Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ВОПРОС 2. Современные тенденции развития наук о физической культуре и спорте.

Поиск

 

В условиях постиндустриального общества начинает складываться качественно новое образование, ведущим фактором которого должна стать интеграция на всех уровнях: при его взаимодействии с наукой и производством; сотрудничестве образовательных учреждений разного типа; преемственности на различных ступенях обучения; формировании межпредметных и внутрипредметных знаний; выборе методик, технологий, форм организации обучения и воспитания и т. д. Процессы интеграции и дифференциации, которые составляют диалектическое единство и отражают сложность и противоречивость развития познания, всегда присутствуют в образовании. Один из них доминирует в зависимости от сложных социальных и экономических условий той или иной исторической эпохи.

Анализируя проблему соотношения интеграции и дифференциации в образовании в ретроспективе, автор акцентирует внимание на естественнонаучных дисциплинах и отмечает недостаточность в настоящее время теоретической иметодологической базы интеграции, что, сего точки зрения, является причиной бессистемности, случайности и хаотичности ее использования в учебном процессе. Основной вывод предпринятого исследования указанной проблемы состоит в следующем: чтобы выполнить главное требование времени к образованию, заключающееся в формировании личности, имеющей одновременно и широкий кругозор, и глубокую узкопрофессиональную подготовку, необходимо создать компетентностную модель, гармонично и разумно сочетающую идеи дифференциации и интеграции. Адаптация к содержанию образования концептуальных положений постнеклассической науки, отбор, конструирование и структурирование учебной информации на основе смысловых универсалий системно-синергетического подхода будут способствовать слому преобладающей до сих пор в сфере образования тенденции дифференцированного предметного обучения.

Результаты работы могут быть использованы в методологии педагогических исследований, проектировании и моделировании образовательного процесса, его содержания, технологий и организации.

ВОПРОС 3. Теоретико-методологические предпосылки развития науки о физической культуре.

ВОПРОС 4. Интеграция и дифференциализация научного знания в современных условиях развития физической культуры и спорта.

ВОПРОС 5. Сущность эволюционного подхода в изучении физической культуры и спорта и его значение для получения нового знания.

 

Современная наука о спорте достаточно детально изучает проблему становления личности в большом спорте — от новичка до мастера спорта международного класса. Ныне в каждом виде спорта разрабо­таны основы спортивного отбора молодежи, определены этапы много­летней подготовки к рекордным результатам. Специалистами установ­лены контрольные требования к физическому развитию, к уровню функционирования и взаимодействия отдельных систем организма, к параметрам психической устойчивости и многое другое для каждого этапа многолетней подготовки. В соответствии с этими требованиями определяют успешность и своевременность прохождения установлен­ных этапов спортивного пути, который в среднем занимает около 10 лет непрерывной подготовки.

Наука о спорте

В эпоху современной научно-технической революции, происходящей практически во всем цивилизованном мире, наука властно и деятельно проникает и в промышленное производство, и в сферу быта, и в область, казалось бы, далекую от нее - досуг, организацию свободного времени современного человека. Физическая культура и спорт еще одно убедительное подтверждение поистине глобального характера современной науки и ее безграничных возможностей.

Исключительно быстрый рост спортивных достижений, наблюдающийся за последние годы во многих странах мира, активная работа ведущих советских и зарубежных тренеров и ученых, раскрывающих процессы, происходящие в человеческом организме в ходе достижения высших спортивных результатов, говорят о том, что спортивная тренировка достигла ныне совершенно нового качественного уровня. Используя лишь многолетний тренировочный опыт и основываясь на поверхностном знакомстве с биологическими и психологическими закономерностями жизнедеятельности организма, достичь сколько-нибудь значительных результатов в современном спорте невозможно.

Одна из характерных черт научно-технической революции заключается в том, что наука сама должна выступать как непосредственная производительная сила. Убедительные примеры этого в области спорта - многочисленные образцы исключительно полезного сочетания научной и тренерской деятельности.

Все большее развитие в общей системе научных знаний приобретает группа наук о направленном совершенствовании человека и о системе физической культуры.

Поскольку в сфере физической культуры и спорта отразились самые разнообразные стороны общества и государства (его экономика и политика, правовые установления, моральные и духовные ценности), понятно, что наука, изучающая сферу спорта, вынуждена исследовать не какую-то отдельную, частную область жизни, а ту, которую сейчас принято называть "междисциплинарной". Изучить эту область не под силу одному научному направлению. Осилить ее может лишь совокупность наук: педагогика и психология, биология и биомеханика, медицина, социология и Экономика и т. д. Поэтому в изучении физической культуры и спорта как социально-культурной отрасли необходим системный подход, при котором изучение взаимосвязей не менее существенно, чем исследование самих явлений.

И что не менее важно - изучение не ради самого процесса исследования, а во имя скорейшего решения тех задач, которые физкультурно-спортивиая практика ставит перед наукой. Многообразие этих задач целесообразно свести к двум: научное обоснование организации и управления советским физкультурным движением и научное обоснование его программно-методического обеспечения.

Если сформулировать коротко, то задача № 1 - как наилучшим образом организовать и управлять советским спортивным движением, системой физического воспитания и спортивной подготовки. Задача № 2 - каким должно быть конкретное программно-методическое содержание специализированных для каждой возрастной и профессиональной категории населения физкультурно-оздоровительных занятий или спортивной подготовки.

