Вклад П. П. Блонского и С. Т. Шацкого в становление советской педагогики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вклад П. П. Блонского и С. Т. Шацкого в становление советской педагогики.



Большую созидательную роль в преобразовании школьной системы СССр 20-30-х гг., создании советской педагогики сыграли такие видные деятели, как С.Т.Шацкий, П.П.Блонский.

Станислав Теофилович Шацкий(1878-1934), видный русский и советский педагог, организатор экспериментальных учебно-воспитательных учреждений, внёс существенный вклад в разработку и реализацию идей социальной педагогики, которая вызвала большой интерес и на Западе.

До революции участвовал в создании и работе учебно-воспитательных учреждений «Сеттлемент» (1906) и «Бодрая жизнь» (1911), где вёл поиск новых форм и методов воспитательной работы. В основу деятельности этих учреждений был положен коллективный труд и самоуправление.

После революции принял участие в работе научно-педагогической секции ГУСа по составлению новых программ для школ первой ступени, включавших в себя комплекс разных воспитательно-образовательных и просветительских учреждений: детские сады, школы, внешкольные учреждения, просветительские учреждения для взрослых, курсы для учителей. Центрально задачей было исследование влияния среды на развитие ребёнка, использования в воспитательной деятельности всего ценного и позитивного в культуре среды, активное включение родителей в воспитательный процесс.

Шацкий рассматривал школу как центр воспитания в микросреде, координатора всех воспитательных воздействий. Обобщая свой опыт работы, он пришёл к выводу о необходимости системной организации содержания учебного и воспитательного процесса школы в масштабе государства. При этом организующим ядром школьной жизни он считал эстетическое воспитание, которое в единстве с трудовым выступает в качестве катализатора творческого потенциала личности.

Павел Петрович Блонский (1884-1941), известный русский и советский педагог, психолог, автор более 200 книг и статей по различным проблемам психологии, педагогики, истории, философии. Изданный им «Курс педагогики» (1916) получил широкую известность среди педагогической общественности.

После революции принимал участие в работе научно-педагогической секции ГУСа, участвовал в составлении школьных программ, писал учебники для школы («Красная зорька») и педагогических вузов («Педология»), в Москве организовал высшее педагогическое учебное учреждение нового типа- Академию социального воспитания.

Блонский уделял большое внимание разработке основ трудовой политехнической школы. Его книга «Трудовая школа» (1919) принесла ему всемирную известность. В ней он рассмотрел следующие проблемы: связь трудового обучения с общим образованием, а также содержания общего и политехнического образования с современным состоянием науки.

29.Н.К. Крупская- теоретик и организатор советской педагогики и системы народного образования.

Единообразие школьной системы означало что «все дети должны поступать в один и тот же тип школы и начинать свое образование одинаково; все имеют право идти по лестнице к её наивысшим ступеням». В то же время отрицалась однотипность школы, либо её «уравниловка», что выразилось в создании в 20-е годы различных типов школ (школыклубы, школы-коммуны, школы-студии и др.). В сельской местности особую роль сыграли опытно-показательные учреждения при Наркомпросе, аналогичные Первой опытной станции по народному образованию С.Т. Шацкого, либо «Школе жизни» Н.И. Поповой и др.

Первая опытная станция по народному образованию была создана в 1919 году с

двумя отделениями (сельским – в Калужской области и городским – в Москве) и представляла собой научно-производственное объединение нового типа, в которое входили школы I и II ступеней с интернатами для детей, детские сады, внешкольные учреждения для взрослых, а также курсы повышения квалификации учителей. Руководил практической и опытной работой всех учреждений Станции выдающийся российский педагог Станислав Теофилович Шацкий(1878 – 1934). Его считают основателем нового направления в педагогической науке – социальной педагогики, изучающей процессы становления и развития личности ребенка в широком социальном окружении. Проблема воздействия социального окружения на формирование личности ребенка нашла отражение в таких работах С.Т. Шацкого, как «Изучение жизни и участие в ней», «Школа и строительство жизни», «Деревенские дети и работа с ними» и др.

