Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Н.Б. Гребенникова, Е.А Шипицына↑ Стр 1 из 14Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Н.Б. Гребенникова, Е.А Шипицына
«Практикум по социальной работе и социальной квалиметрии»
Аннотация Необходимость создания электронного учебно-методического пособия обусловлена недостатком учебно - методических материалов для формирования профессиональных компетенций специалистов по социальной работе в индивидуальном и групповом консультировании и работе в сообществе. Важным компонентом пособия является раздел, посвящённый определению качества социальной работы. Пособие ориентированно на сознательное освоение методов, техник и приемов социальной работы и социальной квалиметрии. Опирается на теоретические знания, полученные студентами при освоении следующих учебных дисциплин: «Теория социальной работы», «Технология социальной работы», «Содержание и методика психосоциальной работы», «Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг». Данное пособие содержит теоретический и методический материал, тренировочные упражнения и рефлексивные задания, с помощью которых будущие специалисты могут в достаточной степени овладеть необходимыми профессиональными компетенциями.
Пособие адресовано студентам и специалистам в области социальной работы и социальной педагогики.
Ключевые понятия: профессиональная деятельность, трудная жизненная ситуация, работа с частным случаем,индивидуальное и групповое консультирование, социальная профилактика, социальная реабилитация, техники работы с клиентом, группой, семьёй и в сообществе.
СОДЕРЖАНИЕ Часть I Тема 1. Концептуальные основы деятельности специалиста по социальной работе. Тема 2. Социальная работа с частным случаем. Тема 3. Социальная работа с группой. Тема 4. Социальная работа в сообществе. Тема 5. Семья как объект социальной работы. Тема 6. Социальная профилактика как основная технология социальной работы. Тема 7. Социальная реабилитация как основная технология социальной работы Часть II Тема 1. Методологические основы социальной квалиметрии. Тема 2. Шкалирование в социальной квалиметрии. Тема 3. Стандартизация социальных услуг. Тема 4. Исследование качества социального обслуживания и социальных услуг. Тема 5. Методики оценки качества и эффективности деятельности учреждений социального обслуживания. Тема 6. Система менеджмента качества социального учреждения. Тема 7. Профессионализм специалистов в области социальной работы.
Введение
В современных социально - экономических и социально - политических условиях развития Российского государства возрастает значимость социальной работы, к основным задачам которой следует отнести: 1) увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно решать возникающие проблемы; 2) создание условий, в которых клиенты могут в максимальной мере проявить свои возможности и получить все, что им положено по закону; 3) создание условий, при которых человек, несмотря на физические проблемы, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны социального окружения. Решение перечисленных выше задач могут осуществлять специалисты, владеющие общекультурными, обще-профессиональными и частно - профессиональными компетенциями. Иными словами, следует уточнить, что социальные работники, специалисты по социальной работе, специалисты по психосоциальной работе должны не только знать как, но и уметь оказать качественную помощь представителям различных групп населения, что требует от них практического опыта, который можно получить в рамках «тренажера» на учебных занятиях специального практикума по социальной работе. Данное учебно- методическое пособие ориентированно на сознательное освоение методов, техник и приемов социальной работы и опирается на теоретические знания, полученные студентами при освоении следующих учебных дисциплин: «теория социальной работы», «технология социальной работы», «содержание и методика психосоциальной работы», «социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг» Пособие состоит из двух частей: первая часть посвящена теоретическому обоснованию практической деятельности специалиста по социальной работе. Представлен методический материал для организации социальной работы с частным случаем, группой, семьёй, в сообществе. Во второй части представлен теоретический и методический материал для организации исследований качества социального обслуживания, социальных услуг и деятельности социального учреждения. Данное пособие может быть интересно всем, кто хотел бы научиться помогать самому себе в преодолении сложных жизненных ситуаций, и заинтересован в овладении практическими навыками профессиональной помощи нуждающимся людям.
