Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тесты для рубежного контроля и самоконтроля

Поиск

 

    1.В основе прочного государства, по мнению либералов лежит:

а) популярность правительства;

б) личная годность и личная ответственность граждан;

в) авторитет церкви;

г) сильная армия и полиция.

 

Личная ответственность есть:

а) способность человека к самоограничению, установлению меры индивидуальной и общественной свободы;

б) подчинение приказу руководителей;

в) забота  о семье и ближних;

г) любовь к Родине, патриотизм.

 

3. Какое не является обязательном требованием диалектической методологии?

а) объективность подхода к предмету исследования;

б) изучение объекта в развитии, выявляя его противоречивую сущность;

в) максимальная всесторонность его рассмотрения;

г) использование интуиции в процессе познания.

 

Кто из отечественных философов является основоположником научной теории революции?

а) М.В.Ломоносов;

б) В.И.Ленин;

в) Л.Н.Толстой;

г) С.Л.Франк.

 

Кто из отечественных философов является создателем теории непротивления злу насилием?

а) Ф.М.Достоевский;

б) Л.Н.Толстой;

в) П.А.Кропоткин;

г) Г.В.Плеханов.

 

Основоположником экспериментального естествознания в России был:

а) Д.И.Менделеев;

б) М.В.Ломоносов;

в) И.П.Павлов;

г) А.И.Герцен.

 

7. Дуализм человеческого бытия (сущности) и естественной природы человека (существования) в философии творцов "русской идеи" преодолевался с помощью:

а) принципа первичности сущности и вторичности существования;

б) принципа их взаимодействия;

в) введения понятия реальности в качестве основополагающего;

г) принципа материального единства мира.

 

Какое направление отечественной философии является последовательным сторонником эволюционных методов изменения общественного бытия и общественного сознания?

а) либеральное;

б) демократическое;

в) социалистическое;

 г) коммунистическое.

 

Какая из сохранившихся форм организации общественной жизни в России имеет наиболее древние традиции?

а) государственная;

б) общинная;

в) городская;

г) кочевая.

 

Метод анагонии применяется для:

а) объяснения и толкования библейских текстов выявления их подлинной цели и истинного смысла;

б) синтеза эмпирического опыта;

в) формирования теоретического знания;

г) перехода от гипотезы к теории.

 

Задание 8. Философия России как мировоззренческая основа идентификации личности.

1.Специфика развития философского знания в России.

2.Историческое место и роль отечественной философии в истории и культуре.

 

 

Примерные темы докладов или рефератов и информационные источники к ним.

1.Становление философского знания в древней Руси /Нестор, В.Мономах, С.Радонежский, А.Рублев/ (28;38,т.1,с.219 – 261,598 – 616;87,т.1,ч.2,с.694 – 709;90; 91; 92,ч.3,с.15 – 30; 93; 97,с.20 – 40; 98; 100,с.25 – 48; 109,с.192 – 218; 119, с.5 – 37, 123 – 136, 569 – 582)

2.Отечественные просветители о философии как орудии духовного воспитания национального самосознания

/И.Т.Посошков, В.Н.Татищев, А.Н.Радищев, М.В.Ломоносов/ (38,т.2,с.391 -450;87,т.2.с.412 – 460;90; 92,с.30 -45; 93, с.45 - 49;96; 97; 100,с.73 – 103; 108, с.65 – 90)

3.Вклад представителей демократического течения в развитие философии России / В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов / (5; 21; 23; 85; 87,т.4, с.139 – 151,188 – 196, 217 – 248,259 – 265; 90;91; 92; 93; 97; 100,с.264 – 291, 311 – 335; 108; 109,с.192 – 218; 120)

4.Место и роль философии в творчестве Н.В.Гоголя, Ф.М.Достоевского,  Л.Н.Толстого, В.В.Розанова (24; 25; 30; 31; 32; 65; 66; 67; 73; 74; 75; 87,т.4,с.447 – 450; 89; 90; 91; 92; 93; 95; 97; 99,с.213 - 245; 100,с.380 – 389,399 – 421; 101; 108; 109,с.192 – 218; 111; 117)

