Ергаки - неразгаданная сибирская шамбала 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ергаки - неразгаданная сибирская шамбала



Опубликовано 9 января, 2018 - 13:44

За прошедшее лето природный парк Ергаки — часть горного массива Западных Саян — посетили 24 тыс. человек — почти на треть больше, чем в прошлом году. За 2014 год здесь побывали свыше 85 тыс. туристов не только из городов России, но и из Испании, Чехии, Германии, Литвы, Польши, Австралии. Ергаки постепенно становятся главным туристическим брендом Красноярского края, сместив с этого пьедестала знаменитые красноярские Столбы.

Мы собрали поверья и исторические факты, связанные с этими таинственными скалами.

Спящий Саян

Главная загадка и центр мифологического притяжения этих уникальных гор — скальный хребет Спящий Саян. Когда смотришь на него со стороны Усинского тракта, отчетливо видна фигура спящего великана-богатыря — он лежит на спине, скрестив руки на груди. Можно различить даже ниспадающие вниз волосы.

Поверить, что столь узнаваемый силуэт появился случайно, почти невозможно. Поэтому местные жители веками считали это место священным, а появление здесь загадочного каменного великана объясняют десятки легенд.

– Одна из них гласит: когда-то давным-давно жил в Саянских горах человек. Никогда не бил он зверя ради развлечения, не топтал травы попусту, не рубил деревьев без нужды, и следил, чтобы и другие не нарушали первозданную чистоту этих мест, — пересказывает одну из легенд корреспонденту РП филолог, собиратель фольклора Елена Шалинская. — За такие достоинства возлюбили праведного человека боги, одарили небывалыми здоровьем и силой, и назначили Хозяином тайги. Стал он понимать язык животных и растений, чтобы мог уберечь их от любого зла. И нес он эту службу на протяжении веков. Но время неумолимо — пришла пора и Хозяину покинуть этот мир. Боги искали-искали, но так и не сумели найти ему достойную замену. И тогда они решили оставить его навеки охранять покой этих мест и превратили в камень. Так он и лежит, спокойно скрестив руки на груди, — следит, чтобы никто не потревожил Ергаки, охраняет их неисчислимые богатства.

                                                              Многие современные туристы верят, что Спящий — это не кто иной, как былинный Святогор. Он навеки упокоился в Саянских горах, которые и были настоящей колыбелью славянской цивилизации. Складки на его теле — это железные обручи, накрепко приковавшие богатыря к земле. А возвышенность на груди — сума переметная, не дающая ему разорвать оковы и подняться.

– Многие исследователи этих мест называют хребет Спящий Саян не иначе как Сибирским Сфинксом. Дело в том, что силуэт богатыря, лежащего на спине и устремившего взор в небо, виден не только с одной точки обзора, но и со всех сторон этого хребта, даже с противоположной от обычной — той, что на Усинском тракте, — говорит один из исследователей Ергаков Семен Мищик. — Он виден и в километре от скального хребта, и в десятках километров от него. И именно это делает этот скальный феномен уникальным — аналогов ему в мире нет, поскольку во всех других случаях случайные скальные образования создают силуэт какого-либо человека или животного только с определенной точки зрения.

Висячий камень

Еще одно овеянное легендами место — это Висячий камень, монолитная глыба весом свыше 100 тонн. Она непонятным образом удерживается на склоне горы, расположенной в ногах у Спящего Саяна, хотя площадь соприкосновения с поверхностью крохотная, а большая часть монолита свисает над пропастью.

– Есть легенда: когда Висячий камень упадет в озеро Радужное, над которым он нависает, то водяные брызги попадут на Спящего Саяна, разбудят богатыря, он поднимется и… А вот что будет дальше, никто не знает — ни одной легенды об этом нет, — говорит Елена Шалинская. — Поэтому регулярно находятся желающие узнать, что же тогда случиться. По местной байке, однажды группа из 30 туристов специально пришла к Висячему камню, чтобы скинуть его в пропасть. Все вместе они начали поднимать один из краев в расчете, что тогда равновесие нарушится и огромная глыба съедет вниз. Но вот незадача: чем сильнее они толкали, тем дальше камень отодвигался от края и едва не придавил людей, пожелавших нарушить его многовековой покой.

Из-за того, что Висячий камень со всех сторон обдувается ветрами, которые в горах очень сильны, то, если прикоснуться к его поверхности, можно почувствовать сильную вибрацию.

