Аварийно-предупредительная сигнализация в машинном отделении. ( АПС) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аварийно-предупредительная сигнализация в машинном отделении. ( АПС)



 

Отечественная система централизованного автоматического контроля и управления вспомогательными механизмами выполняет следующие функции: непрерывное измерение 186 параметров, сравнение их с заданными предельными значениями и сигнализация с расшифровкой отклонений на мнемосхемах системы в центральном пульте управления; вся сигнализация разделяется на аварийную (60 параметров, которые фиксируются в памяти системы) и предупредительную (126 параметров) в рулевую рубку, каюту старшего механика, машинного отделения, столовую команды, кают-компанию, салон комсостава, каюту вахтенного механика, канцелярию (только на стоянке судна) в виде световых сигналов на табло и звукового сигнала (в машинном отделении — мощные мигающие источники света и сирены);

На посту управления в МКО для каждого двигателя должны быть установлены по одному обобщенному световому предупредительному и аварийному сигналу и общий звуковой сигнал по следующим контролируемым параметрам:

· минимальному давлению масла в смазочной системе на выходе двигателя; (аварийный сигнал)

· максимальной температуре воды замкнутого контура на выходе из двигателя; (аварийный сигнал)

· максимальной температуре масла на выходе из двигателя;

· максимальной температуре выносных упорных подшипников валопроводов (только предупредительная сигнализация);

· минимальному давлению масла в редукторах (только предупредительная сигнализация);

· минимальному уровню воды в расширительном баке внутреннего контура системы охлаждения (только предупредительная сигнализация);

· минимальному уровню топлива в расходной топливной цистерне;

· минимальному давлению в системе охлаждения замкнутого контура (только для установок с автономными насосами охлаждения);

· максимальной температуре, воды в системе охлаждения автономного компрессора.

· по короткому замыканию в рулевой машине (аварийный сигнал)

· по обрыву факела на форсунке котла (аварийный сигнал)

· по нижнему уровню воды в котле (аварийный сигнал)

     АПС на двигателях внутреннего сгорания.

Частота вращения.

Давление масла в системе смазывания на входе в двигатель.

Температура масла в системе смазывания двигателя.

Температура масла в системе смазывания двигателя.

Уровень воды в расширительном баке внутреннего контура охлаждения.

Давление воды во внутреннем контуре охлаждения.

Уровень масла в циркуляционной цистерне смазочного масла.

Температура выпускных газов перед турбиной.

Давление масла в передаче.

Температура масла в передаче.

Температура выносного упорного подшипника валопровода.

Давление прокачки водой дейдвудного подшипника валопровода.

Перегрузка двигателя.

Питание системы ДАУ двигателя.

Первичные двигатели генераторных агрегатов.

Частота вращения.

Давление масла на входе в двигатель.

Температура масла в системе смазывания двигателя.

Температура охлаждающей воды во внутреннем контуре на выходе из двигателя.

Уровень воды в расширительном баке внутреннего контура охлаждения.

Система сжатого воздуха.

Давление воздуха в пусковых сосудах главных двигателей.

Температура в системе охлаждения компрессора.

Какие установки в машинном отделении должны быть снабжены аварийно-предупредительной сигнализацией?

Сигнализация служит для предупреждения обслуживающего персонала о достижении предельных значений некоторых параметров на судне:

- главные и вспомогательные дизеля;

- котлы вспомогательные и утилизационные;

- сепаратор топлива и масла;

- компрессора пускового воздуха;

- масляные насосы или насос охлаждения;

- аварийный дизель-генератор;

- сепаратор льяльных вод;

- станция биологической очистки;

- инсинератор;

- рулевая машина.

    Кроме того, имеются самостоятельные независимые от технических систем и устройств схемы сигнализации, например авральная, пожарная, объемного пожаротушения, АПС, сигнализация о наличии воды в льялах и сточных колодцах, закрытия клинкетных дверей.

В качестве вызывной, дополнительной и дублирующей связи электрическая сигнализация входит в телефонные, телеграфные и другие установки.

Трюмная сигнализация предназначена для оповещения о не­допустимом повышении уровня воды под сланями. В качестве сиг­нализаторов используются мембранные датчики-сигнализаторы, которые устанавливаются в непосредственной близости от днища трюма.