5.Анархизм и его понимание предмета философии /М.А.Бакунин, П.А.Кропоткин/ (3,с.31 – 105; 40,с.284 – 308; 41; 87,т.4,с.348 – 365,375 – 380; 90; 99; 109,с.192 – 218; 116)

6.Народники о месте философии в борьбе за свободную Россию /П.Л.Лавров, Н.К.Михайловский, П.Н.Ткачев/(42; 71; 87,т.4,с.325 – 348,365 – 375, 380 – 389; 89; 90; 92; 93; 97; 100; 106; 108; 109,с.192 – 218; 120)

7.Философия всеединства о предмете философии и ее роли в истории культуры /В.С.Соловьев, П.А.Флоренский/ (68; 79; 89; 90; 91; 92; 93; 97; 100,с.455 – 480,841 – 862; 107; 108; 109,с.192 – 218; 110)

8.Космизм о месте и роли философии в духовной культуре /Н.Ф.Федоров, В.И.Вернадский, А.Л.Чижевский /

(19,с.3 – 41;76; 89; 90; 91; 100,с.572 - 588; 104; 105; 108;109,с.192 – 218; 113)

9.Философия неокантианства о предмете и роли философии /П.Д.Юркевич, А.А.Богданов, Н.О.Лосский/

(12 13,с.3 -15; 14; 55,с.3 – 52; 86,с.3 – 69; 90; 91; 100,с.304 – 306,638 – 654,716 – 719; 108; 109,с.192 – 218)

10.Представители либерализма о философии как мировоззренческой основе идентификации личности /Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, П.Б.Струве,  С.Л.Франк / (7; 11,с.222 – 259; 15; 16; 72; 80; 83; 88; 89; 90; 91; 100,с.733 – 752, 789 – 793, 821 – 840, 857 – 882; 106; 109,с.192 – 218)

11.Философия как наука и форма общественного сознания /Г.В.Плеханов, В.И.Ленин/ (44; 46;59; 60;90; 91; 100,с.705 -728;102; 103; 109)

12.Символизм о месте  и предназначении философии в истории культуры (6; 35; 54; 90; 91; 92; 100,с.802 -809; 108; 109,с.192 -218)

13.Гуманизм как онтологическое содержание философского знания в творчестве Д.Л.Андреева, Л.Н.Гумилева, Е.И. и Н.К.Рерих (1; 2; 26; 27; 28; 29; 63; 64; 88; 90; 91)

14.Дискуссии о предмете философии в советский период /П.В.Копнин, Э.В.Ильенков, А.А.Зиновьев, М.М.Бахтин  и др. / (33; 34; 36; 37; 89; 90; 91; 109,с.192 - 218).

 

                       3.11.2.0.Глоссарий

Аритмология - термин религиозной философии либерального направления, обозначающий учение о прерывности, " зернистости ",

изначальной дискретности бытия, в основании которого лежит теория прерывных функций. Согласно этому учению, "зернистость" бытия, абсолютную индивидуальность каждого "зерна" можно объяснить только актом творения Бога. Применительно к человеку как индивидуальности и личности, аритмология обосновывает идею не сводимости высших, позитивных человеческих качеств (нравствен­ности, свободы, гуманности, творчества) к низшим, элементарным функциям. Она противопоставляет ее учениям, основывающихся на абсолютизации теории непрерывных функций (аналитики). Последняя, имея в своем основании принцип детерминизма, была аргументом в пользу идей эволюции в природе и прогресса в обществе, источником атеистических теорий о творении без творца, отстаивала возможность сведения сложного явления к простому, элементарному.

Аритмология стала антитезой аналитике, противопоставлением рациональности - иррационального, интуитивного, непосредственного постижения истины. Для нее характерно особое мироощущение выражаемое в терминах катастрофичности, революционных переворотов, трагедийности и предчувствия конца бытия. (П.А.Флоренский, Н.А. Бердяев, С.Л.Франк, С.Н.Булгаков и др.)

