Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура исследовательской работы по русскому языку
Композиционная структура (последовательность и взаимосвязь структурных элементов), эстетика оформления составляют основу качества исследовательской работы. Примерная структура исследовательской работы по русскому языку: Титульный лист Оглавление Введение Основная часть (теоретическая и практическая) Заключение Список использованной литературы Приложение
Рассмотрим каждый из структурных элементов отдельно. Титульный лист оформляется по образцу, установленному организацией, принимающей вашу работу на рассмотрение (конкурс, фестиваль). На титульном листе указывается название исследовательской работы без слова «тема», без кавычек и без точки в конце; указываются сведения об авторе исследовательской работы (фамилия, имя, класс), ниже – о руководителе. Титульный лист не нумеруется. В Оглавлении дается название всех глав, параграфов и приложений работы с указанием номеров страниц, на которых они находятся. Введение — важная и необходимая часть исследовательской работы. Оно должно содержать все необходимые квалификационные характеристики самой работы. Рассмотрим основные элементы Введения. Актуальность исследования – важность, значимость, востребованность темы, проблемы. Актуальность предполагает ответ на вопрос: почему тема вашей работы сейчас имеет значение?Актуальным исследование является в том случае, если оно имеет определенную значимость на современном этапе развития науки, общества. Обоснование актуальности — обязательное требование к любой исследовательской работе. Приведем пример обоснования актуальности исследования.
Краткий обзор литературы по теме. Цель – указать степень разработанности данной темы в науке.
Приведем пример.
Цель – это обоснованное представление об общих конечных или промежуточных результатах поиска. Прежде чем достигнуть чего-то, человек создает мысленный образ будущего, строит его в своей голове, совершает так называемое опережающее отражение действительности. Задачи исследования – это пошаговый план реализации цели; исследовательские действия, которые необходимо сделать, чтобы достигнуть цели.
Представим примеры выделения цели и задач исследования
Объект - это область действительности, на которую направлена поисковая деятельность исследователя. Предмет – звено, участок действительности, часть объекта исследования, которая требует осмысления. В качестве объекта исследования выступают, как правило, процессы, системы, явления и т. п. Предмет исследования всегда у´же объекта исследования, и именно на изучение этого предмета бывают направлены основные усилия исследователя. Предмет близок теме исследования (формулировки близки). Проиллюстрируем сказанное на примере трех исследовательских работ. Примеры формулирования объекта и предмета.
Для проверки того, верно ли выделены предмет и объект исследования, полезно использовать следующую формулу: объект — это то, что исследуется, а предмет — это то, на предмет чего мы исследуем выбранный объект. Сформулируем ее применительно к первой теме: мы исследуем жаргонизмы семантического поля «летательные аппараты» на предмет семантики. Такая формулировка логична, непротиворечива и точно отражает суть исследования, которое следует провести по данной теме. Это значит, что предмет и объект обозначены верно. Точно так же можно проверить любую другую тему.
Методы исследования - это определенный прием или техника изучения чего-либо, способ достижения цели (анализ, сравнение, классификация, обобщение, опрос, анкетирование и др.).Метод определяет, что делать с имеющимся материалом и как именно преподносить его в работе. Выбор методов исследования определяется темой научной работы. Примеры формулирования методов исследования.
Рассмотрим факультативные элементы Введения (для учебных исследований не всегда обязательны) Гипотеза – предположение, которое доказывается или опровергается в ходе исследования. Примеры формулирования гипотезы лингвистического исследования.
Новизна. Новая информация может выполнять различные функции: уточнять, конкретизировать существующие сведения, расширять и дополнять их или существенно преобразовывать. В зависимости от этого выделяют следующие уровни новизны: конкретизацию (уточнение), дополнение (расширение), преобразование. Примеры формулированияновизны исследования.
Теоретическая значимость работы – это раскрытие теоретического значения (применения) исследовательской работы, описание того, как могут применяться полученные результаты. Формулируется как возможность дальнейшего использования результатов исследования в конкретных отраслях знания. В этом качестве может быть приведено теоретическое обобщение в какой-либо области знаний. Практическую значимость исследования предполагает указание на возможность дальнейшего применения предложенных автором практических рекомендаций (содержащихся в приложениях проектов нормативных актов, рекомендаций и т.п.). Можно указать, кому будут полезны полученные результаты, разработанные материалы. Отметим, что в учебных исследовательских работах можно говорить о значимости исследования в целом, не разделяя на теоретическую и практическую значимость. Приведем примеры формулирования значимости исследования.
