. Мид) [12; 59; 60; 61; 62; 63; 64; 65; 66; 67; 68; 76].Деятельность как анализ реальности (Э. Мур, А. Уайтхед, Н. Гартман, Д. Сантаяна) [7; 43; 60; 61; 62; 63; 64; 65; 66; 67; 68].

7. Деятельность как логический анализ структуры научной картины мира (М. Шлик, Р. Карнап, Л. Витгенштейн, Б. Рассел) [5; 17; 36; 59; 60; 61; 62; 63; 64; 65; 66; 67; 68; 76; 86; 87].

8. Деятельность как исторический процесс формирования и смены парадигм (К. Поппер; Т. Кун; И. Лакатос, П. Фейерабенд) [19; 20; 21; 30; 36; 44; 59; 60; 61; 62; 63; 64; 65; 66; 67; 68; 76; 86; 87].

9. Деятельность как придание значения языковым выражениям в философии общей семантики (А. Кожибский, Ст. Чейз) [59; 60; 61; 62; 63; 64; 65; 66; 67; 68; 74; 76]..

10. Деятельность как интеллектуально-интуитивное усмотрение истины в философии Э. Гуссерля [10; 59; 60; 61; 62; 63; 64; 65; 66; 67; 68; 78].

11. Деятельность как экзистенция в философии М.Хайдеггера [53; 54; 59; 60; 61; 62; 63; 64; 65; 66; 67; 68; 69; 78; 81; 83].

12. Деятельность как коммуникация в философии К. Ясперса [58; 60; 61; 62; 63; 64; 65; 66; 67; 68; 69; 77; 83].

13. Деятельность как конструирование проектов в философии Ж.П.Сартра [39; 40; 59; 60; 61; 62; 63; 64; 65; 66; 67; 68; 69; 72; 77; 83].

14. Деятельность как творчество в философии А.Камю [15; 16; 59; 60; 61; 62; 63; 64; 65; 66; 67; 68; 69; 72; 77; 83].

15. Креационистская концепция неотомизма (Ж. Маритэн, Э. Жильсон, И. Бохенский, Г. Веттер) [24; 60; 61; 62; 63; 64; 65; 66; 67; 68; 69; 75; 77; 83].

16. Концепция деятельности в персонализме (Ж. Лякруа, Э. Мунье, П. Рикер) [28; 59; 60; 61; 62; 63; 64; 65; 66; 67; 68; 69; 77; 83].

17. Деятельность как активное отношение к миру в философии Тейяра де Шардена[41; 59; 60; 61; 62; 63; 64; 65; 66; 67; 68; 69; 73; 84].

18. Концепция деятельности в философии франкфуртской школы (М. Хоркхаймер, А. Адорно, Г. Маркузе, Э. Фромм, Ю. Хабермас) [25; 47; 48; 49; 54; 64; 65; 66; 69; 77; 83].

19. Структуралистическая концепция деятельности (Ж. Деррида; К. Леви-Строс, М. Фуко, Л. Альтюссер) [12; 22; 50; 51; 64; 65; 66; 67; 68; 69; 77; 86; 87].

20. Герменевтическая концепция деятельности (Ж. Делез, Х.Г. Гадамер) [6; 11; 59; 60; 61; 62; 63; 64; 65; 66; 67; 68; 69; 74; 83].

21. Психоаналитическая концепция деятельности фрейдизма (З. Фрейд, К. Юнг) [46; 57; 59; 60; 61; 62; 63; 64; 65; 66; 67; 68; 69; 77; 83].

22. Деятельность как саморазвитие, преображение и становление в философской антропологии (M. Шелер, Э. Фромм) [55; 59; 60; 61; 62; 63; 64; 65; 66; 67; 68; 69; 77; 83].

23. Синергетическая концепция деятельности [33; 34; 62; 64; 68; 80; 89].

24. Проблема деятельности в работах зарубежных марксистов (А.Грамши, Л. Сэв, В. Холличер) [9; 62; 64; 66; 85].

 

Глоссарий

Жизнь. Понятие, обозначающее целостный процесс непрерывного творческого становления, развития, противостоящий механическим, неорганическим образованиям, всему определенному, застывшему и ставшему. Жизнь неподвластна разлагающей аналитической деятельности рассудка. Разум по самой природе оторван от жизни, наука может постичь лишь отношения между вещами, но не сами вещи. Средством достижения и выражения жизни являются поэзия, музыка, искусство, использующие не рационалистические методы, а эстетическую интуицию, вчувствование, вживание, вслушивание.

