Мировые тенденции развития высшей школы. Болонский процесс. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мировые тенденции развития высшей школы. Болонский процесс.



Система высшего профессионального образования должна не просто соответствовать социально-экономическим и политическим изменениям в стране, но и осуществлять свою деятельность на основе ближнесрочных и долгосрочных прогнозов с учетом мировых социокультурных и образовательных тенденций.

Важнейшими тенденциями и особенностями развития системы высшего образования в мире выступают:

1.Быстрые темпы развития высшего образования, массовость высшей школы.Так, количество поступающих в высшие учебные заведения выпускников школ в 1995 г. в развитых странах составило – 60%, в Северной Америке – 84%, в развивающихся странах число охваченных высшим образованием увеличилось за последние годы в 11 раз. В настоящее время в Республике Беларусь насчитывается 340 студентов на 10000 населения, что является высоким показателем для стран Европы.

2. Расширение сферы образовательных потребностей обучающихся студентов, что способствует диверсификации (увеличение разнообразия) учебных планов и программ, возникновению новых специализаций и специальностей, которые находятся на стыке двух или нескольких научных областей или учебных дисциплин.

3. Создание единого образовательного пространства в условиях его интернационализации. Создание единого образовательного пространства предполагает:

– признание дипломов, ученых степеней и квалификаций,

– реализацию двухступенчатой структуры высшего образования, включающей бакалавриат и магистратуру,

– использование единой системы кредитных (зачетных) единиц при освоении образовательных программ,

– разработку европейских стандартов качества образования с применением сравнимых критериев и способов их оценки.

4.Качественное изменение требований к подготовке специалиста для производства. В современной производственной сфере наблюдается соединение нескольких форм деятельности: производственной, исследовательской и проектно-конструкторской. Это способствует созданию экспериментальных производств, направленных на разработку новых, более

эффективных технологий, обеспечивающих повышение качества продукции. Интеллектуальный потенциал современного общества определяется освоением новых типов мышления, развитием новых видов деятельности, созданием новых технологий.

В этой связи изменяется роль вузовской науки и практики: они должны обеспечивать в процессе подготовки будущих специалистов соединение учебной, научно-исследовательской, проектно-конструкторской форм деятельности в единый процесс совершенствования существующих и создания новых технологий и систем деятельности.

Это определяет необходимость обновления содержания образования в современном вузе: оно должно быть не только «знаниевым», но и «деятельностным» и обеспечивать формирование у студентов опыта освоения и создания новых типов деятельности.

5.Повышение роли непрерывного самообразования. В настоящее время в высшей школе в течение 4-6 лет в условиях интенсивного развития науки, производственной сферы осуществляется подготовка специалистов, срок профессиональной пригодности которых исчисляется 3-5 годами. В условиях быстрого «старения» знаний специалист нуждается в повышении квалификации или профессиональной переподготовке. По некоторым оценкам зарубежных исследователей специалист в течение года вынужден проводить в учреждениях системы последипломного образования до трети своего рабочего времени. В этой связи важнейшей задачей в процессе профессиональной подготовки специалистов выступает формирование у них системы аутодидактических умений (умений учить самого себя) и потребности в постоянном самообразовании

6.Изменение способов организации и управления учебным процессом в вузе, что предполагает перевод студента из пассивной позиции объекта учебно-познавательной деятельности в активную, рефлексивно-исследовательскую позицию субъекта. Такой подход определяет необходимость создания в образовательном процессе условий для усвоения студентами умений самоопределения, самообразования и профессионального самосовершенствования. Важнейшими условиями выступают реализация развивающих или личностно-ориентированных технологий, основанных на активных, исследовательских формах и методах обучения; увеличение доли самостоятельной работы, использование INTERNET. Это предполагает серьезную активизацию учебной и научно-исследовательской работы будущих специалистов, увеличение ее плотности и насыщенности, количества отчетных и контрольных мероприятий.

Болонский процесс — процесс сближения и гармонизации систем высшего образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда была подписана Болонская декларация. Одной из основных целей Болонского процесса является «содействие мобильности путём преодоления препятствий эффективному осуществлению свободного передвижения». Для этого необходимо, чтобы уровни высшего образования во всех странах были максимально сходными, а выдаваемые по результатам обучения научные степени — наиболее прозрачными и легко сопоставимыми. Это, в свою очередь, напрямую связано с введением в вузах системы перезачёта кредитов, модульной системы обучения и специального Приложения к диплому. Это также находится в тесной связи с реформированием учебных планов.

Решение участвовать в добровольном процессе создания Европейского пространства высшего образования было оформлено в Болонье представителями 29 стран. На сегодняшний день процесс включает в себя 48 стран-участниц из 49 стран. Болонский процесс открыт для присоединения других стран. Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года. В 2005 году - Украина. О присоединении Белоруссии к Болонскому процессу и вступлении её в Европейское пространство высшего образования было объявлено 14 мая 2015 года в Ереване на Конференции министров образования стран ЕПВО и форуме по Болонской политике.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.161.116 (0.006 с.)