Давление столба воды, поступившей в трюм, вызывает де­формацию мембраны, которая через толкатель передает движение на замыкающие контакты электрической цепи сигнализации. В ру­левой рубке на коммутаторе трюмной сигнализации появляется световой сигнал.

        Принимаются меры по откачке воды.

 

 По каким параметрам котла должна срабатывать аварийно-предупредительная сигнализация и защита?

В соответствии с требованием правил Регистра судовые паровые котлы обязательно оборудованы системой автоматического регулирования питания, горения и аварийно - предупредительной сигнализации (АПС), с сохранением ручного управления в качестве резервного.

Наличие автоматики не исключает полностью человека из сферы управления, а требует совершенствования связи оператора (вахтенной службы) со средствами управления и контроля.

АПС должна срабатывать в следующих случаях:

- при понижении уровня воды ниже предельного;

- при повышении уровня воды до верхнего предельного;

- при неисправностях в системах автоматического регулирования и устройствах защиты;

- при неисправностях в системах горения котлов

Защита котла:

Топочные устройства должны быть оборудованы защитой, срабатывающей в течение не более 1сек (для запальной форсунки не более 10сек) и автоматически прекращающей подачи топлива к форсунке в следующих случаях:

- в случае прекращения подачи воздуха;

- при обрыве факела;

- при достижении нижнего предельного уровня воды.

Требования Правил Регистра к авральной сигнализации.

Суда, на которых объявление аврала голосом или иным средством не может быть слышно одновременно во всех местах, где могут находиться люди, должны оборудоваться электрической авральной сигнализацией, обеспечивающей хорошую слышимость сигналов во всех таких местах.

Звуковые приборы должны устанавливаться в следующих местах:

1. в машинных помещениях;

2. в общественных помещениях, если их площадь превышает 150 м2;

3. в коридорах жилых, служебных и общественных помещений;

4. на открытых палубах;

5. в производственных помещениях.

Система авральной сигнализации должна питаться от судовой сети, а также от шин аварийного распределительного щита.

Допускается питание авральной сигнализации от судовой сети и от отдельной аккумуляторной

 батареи при наличии устройств для автоматического переключения цепей ав­ральной сигнализации на аккумуляторную батарею. В этом случае не требуется питания от аварийного и переходного источников электрической энергии.

Система авральной сигнализации должна обеспечиваться непрерывным питанием не­зависимо от того, находится батарея аккумуляторов в положении зарядки или разрядки.

    В случае применения отдельной аккумуляторной батареи для авральной сигнализации допускается питать от нее также другие устройства внутренней связи и сигнализации, если емкость батареи достаточна для одновременного питания всех потребителей в течение не менее 3 ч, а также, если эти устройства выполнены таким образом, что повреждение одной цепи не нарушает работы других цепей, если для этих устройств не предусмотрено более длительного времени питания.

Звуковые приборы авральной сигнализации должны располагаться таким образом, чтобы, сигнал был четко слышен при шуме в данном помещении. Звуковые приборы, уста­новленные в помещениях с большой интенсивностью шумов, должны снабжаться световой сигнализацией. Тональность приборов авральной сигнализации должна отличаться от тональности приборов других видов сигнализации.

Авральная сигнализация должна приводиться в действие при помощи двухполюсного

 замыкателя с самовозвратом из рулевой рубки и из помещения, предназначенного для несе­ния вахтенной службы при стоянке в порту, если оно имеется.

  Каковы особенности использования внутрисудовой связи?

К этим средствам относятся судовая автоматическая телефонная станция (АТС), судовая система громкоговорящей связи, машинный телеграф, звонки громкого боя, судовой колокол, мегафон, носимые УКВ радиостанции, губной свисток, звуковая и световая сигнализация о повышении температуры, появлении дыма, поступлении воды в судовых помещениях. Электрическая сигнализация широко применяется на судах в качестве дублирующей связи телеграфа и телефона. Судовая сигнализация—основное средство оповещения (все виды тревог, авральная, вахтенная и другие группы звонков). Безбатарейная парная телефонная связь.    

                                                                         

Системы синхронной связи.

 

Основные сведения.