Всеединство – философское учение, в основе которого лежит понимание бытия как живой действительности, как жизни всеобщего и целостного организма. Основоположником философии всеединства является В.С.Соловьев. Это учение по замыслу автора должно стать альтернативой  рационализму и эмпиризму, которые господствовали в европейской культуре Х1Х века. Человечество нуждается в переходе на более высокую ступень знания, способного выразить целостность и полноту жизни, бытия нового человека. Системообразующими категориями  нового живого, цельного знания являются категории истины, добра и красоты, исчерпывающие содержание идеи совершенства. Они объединены принципом «нераздельности и неслиянности, существования всего во всем». Этот принцип обеспечивает устойчивость логического ядра цельного знания, поскольку основополагающие категории определяются друг через друга. Логическую структуру цельного знания В.С.Соловьев называет органической логикой или мистикой, а порождение живого знания – свободной теургией. Свободная теургия – это творчество человечества, в котором оно воплощает свои высшие идеалы, это искусство в высшем его значении и развитии. В контексте истории свободная теургия предстает как учение о жизни, бытии человека и космоса в их органической целостности и развитии. Оно адресовано человеку, желающему преодолеть несовершенство жизни и сделать свою жизнь более полной и более совершенной. Мир станет добрым, разумным и прекрасным только для человека с душой наполненной добром, умом и красотой. Такой мир В.С.Соловьев называет церковью. 

Евразийство - понятие, обозначающее одну из концепций, объясняющую специфику культурного развития России. Ее авторами являются: В.О.Ключевский, Н.Я.Данилевский, С.Н.Трубецкой, Л.Н.Гумилев. Российская культура - особый тип_ исторического синтеза географических, социально-политических, религиозных, этнопсихологических, языковых элементов культур Востока и Запада. В этом синтезе акцент делается на восточном, "туранском" элементе в русской культуре, подчеркивается положительное значение татаро-монгольского периода для политического и религиозного развития России. Истоком этого единства является не Киевская Русь, как колыбель народов Евразии, а империя Чингисхана, в которой и созревает европейский культурный тип. Моделью социально-политического устройства России - Евразии предполагалась светская система государственного устройства с сильной властью, тесно связанной с народом. Идеологией должна стать идея Евразийства, утверждающая примат коллектива над личностью. В экономике евразийского государства создается единство частной и государственной форм собственности, в духовной сфере православие признается центром интеграции всех остальных вероисповеданий, русский язык становится средством и инструментом культурного и национального развития.

В настоящее время идеи воссоединения культур, религий, единства народов бывшего СССР с одновременным сохранением их национальных черт остаются актуальными являясь своеобразным идеологическим противовесом славянофильским и западническим теориям истории России.

Западничество - термин, для обозначения направления в русской философской мысли, которое на вопросы о самобытности и исторических корнях России, ее роли и предназначении в истории, отстаивает идею единства истории человечества и закономерностей ее развития, на которых развивались народы Западной Европы. В центре внимания стоит отношение к самим основам культуры и просвещения, т.е. к разуму и вере, к необходимости и свободе, к индивидуализму и коллективизму, к церкви и государству, опыту и урокам исторического развития России и других стран. Западники отстаивают идею четкого разграничения религиозной и философской проблематики, апеллирующих соответственно к вере и разуму, недопустимости их смешивания. Отсюда в основе просвещения и всей культуры должна быть положена положительная наука с ее опорой на опыт, систематическое исследование природы, философский рационализм.

 Россия на фоне тысячелетней западноевропейской традиции рационализма выглядела достаточно скромно и главная задача виделась в том, чтобы учиться, перенимать, заимствовать этот опыт. Поскольку рационалистическое понимание свободы органически связывается с познанием необходимости, то прогресс в России, ее будущее освобождение виделись западникам на путях серьезной культурной работы, в основе которой лежат общие условия всякой человеческой культуры, выявленные и выработанные западным развитием. Западники видели в религиозной Реформации, которую претерпело христианство на Западе, важнейший фактор и условие подготовки европейских народов для перехода к гражданскому обществу и правовому государству. Они стали предпосылками формирующими человека с личностной ориентацией, обособленностью духовной жизни, господством материальных интересов, приоритетом индивидуального над общественным, права над властью, разума над верой, постоянным недовольством настоящим и стремлением обеспечить насущные потребности будущего.

Западничество органически связано с понятием славянофильства, являясь своеобразным дополнением и одновременно мировоззренческой альтернативой.

