Светила при светиле, а потом поблекла 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Светила при светиле, а потом поблекла



Короновал свою жену император Петр I в 1723 году, за 2 года до своей смерти. Екатерине надели на голову первую в истории Российской империи корону. После Марии Мнишек (несостоявшейся жены Лжедмитрия I) она была второй женщиной, коронованной на российский престол. Петр пошел против правил, проигнорировав закон, по которому царями на Руси становились прямые потомки царского рода по мужской линии.

После кончины мужа Екатерина взошла на престол с помощью своего старого друга Меншикова и его товарища, сподвижника ее покойного супруга, графа. Петра Толстого. Те подтянули для «усиления» гвардейцев Преображенского полка, сломивших волю инакомыслящих «старых бояр». Сенат утвердил кандидатуру Екатерины, а народ, хоть и подивился такому раскладу, но безмолвно – волнений по этому поводу не возникло.

Правила Екатерина недолго, всего два года. Народ ее любил (императрица занималась благотворительностью). Но руководили государством в действительности фельдмаршал Меншиков и Верховный Тайный Совет. Сама Екатерина любила балы и прочие увеселения. Возможно, праздный образ жизни и привел к тому, что в 43 года она скончалась. Историки считают, что значимой фигурой она была только при муже Петре I. https://cyrillitsa.ru/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com

ЕКАТЕРИНА II      1. Алексеевна 1729-96.  

  1. Императр. Российская 1761-1796. Дочь принца Ангальт-Цербтского. Образование французск. В 1744 супруга цесаревича Петра Фёдоровича, кот. через полгода после воцарения (Пётр III) уступил престол жене. Первая

турецкая война доставила России прибрежье Азов-

кого моря и часть Чёрного. В 1773 г. Россия получила Белоруссию, позже Волынь, Подолию, Литву и Курляндию. Даны сословные права дворянству, некотор. Са-моуправление городам, запрещение крепостным жаловаться на господ. Бунт Пугачёва, Воспитательные до-         ма, воспит. Общ-во благородных девиц (Смольный институт). В последние годы: Радищев сослан в Сибирь, Новиков посажен в Шлисельбург. Деятели: Румянцев, Суворов, Потёмкин. Написала ок. 15 пьес.                                               (47)

2 …до крещения – София-Августа-Фредерика, принцесса захудалого немецкого Анхальт-Цербского княжества, жена Петра III, принца Голштинского Карла-Ульриха…пришла к власти после дворцового переворота 28 июня 1762г. Силами гвардейских полков во главе с Григорием Орловым. Пётр III был задушен. Умная и амбициозная Е. переписывалась с Вольтером, Дидро и считала себя последовательницей французского просвещения. При Е. жестоко угнетались крестьяне (Салтычиха, умертвившая 138 крепостных), крестьян-ская война п.предв. Е.И.Пугачёва подавлена с беспримерной жестокостью, преследовала любые проявления передовой обществ. Жизни: заставила молчать Д.И.Фонвизина, заключила в крепость Н.И. Новикова, сослала в Сибирь А.Н. Радищева… «Великой» названа больше за свою внешнюю политику: воссоединение части белорусских и украинских земель, закрепление России в Прибалтике (присоединение Курляндии), утверждение на северных берегах Чёрного моря и ликвидация агрессивного Крымского ханства, расширение владений России в Сибири.                                                                                          (62)                      