Интуиция (от лат. intueti). Понятие, определяющее процесс непосредственного получения знания посредством целостного схватывания проблемной ситуации без дискурсивного его выведения и доказательств. Различают чувственную, интеллектуальную и мистическую интуиции с целью возвеличения тайны духовной жизни по сравнению с материальностью бытия, противопоставления разума чувствам; науки - искусству и философии. Наука изучает материю, расчленяя ее на элементы, и устанавливает внешнее отношение между ними. Искусство и философия прозревают подлинную суть вещей, поскольку производят знание-переживание, которое не может быть концептуализировано. Это знание резюмируется у А. Бергсона в форме метафор, художественных образов, "жизненного порыва".

Отчуждение. Понятие, отражающее способ существования человека в современном мире, основными характеристиками которого являются:

а) чувство одиночества, исключение человека из социальных связей;

б) ощущение утраты индивидом своего подлинного "Я";         

в) восприятие мира, в котором утрачены взаимные обязательства, разрушены традиционные ценности культуры;

г) невозможность получить путем осуществления действий рационально ожидаемый результат;

д) понимание своего бессилия и абсурдности окружающего мира, в который он заброшен;

е) понимание бессмысленности своего существования.

Анализ форм и причин отчуждения - одна из главных тем различных экзистенциалистских концепций.

Понимание. Понятие, характеризующее процесс анализа текстов, культур, человеческих отношений, бытия вообще. Специфика его состоит в истолковании человека как "бытия понимающего", позволяющее трактовать понимание не как познание, а как способ бытия. Понимание текста, по Х. Гадамеру, неотделимо от самопонимания интерпретатора, поэтому предметом должен быть не смысл, вложенный в текст автором, а суть дела, с осмыслением которого связан текст. Это позволяет преодолеть разделенность субъекта понимания и его объекта, представить понимание как поиск смысла, а не приписывание значения. С этим же связано изменение среды предмета понимания: не отдельный текст становится таковым, а аккумулирующий в себе истину бытия язык, моментом самоизображения которого являются конкретные тексты.

Пределы роста. Понятие ряда футурологических концепций, исследующих возможности демографического, промышленного и сельскохозяйственного развития с целью проверки тезиса о беспредельном экономическом росте как средстве решения глобальных проблем человечества. По их расчетам, при сохранении современных тенденций экономического развития уже к началу XXI века истощение природных ресурсов и загрязнение окружающей среды достигнут критических пределов, неминуемо ведущих к глобальной катастрофе. Предотвращение ее возможно в случае принятия мер по достижению "глобального равновесия". Определить точку равновесия в каждой конкретной области можно в случае определения пределов устойчивости системы к росту факторов, ее нарушающих. Эти точки и называются "пределами роста".

Ситуация. Понятие, обозначающее нерасторжимое взаимодействие организма и его окружения, сложившееся в определенный момент времени. Ситуация характеризует его состояние:

а) неопределенность, сомнительность, проблематичность, поскольку мир, в котором мы живем, неустойчив, опасен, непредсказуем, представляет собой серию неожиданных, случайных обстоятельств и соответствующих экзистенциальных состояний организма: тревоги, страха, заботы, сомнения;

б) определенность, устойчивость, решенность, которые обеспечиваются активной, преобразующей деятельностью организма, вмешательством в неопределенную ситуацию с целью преобразования ее в выгодную, удобную, полезную для жизнедеятельности организма. Интеллект и является инструментом этого решения, обеспечивающего равновесие во взаимодействии организма и среды.

Сублимация. Понятие, обозначающее процесс переключения, вытеснения энергии с низших социокультурных целей и объектов на высшие. У Фрейда это процесс переориен­тации влечения (либидо) на иную, несексуальную цель, преобразование энергии инстинктов в социально измененную, нравственную деятельность. Благодаря сублимации происходит формирование религиозных культов и обрядов, искусства и общественных институтов, науки и в целом человеческой культуры. Сублимация играет существенную роль в развитии личности, в процессе социализации приводит к появлению профессиональной деятельности, индивидуальной жизне­деятельности человека и, наконец, к переходу к высшей гуманистической форме - служению человечеству и подчинению индивидуального общественному, потребностям его развития.

