Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Процесс воспитания основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и школьников:Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в лицее; - ориентир на создание психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и педагогов; - реализация процесса воспитания главным образом через создание в лицее детско-взрослых общностей, которые объединяют детей и педагогов содержательными событиями, позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу; - организация основных совместных дел лицеистов и педагогов как предмета совместной заботы и взрослых, и детей; - системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его эффективности.
Основными традициями воспитания в образовательной организации являются следующие: - ключевые общелицейские дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов; - коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ результатов каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогов и школьников; - создание таких условий, при которых по мере взросления ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора); - ориентирование педагогов лицея на формирование коллективов в рамках лицейских классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений; - явление ключевой фигурой воспитания в лицее классного руководителя, реализующего по отношению к детям защитную, личностно-развивающую, организационную, посредническую функции.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ Современный национальныйидеал личности,воспитанной в новой российской общеобразовательной школе, – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек), общая цельвоспитания в лицее – личностное развитие школьников, проявляющееся: 1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (т.е. в усвоении ими социально - значимых знаний); 2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (т.е. в развитии их социально - значимых отношений); 3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (т.е. в приобретении ими опыта осуществления социально - значимых дел). Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям лицеистов позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, соответствующие уровням общего образования: 1. В воспитании детей 1 уровня основного общего образования (в лицее это 5 класс) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения лицеистами социально - значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут. К наиболее важным из них относятся следующие: - быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим; - быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца; - знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, свою страну; - беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы); - проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе; - стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания; - быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым; - соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни; - уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья; - быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших. Знание пятиклассниками данных социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений. 2. В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально - значимых отношений лицеистов, и, прежде всего, ценностных отношений: - к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья; - к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне; - к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать; - к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека; - к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье; - к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда; - к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение; - к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир; - к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества; - к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее. Выделение данного приоритета в воспитании лицеистов, обучающихся на ступени основного общего образования, связано с особенностями детей подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую значимость для детей приобретает становление их собственной жизненной позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст – наиболее удачный возраст для развития социально - значимых отношений школьников. 3. В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел. Выделение данного приоритета связано с особенностями лицеистов юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в выборе дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на пороге самостоятельной взрослой жизни. Сделать правильный выбор старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный практический, социально-значимый опыт, который они могут приобрести, в том числе и в лицее. Важно, чтобы этот опыт оказался социально – значимым, поскольку именно он поможет старшеклассникам гармонично войти во взрослую жизнь. Это: - опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких; - трудовой опыт, опыт участия в производственной практике; - опыт дел, направленных на пользу своему родному городу, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции; - опыт природоохранных дел; - опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в лицее, дома или на улице; - опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности; - опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения; - опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей; - опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт; - опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации. Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с возрастными особенностями воспитанников, не означает игнорирования других составляющих общей цели воспитания. Приоритет — это то, чему педагогам, работающим со школьниками конкретной возрастной категории, предстоит уделять первостепенное, но не единственное внимание. Работа педагогического коллектива, направленная на достижение поставленной цели, позволит ребенку получить социальные навыки, которые помогут ему лучше ориентироваться во взрослом мире, эффективнее налаживать взаимоотношения с окружающими, более продуктивно сотрудничать с разными людьми, уметь находить выход из тупиковых ситуаций, гораздо осмысленнее выбирать свой жизненный путь. Достижению поставленной цели воспитания лицеистов способствует решение следующих основных задач на всех уровнях образования: · реализовывать воспитательные возможности общелицейских ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе; · реализовывать потенциал классного руководства в воспитании лицеистов, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни лицея; · вовлекать лицеистов в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности; · использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с обучающимися; · продолжить в лицее волонтерскую деятельность и привлекать к ней лицеистов