Таковы элементы введения. Рассмотрим следующие структурные элементы исследовательской работы. Основная часть Основная часть состоит из теоретической и практической главы. Ориентировочное содержание первой главы: раскрыть суть основных понятий темы, исторический аспект развития проблемы, современные задачи, пути решения избранной проблемы. Вторая (практическая) глава — это анализ собранного учеником материала с опорой на теоретические знания, изложенные в первой главе. В практическом разделе проводится анализ предмета исследования. В лингвистическом исследовании это может быть анализ текстов (поэтических и прозаических), предложенческого материала, пословиц и поговорок, молодежного сленга и др. Каждая глава разбита на параграфы. Идеально, если количество параграфов в главах будет одинаковым. Рекомендуется давать промежуточные выводы в конце каждой главы, впоследствии они могут быть использованы при составлении заключения всей работы. Заключение включает общие выводы, в которых суммируются результаты по теоретической и практической главам;общие предложения и рекомендации, перспективу исследования (данный структурный элемент не обязателен). После заключения приводится список использованной литературы, оформленный по ГОСТу либо в соответствии с требованиями, предъявляемыми организаторами того или иного конкурса. В список литературы ученик включает только те источники, которые он использовал при написании работы. В тексте должны быть обязательно ссылки или сноски на источники из списка литературы (по ГОСТу Р 7.0.5—2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления» либо по предложенному образцу). Список используемой литературы (библиографический список) оформляется в алфавитной последовательности или согласно требованиям. Желательно, чтобы используемая литература была не старше 5 лет. В данный список включают только ту литературу, на которую были сделаны ссылки в тексте работы. Вначале перечисляется произведения на русском языке, затем — на иностранных, потом интернет-источники. В приложение выносятся таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте работы. Приложения имеют смысл только в том случае, если они дополняют, помогают раскрытию основных проблем. Приложения располагают в последовательности ссылок на них в тексте. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу страницы слова Приложение №. Приложение должно иметь заголовок, который записывают с прописной буквы отдельной строкой. На заметку Каждая глава должна начинаться с новой страницы (параграфы продолжаются на странице). Названия глав, параграфов располагаются строго по центру, выделяются жирным шрифтом, после них используется отступ, а точка не должна ставиться в конце. Желательно выделить жирным шрифтом слова: актуальность работы, предмет исследования, объект исследования, цель исследования, задачи исследования и т.п. В своем исследовании автор работы должен не только излагать взгляды ученых на рассматриваемые проблемы, но и высказывать свое мнение о них. При этом рекомендуется не только отметить согласие или несогласие с позицией того или иного исследователя, но и выразить собственное мнение. Для аргументированного изложения теоретической части (особенно при освещении истории вопроса, при описании имеющихся классификаций) недопустимо переписывание, следует ссылаться на ученых, занимающихся разработкой данной проблемы, и приводить в тексте цитаты. Необходимо помнить о том, что присвоение чужих мыслей является плагиатом и нарушением авторских прав. Для учеников 5 – 7 классов исследовательская деятельность – новый вид деятельности, поэтому можно говорить о сложностях этой работы. Нужна помощь со стороны учителя, совместная деятельность учителя и ученика. Руководитель должен помочь начинающему исследователю «встретиться» с темой. Вопросы и задания для обсуждения 1. Почему введение называют визитной карточкой исследовательской работы? 2. Отличается ли структура введения учебно-исследовательской работы от структуры введения научно-исследовательской? Какие структурные элементы отсутствуют в учебно-исследовательской работе и почему? 3. Даны темы исследований «История военной терминологии в русском языке (на примере названий должностей)», «Жаргонные названия денег в период с XIX века до наших дней». Конкретизируйте их по следующему алгоритму: 1) Цель работы 2) Задачи работы. 3) Объект исследования. 4) Предмет. 5) Методы исследования. 4. Предложите свои критерии, с помощью которых можно оценить результативность исследовательской работы ученика.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 509; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.159.10 (0.045 с.) |