Эмпатия (от англ. empathy).Понятие, означающее восприятие внутреннего мира другого человека как целостность, как сопереживание его душевной жизни с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Способность к эмпатии является главным условием понимания человеческой реальности. Это не концептуализация, а проникновение, перенесение себя в целостное душевное состояние другого, способность жить в другом.

 

 

4.6.3.0. Зондирующие вопросы и комментарии к ним

4.6.3.1. В чем заключается специфика постановки проблемы деятельности в филосо­фии IV модуля по сравнению с постановкой ее в классической философии?

В классической философии деятельность рассматривается как фундаментальная форма отношения человека к миру. Ее логическое оформление выражено в проблеме субъект-объектного отношения с многоуровневым анализом и развитым понятийным инструментарием.

В философии постмодерна проведен радикальный пересмотр содержания этой категории. Пересмотр шел по двум направлениям. Объект деятельности вместо упорядоченного, структурированного, законосообразного, содержательного, однозначного, объективного основания деятельности классической философии трансформируется в хаос протекающих бессвязных событий, "плюралистическую вселенную", многоразличную и многозначную в своем основании.

Применяя к такому основанию принцип конструкции, согласно которому наиболее достоверным знанием является знание того, что мы создали сами, открывается возможность истолкования всех понятий, как научных, так и ценностных, как произведений человеческой деятельности. Понимание того, что современный человек живет в мире, созданном им самим, в философии постмодерна вылилось в совмещение и даже отождествление методологической функции с гносеологической. Примером этому может служить трансформация понятия причинности.

В классической философии еще сохраняется объективистское понимание причинности, согласно которому независимо от человека существующее многообразие явлений порождено столь же объективно существующим причинным взаимодействием. Только в математике, в частности в геометрии, под причиной понимают способ построения математического объекта. Такое понимание причинности оказалось весьма продуктивным и в других науках (физике, механике, космологии).

Философия постмодерна задействовала потенциал принципа конструкции по максимуму, распространив его влияние и на область логических форм мышления. Сам процесс познавательной деятельности предстает как свободное творчество, проектирование различных способов целеполагающего действия. Критерий истинности заменяется или отождествляется с критериями полезности, результативности, эффективности. Предметная составляющая деятельности замещается экзистенциальной. Главное внимание при анализе деятельности уделяется свободе выбора, его эмоционально-волевой тональности, интенциональным характеристикам, лежащим в подсознании человека, субъективным детерминациям. 

4.6.3.2. Феноменология утверждает о создании нового типа интеллектуальной деятельности. Что это за деятельность и в чем ее новизна по сравнению с понятием деятельности в клас­сической философии?

Создатель феноменологического направления Э. Гуссерль выступил с претензией на открытие нового типа интеллектуальной деятельности, который позволит понять и описать глубинные структуры сознания человека, формы его социального функционирования и предметного выражения.

Классическая философия исходит из положения, согласно которому люди в своей деятельности, в том числе и научной, руководствуются убеждением в существовании объективного, независимого от сознания внешнего мира. Эта установка сознания, справедливая в отношении частных естественных и гуманитарных наук, считает Э. Гуссерль, неприемлема для философии. Ее предметом должна стать деятельность сознания, направленная на творчество идеального бытия, в котором знание обретает свойства абсолютной всеобщности и необходимости. Только такое знание можно считать абсолютно истинным, а его познание будет выступать как непосредственное созерцание сущности.

Содержание чистого сознания и образует предмет феноменологического исследования. Это содержание составляют идеальные предметы, сконструированные самим сознанием. Он их называет эйдосами, или сущностями. Но в отличие от эйдосов Платона, они не обладают объективным бытием. Эти эйдосы представляют собой лишь идеальные смыслы нашей познавательной деятельности. Они являются не результатом процесса абстрагирования, а следствием непосредственного усмотрения сущностей в потоке переживания, психологического самонаблюдения. Причем, самым важным аспектом здесь являются те структуры чистого сознания, благодаря которым осуществляется воспроизведение предметного содержания нашего знания. Поэтому Э. Гуссерль называет феноменологию наукой о структуре, предпосылках и принципах научного знания.

