Исследовательская деятельность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследовательская деятельность



Асеева Д.В.

Исследовательская деятельность

По русскому языку в 5-7 классах.

Практика организации.

МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «ОРЕНБУРГСКОЕ ПРЕЗИДЕНТСКОЕ

КАДЕТСКОЕ УЧИЛИЩЕ»

 

 

Методический кабинет

 

 

АСЕЕВА Д.В.

Исследовательская деятельность по русскому языку

В 5 – 7 классах. практика организации.

 

Учебно-методическое пособие

 

 

Оренбург, 2017

ББК 74.268.19=411.2

УДК 372.881.161.1

А 90

 

 

Автор-составитель:

Асеева Д.В., к.п.н., преподаватель русского языка и литературы Оренбургского президентского кадетского училища

 

Рецензент:

Кулаева Г.М., доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой языкознания и методики преподавания русского языка ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет»

 

Асеева, Д.В.,

Исследовательская деятельность по русскому языку в 5 – 7 классах. Практика организации.(учеб.-методич. пособие) / Д.В. Асеева. – Оренбург, 2017. – 71 с.

 

 

Настоящее пособие может оказать помощь преподавателям-научным руководителям в написании исследовательских работ с учениками 5 – 7 классов. В пособии собран теоретический материал по основам исследовательской деятельности, обоснована возможность и необходимость организации исследовательской деятельности в среднем звене, а также представлены образцы исследовательских работ кадет, занявшие призовые места на конкурсах разного уровня.

 

Рассмотрено на заседании предметно-методической кафедры русского языка и литературы ФГКОУ «Оренбургское президентское кадетское училище» (протокол №9от 16.04.2017).

 

 

ФГКОУ «Оренбургское президентское кадетское училище», 2017

© Асеева Д.В., 2017

Оглавление

Введение…………………………………………………………………… 5
Раздел I. Теория исследовательской деятельности…   7
1. Понятие «исследовательская деятельность» ….………………………… 7
2. Психолого-педагогическое обоснование исследовательской деятельности в 5 – 7 классах……………………………………………….. 10
3. Структура исследовательской работы по русскому языку…………….. 16
4. Актуальные направления исследования, или решение проблемы выбора темы……………………………………………………………………   27
5. Плагиат. Компиляция. Антиплагиат…………………………………….. 32
6. Список рекомендуемой литературы по написанию исследовательской работы………………………………………………………………………….   36
7. Справка о конкурсных мероприятиях в области лингвистики для обучающихся 5-7 классов…………………………………………………….   37
Раздел II. Примеры исследовательских работ кадет 5-7 классов………………………………….…………………………….. 40
Исследовательская работа кадета 5 класса…………………………………. 40
Исследовательская работа кадета 6 класса…………………………………. 48
Исследовательская работа кадета 7 класса…………………………………. 58
Литература…………………………………………………………..........   66

 

 

Введение

Современный этап развития российского общества характеризуется тенденциями и изменениями, в которых многое будет зависеть от молодых людей, ответственных, творческих, наделенных высоким интеллектуальным потенциалом и разносторонним мышлением, отличающихся оригинальным подходом к решению возникающих проблем и нестандартных ситуаций, имеющих опыт самостоятельной исследовательской деятельности. В силу этого задачей обучения русскому языку в общеобразовательных учреждениях становится общекультурное, личностное, когнитивное, творческое развитие и саморазвитие учащихся.

Открывшееся в 2010 году в Оренбурге первое в России президентское кадетское училище по праву считается инновационным образовательным учреждением, целью которого является подготовка всесторонне образованных, гармонично развитых и конкурентоспособных молодых людей. Одна из приоритетных задач училища - организация исследовательской деятельности кадет. Кадеты активно вовлекаются в исследовательскую деятельность по предмету.

