Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Просвещение на территории беларуси в составе великого kняжества Литовского (XIV–XVI вв. ). Педагогические идеи и деятельность Н. Гусовского и Ф. Скорины.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В период с XIV по первую половину XVII века Беларусь входит в состав Великого Княжества Литовского (ВКЛ). На ее территории в это время существовали четыре системы образования, отличавшиеся по своей конфессиональной направленности, содержанию обучения, формам и методам преподавания. Православное направление образования. Во-первых, церковноприходские, монастырские школы. Они открывались духовенством, содержались за счет церкви и находились под покровительством митрополита и епископов. В таких школах в основном обучались дети духовенства и зажиточных граждан. Школьники обучались письму, счету, чтению, пению, умению говорить проповеди, в некоторых школах – греческому языку. Во-вторых, частные школы, школы при княжеских дворах. Они готовили обучающихся для хозяйственной и общественной деятельности, ведения летописей. В этих школах преподавали чтение, письмо, счет, в некоторых – греческий и латинский языки. В-третьих, школы домашнего обучения, ремесленное ученичество (параллельно с обучением ремеслу дети получали и элементарные навыки по письму и счету) и индивидуальное обучение (его осуществляли «мастера грамоты»). Чаще всего такое обучение ограничивалось чтением, письмом, пением молитв, счетом. Католическое направление в образовании. В XVI – первой половине XVII на территории Беларуси открывается множество католических учебных заведений. Это были: а) парафиальные – начальные католические школы при католических приходах, позволяющие детям получить элементарное образование (чтение, письмо, иногда счет); б) соборные или кафедральные – средние школы при костелах, включающие три класса, руководимые схоластиком, содержание образования в которых включало кроме латинского чтения, письма, грамматики, польского и греческого языков, музыки, арифметики, сентенций древних философов еще и семь свободных наук; (первой кафедральной школой на территории Беларуси была Виленская (1387); позднее такие школы появились в Полоцке, Витебске, Бресте, Минске, Могилеве и других городах) в) фундушевые школы – школы, открываемые на частные средства, как правило, ничем не отличающиеся от соборных школ; г) епархиальные школы - основное внимание уделяли чтению, письму, основам арифметики, латинскому языку, основам учений древних философов, изучению католической религии, умению произносить проповеди. Протестантское направление в образовании (конец XVI – первая половина XVII вв.). На территории Беларуси существовало несколько типов протестантских школ: лютеранские, кальвинистские и арианские. Обучение в лютеранских школах осуществлялось на родном языке, одним из основных предметов являлись основы вероучения. Большинство белорусских протестантов (Радзивилы, Сапеги, Хадкевичи и другие) были кальвинистами, поэтому большая часть протестантских школ в Беларуси были кальвинистскими. В этих школах обучались дети местной белорусской шляхты. В начальных школах изучались чтение, письмо, счет, религия, катехизис. В школах повышенного типа (наиболее известные Виленская и Слуцкая) – латинский, греческий, польский, староеврейский языки, греческая литература, этика, риторика, история, законодательство, логика, математика и физика (двум последним внимания уделялось меньше). В уставе Слуцкой школы были сформулированы правила для учащихся, режим занятий, моральный кодекс, обязанности учителя, описывались методики опросов и испытаний. В школе было 4 класса. Обучение в каждом классе составляло два года. В процессе обучения проводились лекции, беседы, диспуты. В ответах учащихся ценилась самостоятельность выводов. Со второй половины XVI века в Беларуси ширится новое протестантское течение – арианство. Содержание образования в арианских школах было довольно насыщенным и обширным: латинский, греческий, древнееврейский языки, философия, риторика, право, теория музыки, история, эстетика, география, природоведение, физика, математика, медицина. Однако самой прогрессивной системой образования явились братские школы[1], осуществлявшие массовое обучение по классно-урочной системе. Они создавались национальными общинами на собственные средства со второй половины XVI века с целью противостояния иноземной (польской) культуре. Обучение в них было качественным и давало хорошие результаты, поскольку было направлено на развитие самостоятельности учащихся. Первая братская школа была открыта в Вильно в 1584 году. В середине XVII века братские школы, как и протестантские, под давлением католической церкви прекращают свое существование. Франциск Скорина (до 1490 – ок.1551). Родился в Полоцке в купеческой семье. Имел степень бакалавра философии (Краковский университет 1506 г.), а в 1512 сдает экзамен на доктора медицинских наук в Италии в Падуанском университете. Издательскую деятельность начал в Праге в 1517 году. В течении двух лет издал 23 книги под общим названием "Библия", "Библия русская". В начале 1520 основывает типографию в Вильно, издает "Малую подорожную книжицу", "Апостол", "Пражский псалтырь" и "Канонник". Деятельность Ф.Скорины была выдающимся вкладом в развитие белорусской культуры, общественной мысли белорусского народа. Он впервые издал библию на славянском языке, что явилось огромным вкладом в развитие грамотности не только белорусского народа, но и в других славянских странах. Скорина адаптировал традиционный церковнославянский язык в сторону сближения с тогдашним белорусским литературно-письменным языком, небольшой формат книг был удобен читателю, был упрощен кириллический алфавит. Педагогические идеи Ф.Скорины. • демократизация образования; • книга как средство просвещения; • опора на родной язык; • значение трудового воспитания; • воспитание чувства собственного достоинства; • формирование "досконального человека" – духовно-нравственной личности; • ориентация на практические действия. Николай Гусовский (1470?-1533?) белорусский поэт, гуманист, просветитель, представитель новолатинской школы, выдающийся деятель славянской культуры. Родился в семье охотника, образование получил в Вильно, Польше, Италии. В 1522 году написал свое лучшее произведение "Песня о внешности, дикости зубра и охоте на него" (Песнь о зубре), где изложил многогранную идейно-эстетическую, педагогико-просветительскую программу. Проповедовал патриотизм и уважение к славянским народам. Им были написаны поэма "Победа над турками" и др. Педагогические идеи. • не преуменьшая роли умственного воспитания большое внимание, уделял трудовому воспитанию; • с целью морально-этического совершенствования общества, повышения его образованности пропагандировал систему латинского европейского образования; • в воспитании отводил большую роль общению с природой, искусству и науке; • важным считал патриотическое воспитание; • на первое место ставил метод упражнений; • первичным считал воспитание духовности (сила духа важнее, чем сила тела).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.10.104 (0.006 с.) |