Вопрос 2. Одно-, двух-, и трех цикловые модели периодизации тренировочного процесса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 2. Одно-, двух-, и трех цикловые модели периодизации тренировочного процесса.



Накопительный мезоцикл

Данный тип мезоцикла характеризуется относительно большими объемами выполняемой работы и, относительно сниженной интенсивностью. Поскольку накопительный мезоцикл предназначен для развития базовых способностей, его продолжительность, содержание, и способы контроля представляют особый процесс.

Длительность данного мезоцикла может варьироваться в связи с задачами, или спортивным календарем. Например, в предсезонной подготовке, когда повышение уровня общей подготовки имеет большое значение, длительность накопительного цикла может увеличиваться до 6-7 недель, в зависимости от тренировочной концепции тренера (тем самым достигаются глубокие физиологические сдвиги в организме). Напротив, когда нужно только развить базовые способности и подкрепить общие реакции длительность может быть снижена до трех недель.

Сроки, диктуемые спортивным календарем, сильно влияют на планирование мезоцикла. Так в начале сезона, когда соревнования менее концентрированы, длительность может возрастать. При увеличении концентрации соревнований длительность данного цикла будет снижаться, и может доходить до 10-14 дней.

Выбор и последовательность соответствующих микроциклов в значительной степени определяют содержание мезоцикла.

В Целом, уровень нагрузки в начальной части мезоцикла следует постепенно увеличивать; её максимальный уровень должен быть достигнут и поддержан в его средней части. В финальной части мезоцикла нагрузку нужно уменьшить, чтобы начать следующий мезоцикл без чрезмерного утомления. Иногда восстановительный микроцикл (3-4 дн.) включается ближе к концу накопительного блока, чтобы обеспечить хорошее состояние организма для трансформирующего мезоцикла.

Главная цель контроля на этом периоде подготовки состоит в том, чтобы оценить выполнение запланированных рабочих нагрузок, а также текущие изменения уровня проявления качеств-мишеней и реакции спортсменов.

В свете блоковой периодизации очень важны развивающие, и особенно ключевые тренировки, поэтому, очень важен контроль именно после них. Данные полученные после этих тренировок, могут дать более полную картину проделанной работы.

Трансформирующий мезоцикл

В соответствии с блоковой периодизацией трансформирующий мезоцикл содержит самые напряженные специфические по виду спорта рабочие нагрузки. Общая идея этого мезоцикла - преобразование накопленного потенциала базовых способностей в специфическую физическую и технико-тактическую подготовленность

Данный мезоцикл обычно длится не более 4-х недель. В начале сезона основное влияние на длительность оказывает накопление усталости, а в конце -календарем важных спортивных событий.Длительность тренировочных эффектов, вызванных предыдущим накопительным мезоциклом, имеет довольно сложное комплексное влияние. С одной стороны, базовый двигательный потенциал (аэробная выносливость, максимальная мышечная сила) уменьшается и приближается к критическому уровню за четыре недели.

С другой стороны, многие спортивные дисциплины требуют, чтобы большой объем анаэробных гликолитических нагрузок выполнялся в течении длительного времени. Это методическое противоречие можно преодолеть за счет включения короткого аэробного мини блока в рамках продолжительного анаэробного мезоцикла.

Содержание трансформирующего мезоцикла формируется определенным количеством последовательно включаемых микроциклов. В основном это нагрузочные микроциклы; применение ударного цикла также возможно. Во время трансформирующего мезоцикла может включатся несколько соревнований, которые вносят разнообразие в рутинную тренировочную работу и разнообразят монотонную подготовку. Включение контрастного аэробного мини-блока позволяет продлить действие сниженных остаточных тренировочных эффектов и частично восстановить спортсменов для последующих очень интенсивных тренировочных занятий.