– Это и привело к появлению легенды, что монолитная глыба — не что иное, как сердце Спящего Саяна, которое боги вынули у него из груди, — продолжает Елена Шалинская. — А если учитывать, что до середины прошлого века Висячий камень все время покачивался, как маятник в часах, то сходство с биением сердца становится еще более убедительным. Поэтому одна из легенд гласит: если найдется человек, который сумеет поднять Висячий камень, то он тут же займет место спящего богатыря Саяна, а тот наконец-то обретет покой и будет освобожден от своей вечной службы.

 

  

 

         

     

  

 

 

 

  

 

К сожалению, слишком многие хотели попробовать скинуть Висячий камень вниз. Даже специально поднимали в горы лебедки, чтобы это сделать. Ничего у них не вышло. А вот камень качаться перестал — пазы вокруг него в местах сцепления со скалой заполнились каменной крошкой.

Озеро Горных духов

Таинственный водоем расположен выше всех других озер Ергаков. Есть многочисленные свидетельства туристов, что по ночам вода в нем начинает светиться. Из-за этого высокогорное озеро и получило столь поэтическое название.

– Сотрудники красноярского НПО «Геоэкология» провели исследование этих мест и пришли к выводу, что это озеро имеет искусственное происхождение, — рассказывает Семен Мищик. — Они обнаружили древнюю плотину, перегораживающую впадающий в него ручек, возраст которой — не менее 10 тыс. лет. Согласно сделанной реконструкции, некогда высота этого искусственного гидротехнического сооружения, сложенного из гранитных глыб, составляла около 50–60 метров. Для сравнения: высота плотины Красноярской ГЭС — 114 метров. Более того: геологи нашли следы сливов и обводных каналов, по которым вода из озера поступала в долины внизу. Когда, кем, с какой целью была построена древняя плотина пока остается только догадываться.

                                                                       

Что покажут дальнейшие исследования, правы красноярские геологи или нет — неизвестно.

– Как бы то ни было, и у хакасов, и у тувинцев вода из этого озера всегда считалась священной, — говорит корреспонденту РП историк, краевед Иван Савельев. — Они были убеждены, что достаточно окунуться в его прозрачные воды, как сразу пройдут любые неизлечимые недуги. А если всего одну чащу святой воды влить в погибающий колодец или пруд, то они полностью очистятся и снова станут полноводными.

Каменный город

На горном хребте Кулымыс в Ергаках можно увидеть причудливое нагромождение скал высотой 30–40 метров, как будто сложенных из огромных каменных блоков. Туристы считают, что их очертания напоминают растения или животных. А вот местные легенды говорят о другом: эти скалы — все, что осталось от последнего прибежища древнего племени.

– Легенда гласит: жило когда-то на берегах Енисея могучее племя саян. Жили они привольно, богато. Но потом пришли враги, и начали теснить хозяев с их земли, — рассказывает Елена Шалинская. — Коренные обитатели этих мест вынуждены были уйти в горы таежными тропами. Там, вдали от врагов, они построили себе новый город. И жили бы они в нем в полной безопасности, если бы не нашелся предатель. Он выдал завоевателям тайные тропы к секретному городу. Враги истребили всех жителей города. И эти скалы, обломки некогда величественных сооружений — последняя память о гордом и свободолюбивом народе.

Горы для богов и шаманов

Согласно тувинским поверьям, заходить на территорию Ергаков обычным людям нельзя. Это место предназначено исключительно для богов и шаманов. Все остальные должны поклоняться священным горам издали.

– Древняя тувинская легенда объясняет, почему для простых смертных закрыт доступ к этим местам, — говорит Елена Шалинская. — Рассказывают: жили в стародавние времена в одном из селений муж и жена. Все у них было — и любовь, и достаток. Одна беда — никак не могли супруги родить сына. Дочерей было во множестве, но что дочери – отрезанный ломоть, выйдет замуж — и уйдет в чужой дом. А сына, чтобы передать ему дом, все не было.

И вот однажды глава семьи встретил на дороге уставшего путника. Пригласил его к себе, накормил да спать уложил. А утром, перед уходом странник протянул гостеприимной хозяйке спелое румяное яблоко и сказал: «Раздели пополам. Одну половину съешь сама, вторую отдай мужу. И будет вам через девять месяцев радость». Так они и сделали. Через положенный срок родился у них долгожданный сын, да такой красивый и крепкий, что всем на удивление, как яблочко наливное. Не ребенок, а богатырь. Так его и назвали — Батыром.

