Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как делать сравнительный анализ ветхого и нового завета.

Поиск

Для этого надо прочитать: Ветхий завет. Исход (Исх.) гл.20, 21, 22;Новый завет (Евангелие) от Матфея (Мф) – гл.5-7; от Луки (Лк) - гл. 6, 12- 49. Выписать последовательно в 2 колонки заповеди Ветхого и Нового завета, а потом их сравнить, чем они похожи и в чем разница. НАПОМИНАЮ, все, что касается Библии и Евангелия, мы пишем ОТ РУКИ

Приложение 11.

                              Словарь основных терминов и понятий

1.    Абсолют - первоначало всего сущего, которое не зависит не от чего другого, само содержит все существующее и творит его.

2.    Абстракция - процесс мышления, в котором множество отвлекается от единичного, случайного, несущественного и выделяет общее, необходимое, существенное, чтобы достигнуть научного объективного познания.

3.    Автаркия - (от греч. autarkeia - самоудовлетворенность) - состояние независимости от внешнего мира, в т.ч. и от др. людей. Термин употреблялся Платоном и Аристотелем; киренаики и стоики считали А., или “самодостаточность”, жизненным идеалом.

4.    Агностицизм - учение о непознаваемости истинного бытия, то есть трансцендентности божественного; непознаваемости истины и объективного мира, его сущности и закономерностей.

5.    Аксиология - филос. дисциплина, исследующая категорию “ценность”, характеристики, структуры и иерархии ценностного мира, способы его познания и его онтологический статус, а также природу и специфику ценностных суждений.

6.    Акциденция - несущественное, изменчивое, случайное, которое может быть опущено без изменения сущности вещи.

7.    Анализ и синтез - две универсальные, противоположно направленные операции мышления. Анализ - процедура мысленного (иногда и реального) расчленения изучаемого объекта на составные части, стороны, свойства и изучение их. Синтез - объединение полученных в результате А. частей объектов, их сторон или свойств в единое целое.

8.    Аналогия - сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах, качествах отношениях.

9.    Антиномия - (от греч. antinomia - противоречие в законе) - рассуждение, доказывающее, что два высказывания, являющиеся отрицанием друг друга, вытекают одно из другого.

10.  Антропоцентризм - (от греч. anthropos - человек, kentron - центр) - позиция, согласно которой человек является центром и высшей целью мироздания.

11.  Апатия - (от греч. apatheia - отсутствие страданий, бесстрастие) - термин стоицизма, обозначающий способность мудреца, руководствующегося стоическим нравственным идеалом, не испытывать радости от того, что вызывает наслаждение у обычных людей, и не страдать оттого, что страшит обычного человека.

12.  Апперцепция - осознанное восприятие. Термин введен Г.В. Лейбницем для обозначения схватывания умом своих собственных внутренних состояний; апперцепции противопоставлялась перцепция, понимаемая как внутреннее состояние ума, направленное на представление о внешних вещах. У И. Канта апперцепция означала изначальное единство сознания познающего субъекта, обусловливающее единство его опыта.

13.  Априори и апостериори - (лат. a priori - из предшествующего, a posteriori - из последующего) - термины философии и логики. Априори - независимость знания, представления от опыта.

14.  Архетип - прообраз, первичная форма, образец.

15.  Атараксия - в философии Эпикура и его школы - состояние душевного покоя, невозмутимости, к которому должен стремиться человек, в особенности мудрец.

16.  Атрибут - признак, примета, существенное свойство.

17.  Бессознательное - совокупность психических состояний и процессов, которые осуществляются без участия сознания.

18.  Бытие - философская категория означающая 1. Сущее в его отвлеченности от наполняющих его многообразий, некая единица, с которой начинается реальность. 2. Сущность, конкретная полнота, тождественная истине. Целостная реальность.

19.  Время - традиционно (в философии, теологии) время рассматривается как преходящая и конечная форма бытия вещей и в этом смысле противопоставляется вечности.