Реализационный мезоцикл

Реализационный мезоцикл традиционно называют сужением. При традиционной периодизации принцип сужения используется перед началом важных соревнований и способствует лучшему выполнению соревновательного упражнения. Согласно концепции блоковой периодизации, реализационный мезоцикл формирует заключительную фазу каждого этапа тренировки, и поэтому его функция более широка. С одной стороны, он направлен на достижение наивысшего соревновательного результата и в этом аспекте использует обычную технику сужения.

Очевидно, что циклы тренировки в начале, середине и конце сезона неодинаковы. Соответственно, реализационные мезоциклы также различаются в зависимости от уровня и важности предстоящего соревнования. Это определяет существенные особенности мезоцикла такого типа: его длительность, вариант сокращения рабочих нагрузок, эмоциональную напряженность спортсменов и т.д.

Микроцикл - это самый короткий тренировочный цикл, включающий в себя определенное количество тренировочных занятий, и длящийся обычно одну неделю. Этот отрезок времени не имеет физиологического обоснования; он, скорее, базируется на стереотипах социальной жизни. Однако условия тренировочного сбора позволяют делать микроциклы и короче, и длиннее.

ТРЕНИРОВОЧНАЯ НАГРУЗКА.

Функция тренировочной нагрузки помогает вам узнать усилие, которое вы затрачиваете на тренировку. Тренировочная нагрузка рассчитывается для каждой тренировки на основании ее интенсивности и длительности. Функция тренировочной нагрузки сравнивает кратковременную тренировку с высокой интенсивностью и долговременную тренировку с низкой интенсивностью. Для более детального сравнения тренировок, значение тренировочной нагрузки указано для пользователя в днях и часах.

Тренировочная нагрузка основывается на интенсивности и длительности тренировки. Интенсивность тренировки определяется на основании частоты сердечных сокращений. При этом также учитываются ваши личные данные, такие как возраст, пол, вес, VO2max и история тренировок. Пока у вас не появится истории тренировок, для расчетом используется ваш опыт тренировок. При расчете интенсивности также используются значения вашего аэробного и анаэробного порога. После того как вы их точно измерили, обновите значения по умолчанию в онлайн-сервисе. Также с помощью определенного коэффициента спорта учитывается и вид спорта, что улучшает точность расчета.

Низкая 0-6 часов

Умеренная 7-12 часов

Изнурительная 13-24 часов

Очень изнурительная 25-48 часов

Экстремальная Более 48 часов

Примеры реализации переноса тренированности в практике.

Как уже было сказано, варьирование тренировочным объёмом и интенсивностью является наиболее применимым способом регулирования тренировочной нагрузки. Однако поиск новых и оригинальных специфических по виду спорта упражнений, которые могут дать более выраженную реакцию на нагрузку, всегда был частью сосредоточенного внимания выдающихся тренеров. Действительно, степень новизны упражнений строго ограничена условиями переноса тренированности. Очевидно, что каждый тренер может найти упражнения, с которыми его спортсмены незнакомы. Задача состоит в том, чтобы придумать такое новое упражнение, которое будет отвечать требованиям специфики соревновательного действия. Таким образом, новые упражнения могут быть более эффективными, чем прежние, если они соответствуют критериям специфичности и схожести с соревновательным.

.

Основные положения контроля

Чтобы управлять тренировочным процессом не «вслепую», нужно получать информацию о ходе и результатах выполнения тренировочных и соревновательных упражнений, о состоянии спортсмена, об окружающих условиях. Это информация обратной связи. Без нее невозможно управление сколько-нибудь сложной системой, процессом. Ее должны получать и сам спортсмен, и его тренер, и физкультурник.

Если ограничиться лишь обратными связями, идущими к тренеру, можно выделить четыре различных типа связей, соответствующих четырем различным направлениям в педагогическом контроле:

1. сведения, получаемые от спортсмена (о самочувствии, отношении к происходящему, настроении и т.п.);

2. сведения о поведении спортсмена (какие тренировочные задания выполнены, как это сделано, ошибки в технике и т.п.);

3. данные о срочном тренировочном эффекте (величина и характер тренировочных сдвигов под влиянием однократной физической нагрузки);

4. сведения о кумулятивном тренировочном эффекте (изменения в подготовленности спортсменов).