Часть I Пример. 27-летний молодой человек рассказывает социальному работнику о том, как накануне он обидел свою мать. Они живут отдельно. У него своя семья и маленький ребенок. Он работает на двух работах и еще учится в заочном институте. Времени ни на что катастрофически не хватает. Мать же постоянно упрекает его в том, что он редко ей звонит и навещает. Она — здоровая 56-летняя женщина, которая могла бы вполне еще работать, но не хочет, и предпочитает жить на пенсию, но хочет, как она говорит, быть «свободной» и ничего не делать. В очередной раз, когда она стала его упрекать в невнимании, не понимая, как ему трудно в жизни все достается, он не выдержал и назвал ее эгоисткой и старой ведьмой Ключевой момент случившегося упреки матери. Ключевое поведение потеря самообладания, крик, оскорбления. Эмоции и ощущения чувства неловкости, вины, стыда за то, что не смог сдержаться, угрызения совести. Необходимо принять во внимание тот факт, что молодой человек испытал вышеперечисленные чувства во время разговора с социальным работником, а не во время ссоры с матерью. Проанализируйте следующую ситуацию Замужняя сорокалетняя женщина пришла к социальному работнику за советом по поводу своих частых ссор с мужем. Из-за них ей в жизни все стало не мило, и ей даже стало казаться, что из нее стала утекать «жизненная энергия». Детей у них нет и практически ничего их не объединяет — ни общие интересы, ни духовные ценности, ни любовь. Ничего, кроме домашнего хозяйства. Но после нескольких встреч с социальным работником она смогла критически пересмотреть свою модель поведения с мужем, стала следить за собой, более внимательно относиться к его интересам и не спорить по мелочам. В итоге, по ее словам, муж стал к ней относится даже с прежней лаской и любовью, они перестали постоянно ссориться и кричать друг на друга. И, главное, она научилась управлять собственными эмоциями и поэтому стала вести себя более раскрепощенно и свободно. Дайте ответ A) ключевой момент случившегося с клиенткой, Б) ключевое поведение, B) чувства и эмоции, порожденные в результате данной ситуации Пример: Женщина 50-десяти лет из Вязьмы, потерявшая в автокатастрофе мужа и единственного сына, никак не может найти ответа на вопрос «Почему это произошло со мной? Почему погибли именно мой муж и сын? Чтомне теперь делать? Больше детей я уже не смогу иметь, да и замуж вряд ли выйду — в маленьком городе трудно найти мужа вдове. Я чувствую себя совершенно опустошенной и морально и физически подавленной. Я была привлекательной женщиной и никто не давал мне моего возраста. Теперь же я — старуха с седыми волосами. Я потеряла цель в жизни. У меня к тому же нет работы и возможностей найти ее. На какие же средства я буду жить? Да и что всем до меня? Я теперь никому не нужна». Ответьте: A) ключевой момент случившегося с клиенткой, Б) ключевое поведение; B) чувства и эмоции, порожденные пережитой ситуацией. Пример. Мужчина 35 лет, художник, был женат, имеет 8-летнюю дочь. Жалуется на измену жены, которая вынудила его подать заявление о разводе: «Моя жена, которую я я очень любил, изменила мне с моим лучшим другом. Я не могу никак понять, почему это произошло. Мне казалось, что она любит меня, свою семью и нашу дочь. Я ей никогда ни в чем не отказывал, баловал ее. Вы видите, вся моя квартира увешена ее портретами. Возможно, ей кто-то что-то плохое сказал обо мне. Я знаю, что моя теща всегда недолюбливала профессию художника и считала, что они готовы волочиться за каждой юбкой. Да, я иногда задерживался на этюдах допоздна и даже не считал нужным предупреждать свою жену. Однако я ей никогда не изменял. Она же не должна была верить наветам и росказням своей матери. Она должна была знать ее отвратительный характер. Может быть, она мне изменила из-за мести? Неужели она не могла поговорить со мной и выяснить все. Или, по крайней мере, сделать так, чтобы я не знал о ее измене?» Отметьте. А) ключевой момент случившегося с клиентом; Б) ключевое поведение, В) чувства и эмоции, порожденные пережитой ситуацией. Пример. Женщина 49 лет жалуется на ситуацию, сложившуюся на работе «Я не знаю, к кому обратиться и что делать. Я долго не работала, хотя вместе с мужем в свое время закончила Плехановку. Муж работает очень хорошо, он возглавляет турфирму. Я же за долгие годы не только не приобретала никакого опыта работы, но и растеряла последние знания. Поэтому, конечно же, по