3.      Как известно, она не всегда была Екатериной, а до 17 лет носила имя София-Августа-Фредерика принцесса Ангальт-Цербстская. Ее воспитали в лютеранской вере и, по крайней мере, отец будущей императрицы был человеком весьма набожным. Сама Екатерина впоследствии вспоминала, что якобы уже в детстве отличалась определенным религиозным вольнодумством и, в частности, интересовалась у учившего ее пастора, что такое обрезание. Позднее, приехав в Россию, она должна была сменить веру и в письмах к отцу (который наставлял — если она почувствует, что не сможет это сделать, ей следует отказаться) всячески подчеркивала, что между православием и лютеранством разница лишь в обрядах, но русская Церковь вынуждена их сохранять из-за приверженности им невежественного народа. В действительности переход в православие был для нее, видимо, достаточно болезненным, Екатерина даже серьезно занемогла. Опасались за ее жизнь и тайно приводили к ней пастора. Выздоровев, Екатерина все же крестилась по православному обычаю, но вполне очевидно, что этот обряд лишь способствовал развитию у нее религиозного скептицизма, который еще более укрепился, когда она познакомилась с сочинениями французских просветителей, и прежде всего Вольтера. Оставаясь человеком верующим, она, однако, как и положено человеку эпохи Просвещения, никогда не была религиозной фанатичкой и видела в Церкви лишь одно из средств управления государством... познакомившись с идеями Просвещения, она прониклась духом веротерпимости, что проявлялось в ее отношении не только к иным христианским конфессиям, но и, например, к исламу. Так, она считала очень полезным существующее у мусульман многоженство, поскольку это способствовало росту народонаселения. Иначе говоря, ее отношение к религии было сугубо прагматическим. Когда же русское духовенство пожаловалось ей, что мусульмане строят в Казани мечети вблизи православных храмов, она отвечала, что не видит в этом ничего страшного, поскольку раз уж Господь терпит разные веры, значит и их храмы могут стоят рядом друг с другом. С другой стороны, надо иметь в виду, что характерный для Просвещения взгляд на религию предполагал и осуждение всякого рода суеверий, а именно суевериями, по мнению идеологов Просвещения, был наполнен иудаизм и его обряды… Таким образом, с точки зрения просветителей, нужно было убедить евреев избавиться от суеверий или шире — цивилизовать их. Цивилизовать примитивные народы, стоящие на более низкой ступени развития, а именно так воспринимали евреев просветители, — это вообще одна из важнейших задач Просвещения (отсюда и само слово) и всякого просвещенного правителя, к каковым относила себя Екатерина II.

Вопрос о необходимости просвещения, цивилизации евреев обсуждался уже в Польше, чье еврейское население и попало позднее в Россию, причем тамошние реформаторы полагали, что сделать это можно лишь путем культурной ассимиляции, т.е. восприятием евреями традиций и ценностей польской культуры. Ирония, однако, заключалась в том, что с точки зрения французов или англичан и сами поляки были не вполне цивилизованы. Что же касается Екатерины, то она ставила перед собой задачу цивилизовать русский и иные народы своей империи и п Но идеи Просвещения не ограничивались, конечно, лишь сказанным. Они касались также сферы политики и управления государством. Екатерина взошла на русский трон, имея определенную политическую программу, основанную на идеях Просвещения, и в частности Монтескье. Его книгу «О духе законов» она штудировала почти как Библию и именно на ее основе сформулировала основную цель своего царствования. Монтескье писал о трех видах государственного правления — республике, монархии и деспотии. Последняя однозначно осуждалась и, значит, принята быть не могла. Республиканская форма правления, т.е. основанная на народном представительстве, согласно Монтескье, могла быть реализована лишь в небольших странах и, хотя Екатерина, отчасти кокетничая, не раз заявляла, что в душе она — республиканка, но, естественно, была убеждена, что единственная форма государственного правления, пригодная для России, — монархия. И, как показывают исследования последних лет, еще не слишком распространенное в России того времени греческое слово монархия она переводила на русский как самодержавие, вовсе не вкладывая в него тот смысл, который оно приобрело значительно позже, когда самодержавие стало объектом нападок со стороны разного рода революционеров. Однако, опять же согласно Монтескье, монархия должна опираться на соответствующую социальную структуру общества, состоящую из сословий, исала о России как о стране «невозделанной», считая, что именно в силу этой причины она наиболее подходит на роль российской императрицы…      по замыслу императрицы в России должно было быть три сословия: дворянство, горожане (позднее получившие наименование мещан) и крестьянство. И тут необходимо упомянуть еще об одном важном обстоятельстве, без которого невозможно понять, что же произошло в екатерининское царствование с евреями… 4 декабря того же 1762 г. вышел манифест, разрешавший въезжать в Россию и селиться в ней всем иностранцам, за исключением евреев. ……. вскоре после выхода манифеста в Петербург стали приходить просьбы допустить евреев если не в Россию в целом, то, по крайней мере, в отдельные ее регионы, где традиционно существовали торговые связи с еврейскими купцами. Такие просьбы, в частности, приходили с Украины и из Прибалтики, в особенности из Риги. В 1764 г. начинается целенаправленная политика екатерининского правительства по привлечению в Россию иностранных колонистов, результатом которой было, в частности, появление в Поволжье переселенцев из Германии. Тогда же появляется специальное законодательство, и, что показательно, в соответствующих указах евреи не упоминались вовсе, т.е. прямого запрета на их въезд в Россию в этих документах не было. Впрочем, формула «что не запрещено, то разрешено» тут вряд ли действовала, ибо и нормы манифеста 1762 г. тоже продолжали действовать. Однако именно 1764 год стал, по выражению одного историка, «началом своеобразной “оттепели” в еврейском вопросе», потому что именно тогда, во-первых, еврейские торговцы были допущены в Ригу (и это было началом рижской еврейской общины, из которой вышел, например, известный философ ХХ в. сэр Исайя Берлин), а во-вторых, было решено использовать евреев для освоения Новороссии… Согласно имеющимся данным, в начале 1760-х гг. в Новороссии осело примерно 8 тыс. евреев, а в течение последующих 20 лет это число выросло примерно до 12 тысяч. Массового переселения, конечно, не было, да и не могло быть, поскольку предполагалось, что в Новороссии евреи станут заниматься сельским хозяйством, т.е. станут крестьянами. С другой стороны, рижским еврейским купцам официально был присвоен статус «новороссийских купцов», и было велено выдать им паспорта, позволявшие приезжать даже в Санкт-Петербург………