Следует иметь в виду, что эта схема отражает лишь принципиальную сторону вопроса. Контроль за спортивной подготовкой — активное добывание, хранение, анализ и оценивание такой информации, которая позволяет обоснованно судить об организации, материально- техническом обеспечении, медицинской, научной, воспитательной сторонах, ходе и результатах подготовки спортсмена (спортсменов). Контроль различают: а) оперативный (за сиюминутным ходом и результатами подготовки — в рамках одного тренировочного занятия, в крайнем случае — одного дня); б) текущий (относится к микро- и мезоциклам тренировочного процесса); в) этапный — за результатами (только результатами) целого этапа подготовки (за полгода, год, 4 года — в зависимости от определения продолжительности намеченного этапа того или иного иерархического уровня).

Для того чтобы спортивная тренировка стала действительно управляемым процессом, необходимо, чтобы тренер принимал решения с учетом результатов объективных измерений. Тренировка, построенная с учетом только самочувствия спортсмена и интуиции тренера, не может дать хороших результатов в современном спорте (впрочем, не менее опасна и противоположная ошибка: неучет самочувствия спортсмена; только гармоничное сочетание объективных и субъективных показание и может обеспечить успех).

Различают виды контроля и по другому признаку — в соответствии с делением подготовки на так называемые ее стороны: а) за физической (функциональной), б) технической, в) тактической, г) психологической, д) теоретической подготовленностью и подготовкой. Различают также контроль: а)за нагрузками, б) за восстановлением после физических нагрузок, болезней, травм (физическая, медицинская реабилитация), в) за питанием, г) за режимом дня, д) за психологическим состоянием и его обеспечением. Контроль бывает визуальным и инструментальным, количественным и качественным.

Контроль начинается с измерения, но не исчерпывается им. Нужно еще знать, что измерять, уметь выбирать наиболее информативные (существенные) показатели. Нужно уметь математически грамотно обрабатывать результаты наблюдений. Необходимо владеть методами контроля.

 

ВОПРОС 9. Принципиальные установки к программированию тренировочного процесса.

Программирование – это упорядочение содержания трениро- вочного процесса в соответствии с целевыми задачами подготовки спортсмена и специфическими принципами, определяющими рациональные формы организации тренировочных нагрузок в рамках конкретного времени. Программирование – новая, более совершенная форма планирования тренировки, решающая задачу на более высоком научно-методическом уровне и с большей вероятностью достижения цели.

• Программирование тренировки - принятие решения, связанного, во-первых, с определением общей стратегии подготовки спортсмена и, во-вторых, с выбором оптимального варианта построения тренировочного процесса. Задача эта весьма сложная из- за множества возможных значений и сочетаний в составе, объеме, продолжительности и организации тренировочных нагрузок различной преимущественной направленности.

•Практически принятие решения в такой ситуации осуществляется путем перебора и оценки если не всех, то многих из приемлемых вариантов построения тренировки. Их тем меньше, чем опытнее тренер, т. е. чем больше у него оснований к тому, чтобы сразу отвергнуть одни и задуматься над другими.

•Следовательно, главным условием безошибочного выбора оптимального решения является наличие оснований для предвари- тельной оценки эффективности того или иного варианта. И если в прошлом планирование опиралось на личный опыт тренера, добытый методом проб и ошибок, на его интуицию и некоторые логические принципы, то в наше время появились более объективные основания и предпосылки. Это и делает возможным переход к программированию, как к более совершенной форме планирования и построения тренировки.