В пределах этих двух генеральных задач и находится практически любая проблема спортивной науки, в частности наиболее крупные, такие, как дальнейшее совершенствование научных основ советской системы физического воспитания, совершенствование системы подготовки спортсменов; исследования по истории физкультурного движения, организации и управления советским физкультурным движением; совершенствование системы подготовки кадров; совершенствование научной аппаратуры, оборудования и спортивного инвентаря; научные обоснования основных направлений в проектировании, строительстве и эксплуатации спортивных сооружений; разработка отраслевой автоматизированной системы управления. спортивным движением.

Важная черта современной научно-технической революции - концентрация усилий многих научных учреждений на изучении и разработке больших комплексных проблем практики, объединение возможностей многих ученые, лабораторий и даже институтов. В августовском (1966 г.) постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О мерах но дальнейшему развитию физической культуры и спорта" признано необходимым сосредоточить усилия научных учреждений на изучении важнейших социологических, педагогических, психологических, медико-биологических и организационных проблем массового физкультурного движения и роста спортивного мастерства. Академии наук СССР, Академии медицинских наук СССР, Академии педагогических наук СССР рекомендовано принять активное участие в разработке этих проблем. Центральный научно-исследовательский институт физической культуры преобразован во Всесоюзный научно-исследовательский институт физической культуры.

Разработка важнейших научных проблем распределяется между наиболее значительными коллективами, в число которых входят как учебные институты физической культуры и кафедры физического воспитания крупнейших вузов страны, так и научные учреждения других министерств и ведомств. В науке о физическом воспитании все чаще осуществляются типичные для периода научно-технической революции широкие комплексные исследования с участием представителей различных научных направлений.

Естественно, с развитием спортивной науки совершенствуется и ее планирование. Оно все больше приближается к тому эффективному методу управления, который получил название "целевого", направленного прежде всего на дальнейшее повышение эффективности научных исследований, на их теснейшую связь с запросами практики, на конкретное решение ее задач.

Вместе с тем определенное место в плане научных работ занимают и поисковые, фундаментальные исследования, задача которых - дальнейшее непрерывное развитие самой системы знаний.

Планирование спортивной науки - неотъемлемая часть созданной в нашей стране общегосударственной системы планирования научно-исследовательской работы. Учитывая, что в сфере научной деятельности в нашей стране находится около 5 тыс. научных учреждений, десятки тысяч проектных, изыскательских и конструкторских организаций, сотни высших учебных заведений, становится понятным, что их работа невозможна без четкого планирования и надежной координации. Больше того, общегосударственное планирование и координация возможны лишь в условиях социалистического общества. Поэтому закономерно, что главные вопросы, определяющие прогресс науки, рассматривает и утверждает правительство нашей страны - Совет Министров СССР. Это основные направления развития науки; план развития науки; финансирование научных исследований и, наконец, основные мероприятия, направленные на улучшение развития науки и руководства ею.

Спортивная наука - неотъемлемая составная часть всего общегосударственного научного массива. Она развивается по общим законам.

Главная отличительная черта спортивной науки - в ее теснейшей связи с социалистическим государством, в неразрывности устремлений науки с задачами, которые выдвигает государство. И что не менее существенно - неустанные усилия нашего государства направлены на создание самой науке условий, которые позволяют ей с этими задачами справиться. Одним словом, налицо диалектическое единство: государство ставит перед наукой постоянно усложняющиеся задачи, но одновременно создает и возможности для решения этих задач. Опираясь на постоянную поддержку партии и правительства, наука спортивная растет в объеме и развивается в глубину.

Остановимся на некоторых количественных данных, характеризующих развитие самой спортивной науки.

Важное место в современном обществе, с одной стороны, и рост социально-экономических возможностей общества в результате технического прогресса, с другой, определили исключительно быстрый рост всех показателей науки в последние годы. В Советском Союзе значительными темпами растет число научных работников. Удвоение населения нашей страны произошло за 70 лет. Количество же научных работников удвоилось за 10 лет - с 1949 по 1959 г. Следующее удвоение произошло уже за 5 лет. И это устойчивая тенденция, продолжающаяся в наши дни.

Подобная тенденция характерна и для спортивной науки. Так, по некоторым данным, к 1950 г. насчитывалось немногим более 120 кандидатов и 3 доктора наук. С 1950 по 1960 г. 378 человек защитили кандидатские и 13 докторские диссертации. С 1960 по 1970 г. 526 человек защитили кандидатские и 32 докторские диссертации. Ныне же более 1600 кандидатских диссертаций и около 100 докторских находятся в активе спортивной науки.

Естественно, что столь же заметными темпами растет и количество научных работников, занимающихся проблемами физической культуры. Только в исследованиях, предусмотренных сводным пятилетним планом научно- исследовательских работ по физической культуре и спорту, принимает участие 21 институт физической культуры, общее число научных и научно-педагогических работников в них около 5 тыс. человек, в их составе свыше 100 докторов наук и профессоров.

Основной объем научных исследований проводится, таким образом, в институтах физической культуры, среди которых головным является Всесоюзный научно-исследовательский институт физической культуры (ВНИИФК) в Москве. Но научные исследования по проблемам физической культуры и спорта проводятся отнюдь не только в институтах физической культуры, их объем возрастает и за счет вузов Министерства высшего и среднего специального образования, Министерства просвещения, Академии медицинских наук, Академии педагогических наук, а также других научных ведомств. Интересно сравнить темпы роста численности научных кадров в нашей стране и странах капитализма. Если количество научных работников в странах Западной Европы удваивается в среднем за 15 лет, в США - за 10 лет, то в СССР - за 6 лет.

Чтобы оценить объем научных знаний о спорте, нужно воспользоваться объемом выпускаемой спортивной литературы, который в этом случае будет говорить не только о количестве выполненных научных работ, но и о расширении сферы потребления знаний о спорте.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 2326; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.134.161 (0.011 с.)