специальности я работать никак не могу. Да и кто возьмет женщину в моем возрасте без какого-либо опыта работы. Мне ведь о пенсии думать надо. Я устроилась в одно заведение, работа, как мне показалось, хотя и не очень престижная, но неплохо оплачиваемая. Главное — мне не нужно было ходить каждый день на работу. Это были языковые курсы, а я там в роли секретаря, который должен деньги получать за учебу, квиточки выдавать, формировать учебные группы по языкам, раздавать учебный материал. Но вскоре я поняла, что за деньги, которые я отвожу в бухгалтерию, квиточки мне не дают взамен. Говорят, потом передадут. Мне и перед теми, кто деньги заплатил, неудобно и перед начальством тоже. Мой начальник такой ласковый и милый со мной. И все говорит: «Не берите в голову. Не переживайте. Отдадут Вам эти квиточки». И ничего не скажешь ему в ответ — ведь я сама часть денег по ведомости получаю, а часть, причем большую, — в конверте. Вот и не знаю, что делать. Мужу сказать ничего не могу, потому что он был категорически против моей работы и теперь скажет: уходи и все. Или: ты сама себе нашла работу, ты и расхлебывай теперь, а у меня своих забот хватает. И к кому мне обратиться за помощью? Я ведь, получается, деньгами повязана?» Запишите в тетрадь: А) ключевой момент случившегося с клиенткой, Б) ключевое поведение клиентки; С) чувства и эмоции, пережитые клиенткой. Информация к размышлению Здоровье можно считать даром природы, но от человека зависит сохранится, умножится или растратится этот бесценный дар. Пьер Беранже сказал, что «Здоровье- это мудрых гонорар». Быть здоровым - значит быть свободным, ведь, прежде всего, здоровье обеспечивает, поддерживает определенный уровень жизнедеятельности (работоспособности, биологической и социальной активности) человека в каждый конкретный период жизни и создает запас для старости, когда меняется характер обменных процессов в организме, снижается адаптивность и совершенство механизмов регуляции. Кроме того, при определении сущности индивидуального здоровья нельзя не учитывать субъективные ощущения человека при том, или ином состоянии. При характеристике здоровья обычно обращают внимание на его социальные аспекты (работоспособность, социальная активность); личностным же ощущениям (гуманистический аспект) не уделяется должного внимания. При хорошем состоянии здоровья человек, как правило, чувствует себя комфортно, он не "чувствует", не ощущает своих внутренних органов и других частей тела. Это достигается при определенной гармоничности функционирования организма в рамках конкретной структуры. Такая гармоничность достигается в том случае, если организм, несмотря на разнообразные внешние воздействия (порой экстремальные), сохраняет постоянство, устойчивость своей внутренней среды (гомеостаза). Человеком такое состояние ощущается как комфорт, свобода, освобождающая его внимание от "телесного", "биологического" для чисто "человеческих" дел. Так обеспечивается свобода для различных проявлений человеческой деятельности. Существует поговорка: «В здоровом теле — здоровый дух», она верна, но еще более верно изречение древних: «Здоровое тело — продукт здорового рассудка». Здоровый образ жизни современного человека включает в себя следующие составляющие: здоровое питание, своевременную профилактику заболеваний, адекватную двигательную активность, закаливание, соблюдение правил психогигиены, личной гигиены, учет биоритмов, соблюдение режима дня, нравственное поведение, безопасное поведение, сексуальная культура, отказ от вредных привычек, комфортное общение. Еще Сократ говорил, что тело не болеет отдельно и независимо от души. Мы убеждены, что люди самой природой запрограммированы на здоровье, любая болезнь противоестественна; долгожители - не исключение, а правило. Таким образом, повышая свой интеллект, вы одновременно укрепите и ваше здоровье, как физическое, так и психическое, так как все взаимосвязано, а наличие здоровья является непременным условием духовного развития. Другими словами, человек может быть здоровым, если в его организме нормально протекают три основных обменных процесса жизнедеятельности: обмен веществ, обмен энергии и обмен духовной информацией. Тест «Стресс» Инструкция: Отметьте события, имевшие место в Вашей жизни в последнее время. Подсчитайте сумму набранных баллов. Если сумма превышает 160 баллов, задумайтесь: вам нужно научиться снимать симптомы стресса.