При управлении судном необходимо передавать команды в машинное отделение об изменении частоты и направления вращения главных двигателей, знать о положении пера руля и т.п. Для этих целей используют машинные телеграфы, а также рулевые указатели.

Судовые телеграфы и рулевые указатели работают по принципу систем синхронной связи. Системой синхронной связи называется такая электромагнит­ная система, которая обеспечивает одновременное согласованное перемещение или повороты на заданный угол нескольких меха­нически не соединенных между собой валов механизмов или осей приборов. В индукционных системах синхронной связи датчиком и приемником служат специальные электрические машины перемен­ного тока, называемые сельси­нами. Эти системы по сравнению с другими обладают рядом пре­имуществ, которые обусловили их широкое применение, на су­дах. Их достоинствами являются:

1. высокая точность передачи уг­ла поворота (0,75—2,5°);

2. простая и одинаковая конст­рукция датчика и приемника;

3. самосинхронизация;

4. возможность получения лю­бого количества фиксированных положений;

5. надежность и безопасность в работе и др.;

    Устройство и принцип действия сельсинов.

Индукционные системы синхронной передачи названы так по­тому, что в качестве датчиков и  приемников они используют индук­ционные микромашины переменного тока - сельсины.

Сельсины имеют однофазную обмотку возбуждения, питаемую однофазным переменным током, и вторичную синхронизирующую трехфазную обмотку.

В зависимости от расположения этих об­моток различают сельсины контактные и бесконтактные.

Контактные сельсины в свою очередь могут быть двух видов:

1. с однофазной обмоткой на статоре и трехфазной обмоткой на роторе;

2. с однофазной обмоткой на роторе и трехфазной обмоткой на статоре.

У бесконтактных сельсинов обе обмотки расположены на статоре. У контактных сельсинов первого вида на статоре имеются два явно выраженных полюса (как у машин постоянного тока), на которых размещена обмотка возбуждения. Эта обмотка получает питание от сети переменного тока напряжением 36, 45, 110, 115 и 127 В частотой 50, 400 и 500 Гц (в зависимости от типа сельсина). Ротор выполнен с неявно выраженными полюсами. В пазы ротора укладывается трехфазная об­мотка, соединяемая обычно по схеме «звезда». На роторе расположены три контактных кольца со щетками на них, предназначенные для электрической связи с другими сельсинами.

Контактные сельсины второго вида имеют обращенную конструкцию, т.е. в пазах сердечника статора уложена трехфазная обмотка, а на роторе с явно выраженными полюсами расположена однофазная обмотка. Эти сельсины имеют ряд техниче­ских и эксплуатационных преимуществ по сравнению с сельсинами первого вида, а именно:

1. меньшее число контактных колец (два вместо трех);

2. синхронизирующий мо­мент в 1,5 раза больше, чем у сельсинов первого вида.

У бесконтактных сельсинов отсутствуют контактные кольца и щетки, так как у них и однофазная первичная, и трехфазная вторичная обмотки расположены на неподвижном статоре, а ротор представляет собой специальную конструкцию в виде двух постоянных магнитов, разделенных немагнитным материалом.

На рис. показаны магнитные системы различных сельсинов.

 

Принцип действия системы синхронной связи.

Принцип действия индукцион­ной синхронной передачи рас­смотрим на простейшем примере, когда к датчику подключен один приемник.

    Обмотки возбуждения сельси­нов - датчика ОВ и приемни­ка ОВ  - подключены к обще­му источнику однофазного пере­менного тока постоянной часто­ты. Протекающий по этим обмоткам переменный ток возбуждения вы­зывает одинаковые во времени  изменения маг­нитных потоков Ф возбуждения обоих сельсинов.

В исходном (согласован­ном) положении роторов трехфазные обмотки сельсинов имеют одинаковое пространст­венное положение относительно обмоток возбуждения. Поэтому в одноименных фазах трехфазных обмоток сельсинов будут индуктироваться одинаковые по величине и совпадающие по фазе э. д. с.

              Е = Е сosα; Е = Е сos (α - 120º); Е = Е сos (α - 240º),

где α – угол поворота ротора от исходного положения, в котором ось обмотки возбуждения

 статора и ось первой фазной обмотки ротора совпадали.