 

В составленной по запросу Совета при высочайшем дворе записке Воронцов попытался ответить на два вопроса: разрешает ли российское законодательство переселение евреев во внутренние российские провинции и полезно ли для государства развитие еврейской торговли? Что касается первого вопроса, то Воронцов исходил из того, что принятое до раздела Польши законодательство, запрещавшее евреям въезд в Россию, отменено не было и, соответственно, новые указы касались только Белоруссии и Новороссии. При этом он считал, что их действие можно распространить также на Екатеринославскую и Таврическую губернии, т.е. на недавно перед этим присоединенные области Крыма. Ответ на второй вопрос весьма примечателен. Воронцов признавал, что в ряде крупных городов Европы (Лондоне, Амстердаме, Гамбурге, Лиссабоне) существует весьма значительная и играющая положительную роль еврейская торговля, однако она ведется, как он писал, так называемыми португальскими жидами, в то время как в Белоруссии проживают польские, прусские и немецкие евреи, которые «производят торги свои … как цыганы со лжею и обманом, который и есть единым их упражнением, чтобы простой народ проводить».

Тут надо заметить, что Воронцов вовсе не был записным антисемитом. Его записка отражает общепринятый взгляд, дополненный личными впечатлениями, полученными на дипломатической службе в Англии и Голландии. При этом Воронцов обнаружил и определенные познания в еврейской истории, поскольку отметил две основные ветви еврейской диаспоры — евреев-сефардов и евреев-ашкеназов. Примечательно, что записка Воронцова была составлена не ранее февраля 1790 г., а скорее всего несколькими месяцами позже, в то время как еще 28 января 1790 г. в революционной Франции евреям-сефардам, т.е. тем самым португальским жидам, о которых писал Воронцов, были дарованы равные права с другими гражданами. Воронцов, конечно, не мог об этом не знать, а события во Франции того времени в соответствии с его убеждениями, несомненно, вызывали у него симпатию. Правда, в сентябре 1791 г. французы распространили это положение и на евреев-ашкеназов, но это произошло, когда записка Воронцова уже была написана.

Еще в октябре 1790 г. документ был рассмотрен на заседании Совета при высочайшем дворе, и он счел необходимым с ней согласиться. В соответствии с этим решением через год с небольшим, в декабре 1791 г., т.е. накануне второго раздела Польши, и появился соответствующий именной указ, ограничивавший право на расселение евреев Белорусской, Екатеринославской и Таврической губерниями, а также вошедшей к этому моменту в состав империи Курляндией и установивший таким образом черту оседлости.