Теперь постарайтесь вспомнить все события, случившиеся с вами в течение последнего года, и подсчитать общее число «заработанных» вами очков. В соответствии с проведенными исследованиями было установлено, что 150 баллов означает 50% вероятности возникновения какого-либо заболевания, а при 300 баллах она увеличивается до 90%. Мы надеемся, вы обратили внимание на то, что даже такие, несомненно, положительные жизненные события, как «выдающееся личное достижение», отпуск, Рождество, являются стрессогенными. Стихотворение С.Я.Надсона иллюстрирует первые признаки депрессии: «Тоска гнетет меня...» Тоска гнетет меня и жжет неутомимо, Что день — то все душней, все тягостней дышать, И с пестрой суетой, мелькающею мимо, Не властен я души, изверившись, связать. Я жизни чужд давно... Всего, что увлекает, Всего, что манит вдаль, проникнул я обман, Хмель отбродил в крови, тревога остывает, И только скорбь жива да боль недавних ран... Ганс Селье в своей книге определил стресс как «неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование» и отметил, что с точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой вы столкнулись. Важна интенсивность требований, предъявляемых для приспособления к новым условиям. Сколько баллов вы набрали? Есть ли какие-то жизненные стрессы, которых вы могли бы избежать? Хотели ли бы вы избежать их? Не случайно в глубокой древности на Востоке люди просили в своей молитве: «Господи, дай мне силы, чтобы справиться с тем, что я могу сделать, дай мне мужество, чтобы смириться с тем, чет я не могу сделать, и дай мне мудрость, чтобы отличить одно от другого». Способов сказать «нет» Не сегодня (не сейчас). Мои родители меня убьют. Нет, я за рулем. Притча «Счастье» Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. «Что еще слепить тебе? — спросил Бог. «Слепи мне счастье, — попросил человек. Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины. Информация к размышлению Попытка определить, что такое счастье, кажется совершенно глупой. Вы сами отлично знаете и понимаете, когда счастливы, точно так же не требуется вам говорить, когда вы несчастливы. Однако что же всё-таки делает человека счастливым? Вы, наверное, сейчас думаете о тех переживаниях, которые заставляют вас почувствовать, что вы счастливы. Философия счастья заключается в том, чтобы наслаждаться вещами, которые нравятся, обходить стороной или изменять вещи, которые не нравятся, и принимать те вещи, которых нельзя ни избежать, ни изменить с помощью умелого изменения точки зрения. Использование ниже изложенных правил, в которых нашла отражение "философия счастья", поможет вам найти решение многих проблем, доставляющих вам неприятности. А сейчас вашему вниманию предлагаются пять правил счастья: ü Правило номер один: Наслаждайтесь тем, что вам нравится. Это правило кажется простым до абсурда. Вы можете сказать: "Это просто смешно. Разумеется, я буду получать удовольствие от того, что мне нравится. Мне совершенно не нужно этого советовать". Но если вы подумаете над этим правилом, то обнаружите, что в жизни существует множество вещей, которые нам нравятся, но от которых мы не получаем никакого удовольствия. Причинами, по которым мы не получаем удовольствия от того, что нам нравится, являются чувство вины и страх. Вы не можете получать удовольствие от чего-то, что вам нравится, если вы после этого чувствуете себя виноватым или если вы боитесь последствий. ü Правило номер два: Избегайте того, что вам не нравится. На первый взгляд это правило также кажется весьма простым, но если вы задумаетесь, то поймете, сколько людей занимается тем или контактирует с тем, что им не нравится. А это может быть и скучная, неинтересная работа, и неприятный человек, и невкусная еда. Продолжать этот список можно до бесконечности. При этом следует учитывать, что существуют веские причины, которые вынуждают заниматься чем-то или контактировать с чем-то, что не нравится. "Я должен общаться с этим человеком по многим существенным причинам". Сколько оправданий тому, что нам приходится заниматься чем-то или контактировать с чем-то, что нам не нравится, мы можем придумать?