для освоения ими новых видов социально – значимой деятельности; · инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне лицея, так и на уровне классных сообществ; · поддерживать деятельность функционирующих на базе лицея детских общественных объединений и организаций; · организовывать для лицеистов экскурсии, походы и реализовывать их воспитательный потенциал; · организовывать профориентационную работу со школьниками; · продолжить работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный потенциал; · развивать предметно-эстетическую среду лицея и реализовывать ее воспитательные возможности; · организовать работу с семьями лицеистов, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей. Постановка и решение задач на каждом уровне образования повысит эффективность работы по достижению воспитательных целей. Задачи на уровне основного общего образования: 1. создавать благоприятные условия для развития социально – значимых отношений лицеистов; 2. укреплять у обучающихся положительную нравственную самооценку, самоуважения и жизненного оптимизма; 3. развивать способности открыто выражать, и аргументировано отстаивать свою нравственно – оправданную позицию, проявлять критичность к собственным мыслям, намерениям, поступкам; 4. воспитывать осознание подростком ценности жизни, формировать умение противостоять влияниям и действиям, которые предоставляют угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности жизни личности (конечно, в пределах своих возможностей); 5. развивать доброе отношение к людям, отзывчивость и сопереживание, помогать приобретению опыта оказания помощи людям; 6. формировать представление о значении семейных ценностей для успешного развития человека как личности; 7. развивать знание традиций своей семьи, культурно – исторических и этнических традиций. Задачи на уровне среднего общего образования: 1. создавать благоприятные условия для приобретения лицеистами опыта осуществления социально – значимых дел; 2. формировать у подростков первоначальные профессиональные намерения и интересы, осознание нравственного значения будущего профессионального выбора; 3. развивать способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты; 4. развивать коммуникативную культуру обучающихся, формировать навыки общения и сотрудничества; 5. формировать у обучающихся чувства патриотизма, сознание активного гражданина, обладающего политической культурой, практическим мышлением, способностью адаптироваться в социуме; 6. сохранять традиции лицея; 7. формировать навыки неприятия навязываемых социумом образцов девиантного поведения у подростков; приобщать их к здоровому образу жизни, продолжать волонтерское движение. 8. развивать у лицеистов творческие способности, необходимые для самовыражения и реализации потребностей в рамках культурно-досуговой внеурочной деятельности; 9. реализовывать программу «Одаренные дети» путем расширения возможностей участия лицеистов в олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, конкурсах различной направленности.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в лицее интересную и событийно - насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения обучающихся. Практическая реализация целей и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы лицея: духовно – нравственное (образование и воспитание личности обучающихся, развитие их индивидуальных, интеллектуальных качеств, привитие навыков культуры поведения, культуры речи, культуры общения, правовой культуры, организацию работы с семьей, изучение семейных традиций, воспитание у обучающихся уваженияк семейным ценностям, отношениям, организацию совместной деятельности педагогов и родителей,формирования толерантного отношения к людям другой национальности); гражданско - патриотическое (воспитание у обучающихся национального самосознания, патриотизма, любви к своему родному краю, создание условий для формирования толерантного сознания обучающихся, пробуждать у ребят интерес к познанию культурно - исторического наследия родного края. Продолжить обучение по программам: «История Самарского края», «Историческое краеведение», вызывать у молодежи желание сохранять и преумножать национально-культурные ценности своей Родины, формировать активную гражданскую позицию обучающихся, развивать гражданскую инициативу и гражданскую ответственность обучающихся, создавать комфортную воспитательную среду как элемент формирования уважительного отношения к «Малой Родине», создавать систему профилактики экстремизма среди лицеистов, организация в управлении воспитательным процессом членов детского самоуправления, организацию трудовой и профессиональной деятельности обучающихся, воспитание трудолюбия, культуры труда, экономическое и правовое просвещение подростков); художественно – эстетическое (организация деятельности по развитию эстетического вкуса, творческих способностей и задатков на основе приобщения к выдающимся ценностям отечественной и мировой культуры, формирование способностей восприятия и понимания прекрасного, обогащение духовного мира обучающихся средствами искусства и непосредственного участия в творческой деятельности); спортивно–оздоровительное (организовывать предупредительно - профилактическую работу среди обучающихся по наиболее актуальным темам: ВИЧ/СПИД, наркомания, токсикомания, алкоголизм, табакокурение, аборты, воспитывать у обучающихся осознанно вести здоровый образ жизни, заниматься физическим совершенствованием, пропагандировать здоровый образ жизни (медицинский профиль лицея с углубленным изучением биологии и химии позволяет обучающимся делать осознанный выбор ЗОЖ), привлекать к формированию ЗОЖ внелицейские организации, организовывать позитивную деятельность обучающихся, сохранять и укреплять нравственное, психическое и физическое здоровье, формировать основы безопасности); экологическое (формирование у обучающихся ценностного отношения к природе, организацию работы, направленной на улучшение экологического качества окружающей среды, устойчивое развитие общества в гармонии с природой); социализация и профориентация (помощь сознательному выбору будущей профессии, создание системы профориентационной работы, направленной на профессиональное самоопределение через урочную и внеурочную деятельность, создание условий для профессионального самоопределения обучающихся и содействия в формировании готовности старшеклассников к профессиональной деятельности, имеющей общественную значимость и ценность).
Каждое из направлений воспитательной работы представлено в соответствующем модуле.
ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Средства, формы, виды деятельности программы по воспитанию должны обеспечивать активное участие обучаемых в образовательном и воспитательном процессе в соответствии со своими интересами, возможностями и носить личностно – развивающий характер взаимодействия и общения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 902; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.74.197 (0.012 с.) |