Выбор решения при программировании тренировки исходит из знания специфических закономерностей, присущих процессу становления спортивного мастерства (ПССМ) и определяющих его планомерное развитие во времени. Такие закономерности выявляются на основе изучения особенностей долговременной адаптации организма спортсмена к напряженной мышечной работе и принципиальных тенденций в изменении его состояния в зависимости от организации тренировочных нагрузок различной преимущественной направленности, их объема и продолжительности. Выявлению закономерностей ПССМ способствует также изучение особенностей процессов становления спортивно-технического мастерства и морфофункциональной специализации организма спортсмена в ходе многолетней тренировки.

Это обеспечивает, во-первых, существенное повышение объективности предварительной оценки тренирующего потенциала пред- полагаемой нагрузки и вероятности прогноза тренировочного эффекта, который она может обеспечить. Во-вторых, они способствуют разработке рациональных форм организации тренировочной нагрузки в рамках конкретных этапов, оптимальной продолжительности и рациональной взаимосвязи нагрузок различной преимущественной направленности целесообразную последовательность введения их в тренировочный процесс. В-третьих, они дают основания к переосмысливанию традиционных принципов построения тренировки.

Вместо тренировочного процесса как набора отдельных микроциклов, а его организации – как цепочки микроциклов различной направленности, мы переходим к программно-целевому принципу организации тренировки. Он исходит из постановки конкретных целевых задач на разных этапе подготовки и из разработки программы тренировочной и соревновательной деятельности. Основная форма построения тренировки не микроциклы, а большие этапы подготовки, выделяемые в годичном цикле по календарю соревнований и закономерностям адаптации организма спортсмена к напряженной мышечной работе. Это меняет и требования к организации микроциклов, которые обретают функцию рабочей формы для упорядочения тренировочной нагрузки.

Тренировка – многосторонний педагогический процесс специфической формы организации, превращающий её в системное воздействие на личность и физическое состояние человека. По содержанию тренировка есть активная и систематическая специализированная двигательная деятельность, направленная на всестороннее воспитание спортсмена, в том числе на приобретение широкого круга специальных знаний, навыков и умений, повышение физической работоспособности организма, овладение техникой спортивных упражнений и искусством соревновательной борьбы. Это обеспечивается в ходе многолетней тренировки постепенно, с определенной очередностью в решении этапных задач и последовательностью в овладении вершинами спортивного мастерства.

Спортивное мастерство – это искусство движения. Воспитание спортсмена осуществляется на основе специализированной двигательной деятельности. Поэтому рост мастерства обеспечивается и вместе с тем лимитируется физическими возможностями организма, т.е. особенностями проявлять требуемый уровень усилия и выдерживать тренировочную нагрузку, которая нужна для совершенствования этой способности. Следовательно, педагогические основы и методические принципы организации тренировочного процесса наряду с воспитательной направленностью, должны учитывать и биологическую сущность ПССМ.

Это подчеркивает специфику педагогики спорта, состоящую в том, что процесс воспитания ведется на уровне предельных физических и психологических напряжений, которые неведомы никакому другому педагогическому процессу. И здесь нельзя мириться с дилетантством и допускать ошибок, ибо цена им – здоровье человека.

Таким образом, спортивная деятельность – это сложнейшее социально-биологическое явление. Будучи социальным по своей сущности и имея конкретное педагогическое содержание и воспитательную направленность, оно в своем феноменологическом выражении, форме существования и развития имеет биологическую основу. Именно поэтому биологический аспект должен занимать важное место в научном поиске, направленном на решение проблем рационального построения и программирования тренировки, но вместе с тем он должен ориентироваться и осмысливаться в аспекте педагогических задач, выражающих социальную сущность спортивной деятельности

•Подготовка спортсмена среднего класса существенно отличается от тренировки спортсменов высокой квалификации. Для первых традиционные, сложившиеся принципы построения тренировки вполне обеспечивают прогресс мастерства, а для вторых они уже не столь эффективны. Не учитывая современной специфики подготовки спортсменов высокого класса, они вступают в противоречия с ее требованиями и превращаются в тормоз прогресса мастерства.