Сколько веских причин мы изобретаем, чтобы убедить других и, самое главное, самого себя в том, что это совершенно необходимо? ü Правило номер три: Изменяйте то, что вы не можете исключить из своей жизни. Это правило также подсказывает простой ответ: изменить! Однако если поразмыслить, то понимаешь: для того чтобы изменить что-либо, необходимы определенные условия: деньги, время и т.д. Подумав ещё, понимаешь: что-то тебя обязательно привязывает к тому, что тебе не нравится, и чего ты не можешь избежать. ü Правило номер четыре: Принимайте то, что вы не можете ни исключить из своей жизни, ни изменить. Это тоже непросто. Как можно принять что-то, что не нравится? Допустим, у вас есть любимая тетя с вставными челюстями. И когда эта тетя произносит слово со звуком "ш", верхняя вставная челюсть клацает о нижнюю, и вас это чрезвычайно раздражает. При этом вас зовут Шура. Вы не можете избегать своей тети, потому что вы ее любите. Вы предлагаете ей поменять вставные челюсти, но ей нравятся старые, и она не соглашается. Таким образом, вы не можете ее изменить.Как же вам быть в такой ситуации? Как вы можете смириться с тем, что вас раздражает и доводит до белого каления? Как вам принять человека, который делает вас нервным и раздражительным? Надо сказать, что вам совершенно не обязательно принимать этого человека, вы можете по-прежнему оставаться нервным и раздражительным. Я могу дать гарантию, что вы будете несчастливы, если не будете принимать что-то, что вам резко не нравится, и что вы в то же время не можете ни исключить из своей жизни, ни изменить.Не забывайте, что мы все-таки рассматриваем, пять правил счастья, и в пятом правиле как раз и заключен секрет счастья. ü Правило номер пять: Принимайте то, что вы не можете ни исключить из своей жизни, ни изменить путем изменения своей точки зрения. Человек по сути дела чрезвычайно зависит от своей точки зрения. Все является относительным, в мире нет ничего абсолютного. Нет ни абсолютного добра, ни абсолютного зла, все связано с вашей точкой зрения, с вашим отношением Жизнь не может быть плохой или хорошей, жизнь просто существует. Вы можете изменить то, что вам не нравится, путем изменения своей точки зрения.
Вопросы для обсуждения: Какие факторы влияют на здоровье? Из каких элементов складывается здоровый образ жизни и как он соотносится со свободой? Каковы основные направления работы по укреплению здоровья? Может ли счастье быть вечным? Что Вы считаете главными ценностями в жизни человека и почему. Информация к размышлению Не одно поколение людей искало ответа на вопрос: “Что такое любовь?” И о любви написано очень много и очень эмоционально. Поэтому и говорить на эту тему нелегко, ведь невозможно об этом чувстве сказать проникновенней и выразительней поэтов и писателей всех народов мира, воспевших любовь на протяжении многих веков. Но всё же постараемся разобраться. Начнём с уточнения терминологии. Для этого нужно, прежде всего “расслоить” это понятие, так как оно обозначает не одно определённое чувство, а несколько разных. Но нам достаточно рассмотреть лишь пару: влюблённость и любовь. Влюблённость – это вспышка инстинктивного (физиологического и психического) притяжения к другой личности (противоположного пола; гомосексуальные отношения мы не будем рассматривать). А вот любовь - это уже чувство, возникающее в результате слияния двух личностей, объединения двух индивидуальностей в пару. И если задуматься, то не так и трудно различать эти чувства, хотя порой слово влюблённость может “резать слух”, если его употреблять вместо традиционного слова любовь. Влюблённость - если, конечно, она взаимная, медленно перерастает в любовь, и две личности объединяются в пару. Правда, это происходит лишь тогда, когда возлюбленные идут в правильном направлении - знают, к чему надо стремиться. И ещё: для того, чтобы влюбиться, особых усилий не нужно - это чувство приходит само. Это