Контроль - компонент управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Контроль - компонент управления



Основные положения контроля

Чтобы управлять тренировочным процессом не «вслепую», нужно получать информацию о ходе и результатах выполнения тренировочных и соревновательных упражнений, о состоянии спортсмена, об окружающих условиях. Это информация обратной связи. Без нее невозможно управление сколько-нибудь сложной системой, процессом. Ее должны получать и сам спортсмен, и его тренер, и физкультурник.

Если ограничиться лишь обратными связями, идущими к тренеру, можно выделить четыре различных типа связей, соответствующих четырем различным направлениям в педагогическом контроле:

1. сведения, получаемые от спортсмена (о самочувствии, отношении к происходящему, настроении и т.п.);

2. сведения о поведении спортсмена (какие тренировочные задания выполнены, как это сделано, ошибки в технике и т.п.);

3. данные о срочном тренировочном эффекте (величина и характер тренировочных сдвигов под влиянием однократной физической нагрузки);

4. сведения о кумулятивном тренировочном эффекте (изменения в подготовленности спортсменов).

Следует иметь в виду, что эта схема отражает лишь принципиальную сторону вопроса. Контроль за спортивной подготовкой — активное добывание, хранение, анализ и оценивание такой информации, которая позволяет обоснованно судить об организации, материально- техническом обеспечении, медицинской, научной, воспитательной сторонах, ходе и результатах подготовки спортсмена (спортсменов). Контроль различают: а) оперативный (за сиюминутным ходом и результатами подготовки — в рамках одного тренировочного занятия, в крайнем случае — одного дня); б) текущий (относится к микро- и мезоциклам тренировочного процесса); в) этапный — за результатами (только результатами) целого этапа подготовки (за полгода, год, 4 года — в зависимости от определения продолжительности намеченного этапа того или иного иерархического уровня).

Для того чтобы спортивная тренировка стала действительно управляемым процессом, необходимо, чтобы тренер принимал решения с учетом результатов объективных измерений. Тренировка, построенная с учетом только самочувствия спортсмена и интуиции тренера, не может дать хороших результатов в современном спорте (впрочем, не менее опасна и противоположная ошибка: неучет самочувствия спортсмена; только гармоничное сочетание объективных и субъективных показание и может обеспечить успех).

Различают виды контроля и по другому признаку — в соответствии с делением подготовки на так называемые ее стороны: а) за физической (функциональной), б) технической, в) тактической, г) психологической, д) теоретической подготовленностью и подготовкой. Различают также контроль: а)за нагрузками, б) за восстановлением после физических нагрузок, болезней, травм (физическая, медицинская реабилитация), в) за питанием, г) за режимом дня, д) за психологическим состоянием и его обеспечением. Контроль бывает визуальным и инструментальным, количественным и качественным.

Контроль начинается с измерения, но не исчерпывается им. Нужно еще знать, что измерять, уметь выбирать наиболее информативные (существенные) показатели. Нужно уметь математически грамотно обрабатывать результаты наблюдений. Необходимо владеть методами контроля.

 

ВОПРОС 9. Принципиальные установки к программированию тренировочного процесса.

Программирование – это упорядочение содержания трениро- вочного процесса в соответствии с целевыми задачами подготовки спортсмена и специфическими принципами, определяющими рациональные формы организации тренировочных нагрузок в рамках конкретного времени. Программирование – новая, более совершенная форма планирования тренировки, решающая задачу на более высоком научно-методическом уровне и с большей вероятностью достижения цели.

• Программирование тренировки - принятие решения, связанного, во-первых, с определением общей стратегии подготовки спортсмена и, во-вторых, с выбором оптимального варианта построения тренировочного процесса. Задача эта весьма сложная из- за множества возможных значений и сочетаний в составе, объеме, продолжительности и организации тренировочных нагрузок различной преимущественной направленности.

•Практически принятие решения в такой ситуации осуществляется путем перебора и оценки если не всех, то многих из приемлемых вариантов построения тренировки. Их тем меньше, чем опытнее тренер, т. е. чем больше у него оснований к тому, чтобы сразу отвергнуть одни и задуматься над другими.

•Следовательно, главным условием безошибочного выбора оптимального решения является наличие оснований для предвари- тельной оценки эффективности того или иного варианта. И если в прошлом планирование опиралось на личный опыт тренера, добытый методом проб и ошибок, на его интуицию и некоторые логические принципы, то в наше время появились более объективные основания и предпосылки. Это и делает возможным переход к программированию, как к более совершенной форме планирования и построения тренировки.