Рос малыш не по дням, а по часам, становился все крепче и пригожее. Все девушки на него заглядывались. И возгордился однажды Батыр, решил: не место ему на земле, среди смертных, должен он жить среди богов. Поднялся на самую высокую вершину и закричал: «Эй вы, Боги! Возьмите меня к себе на небеса! Хочу сидеть и пировать рядом с вами!» Боги удивились такой неслыханной наглости и низвергли гордеца в преисподнюю.

Небывалой силы был Батыр, сумел пробить земную твердь. Но едва он высунул руки наружу, как боги превратили их в камень. Так и тянутся в назидание людям к небу пальцы-скалы, но никогда не смогут их достать.

– Напоминание об этой легенде сохранилось в одной из версий о происхождении названия этих скал — от тувинского слова «эргек» — палец, — говорит Иван Савельев. — Есть и альтернативное мифологическое объяснение этого названия: что Ергаки — не что иное, как руки Земли, на которых удерживается все мироздание.

И действительно, вершина главного «пальца» — пика «Звездного», самой высокой точки хребта, — всегда окутана облаками, как будто упирается в небо, поддерживает его.

Лемурийцы и атланты

Есть поверье, что именно в Ергаках, а не на острове посреди Индийского океана, жили некогда легендарные лемурийцы, от которых произошли все народы мира. Цивилизация лемурийцев и была тем легендарным утраченным Эдемом, воспоминание о котором сохранились во многих мифах и легендах разных народов мира.

Другие говорят, что Ергаки — это легендарная Шамбала, которую совершенно напрасно пытаются отыскать в Тибете. И рассказывают легенду о тайной экспедиции высокопоставленных тибетских лам, которые в начале прошлого века пришли в эти места, чтобы поклониться святыне.

– А некоторые верят, что здесь жили древние атланты, — улыбается Семен Мищик. — Они ссылаются на «Тайную доктрину» Елены Блаватской, где сказано, что 25 тыс. лет назад, когда Атлантида затонула, уцелевшие атланты переселились в центральную Азию. В качестве доказательства, что они жили именно в Ергаках, приводят такой аргумент: что многие из здешних скал похожи на Дракона, Слона, Птицу, Черепаху или Кита. А ведь считается, что жители Атлантиды поклонялись именно животным. Возможно, они превратили местные скалы в огромные скульптуры, устроив святилище невообразимых размеров. И Спящий Саян — это тоже скульптура, изображающая одного из атлантов.

– Единственное, что можно сказать достоверно, так это то, что человек освоил эти места давно, — говорит Иван Савельев. — На Ойском озере найдена палеолитическая стоянка, а множество археологических находок на этой территории и в расположенной в непосредственной близости Туве доказывают, что некогда здесь жили скифы. Разумеется, они могли вытеснить другой народ, населявший эти места до их прихода. Но чтобы говорить об этом всерьез, нужно проводить дополнительные археологические исследования.

Пик «Звездный» и «Братья»

С самым высоким в Ергаках пиком «Звездный» связана еще одна легенда, имеющая уже вполне современное происхождение. Дело в том, что в непосредственной близости от него расположена скала «Братья», или, как ее окрестили современные туристы — «Парабола». Две огромные вершины, каждая — высотой с 200-этажный дом — выглядят так, как будто сложены из сиенитовых блоков. А перемычка между ними образует почти идеальную параболу. Нигде в мире нет больше аналогичного природного феномена настолько внушительных размеров.

– Но самое интересное не в этом. Исследователи Ергаков выяснили, что в дни весеннего и осеннего равноденствия последний луч солнца проходит через разлом в стоящей напротив пика «Звездный» и скалы «Братья» горе Тайгишь. Он пересекает каменную параболу точно посредине, а затем, перед тем как исчезнуть, освещает самую вершину «пальца» — пика «Звездный». Поэтому и было сделано предположение, что этот комплекс скал — не что иное, как древняя мегалитическая астрономическая лаборатория, имеющая искусственное происхождение, — рассказывает Семен Мищик. — Гипотеза звучит фантастично, но если это предположение окажется верным, то тогда Стоунхендж по сравнению с этой лабораторией в Ергаках будет выглядеть как пирамидка из кубиков на фоне современного небоскреба. Хотя, конечно, сложно поверить, что некогда существовала цивилизация, способная построить сооружение, не имеющие по своим грандиозным размерам аналогов на планете. Хотя… Геологи утверждают, что поверхность этого двурогого скального образования блестит, как отполированная, потому что углубление в скале «Парабола» сделано искусственно, можно различить следы обработки камня.                                                       https://www.kramola.info/