всем известно. А вот чтобы испытать настоящую любовь - чтобы сердца “стучали в унисон” - нужно приложить немало усилий. Но не всем этого хочется, ведь влюблённость очень похожа на любовь, к тому же гораздо менее “трудоёмка” - всё решают инстинкты. Жаль только, что влюблённость не долговечна. После такого “расслоения” слова любовь, словосочетания: любовь с первого взгляда и неразделённая любовь теряют смысл. Ведь в обоих случаях речь идёт, конечно же, о влюблённости, потому что любовь - чувство сблизившихся, доверяющих друг другу и уважающих друг друга людей - не может возникнуть спонтанно, без душевного сближения. К тому же, любовь приносит покой душе, ощущение счастья и уверенности в себе и не может стать причиной душевных страданий. В то время как влюблённость - сильное подсознательное чувство, направленное, фактически, к незнакомому человеку - заставляет мучаться и страдать от непонятных эмоциональных всплесков, неосознанных поступков и сомнений. Иногда влюблённость сопровождается даже внутренним конфликтом между сознанием и подсознанием. Тогда человек осознаёт, что его влечёт не к тому, к кому надо, понимает, что ничего хорошего его влечение не сулит, но не может освободиться от неё, так как его мыслями и поступками руководит подсознание, зов пола. Если вдуматься в приведённое разделение понятий, то станет понятно, почему поэзия, драматургия и проза редко обращаются к теме любви, а чаще – к влюблённости. Ведь именно это чувство является источником ярких чувств и конфликтов, которыми как раз и “питается” литература. Любовь же - стабильное, умиротворяющее чувство – с большим трудом становится источником литературного вдохновения, так как жизнь любящих и счастливых супругов со стороны кажется совсем неинтересной, будничной, и не содержащей тех бешеных эмоций, сумасшедшей романтики и безрассудных поступков, которые так будоражат воображение читателей и зрителей. Так и получается, что по сравнению с бурей эмоций у влюблённых, умиротворённая жизнь любящих супругов кажется “пресной” и недостойной для подражания. Лев Толстой мудро заметил: “Все счастливые семьи похожи друг на друга, а каждая несчастливая - несчастна по-своему”. Эта схожесть, вероятно, и лишает посторонних интереса к счастливым и любящим супругам, ведь о них даже неинтересно посплетничать, не то, чтобы восторгаться. (Багдасарян С.Б. Самоучитель супружества) В древнеиндийском трактате о любви «Ветка персика» отмечалось, что каждый человек может любить на трех уровнях: тела, ума и души. Тогда было отмечено, что взаимоотношения неоднородны, в них присутствуют разные уровни. Дружеские отношения затрагивают эмоциональный уровень деловые - социальный и нередко эмоциональный, отношения «любовников» - эмоциональный и сексуальный и т.п. На социальном партнеры находятся по отношению к друг другу во взаимосвязанных социальных ролях. В психологии под «социальной ролью» понимается некая функция, нормативно одобренный образец поведения, связанный с определенным положением индивида в системе общественных отношений. Важно отметить, что социальные предписания безличны по своей природе. Они выполняются независимо от личностных черт и интересов человека всегда одним и тем же образом. Отношения на социальном уровне в определенном смысле «бесчеловечны». Основа их построения - конвенция, контракт, взаимная договоренность Эмоциональный уровень имеет совершенно иную природу, отличную от социального. Здесь договор о прочности и неизменности эмоций невозможен. Любые гарантии и обязательства по поводу чувств («Я ВСЕГДА буду тебя любить») нереальны и губительны для договаривающихся. Перенос социального на эмоциональный уровень, который выражается попыткой установления конвенций на эмоции ради сохранения союза, приводит к напряжению и общей невротизации отношений. Если рассматривать любовь как одно из ценных проявлений человека не только к людям, но и к окружающему миру, то попытка ее сориентировать исключительно на одного человека существенно может обеднить и сами брачные отношения. Уродливой метаморфозой смешения социального и эмоционального пластов является концепция «социальной любви». Она строится на том, что любовь всегда «дается за что-то». Здесь любовь рассматривается как драгоценность, которой можно наградить, которую можно потерять, или за нее надо бороться и заслужить и т.