•Неотложная задача - выявление специфических особенностей подготовки квалифицированных спортсменов, переосмысливания и развития традиционных принципов, разработки новых, методических путей и соответствующих форм их подготовки.

•Тренировочный процесс необходимо создать, исходя из целевых задач, определяющих его содержание. Затем следует осуществить практическую реализацию принятой программы и проконтролировать ход ее выполнения, внося в нее коррекцию.

•Программирование – это предварительное определение стратегии, содержания и форм построения тренировочного процесса; организация – практическое осуществление его программы с учетом конкретных условий и реальных возможностей спортсмена; управление – контроль и регулирование хода тренировочного процесса по заданным критериям его эффективности.

 

Наука о спорте

В эпоху современной научно-технической революции, происходящей практически во всем цивилизованном мире, наука властно и деятельно проникает и в промышленное производство, и в сферу быта, и в область, казалось бы, далекую от нее - досуг, организацию свободного времени современного человека. Физическая культура и спорт еще одно убедительное подтверждение поистине глобального характера современной науки и ее безграничных возможностей.

Исключительно быстрый рост спортивных достижений, наблюдающийся за последние годы во многих странах мира, активная работа ведущих советских и зарубежных тренеров и ученых, раскрывающих процессы, происходящие в человеческом организме в ходе достижения высших спортивных результатов, говорят о том, что спортивная тренировка достигла ныне совершенно нового качественного уровня. Используя лишь многолетний тренировочный опыт и основываясь на поверхностном знакомстве с биологическими и психологическими закономерностями жизнедеятельности организма, достичь сколько-нибудь значительных результатов в современном спорте невозможно.

Одна из характерных черт научно-технической революции заключается в том, что наука сама должна выступать как непосредственная производительная сила. Убедительные примеры этого в области спорта - многочисленные образцы исключительно полезного сочетания научной и тренерской деятельности.

Все большее развитие в общей системе научных знаний приобретает группа наук о направленном совершенствовании человека и о системе физической культуры.

Поскольку в сфере физической культуры и спорта отразились самые разнообразные стороны общества и государства (его экономика и политика, правовые установления, моральные и духовные ценности), понятно, что наука, изучающая сферу спорта, вынуждена исследовать не какую-то отдельную, частную область жизни, а ту, которую сейчас принято называть "междисциплинарной". Изучить эту область не под силу одному научному направлению. Осилить ее может лишь совокупность наук: педагогика и психология, биология и биомеханика, медицина, социология и Экономика и т. д. Поэтому в изучении физической культуры и спорта как социально-культурной отрасли необходим системный подход, при котором изучение взаимосвязей не менее существенно, чем исследование самих явлений.

И что не менее важно - изучение не ради самого процесса исследования, а во имя скорейшего решения тех задач, которые физкультурно-спортивиая практика ставит перед наукой. Многообразие этих задач целесообразно свести к двум: научное обоснование организации и управления советским физкультурным движением и научное обоснование его программно-методического обеспечения.

Если сформулировать коротко, то задача № 1 - как наилучшим образом организовать и управлять советским спортивным движением, системой физического воспитания и спортивной подготовки. Задача № 2 - каким должно быть конкретное программно-методическое содержание специализированных для каждой возрастной и профессиональной категории населения физкультурно-оздоровительных занятий или спортивной подготовки.

В пределах этих двух генеральных задач и находится практически любая проблема спортивной науки, в частности наиболее крупные, такие, как дальнейшее совершенствование научных основ советской системы физического воспитания, совершенствование системы подготовки спортсменов; исследования по истории физкультурного движения, организации и управления советским физкультурным движением; совершенствование системы подготовки кадров; совершенствование научной аппаратуры, оборудования и спортивного инвентаря; научные обоснования основных направлений в проектировании, строительстве и эксплуатации спортивных сооружений; разработка отраслевой автоматизированной системы управления. спортивным движением.

