Просвещение на территории беларуси в составе великого kняжества Литовского (XIV–XVI вв. ). Педагогические идеи и деятельность Н. Гусовского и Ф. Скорины. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Просвещение на территории беларуси в составе великого kняжества Литовского (XIV–XVI вв. ). Педагогические идеи и деятельность Н. Гусовского и Ф. Скорины.



В период с XIV по первую половину XVII века Беларусь входит в состав Великого Княжества Литовского (ВКЛ). На ее территории в это время существовали четыре системы образования, отличавшиеся по своей конфессиональной направленности, содержанию обучения, формам и методам преподавания. Православное направление образования. Во-первых, церковноприходские, монастырские школы. Они открывались духовенством, содержались за счет церкви и находились под покровительством митрополита и епископов. В таких школах в основном обучались дети духовенства и зажиточных граждан. Школьники обучались письму, счету, чтению, пению, умению говорить проповеди, в некоторых школах – греческому языку. Во-вторых, частные школы, школы при княжеских дворах. Они готовили обучающихся для хозяйственной и общественной деятельности, ведения летописей. В этих школах преподавали чтение, письмо, счет, в некоторых – греческий и латинский языки. В-третьих, школы домашнего обучения, ремесленное ученичество (параллельно с обучением ремеслу дети получали и элементарные навыки по письму и счету) и индивидуальное обучение (его осуществляли «мастера грамоты»). Чаще всего такое обучение ограничивалось чтением, письмом, пением молитв, счетом. Католическое направление в образовании. В XVI – первой половине XVII на территории Беларуси открывается множество католических учебных заведений. Это были: а) парафиальные – начальные католические школы при католических приходах, позволяющие детям получить элементарное образование (чтение, письмо, иногда счет); б) соборные или кафедральные – средние школы при костелах, включающие три класса, руководимые схоластиком, содержание образования в которых включало кроме латинского чтения, письма, грамматики, польского и греческого языков, музыки, арифметики, сентенций древних философов еще и семь свободных наук; (первой кафедральной школой на территории Беларуси была Виленская (1387); позднее такие школы появились в Полоцке, Витебске, Бресте, Минске, Могилеве и других городах) в) фундушевые школы – школы, открываемые на частные средства, как правило, ничем не отличающиеся от соборных школ; г) епархиальные школы - основное внимание уделяли чтению, письму, основам арифметики, латинскому языку, основам учений древних философов, изучению католической религии, умению произносить проповеди. Протестантское направление в образовании (конец XVI – первая половина XVII вв.). На территории Беларуси существовало несколько типов протестантских школ: лютеранские, кальвинистские и арианские. Обучение в лютеранских школах осуществлялось на родном языке, одним из основных предметов являлись основы вероучения.

Большинство белорусских протестантов (Радзивилы, Сапеги, Хадкевичи и другие) были кальвинистами, поэтому большая часть протестантских школ в Беларуси были кальвинистскими. В этих школах обучались дети местной белорусской шляхты. В начальных школах изучались чтение, письмо, счет, религия, катехизис. В школах повышенного типа (наиболее известные Виленская и Слуцкая) – латинский, греческий, польский, староеврейский языки, греческая литература, этика, риторика, история, законодательство, логика, математика и физика (двум последним внимания уделялось меньше). В уставе Слуцкой школы были сформулированы правила для учащихся, режим занятий, моральный кодекс, обязанности учителя, описывались методики опросов и испытаний. В школе было 4 класса. Обучение в каждом классе составляло два года. В процессе обучения проводились лекции, беседы, диспуты. В ответах учащихся ценилась самостоятельность выводов. Со второй половины XVI века в Беларуси ширится новое протестантское течение – арианство. Содержание образования в арианских школах было довольно насыщенным и обширным: латинский, греческий, древнееврейский языки, философия, риторика, право, теория музыки, история, эстетика, география, природоведение, физика, математика,

медицина. Однако самой прогрессивной системой образования явились братские школы[1], осуществлявшие массовое обучение по классно-урочной системе. Они создавались национальными общинами на собственные средства со второй половины XVI века с целью противостояния иноземной (польской) культуре. Обучение в них было качественным и давало хорошие результаты, поскольку было направлено на развитие самостоятельности учащихся. Первая братская школа была открыта в Вильно в 1584 году. В середине XVII века братские школы, как и протестантские, под давлением католической церкви прекращают свое существование.

Франциск Скорина (до 1490 – ок.1551). Родился в Полоцке в купеческой семье. Имел степень бакалавра философии (Краковский университет 1506 г.), а в 1512 сдает экзамен на доктора медицинских наук в Италии в Падуанском университете. Издательскую деятельность начал в Праге в 1517 году. В течении двух лет издал 23 книги под общим названием "Библия", "Библия русская". В начале 1520 основывает типографию в Вильно, издает "Малую подорожную книжицу", "Апостол", "Пражский псалтырь" и "Канонник". Деятельность Ф.Скорины была выдающимся вкладом в развитие белорусской культуры, общественной мысли белорусского народа. Он впервые издал библию на славянском языке, что явилось огромным вкладом в развитие грамотности не только белорусского народа, но и в других славянских странах. Скорина адаптировал традиционный церковнославянский язык в сторону сближения с тогдашним белорусским литературно-письменным языком, небольшой формат книг был удобен читателю, был упрощен кириллический алфавит.

Педагогические идеи Ф.Скорины.

• демократизация образования;

• книга как средство просвещения;

• опора на родной язык;

• значение трудового воспитания;

• воспитание чувства собственного достоинства;

• формирование "досконального человека" – духовно-нравственной личности;

• ориентация на практические действия.

Николай Гусовский (1470?-1533?) белорусский поэт, гуманист, просветитель, представитель новолатинской школы, выдающийся деятель славянской культуры. Родился в семье охотника, образование получил в Вильно, Польше, Италии. В 1522 году написал свое лучшее произведение "Песня о внешности, дикости зубра и охоте на него" (Песнь о зубре), где изложил многогранную идейно-эстетическую, педагогико-просветительскую программу. Проповедовал патриотизм и уважение к славянским народам. Им были написаны поэма "Победа над турками" и др.

Педагогические идеи.

• не преуменьшая роли умственного воспитания большое внимание, уделял трудовому воспитанию;

• с целью морально-этического совершенствования общества, повышения его образованности пропагандировал систему латинского европейского образования;

• в воспитании отводил большую роль общению с природой, искусству и науке;

• важным считал патриотическое воспитание;

• на первое место ставил метод упражнений;

• первичным считал воспитание духовности (сила духа важнее, чем сила тела).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.117.109 (0.006 с.)