 

ЕРЕСЬ   (греч. Hairesis) особое вероучение                                           (55)                                                                                                                                                                                         

 

ЕТЕРЪ – некоторый, некто

                      

ЕРМАК    1. Если открыть энциклопедию, то о Ермаке можно прочесть буквально несколько слов: «… Казачий атаман. Походом около 1581 года начал освоение Сибири Русским государством. Погиб в бою с ханом Кучумом. Герой народных песен…». Вот, пожалуй, и всё, что упоминается об этом человеке.

Долгие годы ведётся спор о том, где была родина Ермака – на Волге или Дону, Каме или Двине? «Он был предводитель партии донских казаков, именем Ермолай, по просторечию Ермак Тимофеев», - писал в своё время А.Радищев. И эта точка зрения довольно прочно утвердилась в нашем сознании. Однако ряд историков не согласны с данным утверждением. В частности, В.Воронихин утверждает, что донским казаком был другой Ермак, который числился в списках Донского войска, когда волжский казак Ермак Тимофеев совершил свой поход в Сибирь. Кстати, известен ещё и третий Ермак – Сибирский – один из основателей Красноярского острога. Так кто же он, и откуда, легендарный покоритель Сибири? Проанализировав противоречивые сведения, оставленные в дошедших до нас старинных летописях о Ермаке, попробуем восстановить биографию оттого народного героя. «Дед (его) был суздалец, посадский человек, жил в лишении, от хлебной скудности сошёл во Владимир, именем его звали Афанасий Григорьевич сын Аленин, и тут воспи-тал двух сынов – Родиона да Тимофея. А кормился извозом и был в найму в подвигах у разбойников, на Муромском лесу пойман и сидел в тюрьме. А оттуда бежал с женой и детьми в Юрьев-Повальский, и там умер. А дети его

Родион да Тимофей от скудности сошли на реку Чусовую, вотчины

Строгоновых, ему народи детей». Так писал ямщик-грамотей Илья Черепанов в своей летописи, написанной в конце XVIII века, о биографии Ермака.

Один из сыновей Тимофея, который был «силён, велеречив и остр», прослужив какое-то время в найме у уральских солепромышленников Строгоновых, сопровождая их суда по Волге и Каме, «принял смелость и, прибрав себе дружину малую, пошёл от работы на разбой и … прозван Ермак – сказуется дородный артельный таган, а по волжски – жерновой мельниц рушной». Таким образом, если доверять летописцу, то знаменитый Ермак был уральцем по происхождению и его полное имя звучит так – ВАСИЛИЙ ТИМОФЕЕВИЧ АЛЕНИН. В отличие от своего отца, вероятно, Василий не осуществлял опустошительных набегов на царские караваны, хотя, если верить некоторым летописцам, Ермак со многими своевольными воинами царскую казну «шаркали» (грабили), за что и вынужден был бежать в Сибирь со своей шайкой, чтобы спастись от гнева царя. Автор же Пермской летописи рисует нам совершенно иную картину. На Волгу к казакам со многими дарами прибыл представитель Строгоновых с предложением следовать им в верховье Камы для защиты Строгановских владений. Так волжский атаман Ермак – он же Василий Аленин, он же Герман, он же Еремей, Тимофей, Ермил (учёные насчитали с десяток имён – имён данных Ермаку) стал нести службу в Приамурье. Следовательно – Ермак вовсе не подлинное имя героя, а прозвище.

По всей вероятности Аленин-Ермак обладал незаурядными полководческими способностями. В малоизвестном документе «Дневник Стефана Батория», опубликованном историком Н.Шляковым ещё в 1901 году, имеется сообщение, что 27 июня 1581 года в битве под Могилевом – на одном из напряжённых участков Ливонской войны – «сторожевым полком командовал Ермак Тимофеевич, атаман казацкий…». Если попытаться связать воедино сообщения летописей и свидетельство документа, то получается, что Ермак, уйдя с Волги, до похода в Сибирь успел не только послужить Строгоновым, но ещё и побывать на фронтах Ливонской войны. Известен тот факт, что в семидесятых годах XVI века – время всеобщей воинской мобилизации – Строгоновы выставили на западный фронт полторы тысячи своих людей. Не могло ли быть среди них и Ермака?

