Тема 1. Концептуальные основы деятельности специалиста по социальной работе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Концептуальные основы деятельности специалиста по социальной работе



Краткая информационная справка

 

     Социальная работа как профессиональная практика обладает чертами, отличающими ее от других схожих по характеру профессий социальной направленности (врача, педагога, психолога, юриста и др.) Прежде всего ее специфика состоит в комплексном характере использования помогающих стратегий специалистом. К основным помогающим стратегиям относятся: предоставление советов, предоставление информации, непосредственные действия, обучение, системные изменения, консультирование.

Другой отличительной чертой практики социальной работы является сам характер процесса социального действия и интеракций между специалистом и клиентом, в нем доминируют субъект – субъектные отношения, носящие доверительный характер, при которых клиент имеет преимущественное право при принятии решений. Поэтому,  деятельность социального работника и специалиста по психосоциальной работе строится на основании следующих принципов:

1) психологической целесообразности;

2) веры в ресурсы клиента;

3) соответствия целей и задач процесса актуальности и содержанию проблем клиента.

 Технология социальной работы с клиентами включает три этапа:

ü Первый этап заключается в оценке реальной ситуации, в помощи клиенту в выяснении реального положения дел с его проблемной ситуацией.

ü Второй этап состоит в том, чтобы определить реальную цель, к которой стремиться клиент, каких результатов ожидает от помощи специалиста.

ü Третий этап представляет собой непосредственное социальное действие помощи клиенту в достижении цели.

Содержание конкретной технологии социальной работы строится на основании описания уникального частного случая клиента. Ориентирами для описания уникального частного случая и ТЖС субъекта являются следующие характеристики:

1. Причины, определяющие ТЖС, к которым относится: инфантильные способности, сформированные в детстве, заставляющие человека предъявлять неадекватные требования к окружающему миру или выражать враждебность к нему, текущая жизненная ситуация, проявляющая чрезмерное давление, искаженное восприятие себя и окружающего мира (человек имеет стандарты восприятия в рамках понятий правильно – неправильно, неиспользуя многообразия социальных стандартов).

2. Исследование и описание ситуации, относительно других людей внешнего мира и индивидуального здоровья субъекта, причины факторов, провоцирующих неконструктивное взаимодействие с другими людьми.

3. Конфликтогенность специфики субъекта, выявленная на основе анализа затруднений в адаптации, свойственной членам той или иной группы населения, представителем которой является данный клиент.

 

 

Профессиональная деятельность социального работника и специалиста по социальной работе общего профиля охватывает три широкие сферы: работа с клиентом, работа с семьей, работа с сообществом.

Специализированная социальная работа осуществляется в различных сферах жизнедеятельности: в сфере труда и занятости, в учреждениях образования и здравоохранения, в системе правозащиты, в вооруженных силах, в пенитенциарных учреждениях.

Таким образом, практика социальной работы имеет многоаспектный и противоречивый характер. Рациональность и следование социально - политическим установкам вступает в противоречие с нравственностью, моралью, как ценностной основой социальной практики. Разрешение данного противоречия осуществляется ответственным выбором и профессиональными усилиями специалиста по социальной работе, что требует от него гибкости, активности, собственной гражданской позиции, владения умениями и навыками взаимодействия с различными категориями населения, освоения рефлексивных технологий саморазвития.

По мнению К.Я. Вазиной  механизм саморазвития включает наличие следующих базовых способностей: исследовательской, проектировочной, исполнительской, коммуникативной и рефлексивной. В практике социальной работы специалистами реализуется комплекс перечисленных выше способностей:

1) При анализе трудной жизненной ситуации клиентов и постановке социального диагноза востребованы исследовательские способности.

2) Проектировочные способности необходимы специалисту при проектировании своих действий в работе с клиентом и при осуществлении помощи клиенту в построении перспективных жизненных планов.

3) Исполнительские способности позволяют специалисту осуществить максимальный объем спланированных мероприятий.

4) Эффективность деятельности социального работника зависит от того, насколько доверительные отношения с клиентом ему удается выстроить, несомненно, это требует высокого уровня развития коммуникативных способностей.

5) Важным этапом работы специалиста является рефлексивный анализ профессиональной деятельности и ее результатов, поэтому рефлексивные способности являются необходимым условием стремления специалиста к повышению своего профессионализма.

Профессиональная деятельность специалиста по социальной работе, находящегося в режиме саморазвития, обязательно включает элементы инноваций.  Инновации в социальной работе – это целенаправленный процесс внесения изменений в определённую социальную единицу, приводящий к появлению новых стабильных элементов.

Современный специалист по социальной работе строит свою деятельность в соответствии с пониманием сущности общих и частных технологий социальной работы.

 

Задание 1

Прочитайте внимательно утверждение. Обоснуйте своё согласие или несогласие с ним.

«…Человек не может адаптироваться не находясь в постоянном творчестве и самоизменении, в саморазвитии на базе непрерывного образования и самообразования…»

 

Задание 2.

Перечислите этапы инновационного процесса:

1.____________________________________________

2.____________________________________________

3.____________________________________________

4.____________________________________________

 

 

Задание 3

Продолжить фразу.

Технология социальной работы – это

 

 

Задание 4

Заполнить таблицу

 

Общие технологии социальной работы Частные технологии социальной работы
   
   
   
   

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.111.85 (0.006 с.)