Важная черта современной научно-технической революции - концентрация усилий многих научных учреждений на изучении и разработке больших комплексных проблем практики, объединение возможностей многих ученые, лабораторий и даже институтов. В августовском (1966 г.) постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О мерах но дальнейшему развитию физической культуры и спорта" признано необходимым сосредоточить усилия научных учреждений на изучении важнейших социологических, педагогических, психологических, медико-биологических и организационных проблем массового физкультурного движения и роста спортивного мастерства. Академии наук СССР, Академии медицинских наук СССР, Академии педагогических наук СССР рекомендовано принять активное участие в разработке этих проблем. Центральный научно-исследовательский институт физической культуры преобразован во Всесоюзный научно-исследовательский институт физической культуры.

Разработка важнейших научных проблем распределяется между наиболее значительными коллективами, в число которых входят как учебные институты физической культуры и кафедры физического воспитания крупнейших вузов страны, так и научные учреждения других министерств и ведомств. В науке о физическом воспитании все чаще осуществляются типичные для периода научно-технической революции широкие комплексные исследования с участием представителей различных научных направлений.

Естественно, с развитием спортивной науки совершенствуется и ее планирование. Оно все больше приближается к тому эффективному методу управления, который получил название "целевого", направленного прежде всего на дальнейшее повышение эффективности научных исследований, на их теснейшую связь с запросами практики, на конкретное решение ее задач.

Вместе с тем определенное место в плане научных работ занимают и поисковые, фундаментальные исследования, задача которых - дальнейшее непрерывное развитие самой системы знаний.

Планирование спортивной науки - неотъемлемая часть созданной в нашей стране общегосударственной системы планирования научно-исследовательской работы. Учитывая, что в сфере научной деятельности в нашей стране находится около 5 тыс. научных учреждений, десятки тысяч проектных, изыскательских и конструкторских организаций, сотни высших учебных заведений, становится понятным, что их работа невозможна без четкого планирования и надежной координации. Больше того, общегосударственное планирование и координация возможны лишь в условиях социалистического общества. Поэтому закономерно, что главные вопросы, определяющие прогресс науки, рассматривает и утверждает правительство нашей страны - Совет Министров СССР. Это основные направления развития науки; план развития науки; финансирование научных исследований и, наконец, основные мероприятия, направленные на улучшение развития науки и руководства ею.

Спортивная наука - неотъемлемая составная часть всего общегосударственного научного массива. Она развивается по общим законам.

Главная отличительная черта спортивной науки - в ее теснейшей связи с социалистическим государством, в неразрывности устремлений науки с задачами, которые выдвигает государство. И что не менее существенно - неустанные усилия нашего государства направлены на создание самой науке условий, которые позволяют ей с этими задачами справиться. Одним словом, налицо диалектическое единство: государство ставит перед наукой постоянно усложняющиеся задачи, но одновременно создает и возможности для решения этих задач. Опираясь на постоянную поддержку партии и правительства, наука спортивная растет в объеме и развивается в глубину.

Остановимся на некоторых количественных данных, характеризующих развитие самой спортивной науки.

Важное место в современном обществе, с одной стороны, и рост социально-экономических возможностей общества в результате технического прогресса, с другой, определили исключительно быстрый рост всех показателей науки в последние годы. В Советском Союзе значительными темпами растет число научных работников. Удвоение населения нашей страны произошло за 70 лет. Количество же научных работников удвоилось за 10 лет - с 1949 по 1959 г. Следующее удвоение произошло уже за 5 лет. И это устойчивая тенденция, продолжающаяся в наши дни.

Подобная тенденция характерна и для спортивной науки. Так, по некоторым данным, к 1950 г. насчитывалось немногим более 120 кандидатов и 3 доктора наук. С 1950 по 1960 г. 378 человек защитили кандидатские и 13 докторские диссертации. С 1960 по 1970 г. 526 человек защитили кандидатские и 32 докторские диссертации. Ныне же более 1600 кандидатских диссертаций и около 100 докторских находятся в активе спортивной науки.

