Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 3 Социальная работа с группой.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Краткая информационная справка Группой принято считать объединение людей, основанием для которого является наличие определенного признака. Для работы с группой специалисту по социальной работе необходим ряд профессиональных знаний, в частности умение работать с частным случаем как с первоначальным источником и основой, а в некоторых случаях продолжением для работы в группе. В социальной работе группы могут формироваться исходя из общности характера трудной жизненной ситуации, например, отсутствие работы, воспитание детей с инвалидностью или ОВЗ, материнство в возрасте до 18 лет, воспитание ребёнка единственным родителем и др. Спектр различных категорий населения постепенно увеличивается в связи с расширением теории и практики социальной работы. Социальная работа с группой реализует ряд задач: - организация поддержки и помощи каждому клиенту, вовлечённому в групповой процесс в восстановлении, построении и укреплении социально-полезных связей с семьёй, ближайшим социальным окружением; - развитие клиента посредством налаживания социально-полезных связей, в частности в самой рабочей группе, а также проработки жизненных сценариев и созданных смыслов; - проработка, разрешение трудной жизненной ситуации клиента в комплексе с такими составляющими как: опыт, личные качества, мировоззрение. Согласно Г. Конопка, социальная групповая работа – это практический метод социальной работы, который помогает личности расширять свое социальное функционирование и, используя целенаправленный опыт группы более эффективно справляться с индивидуальными групповыми ситуациями или проблемами в микросоциуме. [1] Важно! Несмотря на общность людей в группе, специалисту по социальной работе, необходимо учитывать индивидуальность и уникальность каждого клиента. Каждый участник группового процесса в социальной работе обладает своим «стартовым ресурсным капиталом», заключающимся в следующем: спектр личных качеств, индивидуальный опыт, образование, наличие семьи, профессиональная деятельность, самообразование, досуг. Очень важно понимать, что ресурсность клиента – это не статическое явление. Если не работать с ресурсностью, то она имеет свойство уменьшать свои качественные и количественные характеристики. При правильно организованной поддержке клиента специалистом ресурсность работает и расширяет свои характеристики, тем самым, направляя их в русло работы с трудной жизненной ситуацией. Специалист по социальной работе, выполняя роли посредника и фасилитатора и конструктивно используя ресурсы каждого участника в групповом процессе, решает главную цель социальной работы в целом - выход клиента из трудной жизненной ситуации и обретение им самостоятельности.
Задание 1. Продолжите предложение. А) При работе с группой безработных реализация роли фасилитатора специалистом по социальной работе (ведущим инспектором цента занятости) будет заключаться в следующем:__________________________________________________________
Б) При работе с родителями, воспитывающих детей с инвалидностью реализация роли посредника специалистом по социальной работе будет заключаться в следующем: ___________________________________________________________
Задание 2. На основании перечисленных моделей ответьте на вопрос: «К какой модели социальной работы относится проведение мини-клубов для пожилых людей?» Модели социальной работы с группой: - группы досуга; - образовательные группы; - социальные группы; - терапевтические [1].