Остается ответить на два вопроса. Во-первых, как же все-таки совместить этот указ с ранее описанными взглядами Екатерины и, во-вторых, какое значение он имел? Что касается первого, то, конечно, надо принять во внимание, что в 1791 г. императрица была уже совсем не той, что в начале своего царствования. Тот год был вообще для нее очень тяжелым. Именно тогда, в октябре она потеряла своего самого верного соратника — князя Григория Потемкина, в окружении которого, кстати сказать, всегда было немало евреев. Это стало большим ударом для императрицы, за которым последовали новые — в конце ноября умер граф Я.А. Брюс, а буквально накануне того дня, которым датирован указ о черте оседлости, пришло известие о смерти М.С. Потемкина. Надо учитывать и крайнюю напряженность внешнеполитического положения России. Только что закончилась кровопролитная война с Турцией, серьезно обострились отношения с Пруссией и Польшей, на территории которых было достаточно большое еврейское население, в постоянном контакте с которым были евреи Белоруссии. Все больше опасений вызывали события во Франции, и понятно, что императрица вовсе не стремилась подражать французскому революционному правительству. Записка Воронцова и события в Москве свидетельствовали об определенных общественных настроениях, с которыми в этих условиях невозможно было не считаться, тем более что их разделяло и духовенство. Весь этот комплекс причин и привел в конечном счете к установлению черты оседлости. Но самым главным стало то, что за время с 1772 г. до конца 1790-х гг. правительство убедилось, что еврейское население практически невозможно втиснуть в жесткие рамки последовательно создаваемой социальной структуры, и значит, было целесообразно ограничить ареал его проживания.

Что же касается второго вопроса, то тут всякие выводы могут носить лишь спекулятивный характер. Вполне очевидно, что именно ограничение евреев в правах стало одной из важнейших причин их повышенной социальной активности, вылившейся в массовое участие в революционном движении, что, в свою очередь, стало одним из многочисленных факторов, в конечном счете приведших империю к краху. Понятно также, что существование черты оседлости навсегда оставило своего рода рубец на самосознании российского еврейства. Но, с другой стороны, нельзя не признать, что черта оседлости способствовала сохранению еврейской национальной самобытности, формированию особой еврейской идентичности в рамках Российской империи. Можно предположить, что, не будь этой черты, процесс если не ассимилляции, то, по крайней мере, аккультурации евреев пошел бы весьма быстрыми темпами, как это и случилось, когда черта оседлости исчезла. Александр Каменский, доктор исторических наук, профессор РГГУ. По материалам сайта http://his.1september.ru/

     
     
     
     

Таким образом, Россия, где прежде не было евреев, неожиданно стала обладательницей крупнейшего в мире еврейского населения.   И 23 декабря 1791 года Екатериной Великой в Российской Империи была введена черта оседлости.

4. принцесса Софья-Фредерика-Августа Анхальт-Цербстская Sophie Auguste Friederike von Anhalt-Zerbst-Dornburg (псевдонимы "Екатерина Алексеевна" и "Екатерина-2")

5. 5 марта 1764 года — Екатерина II объявила о передаче церковных земель в собственность русской короны.
Екатерина II объявила о передаче церковных земель в собственность русской короны. С этого дня бывшим имуществом Синода, архиерейских кафедр и монастырей (более 900 тысяч крестьянских душ мужского пола и 8,5 млн десятин земельных угодий) стала управлять Коллегия экономии.    https://vk.com/public107481386

6. 9 июля 1762 г. (254 года назад)
В результате дворцового переворота на российский престол взошла Екатерина II

В ночь на (28 июня) 9 июля 1762 года, когда российский император Петр III находился в Ораниенбауме, его супруга Екатерина тайно прибыла в Петербург и в казармах Измайловского полка была провозглашена самодержавной императрицей. Вскоре к восставшим присоединились солдаты других полков. Весть о восшествии Екатерины на престол быстро разнеслась по городу и была с восторгом встречена петербуржцами.
Для предупреждения действий свергнутого императора были посланы гонцы в армию и в Кронштадт. Между тем Петр, узнав о происшедшем, стал посылать к Екатерине предложения о переговорах, однако они были отвергнуты. Сама императрица во главе гвардейских полков выступила в Петербург и по дороге получила письменное отречение Петра от престола.
Екатерина вступила на престол, имея вполне определенную политическую программу, основанную, с одной стороны, на идеях Просвещения и, с другой, учитывавшую особенности исторического развития России. Важнейшими принципами осуществления ее программы были постепенность, последовательность, учет общественных настроений. http://vk.com/nstarikov_club

