Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
ВОПРОС 2. Современные тенденции развития наук о физической культуре и спорте.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В условиях постиндустриального общества начинает складываться качественно новое образование, ведущим фактором которого должна стать интеграция на всех уровнях: при его взаимодействии с наукой и производством; сотрудничестве образовательных учреждений разного типа; преемственности на различных ступенях обучения; формировании межпредметных и внутрипредметных знаний; выборе методик, технологий, форм организации обучения и воспитания и т. д. Процессы интеграции и дифференциации, которые составляют диалектическое единство и отражают сложность и противоречивость развития познания, всегда присутствуют в образовании. Один из них доминирует в зависимости от сложных социальных и экономических условий той или иной исторической эпохи. Анализируя проблему соотношения интеграции и дифференциации в образовании в ретроспективе, автор акцентирует внимание на естественнонаучных дисциплинах и отмечает недостаточность в настоящее время теоретической иметодологической базы интеграции, что, сего точки зрения, является причиной бессистемности, случайности и хаотичности ее использования в учебном процессе. Основной вывод предпринятого исследования указанной проблемы состоит в следующем: чтобы выполнить главное требование времени к образованию, заключающееся в формировании личности, имеющей одновременно и широкий кругозор, и глубокую узкопрофессиональную подготовку, необходимо создать компетентностную модель, гармонично и разумно сочетающую идеи дифференциации и интеграции. Адаптация к содержанию образования концептуальных положений постнеклассической науки, отбор, конструирование и структурирование учебной информации на основе смысловых универсалий системно-синергетического подхода будут способствовать слому преобладающей до сих пор в сфере образования тенденции дифференцированного предметного обучения. Результаты работы могут быть использованы в методологии педагогических исследований, проектировании и моделировании образовательного процесса, его содержания, технологий и организации. ВОПРОС 3. Теоретико-методологические предпосылки развития науки о физической культуре. ВОПРОС 4. Интеграция и дифференциализация научного знания в современных условиях развития физической культуры и спорта. ВОПРОС 5. Сущность эволюционного подхода в изучении физической культуры и спорта и его значение для получения нового знания.
Современная наука о спорте достаточно детально изучает проблему становления личности в большом спорте — от новичка до мастера спорта международного класса. Ныне в каждом виде спорта разработаны основы спортивного отбора молодежи, определены этапы многолетней подготовки к рекордным результатам. Специалистами установлены контрольные требования к физическому развитию, к уровню функционирования и взаимодействия отдельных систем организма, к параметрам психической устойчивости и многое другое для каждого этапа многолетней подготовки. В соответствии с этими требованиями определяют успешность и своевременность прохождения установленных этапов спортивного пути, который в среднем занимает около 10 лет непрерывной подготовки. Наука о спорте В эпоху современной научно-технической революции, происходящей практически во всем цивилизованном мире, наука властно и деятельно проникает и в промышленное производство, и в сферу быта, и в область, казалось бы, далекую от нее - досуг, организацию свободного времени современного человека. Физическая культура и спорт еще одно убедительное подтверждение поистине глобального характера современной науки и ее безграничных возможностей. Исключительно быстрый рост спортивных достижений, наблюдающийся за последние годы во многих странах мира, активная работа ведущих советских и зарубежных тренеров и ученых, раскрывающих процессы, происходящие в человеческом организме в ходе достижения высших спортивных результатов, говорят о том, что спортивная тренировка достигла ныне совершенно нового качественного уровня. Используя лишь многолетний тренировочный опыт и основываясь на поверхностном знакомстве с биологическими и психологическими закономерностями жизнедеятельности организма, достичь сколько-нибудь значительных результатов в современном спорте невозможно. Одна из характерных черт научно-технической революции заключается в том, что наука сама должна выступать как непосредственная производительная сила. Убедительные примеры этого в области спорта - многочисленные образцы исключительно полезного сочетания научной и тренерской деятельности. Все большее развитие в общей системе научных знаний приобретает группа наук о направленном совершенствовании человека и о системе физической культуры. Поскольку в сфере физической культуры и спорта отразились самые разнообразные стороны общества и государства (его экономика и политика, правовые установления, моральные и духовные ценности), понятно, что наука, изучающая сферу спорта, вынуждена исследовать не какую-то отдельную, частную область жизни, а ту, которую сейчас принято называть "междисциплинарной". Изучить эту область не под силу одному научному направлению. Осилить ее может лишь совокупность наук: педагогика и психология, биология и биомеханика, медицина, социология и Экономика и т. д. Поэтому в изучении физической культуры и спорта как социально-культурной отрасли необходим системный подход, при котором изучение взаимосвязей не менее существенно, чем исследование самих явлений. И что не менее важно - изучение не ради самого процесса исследования, а во имя скорейшего решения тех задач, которые физкультурно-спортивиая практика ставит перед наукой. Многообразие этих задач целесообразно свести к двум: научное обоснование организации и управления советским физкультурным движением и научное обоснование его программно-методического обеспечения. Если сформулировать коротко, то задача № 1 - как наилучшим образом организовать и управлять советским спортивным движением, системой физического воспитания и спортивной подготовки. Задача № 2 - каким должно быть конкретное программно-методическое содержание специализированных для каждой возрастной и профессиональной категории населения физкультурно-оздоровительных занятий или спортивной подготовки. В пределах этих двух генеральных задач и находится практически любая проблема спортивной науки, в частности наиболее крупные, такие, как дальнейшее совершенствование научных основ советской системы физического воспитания, совершенствование системы подготовки спортсменов; исследования по истории физкультурного движения, организации