Рассматривая различные модели школы, различные подходы к взаимосвязи её с социальным окружением, педагог пришел к выводу, что школа должна быть центром, организующим детское окружение в широком масштабе: экономику, быт, природные условия, – то есть факторы, формирующие человеческие типы. Гармонизация различных видов деятельности детей должна осуществляться согласно склонностям и интересам каждой личности. С.Т. Шацкий раскрыл механизм действия такой организации, показал конкретные пути и формы организации деятельности её воспитанников.

Педагогом были также определены пять основных элементов детской жизнедеятельности: физический труд, игра, искусство, умственная деятельность и социальная жизнь. Организацию трудовой деятельности соединение обучения с производительным трудом он ставил на

первое место, при этом обращая внимание на то, что детский труд должны пронизывать игра, искусство, творчество, эстетическое окружение. «Нельзя обучить искусству, надо думать о жизни детей в сфере искусства», – писал педагог-новатор. Он стремился включить как можно больше детей в различные формы управления делами коллектива. Из целей и сущности воспитания как подготовки человека через организацию его деятельности к жизни в обществе вытекает принцип самодеятельности и самоуправления. Он связан с разновозрастным строительством детского коллектива, является основой сотрудничества старших подростков с младшими детьми, сотрудничества педагога и детей. Стиль взаимоотношений учителя и детей, в понимании С.Т. Шацкого и его

коллег, – это уважение к личности ребенка, доверие, глубокая человечность, правдивость, простота.

30. Практическая и теоретическая деятельность А.С. Макаренко, ее влияние на

развитие отечественной и зарубежной теории и практики воспитания
Антон Семенович Макаренко(1888 – 1939) вошел в историю мировой педагогической науки как создатель оригинальной концепции воспитания. Ему удалось осуществить грандиозный социально-педагогический эксперимент по перевоспитанию беспризорных подростков, вернув этих социально-запущенных детей (около трёх тысяч) к нормальной жизни. А.С. Макаренко удалось на практике реализовать идею школы нового типа – воспитательного учреждения, в основе организации которого находились принципы демократизма, самоуправления, сотрудничества. В созданных им коллективах (колонии имени А.М. Горького и коммуне имени Ф.Э. Дзержинского) были успешно соединены обучение и производительный труд, действовал хозяйственный расчет, самофинансирование и др.

Руководство детской колонией для несовершеннолетних правонарушителей неподалеку от Полтавы в 1920 году принял уже опытный педагог-практик. Работу пришлось начинать в очень трудных условиях. Однако в течение 3 – 4 лет было создано образцовое воспитательное учреждение – «Трудовая колония имени А.М. Горького», число воспитанников которой к 1926 году составило 120 человек. В этом же году колония была переведена в Куряж под Харьков, где жили еще 280 крайне запущенных детей. Посетив колонию в 1928 году, А.М. Горький писал: «Кто мог столь неузнаваемо изменить, перевоспитать сотни детей, так жестоко и оскорбительно помятых жизнью? Организатором и заведующим колонией является А.С. Макаренко. Это бесспорно талантливый педагог. Колонисты действительно любят и говорят о нем тоном такой гордости, будто они сами создали его».

С 1927 года А.С. Макаренко участвовал в организации детской трудовой коммуны имени Ф.Э. Дзержинского в пригороде Харькова, где был создан высокоорганизованный детский коллектив. В коммуне применялись новые методы трудового воспитания. Если в первой колонии использовались сельскохозяйственный труд и работа в мастерских (столярной, слесарной, сапожной и др.), то в коммуне было организовано промышленное производство. Здесь впервые в СССР начали изготавливать фотоаппараты марки «ФЭД» и электросвёрла. Кроме экономического значения это производство имело большое педагогическое значение, требуя от воспитанников большой аккуратности и точности в работе. Воспитанники коммуны работали на предприятиях по 4 часа в день и учились в средней школе коммуны, совмещая образование с производительным трудом. По окончании школы они успешно поступали в ВУЗы.