Важную роль в повышении интеллектуально-творческого потенциала и самостоятельности учащихся в целом играет исследовательская деятельность, организуемая средствами изучаемого предмета – русским языком. В методической науке еще М.Т. Барановым самостоятельность была определена как свойство личности, заключающееся в способности совершать действия собственными силами, в умении сформулировать проблему и поставить новый вопрос, в потребности поиска новых знаний и решений сложных задач. Разработанная методика самостоятельного пополнения учащимися знаний о русском языке на основе дополнительных источников заложила основы формирования исследовательского интереса учащихся к изучению русского языка [Баранов 2001, с. 57].

Настоящее пособие может оказать помощь преподавателям-научным руководителям в написании исследовательских работ с учениками 5 – 7 классов. В первом разделе раскрывается само понятие «исследовательская деятельность», ее отличие от проекта. Автором обоснована возможность и необходимость организации исследовательской деятельности уже в среднем звене. Рассматривается структура исследовательской работы по русскому языку с примерами формулирования обязательных и факультативных элементов.

Пособие помогает ответить на вопрос: «Какую тему исследования выбрать?» Так, названы актуальные направления исследований в области филологии и представлены примерные формулировки тем исследовательских работ по этим направлениям. В книге говорится об опасностях плагиата, а также о системе Антиплагиат. Автором рекомендован список литературы и интернет-источников для написания исследовательской работы.Представлена информация о приводящихся в России конкурсах и конференциях исследовательских работ школьников.

Во втором разделе размещены примеры исследовательских работ кадет 5 – 7 классов, занявшие призовые места на конкурсах разного уровня (региональный, всероссийский, международный).

Основная часть

Основная часть состоит из теоретической и практической главы.

Ориентировочное содержание первой главы: раскрыть суть основных понятий темы, исторический аспект развития проблемы, современные задачи, пути решения избранной проблемы.

Вторая (практическая) глава — это анализ собранного учеником материала с опорой на теоретические знания, изложенные в первой главе. В практическом разделе проводится анализ предмета исследования. В лингвистическом исследовании это может быть анализ текстов (поэтических и прозаических), предложенческого материала, пословиц и поговорок, молодежного сленга и др.

Каждая глава разбита на параграфы. Идеально, если количество параграфов в главах будет одинаковым. 

Рекомендуется давать промежуточные выводы в конце каждой главы, впоследствии они могут быть использованы при составлении заключения всей работы.

Заключение включает общие выводы, в которых суммируются результаты по теоретической и практической главам;общие предложения и рекомендации, перспективу исследования (данный структурный элемент не обязателен).

После заключения приводится список использованной литературы, оформленный по ГОСТу либо в соответствии с требованиями, предъявляемыми организаторами того или иного конкурса.

В список литературы ученик включает только те источники, которые он использовал при написании работы. В тексте должны быть обязательно ссылки или сноски на источники из списка литературы (по ГОСТу Р 7.0.5—2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления» либо по предложенному образцу).

Список используемой литературы (библиографический список) оформляется в алфавитной последовательности или согласно требованиям. Желательно, чтобы используемая литература была не старше 5 лет. В данный список включают только ту литературу, на которую были сделаны ссылки в тексте работы. Вначале перечисляется произведения на русском языке, затем — на иностранных, потом интернет-источники.

В приложение выносятся таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте работы.

Приложения имеют смысл только в том случае, если они дополняют, помогают раскрытию основных проблем.

Приложения располагают в последовательности ссылок на них в тексте. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу страницы слова Приложение №. Приложение должно иметь заголовок, который записывают с прописной буквы отдельной строкой.

На заметку

Каждая глава должна начинаться с новой страницы (параграфы продолжаются на странице). Названия глав, параграфов располагаются строго по центру, выделяются жирным шрифтом, после них используется отступ, а точка не должна ставиться в конце.

Желательно выделить жирным шрифтом слова: актуальность работы, предмет исследования, объект исследования, цель исследования, задачи исследования и т.п.