Центральным пунктом его учения является понятие интенционального акта. Он включает в себя направленность сознания на предмет и способ заданности его сознанию. Предметы заданы нам в форме переживаний, восприятий, воспоминаний, мыслей, они заданы в ясной, отчетливой или смутной, приблизительной форме. Все эти формы данности и соответствующие структуры сознания являются предметом феноменологических исследований.

Интенциональный акт содержит два основных момента: ноэму и ноэзу. Первая обозначает предметный смысл интенционального акта, а вторая определяет способ конструирования предметного смысла.

Источником интенциональной деятельности сознания, по Э. Гуссерлю, является трансцендентальное эго, под которым понимается бытие других сознаний, общественная жизнь. Анализ этого источника привел к созданию понятия "жизненный мир", который в первом приближении понимается как мир первичных интересов, мир повседневности и здравого смысла людей. Этот предданный, дорефлексивный мир, называемый "эпохе", является той почвой и основой, в которой укоренены все понятия науки. Из этого жизненного мира наука осуществляет процесс порождения идеализаций эмпирических объектов. Из него мы черпаем смыслы предметов, он обуславливает наш опыт, наши оценки.

Жизненный мир соткан совместной деятельностью других сознаний, обществом, человечеством. Она образует тот исторический поток, в котором обнаруживаются внутренне присущие особенности или культурные традиции. Так, например, в качестве априорной черты европейской науки и философии он считает бесконечное стремление к истине, духовный облик Европы характеризуется им как имманентная телеология, выражающаяся в постановке духовных задач абсолютного типа.

4.6.3.3. В ряде философских теорий IV модуля классическое понятие практики, как целесообразной материальной деятельности, заменяется понятием "опыт". Что это за философские течения и каковы мотивы этой понятийной модерни­зации?

Понятие "опыт" относится к тем системо- и смыслообразующим понятиям, которые образуют предпосылки философского знания. В истории философии содержание этого понятия менялось, что выражало качественные социокультурные перемены в жизни общества.

В античной философии понятие "опыт" выражало единство чувственных переживаний и памяти, и было обусловлено созерцательным отношением человека античности к миру.

В новоевропейской философии в содержание "опыта" входит новая компонента – экспериментальная деятельность, как активная, целенаправленная практическая деятельность по изменению, испытанию объекта познания.

В философии постмодерна это понятие подвергается дальнейшей модернизации. У А. Бергсона опыт как условие и предпосылка философии отождествляется с потоком переживания жизни, которое проявляется в непрерывной смене ощущений, чувственных переживаний, влечений, страстей. Из анализа состояний жизненных переживаний он выводит основные онтологические определения бытия: изменчивость, длительность, необратимость и др.

 В философии прагматизма в содержание опыта включаются не только поток переживаний, основанных на реальных ощущениях, но и сны, галлюцинации, спиритические фантазии и религиозные видения. Границы между научным экспериментом и спиритическим сеансом отсутствуют.

Что же является в этом случае критерием истинности идеи? Таким критерием, считает У. Джемс, становится ее практическое применение и следствия, которые следуют из него. Если идея эффективно работает, приносит ожидаемые полезные следствия, то она конституируется в истину. В работах Дж. Дьюи опыт наделяется такой творческой активностью субъекта познания, что реальные объекты научного исследования полностью растворяются в нем и даже создаются процессом исследования.

В аналитической философии Л. Витгенштейн предложил заменить понятие "теория" понятием "деятельность". Философия в этом случае трактуется как деятельность, состоящая в логическом анализе языка. Понятие опыта трансформируется в понятие атомарного факта, являющегося значением атомарного предложения. Сложные предложения рассматриваются как составленные из атомарных, а их истинность трактуется как функция истинности атомарных предложений. Такая реконструкция позволила поставить и продвинуть решение проблемы очищения науки от предложений, не имеющих научного смысла. Одновременно был поставлен вопрос о делении научного знания на два вида: фактуальное и формальное.

Фактуальное основано на атомарных фактах эмпирического опыта. Оно расширяется, дает нам все новые знания о мире и оформляется в синтетические суждения.

Формальное знание, создаваемое логикой и математикой, не несет новой информации о мире, но дает возможность преобразовывать имеющееся знание. Это знание оформляется в аналитические предложения. Предложения этих наук являются истинными при любом фактическом положении вещей, т.е. являются тавтологиями.