В соединительных проводах, связывающих между собой попарно одноименные фазные обмотки, э.д.с. этих обмоток находятся в противофазе (направлены встречно). Например, в нижнем проводе направлены встречно фазные э.д.с. датчика Е и приемника Е , которые компенсируют друг друга, поэтому ток в нижнем проводе не протекает. По той же причине не протекают токи в остальных двух проводах.

    При повороте ротора сельсина – датчика его фазные э.д.с. изменятся, т.е. равновесие между одноименными э.д.с. обоих сельсинов нарушится. В результате в проводах потекут т.н. уравнительные токи. При этом взаимодействие токов ротора с магнитными потоками статоров вызовет появление электромагнитных моментов.

У сельсина – датчика этот момент направлен против внешней силы, повернувшей ротор, т.е. стремится вернуть ротор в исходное положение. Однако этот ротор не может вернуться в исходное положение, т.к. он повернут, например, баллером руля.

В то же время такой момент у сельсина – приемника имеет противоположное направление и поворачивает ротор этого сельсина в ту сторону, в которую был, повернут ротор сельсина – датчика. На оси этого ротора закреплена легкая стрелка, которая поворачивается, указывая угол поворота ротора сельсина – датчика (в нашем примере – угол поворота пера руля.   

Машинные телеграфы.

 

Машинным телеграфом называется устройство, предназначен­ное для дистанционной передачи команд из рулевой рубки в ма­шинное отделение об изменении режима работы судовой силовой установки и передачи ответов об исполнении команд.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

Конст­руктивно машинный телеграф состоит из следующих основных приборов: передатчика-приемника, устанавли­ваемого в рулевой рубке и на крыльях мостика; приемника-передатчика, расположен­ного в ЦПУ или МО; аппаратуры сигнализации.

Внешний вид передатчика-приемника показан на рисунке.

     Передатчик-приемник машинного телеграфа (в рулевой рубке, на крыльях мостика)

Внутри передатчика-приемника расположены датчик команд и приемник отработки заданной команды с общей шкалой, на ко­торой нанесены команды, соответствующие режимам работы глав­ного двигателя.

На исполнительном посту (ЦПУ или МО) устанавливается приемник-передатчик, совмещающий приемник команд и датчик ответа о принятом при­казе. На шкале прибора написаны такие же команды, что и на приборе командного поста.

Приемник-передат­чик отличается от передатчика-приемни­ка тем, что в нем отсутствует освещение шкалы (в машинном отделении светло) и имеется система, которая ав­томатически включает звуковые и свето­вые сигналы для привлечения внимания команды и отключает приборы сигнали­зации после передачи правильного от­вета.

    Основными элементами судовых телеграфов переменного тока являются индукционные приборы синхронной связи - сельсины. В качестве сельсинов-датчиков используются контактные сельсины с однофазной обмоткой на роторе, в качестве приемников - бес­контактные сельсины.

В телеграфах нашли применение двойные (сдвоенные) сельсины - один датчик, другой приемник.

    На рисунке показана эле­ментная схема машинного теле­графа.

                      

       Элементная схема машинного телеграфа.

Посты управления ПУ1 - ПУЗ устанавливаются в рулевой рубке и на крыльях ходового

 мос­тика. Центральным является пост ПУ1 в рубке, где размещен датчик Д1 (передатчик приказа­ний) синхронной связи, поворот, которого можно осуществлять по­средством механической переда­чи с любого из трех постов уп­равления. Датчик Д1 соединен линией связи с приемником син­хронной связи П1 (приемник приказаний), расположенный в машинном отделении.

При подаче команды поворотом датчика Д1 стрелка приемника П1 устанавливается в положение, соответствующее той или иной команде.

В этом случае включается сигнальное устройство СУ, в которое входят ревун Р, сигнальная лампа Н и трещотки ТЩ. Рукоятка датчика Д2 (передатчик ответа) ставится обслуживающим персоналом в машинном отделении в положение, повторяющее положение стрелки приемника П1, что свидетельствует о приеме команды к исполне­нию.

Датчик Д2 соединен линией связи с приемниками П2 (при­емник ответа) постов управления

 ПУ1 - ПУЗ. Поворот датчика Д2 вызывает перемещение стрелок приемников П2 и установку их в положение, соответствующее поданной команде (стрелки совме­щаются с рукоятками постов управления ПУ1 - ПУЗ).