 

Космизм - понятие, обозначающие мировоззренческое направление в русской философии, в основе которого лежит принцип органического единства человека с миром. Оно понимается в религиозном (творец - творение) и естественнонаучном планах. Основанием религиозного варианта философии космизма являются концепция всеединства и иерархической структуры бытия, разработанная в работах Н.Ф. Федорова, В.С. Соловьева, С.Н. Булгакова, П.А. Флоренского, и гносеологическая концепция «цельного знания» В.С. Соловьева и П.А. Флоренского. Мир понимается не только как данное, но и как долженствующее, как цель человека и Творца. Бог здесь представляется как абсолютное начало и софийная основа бытия. Последнее представляется как «Душа Мира», «Премудрость Божия» и как «идеальное человечество»,

«Богочеловечество» понимается как троичное всеединство: чистого духа - субъекта воли и носителя блага; ума -субъекта представления и носителя истины; души - субъекта чувства и носителя красоты, т.е. как триада: Бог - Человек - Космос.

Реальность как целостный космос постигается через постижение его отдельных иерархических уровней: теокосмизм, социокосмизм, антропокосмизм, астрокосмизм, биокосмизм, энергокосмизм и иерархокосмизм. Затем она развивается в систему семи принципов «психологии культуры»: соборность; магичность, духовная цельность, как альтернатива механической разделенности; символичность; религиозность (православная духовность); проективность (ориентация на «общее дело»); космичность (единство множественности миров и их открытость).

 В естественнонаучном понимании космизм используется в двух аспектах (значениях): 1) как мировоззрение и принципы культуры вообще; 2) как принципы рассмотрения всех процессов на Земле в органическом единстве с космическими процессами, которые образуют необходимые условия образования и эволюции жизни. В этой связи человеческая деятельность приобретает новое измерение: планетарное и внеземное. Актуальность этого мировоззрения обусловлена активным научно - практическим освоением ближнего и дальнего космоса, усиливающейся зависимости планетарной деятельности человека от результатов освоения космоса. Представители русской философии (К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский, А. Д. Урсул) стали родоначальниками современного естественнонаучного направления философии космизма.

Меонизм (от греч. meon - несуществующее) – термин, обозначающий направление в отечественной философии, возникшее в философии символизма. Оно использует понятие «меон» совмещающее в себе абсолютное бытие с абсолютным небытием. Меон не существует ни в настоящем, ни в прошлом, ни в будущем. Человек не может ни постичь, ни познать их, ни даже в мыслях приблизиться к ним. Он может лишь стремиться к достижению чувства экстаза, которое меон вызывает и в этом заключена его цель. Радость, возникающая от стремления к меону и скорбь от невозможности его достижения, рождает мистическое откровение.

Неудовлетворенность творческой личности реальным миром, стремление прорваться к непостижимому, сверхчувственному, мистическому познанию абсолютной истины, открытию тайного начала, высшего религиозного смысла в обыденных явлениях и действиях и составляют феноменологическую основу для разработки теории познания символизма и теории символа. Родоначальником теории меонизма является Н.М. Минский, ее идеи разрабатывалась в русской философии символизма А. Белым, В.И. Ивановым, В.Я. Брюсовым, А.Ф. Лосевым и др.

У А.Ф.Лосева меон есть необходимый иррациональный момент в самой рациональности сущего. Примером меонизации логоса является наличие непрерывности и предела в дифференциальном и интегральном исчислении. Рассматривая единство математики, философии и музыки он отмечает их общую меоническую основу как абсолютное взаимопроникновение бытия и небытия, тождество логического и алогического моментов, предельную бесформенность и хаотичность.

 

3.11.3.0.Зондирующие вопросы и комментарии к ним.

3.11.3.1. Что означает термин «русская философия»? Есть ли смысл делить философию по национальным признакам?

