Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
III . Лингвоэстетическая тематика (аксиологическое направление)
Исследование проблемы эстетического функционирования языковых единиц, в том числе и морфологических, является перспективным направлением современной филологии.Это новое и интересное направление для исследований обучающихся.Остановимся на нем подробнее. Аксиологический и текстоориентированный подходы в обучении русскому языку, утверждаемые в методической науке и практике преподавания русского языка, создают условия для осознанности учащимися русского языка как эстетически ценностного явления и овладения его неисчерпаемыми эстетическими ресурсами на всех уровнях языковой системы (Е.А. Быстрова, А.Д. Дейкина, С.И. Львова, Г.М. Кулаева).В этом смысле выдвинутая нами идея о развитии исследовательских умений учащихся в процессе работы над эстетическими функциями частей речи в художественном тексте представляется своевременной и перспективной. Исследовательская работа учащихся в этом плане может быть ориентирована на формирование у школьников взгляда на часть речи не только как грамматическое, но и лингвоэстетическое явление. Возможность реализации исследовательской линии в эстетическом познании русского языка отмечается в методических работах[Дейкина 2012, 2014; Кулаева 2007, 2008, 2014,, Алексеева 2009, 2010; Мамона 2010]. Работы, ориентированные на исследование эстетики языка и речи, показали отсутствие всестороннего изучения данной проблемы, полного описания эстетических функций, возможностей грамматических форм частей речи. Долгое время существовало мнение о скромной роли, эстетической несостоятельности морфологической системы. Эстетическая составляющая в грамматике изучена в гораздо меньшей степени, чем, например, в фонетике или лексике. И это объясняется несколькими причинами: «грамматическая система жестко структурирована; именно поэтому, например, грамматические окказионализмы вообще встречаются реже, чем словообразовательные или лексические» [Ремчукова 1999, с. 204]. Долгое время в науке существовало отношение к грамматике как сухой науке о формах слов, правилах склонения и спряжения [Ионова 1988, с. 153]. По справедливому утверждению И.А. Ионовой, лексические и грамматические значения существуют в неразрывном единстве, попытки лишить речь как лексической содержательности, так и грамматического строя ведут к ее разрушению [Ионова 1988, с. 3].
На наш взгляд, эстетические ресурсы грамматики русского языка – это территория новых лингвистических знаний и открытий, которую еще предстоит освоить ученикам и учителю – руководителю исследовательской работой школьников. Внимание к сложным вопросам эстетических ресурсов русской морфологии, безусловно, содержит огромный потенциал для формирования у учеников исследовательских умений, привития интереса к выполнению заданий исследовательского характера и созданию первых исследовательских работ в 5 – 6 классах. Проблема развития исследовательских умений на лингвоэстетическом материале подробно рассмотрена в наших работах [Асеева 2014, 2015, 2016]. Приведем пример формулировок тем исследовательских работ: «Морфологические средства выразительности в сказках А.С. Пушкина» «Грамматические способы создания комического эффекта (на примере языкового анекдота)» «Выразительная роль прилагательных в стихотворениях о Великой Отечественной войне» «Эстетическая роль деепричастий в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина» «Числительные как экспрессивное ядро текстов о Великой Отечественной войне» «Числительные как средство создания комического эффекта» «Эстетическая роль числительных в стихотворных текстах». Вопросы и задания для обсуждения: 1. Какое из представленных направлений исследований в области филологии вам показалось наиболее интересным? Почему? 2. Составьте 5 проблемных вопросов по каждому направлению, для ответа на которые необходимо проведение исследований, посильных ученикам 5 – 7 классов. 3. Выберите из представленных списков тем исследовательских работ ту, которая вас заинтересовала. Сформулируйте возможную постановку цели, задач, исследуемый объект, предмет и возможные методы исследования. 4. Выберите тему исследования. Составьте 5 возможных вопросов, касающихся особенностей формулировки темы, общей структуры работы. Порассуждайте, какие бы ответы произвели впечатление на экспертов.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.108.54 (0.005 с.) |