д. Подлинная любовь, по словам В.Франкла, безусловна по своей природе и является принятием человека как уникального, независимо ни от каких его качеств и проявлений. Сексуальные отношения могут рассматриваться как самостоятельный уровень, не смешиваемый с другими. Синонимом этого вида отношений является слово «интимный». Специфика данного уровня заключается в том, что о нем должны знать, как сказал один мудрец, только трое: он, она и господь Бог. Для успешных отношений на этом уровне оба партнера должны находиться в детском (по Э. Берну) состоянии, то есть в них отсутствуют такие понятия, как прилично-неприлично. Здесь в отличии от социального «надо» и «должен», доминирует «хочу». Сексуальность у человека (в отличии от животных) наряду с функцией релаксации и деторождения, может быть способом общения и познания другого человека. Вообще, когда начинаешь выяснять, что же такое секс, то приходится сталкиваться с тем, что здесь нет однозначных толкований. Например, поцелуй - это уже секс, или еще нет? А объятия? Примером смешения социального и сексуального является патриархальная мораль, где внебрачные сексуальные отношения однозначно рассматриваются как супружеская измена. В современной литературе упоминается уже шесть возможных вариантов измен (не только на физическом уровне), при чем каждая из них достаточно дискуссионна. Например, при сексуальном контакте с мужем супруга фантазирует о другом мужчине. Это измена или нет? Информация к размышлению Друг подобен драгоценному кристаллу или алмазу. Его нужно хранить как сокровище. Так же как хранят в тайниках алмазы, храните друзей глубоко в тайниках своего сердца. Как настоящие драгоценные камни, их нужно порой доставать оттуда и чистить. И когда Вы увидите как засиял друг в лучах Вашей любви, вас наполнят радость и счастье. Такова природа дружбы. К сожалению, люди находят мало алмазов своей жизни, и поэтому в сердце их зияет множество пустот. Много есть болезней души, но все они так или иначе, связаны с одиночеством. Одинокие люди часто думают, будто они ни на что не годятся и никому не нужны. Но как только в жизни человека появляются друзья, которые будут с ним и в радости и в горе, нам не будет так одиноко. Дружба - отношения, основанные на взаимной привязанности, уважении общности интересов, веры друг в друга. Все человеческие отношения содержат в той или иной степени элементы дружбы. Обычно дружат люди, похожие друг на друга, сходство характеров облегчает им взаимное понимание. Недаром говорится «Скажи мне кто твой друг, и я скажу кто ты». Друг, приятель, товарищ - синонимы, но все же от обычного приятельства дружба отличается таким тяготением души к душе другого человека, которое побуждает сопереживать не только приятное, но и наоборот. Приятелей много, а друг может быть один. Слово «товарищ» первоначально означало «компаньон, участник совместных дел». Для чего же человеку друг? Быть рядом с другом не для игры, не для развлечения, а взять на себя половину ноши друга. Это как рельсы -всегда рядом, но никогда не встречаются. Хотелось бы встретиться, но не позволяют дела: каждый рельс несет на себе половину трамвая. И не расходятся они потому же: ведь если хоть один на минуту отлучится, другому придется нести на себе целый трамвай. Дружба учит альтруизму, бескорыстной заботе о благе другого, преодолению собственного эгоизма, сочувствию, сопереживанию. Друг разделит ваши заботы, радости, поможет решить проблемы. Но не всякий умеет быть другом. До дружбы надо дорасти. Не может быть другом тот, кто самолюбив и хочет обязательно играть в дружбе главную роль. Другом не может быть тот, кто не умеет искренне, бескорыстно, не завидуя радоваться успеху друга.