Философское мировоззрение – обязательный атрибут личностного бытия человека. Оно формируется на основе освоения им содержания культуры. Содержание культуры образуют информационные программы, содержащие нормы, ценности, установки, стандарты, методы, теории, в которые люди упаковывают свой опыт для передачи его последующим поколениям. Культурные программы закрепляются и передаются в знаковой форме. Знаком может быть естественный язык, искусственно созданный объект и даже человек, выделенный в качестве образца для подражания. Основаниями или универсалиями культуры являются категории, которые разрабатывает философия. Они представляют собой своеобразный генотип социальной жизни и в этом смысле философию можно назвать синтезом или квинтэссенцией человеческой культуры. Сама культура имеет национальную форму и нет возражения относительно утверждения о существовании английской, французской, русской и т.п. культур. Культура включает в себя искусство, литературу и т.д. – т.е. гуманитарную составляющую. В ней опыт упорядочен на основе субъективных причин и оснований, к числу которых и относится национальная форма. Мы говорим о национальной литературе, национальном искусстве, национальных обычаях и традициях, как о само собой разумеющихся фактах. Но в культуру входит и такая существенная составляющая как наука.

О существовании национальной науки в форме русской математики или китайской механики не может быть и речи, разве только в смысле существования научных школ или учёных, принадлежащих к той или иной нации. Наука имеет отчётливо выраженный наднациональный, общечеловеческий характер, потому что здесь опыт упорядочивается не по субъективным, а по объективным, от человека не зависящим причинам и основаниям. Философия, разрабатывая социальные генотипы культуры в форме понятий и категорий, обращается как к гуманитарной, субъективной компоненте, так и природной, объективной. Для успешного синтеза приоритетным является вопрос об отношении объективного и субъективного, природного и социального, личностно персонифицированного и универсально-космического, материального и духовного. Философия даёт знание, которое представляет собой синтез объективного и субъективного, общечеловеческого и национального в форме единства мышления и языка. Мышление структурируется в системы понятий и категорий, представляющие собой универсальные формы человеческой деятельности, поведения и общения и в этом содержательном смысле содержание философского знания  наднационально. С другой стороны философия как рефлексия не существует без и вне языка. Универсального философского языка нет. Философия для выполнения своих функций пользуется естественным языком, существующим в национальных формах. Язык задаёт тип мышления, поэтому философия национальна. Важно только иметь в виду первичность культуры по отношению к философии. Культура может существовать без философии, а философия без культуры существовать не может. Русская культура существует в форме русского языка. Русская философия представляет собой национальную форму выражения универсального, общечеловеческого, представленного в русской культуре, её языке.

Что касается вопроса о смысле деления философии по национальным признакам, то отечественная философия в основном исследует те же проблемы, что и мировая философия. Но существует преимущественный интерес к определённым направлениям в философии, есть специфика постановки и способов их решения, обсуждения и переживания. В этом смысле мы говорим об английском эмпиризме, французском сенсуализме, немецком рационализме и русском космизме или символизме. Каждый народ, большой или малый, имеет свою историю, свою национальную культуру, свои качественные особенности, которые принадлежат только ему. Все народы вносят свой вклад в сокровищницу человеческой культуры, дополняют и обогащают её своей уникальностью. Рано или поздно в её недрах зарождается потребность участия в мировом культурном строительстве через творчество научных, художественных, религиозных, философских ценностей, а подлинные гуманистические ценности всегда выступали, существовали в индивидуальной и национальной форме.

 

3.11.3.2. В традиции отечественной философии было обоснование и осознание особого места России в мировой истории и культуре, высокой ответственности её перед Богом и миром. Каким образом эти идеи нашли отражение в различных областях её жизни?

 

Идеи об особом месте России в истории и культуре, особой ответственности перед Богом и миром являются частью государственной идеологии называемой мессианством. Его корни восходят к периоду правления Ивана III. После женитьбы на Софье Палеолог, племяннице последнего византийского императора и освобождения от власти Золотой Орды он стал правителем государства с огромной территорией, называемой Московской Русью. Вплоть до конца XV века на Западе знали одну Россию – Польско-Литовскую, втянутую в орбиту влияния римской католической церкви. Укрепление Великороссии повело к мысли о соединении всей России, как земель, так и народов её образующих, под одною светской и религиозной властью. Для этой власти надо было придать не только всероссийское, но и вселенское значение. Здесь кстати пришлось брачное родство с домом византийских императоров. Софья привезла с собой опыт организации власти по лучшим мировым образцам того времени, - воплощённом в империи Рима. Московские политики стали искать и нашли новое родословие русских князей, ведущее их род прямо от императора римского. Оно призвано было утвердить идею, что московские государи являются приемниками политики византийских царей, идущей от времени Владимира Мономаха по совместному управлению всем православным миром.