Естественно, что столь же заметными темпами растет и количество научных работников, занимающихся проблемами физической культуры. Только в исследованиях, предусмотренных сводным пятилетним планом научно- исследовательских работ по физической культуре и спорту, принимает участие 21 институт физической культуры, общее число научных и научно-педагогических работников в них около 5 тыс. человек, в их составе свыше 100 докторов наук и профессоров.

Основной объем научных исследований проводится, таким образом, в институтах физической культуры, среди которых головным является Всесоюзный научно-исследовательский институт физической культуры (ВНИИФК) в Москве. Но научные исследования по проблемам физической культуры и спорта проводятся отнюдь не только в институтах физической культуры, их объем возрастает и за счет вузов Министерства высшего и среднего специального образования, Министерства просвещения, Академии медицинских наук, Академии педагогических наук, а также других научных ведомств. Интересно сравнить темпы роста численности научных кадров в нашей стране и странах капитализма. Если количество научных работников в странах Западной Европы удваивается в среднем за 15 лет, в США - за 10 лет, то в СССР - за 6 лет.

Чтобы оценить объем научных знаний о спорте, нужно воспользоваться объемом выпускаемой спортивной литературы, который в этом случае будет говорить не только о количестве выполненных научных работ, но и о расширении сферы потребления знаний о спорте.

Рис. 2. Взаимодействие сфер социальной жизни (1-5 - зоны межотраслевой конверсии)

Параметры конверсии. Технологическая конверсия предполагает видоизменение отдельных элементов и отношений в структуре деятельности по изменению ее объекта при сохранении ее предметно-содержательной основы. Сама структура при этом также сохраняется: она является универсальной для всех видов деятельности (рис. 3).

К ее элементам относят: 1) цель деятельности, 2) ее предмет, 3) средства ее осуществления, 4) выполняемые операции и 5) конечный результат. Характер этих элементов зависит от состава факторов-детерминант, определяющих содержание, предметную и социальную ориентацию деятельности. Основные факторы: 1) субъект деятельности, 2) его потребности, 3) объект и 4) социальный опыт его познания, использования и преобразования.

Функциональная структура деятельности по изменению ее объекта представляет собой способ связи ее элементов и факторов-детерминант на основе получения конечного эффекта деятельности. Возможны некоторые ее модификации с учетом специфических характеристик ее компонентов. Так, на входе педагогической системы - абитуриент, ее объектом служит ученик (спортсмен и т.д.), субъект - учитель (тренер и др.), на выходе системы - выпускник. Остальные компоненты модифицируются по сфере образования и воспитания. По особенностям факторов-детерминант и элементов деятельности должны быть, видимо, рассмотрены параметры конверсии.

Субъект является носителем определенных видов культуры деятельности, ее активным направляющим началом и исполнителем. Это могут быть отдельный человек (рабочий исполнитель), особая общественная группа (специалисты) или общество (социальные системы и структуры). В последнем случае рабочие субъекты выступают как операторы системы. Технология их деятельности, как и деятельности двух других субъектов, также может быть предметом конверсии.

Потребность - нужда в чем-либо необходимом для развития или существования субъекта. Она обнаруживается и осознается по мере познания и освоения условий ее удовлетворения; становится мотивом деятельности по изменению объекта, не удовлетворяющего исходной потребности. Потребность в виде ценностных ориентации, мотивов, интересов также подлежит конверсии.

Объектом деятельности служат вовлеченные в ее орбиту общественные или природные явления, изменение которых создает условия для удовлетворения потребности. Технологическая конверсия возможна только при наличии определенной общности объектов деятельности. В рамках каждого из направлений и профильных форм развития и освоения культуры двигательной деятельности таким общим объектом служат двигательные возможности человека. Технологии их сохранения, развития и освоения вполне конвертируемы.