"Екатерина. произнесла в Синоде, речь, в которой высказала, что «имения духовенства похищены у государства». Наконец 26 февраля 1764 года «всенародно» был объявлен манифест, по которому церковные имения отдавались в полное ведение Коллегии экономии". Галина Антоненко

БИОГРАФИЯ ЕКАТЕРИНЫ II

Екатерина II Алексеевна Великая (урождённая София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская, нем. Sophie Auguste Friederike von Anhalt-Zerbst-Dornburg, в православии Екатерина Алексеевна; 21 апреля [2 мая] 1729, Штеттин, Пруссия — 6 [17] ноября 1796, Зимний дворец, Петербург) — императрица Всероссийская с 1762 по 1796 год. Дочь князя Ангальт-Цербстского, Екатерина пришла к власти в ходе дворцового переворота, свергнувшего с престола её мужа Петра III. Екатерининская эпоха ознаменовалась максимальным закрепощением крестьян и всесторонним расширением привилегий дворянства. При Екатерине Великой границы Российской империи были значительно раздвинуты на запад (разделы Речи Посполитой) и на юг (присоединение Новороссии, Крыма, отчасти Кавказа). Система государственного управления при Екатерине Второй впервые со времени Петра I была реформирована.

Императрица увлекалась литературной деятельностью, собирала шедевры живописи и состояла в переписке со многими французскими просветителями. В целом политика Екатерины и её реформы вписываются в русло просвещённого абсолютизма XVIII века.

Просвещённый абсолютизм — политика, проводимая во второй половине XVIII века рядом монархических стран Европы и направленная на устранение остатков средневекового феодального строя в пользу рыночных отношений [ 1 ].

В семье герцога Цербстского Екатерина получила домашнее образование. Обучалась английскому, французскому и итальянскому языкам, танцам, музыке, основам истории, географии, богословию.

Штеттинский замок, место рождения Екатерины Великой

В 1743 году российская императрица Елизавета Петровна, мать будущего императора Петра III, энергично поддержала избрание на шведский престол дядю будущей императрицы и обменялась портретами с её матерью. При подборе невестки для своего сына выбор пал на Екатерину. В 1744 году цербстская принцесса вместе с матерью была приглашена в Россию для бракосочетания с Петром Фёдоровичем, который приходился ей троюродным братом. Впервые она увидела своего будущего мужа в Эйтинском замке в 1739 году.

Эйтинский или Ойтинский замок

Пятнадцатилетняя принцесса с матерью около 12 февраля 1744 года проследовала в Россию. Сразу после приезда стала изучать русский язык, историю, православие, русские традиции. Среди её учителей можно выделить известного проповедника Симона Тодорского, автора первой русской грамматики Василия Ададурова и балетмейстера Ланге.

21 августа (1 сентября) 1745 года в шестнадцатилетнем возрасте Екатерина была обвенчана с Петром Фёдоровичем, которому исполнилось 17 лет. Первые годы совместной жизни Пётр совершенно не интересовался женой и супружеских отношений между ними не существовало. Екатерина продолжает заниматься самообразованием. Она читает книги по истории, философии, юриспруденции, сочинения Вольтера, Монтескье, Тацита, Бейля, большое количество другой литературы. Основными развлечениями для неё стали охота, верховая езда, танцы и маскарады. Отсутствие супружеских отношений с супругом способствовало появлению у Екатерины любовников. Между тем, императрица Елизавета высказывала недовольство отсутствием детей у супругов. После рождения Павла отношения с Петром и Елизаветой Петровной окончательно испортились. Пётр звал свою супругу «запасной мадам» и открыто заводил любовниц, впрочем, не препятствуя делать это и Екатерине, у которой в этот период, благодаря стараниям английского посла сэра Чарлза Хенбюри Уильямса, возникла связь со Станиславом Понятовским — будущим королём Польши.