 В феноменологии Э. Гуссерля понятие "опыт" тождественно понятию "жизненный мир" и понимается как мир первичных интересов, стремлений, очевидностей, как мир повседневной жизни, здравый смысл. Он является почвой и основанием науки, с которым она никогда не должна порывать связь. "Непосредственный опыт, в котором дан жизненный мир, - отмечает он в работе "Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология", - есть последнее основание всего объективного знания". Такая трактовка опыта позволяет придать объективности субъективную форму, освободив человека от идеи предданности мира. Это освобождение открывает возможность повернуть интенциональную установку сознания человека от внешнего мира на само сознание.

4.6.3.4. Содержаниепонятий "рациональное" и "иррациональное", характеризую­щих познавательную деятельность человека, в философских течениях IV мо­дуля отличаются от классического содержания. В чем суть этого различия и для чего потребовалось подобная трансформация понятий?

Разум, разумность, рациональность в современном значении являются синонимами. Родство этих понятий обусловлено единством их социокультурных корней. Их прафеноменом, смысловым зародышем был центральный символ рационалистической устремленности антропоморфической культуры, обозначаемый термином “мера”. Живая, чувственно-практическая, творческая деятельность по поиску, утверждению и воспитанию меры во всем многообразии ее значений получила в древней философии досократиков обобщающее выражение в термине "разум" (лат. ratio).

Мера истолкована ими как серединная грань, сердцевина крайних значений явления, порочных крайностей поведения, устранение излишка, целостность, отграниченность, характеристика достояния богов.

Отсутствие меры трактуется как бездна, хаос, угроза, несчастье, порок, беззаконие, безумие, иррациональность. Древнее социокультурное значение иррационального предстает в форме антонима рациональному. Познание в эпоху античности означает поиск меры, установление соразмерности.

В недрах философии, понимаемой как поиск меры, возникает область знания, специализирующаяся на количественном исчислении меры, названная математикой.

Благодаря математике, философия развивает конструктивную функцию и в ее рамках создает принципы построения и структурного исследования идеальных объектов. Помимо построения исходных оснований самой математики, философия создает первые политические, религиозные, логические, эстетические, правовые идеальные модели. Основанием этих моделей являются соответствующие меры.

Развитие математического аспекта философского знания, связанное с выходом его за пределы социокультурной сферы применения в область объективных природных явлений, повлекло за собой совмещение онтологической и гуманистической функции философии. Это привело к универсализации познавательной функции философии, наделению разума определяющей и главной ролью в познавательной деятельности.

Математические методы используются античными философами для обоснования фундаментальных категорий философского мировоззрения и науки: бытия, пространства, времени, движения.

Пифагорейцы пытались дать чисто арифметическое определение пространства, отождествив точку в пространстве с арифметической единицей.

Элейцы доказывали несостоятельность этих попыток, показав, что отношения некоторых длин отрезков, например, стороны квадрата и его диагонали, длины окружности и ее радиуса и т.д., нельзя выразить арифметически в виде отношения целых чисел.

Обнаруженное явление несоизмеримости величин пифагорейцы назвали термином “иррациональное”. Тем самым, они противопоставили его факту соизмеримости, рациональности. В недрах чувственно-символического социокультурного обозначения рационального и иррационального появляется первое однозначное научно-математическое их определение.

Неосновательность пифагорейской программы побудила древних греков переориентировать свою математику на геометрию. Свидетельством плодотворности перемены математической программы стали “Начала” Евклида, определившие развитие математики на последующие две тысячи лет.

Начиная с ХУ1 века потребности развития опытного естествознания поставили перед математиками проблему исчисления континуума. Без использования преимуществ арифметических вычислительных операций решить эту проблему было нельзя.

Для решения проблемы совмещения несовместимого Кавальери в “Геометрии неделимых” стал рассматривать линии как состоящие из точек, площади – как состоящие из линий, а объемы – как состоящие из площадей. Несмотря на всю противоречивость и даже абсурдность исходных посылок и методов, результаты исчисления были не менее точными чем те, которые давала эвклидова геометрия. Здесь противоречие вводится в саму структуру операционных методов.

С этого момента иррациональное вводится в научное познание в качестве имманентной, равноправной с рациональной, и необходимой компоненты.