В своем исследовании автор работы должен не только излагать взгляды ученых на рассматриваемые проблемы, но и высказывать свое мнение о них. При этом рекомендуется не только отметить согласие или несогласие с позицией того или иного исследователя, но и выразить собственное мнение. Для аргументированного изложения теоретической части (особенно при освещении истории вопроса, при описании имеющихся классификаций) недопустимо переписывание, следует ссылаться на ученых, занимающихся разработкой данной проблемы, и приводить в тексте цитаты. Необходимо помнить о том, что присвоение чужих мыслей является плагиатом и нарушением авторских прав.

Для учеников 5 – 7 классов исследовательская деятельность – новый вид деятельности, поэтому можно говорить о сложностях этой работы. Нужна помощь со стороны учителя, совместная деятельность учителя и ученика. Руководитель должен помочь начинающему исследователю «встретиться» с темой.

Вопросы и задания для обсуждения

1. Почему введение называют визитной карточкой исследовательской работы?

2. Отличается ли структура введения учебно-исследовательской работы от структуры введения научно-исследовательской? Какие структурные элементы отсутствуют в учебно-исследовательской работе и почему?

3. Даны темы исследований «История военной терминологии в русском языке (на примере названий должностей)», «Жаргонные названия денег в период с XIX века до наших дней». Конкретизируйте их по следующему алгоритму:

1) Цель работы

2) Задачи работы.

3) Объект исследования.

4) Предмет.

5) Методы исследования.

4. Предложите свои критерии, с помощью которых можно оценить результативность исследовательской работы ученика.

 

 

Антиплагиат

В настоящее время существует достаточно большое количество сервисов и программ, анализирующих текст и позволяющих выявить плагиат и установить уровень оригинальности работы (в процентах). В числе таковых можно назвать: систему «Антиплагиат», AdvegoPlagiatus, miratools.ru, istio.com, PraideUniqueContentAnalyser II, Plagiatinform, Copyscape.При проверке текста на уникальность система онлайн-антиплагиата найдет в Интернете страницы, содержащие его полные или частичные копии. Содержимое этих страниц будет сравниваться с указанным текстом для выявления совпадений. При нахождении схожих или идентичных отрывков текста в сети, программа Антиплагиат помечает эти отрывки цветным маркером, указывая после общего анализа ссылки на источники плагиата, помеченные соответствующим цветом. Если в тексте преобладает желтым — значит, помеченные словоформы встречаются в сети не единожды. Другие цвета сигнализируют о наличии страницы с аналогичным текстом в открытом доступе в сети [Абраров Р. Д., Худайберганова, с. 1].

При этом Антиплагиат ищет не только среди коллекций готовых рефератов, курсовых и дипломов, но и среди проиндексированных страниц интернета, коллекций статей библиотеки Elibrary, баз нормативных документов и прочее. Если кратко, то Антиплагиат собирает информацию из сотен тысяч источников, причем как открытых, так и закрытых, а потому нельзя надеяться на что, что скаченного реферата или исследовательской работы нет в базе Антиплагиата.

На основе найденных совпадений будет подсчитана общая уникальность текста в процентах. Абсолютная уникальность текста по антиплагиату — 100 % — это величина достаточно условная в силу особенностей оформления, использования фраз-клише. Однозначного ответа на вопрос: «Какой процент оригинальности нужен для прохождения Антиплагиата?» нет. Многие организации (вузы, организаторы конференций, печатные издания) устанавливают свои допустимые проценты в системе Антиплагиат. В некоторых журналах допустимый процент уникальности составляет 75 %. Текстами с хорошей уникальностью считаются те, которые при проверке имеют показатель более 80%.

Как избежать плагиата

Для того чтобы избежать плагиата при написании текстов, достаточно соблюдать три простых правила:

1) ссылаться на источники приводимой информации (фактов, мнений, рисунков), если она не является общеизвестной (т.е. известной большому числу людей.Например, нет смысла ссылаться на источник, приводя дату начала Великой Отечественной войны);

2) в основном тексте работы при ссылке (даже если она уже содержит фамилию автора и название упоминаемого источника) должна быть сделана стандартная отсылка к библиографическому списку, позволяющая однозначно установить связь между ссылкой, автором и его работой. Список использованной литературы и ссылки должны быть оформлены по ГОСТу;

3) приводить в кавычках высказывания или отрывки из произведений других авторов;

4) избегать недопустимого перефразирования (это скрытое использование чужого текста путем механической перестановки местами слов и фраз, замены слов синонимами. Формальное изменение последовательности слов в оригинале не отменяет плагиата).