9 (20) декабря 1757 года Екатерина родила дочь Анну, что вызвало сильное недовольство Петра, произнёсшего при известии о новой беременности:

«Бог знает, почему моя жена опять забеременела! Я совсем не уверен, от меня ли этот ребёнок и должен ли я его принимать на свой счёт».

Английский посол Чарльз Хенбюри Уильямс в этот период являлся близким другом и доверенным лицом Екатерины. Он неоднократно предоставлял ей значительные суммы в виде займов или субсидий: только в 1750 году ей было передано 50 000 рублей, о чём имеются две её расписки; а в ноябре 1756 года ей было передано 44 000 руб. Взамен он получал от неё различную конфиденциальную информацию — в устной форме и посредством писем, которые она довольно регулярно писала ему как бы от имени мужчины (в целях конспирации). В частности, в конце 1756 года, после начала Семилетней войны с Пруссией (союзницей которой являлась Англия), Уильямс, как следует из его собственных депеш, получил от Екатерины важную информацию о состоянии воюющей русской армии и о плане русского наступления, которая была им передана в Лондон, а также в Берлин прусскому королю Фридриху II. После отъезда Уильямса она получала деньги и от его преемника Кейта. Частое обращение Екатерины за деньгами к англичанам историки объясняют её расточительностью, из-за которой её расходы намного превышали те суммы, которые были отпущены на её содержание из казны. Если же оценивать эту деятельность Екатерины трезво, то можно сказать, что она была фактически английской шпионкой. Более того, в одном из своих писем Уильямсу она обещала в знак благодарности:

«привести Россию к дружественному союзу с Англией, оказывать ей всюду содействие и предпочтение, необходимое для блага всей Европы и особенно России, перед их общим врагом, Францией, величие которой составляет позор для России. Я научусь практиковать эти чувства, на них обосную свою славу и докажу королю, вашему государю, прочность этих моих чувств».

Уже начиная с 1756 года, и особенно в период болезни Елизаветы Петровны, Екатерина вынашивала план устранения с престола будущего императора (своего супруга) путём заговора, о чём неоднократно писала Уильямсу. В этих целях Екатерина, по словам историка В.О. Ключевского:

«выпросила взаймы на подарки и подкупы 10 тысяч фунтов стерлингов у английского короля, обязавшись честным словом действовать в общих англо-русских интересах, стала помышлять о привлечении гвардии к делу в случае смерти Елизаветы, вступила в тайное соглашение об этом с гетманом К. Разумовским, командиром одного из гвардейских полков».

В этот план дворцового переворота был посвящён и канцлер Бестужев, который обещал Екатерине содействие. В начале 1758 году императрица Елизавета Петровна заподозрила в измене главнокомандующего русской армией Апраксина, с которым Екатерина находилась в дружеских отношениях, а также самого канцлера Бестужева. Оба были арестованы, подверглись дознанию и наказанию; однако Бестужев успел до ареста уничтожить всю свою переписку с Екатериной, что спасло её от преследования и опалы. В это же время, видимо «от греха подальше», то есть в полном соответствии со спецслужбистскими правилами, вступающими в действие при провале одного из агентов сети, был отозван в Англию Уильямс. Таким образом, её прежние фавориты были удалены, но не замедлил начать формироваться круг новых: Григорий Орлов и Дашкова.

Смерть Елизаветы Петровны (25 декабря 1761 (5 января 1762)) и восшествие на престол Петра Фёдоровича под именем Петра III ещё больше отдалили супругов. Пётр III стал открыто жить с любовницей Елизаветой Воронцовой, поселив жену в другом конце Зимнего дворца. Когда Екатерина забеременела от Орлова, это уже нельзя было объяснить случайным зачатием от мужа, так как общение супругов прекратилось к тому времени совершенно. Беременность свою Екатерина скрывала, а когда пришло время рожать, её преданный камердинер Василий Григорьевич Шкурин поджёг свой дом. Любитель подобных зрелищ Пётр с двором ушли из дворца посмотреть на пожар; в это время Екатерина благополучно родила. Так появился на свет Алексей Бобринский, которому его брат Павел I впоследствии присвоил графский титул.