В 1936 году А.С. Макаренко оставляет свою педагогическую деятельность, переезжает в Москву и начинает заниматься литературной деятельностью – обобщением педагогической деятельности в воспитательных учреждениях. Наиболее известны такие произведения, как «Педагогическая поэма» (1933 –1935), «Флаги на башнях» (1938), «Книга для родителей» (1937).

 

30. Практическая и теоретическая деятельность А.С. Макаренко, ее влияние на развитие отечественной и зарубежной теории и практики воспитания
Антон Семенович Макаренко(1888 – 1939) вошел в историю мировой педагогической науки как создатель оригинальной концепции воспитания. Ему удалось осуществить грандиозный социально-педагогический эксперимент по перевоспитанию беспризорных подростков, вернув этих социально-запущенных детей (около трёх тысяч) к нормальной жизни. А.С. Макаренко удалось на практике реализовать идею школы нового типа – воспитательного учреждения, в основе организации которого находились принципы демократизма, самоуправления, сотрудничества. В созданных им коллективах (колонии имени А.М. Горького и коммуне имени Ф.Э. Дзержинского) были успешно соединены обучение и производительный труд, действовал хозяйственный расчет, самофинансирование и др.

Руководство детской колонией для несовершеннолетних правонарушителей неподалеку от Полтавы в 1920 году принял уже опытный педагог-практик. Работу пришлось начинать в очень трудных условиях. Однако в течение 3 – 4 лет было создано образцовое воспитательное учреждение – «Трудовая колония имени А.М. Горького», число воспитанников которой к 1926 году составило 120 человек. В этом же году колония была переведена в Куряж под Харьков, где жили еще 280 крайне запущенных детей. Посетив колонию в 1928 году, А.М. Горький писал: «Кто мог столь неузнаваемо изменить, перевоспитать сотни детей, так жестоко и оскорбительно помятых жизнью? Организатором и заведующим колонией является А.С. Макаренко. Это бесспорно талантливый педагог. Колонисты действительно любят и говорят о нем тоном такой гордости, будто они сами создали его».

 

С 1927 года А.С. Макаренко участвовал в организации детской трудовой коммуны имени Ф.Э. Дзержинского в пригороде Харькова, где был создан высокоорганизованный детский коллектив. В коммуне применялись новые методы трудового воспитания. Если в первой колонии использовались сельскохозяйственный труд и работа в мастерских (столярной, слесарной, сапожной и др.), то в коммуне было организовано промышленное производство. Здесь впервые в СССР начали изготавливать фотоаппараты марки «ФЭД» и электросвёрла. Кроме экономического значения это производство имело большое педагогическое значение, требуя от воспитанников большой аккуратности и точности в работе. Воспитанники коммуны работали на предприятиях по 4 часа в день и учились в средней школе коммуны, совмещая образование с производительным трудом. По окончании школы они успешно поступали в ВУЗы.

В 1936 году А.С. Макаренко оставляет свою педагогическую деятельность, переезжает в Москву и начинает заниматься литературной деятельностью – обобщением педагогической деятельности в воспитательных учреждениях. Наиболее известны такие произведения, как «Педагогическая поэма» (1933 –1935), «Флаги на башнях» (1938), «Книга для родителей» (1937).

А.. Макаренко разработал стройную педагогическую систему, методологической основой которой является педагогическая логика,трактующая педагогику как «прежде всего практически целесообразную науку». Такой подход означает необходимость выявления закономерного соответствия между целями, средствами и результатами воспитания.
Концентрацией методики системы воспитания, по А.С. Макаренко, является идея воспитательного воздействия коллектива, суть которой заключается в необходимости формирования единого трудового коллектива педагогов и воспитанников, жизнедеятельность которого служит питательной средой для развития личности и индивидуальности. Педагогом также была предложена технология поэтапного формирования коллектива, выделены принципы его формирования. Система перспективных целей, методика параллельного действия, отношения ответственной зависимости, принцип гласности и другие были направлены на формирование лучшего в личности воспитанников, на то, чтобы обеспечить им чувство уверенности в своих силах и защищенности, для сформирования постоянной потребности движения вперед.