20.  Гедонизм - этическое направление, рассматривающее чувственную радость, удовольствие, наслаждения как мотив, цель или доказательство всего нравственного поведения.

21.  Гилозоизм - философское направление, рассматривающее всю материю с самого начала как живую. Дух и материя не существуют друг без друга. Весь мир - универсум, нет границ между неживым и психическом, так как это порождение единой праматерии.

22.  Гносеология - учение о познании.

23.  Гуманизм - система мировоззрения, основу которого составляет защита достоинства и самоценности личности, ее свободы и права на счастье. Истоки современного Г. восходят к эпохе Возрождения (15-16 вв.), когда в Италии, а затем в Германии, Голландии, Франции и Англии возникает широкое и многоликое движение против духовного деспотизма церкви, опутавшей жизнь человека системой жестких регламентации, против ее аскетической и циничной морали.

24.  Дедукция и индукция - дедукция - форма мышления, основанная на выведении частного из общего. Индукция - форма мышления, основанная на движении знания от отдельного, особенного к всеобщему, закономерному.

25.  Деизм - форма веры, в основе лежит признание, что Бог - первопричина мира, но после его сотворения движение мироздания совершается без участия Бога.

26.  Детерминизм - учение о первоначальной определяемости всех происходящих в мире процессов, включая все процессы человеческой жизни.

27.  Диалектика — филос. теория, утверждающая внутреннюю противоречивость всего существующего и мыслимого и считающая эту противоречивость основным или даже единственным источником всякого движения и развития.

28.  Догма - философский тезис, истинность которого кладется в основу той или иной философской системы.

29.  Дуализм - сосуществование 2-х различных, несводимых к единству начал, принципов, образов.

30.  Идея - (от греч. idea - образ, представление) - многозначное понятие, использовавшееся в философии в существенно разных смыслах. В философии до Платона И. - это форма, вид, природа, образ или способ, класс или вид. У Платона И. - вневременная сущность, динамический и творящий архетип существующего; И. образуют иерархию и органическое единство, являясь образцами как для всего, что существует, так и для объектов человеческого желания. У стоиков И. - общие понятия человеческого ума. В неоплатонизме И. истолковываются как архетипы вещей, находящиеся в космическом Уме. В раннем христианстве и в схоластике И. являются прообразами вещей, вечно существующими в уме Бога.

31.  Имманентное - внутреннее присущее предмету, явлению или процессу.

32.  Интерпретация - истолкование, объяснение; приписывание значений (смыслов) элементам теории.

33.  Качество - это система важнейших, необходимых свойств предметов - внешняя и внутренняя определенность системы характерных черт предметов, теряя которые предметы перестают быть тем, что они есть.

34.  Количество - совокупность таких изменений в материальной системе, которые не тождественны изменению ее сущности.

35.  Мистика - практика, целью которой является слияние, единение с абсолютом, субстанцией.

36.  Монизм - понятие, характеризующее такое мировоззрение, которое объясняет существование всего, что есть в мире, как следствие видоизменений субстанции - первоначала, первопричины, единой основы всего сущего.

37.  Мышление - высшая ступень познания и идеального освоения мира в формах теорий, идей, целей человека. Опираясь на чувственную сферу, преодолевает их ограниченность и проникает в сферу существенных связей мира, его законов.

38.  Наблюдение - познавательная деятельность, связанная с преднамеренным целенаправленным восприятием предметов и явлений внешнего мира.

39.  Нигилизм - отрицание идеалов и ценностей духовного порядка, отрицание культуры.

40.  Общество - совокупность объективных общественных отношений, которые существуют в исторических определенных формах и складываются в процессе совместной практической деятельности людей.

41.  Онтология - учение о бытии как таковом, не зависимом от частных его разновидностей.

42.  Опредмечивание - философская категория, характеризующее способ бытия человека в мире; - процесс реализации человеком своих способностей, в устойчивых формах предметного бытия.