Тот, кто в беде бросает друга, Добрый друг не тот, кто перед ними спину гнет, К уловкам прибегая лисьим! Но кто в поступках независим, Удачу или беду твою воспримет так же как свою, Кто за тебя горою встанет, Не подведет и не обманет. Когда ему придется туго, Кто сердце не готов отдать Тому, кто вынужден страдать, Кто сам страдает безутешно, Когда дела идут успешно У друга первого его – Достоин только одного: Неумолимого презренья.
(А.Дюрер) Народная мудрость гласит: друзья познаются в беде. Истинная дружба проходит испытание не только горем, бедой, но и радостью. Настоящий друг никогда не будет завидовать успехам друга, наоборот, он искренне разделит его радость. «Испытание радостью, сорадование служит доказательством не только того, что ты чист от зависимости, но и того, что в сердце твоем укоренилась любовь» (Св.Иоанн Златоуст)
Радость в мой дом пришла. Поздравляют друзья. Лишь один, почему-то не выдержав искуса Помрачнел, и, потухшую трубку грызя, Наблюдает за радостью искоса. Ну, а если б несчастье со мною стряслось, Если б в душу недуги вонзились, как лезвия, К моему изголовью склонился б, небось, сокрушаясь и соболезнуя. Часто дружба, к своей устремившись звезде, вдруг замрет на каком-то градусе. Кто сказал: человек познается в беде? Человек раскрывается в радости! (Л.Вышеславский) Друзья всегда понимают друг друга Научиться понимать друг друга - основа уважения, потому, что только так мы начинаем понимать ценность друг друга. Это может потребовать определенных усилий, времени и терпения. Но случается так, что друзья ссорятся, конфликтуют. Вопросы, которые каждый из друзей должен уметь задавать себе в конфликтной партнерской ситуации Можно ли изменить проблему? Хочу ли я вообще изменить проблему? Он хочет решения проблемы? Предпринимал(а) ли я уже попытки для решения проблемы? Смотрю ли я на нашу ситуацию честно и открыто? Честно ли выражаю свое мнение? Готов(а) ли я слушать и моего друга? Готов(а) ли я дать другу время, а также дать его самому(самой) себе или я ожидаю, что изменение должно произойти в любой момент? Жду ли я, что мой друг изменится, или я сам(а) готов(а) измениться?
Игровые формы и методы разрешения конфликтов: 1. Метод интроспекции. Упражнение (выполняется индивидуально). Вы испытали последствия неприятного разговора - и после его окончания продолжаете эту беседу, и чувство обиды может захлестнуть вас. Попробуйте, не вычеркивая того с кем, вы беседуете, попытаться максимально приблизить этого человека. Подражайте походке, манере себя вести, проигрывайте его размышления, семейную ситуацию. Через несколько минут вы почувствуете облегчение. Изменится ваше отношение к конфликту. Кроме метода интроспекции существуют и другие методы дипломатического улаживания конфликтных ситуаций, один из них 2. Метод эмпатии. Упражнение. В беседе с “трудным” человеком почувствуйте себя формой, пустым резервуаром, в который ваш собеседник вкладывает свои слова, состояние, мысли, чувства. Попытайтесь достигнуть состояния “резервуара” - вы форма, не реагирующая на внешнее воздействие (метод логического анализа). Исследуйте и обсуждайте проблему, а не личные качества собеседника. Используйте в речи “Я-сообщение”, говорите о своих чувствах, избегайте «Ты-сообщения», описывающего личные особенности собеседника. Алгоритм разрешения конфликта: 1) Определите свой стиль поведения в конфликтной ситуации (можно использовать тест Томаса). Сделайте предварительный прогноз развития ситуации, исходя из своего выбора. 2) Не поддавайтесь эмоциям. 3) Ищите причину конфликта, не зацикливаясь на факте конфликта. 4) Не стремитесь замять конфликт, а доведите его до логического конца. Исход конфликта может быть: - конструктивный (все стор
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.253.198 (0.021 с.) |