 После крушения Византии Москва становиться наследником её величия – третьим и последним Римом. В конце XV века на печатях московского царя появляется византийский герб, двуглавый орёл. В общественное сознание настойчиво внедряется идея о божественном происхождении верховной власти. Уже Иван Грозный принимал царствование вместе с письменным благословлением вселенского патриарха константинопольского. Имперское сознание, вскормленное мессианскими политическими и религиозными идеями, надолго поселилось в душах правящей элиты России. В истории России это сознание сыграло противоречивую роль. С одной стороны оно направляло усилия государства на собирание русских земель, защиту интересов народов их населяющих. С другой, санкционировало непрерывные войны и конфликты, приносившие неисчислимые беды не столько народам-соседям, сколько своему собственному.

Следует иметь в виду, что философское осмысление России как культурного феномена и фактора мировой истории начало складываться только в cередине XIX века. Значительный вклад в это направление внесли П.Я.Чаадаев, И.В.Киреевский, К.Н.Леонтьев, В.С.Соловьёв, Н.А.Бердяев и др. Они сходились на том, что сама история возложила на Россию миссию объединения и духовного преображения человечества на религиозных началах, сохранившихся в лоне православия. Европейская цивилизация, построенная разумом и силой, это тупиковый путь человечества. Православие, опорой которого является Россия, сохранило способность постижения истин Божественного Откровения, благодаря внутренней цельности свободного духа и устремлённости к творчеству. Цельный дух есть соединение всех познавательных, эмоциональных, нравственных, религиозных и эстетических способностей, оживлённых волей и любовью к Богу. Ему открывается истинный смысл бытия. Носительницей цельного свободного духа является соборное сознание, понятое как множество, срастворённое в органическое единство силой любви. Соборность не подавляет индивидуальность, а является той благоприятной живительной средой, в которой она расцветает, обретая личностные качества.

Православие сохранило представление о свободе как о таком поведении, которое полностью определяется внутренними, пропущенными через сердце мотивами, добровольным личностным выбором, продиктованным совестью, а не выгодой и рациональным расчётом. Не отрицая больших достижений европейской цивилизации в обустройстве внешних условий жизни, развитии науки и её технологических применений, они отрицательно относились к их абсолютизации.

Подлинная культура лишь та, в основание которой положена любовь и свобода. Православие сохранило эти основания, хотя православная церковь, исторически бытующая в России, далека от подлинного боговоплощения.

В философии всеединства В.С. Соловьёв обосновывает идею о религиозно мессианском предназначении России и русского народа в деле воссоединения расколовшегося христианства, восстановления сущностного единства Бога и мира. Раскол христианской церкви привёл к разрушению духовного единства, воплощённого в богочеловеческой личности Христа. В восточной религии сложился образ бесчеловечного бога, а в западной безбожного человека. Русский народ, свободный от этих односторонностей и претензий на исключительное толкование истин Божественного Откровения, сохранивший живительные основы христианства, может возглавить движение человечества к воплощению в природе и человеке софийского первообраза, всеединства Истины, Добра и Красоты.

Атеистические течения отечественной философии тоже не были свободны от мессианской идеологии. В демократических и народнических учениях она выражалась в идее о построении социализма на основе сохранившейся только в России крестьянской общины, опередив тем самым все другие страны мира. В политической жизни России XIX – начала XX века эти идеи стали мощным фактором консолидации оппозиционных политических течений. В марксистской идеологии мессианством проникнуты  идеи В.И.Ленина о возможности победы социалистической революции в России и построения социализма в отдельно взятой стране. Они стали основой теории пролетарской революции и плана строительства социализма в России, а после их практической реализации были развиты в идею о всемирно-исторической роли советского народа в борьбе за построение коммунизма. Привезённые Софьей Палеолог и её византийской командой имперские мессианские идеи продолжают жить и вдохновлять души многих поколений кремлёвских политиков, священников, философов, деятелей литературы и искусства, военных и т.д.