Разум, разумность, рациональность в новоевропейской философии и науке, в конце концов, начинают понимать как способность соединять противоположности, устанавливать их тождество. Это возможно только при условии построения идеальных объектов науки.

В самом общем виде такое построение достигается через введение в реальный объект иррациональной компоненты. И. Ньютон в своем “Трактате о квадратуре круга” пишет относительно этого следующее: “Я рассматриваю математические величины не как образованные из частей, какими бы малыми они ни были, но как описываемые непрерывным движением. Линии описываются и порождаются не складыванием их частей, а непрерывным движением точек; поверхности – движением линий; твердые тела - движением плоскостей; углы – вращением их сторон; время – через непрерывный поток, и таким же образом строятся другие величины”. Иррациональной компонентой здесь является объект, созданный Б. Паскалем – точка, движущаяся повсюду с бесконечной скоростью, заполняющая всё. Построенное таким образом пространство представляется в разуме не как бесконечно делимое, а как вещь бесконечная и неделимая.

Осмысление этого феномена повлекло необходимость разделить познавательную деятельность на две области: рассудок и разум.

Рассудочное знание – это знание, не содержащее иррациональной компоненты. Его обработка подчиняется законам формальной логики.

Разумное, рациональное знание включает в себя иррациональное. Его обработка потребовала создания принципиально новой, диалектической логики. Она не изгоняет противоречия из научного знания, а включает его в качестве основного, сущностного момента своего бытия. Диалектическая логика стала пунктом встречи естественнонаучного и социокультурного путей развития понятий рационального и иррационального.

Естественнонаучное, в частности математическое определение содержания понятий рационального и иррационального, стало мощным стимулом становления теоретического естествознания и его философского обоснования.

В классической философии при гносеологическом анализе практического опыта иррациональное: инстинкт, интуиция, переживание, чувственное созерцание противопоставляется рациональным формам его освоения: понятийному, вербальному мышлению, дискурсивному, визуальному отражению и т.д. При анализе мистического опыта иррациональное трактуется как сверхразумное откровение, а в случае исторического контекста рассмотрения как то, что предшествует и подлежит дальнейшей рационализации, осмыслению.

В философии постмодерна эти понятия тоже используются в самых разных значениях. Характерным отличием от классического их понимания является позитивное отношение к иррациональности, особенно в аналитической философии. Здесь иррациональность понимается в древнем математическом значении как несоизмеримость, несводимость к тождеству, необъяснимость существующими правилами логики.

В философии жизни иррациональность отождествляется с творческой интуицией, представляющей собой особую способность проникновения философского интеллекта в иррациональную жизнь и ее формы через слияние с ней.

Актуальность для современной науки синергетического понимания процессов взаимодействия людей, событий, идей требует использования всего познавательного ресурса человека: как рационального, так и иррационального. Философия постмодерна актуализирует иррациональные формы постижения истины, нередко и за счет сужения рациональных форм мышления.

4.6.3.5. В классической философии познавательная деятельность трактуется как активное отражение субъектом объективного содержания предмета познания. В ряде философских течений IV модуля познание трактуется как пережива­ние, как экзистенциальное состояние субъекта познания. В чем вы видите достоинство того и другого подхода к пониманию познавательной деятельно­сти?

В философии постмодерна проведена реконструкция самих онтологических оснований бытия за счет введения в их классические определения нового содержания, придания сугубо субъективным сторонам человеческого бытия статуса атрибутов объективного характера.

В отличие от классической идеалистической философии, которая традиционно превращает сознание в некое первичное, самостоятельное творческое начало, в философии постмодерна в центр внимания ставятся явления сознания, не имеющие прямого отношения к познавательной деятельности. Например, если гегелевский анализ логических форм мысли, в конечном счете, был отражением реальных форм общественного бытия, то в иррационалистической философии в центре внимания оказались такие характеристики деятельности сознания, которые не имеют прямого отношения к познанию вообще: воля, вера, решимость, забота, страх и т.д. Это связано с смещением угла зрения европейского общественного сознания с гносеологического на методологический, с вопроса "Что?" на вопрос "Как?".

4.6.3.6. Содержание понятия "истина" в философских течениях IV модуля сущест­венно отличается от классического. В чем состоит это различие и каковы его критерии с точки зрения этих течений?