В своих работах выдающийся советский педагог дал выразительно очерченное определение детскому коллективу, выделив его главные отличительные черты: наличие общей социально значимой цели; организация совместной разносторонней деятельности; система взаимного соподчинения, которая реализуется через наличие органов самоуправления; связь детского коллектива с другими коллективами, прежде всего с педагогическим (педагогическое руководство детским коллективом); ощущение собственной значимости, которое возникает из представления о ценности своего коллектива; ориентировка на способность ощущать, что происходит вокруг тебя; способность к «торможению», умение уступить другу, не ссориться; внешняя подтянутость и эстетическая выразительность детского коллектива и личности, которая реализуется через игру и традиции.

 

В ответе на главный вопрос: Как же воспитать такой коллектив? – и заключается главная заслуга талантливого педагога-практика. Первым шагом на пути создания коллектива является постановка целей, причем таких, которые имеют отношение к жизни всех воспитанников и не расходятся с интересами общества, не противопоставлены ему. Исходя из важнейшей закономерности воспитания в коллективе – «закона движения коллектива» – А.С. Макаренко впервые в педагогике разработал принцип, который он назвал «система перспективных линий» (целей). Методика этой работы заключается в организации всё новых, более ценных перспектив как перед каждой личностью, так и перед всем коллективом, двигаясь от близкой к средней и даже далекой перспективе.

По мнению А.С. Макаренко, процесс формирования коллектива проходит ряд этапов.

На первом этапе (педагог сравнивал его с «сухим песком») в качестве средства, способствующего сплочению детей в коллектив, выступает единоличное требование педагога к учащимся. Большинство воспитанников практически сразу принимают данные требования. Показателями, по которым можно судить о том, что группа переросла в коллектив, являются: мажорные (бодрость, готовность к действию и т.п.) стиль и тон, качественный уровень всех видов предметной деятельности и выделение реально действующего актива. О наличии актива можно судить по проявлениям инициативы со стороны учащихся и общей стабильности группы.

На втором этапе развития коллектива (сравнение с «мокрой глиной») основным проводником требований к личности должен быть актив. Педагогу в связи с этим необходимо отказаться от злоупотребления прямыми требованиями, направленными непосредственно к каждому воспитаннику. Здесь вступает в силу метод реального действия, поскольку педагог имеет возможность опереться в своих требованиях на группу учащихся, которые его поддерживают. Однако сам актив должен иметь реальные полномочия, и только с выполнением этого условия педагог вправе предъявить требования к активу, а через него и к отдельным воспитанникам. Таким образом, категорическое требование на данном этапе должно стать требованием коллектива. Если этого нет, то нет и коллектива в истинном смысле.

Третий этап (сравнивается с «маяком», «пылающим факелом» и т.п.) органично вырастает из второго, сливается с ним. «Когда требует коллектив, когда коллектив сближается в известном тоне и стиле, работа воспитателя становится математически точной, организованной работой», – писал А.С. Макаренко. Положение, «когда требует коллектив», говорит о сложившейся в нем системе самоуправления. Это не только наличие органов коллектива, но и, главное, наделение их реальными полномочиями, переданными педагогом. Только с полномочиями появляются обязанности, а с ними и необходимость в самоуправлении.

По мнению многих современных педагогов, теория А.С. Макаренко приобрела в настоящее время «поистине безграничную актуальность». Его умение организовать учебно-воспитательный процесс, его педагогическое мастерство являются неисчерпаемым источником педагогического познания.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 1017; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.150 (0.013 с.)