При совме­щенном положении рукоятки датчика Д2 и стрелки приемника П1 сигнальные

 устройство СУ выключает звуковую и световую сигнализацию (ревун Р, лампу Л и трещотки ТЩ).

 

Пожарная сигнализация. (ПС)

    Пожарной называется разновидность тревожной сигнализации, предназначенную для раннего обнаружения пожара, передачи оповещения о нем центральный пожарный пост (ЦПП), объявления общесудовой пожарной тревоги и включения пожарной защиты.

Функционирование современной ПС в общем случае предусматривает автоматизацию сбора и обработки информации о пожарном состоянии контролируемых помещений; оценки информации; формирование сигналов пожарной тревоги; включения средств пожарной защиты; индикации зон отказа и повреждения шлейфов (лучей) самой системы.

    Классификация ПС производится по контролируемым признакам пожара на тепловые, дымовые, и комбинированные системы; по способу сбора информации – на системы непрерывного и периодического контроля и по виду соединений – на лучевые и шлейфовые. Аналоговые ЦПС типа ТОЛ10-50-С-Т (температурная, оповещающая, лучевая), встречаются только на судах старой постройки. В настоящее время на судах монтируются ЦПП – цифровые с достаточно высокой степенью надежности, быстродействия и чувствительности.

 

 

                       

 

 

На диаграммах показана блочная функциональная система современной ЦПП ТИПА FF – 1517 – 2 фирмы NIPPON HAKUYO ELECTRONICS. Рис. 7.4 а, б.

 


 

 

Требования Правил Регистра к сигнализации обнаружения пожара.

    Автоматической сигнализацией обнаружения пожара должны быть оборудованы сле­дующие суда:

1. пассажирские;

2. грузовые, валовой вместимостью 500 рег. т и более;

    3. все суда, на которых в машинных помещениях категории А отсутствует постоянная вахта.

В помещениях, защищенных спринклерной системой, установка сигнализации обнаружения пожара не требуется.

    На судах, указанных выше, автоматической сигнализацией обнаружения пожара должны быть оборудованы следующие помещения (кроме помещений, в которых полностью отсутствует горючая среда):

1 все жилые и хозяйственные (кроме санитарно гигиенических, саун и провизионных кла­довых);

2. кладовые судовых запасов взрывчатых веществ, кладовые легко воспламеняющихся

 и горючих материалов, сварочные мастерские;

3. посты управления (за исключением ЦПУ, аккумуляторных и агрегатных);

4. недоступные грузовые помещения на пассажирских судах;

5. грузовые помещения судов, перевозящих не навалочные опасные грузы, включая

суда валовой вместимостью менее 500 рег. т;

6. помещения специальной категории;

7. закрытые грузовые помещения с горизонтальным способом погрузки и выгрузки (типа ро-ро);

8. закрытые грузовые помещения, приспособленные для перевозки автотранспорта с топливом в баках;

9. коридоры, трапы и пути эвакуации в районе жилых помещений на пассажирских судах со спринклерной системой и на грузовых судах при конструктивной противопожарной защите по способам 1С и II С;

10. помещения инсинераторов (устройств для сжигания жидких и твердых отходов);

11. пожароопасные зоны (такие, как места расположения или выгородки сепараторов, установок жидкого топлива и т.п.), не находящиеся под непрерывным наблюдением с места несения вахты в машинных помещениях категории А с постоянной вахтой.

В системах автоматической сигнализации обнаружения пожара могут применяться извещатели, срабатывающие под влиянием теплового или дымового эффекта либо дейст­вующие на других принципах, одобренных Регистром.

Световые извещатели могут приме­няться только в дополнение к дымовых или тепловым.

Тепловые извещатели в помещениях с нормальной температурой воздуха должны срабатывать в интервале температур 54...78°С, а в помещениях с высокой температурой воздуха, таких, как некоторые районы машинных помещений категории А, сушильные, камбузы, сауны и т.п. — в интервале 80...100°С при скорости повышения температуры не более 1 °С/мин.

Извещатели, устанавливаемые в дымоходах и воздуховодах котлов, должны срабатывать при температуре, превышающей максимальную рабочую температуру дымовых газов на 100° С.