Цель - отражение потребности в каких-либо условиях существования (развития) в форме мысленного предвосхищения конечных результатов деятельности по их созданию и освоению. Дифференцируется в виде постановки промежуточных задач, технологические решения которых также становятся объектом конверсии в виде типовых алгоритмов.

Опыт (индивидуальный или социальный) - это результат практического освоения определенных видов деятельности. Представлен совокупностью условий, средств, форм и способов ее осуществления, а также способностей, умений, знаний и навыков, связанных с их применением. Кристаллизуется в культуре личности, в квалификации субъекта деятельности, в ее инфраструктуре и технологии.

Предметом деятельности служат те изменения сторон и свойств объекта, которые приводят к получению конечных результатов деятельности. Сами эти стороны и свойства могут быть объектами особых видов деятельности, а создание необходимых условий их изменения - предметом деятельности особых субъектов-операторов. Конверсия может затрагивать как изменение сторон и свойств объекта, так и технологию создания условий изменения объекта. Средства деятельности - те факторы, которые по воле субъекта вступают в прямое взаимодействие с объектом и вызывают в нем направление изменения. Это могут быть естественные силы человека, природные или общественные условия, либо технические средства (орудия), впитавшие в себя ряд функций человека (физических и интеллектуальных). Являются одними из главных компонентов конвертируемых технологий; обеспечивают единство и взаимосвязь технологических процессов изменения объекта и операций деятельности субъекта.

Операции как элементы содержания конкретных видов деятельности служат формой проявления внешней активности субъекта деятельности. Обеспечивают наведение системной активности средств деятельности и технологических процессов изменения объекта. Любой вид деятельности включает как основные, так и вспомогательные операции. Те и другие могут быть объектами конверсии.

Продукт деятельности - то состояние объекта, которое и делает его предметом потребления. Это конечный или промежуточный (покомпонентный) результат всех вместе взятых, или отдельных форм деятельности и операций. Для высоких технологий характерна большая степень соответствия эффекта целям и задачам деятельности. Это обстоятельство и вынуждает прибегать к технологической конверсии.

Блок-схема функциональной системы деятельности (см. рис. 3) охватывает основные параметры технологической конверсии. Ориентированные по содержанию конкретных видов деятельности, они могут быть использованы для разработки ее программы.

Рис. 3. Функциональная структура деятельности

Физическое воспитание и спортивная тренировка отличаются друг от друга характером конечных целей, результатов и частично составом используемых средств и методов. В содержании физического воспитания обычно выделяют две стороны: обучение движениям и воспитание физических качеств; в содержании спортивной тренировки - четыре: физическую, техническую, тактическую и психологическую подготовку [23]. В американской теории физического воспитания и спорта выделяют четыре уровня развития, которыми мы управляем: органическое, нейро-мышечное, интеллектуальное (интерпретивное) и эмоциональное. Содержание сторон и уровней в различных подходах к их выделению частично совпадает.

Реально управление процессом индивидуального развития должно осуществляться, а его содержание развертываться в пределах одной и той же матрицы формирования способностей и свойств субъект-объекта воспитания и тренировки - человека (см. таблицу).

Заключение

Заключение Спортизация физического воспитания рассматривается нами как одно из направлений модернизации физического воспитания, основанное на свободе выбора обучающимися вида физкультурно-спортивной деятельности для обучения и тренировки с нацеленностью на подготовку и участие в соревнованиях. Полное внедрение спортизированного физического воспитания возможно при хорошей спортивной базе школы, наличию заинтересованного административного и квалифицированного педагогического состава. Между тем в ряде исследований встречается дискуссия по поводу целесообразности спортизации физического воспитания школьников. Наиболее существенное возражение вызывает идея о том, что в основу методики и организации учебных занятий должна быть положена концепция тренировки. Но тренировочная направленность как раз приоритетна в системе традиционно организованного физического воспитания, ибо основа учебного п



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 390; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.230.107 (0.053 с.)