И, наконец, исторический день. 26 октября 1582 года на берегах Иртыша у города Кашлыка встретились два войска – Кучума и Ермака… До последнего времени так трактовалось это сражение: «В 1582 году навербованный Строгоновыми отряд волжских казаков во главе с атаманом Ермаком подошёл на ладьях по Иртышу к столице Кучума – Кашлыку. В прошедшем под Кашлыком сражении вооружённые огнестрельным оружием казаки наголову разбили татар, имевших лишь луки и стрелы…». Однако военный историк Н.Лапин, проанализировав рассыпанные по разным летописям отрывочные описания похода Ермака в Сибирь, пришёл к выводу, что напрасно так часто основную причину победы Ермака над кучумским воинством видят в превосходстве огнестрельного оружия русских. От момента заряжания до выстрела фитильного ружья проходило полторы-две минуты, за которые татарские всадники осыпали казаков тысячами стрел. Да и соотношение сил было неравными: на одного казака приходилось до двадцати татарских воинов,… Скорее всего строгая дисциплина в отряде, высокий авторитет руководителя и многочисленные военные хитрости, применённые Ермаком в боях, были главным условием в победе над неприятелем.

А погиб Ермак Тимофеевич в 1585 году во время поднятого татарами

восстания против русских. Так кто же был Ермак? Его биографию восста-новить чрезвычайно сложно, ибо слишком мало сохранилось свидетельств, а те, что дошли до нас, весьма противоречивы. Куда больше нам известно о его противнике, потомке Чингисхана сибирском властителе Кучуме. Кучум долгое время вынашивал планы восстановления былой мощи Золотой Орды. Из своего бухарского дворца он с тревогой наблюдал, как разваливается на части некогда единое целое: пали Казанское и Астраханское царства, правители Ногайской орды (она занимала территорию от Крыма до Нижней Волги) то нападают на Русь, то подписывают с ней мирные соглашения. А на троне Сибирского царства – бездарный Едигер, согласившийся стать вассалом Ивана Грозного. И тогда Кучум решил действовать. Налетев однажды из степей, он убил Едигера, порвал договор о мире с Иваном Грозным и убили русского посла. Нити заговоров потянулись от Крыма, Ногаев и ещё не до конца обезвреженных казанских и астраханских феодалов к столице Сибирского ханства – Кашлыку. С момента воцарения Кучума, на русские земли в Приуралье по нескольку раз в год стали нападать его «сибирские люди».

           Что касается Ермака, то, возможно прав Н.Карамзин, написавший в своё время: «Родом неизвестный, душой знаменитый».

РЕПЛИКА ПО ТЕМЕ: Согласно общепринятой истории, покорение Сибири казацким атаманом Ермаком Тимофеевичем с «сотоварищами» произошло в царствование Ивана Грозного. Точнее, Сибирское ханство завоёвывалось несколько лет: с 1581 по 1584 годы. Запомните эти даты! Они нам ещё пригодятся!…Недавно британским историкам посчастливилось ознакомиться с уникальным документом, хранящимся в Лондоне, - письмом Ивана Четвёртого (Грозного) адресованного английской королеве Елизавете Первой. В нём полностью упоминается титул российского царя. Что поразило историков, так это то, что в титуле царя московского вообще нет слова «Московский», так же, как нет в нём титулов «Владимирский» и «Новгородский». Перечисление же начинается с Пскова: «Государь Псковский, и великий князь Смоленский, Тверской, земли Черниговской, Рязанской, Полоцкой, рос…(далее следует обрыв текста - автор) и всея Сибирские земли (подчёркнуто автором)…». Теперь следует уточнить, что датировано это письмо 1555 годом! Так чего же, четверть века спустя, покорял Ермак?!…Николай Мордиков.