Для философии постмодерна характерно стремление заключить проблему истины в рамки, строго очерченные границами опыта. Соответственно специфике трактовки опыта в каждом философском течении изменяется и понятие истины.

Так, в философии прагматизма Ч. Пирс понимает под истиной устойчивое верование, то, во что мы верим, что не подвергается ни малейшему сомнению со стороны заинтересованных лиц. Если в классической философии истинность суждения соотносится с реальностью, то здесь сама реальность оказывается зависимой от опыта и мышления, его упорядочивающего. У. Джемс и Дж. Дьюи отождествляют истинность суждений со следствиями их практического применения, успешностью действий человека, основанных на них. То, что позволяет успешно решать проблемные ситуации, встречающиеся в его жизни, и будет истинным. Зачастую они вообще избегают пользоваться термином "истина", предпочитая ему выражение - "обоснованное утверждение".

В аналитической философии рассмотрение проблемы истины вне гносеологического контекста особенно характерно. Здесь проблема истины трансформируется в чисто лингвистическую проблему. Такая трансформация достигается делением знания по смыслу. Знание, опирающееся на эмпирические факты опыта, оформленное в синтетические суждения, обретает статус научного. Таким же статусом обладает и знание тавтологического характера, оформленного в аналитические суждения. Осмысленность этих суждений определяется не содержанием, а возможностью точно указать эмпирические условия их истинности, т.е. каким образом можно проверить данное предложение на предмет соответствия фактам, провести процедуру верификации. При этом под фактом понимается чувственная реальность ощущения, переживание, факт сознания. Критерий истинности в таком случае заключен в рамки сознания, не выходит за его пределы. В отличие от классического понимания критерия истины, усматривающего в материальной практической деятельности объективный фактор и источник достоверной информации о реальном мире, критерий истинности, предложенный аналитической философией, находится в пределах субъективной деятельности. 

4.6.3.7. В каких философских течениях IV модуля деятельность человека трактует­ся как процесс отчуждения и самоотчуждения и какие проблемы человеческого бытия поднимаются в этой связи?

Проблема отчуждения и самоотчуждения человека в ряде направлений философии постмодерна предстает в новом содержании, отличном от классической ее постановки.

Прежде всего, акцент делается на критику классического представления о природе как гигантской кладовой, резервуаре полезных потребительных свойств, предоставленных человеку для эксплуатации и разграбления. Система всесторонней эксплуатации и извлечения полезного эффекта, выросшая из этого представления, породила особое отношение ко всей материально-духовной культуре человечества – отношение присвоения, утилизации, эксплуатации. Его суть в том, что не только природа, но и все культурное богатство берется вообще не в его индивидуально-конкретном предметном содержании, а лишь как носитель полезности, эффективности, лишь как средство достижения внешних всеобщих целей. Представители философской антропологии, франкфуртской школы, христианского эволюционизма, футурологические течения разрабатывают самые разные программы снятия отчужденного отношения человека к природе и культуре.

В основе их лежит идея смены, в первую очередь, отношения к человеку лишь как носителю рабочей силы, средству увеличения вещного, отчужденного богатства или власти. Оно возможно при условии замены самого характера деятельности.

Деятельность как хитрость, как произвол, иррациональный акт, как идеологическая или политическая изворотливость, должна замещаться предметной деятельностью, из которой человек обогащает свои сущностные силы и способности в процессе распредмечивания содержания объекта деятельности. Акт распредмечивания в отчужденной деятельности выступает как простой акт обладания, присвоения и потребления, но не как творческое раскрытие  его предметного содержания. Отчужденная деятельность гибельна для культуры, она сеет вокруг себя семена бездуховности, беспринципного прагматизма и безответственного волюнтаризма, уничтожает все оригинальное, творческое, неповторимое, бесценное. Ее снятие становится принципом философии постмодерна. Тотальность развития всех человеческих сил как таковых, безотносительно к любому заранее установленному масштабу, становится самоцелью и является формулой человека ХХI столетия.   

4.6.3.8. В классической философии творчество трактуется как процесс открытия новых знаний о бытии человека и способов его преобразования. Какие новые стороны творческой деятельности человека открывают и анализируют фило­софы IV модуля?

В философии постмодерна проблема творчества в первую очередь выступает как л



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.45 (0.056 с.)