 

3.11.3.3. К какому идейному течению можно отнести авторов следующих высказываний: «Русским надо отделиться от Европы Западной. …Подражание Западу – гибель для нас… Верная порука тишины и спокойствия есть наша народность. Отделиться от Запада, Европы – вот всё, чего нам надо…»

 

Под этим высказыванием подписался бы любой представитель сложившегося в конце первой половины XIX века духовного течения, впоследствии названного славянофилами. Наиболее видными теоретиками этого течения были И.М. Киреевский, А.С. Хомяков, братья К.С. и И.С. Аксаковы и др.

Своеобразие российской истории, считали они, определяют два основных фактора: общинность и православие. Органичность отечественной жизни проистекает из соборности её начал, первичности духовных ценностей по отношению к материальному благополучию. Россия, её культура не создаются и не строятся, а вырастают из естественного хода русской истории. Преднамеренное, сознательное вмешательство в этот естественный органический процесс только помеха, вред. Стремление насадить в России ценности Запада с помощью реформ, принуждения, революций вызывают негативные последствия. Духовные ценности Запада созданы с помощью рассудка и силы, в них нет религиозного тепла, любви, добра.

И.М.Киреевский отмечает различие европейских и российских корней духовной культуры. На Западе культура питается научным рационализмом и атеизированной философией. Россия питается родниками византийской культуры, обращённой к нравственной составляющей, поэтому российская культура более отзывчива, более чувствительна к бедам, болям, несчастьям человеческого бытия, она проникнута духом братства и смирения.

 К.Н. Леонтьев обращается к анализу истории, её культурно-исторических доминант. Человечество живёт и устойчиво развивается, если способно творить разнообразие. Существование многообразия национальных культур есть проявление полноты жизни, её интенсивности, напряжённости. В зените своего расцвета живая конкретность достигает совершенства и полноты многообразия форм проявления, которая воспринимается как красота.

 Каждая национальная культура проходит пик расцвета, за которым неизбежно начинается старение и гибель. Тенденции старения проявляются в нарастании черт сходства, усреднённости, равенства и тождества, упрощения. В наибольшей степени они проявляются в создании научно-технической, рационалистической материальной культуры, правовом уравнивании, смешении и усреднении сословий, народов и наций, глобализации социокультурных процессов. Россия, сохранившая свою самобытность, в меньшей степени поражённая язвами цивилизации, сможет, по мнению К.Н.Леонтьева, продлить период «цветущей сложности». Для этого надо отделиться от Европы, активно проводить политику изоляционизма, защищать традиционные социально-политические и социокультурные институты и, прежде всего, православие и дух общинности. Для России более спасительными будут связи с Востоком, чем с Западом, поскольку культура Востока наполнена более интенсивной эмоциональной энергетикой. Славянофилы и их духовные наследники уважительно относились к любой нации и её культуре, а подчёркивание значения самобытности и оригинальности не следует толковать как приглашение к национализму и ксенофобии, являющихся зоологическими противниками национального и духовно-культурного многообразия.

 

3.11.3.4. Одной из особенностей русской философии является её идеологизированость, отождествление с мировоззрением, поучением. В чём опасность такой формы бытия философского знания?

 

Историю отечественной философии условно можно разделить на несколько периодов. Первый, наиболее древний, вплоть до конца XVII века связан с существованием философии как мировоззрения, образа жизни, практического осуществления истин, нравственного поучения и наставления. Литературной формой такого мировоззрения являлась древнерусская агиография. Это был своеобразный свод жизнеописаний отечественных подвижников, которых русская церковь причисляла к лику святых и установила празднование их памяти. Житие святых редко печаталось. Как правило, они передавались в виде сказаний или рукописных списков и были любимым чтением грамотных людей тех времён. Люди, о которых повествуется в житиях, были реальными историческими персонажами, посвятившими свою жизнь борьбе с соблазнами мира и преуспевшие на этом поприще. Но это не была биография. Это был сконструированный по особым правилам духовный продукт, пригодный не только для поучения и назидания, но и для формирования молитвенных наклонностей. Описывая индивидуальную личную жизнь, житие выделяло в ней те моменты, которые ярко высвечивали грани бытующего в народной культуре и общественном сознании религиозно-философского образа идеального человека.