Выбор решения при программировании тренировки исходит из знания специфических закономерностей, присущих процессу становления спортивного мастерства (ПССМ) и определяющих его планомерное развитие во времени. Такие закономерности выявляются на основе изучения особенностей долговременной адаптации организма спортсмена к напряженной мышечной работе и принципиальных тенденций в изменении его состояния в зависимости от организации тренировочных нагрузок различной преимущественной направленности, их объема и продолжительности. Выявлению закономерностей ПССМ способствует также изучение особенностей процессов становления спортивно-технического мастерства и морфофункциональной специализации организма спортсмена в ходе многолетней тренировки.

Это обеспечивает, во-первых, существенное повышение объективности предварительной оценки тренирующего потенциала пред- полагаемой нагрузки и вероятности прогноза тренировочного эффекта, который она может обеспечить. Во-вторых, они способствуют разработке рациональных форм организации тренировочной нагрузки в рамках конкретных этапов, оптимальной продолжительности и рациональной взаимосвязи нагрузок различной преимущественной направленности целесообразную последовательность введения их в тренировочный процесс. В-третьих, они дают основания к переосмысливанию традиционных принципов построения тренировки.

Вместо тренировочного процесса как набора отдельных микроциклов, а его организации – как цепочки микроциклов различной направленности, мы переходим к программно-целевому принципу организации тренировки. Он исходит из постановки конкретных целевых задач на разных этапе подготовки и из разработки программы тренировочной и соревновательной деятельности. Основная форма построения тренировки не микроциклы, а большие этапы подготовки, выделяемые в годичном цикле по календарю соревнований и закономерностям адаптации организма спортсмена к напряженной мышечной работе. Это меняет и требования к организации микроциклов, которые обретают функцию рабочей формы для упорядочения тренировочной нагрузки.

Тренировка – многосторонний педагогический процесс специфической формы организации, превращающий её в системное воздействие на личность и физическое состояние человека. По содержанию тренировка есть активная и систематическая специализированная двигательная деятельность, направленная на всестороннее воспитание спортсмена, в том числе на приобретение широкого круга специальных знаний, навыков и умений, повышение физической работоспособности организма, овладение техникой спортивных упражнений и искусством соревновательной борьбы. Это обеспечивается в ходе многолетней тренировки постепенно, с определенной очередностью в решении этапных задач и последовательностью в овладении вершинами спортивного мастерства.

Спортивное мастерство – это искусство движения. Воспитание спортсмена осуществляется на основе специализированной двигательной деятельности. Поэтому рост мастерства обеспечивается и вместе с тем лимитируется физическими возможностями организма, т.е. особенностями проявлять требуемый уровень усилия и выдерживать тренировочную нагрузку, которая нужна для совершенствования этой способности. Следовательно, педагогические основы и методические принципы организации тренировочного процесса наряду с воспитательной направленностью, должны учитывать и биологическую сущность ПССМ.

Это подчеркивает специфику педагогики спорта, состоящую в том, что процесс воспитания ведется на уровне предельных физических и психологических напряжений, которые неведомы никакому другому педагогическому процессу. И здесь нельзя мириться с дилетантством и допускать ошибок, ибо цена им – здоровье человека.

Таким образом, спортивная деятельность – это сложнейшее социально-биологическое явление. Будучи социальным по своей сущности и имея конкретное педагогическое содержание и воспитательную направленность, оно в своем феноменологическом выражении, форме существования и развития имеет биологическую основу. Именно поэтому биологический аспект должен занимать важное место в научном поиске, направленном на решение проблем рационального построения и программирования тренировки, но вместе с тем он должен ориентироваться и осмысливаться в аспекте педагогических задач, выражающих социальную сущность спортивной деятельности

•Подготовка спортсмена среднего класса существенно отличается от тренировки спортсменов высокой квалификации. Для первых традиционные, сложившиеся принципы построения тренировки вполне обеспечивают прогресс мастерства, а для вторых они уже не столь эффективны. Не учитывая современной специфики подготовки спортсменов высокого класса, они вступают в противоречия с ее требованиями и превращаются в тормоз прогресса мастерства.

•Неотложная задача - выявление специфических особенностей подготовки квалифицированных спортсменов, переосмысливания и развития традиционных принципов, разработки новых, методических путей и соответствующих форм их подготовки.

•Тренировочный процесс необходимо создать, исходя из целевых задач, определяющих его содержание. Затем следует осуществить практическую реализацию принятой программы и проконтролировать ход ее выполнения, внося в нее коррекцию.

•Программирование – это предварительное определение стратегии, содержания и форм построения тренировочного процесса; организация – практическое осуществление его программы с учетом конкретных условий и реальных возможностей спортсмена; управление – контроль и регулирование хода тренировочного процесса по заданным критериям его эффективности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 384; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.222.12 (0.006 с.)