Тепловые извещатели должны надежно работать при температуре по крайней мере на 5 °С выше температуры настройки чувствительного элемента.

В помещениях, указанных в п..9, должны устанавливаться дымовые извещатели, сра­батывающие до того, как плотность дыма достигнет значения, при котором ослабление света превысит 12,5% на 1м, но не раньше, чем плотность дыма достигнет значения, при котором ослабление света превысит 2% на 1м.

Дымовые извещатели, устанавливаемые в машинных помещениях категории А,

должны срабатывать при такой плотности дыма, при которой ослабление света достигает не более 50% на 1 м.

В машинных помещениях категории А могут также применяться извещатели, обна­руживающие очаг пожара по появлению пульсаций температуры (теплоимпульсные). Изве­щатели должны быть настроены на частоту пульсаций температуры от 1,9 - 2,3 Гц и выше и срабатывать при превышении амплитуды на (2±0,5)°С независимо от температуры помеще­ния.

Автоматические извещатели должны быть такого типа, чтобы после испытаний на срабатывание они возвращались в режим нормальной работы без замены каких-либо элементов.

Извещатели должны устанавливаться в каждом защищаемом помещении, ограниченном переборками, палубами и выгородками, в верхней части таким образом, чтобы обеспе­чивался беспрепятственный приток к ним продуктов сгорания. Эти извещатели должны быть защищены от ударов и подобных повреждений.     Извещатели, установленные на подволоке, должны отстоять от переборок не менее чем на 0.5 м.

При защите машинных помещений теплоимпульсными извещателями максимальная площадь палубы, обслуживаемая извещателем, должна составлять 50 м, а расстояние между центрами— не более 6 м.

 

Требования Правил Регистра к сигнализации предупреждения о пуске систем пожаротушения.

Сигнализацией предупреждения о пуске систем пожаротушения, должны быть оборудовании

 те помещения, в которых в условиях нормальной эксплуатации постоянно или пе­риодически могут находиться люди в связи с выполнением служебных обязанностей, напри­мер, таких как машинные помещения категории А и грузовые помещения за исключением небольших помещений, из которых путь эвакуации от наиболее удаленной части помещения до выходной двери из него не превышает 10 м; при этом высота трапа не превышает 2,5 м.

Сигнал предупреждения о пуске системы пожаротушения должен подаваться только в пределах того помещения, куда вводится огнетушащее вещество. Включение сигнализации предупреждения должно быть сблокировано с ручным и дистанционным пуском системы независимо от того, откуда производится пуск.

Сигнал пре­дупреждения должен подаваться в защищаемое помещение с таким расчетом, чтобы люди могли покинуть помещение до момента ввода огнетушащего вещества. Это время должно быть равно приблизительно 1-2 мин и определяться временем эвакуации от наиболее уда­ленной части помещения до выходной двери из него.

Сигнал должен быть четким, ясным, хорошо слышимым среди шума в помещении и по тону отличаться от других сигналов. В дополнение к звуковому сигналу должен быть установлен световой сигнал «Газ! Уход!».

 

Звуковое сигнальное устройство в насосном помещении должно быть:

1. пневматиче­ским, приводимым в действие сухим чистым воздухом;

2. или электрическим искробезопасного типа;

3. или электрическим с приводным механизмом, расположенным вне насосного помеще­ния.

В системе сигнализации обнаружения пожара, должны быть предусмотрены два неза­висимых источника питания электрической энергий. Если основным источником питания является судовая сеть, то резервным источником должна быть аккумуляторная батарея, емкость которой должна соответствовать требованиям предъявляемым к аварийных источникам на судах должно быть предусмотрено автоматическое переключение питания на резервный источник с подачей звуковой сигнализации о переключении питания.

Если основным источником является аккумуляторная батарея, должны быть предусмотрены

 две отдельные группы аккумуляторной батареи (основная и резервная), причем емкость каждой из них должна быть достаточной для работы системы сигнализации обнаружения пожара без подзарядки в течение не менее 3 суток.

Современный мировой флот снабжается новыми, разнообразными системами АПС специального назначения, цифровыми информационно-запоминающими устройствами по повышению уровня безопасности мореплавания и охраны судов. Данные направления требуют отдельного изучения.

 

 Судовое электрическое освещение и нагревательные приборы.