2. ЕРМАК ТИМОФЕЕВИЧ?–6 августа 1585
Сражения и победы
В народной памяти Ермак живёт атаманом-богатырём, покорителем Сибири, сильным и непобедимым воином, даже несмотря на его трагическую гибель.
В исторической литературе есть несколько версий его имени, происхождения и даже гибели...
Казачий атаман, предводитель московского войска успешно начал по приказу царя Ивана IV войну с сибирским ханом Кучумом. В результате Сибирское ханство перестало существовать, а сибирские земли вошли в состав Русского государства. В разных источниках назван по-разному: Ермак, Ермолай, Герман, Ермил, Василий, Тимофей, Еремей.
По словам Н.М. Карамзина,
Ермак был роду безвестного, но душою великой.
Одни историки считают его донским казаком, другие - казаком уральским, третьи видят в нем выходца из князей земли сибирской. В одном из рукописных сборников XVIII в. сохранилось сказание о происхождении Ермака, якобы написанное им самим («О себе же Ермак известие написал, откуда рождение его…»). Согласно ему, дед его был суздальским посадским человеком, отец, Тимофей, перебрался «от скудости и от бедности» в вотчину уральских купцов и солепромышленников Строгановых, получивших в 1558 г. первую жалованную грамоту на «камские изобильные места», а к началу 1570-х гг. - на земли за Уралом по рекам Тура, Тобол с разрешением строить крепости на Оби и Иртыше. На реке Чусовой Тимофей осел, женился, воспитал сыновей Родиона и Василия. Последний был, согласно Ремизовской летописи, «весьма мужествен и разумен, и зрачен, плосколиц, черн брадою и власы прекудряв, плоск и плечист».
Он ходил у Строгановых на стругах в работе по рекам Каме и Волге, и от той работы принял смелость, и прибрав себе дружину малую и пошел от работы на разбой, и от них звался атаманом, прозван Ермаком.
До того, как отправиться в Сибирь, Ермак два десятилетия служил на южной границе России. Во время Ливонской войны он был одним из самых известных казацких воевод. Польский комендант города Могилёва доносил королю Стефану Баторию, что в русском войске были «Василий Янов – воевода казаков донских и Ермак Тимофеевич – атаман казацкий». Опытными воеводами были и ближайшие сподвижники Ермака: Иван Кольцо, Савва Болдырь, Матвей Мещеряк, Никита Пан, не раз водившие полки в войнах с ногайцами.
«Имя Победы»
В 1577 г. купцы Строгановы пригласили Ермака вернуться в Сибирь, чтобы нанять для охраны своих владений от набегов сибирского хана Кучума. Прежде Сибирское ханство поддерживало добрососедские отношения с Русским государством, выражая свое миролюбие высылкой в Москву ежегодной дани пушниной. Кучум прекратил выплаты дани, начав вытеснение Строгановых с Западного Урала, с рек Чусовой и Камы.
Против Кучума было решено организовать поход, который тщательно подготовили. Первоначально казаков насчитывалось пятьсот сорок человек, затем их численность увеличилась втрое – до тысячи шестисот пятидесяти человек. Основными дорогами в Сибири являлись реки, поэтому было построено около сотни стругов – больших лодок, каждая из которых могла вмещать до двадцати человек с оружием и запасами продовольствия. Рать Ермака была хорошо вооружена. На струги было установлено несколько пушек. Кроме того, у казаков имелось триста пищалей, дробовые ружья и даже испанские аркебузы. Пушки стреляли на двести – триста метров, пищали – на сто метров. Чтобы перезарядить пищаль, требовалось несколько минут, то есть по нападавшей татарской коннице казаки могли сделать только один залп, а затем начинался рукопашный бой. По этой причине огнестрельное оружие имело не более одной трети казаков, остальные были вооружены луками, саблями, копьями, топорами, кинжалами и самострелами. Что же помогло отряду Ермака одержать победу над татарскими отрядами?                                                                          Любава Светозаровна      http://vk.com/detizemlirusskoy

2. 14 марта 1583 года царь Иван Грозный получил официальное донесесние о том, что Ермак Тимофеевич со своей дружиной занял город Искер – столицу сибирских татар. Его вместе с пушниной привезли в Москву посланцы Ермака: двадцать пять казаков во главе с Иваном Кольцо. Посольство было ласково принято Иваном Грозным. Ивану Кольцо была вручена "похвальная" царская грамота, где царь прощал прошлые грехи атамана Ермака и его дружины. Кроме грамоты, царские подарки: казакам — сукно и деньги, а лично Ермаку — два боевых панциря, серебряный кубок и шубу с царского плеча. https://vk.com/id311273996

 

3. Сибирский поход Ермака — вторжение казачьего отряда Ермака на территорию Сибирского ханства в 1581—1585 годах, которое положило начало русскому освоению Сибири.
Отряд численностью в 840 человек был сформирован во владениях Строгановых, в Орле-городке. Деятельное участие в оснащении отряда всем необходимым приняли купцы Строгановы. Казаки Ермака прибыли на Каму по приглашению Строгановых в 1579 году для защиты их владений от нападений вогулов и остяков. Поход осуществлялся без ведома царских властей, и Карамзин назвал его участников «малочисленной шайкой бродяг». Костяк завоевателей Сибири составили волжские казаки в числе пяти сотен во главе с такими атаманами, как Ермак Тимофеевич, Иван Кольцо, Матвей Мещеряк, Никита Пан, Яков Михайлов. Помимо них, в походе принимали участие татары, немцы и литва. Войско было погружено в 80 стругов.