Задание 3. На основании указанной структуры тренинговой работы с группой составьте план проведения тренинга. Подсказка студентам: рекомендуем выбрать ту категорию населения, которую вы изучаете, и с представителями которой вы работаете в рамках прохождения практик, написания курсовых, выпускных квалификационных работ. Исходя из выбранной категории населения (группы) выберите цель и задачи тренинга. Например: Категория – безработные; Цель – эффективное трудоустройство, снятие коммуникативных барьеров. Структура тренинговой работы: 1. Вводная часть (начальный этап, разминка) – состоит из знакомства участников тренинга, выступление ведущего на тему того, что такое тренинг, чему он будет посвящен, какие в перспективе задачи должны быть решены. Также очень важно проговорить с участниками тренинга правила и принципы тренинговой работы. Проводятся короткие и лёгкие упражнения на знакомство, на снятие напряжения, на сплочение и создание доброжелательной атмосферы. 2. Основная часть работы (содержательная) – состоит из упражнений непосредственно направленных на решение поставленной цели (например, на развитие коммуникативной компетенции), а также на дальнейшее сплочение участников тренинга для её конструктивного достижения. Содержит методы работы, отличающиеся определённой сложностью и большей длительностью, чем во вводной части для тщательной проработки проблемных ситуаций участников тренинга, которые в своём роде и являются объединяющей силой для проведения тренинга. Методы работы могут быть различными: лекции, упражнения, дискуссии, задания. Методы работы реализуются в разных вариациях: в группе, в подгруппах, в двойках, индивидуально (с и без дальнейшего обсуждения) и т.п. 3. Рефлексия (завершающая часть, обратная связь) – направлена на подведение итогов, на проработку «успехов и неуспехов». Наряду с чётким проговариванием конструктивной роли тренинга в виде отработки каких-либо навыков (в зависимости от цели), участникам тренинга необходимо дать возможность поделиться своим настроением, впечатлениями, чувствами. Для подготовки тренинга можете использовать указанную литературу, а также интернет-источники: 1) Грачева Л. В. Тренинг внутренней свободы. Актуализация творческого потенциала. СПб.: Издательство «Речь», 2005, 60 с. 2) Гейссельхарт Р., Хофманн-Буркарт К. Прощай, стресс! Лучшие техники релаксации 2-е издание. Издательство ОМЕГА-Л Москва, 2006, 118 с. 3) Грецов А.Г. Лучшие упражнения для обучения саморегуляции. Учебно-методическое пособие. Под общей редакцией проф. Евсеева С.П. СПб., СПбНИИ физической культуры, 2006.,44с. 4) Грецов А.Г. Лучшие упражнения для обучения эффективной коммуникации. Учебно-методическое пособие. Под общей редакцией проф. Евсеева С.П. СПб., СПбНИИ физической культуры, 2006., 48с. 5) Грецов А.Г., Попова Е.Г. Научись преодолевать стресс. Информационно-методические материалы для подростков. СПб., СПбНИИ физической культуры, 2006., 56 с. 6) Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Гроссмейстер общения: иллюстрированный самоучитель психологического мастерства 5-е издание. М.: Смысл; СПб.: Питер, 2004, 192 с. 7) Кипнис М. Апельсиновый тренинг. М.: Ось-89, 2008, 112с. 8) Кипнис М. Тренинг коммуникации. М.: Ось-89, 2004, 128 с. 9) Монина Г. Б., Раннала Н. В. Тренинг «Ресурсы стрессоустойчивости». СПб.: Издательство «Речь», 2009, 250 с. 10) Прутченков А.С. Свет мой, зеркальце, скажи..: Методические разработки социально-психологических тренингов. М.: Новая школа, 1996, 144 с. 11) Фопель К.Ф. Создание команды. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем.М.: Генезис, 2003, 400 с. 12) Фопель К. Ф. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. М.: Генезис, 2002, 336 с. 13) Фопель К.Ф. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения. Практическое пособие. Пер. с нем. М.: Генезис, 2011, 152 с. 14) Фопель К. Ф. Эффективный воркшоп. Динамическое обучение. Пер. с нем. М.: Генезис, 2003, 368 с. 15) Энрих Г. Скафандр от стресса. Избавьтесь от психических перегрузок и верните себе здоровье быстро, легко и навсегда. М.: Крылов Год, 2010, 144 с. 16) Энциклопедия игр и упражнений для любого тренинга / Михаил Кипнис. – Москва: Издательство АСТ, 2018. -621 [1] с. – (Психология. Высший курс)
Список использованной литературы: 1. Теория и методика социальной работы: учебник для СПО / М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. – 4-е изд., перераб и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 447с. – Серия: Профессиональное образование.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.254.35 (0.007 с.) |