 

 

Вопросы и задания для обсуждения

1. Насколько, по вашему мнению, сейчас актуальна проблема плагиата при подготовке исследовательских работ?

6. Как избежать плагиата?

7. Допустима ли компиляция в исследовательской работе?

 

 

Список рекомендуемой литературы              по написанию исследовательской работы

1. Абрамова С.В. Русский язык. Проектная работа старшеклассников. 9 – 11 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С.В. Абрамова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 176 с.

2. Абрамова С.В. Проектная и учебно-исследовательская работа школьника по русскому языку (Статья вторая) // Русский язык в школе. – 2011. – № 6. – С. 22 – 28.

3. Каблуков Е.В. Курсовая работа по русскому языку(учеб.-методич. пособие) / Е.В. Каблуков, О.В. Ильина; (науч.ред. Э.В. Чепкина). – Екатеринбург,: Изд-во Урал.ун-та, 2015. – 78 с.

4. Леонтович А.В., Саввичев А.С. Исследовательская и проектная работа школьников. 5 – 11 классы / Под ред. А.В. Леонтовича. – М.: ВАКО, 2014. – 160 с.

5. Начинающему исследователю: Пособие по написанию учебной исследовательской работы / сост. В.В. Мелехина. – Котлас, 2010. – 28 с.

6. Порохов Д.А. Как написать исследовательскую работу: метод.пособие для школьников, учителей, студентов. СПб.: Изд-во МБИ, 2006.–40с.

7. Русский язык.6 – 11 классы: проектная деятельность учащихся / сост. Г.В. Цветкова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 169 с.

 

Полезные ссылки:

http://www.sch-int.ru/vysh/ - веб-страница открытой гуманитарной конференции «Вышгород»

http://obuchonok.ru – обучающий сайт для написания исследовательской работы.

http://www.researcher.ru - интернет-портал «Исследовательская деятельность школьников» (публикуются статьи по методике, практике ведения исследовательской и проектной работы, объявления о предстоящих конкурсах и конференциях, курсах повышения квалификации руководителей исследовательской работы школьников).

http://www.nauka21.com - сайт Всероссийского конкурса  научно-

исследовательских, изобретательских и творческих работ обучающихся «ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА»

http://window.edu.ru – сайт Центра развития исследовательской деятельности учащихся (размещает информацию о фестивалях, конференциях, конкурсах исследовательских работ)

http://vernadsky.info – сайт всероссийского открытого конкурса юношеских исследовательских работ имени В.И. Вернадского с международным участием (размещается информация о конкурсе исследовательских работ, публикуются объявления о курсах повышения квалификации руководителей исследовательской работы школьников)

http://integraciya.org – сайт Всероссийского детского конкурса научно-исследовательских и творческих работ «ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКЕ»

https://school-science.ru – сайт Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся«СТАРТ В НАУКЕ»

 

Справка о конкурсных мероприятиях в области лингвистики, в которых могут принять участие обучающиеся 5 – 7 классов

Руководителю исследовательской работы нужно обладать достаточно полной информацией о том или ином конкурсе. Найти ее  можно на сайтах конкурсов исследовательских и проектных работ школьников, а также в периодических изданиях. Представим некоторые из конкурсных мероприятий, участие в которых могут принять ученики 5 – 7 классов.