Вместо былинных героев языческой Руси православная Россия сформировала земной и реальный образ святого человека. Требования религиозных заповедей не только исполнимы, но и многократно исполнялись, о чём свидетельствуют жития святых князей и княгинь, высших иерархов русской церкви, основателей и подвижников монастырей, выходцев из разных классов древнерусского общества, в том числе из крестьян и холопов. Следовательно, все, что требуют заповеди, обязательно для совести, они есть светильник, освещающий жизненный путь грешного человека.

Житие – назидание в живых лицах, это оживлённый идеал, икона, имеющая портрет и биографию. Одновременно это форма кодирования исторического опыта, пригодная для передачи и использования последующими поколениями. Соблазны, о которых идёт речь в житиях, достаточно скромны, как и жизнь русского человека тех времён: обильная пища, богатая утварь, роскошная одежда, обустроенное жильё и быт. Книжная мудрость противопоставлялись истинным добродетелям, культивируемым апостолами восточного христианства – строжайший пост, отказ от чувственных удовольствий, аскетизм, смирение, истовая молитва, укрощение плоти, напряжённый и бесконечный труд.

Идеал святого соседствовал с внешним неустройством жизни и быта русского народа. Вот как описывает жизнь и порядки Московского государства Юрий Крижанич, приехавший в середине XVII века на государеву службу из Хорватии и много сделавший для подготовки будущих реформ Петра I. «Здесь умы у народа тупы и косны, нет уменья ни в торговле, ни в земледелии, ни в домашнем хозяйстве; здесь люди сами ничего не выдумают, если им не покажут, ленивы, непромышленны, сами себе добра не хотят сделать, если их не приневолят к этому силой; книг у них нет никаких ни о земледелии, ни о других промыслах; купцы не учатся даже арифметике, и иноземцы во всякое время их беспощадно обманывают. Деньги прячут в рот, посуды не моют, некрасивый покрой платья, нечесаные головы и бороды. Жилища неудобны: окна низкие, в избах нет отдушин, люди слепнут от дыма. Правление в государстве своевольно и жестоко, правящая элита заражена самомнением, гордится невежеством в политике и делах, к которым приставлена». Трезвый анализ состояния дел в Российском государстве и горячее желание и вера в способности народа изменить дело в лучшую сторону подвигла Ю.Крижанича на разработку грандиозного проекта модернизации России, осуществлённого в ходе петровских реформ. XVII век был в истории российской культуры веком мировоззренческого переворота, в ходе которого философия утратила свою роль нравственного поучения, образа жизни, разработчицы готовых рецептов решения вечных вопросов человеческого бытия. На смену ей приходит философия, вручающая человеку рационалистический метод познания и объяснения мира, способствующая развитию наук, умножающих силу и производительность труда.

 В системе образования суть переворота состояла в отделении философского знания от религиозного, философии от богословия в учебных программах Славяно-греко-латинской академии – первого высшего учебного заведения России. Философия и богословие были разграничены по предмету и методу. Предметом богословия является Бог, предметом философии – всё остальное тварное бытие. Методы богословия основываются на созерцании и духовном видении, методы философии – на объяснении и понимании. Это разграничение открывало дорогу использованию отечественной философией достижений западноевропейской философской и научной мысли. После того как Пётр I санкционировал разделение философского и религиозного образования в истории отечественной культуры начинается эпоха, названная российским Просвещением.

3.11.3.5. Одной из особенностей русской философии является её утопизм. В каких философских учениях он проявляется наиболее рельефно?

 

Утопизм – это сложное, многослойное социальное явление, бытующее в самых глубинах общественной жизни. В культуре многих, если не всех, народов вирус утопизма проявляется как составная часть её духовной истории. Отечественная культура оригинальна опытом и масштабом творчества и переживания этого феномена, а отечественная философия – глубиной анализа  его социальных, психологический, религиозных, гносеологических корней.

Если говорить в самом общем виде об утопизме, то речь идёт о вере людей в существование совершенного уклада жизни, общественного строя, в котором навсегда устранён источник порчи и зла, где сама собой отпадает надобность и возможность какого-либо улучшения. Другими словами, решающее значение отводится формальной вере в осуществимость земного рая, идеала как состояния и яв



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.215.149 (0.017 с.)