Первая стычка казаков с сибирскими татарами произошла в районе современного города Туринск (Свердловская область), где воины князя Епанчи обстреляли струги Ермака из луков. Здесь Ермак при помощи пищалей и пушек разогнал конницу мурзы Епанчи. Затем казаки без боя заняли городок Чинги-туру (Тюменский район). На месте современной Тюмени было взято множество сокровищ: серебро, золото и драгоценные сибирские меха.

9 мая 1582 года в устье Туры казакам пришлось принять бой с шестью татарскими князьками, среди которых самыми знаменитыми были Матмас и Каскара. На Тоболе произошли сражения у Караульного яра 7 и 21 июля у Бабасанских юрт (15 км от с. Байкалово, Ярковский район). Ермак, стоя в окопе, несколькими залпами остановил стремление нескольких тысяч всадников Маметкула, которые неслися во весь дух потоптать его. У Долгого яра (соврем. д. Худякова Тобольского района) сибирские татары вновь обстреляли стрелами войско Ермака.

14 августа произошло сражение у Карачин-городка (соврем. с. Карачино, Тобольский район). Ермак взял улус мурзы Карачи и в нём богатую добычу, запасы и множество кадей царского меду.

4 октября Кучум решил встретить казаков недалеко от места слияния Тобола и Иртыша у Чувашского мыса. Поджидая казаков, хан собрал большие силы почти 15 тыс. чел. В решающей битве были с Кучумом наемники, остяцкие и вогульские князьки с личными дружинами. Силы были не лучшие, так как самые боеспособные силы Кучума ушли в набег на Пермь. Местное население не оказало особенной поддержки Кучуму, в разгар битвы остяки и вогулы хана покинули. Кучум потерпел поражение и отступил в Ишимскую степь.

26 октября (5 ноября) 1582 года атаман Ермак Тимофеевич занял Кашлык — тогдашнюю столицу Сибирского ханства. Через четыре дня ханты с р. Демьянка (Уватский район), привезли в дар завоевателям пушнину и съестные припасы, главным образом рыбу. Ермак «лаской и приветом» встретил их и отпустил «с честью». За хантами потянулись с дарами местные татары, бежавшие ранее от русских. Ермак принял их так же ласково, позволил вернуться в свои селения и обещал защищать от врагов, в первую очередь от Кучума. Затем стали являться с пушниной и продовольствием ханты из левобережных районов — с рек Конда и Тавда. Всех являвшихся к нему Ермак облагал ежегодной обязательной податью — ясаком. С «лучших людей» (племенной верхушки) Ермак брал «шерть», то есть присягу в том, что их «народец» будет своевременно платить ясак. После этого они рассматривались как подданные русского царя.

В декабре 1582 года военачальник Кучума, Маметкул, истребил из засады один казацкий отряд на Абалацком озере, но 23 февраля (5 марта) 1583 казаки нанесли новый удар Кучуму, взяв в плен Маметкула на реке Вагае.

Посольство в Москву

В конце 1582 года Ермак направил в Москву посольство во главе со своим верным помощником Иваном Кольцо известить царя о разгроме Кучума. Царь Иван IV оказал казацкой делегации Ивана Кольцо милостивый прием, щедро одарил посланцев — среди подарков была кольчуга великолепной работы — и отправил обратно к Ермаку. 10 (20) мая 1583 г. князь Семен Болховской получил указ царя проследовать в Сибирь с дружиной в 500 стрельцов. Кроме этого, Строгановым предписывалось предоставить Болховскому 40 добровольцев из числа своих людей. На пути в Сибирь Болховской с отрядом остановился на зиму 1583‑1584 гг. на территории Строгановых. Но отряд прибыл в Кашлык только в ноябре 1584 г., а казаки не заготовили необходимого количества провианта.