43.  Пантеизм - философское учение, согласно которому бог представляет собой безразличное начало, находящееся не за пределами природы, а тождественное с нею.

44.  Парадигма - совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование, которая воплощается в научной практике на данном этапе.

45.  Понятие – форма мышления, которая выделяет из некоторой предметной области (универсума) и собирает в класс (обобщает) объекты посредством указания на их общий и отличительный признак.

46.  Практика - целенаправленная, предметно-чувственная деятельность человека по преобразованию материальных систем.

47.  Пространство - философская категория, для обозначения такого эмпирического качества для человека как протяжность.

48.  Релятивизм - философское учение, развернутое в принципе «все относительно» (отрицание абсолютного, норм).

49.  Рефлексия - принцип научного и философского мышления, обращение мышления на себя.

50.  Самосознание - познание и оценка человеком самого себя как мыслящего, чувствующего и деятельного субъекта; неотъемлемая часть сознания.

51.  Сенсуализм - направление в понимании происхождения и сути знания, достоверность которых определяется сферой чувств.

52.  Синкретизм - фил. категория, характеризующая особый тип соединения разнородных факторов в целостности, когда множество элементов не теряет своего своеобразия в единстве, а единство не позволяет элементам перейти в состояние хаоса.

53.  Система - упорядоченное определенным образом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство.

54.  Солипсизм - фил. термин, обозначает точку зрения, согласно которой несомненна одна реальность моего сознания.

55.  Структура - совокупность устойчивых отношений и связей между элементами системы.

56.  Субстанция - первооснова; то, что не зависит от другого и порождает другое, первопричина сущего.

57.  Субъект и объект - субъект - источник познавательной активности. Объект - то, на что направлена познавательная активность субъекта.

58.  Сущее (Эссенция) - категория онтологии, обозначающая: 1. Совокупность многообразных проявлений бытия. 2. Любую вещь или субъект в аспекте их причастности к бытию. 3. Онтологический абсолют.

59.  Существование (Экзистенция) - категория онтологии для обозначения бытия, возникающей из сущности, наличного бытия, явлений.

60.  Теодицея - «оправдание Бога» стремление снять противоречие между всемогуществом и предельной справедливостью Бога.

61.  Теория - высшая ступень научного познания, дающего всестороннее отражение предмета в его целостности и развитии; форма организации и упорядочивания представлений о какой-либо сфере реальности.

62.  Трансцендентный - понятие, обозначающее то, что выходит за пределы нашего чувственного опыта, эмпирического познания.

63.  Трансцендентальный - (от лат. transcendent, transcen-dentalis - перешагивающий, выходящий за пределы) - возникший в средневековой философии фундаментальный филос. и теологический термин, претерпевший за свою историю существенные изменения в значении. Трансцендентальное существенно было переосмыслено И. Кантом. В его критической философии Т. связывается с априорным и противопоставляется эмпирическому и трансцендентному. Кант называет Т. «всякое познание, занимающееся не столько предметами, сколько видами нашего познания предметов, поскольку это познание должно быть возможным a priori.

64.  Утилитаризм - жизненная ориентация и этическое учение, в соответствии с которым высшей ценностью признается индивидуальная польза, выступающая мерой добродетельности человека.

65.  Утопия - образ идеального общественного устройства.

66.  Фатализм - мировоззрение, рассматривающее каждое событие и каждый человеческий поступок, как неотвратимую реализацию предопределения, судьбы.

67.  Форма и содержание - содержание - все, что содержится в системе (элементы, отношения, процессы, тенденции развитии). Форма - внешнее выражение содержания, внешняя конфигурация вещи, предмета, его пространственно-временные границы.

68.  Эклектизм - бессистемное, лишенное единого основания соединение разнородных положений, идей, концепций.

69.  Эмпиризм - направление в теории познания, считающее чувственный опыт основным источником знаний.

70.  Эсхатология - учение о конечных судьбах мира и человека, о страшном суде.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.87.151 (0.012 с.)