 

Название мероприятия Краткая справка

Очно

Всероссийский фестиваль творческих открытий и инициатив «Леонардо» Учредители и организаторы Фестиваля: Московский педагогический государственный университет; некоммерческая организация Благотворительный фонд наследия Менделеева; журнал «Вестник образования России». В Фестивале могут принять участие школьники 1–11 классов
Открытая гуманитарная конференция школьных исследовательских работ «Вышгород – 2016» (Москва) http://www.sch-int.ru/vysh/ Учредители и организаторы:Институт всеобщей истории РАН, издательство «Новое литературное обозрение», Школа-интернат «Интеллектуал». могут принять участие школьники 6-11 классов. В исключительных случаях по решению оргкомитета возможно участие школьников 4-5 классов.
Общероссийская конференцияисследовательских и проектных работ обучающихся «Thinkglobal - actlocal» («Думай глобально - действуй локально!») Учредители и организаторы: Общероссийское общественное движение творческих педагогов «Исследователь», Ассоциация Некоммерческих Образовательных Организаций Регионов (АсНООР) РФ, Московский педагогический государственный университет, ЧУ ОО средняя общеобразовательная школа «Росинка». В конференции могут принять участие школьники 1 – 11 классов. При необходимости исследователи-финалисты могут презентовать свои работы в On-line формате, воспользовавшись возможностями программы «Skype».
Конкурс исследовательских работ учащейся молодежи и студентов Оренбуржья Конкурс организуется Ассоциацией «Оренбургский университетский (учебный) округ. В конкурсе принимают участие учащиеся 1-11 классов

Заочно, дистанционно

Международный конкурснаучно-исследовательских и творческих работ учащихся«СТАРТ В НАУКЕ» Учредителями Конкурса являются Международная ассоциация учёных,преподавателей и специалистов – Российская Академия Естествознания,редакция научного журнала «Международный школьный научный вестник»,редакция журнала «Старт в науке». Участники – учащиеся 1-11 классов
Дистанционный конкурс научно-исследовательских работ для школьников, студентов и педагогов «Блестящая идея» Лингвистический центр «Языковая студия», детский центр развития «Азбука», Инжиниринговый центр инновационных технологий 3D SpaceGroup. Участники – учащиеся 1-11 классов
Фестиваль международных и всероссийских дистанционных конкурсов «Таланты России», конкурс «Исследовательские работы и проекты» Организаторы и учредители конкурса: Фестиваль Международных и Всероссийских Дистанционных Конкурсов «Таланты России», всероссийский научно-педагогический журнал «Сфера образования». Возраст участников не ограничен.
Всероссийский заочный конкурс исследовательских работ «Шаги в науку» (г. Обнинск) Организаторы конкурса: Общероссийская Малая академия наук «Интеллект будущего», ООО «Технология успеха», Некоммерческоепартнёрство Центр развития образования, науки и культуры «Обнинский полис». Участники – учащиеся 5-9 классов
Всероссийский конкурс проектно-исследовательских работ учащихся «Грани науки» Конкурс проводится по инициативе редакции Эл СМИ «Академия Педагогики».Конкурсная площадка — http://pedakademy.ru. Участники – учащиеся 1-11 классов

 

           РАЗДЕЛ II. ПРИМЕРЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ КАДЕТ 5-7 КЛАССОВ

Введение

При работе на уроке русского языка над темой «Имя числительное» мы выполняли интересное задание: определяли роль числительного в тексте. Выполнение этого задания так увлекло и заинтересовало меня, что переросло в исследование. Так, мы познакомились глубже с удивительным понятием «эстетическая функция числительного», которое помогло мне не только при подготовке к конкурсу, но и раскрыло много нового и интересного.

Актуальность нашего исследования заключается в том, что, данная тема в науке изучена недостаточно. Раскрыв эстетические функции имени числительного, мы расширяем свои знания о данной части речи, открываем ее с новой, удивительной стороны, повышаем интерес к изучению других частей речи, обогащаем свою речь.

Цель исследования: выявить эстетические функции имени числительного в художественном тексте.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи: 1) проанализировать научную литературу по теме; 2) дать определение эстетической функции и другим понятиям, составить словарик терминов; 3) найти имена числительные в стихотворениях и определить эстетическую роль (функцию) данных числительных в тексте.