Покорение вогулов

Лето 1583 года Ермак потратил на покорение татарских городков и улусов по рекам Иртышу и Оби, встречая везде упорное сопротивление, и взял остяцкий город Назым. Рекою Тавдою ходили в землю вогуличей и распространяли власть свою до лесов и болот пелымских, умножив, таким образом, число данников и расширив свои владения в древней земле Югорской до реки Сосвы. Летом 1584 г. был уничтожен отряд Никиты Пана в Назыме.

Голодная зима

Зимой 1584/1585 года температура в окрестностях Кашлыка падала до −47°, начинали дуть ледяные северные ветры. Глубокие снега делали невозможной охоту в таежных лесах. В голодное зимнее время волки собирались большими стаями и появлялись возле человеческих жилищ. Стрельцы не пережили сибирскую зиму. Они погибли поголовно, так и не приняв участия в войне с Кучумом. Умер и сам Семен Болховской, назначенный первым воеводой Сибири. После голодной зимы численность отряда Ермака катастрофически сократилась. Чтобы сберечь уцелевших людей, Ермак старался избегать столкновений с татарами.

Восстание мурзы Карача

В марте 1585 года на реке Туре восстал изъявлявший прежде покорность Ермаку мурза Карача, внезапно истребивший отряд казака Ивана Кольцо. Разбит был и отряд Якова Михайлова. Восставшие татары подошли к Кашлыку и блокировали в нём войско Ермака, но 12 (22) июня 1585 атаман Матвей Мещеряк предпринял вылазку, в ходе которой смог отогнать татар от города. При этом его отряд понёс большие потери. В войске Ермака оставалось меньше половины от числа тех, кто покинул под его знамёнами Пермский край в 1581 году. Три из пяти казачьих сотников были мертвы.

Гибель Ермака и окончание похода

В ночь на 6 (16) августа 1585 года Ермак погиб вместе с небольшим отрядом в устье Вагая. Удалось спастись лишь одному казаку, который и принес в Кашлык печальную весть. Казаки и служилые люди, остававшиеся в Кашлыке, собрали круг, на котором решили не зимовать в Сибири. «Седоша в струги своя августа в 15 день и погребоша вниз по Обе… и через Камень приидоша в Русь на свои жилища, град же [Кашлык] оставиша пуст». Уводил остатки войска Ермака на родину атаман Матвей Мещеряк.

После похода

В конце сентября 1585 года в Кашлык прибыло 100 служилых людей под командой Ивана Мансурова, посланных на помощь Ермаку. В Кашлыке они никого не застали. При попытке возвратиться из Сибири путём своих предшественников — вниз по Оби и далее «через Камень» — служилые люди были вынуждены из-за «смерзения льда» поставить «град над Обью против устья реки» Иртыша и в нём «седоша зимовати». Выдержав здесь осаду «от множества остяков», люди Ивана Мансурова летом 1586 г. возвратились из Сибири.

Третий отряд, прибывший весной 1586 г. и состоявший из 300 человек под руководством воевод Василия Сукина и Ивана Мясного, привез с собой «письменного голову Данилу Чулкова» «для заведения дел» на месте. Экспедиция, судя по её результатам, была тщательно подготовлена и экипирована. Для утверждения в Сибири власти русского правительства она должна была основать первый сибирский правительственный острог и русский город Тюмень. Вселенная истории https://vk.com/vselennay_istorii

 - Ермак сделал невероятное. В то время, пока страна воевала со Швецией, переживала не самые простые времена, он, не спросясь царя, завоевал для России Сибирь. И в Сибири остался навсегда.

Помор? До сих пор историки не могут однозначно сказать, ни где родился Ермак, ни кем он был по происхождению. Как обычно и происходит с памятью о легендарных людях, сразу несколько мест в России претендуют на то, чтобы называться родиной Ермака. Одни историки утверждают, что Ермак родился на Дону, другие - что в Перми, третьи делают Ермака уроженцем Бирка, что на Северной Двине.

В одной только Архангельской области сразу несколько районов претендуют на статус родины Ермака: Виноградовский, Красноборский, Колтласский. В Красноборском и Котласском районах заявляют, что именно у них Ермак стоял станом во время того, как Строгановы снаряжали его в поход. Есть в Красноборском районе Ермакова гора, Ермакова лестница, Ермаков ручей и, конечно, Ермаков колодец, в котором, по легенде, Ермак утопил перед сибирским походом захваченные в волжских походах сокровища.

В соседнем Котласском районе говорят другое: стан Ермака располагался здесь, недалеко от деревни Федотовской, тут и до Сольвычегодска ближе...



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.233.58 (0.048 с.)