Светотехникой, в широком смысле этого слова, называется наука, которая изучает вопросы, связанные с генерированием, распределением и использованием лучистой энергии оптической области спектра, т.e в диапазоне волн длиной 10-780 мм.

Судовая светотехника рассматривает комплекс вопросов, связанных с созданием специальных источников света, световых приборов и систем, светосигнальных и осветительных устройств и т.п., с учетом специфических требований судостроения, судовождения и эксплуатации судов. Электрическое освещение на судах разделяется на основное (внутреннее и наружное), аварийное, малое аварийное и переносное.

  Основное внутреннее освещение используется во внутренних помещениях судна, а наружное – для освещения верхних открытых палуб и надстроек. Наружное освещение осуществляется светильниками или прожекторами заливающего света.

  Аварийное освещение применяется для временного обеспечения минимальной видимости в тех помещениях, где при прекращении основного освещения необходимо присутствие людей или обеспечение их безопасного выхода из помещения. Светильники аварийного освещения имеют специальные отличительные знаки, включаются централизованно (т.е. не имеют индивидуальных выключателей) и питаются от аварийной судовой электростанции.

  Аккумуляторное аварийное освещение применяется на судах с электрифицированными вспомогательными механизмами. Оно включается автоматически при исчезновении напряжения в основной сети освещения, а также при снижении напряжения сети основного освещения или большого аварийного освещения до 40% от номинального значения. Сеть аккумуляторного аварийного освещения питается от аккумуляторной батареи, (АБ) емкость которой должна обеспечить непрерывное питание нагрузки в течение ТРЕХ ЧАСОВ.

  Переносное освещение создает временное местное освещение дополнительно к основному при периодических осмотрах, обслуживании и ремонте судовых механизмов и устройств. Светильники переносного освещения питаются от источников пониженного напряжения через штепсель - трансформаторы напряжением 12 или 24 вольт.

  Питание судового освещения осуществляется, как правило, переменным током. Переменный ток при применении светильников с лампами накаливания не ухудшает эффективности освещения по сравнению с освещением на постоянном токе. Кроме того, переменный ток позволяет с помощью трансформаторов экономично и удобно получать на лампах безопасное напряжение. Переменный ток дает также возможность более комфортабельно оборудовать некоторые помещения светильниками с люминесцентными лампами. Тенденция перехода на переменный ток повышенной частоты (до 400 гц.) не служит помехой для применения люминесцентного освещения, так как разработаны схемы зажигания люминесцентных ламп при повышенной частоте.

   Напряжение питания судового освещения выбирается в соответствии со шкалой напряжений переменного тока: 6, 12, 24, 110, 127 и 220 вольт. С уменьшением напряжения увеличивается световой поток источника, что уменьшает требуемое число светильников. Кроме того, уменьшенное напряжение более удовлетворяет требованиям техники безопасности. Увеличение напряжения приводит к обратным результатам. Практикой установлено более целесообразным напряжение 110 и 220 вольт. Освещение на судах осуществляется с помощью светильников. Под световым прибором принято понимать всякое устройство, включающее в себя источник света и предназначенное для рационального перераспределения светового потока этого источника. В соответствии с целевым назначением световые приборы бывают осветительные, светосигнальные, проекционные, облучающие и др. назначения. Осветительные приборы обычно разделяются на две группы: приборы ближнего действия – светильники и дальнего действия – прожекторы. Светильник, как любой световой прибор, состоит из источника света и устройства, предназначенного для рационального перераспределения светового потока источника, защиты глаз от чрезмерной его яркости, предохранение источника от механических повреждений и загрязнения, а также для крепления источника и подведения к нему электрического тока. Совокупность приспособлений, предназначенных для выполнения перечисленных функций, называется осветительной арматурой. Осветительная арматура, кроме того, предохраняет колбы ламп накаливания от механических повреждений, а также от пыли, которая оседая на колбу, пригорает к ней, поглощая значительную долю светового потока.

Ряд серьезных требований предъявляются к осветительной арматуре, предназначенной для освещения пожароопасных и взрывоопасных помещений. Конструкция последних должна быть такой, чтобы исключить возможность попадания воспламеняющихся и взрывоопасных веществ внутрь светильника.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 2060; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.226.26 (0.096 с.)