Гипотеза данной работы: если имя числительное используется автором в художественном тексте, то оноспособно выполнять не только информативную функцию, но и эстетическую, способно украсить текст, сделать его более выразительным и интересным.

Предмет исследования – процесс изучения эстетических функций имени числительного. Объект исследования – стихотворные тексты.

Мы использовали методы: анализ научной литературы и поэтических текстов; беседы с преподавателем; обобщение материалов; составление списка литературы (библиографии).

В качестве материала для исследования нами выбраны стихотворные тексты, так как мы считаем, что в них в наибольшей степени сконцентрированы эстетические функции числительных.

Научная новизна данного исследования заключается в том, что мы обратились к свежей теме - выявлению интересных и малоизвестных для нас эстетических функций числительных.

Значимость полученных результатов заключается в том, что мы показываем, на что способны имена числительные в поэтическом тексте, что способствует повышению интереса к изучению данной части речи и морфологии в целом. Мы также обогащаем свою речь и делаем ее более точной и выразительной. Кроме того, обращение к текстам с грамматической стороны способствует более пристальному вниманию к стихотворению, а значит, переосмыслению или выявлению новых граней понимания поэтического текста, усилению интереса к данному стихотворению и поэзии в целом.

Характеристика источников для написания работы и краткий обзор имеющейся по данной теме литературы. Как показал анализ литературы, эстетика языковых единиц – достаточно актуальная тема в научных кругах. Однако исследований по нашей теме недостаточно, до сих пор нет полной, системной характеристики эстетических возможностей имени числительного. Наибольший интерес для нас представили работы Ионовой И.А., Голуб И.Б., Солганика Г.Я., Дроняевой Т.С., в которых мы получили наибольший объем сведений по теме исследования.

Вопросы теории о роли имени числительного

В тексте

Имя числительное – самая точная, четкая и строгая часть речи. Она обозначает количество предметов, порядок их при счете, то есть предназначена, в первую очередь, для передачи строгой деловой информации. Большое количество числительных в тексте мешает его нормальному, полноценному восприятию. Человек не может воспринимать большой поток слов данной части речи.

Однако заметим, что Чупашева О.М. называет числительное «пестрой» частью речи [6.С. 28]. Действительно, при грамотном использовании, числительное может раскрыть свой потенциал. Имя числительное способно выполнять не только свою обычную информативную функцию (сообщение количественных данных). В тексте данная часть речи может приобретать эстетическую функцию.

Дадим необходимые определения.

Эстетика (от греч. aisthētikos - чувствующий, чувственный) - 1. Философское учение о сущности и формах прекрасного в искусстве, в природе и в жизни. 2. Красота, художественность в чём-либо[7].

Эстетический – связанный с восприятием прекрасного, красоты в искусстве и жизни; художественный [8].

Отсюда сделаем вывод, что эстетическая роль (функция) части речи заключается в создании прекрасной, чувственной картины, усилении эмоциональности текста. Эстетический функции части речи различны: выразительная, образная, изобразительная, ритмическая, комическая и др.

Исследования по данной теме представлены в научной литературе, например, работамиИоновой И.А. [3], Голуб И.Б [2], Солганика Г.Я. и Дроняевой Т.С. [4] и др., но данная тема еще не изучена до конца. Вопрос об эстетической роли числительных остается актуальным в научных кругах.

Д.В. Асеева отмечает эстетическую значимость числительных. Имена числительные употребляются авторами в художественных текстах, в поэтической речи, в пословицах и поговорках, в составе фразеологизмов. Числительные могут употребляться в качестве тропов (литоты, эпитета). Большие числа могут использоваться для гиперболизации: тысяча мелочей, «мильон терзаний», «в сто сорок солнц закат пылал» [1].

В следующем параграфе мы покажем выявленные нами эстетические функции имени числительного.

Четырнадцати лет.

 

Отец на фронт уехал –

Москву оборонять,

Фашисты посадили

За проволоку мать.