и управления советским физкультурным движением; совершенствование системы подготовки кадров; совершенствование научной аппаратуры, оборудования и спортивного инвентаря; научные обоснования основных направлений в проектировании, строительстве и эксплуатации спортивных сооружений; разработка отраслевой автоматизированной системы управления. спортивным движением. Важная черта современной научно-технической революции - концентрация усилий многих научных учреждений на изучении и разработке больших комплексных проблем практики, объединение возможностей многих ученые, лабораторий и даже институтов. В августовском (1966 г.) постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О мерах но дальнейшему развитию физической культуры и спорта" признано необходимым сосредоточить усилия научных учреждений на изучении важнейших социологических, педагогических, психологических, медико-биологических и организационных проблем массового физкультурного движения и роста спортивного мастерства. Академии наук СССР, Академии медицинских наук СССР, Академии педагогических наук СССР рекомендовано принять активное участие в разработке этих проблем. Центральный научно-исследовательский институт физической культуры преобразован во Всесоюзный научно-исследовательский институт физической культуры. Разработка важнейших научных проблем распределяется между наиболее значительными коллективами, в число которых входят как учебные институты физической культуры и кафедры физического воспитания крупнейших вузов страны, так и научные учреждения других министерств и ведомств. В науке о физическом воспитании все чаще осуществляются типичные для периода научно-технической революции широкие комплексные исследования с участием представителей различных научных направлений. Естественно, с развитием спортивной науки совершенствуется и ее планирование. Оно все больше приближается к тому эффективному методу управления, который получил название "целевого", направленного прежде всего на дальнейшее повышение эффективности научных исследований, на их теснейшую связь с запросами практики, на конкретное решение ее задач. Вместе с тем определенное место в плане научных работ занимают и поисковые, фундаментальные исследования, задача которых - дальнейшее непрерывное развитие самой системы знаний. Планирование спортивной науки - неотъемлемая часть созданной в нашей стране общегосударственной системы планирования научно-исследовательской работы. Учитывая, что в сфере научной деятельности в нашей стране находится около 5 тыс. научных учреждений, десятки тысяч проектных, изыскательских и конструкторских организаций, сотни высших учебных заведений, становится понятным, что их работа невозможна без четкого планирования и надежной координации. Больше того, общегосударственное планирование и координация возможны лишь в условиях социалистического общества. Поэтому закономерно, что главные вопросы, определяющие прогресс науки, рассматривает и утверждает правительство нашей страны - Совет Министров СССР. Это основные направления развития науки; план развития науки; финансирование научных исследований и, наконец, основные мероприятия, направленные на улучшение развития науки и руководства ею. Спортивная наука - неотъемлемая составная часть всего общегосударственного научного массива. Она развивается по общим законам. Главная отличительная черта спортивной науки - в ее теснейшей связи с социалистическим государством, в неразрывности устремлений науки с задачами, которые выдвигает государство. И что не менее существенно - неустанные усилия нашего государства направлены на создание самой науке условий, которые позволяют ей с этими задачами справиться. Одним словом, налицо диалектическое единство: государство ставит перед наукой постоянно усложняющиеся задачи, но одновременно создает и возможности для решения этих задач. Опираясь на постоянную поддержку партии и правительства, наука спортивная растет в объеме и развивается в глубину. Остановимся на некоторых количественных данных, характеризующих развитие самой спортивной науки. Важное место в современном обществе, с одной стороны, и рост социально-экономических возможностей общества в результате технического прогресса, с другой, определили исключительно быстрый рост всех показателей науки в последние годы. В Советском Союзе значительными темпами растет число научных работников. Удвоение населения нашей страны произошло за 70 лет. Количество же научных работников удвоилось за 10 лет - с 1949 по 1959 г. Следующее удвоение произошло уже за 5 лет. И это устойчивая тенденция, продолжающаяся в наши дни. Подобная тенденция характерна и для спортивной науки. Так, по некоторым данным, к 1950 г. насчитывалось немногим более 120 кандидатов и 3 доктора наук. С 1950 по 1960 г. 378 человек защитили кандидатские и 13 докторские диссертации. С 1960 по 1970 г. 526 человек защитили кандидатские и 32 докторские диссертации. Ныне же более 1600 кандидатских диссертаций и около 100 докторских находятся в активе спортивной науки. Естественно, что столь же заметными темпами растет и количество научных работников, занимающихся проблемами физической культуры. Только в исследованиях, предусмотренных сводным пятилетним планом научно- исследовательских работ по физической культуре и спорту, принимает участие 21 институт физической культуры, общее число научных и научно-педагогических работников в них около 5 тыс. человек, в их составе свыше 100 докторов наук и профессоров. Основной объем научных исследований проводится, таким образом, в институтах физической культуры, среди которых головным является Всесоюзный научно-исследовательский институт физической культуры (ВНИИФК) в Москве. Но научные исследования по проблемам физической культуры и спорта проводятся отнюдь не только в институтах физической культуры, их объем возрастает и за счет вузов Министерства высшего и среднего специального образования, Министерства просвещения, Академии медицинских наук, Академии педагогических наук, а также других научных ведомств. Интересно сравнить темпы роста численности научных кадров в нашей стране и странах капитализма. Если количество научных работников в странах Западной Европы удваивается в среднем за 15 лет, в США - за 10 лет, то в СССР - за 6 лет. Чтобы оценить объем научных знаний о спорте, нужно воспользоваться объемом выпускаемой спортивной литературы, который в этом случае будет говорить не только о количестве выполненных научных работ, но и о расширении сферы потребления знаний о спорте.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 2326; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.134.161 (0.011 с.) |