Вступив на трон, Пётр III осуществил ряд действий, вызвавших отрицательное отношение к нему офицерского корпуса. Так, он заключил невыгодный для России договор с Пруссией, в то время как Россия одержала ряд побед над ней в ходе Семилетней войны, и вернул ей захваченные русскими земли. Одновременно он намерился в союзе с Пруссией выступить против Дании (союзницы России), с целью вернуть отнятый ею у Гольштейна Шлезвиг, причём сам намеревался выступить в поход во главе гвардии. Пётр объявил о секвестре имущества Русской церкви, отмене монастырского землевладения и делился с окружающими планами о реформе церковных обрядов. Сторонники переворота обвиняли Петра III также в невежестве, слабоумии, нелюбви к России, полной неспособности к правлению. На его

 

 

Григорий Орлов, один из руководителей переворота. Портрет кисти Фёдора Рокотова, 1762—1763

фоне «выгодно смотрелась» 33-летняя Екатерина — умная, начитанная, благочестивая (кхм-кхм, скажем мы — наше примечание) и доброжелательная (смотря к кому именно, если судить по деятельности в пользу Англии, скажем опять-таки мы — наше примечание) супруга, подвергающаяся преследованиям мужа.

После того, как отношения с мужем окончательно испортились и усилилось недовольство императором со стороны гвардии, Екатерина решилась участвовать в перевороте. Её соратники, основными из которых были братья Орловы, вахмистр Потёмкин и адъютант Фёдор Хитрово, занялись агитацией в гвардейских частях и склонили в итоге их на свою сторону. Непосредственной причиной начала переворота стали слухи об аресте Екатерины, а также раскрытие и арест одного из участников заговора — поручика Пассека.

Судя по всему, и здесь не обошлось без иностранного участия. Как пишут Анри Труайя и Казимир Валишевский, планируя свержение Петра III, Екатерина обратилась за деньгами к французам и англичанам, намекнув им на то, что собиралась осуществить. Французы с недоверием отнеслись к её просьбе одолжить 60 тыс. руб., не поверив в серьёзность её плана, но от англичан она получила 100 тысяч (!!!) рублей, что в последующем, возможно, и повлияло на её отношение к Англии и Франции.

Ранним утром 28 июня (9 июля) 1762 года, пока Пётр III находился в Ораниенбауме, Екатерина в сопровождении Алексея и Григория Орловых приехала из Петергофа в Санкт-Петербург, где ей присягнули на верность гвардейские части. Пётр III, видя безнадёжность сопротивления, на следующий день отрёкся от престола, был взят под стражу и погиб при невыясненных (!) обстоятельствах. В своём письме однажды Екатерина указала, что перед смертью Пётр мучился геморроидальной коликой. После же смерти (хотя факты свидетельствуют, что ещё до смерти) Екатерина приказала сделать вскрытие, дабы рассеять подозрения об отравлении. Вскрытие показало (со слов Екатерины), что желудок абсолютно чист, что исключает присутствие яда.

Вместе с тем, как пишет историк Н.И. Павленко:

«Насильственная смерть императора неопровержимо подтверждается абсолютно надёжными источниками»

— письмами Орлова Екатерине и рядом других фактов. Есть и факты, указывающие на то, что она знала о готовящемся убийстве Петра III. Так, уже 4 июля, за 2 дня до смерти императора во дворце в Ропше, Екатерина отправила к нему врача Паульсена, и как пишет Павленко:

«показателен факт, что Паульсен был отправлен в Ропшу не с лекарствами, а с хирургическими инструментами для вскрытия тела».

После отречения мужа Екатерина Алексеевна вступила на престол как царствующая императрица с именем Екатерины II, издав манифест, в котором основанием для смещения Петра указывались попытка изменить государственную религию и мир с Пруссией. Для обоснования собственных прав на престол (а не наследника 7-летнего Павла) Екатерина ссылалась на «желание всех Наших верноподданных явное и нелицемерное».

22 сентября (3 октября) 1762 года она была коронована в Москве. Как охарактеризовал её воцарение В.О. Ключевский:

«Екатерина совершила двойной захват: отняла власть у мужа и не передала её сыну, естественному наследнику отца».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.171.20 (0.049 с.)