 

Из опустевшей хаты,

От милых сердцу мест

Ушёл с сестрёнкой вместе

Он к партизанам в лес.

И вот один сегодня,

Когда вставал рассвет,

В разведку шёл мальчишка

Четырнадцати лет.

У многих детей их счастливое и беззаботное время пришлось на войну, они рано повзрослели, в юном возрасте пережили страшные потери своих родных, испытать все тяготы жизни. Война отобрала у них детство. Мы и не представляем – каково это жить в военное время. «Баллада о маленьком разведчике» - эмоционально очень тяжелое произведение, трагическое. В нем рассказывается об отважном мальчике, который ушёл к партизанам. Поэтический текст наполнен отвагой и мужеством мальчишки. Используя повтор числительного «четырнадцать», Рыленков подчёркивает, что мальчишке был очень юн, но вел себя как взрослый храбрый воин. Тем самым текст вызывает сильным эмоциональный отклик в наших душах, заставляет нас переживать за судьбу мальчика.

В данном стихотворении имя числительное выполняет эмоциональную (выразительную, экспрессивную) функцию.

Пример:

Вызывает улыбку шуточное стихотворение И. Плохих «Реши задачку»

Вышел как-то бегемот из болота.

Был задумчив бегемот отчего-то.

Был рассеян бегемот и невесел –

Сосчитать не мог, сколько весил.

Знал, что втрое тяжелей крокодила,

Тот же втрое тяжелей, чем горилла,

А горилла, растолстев от бананов,

Весит двести пятьдесят килограммов.

Не сочтя за лишний труд и заботу,

Не могли бы вы помочь бегемоту?

Числительное в этом юмористическом произведении вызывает у нас эмоции сильного удивления.

2. Мы заметили, что имя числительное может участвовать в создании графического образа.

Пример:

Зашелестела тонкая трава,

Струею темной побежала –

И вдруг взвилась и смотрит цифра 2,

Как волосок, трепещет жало…

Исчадие, проклятое в раю,

Какое наслаждение расплющить

Головку копьевидную твою,

Твой лик раскосый и зовущий!

В стихотворении «Змея» И. Бунин намеренно заменил написание числительного прописью на графику, тем самым создал графический образ змеи. Очень интересная находка автора. Числительное выполняет образную функцию (роль).

3. Очень яркая эстетическая функция числительного - символическая. Людям свойственно верить символам, особенно часто их связывали с религиозными культами, поэтому многие из них отражают верования русского народа, их мифологические представления о тех или иных числах. Числа, как символы, всегда притягивали своим скрытым смыслом, важным для человека значением. Поэтому, когда читаешь произведение и видишь, например, число 13, настраиваешься на что-то страшное, дьявольское, опасное. Среди чисел есть «счастливые» и «несчастливые».

Пример:

Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,

По русским обычаям, только пожарища
На русской земле раскидав позади,
На наших глазах умирали товарищи,
По-русски рубаху рванув на груди.

Нас пули с тобою пока еще милуют.
Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,
Я все-таки горд был за самую милую,
За горькую землю, где я родился,

За то, что на ней умереть мне завещано,
Что русская мать нас на свет родила,
Что, в бой провожая нас, русская женщина
По-русски три раза меня обняла.

В стихотворении К. Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» числительное «три» выполняет символическую функцию. Оно обращает нас к религиозным верованиям русского человека (три раза обнять, три раза поцеловать, троеперстие, три раза покрестить). Оно наполнено святой верой, надеждой на то, что герой вернется домой, он выживет и победит.

4. Мы обнаружили несколько примеров, где числительное выполняет комическую функцию.

Пример:

Мой братишка заболел,

Аппетита нету –

Три кастрюли супа съел,

Сто одну котлету!

В данной дразнилке комический эффект создается за счет использования числительных. Имена числительные участвует в создании гиперболы (преувеличения), благодаря чему у нас при чтении дразнилки появляется улыбка.

Пример. Нельзя не улыбнуться при чтении стихотворения Ю. Макарова:

В жизни всякое случается

Подчас,

Мне навстречу ковыляет

Карабас.

И хромает, и рыдает Барабас,

Слёзы горькие роняет

Он из глаз.

 - Где вы были,

Карабас-Барабас?

Почему у вас подбит

Правый глаз?

Бороды как ни бывало

У вас,

Что случилось,

Карабас-Барабас?

Чешет сбитое колено

Карабас:

 - Я попал на перемену

В третий класс!

Нам известен Карабас-Барабас по сказке А.Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Это герой суровый, страшный, у него длинная борода, добавляющая страха его образу. А в данном рассказе он «хромает», «рыдает», у него «подбит правый глаз», «бороды как ни бывало». А причина этим несчастьям – третий класс! Имя числительное «третий» выполняет в тексте комическую функцию.

Пример:              

Приобрел я для жирафа

Тридцать три огромных шарфа,

Чтоб он горло завязал,

Чтоб в мороз не замерзал.

А жираф сказал: «Смотри!

Еще нужны мне тридцать три».

В шуточном стихотворении В.П. Берестова количественное числительное «тридцать три» участвует в создании гиперболы (преувеличения). На гиперболе и повторе числительного и основывается комический эффект, текст непроизвольно вызывает у нас улыбку.

5. Как показал анализ следующего стихотворения, имя числительное может участвовать в создании иронии.

Пример:

Есть у нас в квартире дядя,

Он известен в доме всем.

У него во лбу семь пядей,

На неделе пятниц семь.

Семимильными шагами

По квартире ходит он,

За семью живёт замками,

И зовут его Семён.

             (И. Иртеньев «Про Семёна»)

Автор активно использует фразеологизмы, составляющей которых является числительное «семь».

Во лбу семь пядей - отличающийся от других умом, мудростью, обладающий выдающимися способностями.

Семь пятниц на неделе - о человеке, который легко меняет свои решения, намерения и т. д.

Семимильными шагами - очень быстро, стремительно (идти, шагать, развиваться и т. п.).

За семь замками - 1. Под строгим присмотром; под надежной охраной. 2. Надёжно спрятан и недоступен [5].

Использование автором устойчивый сочетаний придает тексту насмешливый характер.

Числительные являются средством создания иронии.

6. Нами найдена ритмическая функция числительных.

Пример. В своем стихотворении Саша Черный смог передать само движение на коньках. Числительные «раз-два» придают тексту ритмичность – езду на коньках в одном ритме.

Мчусь, как ветер, на коньках

  Вдоль лесной опушки…

Рукавицы на руках,

  Шапка на макушке…

Раз-два! Вот и поскользнулся…

Раз и два! Чуть не кувыркнулся…

Раз-два! Крепче на носках!

Захрустел, закрякал лед,

  Ветер дует справа.

Елки-волки! Полный ход –

  Из пруда в канаву…

Раз-два! По скользкой дорожке…

Раз и два! Веселые ножки…

Раз-два! Вперед и вперед…

Пример:                                          

Три сороки-тараторки

Тараторили на горке.

Три сороки – три трещотки

Потеряли по три щетки:

Три – сегодня, три – вчера,

Три – еще позавчера!

Нельзя не заметить звуковые повторы, которые придают тексту определенный темп, создают скорость. Числительное «три» в данном тексте выполняет ритмическую функцию.

Приведем еще примеры ритмической функции:

Пример. Данная считалка знакома нам с детства:

Раз, два, три, четыре,

Жили мушки на квартире.

К ним повадился сам-друг,

Крестовик, большой паук.

Пять, шесть, семь и восемь,

Паука мы вон попросим:

«К нам, обжора, не ходи».

Ну-ка, Мишенька, води.

Пример:

Заключение

Наша работа посвящена актуальной теме выявления эстетических функций имени числительного. Анализ научной литературы в первом параграфе данного исследования позволил сделать вывод, что проблема эстетической роли числительных в тексте волнует многих ученых.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.239.148 (0.273 с.)